Помните что ваша интонация это
Сочинение 9.1 «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души…»
Задание 9.1:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Бориса Николаевича Головина: «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г. Короленко.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для сочинения:
(1) Наша школа находится в переулке. (2) А сам я живу на московском Арбате, рядом с домом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что здесь в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.
(3) Раньше я, пробегая мимо этого дома в день по сто пятьдесят раз, никогда не замечал этой знаменитой надписи. (4) А в прошлом году к нам пришел новый учитель литературы и спросил меня как-то, где я живу. (5) Я ответил. (6) А он говорит: «Знаю, это рядом с домом Пушкина». (7) Я как дурачок переспросил: «Какого Пушкина?» (8) Вроде бы у нас с ним общих знакомых с такой фамилией нет. «(9) Александра Сергеевича, — говорит он. — (10) Того самого, главного… (11)Ты, когда сегодня пойдешь домой, сделай одолжение, подыми голову и прочитай на доме пятьдесят три надпись на мемориальной доске».
(12) Я потом около этой доски, висящей на доме, час простоял, глазам своим не верил. (13) И представьте, ее повесили еще до моего рождения. (14) Полное отсутствие наблюдательности.
(15) А учитель таким хорошим оказался, Федор Федорович, мы его зовем сокращенно Эфэф, и фамилия у него смешная: Долгоносик… (16) Сам литератор, а фамилия зоологическая. (17) Но сначала он мне совсем не показался, потому что у него на каждый случай жизни припасена цитата из классической литературы, и мне это не понравилось. (18) Неужели у него своих слов нет? (19) Но потом я разобрался, и это мне стало нравиться. (20) Он как скажет какую-нибудь цитату, так и поставит точку. (21) Коротко, и объяснять ничего не надо. (22)И еще: когда он говорил эти цитаты, то волновался, а не просто шпарил наизусть. (23) В общем, он необычный человек.
(24) Он редко смеется, хотя еще довольно молодой и не усталый. (25) Но он слова особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется. (26) И взгляд у него пристальный: разговаривая, он никогда не смотрит в сторону. (27) Эфэф всегда входит стремительно, точно боится опоздать. (28) Оглядит класс и скажет: «Не будем терять даром времени». (29) Но на классном часе он разрешает говорить, что только захочешь. (30) Можно даже шутить и нести всякую чепуховину, можно задавать любые вопросы.
(31) Он мне как-то сознался, что любит думать больше про незнакомых, чем про знакомых. (32) Про знакомых все знаешь, а про незнакомых можешь придумать то, что тебе хочется. (33) Я теперь тоже часто, как он, думаю про незнакомых. (34) Раньше я всегда думал про родных да про свой класс, и всё. (35) А теперь я увижу какого-нибудь человека на улице и целый день про него думаю, представляю, чем он занимается и кто его друзья.
(36) Однажды Рябов опоздал и сказал, что он задумался и проехал свою остановку. (37) Он притворялся, что говорит чистую правду, а на самом деле это была ложь, он противно врал и кривлялся.
— (38) Что это ты, Рябов, стал привирать, — сказал Эфэф. — (39) Раньше я за тобой этого не замечал.
(40) Он намеренно сделал ударение на слове «этого». (41) Значит, кое-что другое, что ему не очень нравилось, он за ним замечал.
(42) Эфэф склонился к своей старой солдатской полевой сумке, которая ему досталась в наследство от отца, и все примолкли и вытянули шеи. (43) И я вытянул шею: раз Эфэф полез в сумку, значит, будет дело. (44) У него там такие необыкновенные вещички лежат — закачаешься.(45) Он, например, однажды на уроке русского языка неожиданно вытащил из сумки какую-то тоненькую потрепанную книжонку и без всяких слов предупреждения стал ее читать.
(46) Я до сих пор помню, как Эфэф ее читал: без выражения, тихо, однообразно, точно не читал, а рассказывал то, что видел сам. (47) А потом, когда закончил, сказал: «Солдата, который написал эту книжку, уже нет в живых. — (48) И в сердцах, с обидой добавил: — Рановато он умер».
(49) Книжка пошла по рядам, и каждый ее рассматривал, а когда она дошла до меня, я открыл ее и прочел: «Эм. Казакевич. (50) Звезда». (51)А ниже от руки было написано: «Товарищу по землянке». (52) И стояла подпись автора. (53) Это отец Эфэф был товарищем по землянке. (54) Да, настоящая это была книжка, вся правда про то, как воевали, и про то, как погибали.
(55) Наконец Эфэф перестал копаться в своей исторической сумке и, к общему разочарованию, вытащил оттуда обыкновенную ученическую тетрадку в двенадцать листков.
— (56) Вот тебе тетрадь, Рябов, — сказал он. — (57) Будешь в нее записывать, сколько раз соврал.
(58) Это точно, он не любил вралей. (59)Он и другим уже давал такие тетради, но никогда потом про них не спрашивал. (60)Дал тетрадь, и все, а дальше поступай как хочешь.
(61) С Эфэф мы здорово подружились. (62) А в одной сложной истории, когда меня просто поедом ели и проходу не давали, он мне здорово помог, как настоящий друг. (63) Эфэф меня поддержал. (64) Учитель как-то толково объяснил, чего надо стесняться в жизни, а чего — нет. (65) И я ему поверил, и это меня, можно сказать, спасло.
Владимир Карпович Железников (1925-2015) — русский советский детский писатель, кинодраматург.
Пример сочинения 9.1:
Лингвист Борис Николаевич Головин утверждал: «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания». Действительно, интонация — это манера произношения, отражающая чувства говорящего к предмету, о котором он говорит, или к собеседнику, с которым он говорит. В общении людей интонация играет немаловажную роль, так как с какой интонацией вы будете обращаться к человеку, сразу будет понятно ваше отношение к нему и уровень вашей культуры. Докажу свою точку зрения примерами из текста В. К. Железникова.
В предложениях 38-41 Фёдор Фёдорович, учитель литературы, при разговоре с опоздавшим на урок Рябовым намеренно сделал ударение на слове «этого» в предложении «Раньше я за тобой этого не замечал». Это говорит о том, что учитель знал, что ученик его обманывает, а вралей он не любил, поэтому своей интонацией хотел донести ему это.
В предложениях 46-48 мы видим, как рассказчик помнит до сих пор, с какой интонацией читал им книжку учитель, которая досталась ему от отца. Фёдор Фёдорович читал без выражения, тихо, будто не читал, а рассказывал то, что видел сам. Это еще раз доказывает, что интонационное «оформление» речи играет огромную роль.
Таким образом, мы доказали справедливость слов лингвиста Б. Н. Головина.
ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ
В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения. Вот почему воспитание культуры речевого общения — есть воспитание культуры чувств человека, и это — важнейшая проблема дня. «Помните, что ваша интонация, — пишет один из авторов, — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания»’.
Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слушателей.
У и раж н е н и е «Тембрирование». Произносите слово «пришла» с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы. Нафантазируйте обстоятельства и действие. Пришла?! Мне страшно за тебя! Во всем вини саму себя! (Со страхом)
Пришла?! А самолюбье где?
За ним, как «верный пес», везде! (С осуждением)
Пришел?! Так обмануть меня!
Ты не мужик, а размазня! (С презрением)
Пришел?! Вот и попался, друг!
Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)
Пришла! Знать так тому и быть:
Нам друг без друга не прожить. (С радостью)
Ушел?! Придет иль нет? Загадка.
Ушел! Гора свалилась с плеч! (С чувством радостного
Избави бог от этих встреч! облегчения)
Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость—глупость красота—безобразие любовь—ненависть доброта—жадность смелость—трусость.
Как притягательно красива:
В ней все гармония, все диво!
Она уродлива не от природы.
То — порожденье экстра-моды
И жизни, протекающей беспечно:
Не девушка, не юноша, а «нечто»!
Он глуп, «как пробка», хоть красив.
От глупости еще спесив.
Нельзя не преклоняться перед ним!
Он жаден — все себе, все в дом.
Что в богатстве том?
Когда душа скупа и холодна,
Жизнь жадного бедным-бедна.
А добрый рад отдать все, чем владеет.
Чем больше отдает — тем больше богатеет:
Умом и сердцем, добрыми делами,
Успехами в труде и верными друзьями.
Уж если его что за сердце забрало,
Идет он в атаку «с открытым забралом».
Трусливый же смелостью хоть поражен —
Скорее «в кусты», чтоб «не лезть на рожон»
Как трудно б ни было — молчит. И знает:
За днями трудными и светлые мелькают.
Он — оптимист. Честь и хвала ему!
Он злого не желает никому.
А нытик, нигилист все видит в черном свете.
Как трудно жить ему на свете,
Не зная радости, озляся на весь мир
За то, что он — не гений, не кумир.
Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством?
Упражнение «Луна». Восприятие явлений действительности с различной оценкой и отношением развивает эмоциональный тембр, дает возможность услышать, попять глубочайшую зависимость тембра голоса от внутренней жизни человека.
Луна! О, черт возьми, луна!
Эх, как некстати нам она!
Внимательней и осторожней будь.
Какая темень. Пропадем.
Дорогу к дому не найдем.
Луна! Ура! О, лунный свет,
Тебя дороже в мире нет!
Ну, выходи скорей, свети!
Путь к дому помогай найти! (Восприятие нужного
предмета с чувством
Хорошо, что ночь темна — Нам союзница она.
Черт возьми, луна выходит!
Нас «под монастырь подводит»:
Засекут и. «крышка» нам.
Врассыпную по домам! (Восприятие нежелательного предмета с чувством досады, тревоги и даже ужаса)
Взгляни на небо — на луну.
Вот это диво! Ну и ну!
Мне видится лицо луны:
И нос, и лоб, и подбородок,
Веселый рот. Черты ясны.
О, как причудлива природа! (Восприятие невиданного
ранее явления природы
с чувством изумления
и радости открытия)
Луна?! Подумаешь, луна?
На кой же черт она дана?
Вся скорчилась, вся сморщилась,
Тьфу! (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии и пренебрежения)
Луна! Волшебница луна!
О, как божественна она!
Любовную раскинув сеть,
Она дала сердцам узреть,
Что в глубине их жар пылает,
В одно двоих соединяет!
Без нее мне счастья нет.
Грусть, тоска меня снедает.
И луны печальный свет
Сердце холодом сжимает. (Восприятие предмета еще более углубляющего чувство тоски и безысходного одиночества)
Ты во всех краях бываешь,
Так открой же: где она?
С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!
Я молю, луна! Молчишь?
Злую думу ты хранишь. (Восприятие предмета, к которому обращаешься как к последней надежде,
с мольбой и отчаянием)
Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и других, чьи строки окрашены бесконечно богатой палитрой чувств, эмоций, желаний, действий.
Искусству тембрирования поможет натренированный тональный слух, способный воспринимать и воспроизводить малейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.
Однако к произведениям поэтов можно перейти, лишь владея средствами речевой выразительности. А для этого следует тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах, которые мы рассмотрели выше.
Наиболее удобным материалом для обогащения тембра являются поэтические произведения, окрашенные определенным чувством.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В этих словах, конечно, любовь, преклонение, и потому голос окрашен теплым, нежным, мягким тембром.
Ненастный день потух: ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла.
Все мрачную тоску на душу мне наводит.
А в этих строках А. С. Пушкина проявляется его тоска в разлуке с любимой женщиной, и потому звук голоса тяжелый, низкий, мрачный.
Для тренировки тонального слуха полезно работать с магнитофоном. Слушая запись образцовой выразительной речи (артиста, чтеца, оратора), надо проследить за тем, каким тоном окрашены выступление в целом и его отдельные части? Какие чувства передаются через различные тембры?
Записав на магнитофонную пленку часть своего выступления или чтение стихов и затем прослушав, проанализировав запись, можно установить, как владеешь тембрированием: если оно плохо развито, то надо совершенствовать тембр голоса.
«Прежде русские дикторы могли различные по смыслу сообщения передавать по-разному. Русская музыкальная и поэтическая культура, уникальная сама по себе, развивала возможности устной речи — ив тональности, и в ритме, и в произношении звуков, всегда с уважительным отношением к слушателю.
Современные «радиоголоса» изменились, но в одном отношении они одинаковы: с ироническим ли оттенком звучания, заигрыванием или запугиванием — они несут общий отпечаток стилистической безвкусицы»’.
Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей — говорил К. С. Станиславский. Через тембр голоса слушатель чувствует сердце говорящего. Речь наших современников воспринимается иностранцами «как агрессивно озлобленный монотон»! Пора спасать русскую речь и ее носителей!
Говоря об интонационной выразительности, нельзя пройти мимо такого действенного средства речи, как пауза.
Паузы выполняют различные функции в звучащей речи.
Артикуляционные паузы необходимы при произношении некоторых звуков, слогов, в слове, между словами.
Например: Нет хуже удела,
Чем быть не у дела.
В танцах из вращений
Не делай извращений.
В цветенье скор пион.
А на подлость — скорпион.
Я — колокол. Подам я зык —
И в час луны, заката иль утра ты
Услышишь вновь набатный мой язык
Разговор о литературе
— Чем заняты таланты?
— Да продолжают славный воз везти!
— Те мнят, Что делают погоду.
— Темнят Или молчат по году.
Усилительные паузы возникают перед или после слова, логически выделяемого. Эти паузы подчеркивают значимость слова, усиливают его значение.
Цветок,] засохший, безуханный,
— Не осуждай меня | без нужды.
— Я так хочу увидеться с тобой!
Ситуативные паузы замедляют речь, выполняя те или иные цели: дают возможность слушателям подготовиться к исполнению приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!) успеть записать услышанное (диктовка): легче воспринять речь, звучащую во время шума, при плохой акустике, звучащую на большое расстояние при активных глаголах действия (Внушаю. Запрещаю. Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю. Изумляю. )
Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)
Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?! (упрекаю с чувством горечи) Ритмические паузы — стихотворные. Постоянные паузы ставятся в конце стихотворной строки, подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы — в середине строки, когда в ней более четырех стоп:
Простишь ли мне | ревнивые мечты?
Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||
Физиологические паузы возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе — забывается слово, не находится нужное. Такая речь с трудом воспринимается слушателями. К такого рода паузам прибегает, например, артист Л. Дуров, создавая образы своих киногероев. Когда он слишком злоупотребляет паузами, его трудно слушать.
Физиологическая же пауза для легкого «добора» воздуха не воспринимается как остановка в речи.
Психологические паузы — это интонационные паузы. Они обладают интеллектуальным и эмоциональным значением. И возникать могут в самых неожиданных моментах речи. Вот, например, речь Маши из пьесы А. П. Чехова «Три сестры»:
«— Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда. Скажу сию минуту. Это моя тайна, но вы все должны знать. Не могу молчать. Я люблю, люблю. Люблю этого человека. Вы его только что видели. Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина. »
Или возьмем короткий диалог из чеховской шутки в одном действии «Медведь»:
Попова: Почему вы не хотите драться?
Смирнов: Потому что. потому что вы. мне нравитесь.
Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь.
Смирнов: Послушайте. Вы все еще сердитесь. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли. как бы этак выразиться. Дело в том, что, видите ли, такого рода история, собственно говоря. Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь. Я. я почти влюблен!
Индивидуальные паузы связаны с особой манерой говорить. Своеобразна неповторимая паузировка в речи Б. Н. Ельцина, Е. Киселева и других.
Какова роль мелодики речи в речевом действии?
Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного
Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога
Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?
Что характерно для вопросительных предложений русской речи?
Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?
Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов?
Что надо знать об относительности пиано и форте?
Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?
Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?
Каковы условия звучания сценической скороговорки?
Какова роль искусства тембрирования в речевом действии?
Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовали речевого мастерства?
Портфель для словесника
Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников
Вариант 10 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых русский язык
Вариант 10 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых
Часть 1
1. Изложение
2. Синтаксический анализ.
(1) В женских портретах, написанных Фёдором Рокотовым, одним из ярчайших живописцев XVIII столетия, всегда присутствовала таинственность, которая проявлялась во всём: в полуулыбке, в удивлённом взгляде или в слегка прищуренных глазах.
(2) Женские образы, трепетные и пленительные, отражают изумительное мастерство художника.
(3) С «Портрета Струйской» на зрителя смотрит изящная женщина, облачённая в лёгкое серо-серебристое платье. (4)Волосы женщины высоко взбиты, их контур словно теряется на дымчатом фоне, чудесный длинный локон ниспадает на грудь; на утончённом овале лица ярко выделяются тёмные миндалевидные глаза.
(5)Художник создал поэтичный и чуть загадочный образ молодой женщины.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) таинственность проявлялась (предложение 1)
2) отражают мастерство (предложение 2)
3) смотрит женщина (предложение 3)
4) волосы взбиты (предложение 4)
5) создал образ (предложение 5)
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В устной речи иногда появляются слова-сорняки «это вот» (1) «так вот» и другие (2) однако (3) употребление «сорняков» неоправданно (4) ведь они засоряют речь (5) как и другие нелитературные элементы (6) а некоторые из «сорняков» относятся к вводным словам (7) но (8) не к месту употреблённые (9) они лишаются смысловой нагрузки (10) и эту особенность нелитературной речи удачно используют писатели для речевой характеристики персонажей своих произведений.
4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЯЧУЩИЙСЯ — написание суффикса действительного причастия настоящего времени определяется спряжением глагола, от которого это причастие образовано.
2) ДОРОЖКА — написание согласной Ж в корне слова проверяется формой дорожек.
3) ХОРОШО (разобраться) — в окончании краткого имени прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.
4) НЕКОШЕНЫЙ (луг) — одиночное полное страдательное причастие прошедшего времени с НЕ- пишется слитно.
5) НЕФТЕПРОВОД — в сложном слове после твёрдого согласного пишется соединительная гласная Е.
Прочитайте текст и выполните задания 6-9.
(1)Бывают состояния, когда человеку не хватает духа, сил, воли, смелости сделать то, что он должен. (2)И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля. (З)Ему не хватает сил на поступок, иногда самый малый: не участвовать в дурном, возразить, помешать кому-то сделать плохое. (4)И если человек уступит своей слабости, не преодолеет малодушия, он может потерять себя в угоду людям с чуждым ему мировоззрением и стать зависимым от них, уступив им вопреки своей внутренней правде, своей совести и представлениям о добре и зле. (5)Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой! (6)Это непередаваемое ощущение головокружительно!
(7)Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции. (8)В разгар праздника я вспомнил, что обещал позвонить маме, и решил поискать место, где можно будет спокойно поговорить по телефону. (9)Я вышел из гостиной и заглянул в комнату именинника. (Ю)Несколько парней столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от чего- то, что их живо интересовало. «(11)Ага, смотри-ка! (12)Лезет! (13)Сейчас укусит!» (14)0ни ржали, визжали и, чуть отпрянув, вновь наседали на что-то, для меня невидимое.
(15)Я подошёл, привстал на цыпочки и заглянул через плечо одного из парней. (16)Оказывается, их привлекли зелёные существа, которые в виде недвижных веточек обычно покоились в прозрачной пластмассовой коробке. (17)Один из парней, белозубый и азартный, пшикал раз за разом из флакона с одеколоном внутрь коробки.
— (18)Дай теперь мне, слышь! — требовал другой, настойчиво оттесняя товарища. — (19)3аткни им воздух, перекрой весь кислород!
(20)Я смотрел и молчал, весь ватный от малодушия. (21)3аворожённый этим зрелищем и заколдованный своим малодушием, я замер: не мешаю, не вмешиваюсь. (22)Наконец, всё-таки сделав над собой усилие, я выдавил:
— Что вы делаете? (23)3ачем?!
(24) Меня не услышали.
(25) Жалость к живому перекрывало малодушное сомнение: зачем препятствовать?
(26) Нарываться на насмешки? (27)Идти на конфликт? (28)Не лучше ли уйти из комнаты? (29)Просто выйти? (ЗО)Подумаешь, это же всего-навсего насекомые, даже названия которых я не знаю.
— (ЗЗ)Эй, вы что?! (34)Это моё! — завопил я и, резко и уверенно растолкав парней, точным движением выхватил у них коробку и бросился в гостиную.
— (35)Твоё? (Зб)Как твоё? (37)Стой! — неслось вслед растерянно-злое.
— (38)Алёша, смотри! — (39)3адыхаясь от волнения, я подскочил к имениннику. — (40)Их мучают. (41)Как называются? — (42)Я поднял к его лицу коробку. — (43)Одеколоном поливают!
— (44)Это палочники, — обронил именинник, скользнув равнодушным взглядом по насекомым. — (45)Да пускай развлекаются. (46)Всё равно выбросить хотел.
(47)Я не поверил своим ушам. (48)Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь. (49)Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги. (50)Правой рукой я заботливо прижимал широкий карман полушубка, в котором была коробка с живыми зелёными веточками. (51)Ущербный месяц, казалось, извивался в небе, суетном от снежинок. (52)Радость странной победы кружила мне голову.
* Сергей Александрович Шаргунов (род. в 1980 г.) — российский писатель, журналист, общественный и политический деятель, радио- и телеведущий.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Парни без разрешения взяли коробку с насекомыми, а рассказчик считал недопустимым брать чужое даже на время.
2) Рассказчику было жаль насекомых, которых мучили парни, прыская на них одеколоном.
3) Парни столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от коробки с палочниками, чтобы рассмотреть получше, что происходит в коробке в результате их жестоких опытов.
4) Рассказчик давно хотел иметь таких палочников, чтобы наблюдать за ними в любое время.
5) Рассказчик унёс с собой прозрачную пластмассовую коробку с палочниками — зелёными существами в виде веточек.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля.
2) Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции.
3) Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь.
4) Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги.
5) Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой!
8. Лексический анализ.
В первом абзаце текста найдите слово со значением «система взглядов, воззрений на природу и общество».
Выпишите это слово.
Часть 3
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Бориса Николаевича Головина: «Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Радость странной победы кружила мне голову».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3. Как Вы понимаете значение слова МАЛОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое малодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.