Понижают в должности что делать
Как справиться с понижением в должности
Соавтор(ы): Colleen Campbell, PhD, PCC. Доктор Коллин Кэмпбелл — основательница и генеральный директор центров карьерного и личностного развития Ignite Your Potential в области залива Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Аккредитована Международной федерацией коучинга в качестве профессионального сертифицированного коуча (PCC). Получила степени магистра и PhD по клинической психологии в Софийском университете и занимается карьерным коучингом с 2008 года.
Количество источников, использованных в этой статье: 8. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 14 125.
Получить понижение в должности на работе можно по многим причинам, и не все они связаны с производительностью труда. Возможно, в компании проходит сокращение или реорганизация. [1] X Источник информации Какой бы ни была причина, этот опыт может быть очень болезненным и унизительным, однако можно предпринять некоторые шаги, чтобы утешить уязвленное самолюбие и улучшить как ситуацию, так и будущее своей карьеры.
Карьерный и личностный тренер
Потратьте некоторое время на размышления. Колин Кэмпбелл, основатель и генеральный директор Ignite Your Potential, говорит: «Если вас понизили в должности, самое время сделать шаг назад и посмотреть на свои цели в более широкой перспективе. Критически оцените, что вам дает компания, чтобы убедиться, что вы находитесь в правильном месте. Потом попробуйте составить план, как добиться большего и обрести успех в будущем».
Игра на понижение. Как пережить карьерное падение?
Сегодня от увольнения не застрахован никто: кризис коснулся как рядовых сотрудников, так и топ-менеджеров. Чтобы не остаться без работы вовсе, уволенные руководители вынуждены соглашаться на понижение в должности. Для них потеря высокого статуса стала настоящим концом света. Эксперты дают три совета, как пережить понижение в должности.
Займитесь собой
Нет ничего удивительного в том, что понижение в должности привело к стрессу и разочарованию. Не давайте негативным эмоциям выбить вас из колеи и снизить вашу работоспособность. Увеличивая количество выкуренных сигарет и объедаясь сладостями, вы не спасетесь от стресса, а вгоните себя в затяжную депрессию. Уделяйте больше времени себе, своему здоровью и физической форме.
Лучший способ борьбы с депрессией — спорт и активный отдых. Выплескивайте свою агрессию в спортзале или бассейне. Это не только поможет вам отвлечься, но и обеспечит энергией для покорения новых карьерных вершин.
Избавьтесь от командного тона
Разумеется, ни один разжалованный руководитель не испытывает желания вновь проделывать весь утомительный карьерный подъем ступенька за ступенькой. Ваше намерение мгновенно прыгнуть из рядовых в генералы вполне закономерно, но не спешите строить наполеоновские планы.
Раскрывать свой потенциал нужно, но постепенно и с умом. Помните о том, что ваше начальство в первую очередь будет проверять ваши профессиональные качества на соответствие занимаемой должности. Возможно, вы великолепный стратег, способный обеспечить компании успех и процветание, но это не означает, что с первого дня необходимо давать начальству советы по переустройству уклада офисной жизни.
Делайте свою работу и ждите подходящего момента. Не раздавайте советы направо и налево, не старайтесь перекричать всех коллег на совещании и не выступайте в качестве
эксперта в тех сферах, которые не связаны напрямую с вашей должностью. Каким бы великолепным специалистом вы ни были, первое время сотрудники будут воспринимать вас как постороннего человека, а ваши советы начальник может расценивать как угрозу его собственному авторитету.
Тех же правил стоит придерживаться и в отношениях со своими коллегами. Самая большая ошибка, которую вы можете допустить, — это начать с первого же дня проявлять свои лидерские качества. Если не хотите создать впечатление властного и агрессивного человека и тем самым настроить против себя весь коллектив, постарайтесь умерить командные нотки в голосе и не смотрите на новых сослуживцев свысока.
Нелишним будет также понаблюдать за жизнью коллектива, присмотреться к коллегам. Теплые дружеские отношения с сослуживцами помогут вам быстрее привыкнуть к новому месту работы и свести негативные эмоции к минимуму.
Ищите положительные стороны
Постарайтесь найти плюсы в вашем временном положении. Если новая должность значительно ниже предыдущей и не требует такой ответственности, скорее всего, теперь у вас появится больше свободного времени, которое можно использовать по своему усмотрению. Вы наконец-то сможете уделять время любимому хобби и чаще проводить вечера в обществе друзей и домочадцев.
Ну, а если праздная жизнь не для вас и вы стремитесь как можно скорее вернуть себе все утраченные регалии, самое время заняться своим образованием. Зачастую у ведущих топ-менеджеров не хватает времени на то, чтобы выучить, например, иностранный язык. Теперь такой шанс у вас есть. Начните посещать курсы повышения квалификации, тренинги, займитесь чтением профессиональной литературы.
Понижение в должности может не только стать для вас горьким жизненным опытом, но и послужить поводом для самоанализа. Постарайтесь разобраться в собственных желаниях: готовы ли вы начать строить свою карьеру заново или, может быть, вы созрели для того, чтобы начать собственный бизнес?
Шаг назад: как пережить понижение в должности
Понижение в должности может случиться с каждым сотрудником. По статистике, такая ситуация происходит с 46% персонала. Причины могут быть разные: невыполнение должностных обязанностей, реструктуризация компании, сокращение рабочих мест. Если это случилось с вами, необходимо выстроить правильную тактику поведения, которая позволит сохранить отношения с руководителем и в будущем восстановить свой статус.
О том, как это сделать, рассказывает Мария Тронина — корпоративный консультант, эксперт в области построения корпоративной карьеры, поиска работы и развитию лидерских навыков, вице-президента по финансам Mastercard, основатель онлайн-школы «Карьера как игра».
Как понять, объективно ли вас понизили в должности?
Понижение, вызванное невыполнением должностных обязанностей, не должно быть для сотрудника сюрпризом. Ранее он наверняка получал замечания, выговоры или предупреждения. Если нет, встает вопрос о профессионализме руководителя и эффективности его коммуникации с подчиненными.
Какой бы ни была причина понижения, первое, что нужно сделать сотруднику, — получить от начальства обратную связь. Но действовать нужно осторожно. Сначала выслушайте руководителя. Если внутри клокочут негодование и возмущение, и вы не владеете техникой эмоционального контроля, лучше взять паузу, успокоиться и прийти на встречу с «холодной головой» (читайте также: «Обратная связь: как правильная критика поможет вам стать успешнее»).
Вопросы, которые стоит задать непосредственному начальнику:
Связано понижение с дисциплинарными нарушениями или реструктуризацией?
Есть ли время и возможность продемонстрировать лучшие результаты на прежней должности, особенно если не было performance review (оценки продуктивности персонала)?
Что входит в спектр обязанностей на новом рабочем месте?
Сколько времени отводится на переходный период?
Как будет коммуницировано это изменение в компании?
Что произойдет, если вы не согласитесь на новую должность?
Эти вопросы помогут не только выяснить причины понижения, но и принять верное решение: остаться в компании или уйти.
Как преодолеть кризис и продолжить развитие в компании?
Если вы решили продолжить работу, необходимо действовать профессионально и быть открытым к обратной связи. Ни в коем случае нельзя проявлять недовольство, иначе вы будете лишены перспектив. Руководители не терпят в коллективе токсичных людей, заряжающих негативом остальных сотрудников.
Прислушайтесь к замечаниям и претензиям начальника, попробуйте представить себя на его месте. Если у вас были некоторые успехи на прежней должности, проанализируйте, почему руководитель их не замечал.
Осознав свои ошибки, начните выстраивать план по восстановлению репутации. Но не ждите быстрых результатов. Потребуется около полугода упорного труда, чтобы вернуть утраченный статус.
Сотруднику, который решил остаться в компании, придется провести кропотливую работу над своим эмоциональным состоянием. Охватившие вас негативные эмоции стоит преобразовать в продуктивную энергию, которая в короткое время сделает из вас top performer.
Важно честно спросить себя: «Что я потерял?». Чаще всего с должностью человек связывает статус, стабильность, карьерные перспективы, финансовое вознаграждение. Подумайте, как ваше новое место поможет сохранить положение, и есть ли смысл оставаться в компании.
Правила поведения для руководителя и подчиненного
Со стороны руководителя должна быть правильная оценка потенциала сотрудников. Кроме low performer, существует категория талантливых людей, которые просто работают не на своем месте, и потому не эффективны. Задача начальника и HR-отдела — создать для такого человека план развития в соответствии с его потенциалом.
Сотрудник в свою очередь заинтересован найти для себя ментора (среди коллег, работников HR), который поможет выстроить карьерный путь и правильные коммуникации с другими агентами влияния, повысить результативность и вернуть утраченную репутацию.
Для эффективной работы руководителя и подчиненного также важна объективная обратная связь. Если сотрудник не справляется с обязанностями, начальник не должен давать субъективную оценку («ты плохо работаешь», «ты нам не подходишь» и так далее). Необходимо озвучивать результат действий или бездействия в цифрах, предложить конкретные шаги, способные поменять ситуацию. Такой подход усиливает мотивацию и говорит о профессионализме руководителя.
Подчиненный тоже должен требовать объективную обратную связь, чтобы понять, насколько справедливо его понизили, и что нужно исправить.
В каком случае лучше уйти из компании?
Уход из компании возможен в том случае, если вы не видите для себя перспектив развития или не разделяете ценности руководства и своих коллег (читайте также: «Встать и уйти: 5 ситуаций, когда уволиться — самое правильное решение»). Не стоит увольняться сразу: можно некоторое время поработать, одновременно подыскивая новое место.
Если в компании прошла реструктуризация, при отсутствии нареканий можно договориться об увольнении по соглашению сторон и получить финансовую компенсацию.
Понижение не повод расстраиваться. Возьмите ситуацию в свои руки и проявите себя с лучшей стороны. Возможно, это лишь ступенька в новом направлении вашего карьерного взлета.
Понижение в должности: как отстоять свои права?
Что делать, если работодатель собирается понизить вас в должности? В каких случаях понижение законно, а в каких – нет? Как оно должно проводиться? На что нужно обратить внимание?
Как это часто бывает – работник вроде полезный, но работодатель ему заявляет: я тебя перевожу на должность ниже. Причины? Они могут быть самые разные: желание взять на должность своего человека, стремление как-то повлиять на работника (если увольнять его всё-таки не хочется), нередко – просто банальное желание платить меньше.
С одной стороны, вполне понятно стремление работодателя сэкономить. С другой стороны – у работника в этой ситуации прямо противоположные интересы. Поэтому неплохо бы разобраться: правомерно ли понижение? В каких случаях оно законно? Как оно должно проводиться?
Представление об этом имеют очень немногие руководители, а работники – еще меньше. Попробуем покопаться – может быть, лучше вообще работника не трогать? Может быть, иногда проще уволить его, а не переводить с одной должности на другую?
Аттестация
Иногда, чтобы понизить работника, руководство проводит аттестацию. Но понизить в должности по результатам аттестации нельзя – такой вариант не предусмотрен трудовым законодательством.
Правда, по результатам аттестации работника могут уволить. Например, по статье 81 (часть 1, пункт 3) ТК РФ – за «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации».
Иногда работодатели применяют такой метод: по результатам аттестации работника собираются увольнять, а в качестве альтернативы предлагают ему добровольно перейти на нижестоящую должность. Но если работник все-таки против, то сначала его увольняют, а потом предлагают вновь принять на работу – на более низкую должность. В этом случае с точки зрения закона всё выглядит верно: ведь формально понижения в должности не было.
Но и в этом случае можно отстоять свои права. Давайте разберёмся – как должна проводиться аттестация? Ведь любая составляющая этого процесса может быть оспорена в суде, и если суд признает, что аттестация проведена неправильно – сотрудника восстановят на работе. Провести юридически грамотную аттестацию – не так просто. А любые ошибки работодателя дадут работнику дополнительный шанс выиграть судебный процесс.
Во-первых, аттестация должна быть проведена в соответствии с Положением об аттестации, принятом в организации. Есть оно у вас на работе? Чаще всего, такой документ на предприятии отсутствует, но ведь если его нет – то и аттестации быть не может. Это — уже плюс для работника.
Во-вторых, должен иметься определенный состав аттестационной комиссии – в нее должны входить люди, которые хоть как-то должны разбираться в производственной деятельности работника. Ну, например: вы – единственный юрист на предприятии или единственный главбух, или единственный слесарь. Кто реально может оценить ваш труд? Никто – а это повод для обжалования решения руководства в суде.
Нет, на больших предприятиях такую комиссию учредить можно, набрать в нее профильных специалистов – тоже, но и тут оспорить выводы такой комиссии о непригодности работника вполне реально.
Работодатель может, конечно, заказать проведение аттестации сотрудников у посторонней фирмы, специализирующейся на подобных услугах, и аттестация будет проведена на высоком профессиональном уровне. Но это обойдется работодателю куда дороже, чем расстаться с сотрудником, например, по соглашению сторон, выплатив ему несколько окладов в качестве компенсации.
Так что, если вы работаете в небольшой фирме, и вам предложили аттестацию ради понижения – ее можно особо не опасаться. Конечно, отнестись к аттестации всё равно нужно очень внимательно. Но, повторимся, восстановление на работе в такой ситуации – не такое уж сложное дело.
Пример. Руководство фирмы решило понизить работника в должности или уволить его как не прошедшего аттестацию. Приказ о назначении аттестации генеральным директором издан, другим приказом итоги аттестации тоже утверждены. Однако работник с итогами аттестации не согласился и обратился в суд и иском о восстановлении на работе. Как уволенному сотруднику восстановиться?
В первую очередь работнику надо обратить внимание суда на факт его ознакомления (а точнее — неознакомления) под роспись с приказами руководителя о назначении и итогах аттестации.
Далее нужно помочь суду установить, а был ли сотрудник ознакомлен с Положением об аттестации или нет.
Разумеется, стоит указать и на состав аттестационной комиссии – насколько он был компетентен. Можно ходатайствовать перед судом о запросе у работодателя протокола заседания аттестационной комиссии (опять же, надо выяснить, ознакомлен ли с ним работник), содержания аттестационных материалов – в общем, всего, что связано с процедурой аттестации. И тогда шансы у работника будут весьма высоки – где-то какая-то ошибка в процедуре точно найдется.
Сокращение штатов или численности работников
Сокращение штатов или численности персонала не всегда проводится работодателями именно ради сокращения – иногда это просто способ изменить уровень зарплат.
Например, работник занимает должность старшего менеджера по продажам, а работодатель решает, что платить этому сотруднику можно меньше, чем ныне. Тогда работник предупреждается за два месяца о сокращении штатов, как и положено по закону.
Согласно части 1 статьи 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). Вот работнику и предлагается должность обычного менеджера, а не старшего, должность же старшего менеджера сокращается.
Может ли работодатель так поступить? Да, если процедура увольнения по сокращению штатов или численности проведена идеально.
Но тогда может ли работник что-то сделать в такой ситуации? Как ни странно, – да, может. Работнику надо исследовать его предыдущий трудовой договор и предыдущую должностную инструкцию и сравнить их тексты с вновь предложенными документами. И если комплекс прав и круг обязанностей у вас остался прежним, а изменилось лишь наименование должности, то можно оспорить в суде и саму законность сокращения.
Изменение условий трудового договора
Теперь рассмотрим случай, когда работодатель может понизить работника в должности на законных основаниях.
Как известно, условия трудового договора обязательны для соблюдения обеими сторонами – и работником, и работодателем. Однако статья 74 ТК РФ дает возможность работодателю изменить условия договора, в том числе и в плане изменения трудовой функции и занимаемой работником должности, и размера выплачиваемой ему заработной платы. Но – важный момент! – это возможно лишь по причинам, «связанным с изменением организационных или технологических условий труда». Следовательно, в случае возникновения трудового спора работодатель будет вынужден доказывать наличие, реальность и объективность таких изменений, а это не всегда так просто.
Как и в случае с сокращением штатов, работник должен быть предупрежден об изменении условий трудового договора за два месяца до введения таких изменений. Если же работника новые условия не устраивают, то администрация обязана (подчеркнем – в письменной форме ) предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу. При этом ему может быть предложена как должность, полностью соответствующая его квалификации, так и нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа. Главное – чтобы эту работу сотрудник мог выполнять без ущерба его здоровью.
Если сотрудник занять такую должность не согласен – его увольняют по пункту 7 части 1 статьи 77 ТК РФ, а если он не против – тут, как мы видим, возможно и понижение в должности, и уменьшение размера заработной платы.
Пример. Предприятие закупило новое оборудование, с которым работник справиться не может, поскольку не имеет соответствующей квалификации и опыта.
У работодателя здесь два вполне законных варианта: обучить работника труду на новом оборудовании или предупредить его об изменении технологических условий труда и предложить ему нижестоящую вакантную должность.
Но руководство предприятия должно быть готово к судебному процессу – собрать всю возможную документацию и по старому, и по новому оборудованию, а также иметь специалистов, которые просто и понятно смогут изложить суду разницу между старым и новым оборудованием.
В любом из предложенных вариантов понижения работника в должности есть свои плюсы и минусы, но работодателю надо помнить о том, что процедуру необходимо соблюсти просто идеально, а работнику – что увольнение или понижение в должности – не катастрофа, оспаривать такие действия работодателя можно и нужно.
И, разумеется, стоит посоветовать сторонам действовать как можно проще (лучше всего, конечно, в рамках статьи 74 ТК РФ) – здесь будет меньше шансов совершить ошибку и, соответственно, понести финансовые потери.
Какие основные выводы можно сделать?
1. Есть только один законный повод для прямого понижения в должности: его предусматривает Статья 74 ТК РФ. Но понижение возможно лишь по причинам, «связанным с изменением организационных или технологических условий труда».
2. Аттестация и сокращение штатов и численности персонала не могут использоваться для понижения работника в должности.
3. В случае «сомнительного» понижения в должности работник может отстоять свои права через суд, и его шансы при этом довольно велики. Впрочем, как известно, «наши люди» судиться не любят. Но и забывать о своих правах тоже не стоит: чем лучше вы их знаете, тем меньше у работодателя будет соблазнов решать свои проблемы именно за ваш счёт.
Работодатель угрожает уволить, если я не соглашусь на понижение зарплаты
Работодатель прислал мне по почте дополнительное соглашение, по которому я перехожу на удаленную работу, а мой оклад уменьшается в два раза. Соглашение бессрочное, причина нововведений — изменение структуры компании. Мне сказали, что если я не подпишу документ, то меня уволят в течение 14 дней.
Вправе ли работодатель так со мной поступить? И что делать в этой ситуации?
Работодатель действительно может предложить вам новые условия работы. По закону это возможно только при определенных обстоятельствах. Вы вправе согласиться на новые условия или отказаться — решать вам.
Если откажетесь, работодатель может расторгнуть трудовой договор с вами. Но процедура увольнения в таком случае сложнее, чем вам сообщили.
Когда работодатель может изменить условия работы
Устраиваясь на работу, вы подписали с работодателем трудовой договор. В этом документе прописаны условия работы, в том числе ваш оклад. Работодатель может в одностороннем порядке изменить почти все условия, кроме трудовой функции работника. Но для этого должна быть веская причина.
К таким причинам трудовой кодекс относит изменения организационных и технологических условий труда, при которых сотрудник уже не может работать как раньше.
Например, в компании есть служба безопасности. Раньше она занималась всем: внутренними расследованиями, проверкой контрагентов, взысканием дебиторской задолженности и судебными спорами. Но потом появился юридический отдел, которому передали некоторые обязанности этой службы. В результате у безопасников резко уменьшилась нагрузка — это и есть изменение организационных условий труда.
Или в компании работает специалист по продажам. Сначала он целыми днями общался с потенциальными клиентами по телефону. Потом компания купила специальную программу — умного робота, который сам обзванивает клиентов. Специалист по продажам теперь почти весь день бездельничает: за него трудится робот. Это изменение технологических условий труда.
Ваш работодатель указал в качестве основания для уменьшения оклада изменение структуры компании, то есть организационных условий труда. Но просто указать причину мало: если дело дойдет до суда, работодателю придется доказывать, что изменения действительно были, и объяснять, в чем они заключались и как отразились на вашей работе. Про суд с работодателем расскажу дальше.
Как увольняют из-за несогласия с новыми условиями
Работодатель должен предупредить работника о предстоящих изменениях письменно за два месяца. А если работодатель ИП, то срок предупреждения — не менее 14 дней.
Если сотрудник согласен с новыми условиями работы, с ним подписывают дополнительное соглашение к трудовому договору. Если не согласен, работодатель обязан письменно предложить ему другие вакансии, которые у него есть. Причем и те, что соответствуют квалификации сотрудника, и нижестоящие должности.
Если сотрудник не согласен работать в новых условиях, отказался от всех предложений работодателя или вакантных должностей не было, его увольняют и выплачивают выходное пособие в размере среднего заработка за две недели.
Если работодатель нарушит процедуру, увольнение можно обжаловать в суде. Вот какие нарушения встречаются чаще всего:
Что делать вам
Я вижу два варианта: найти компромисс с работодателем или бороться за свои права.
Найти компромисс. Я не знаю, в какой ситуации оказался ваш работодатель. Не исключено, что он действительно не в состоянии платить зарплату полностью и пытается хоть как-то остаться на плаву. Мы уже разбирали похожую ситуацию. С другой стороны, работодатель мог по-человечески все объяснить сотрудникам и попросить войти в положение, а не ставить ультиматумы.
Вы можете пойти навстречу компании, но подписывать бессрочное дополнительное соглашение я не советую: проблемы у работодателя когда-нибудь закончатся, а урезанный в два раза оклад останется.
Лучше предложите прописать в соглашении конкретный срок действия новых условий. Например, один месяц вы будет получать половину оклада, а потом, когда выйдете в офис, размер зарплаты автоматически восстановится.
Бороться за свои права. Работодатель сообщил, что уволит вас в течение 14 дней, если вы не согласитесь на снижение зарплаты. Так действительно может быть, если вы работаете на индивидуального предпринимателя.
При этом вы вправе оспорить такое увольнение в суде. Но нужно поспешить: срок исковой давности — месяц со дня расторжения трудового договора. Обращение в суд для вас бесплатно: работники не платят госпошлину.
В суде работодателю придется объяснять, какие именно изменения структуры в компании произошли и почему из-за этого ваша зарплата должна сократиться вдвое. Если его объяснения судью не устроят или выяснится, что он допустил нарушения при увольнении, вас восстановят на работе. Кроме того, работодателя заставят выплатить компенсацию морального вреда, а еще зарплату за время вынужденного прогула с момента увольнения до восстановления.
Например, в Архангельской области директор техникума уволила преподавательницу из-за того, что та отказалась работать на новых условиях. Зарплата сотрудницы состояла из оклада и надбавки за выслугу лет. Директор техникума урезала надбавку в четыре раза, о чем предупредила преподавательницу заранее — более чем за два месяца. Та не согласилась.
Преподавательница обратилась в суд и потребовала восстановить ее на работе, взыскать с работодателя средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Директор техникума в суде объяснила, что уменьшила надбавку ради экономии средств премиального фонда. Сохраненные деньги она планировала направить на выплаты другим сотрудникам, чтобы они эффективнее работали.
Суд решил, что в этом случае нет ни организационных, ни технических изменений условий труда. А раз так, директор не имела права принудительно урезать преподавательнице надбавку и увольнять ее из-за несогласия с новыми условиями.
Преподавательницу восстановили на работе, а работодателя заставили выплатить ей средний заработок за время вынужденного прогула в размере 36 тысяч рублей и 10 тысяч компенсации морального вреда.
Директор техникума подала апелляционную жалобу, но безрезультатно: решение суда оставили в силе.
Суды не всегда встают на сторону работника. Нигде нет полного перечня, что считать организационными и технологическими изменениями условий труда, а что нет. В каждом случае судья должен изучить обстоятельства дела, документы и принять решение с учетом всех нюансов.
Вот обратный пример, когда работодателю удалось доказать, что он уволил работника законно. И таких случаев, кстати, немало.
Женщина была начальницей лаборатории. Основной заказчик, который пользовался услугами лаборатории, расторг с ней договор. В результате организация осталась без работы, почти весь персонал сократили, а начальнице лаборатории предложили перейти на четырехчасовую рабочую неделю. По новым условиям ее зарплата должна была уменьшиться в 10 раз, на что она не согласилась.
Тогда работодатель расторг с ней договор в связи с отказом от работы на новых условиях. Женщина решила, что просто так не сдастся, и подала иск в суд.
Суд все проверил. До расторжения договора с заказчиком лаборатория проводила по 668 измерений в месяц, а после — в 10 раз меньше. Раньше в подчинении начальницы лаборатории было 13 человек, а после сокращения осталось всего два лаборанта. То есть объем работы и нагрузка у нее резко сократились.
Судья посчитал, что эти события относятся к организационным изменениям условий труда и их можно считать уважительной причиной для пересмотра условий трудового договора. Суд женщина проиграла, потом подала апелляцию, но опять проиграла.
Что в итоге
Работодатель может изменить почти все условия трудового договора по организационным или технологическим причинам. Нельзя менять только условие о трудовой функции работника.
Об изменениях работодатель должен уведомить работника письменно. Срок уведомления — не позднее двух месяцев, если работодатель — юрлицо, и 14 дней, если ИП.
Если работник не согласен работать на новых условиях, работодатель обязан предложить ему другие вакантные должности, когда они есть.
В том случае, если вакантных должностей нет или они работника не устроили, его увольняют с выплатой выходного пособия в размере среднего заработка за две недели.
В случае нарушения работодателем процедуры изменения условий трудового договора его действия можно оспорить в суде.
Даже если вы готовы пойти навстречу работодателю, не подписывайте бессрочное соглашение. Настаивайте, чтобы в нем прописали конкретную дату, до которой будут действовать нововведения.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.