Понедельник начинается в субботу что это значит
Смысл произведения «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких
«Понедельник начинается в субботу» — самое оптимистичное произведение братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Эту повесть они написали в 1965 году, когда эра «шестидесятников» еще не закончилась. История об ученых написана с неподражаемым юмором. В принципе подобная литература считается развлекательной. Однако в повести есть и определенный смысл.
Повесть состоит из трех глав. Каждая из них имеет свой сюжет, но они связаны между собой одними и теми же персонажами и местом действия.
Главный герой повести – программист Александр Привалов. Волею случая он оказывается в музее под названием ИЗНАКУРНОЖ (нетрудно догадаться, что это значит), в котором хранятся загадочные артефакты. В том числе и сказочные. Александру хочется выяснить природу феноменов щуки, которая умеет исполнять желания, толстого говорящего кота, волшебного зеркала. Однажды ему в руки попадает неразменный рубль, который после того как им расплатились за покупки, возвращается к владельцу. Возникает неприятная ситуация и Привалов оказывается в милиции. Вернувшись в музей, герой обнаруживает исчезновение дивана, на котором он спал. Данный предмет мебели на самом деле был транслятором реальности и являлся научно-исследовательским реквизитом. В конце главы Привалова приглашают на постоянную работу. Эта глава называется «Суета вокруг дивана».
Во второй главе Александр уже работает в некой организации НИИЧАВО — институте магии и чародейства в должности заведующего вычислительным центром. Однажды его дежурство выпадает на Новый Год. К своему удивлению он обнаруживает, что, несмотря на праздник, много сотрудников продолжает работать. Тут-то и выясняется, почему повесть называется «Понедельник начинается в субботу». Оказывается, сотрудники института не любят выходные и праздничные дни, поскольку их все время тянет на работу.
Вторая глава носит название «Суета сует». Плавное течение работы нарушается внезапным событием. В повествовании появляется новый персонаж – профессор Выбегалло. Этот «ученый» занимается созданием «человека совершенного». Но пока профессору удалось создать лишь кадавра, который ест все подряд и в любых количествах. Выбегалло руководствуется идеей, что сначала его детище должно удовлетворить свои материальные запросы, после чего оно начнет духовно развиваться. Но, вместо этого, кадавр лопается от переедания.
Но профессор не оставляет своей идеи и пытается создать полностью удовлетворенного человека. Ему это даже удается. Но созданный им гомункул, вместо того чтобы духовно совершенствоваться, начинает присваивать все ценности, до которых может дотянуться. В результате общими усилиями Потребителя удается закрыть в бутылке с джинном. Последний уничтожает творение профессора до того, как оно становится всемогущим.
В третьей главе, которая называется «Всяческая суета» речь идет о машине времени, хотя этот термин в тексте не упоминается. Привалов знакомится с директором НИИЧАВО Янусом Полуэктовым. Александр становится свидетелем того, как в кабинете начальника умирает говорящий попугай. На следующий же день птица жива и здорова. Выясняется, что основной задачей института является обоснование теории существования материальных объектов и событий в обратном временном порядке. На этом повесть заканчивается.
В свое время «Понедельник начинается в субботу» пользовался огромной популярностью, особенно в среде молодых ученых. С удовольствием повесть читают и сейчас. При сочинении «Понедельника…» Стругацкие писали некоторых своих персонажей с реальных людей. В основном их знакомых научных работников. А вот профессор Выбегалло является карикатурой на две весьма зловещие фигуры: академика Лысенко и писателя-фантаста Александра Казанцева. Все знают, какой огромный ущерб нанес Лысенко отечественной генетике. Казанцев же существенно навредил советской фантастике.
Особого смысла в свою повесть Стругацкие не вкладывали. Основная мысль, которая лежит на поверхности – это энтузиазм ученых, которые стремятся совершить прорыв в науке, открыть что-то новое. Немного затронута тема бюрократии в науке. А вот продолжение «Понедельника…» — «Сказка о тройке» уже является злободневной и весьма ядовитой сатирой. Поэтому прочитать ее во времена СССР было довольно сложно.
Понедельник начинается в субботу
« | — Вам известно постановление Учёного совета? — осведомился тощий. — Мне, товарищ Дёмин, известно, что понедельник начинается в субботу, — угрюмо сказал Корнеев. | » |
— Диалог бюрократа и учёного |
«Понедельник начинается в субботу» — одно из самых известных и весёлых произведений Стругацких. Определить жанр повести не так-то просто (в статье «Научная фантастика» жанр обозначили как «Научное фэнтези»). Сами авторы назвали его «сказка для научных сотрудников младшего возраста». И действительно, для привычной научной фантастики (которую писали в т. ч. и АБС) Сказочный мир и Легендарная реальность — абсолютно чуждые сеттинги, а в мире сказок и мифов неуместны реалии советского НИИ. Но в ПНвС Странная альтернативная реальность — советская действительность перемешана с волшебными, мифическими и сказочными элементами. Сейчас уже понятно, что братья написали своё произведение в направлении Магический реализм, в котором эти миры органично совмещаются. Магический НИИЧАВО (НИИ чародейства и волшебства) и творящиеся вокруг него чудеса поначалу удивляют протагониста, однако позже он привыкает к ним, как и все жители городка. Сотрудники института, которые пытаются найти практическое применение всевозможным магическим и паранормальным явлениям, не скрываются, к ним приезжают журналисты, их изобретения внедряются в быт. Просто о сотрудниках мало кто знает, так как магия как отрасль науки (в сеттинге она ближе к высшей математике, чем к маханию палочкой) мало кому из неспециалистов интересна (да и маги не слишком «рисуются» на публику — разве что Выбегаллы какие-нибудь…). И вообще это вполне обычные учёные, со всеми положительными и отрицательными вытекающими. Только волшебники.
Содержание
Сюжет [ править ]
Повесть состоит из 3 историй и послесловия.
Герои [ править ]
Тропы и штампы [ править ]
— Good God! — сказал Ойра-Ойра, протирая запорошённые глаза. — Canst thou not come in by usual way as decent people do. Sir, — добавил он.
— Beg thy pardon. [1] [2]
— …Замерцали экраны, загремели планетарные двигатели, в которых взрывался ка-гаммаплазмоин… — Как-как? — спросил Витька. — Ка-гамма-плазмоин. Или, скажем, мю-дельта-ионопласт.
Я дошел до стенда «Развитие идеи философского камня». Модест Матвеевич остановился, прочитал надпись на табличке: «Гомункулус лабораторный, общий вид». … Модест остановил меня. — А вы куда? На место, на место идите. Вы, извиняюсь, хамункулус? Ну и стойте, где положено…
Реалии НИИЧАВО [ править ]
Адаптации и фанфики [ править ]
Несмотря на популярность книги, с экранизацией ей не повезло.
Собственно приближался к станции назначения не я, а мой дубль. Дело в том, что накануне я был на праздновании тысячелетнего юбилея отдела Магнитного Запоминания Блаженства в кафе «Лель». Не будучи дураками, ребята прихватили с собой несколько бутылок сублимированного экстракта гореутолителя, которыми они склеивают часто рвущиеся магнитные ленты блаженства. Я хватил через край, впал в пароксизм довольства, начал цыкать зубом, воспарять, делать стойку на потолке, разбил люстру и с большим трудом трансгрессировался домой. Дома я перевязал разбитую о люстру голову полотенцем, смоченным оптимизированным раствором живой воды, и погрузился в освежающую нирвану. Нетрезвая моя фантазия рождала забавные образы, и один из них я материализовал, используя для заклинания сложение векторов Лагранжа и Елизаветы Ауэбах. Ко всему прочему я ошибся в 36-м знаке при извлечении корня из минус единицы! В результате получился велотавр, т.е. велосипед с головой Пегаса вместо руля. На велотавре сидел толстяк и управлял им за уши Пегаса. Сооружение дискретно носилось по комнате, а лошадиная голова блаженно плакала и пьяно вопила:
Тетя Поля, родная, Давай посидим на скамейке, Которую я смастерею Через несколько лет!
Потом наступило утро, и стало ясно, что о работе не может быть и речи. Тогда-то я и запустил в Фили своего дубля, запрограммировав ему умное выражение лица и способность важно подписывать согласованные документы. Итак, мой дубль приближался к станции назначения. Прибыв на нее, он вышел, повернулся налево, сделал 55 шагов и оказался. у наглухо закрытых ворот НИИЧАВО. В связи с переходом на пятидневную неделю понедельник в институте стал начинаться в пятницу. Суббота выпала из натурального ряда рабочих дней, и ее пришлось сделать выходным. Но это уже совсем другая история.
Понедельник начинается в субботу
Понедельник начинается в субботу
Название фантастической повести (1965) братьев Аркадия (1925— 1991) и Бориса Натановича (р. 1933) Стругацких. Рассказ ведется от лица главного героя повести инженера Привалова, который рассказывает читателю о том, какие чудесные, веселые и добрые дела творятся там, где он работает — в Научно-исследовательском институте чародейства и волшебства (НИ ИЧАВО).
Иносказательно: будущее начинается в настоящем (шутл.). Применяется также к людям, увлеченным своим делом, работающим без выходных. Для них понедельник действительно начинается в субботу (шутл.).
Смотреть что такое «Понедельник начинается в субботу» в других словарях:
Понедельник начинается в субботу — Понедельник начинается в субботу … Википедия
Понедельник Начинается в Субботу — А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Издание 1979 года «Понедельник начинается в субботу» (1965) фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких, одно из наиболее своеобразных воплощений советской утопии 1960 х годов … Википедия
Понедельник начинается в субботу (повесть) — А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Издание 1979 года «Понедельник начинается в субботу» (1965) фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких, одно из наиболее своеобразных воплощений советской утопии 1960 х годов … Википедия
Понедельник (значения) — Понедельник первый день недели. Понедельник, Виктор Владимирович (р. 1937) знаменитый советский футболист и спортивный журналист. Понедельник начинается в субботу фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких.… … Википедия
Понедельник — У этого термина существуют и другие значения, см. Понедельник (значения). Утро понедельника (Ганс Балушек, 1898 … Википедия
ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА — Первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи. Главным содержанием богослужения этих дней является размышление о приближающемся воспоминании Страстей Господних. Кроме того, эти дни посвящены притчам и… … Православная энциклопедия
Великий понедельник — «Проклятие смоковницы» (фреска Дионисия, Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.) Великий понедельник, Страстной понедельник понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный… … Википедия
В понедельник православные христиане вступают в дни Великого поста — Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы сорока дней и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица в воспоминание … Энциклопедия ньюсмейкеров
Великий Понедельник — «Проклятие смоковницы» (фреска Дионисия, Пафнутьево Боровский монастырь) Великий понедельник, Страстной понедельник понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз… … Википедия
ПНвС — А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Издание 1979 года «Понедельник начинается в субботу» (1965) фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких, одно из наиболее своеобразных воплощений советской утопии 1960 х годов … Википедия
Понедельник Начинается в Субботу
«Понеде́льник начина́ется в суббо́ту» (1965) — фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких, одно из наиболее своеобразных воплощений советской утопии 1960-х годов, художественная реализация мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве и познании тайн Вселенной. Существенную роль в повести играют также ярко выраженные сатирические мотивы; в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки.
Содержание
Сюжет
Повесть состоит из трёх частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета». Первая часть композиционно работает как вводная, вторая носит сатирический и полемический характер, третья пытается исследовать природу научного творчества и роль, которую играет в нём воображение и способность к нестандартному мышлению.
«Суета вокруг дивана»
Повествование ведётся от лица Александра Привалова — ленинградского программиста, который во время отпуска поблизости от северного города Соловец подвозит автостопом двух сотрудников местного института. Они устраивают его переночевать в музей института — ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках) на улице Лукоморье. Поначалу Привалов воспринимает как должное и смотрительницу музея, Наину Киевну Горыныч, и то, что в музее и в городе постоянно происходят необычные события, но постепенно приходит к выводу, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему. Магическое зеркало, огромный говорящий кот, выловленная в колодце замшелая щука, которая предлагает ему исполнение желаний, странные сны, которые воспринимаются как реальность, представляются Привалову прежде всего интереснейшим материалом для удовлетворения его любопытства. Он начинает исследовать отдельные проявления этой системы — экспериментирует с неразменным пятаком, вследствие чего оказывается в милиции, где понимает, что для милиционеров происходящие чудеса, в общем, в порядке вещей.
События неожиданно начинают концентрироваться вокруг дивана, на котором спал Привалов. Для начала диван просто исчезает. Затем к Привалову один за другим приходят весьма примечательные личности, которые мимоходом демонстрируют невероятные способности (летают, приобретают невидимость, проходят сквозь стены и т. д.) — все они почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что диван — на самом деле магический транслятор реальности (откуда и появились «реальные сны») и был похищен одним из молодых сотрудников института Витькой Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократической волокиты. Когда скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра (один из тех, кого Привалов подбросил до города). Он уговаривает Привалова поступить на работу в НИИЧАВО — Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства. Привалов соглашается, так как ему уже сейчас безумно интересно всё происходящее.
«Суета сует»
Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.
В предновогоднюю ночь Александр Привалов, который работает заведующим вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед читателем проходит целая череда ярких персонажей — маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, администратор Модест Матвеевич Камноедов, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев (существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус) и другие.
Затем Привалов предпринимает обход института — начиная с расположенного в подвале здания вивария, где содержатся опасные магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который, оказывается, решил совсем не уходить с работы и отправил вместо себя отдыхать дубля. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, до крайности увлечённым своими исследованиями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он вдруг обнаруживает, что весь институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории.
Всеобщая рабоче-праздничная атмосфера нарушается очередным «научным успехом» профессора Выбегалло — в его лаборатории «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель внешне является копией профессора Выбегалло, а её единственной способностью является пожирание всего съедобного. Профессора срочно вызывают в институт и он появляется в лаборатории вместе с представителями прессы. Оказывается, профессор с целью создания Идеального Человека оттолкнулся от идеи, что Идеальный Человек — это тот, кто способен удовлетворить все свои потребности, и эти исследования уже вышли на этап промежуточного моделирования. Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть — чем дальше, тем больше. В конце концов, модель просто разрывает от обжорства на куски. Профессор Выбегалло сообщает, что испытания прошли успешно и возлагает большие надежды на модель следующего уровня — «модель человека, удовлетворённого полностью» (то есть, в понимании Выбегалло, способного мгновенно удовлетворить все свои потребности).
На совещании у директора института, невольным свидетелем которого становится Привалов, обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель. В то время как остальные требуют провести испытания на полигоне, Выбегалло хочет оставить её в лаборатории. Однако он немедленно меняет точку зрения, когда Янус Полуэктович решает проводить испытания на полигоне в связи с тем, что «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями». Невструев также почему-то выносит «предварительную благодарность» Роману Ойра-Ойра за «находчивость и мужество».
Именно так всё и происходит — модель Идеального Потребителя сразу после рождения переносит к себе все материальные ценности, до которых смогла дотянуться своими магическими способностями, а затем пытается свернуть пространство, — видимо, чтобы обрести всемогущество в замкнутом объёме. Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылкой с джинном и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель до того, как она смогла обрести всемогущество.
«Всяческая суета»
Действие происходит в НИИЧАВО в течение нескольких обычных рабочих дней. ЭВМ «Алдан» в вычислительном центре Привалова неисправна, поэтому Привалов бродит по институту и участвует в разнообразных событиях — например, в испытании машины, позволяющей отправиться в описанное писателями прошлое или будущее. Привалов отправляется в описанное фантастами будущее. Эта часть главы представляет собой едкую пародию на советскую и зарубежную футуристическую фантастику (причём авторы временами не щадят даже свои собственные произведения).
Приложения
В большинстве изданий основной текст повести сопровождается послесловием, якобы написанным по просьбе авторов Александром Приваловым (в котором тот нелицеприятно указывает на ряд допущенных авторами досадных ошибок, хотя и признаёт за повестью ряд достоинств), и глоссарием, в котором разъяснены упомянутые в повести мифологические и магические реалии.
Происхождение названия
Авторство названия принадлежит одной хорошей знакомой Бориса Стругацкого. Дело происходило следующим образом [1] : В середине 60-х был очень популярен Эрнест Хэмингуэй и за его произведениями гонялись по книжным магазинам, книги ходили по рукам и их зачитывали до дыр. И вот однажды у Бориса Стругацкого раздаётся звонок:
— Боря! Выложили новую книгу Хэмингуэя! «Понедельник начинается в субботу»! — говорит его добрая приятельница Наталья Свенцицкая.
Борис Натанович оценил шутку и ответил:
Значение
Повесть «Понедельник начинается в субботу» оказала заметное влияние на мировоззрение нескольких поколений советских читателей 1960—1980-х годов, неоднократно вызывала острую полемику, фразы из неё разошлись на цитаты и доныне широко узнаваемы. Некоторые персонажи повести были использованы в школьных учебных пособиях для облегчения восприятия материала учащимися.
Поскольку повесть во многом была завязана на реалиях социалистической эпохи, после распада глобальной социалистической системы к 1991 году она стала в какой-то мере непонятна новому поколению читателей, что вызвало определённое падение интереса к ней. Однако социальные перемены в России конца XX века оказались не столь фундаментальны, как это поначалу представлялось, постепенно общественная жизнь снова приобрела многие черты советского времени и «Понедельник начинается в субботу» опять оказался неожиданно актуален — как в утопической части (темы психологии творчества, свободы научного поиска, попыток концептуальных научных прорывов), так и в сатирической части (распространение лженаучных концепций и профанация научных достижений, бюрократизм, психология потребительства и т. д.).
Повесть является единственным произведением советской литературы, где сатирически выведен распространённый (особенно в годы сталинизма) тип политического демагога, Выбегалло. Правда, по цензурным соображениям он цитирует не идеологических классиков, а французские афоризмы, но политический упор проявляется постоянно: «внеклассовый огнедышащий дракон», «отгораживаете нашу науку от народа» и т. п. Этот аспект был значительно усилен авторами в продолжении повести, «Сказке о Тройке».
Публикации
Первая часть повести была опубликована в 1964 году в сборнике «Фантастика, 1964 год» под названием «Суета вокруг дивана: Сказка для научных работников младшего возраста». [2]
Первое полное книжное издание повести вышло в 1965 году в издательстве «Детская литература». [3]
Повесть также вошла в авторский сборник братьев Стругацких в книжной серии «Библиотека современной фантастики» (т. 7), выпущенный в 1966 году. [4]
Следующее переиздание повести состоялось только в 1979 году. [5]
Начиная с 1986 года повесть начинает ежегодно переиздаваться в центральных и региональных издательствах и до настоящего времени остаётся самым популярным произведением братьев Стругацких.
Советская цензура
В отличие от «Сказки о Тройке» в «Понедельнике» пришлось изменить всего одно слово. В оригинальной версии есть следующее двустишие:
Вот по дороге едет ЗиМ
И им я буду задавим.
Во время хрущёвской оттепели ЗиМ (Завод имени Молотова) был переименован в ГАЗ (Горьковский Автозавод). Слово ЗиМ потребовалось заменить. К счастью, в это же время автозавод ЗиС (Завод имени Сталина) был переименован в ЗиЛ (Завод имени Лихачёва). Поэтому двустишие во всех доперестроечных изданиях звучит так:
Вот по дороге едет ЗиЛ
И им я буду задавим. [6]
Продолжения
Продолжением повести, связанным с ним персонажами, стала написанная через несколько лет сатирическая повесть «Сказка о Тройке», которая была издана в переработанном и сокращённом виде в 1968 году, а в более или менее авторском варианте — только в 1989 году.
В антологиях проекта «Время учеников» опубликованы две новеллы, написанные другими авторами с использованием образов и мотивов «Понедельника…» — «Временная суета» Сергея Лукьяненко и «Орден Святого Понедельника» Николая Ютанова.
Иллюстрации
Повесть неоднократно издавалась с классическими иллюстрациями Евгения Мигунова. Для ряда переизданий Мигунов делал новые иллюстрации, несколько адаптируя и осовременивая образы персонажей.
Известна также сделанная для переиздания 1992 года оригинальная серия иллюстраций Андрея Карапетяна, который также проиллюстрировал «Сказку о Тройке».
Литературные и общекультурные реминисценции в тексте повести
В повести регулярно цитируются (впрямую и «раскавыченно») известные литературные произведения. Вот несколько примеров:
В произведении действуют и упоминаются персонажи и предметы русских сказок, фольклорных и мифологических произведений; несмотря на это повествование носит скорее подчёркнуто бытовой, чем сказочный характер.
Прототипы персонажей повести
Известно, что ряд персонажей повести «списаны» авторами с реальных людей, однако Стругацкие избегали раскрывать их имена («Мы всегда предпочитали не распространяться о прототипах наших героев. Далеко не каждому нравится быть прототипом.» [9] ) Тем не менее, Борис Стругацкий подтвердил в ответах онлайн-интервью [10] следующие соответствия:
Примечательные моменты в тексте повести
Цитаты
Узнаваемые и популярные цитаты.
Экранизации
Телевизионный фильм Константина Бромберга «Чародеи» (1982) использует отдельные мотивы и персонажей повести «Понедельник начинается в субботу», поскольку первый вариант сценария, написанный Стругацкими, не удовлетворил режиссёра, и авторам было высказано требование написать самостоятельное произведение. Опубликован также написанный Стругацкими сценарий художественного фильма [11] по мотивам повести, который достаточно близок к оригиналу, однако попыток его экранного воплощения до сих пор предпринято не было.
Переводы
Повесть «Понедельник начинается в субботу» многократно переводилась и издавалась за рубежом.
Отзывы о повести
Всеволод Ревич. «Перекрёсток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны» (М.,1998)
Сейчас в повести Стругацких «Суета вокруг дивана», например, говорят трансгрессор, гиперполе, анизотропная модуляция или что-нибудь такое же наукообразное — и дело сделано: можно накручивать любые чудеса из сказок всех времён и народов.
Конечно, и произведения вроде повести Стругацких, рассказа В. Григорьева «Рог изобилия», собранные в книге «Фантастика. 1964», имеют право на жизнь. И безделушка, если она сделана умело, может позабавить. Но не слишком ли много этих безделушек, не тонут ли в них основные задачи научной фантастики?
В этих сказках, где всё решается с помощью известного слова (вместо «триф траф» — «трансгрессор»), герой борется лишь с теми трудностями, которые природа воздвигает на пути к таким-то замыслам. Отсутствие прямой борьбы между действующими лицами сушит нашу фантастику, делает её менее привлекательной для подростков. Как бы свежа, неожиданна, увлекательна ни была та или иная идея, но если вокруг неё нет столкновения характеров, нет чёткой социальной расстановки борющихся сил, а отсюда — нет и ярких приключений, сюжетных неожиданностей, интерес молодых читателей, да и не только молодых, разбужен в полной мере не будет. К сожалению, у наших фантастов приключения носят сугубо служебный, головной характер, они явно выдуманы в кресле, а не навеяны бурей борьбы, либо приключений просто нет, как в упоминавшейся ранее повести Стругацких. Нельзя же, действительно, считать приключениями то, что происходит в избушке на курьих ножках…