Помните что ваша интонация это зеркало вашей эмоциональной жизни
Сочинение 9.1 «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души…»
Задание 9.1:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Бориса Николаевича Головина: «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г. Короленко.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для сочинения:
(1) Наша школа находится в переулке. (2) А сам я живу на московском Арбате, рядом с домом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что здесь в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.
(3) Раньше я, пробегая мимо этого дома в день по сто пятьдесят раз, никогда не замечал этой знаменитой надписи. (4) А в прошлом году к нам пришел новый учитель литературы и спросил меня как-то, где я живу. (5) Я ответил. (6) А он говорит: «Знаю, это рядом с домом Пушкина». (7) Я как дурачок переспросил: «Какого Пушкина?» (8) Вроде бы у нас с ним общих знакомых с такой фамилией нет. «(9) Александра Сергеевича, — говорит он. — (10) Того самого, главного… (11)Ты, когда сегодня пойдешь домой, сделай одолжение, подыми голову и прочитай на доме пятьдесят три надпись на мемориальной доске».
(12) Я потом около этой доски, висящей на доме, час простоял, глазам своим не верил. (13) И представьте, ее повесили еще до моего рождения. (14) Полное отсутствие наблюдательности.
(15) А учитель таким хорошим оказался, Федор Федорович, мы его зовем сокращенно Эфэф, и фамилия у него смешная: Долгоносик… (16) Сам литератор, а фамилия зоологическая. (17) Но сначала он мне совсем не показался, потому что у него на каждый случай жизни припасена цитата из классической литературы, и мне это не понравилось. (18) Неужели у него своих слов нет? (19) Но потом я разобрался, и это мне стало нравиться. (20) Он как скажет какую-нибудь цитату, так и поставит точку. (21) Коротко, и объяснять ничего не надо. (22)И еще: когда он говорил эти цитаты, то волновался, а не просто шпарил наизусть. (23) В общем, он необычный человек.
(24) Он редко смеется, хотя еще довольно молодой и не усталый. (25) Но он слова особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется. (26) И взгляд у него пристальный: разговаривая, он никогда не смотрит в сторону. (27) Эфэф всегда входит стремительно, точно боится опоздать. (28) Оглядит класс и скажет: «Не будем терять даром времени». (29) Но на классном часе он разрешает говорить, что только захочешь. (30) Можно даже шутить и нести всякую чепуховину, можно задавать любые вопросы.
(31) Он мне как-то сознался, что любит думать больше про незнакомых, чем про знакомых. (32) Про знакомых все знаешь, а про незнакомых можешь придумать то, что тебе хочется. (33) Я теперь тоже часто, как он, думаю про незнакомых. (34) Раньше я всегда думал про родных да про свой класс, и всё. (35) А теперь я увижу какого-нибудь человека на улице и целый день про него думаю, представляю, чем он занимается и кто его друзья.
(36) Однажды Рябов опоздал и сказал, что он задумался и проехал свою остановку. (37) Он притворялся, что говорит чистую правду, а на самом деле это была ложь, он противно врал и кривлялся.
— (38) Что это ты, Рябов, стал привирать, — сказал Эфэф. — (39) Раньше я за тобой этого не замечал.
(40) Он намеренно сделал ударение на слове «этого». (41) Значит, кое-что другое, что ему не очень нравилось, он за ним замечал.
(42) Эфэф склонился к своей старой солдатской полевой сумке, которая ему досталась в наследство от отца, и все примолкли и вытянули шеи. (43) И я вытянул шею: раз Эфэф полез в сумку, значит, будет дело. (44) У него там такие необыкновенные вещички лежат — закачаешься.(45) Он, например, однажды на уроке русского языка неожиданно вытащил из сумки какую-то тоненькую потрепанную книжонку и без всяких слов предупреждения стал ее читать.
(46) Я до сих пор помню, как Эфэф ее читал: без выражения, тихо, однообразно, точно не читал, а рассказывал то, что видел сам. (47) А потом, когда закончил, сказал: «Солдата, который написал эту книжку, уже нет в живых. — (48) И в сердцах, с обидой добавил: — Рановато он умер».
(49) Книжка пошла по рядам, и каждый ее рассматривал, а когда она дошла до меня, я открыл ее и прочел: «Эм. Казакевич. (50) Звезда». (51)А ниже от руки было написано: «Товарищу по землянке». (52) И стояла подпись автора. (53) Это отец Эфэф был товарищем по землянке. (54) Да, настоящая это была книжка, вся правда про то, как воевали, и про то, как погибали.
(55) Наконец Эфэф перестал копаться в своей исторической сумке и, к общему разочарованию, вытащил оттуда обыкновенную ученическую тетрадку в двенадцать листков.
— (56) Вот тебе тетрадь, Рябов, — сказал он. — (57) Будешь в нее записывать, сколько раз соврал.
(58) Это точно, он не любил вралей. (59)Он и другим уже давал такие тетради, но никогда потом про них не спрашивал. (60)Дал тетрадь, и все, а дальше поступай как хочешь.
(61) С Эфэф мы здорово подружились. (62) А в одной сложной истории, когда меня просто поедом ели и проходу не давали, он мне здорово помог, как настоящий друг. (63) Эфэф меня поддержал. (64) Учитель как-то толково объяснил, чего надо стесняться в жизни, а чего — нет. (65) И я ему поверил, и это меня, можно сказать, спасло.
Владимир Карпович Железников (1925-2015) — русский советский детский писатель, кинодраматург.
Пример сочинения 9.1:
Лингвист Борис Николаевич Головин утверждал: «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания». Действительно, интонация — это манера произношения, отражающая чувства говорящего к предмету, о котором он говорит, или к собеседнику, с которым он говорит. В общении людей интонация играет немаловажную роль, так как с какой интонацией вы будете обращаться к человеку, сразу будет понятно ваше отношение к нему и уровень вашей культуры. Докажу свою точку зрения примерами из текста В. К. Железникова.
В предложениях 38-41 Фёдор Фёдорович, учитель литературы, при разговоре с опоздавшим на урок Рябовым намеренно сделал ударение на слове «этого» в предложении «Раньше я за тобой этого не замечал». Это говорит о том, что учитель знал, что ученик его обманывает, а вралей он не любил, поэтому своей интонацией хотел донести ему это.
В предложениях 46-48 мы видим, как рассказчик помнит до сих пор, с какой интонацией читал им книжку учитель, которая досталась ему от отца. Фёдор Фёдорович читал без выражения, тихо, будто не читал, а рассказывал то, что видел сам. Это еще раз доказывает, что интонационное «оформление» речи играет огромную роль.
Таким образом, мы доказали справедливость слов лингвиста Б. Н. Головина.
Техника звучащего слова
Назва | Техника звучащего слова |
Сторінка | 9/10 |
Дата конвертації | 28.11.2013 |
Розмір | 1.33 Mb. |
Тип | Учебное пособие |
mir.zavantag.com > Культура > Учебное пособие
Упражнение «Спринтер». Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер), а сейчас, призвав на помощь воображение и веру, помогайте выработке сценической скороговорки:
Пробегу я не ногами,
Мне полезнее словами,—
Старт. Сигнал. Рывок! Бегу.
Сил своих не берегу:
Коротка ведь стометровка —
Сразу темп взять — тренировка.
Я несусь быстрее ветра,
Что секунда — десять метров.
Десять. Двадцать. Тридцать. Сорок.
Никаких нет оговорок.
Темп свой быстрый не спускаю.
Финиш! Ленту обрываю!
Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно.
Марку на палку, (Постепенное повышение тона голоса
Палку на брошку, с одновременным убыстрением темпа речи.)
Брошку на гармошку,
Гребешок на книжку,
Цветок на карандаш.
Рисуя голосом неограниченное перечисление меняемых предметов (можно, дойдя до слова «цветок», идти в обратном порядке: цветок на лейку, лейку на линейку, линейку на плошку. ), двигаться по очень малым интервалам голоса, рассчитывая свой диапазон, чтобы его хватило на все перечисляемые слова.
В ночь под самый Новый год,
Карнавал у нас идет. (Постепенное повышение то-
Краски вновь меняют краски, на голоса с одновременным
И за маской мчатся маски. убыстрением темпа речи.)
Стадо взбалмошных горилл,
Два индейца и ковбой,
И какой-то фон-барон,
И какой-то дикобраз,
Космонавты и верблюд,
И большой ушастый слон,
И мордастый бегемот.
При повышении тона голоса на перечисляемых словах, уметь фиксировать внимание на них путем понижения тона на ударных гласных: сохранять дикционную четкость при быстром произнесении слов.
^ Упражнение «Репортаж». Вообразите, что вы как спортивный комментатор ведете радиорепортаж о футбольном матче:
Шастает мяч бросками,
Мечется меж носками
Кожаных бутс пудовых. — средний темп произнесения
Сплющить его готовых,
То он уходит влево.
Краткой дорогой гнева,
То он встает со звоном
Свечкой над стадионом,
Доброе небо мая. — темп еще убыстряется.
Вот его вновь погнали
Вот он, попав в болтанку.
Скачет вдоль стадиона,
Вот он ударил в штангу
Лбом со всего разгона. — самый быстрый темп произнесения речи
Прыгнул назад с капризом,
К центру рванулся с лета,
Но воротился низом
(С. Васильев. «Стадион «Динамо «)
Надо владеть диалектическим единством темпо-ритма речи. Что это значит? Часто наш высокий внутренний ритм совпадает с быстротой произнесения. Как в приведенном упражнении. Но при высоком эмоциональном накале у говорящего темп речи обычно замедляется: медленная речь подчеркивает значительность происходящего, глубину чувств. Это и есть диалектическое единство проявления внутренней жизни в речи говорящего.
^ Упражнение «Словарь». Прочтите стихотворение С. Маршака с тем, чтобы слушатели задумались над глубиной мыслей, чувств, картин, действий, заложенных в словах:
Они дались недаром человеку.
Читаю: — Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой.
— В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Слова звучат неторопливо, наполненные нашими чувствами,
ощущениями, внутренними картинами видений, мыслями, подтекстами.
Темпо-ритмический слух (или ритмическое чувство)
поможет искусно использовать диалектическое единство темпо-ритма
речи, сделать слово более живым, выразительно разнообразным.
Для усиления эмоциональной стороны речи, выражения отношения говорящего к высказываемому следует обратить внимание на эмоциональную функцию мелодики и искусство тембрирования.
^ Эмоциональная функция мелодики
Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, горечь, радость и т. п. Любое вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств.
Большую выразительность речи придают и такие частицы, как НУ, КА, ЖЕ и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди
Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрицательных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а гласный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттительно! Ввидеть не хочу!).
Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!
Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется благодаря наличию дополнительных к основному тону призвуков—обертонов. Разнообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сменяющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего. При определении эмоционального тембра мы обходимся условными словесными обозначениями: «Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли». 19
^ Искусство тембрирования
Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей.
^ Упражнение «Тембрирование». Произносите, например, слово «пришла» с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы. Нафантазируйте обстоятельства и действие.
Пришла?! Мне страшно за тебя!
Во всем вини саму себя! (Со страхом)
Пришла?! А самолюбье где?
За ним как «верный пес» везде! (С осуждением)
Пришел?! Так обмануть меня!
Ты не мужик, а размазня! (С презрением)
Пришёл?! Вот и попался, друг!
Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)
Пришла! Знать так тому и быть:
Нам друг без друга не прожить. (С радостью)
Ушёл?! Придёт иль нет? Загадка…
Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)
Ушёл! Гора свалилась с плеч!
Избави бог от этих встреч! (С чувством радостного облегчения)
Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть, доброта-жестокость; смелость-трусость…
Как притягательно красива:
В ней всё гармония, всё диво! (Красота)
Он жаден — все себе, все в дом.
Богач? Нет, бедный. Что в богатстве том?
Когда душа скупа и холодна? (Жадность)
Жизнь жадного бедным-бедна.
А добрый рад отдать все, чем владеет. Чем больше отдает— тем больше богатеет: Умом и сердцем, добрыми делами, Успехами в труде и верными друзьями.
Уж если его что за сердце забрало. (Смелость)
Идет он в атаку «с открытым забралом»
Трусливый же смелостью хоть поражен
Скорее «в кусты», чтобы «не лезть на рожон» (Трусость)
Пришел?! Вот и попался, друг!
Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)
Пришла! Знать так тому и быть:
Нам друг без друга не прожить
Ушел!? Придет иль нет? Загадка.
Я поступила с ним так гадко!
Ушел! Гора свалилась с плеч (С чувством радостного Избави бог, от этих встреч! облегчения)
Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть; доброта-жестокость; смелость-трусость. Упражнение «Контрасты».
Как притягательно красива:
В ней все гармония, все диво! (Красота)
Она уродлива не от природы.
И жизни, протекающей беспечно:
Не девушка, не юноша, а «нечто»! (Уродство)
Он глуп, «как пробка», хоть красив.
От глупости еще спесив. (Глупость)
Он честен, и умен, и одержим.
Нельзя не преклоняться перед ним! (Ум)
1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М.; Высшая школа, 1980, с. 206.
Как трудно б ни было — молчит. И знает;
За днями трудными и светлые мелькают.
Он злого не желает никому.
А нытик, нигилист все видит в черном свете.
Как трудно жить ему на свете (Безверие)
Не зная радости, озляся на весь мир
За то, что он — не гений, не кумир.
Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для чего? С каким отношением, чувством?
Упражнение «Луна». Восприятие действительности с различной оценкой и отношением развивает эмоциональный тембр, даёт возможность услышать, понять глубочайшую зависимость малейших изменений в окраске голоса от внутренней жизни человека.
^ В разведке
Луна! О, черт возьми, луна! (Восприятие опасного предмета с чувством досады
Эх, как некстати нам она! и тревоги.)
Теперь вдвойне опасней путь.
Внимательней и осторожней будь.
В лесу
Какая темень. Пропадем. (Восприятие нужного предмета с чувством радостной
Дорогу к дому не найдем. благодарности.)
Луна! Ура! О, лунный свет,
Тебя дороже в мире нет!
Ну, выходи скорей, свети!
Путь к дому помогай найти!
^ В чужом огороде
Хорошо, что ночь темна — (Восприятие нежелательного предмета с чувством
Нам союзница она. досады, тревоги и даже ужаса.)
Черт возьми, луна выходит!
Нас «под монастырь подводит»:
Засекут и. «крышка нам».
В рассыпную по домам.
Лицо луны
Взгляни на небо — на луну. (Восприятие невиданного ранее явления природы с
Вот это диво! Ну и ну! чувством изумления и радости открытия)
Мне видится лицо луны:
И нос, и рот, и подбородок,
Веселый рот. Черты ясны.
О, как причудлива природа!
Скептик
Луна?! Подумаешь, луна? ( ^ Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии
На кой же черт она дана? и пренебрежения.)
Вся скорчилась, вся сморщилась,
Влюбленные
Луна! Волшебница луна! (Восприятие счастливого предмета с чувством
О, как божественна она! благовейной благодарности.)
Любовную раскинув сеть.
Она дала сердцам узреть,
Что в глубине их жар пылает,
В одно двоих соединяет!
Тоска
Без нее мне счастья нет. ( ^ Восприятие предмета, еще более углубляющего
Грусть, тоска меня снедает. чувство тоски и безысходного одиночества.)
И луны печальный свет
Сердце холодом сжимает.
Отчаянье
Я в отчаянье, луна! (Восприятие предмета как последней надежды,
Ты во всех краях бываешь, к которому обращаешься с мольбой и отчаянием)
Так открой же: где она?
С кем? Жива ли?Ты ль не знаешь?!
Я молю, луна! Молчишь?
Злую думу ты хранишь.
^ В родном краю
Тихо светит луна над родимой рекой. (Восприятие приятного предмета с чувством
Оттого на душе тишина и покой. радостного покоя.)
А луны голубое сиянье
Воскрешает весны обаянье.
Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков, окрашенных бесконечно богатой палитрой чувств, эмоций, желаний, действий (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и др.).
Искусству тембрирования поможет натренированный тональный способный воспринимать и воспроизводить малейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.
Как-то раз на дне речном
Спорил Окунь с Карасем.
Скука в речке — вот проблема.
Всех волнует эта тема.
Окуня так спор увлек —
Отдышаться он не мог.
Чтоб одышки избежать,
Стал рывками выдыхать:
И снова — (Тренировка третьего вида выдыхания,
В продолженье разговора. подвижности диафрагмы.)
Слушал Окуня Карась
Лишь один открывши глаз:
Боязлив он очень был
И крамолу не любил.
Приоткрыв глаза, лениво
Простонал он тут плаксиво:
— Слушай, Окунь! Бестолково ( ^ Тренировка формы речи № 1 в состоянии
Переделывать все снова, релаксации — мышечной расслабленности.)
Только сил пустая трата,
Все меняется когда-то,
И учти: твой громкий бас
Вмиг нагонит Щук на нас.
Замолчи. Не возникай!
Жить спокойно не мешай!
Окунь был так оскорблен,
Так унижен, поражен,
Что дар речи потерял,
Будто лая отвечал: (Тренировка опоры звука в междометиях.)
—Ох-ты! Эх-ты! Вот те на?!
Ну и ну! Вот это да.
Окрылен Карась победой.
Мягко пробасил соседу: (Тренировка звучания речи в различных
— Ладно, Окунь! Брось ершиться! регистрах.)
— Щук ведь нет. Давай лениться.
Ой, люблю на теплом дне
Поваляться на спине! —
В ухо Окуню фальцетом:
—Как подумаю про это,
Сразу Щук я забываю,
Прелесть лени предвкушаю!
Окунь, выслушав все это,
Не замедлил тут с ответом: (Тренировка темпо-ритмической подвижности
— От таких, Карась, как ты и тембральных изменений.)
Нет в реке живой воды.
Всё ты ленью отравляешь,
Скукой души насыщаешь.
Лень твоя вредней, чем Щука.
Мой же хлыст — тебе наука:
НА же! НА же! Еще раз! (Тренировка темпо-ритмического диапазона
Места нет таким у нас! свободного звучания голоса при
Вся общественность речная эмоциональной речи.)
Карася лупила, зная
Что сверхленью заражен
И труслив не только он.
Лупим Карася за дело!
БУдет! БУдет! БУдет знАть!
Как беспечно чушь болтать!
—Тут Пескарь премудрый скупо
Вымолвил: —Не так уж глупо, (Тренировка владения крупным,
Применять и хлыст к иному. «увесистым» словом)
Слов не тратя по-пустому,
Быль иль небыль? Ну и что же!?
Небыль эта нам поможет
Говорить легко, речисто,
— ^ Упражнение «Хватай мяч».
Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отличное настроение. Всем весело. И вдруг:
Мяч скачет прямо в речку!
Как только «увидели» эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием «Ай!»), отрываетесь от спинки стула, вскакиваете, бежите на помощь, «хватаете мяч». Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автоматически.
Сделайте еще раз упражнение и проследите за процессом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроизвольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, расчлените движения и распределите текст таким образом:
— Ай-ай-ай-ай-ай! (Оторвалось от спинки стула.)
— Мяч скачет прямо в речку! (Вскочили со стула.)
Что за прелесть — земляника!
Эта, правда, белобока —
Пусть немножко подрастёт.
Налилась вот эта соком —
К нам в лукошко попадет.
Все — одна одной под стать!
Что за прелесть земляника —
Даже жалко обрывать!
Разговаривайте, присев на корточки, двигаясь при «сборе ягод». Хотя голова опущена, но зритель все должен слышать. Не забывайте об этом! Направляйте слова подруге, которая далеко от вас. Свободному рождению звука особенно помогают эмоции радости и удивления. Для чего зовете подругу? Чтобы обрадовать ее неожиданной и удивительно приятной находкой! Фантазируйте!
^ Упражнение «В огороде».
Право слово — молодцы,
Ей-ей! Не зря хваленые!
Какой же мне сорвать и съесть!?
Вот этот? Тот? Вот этот! Есть!
В этом упражнении задача та же, что и в предыдущем. Находясь в неудобном для диафрагмы положении, добиваться благозвучия речи.
ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ
В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения. Вот почему воспитание культуры речевого общения — есть воспитание культуры чувств человека, и это — важнейшая проблема дня. «Помните, что ваша интонация, — пишет один из авторов, — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания»’.
Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слушателей.
У и раж н е н и е «Тембрирование». Произносите слово «пришла» с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы. Нафантазируйте обстоятельства и действие. Пришла?! Мне страшно за тебя! Во всем вини саму себя! (Со страхом)
Пришла?! А самолюбье где?
За ним, как «верный пес», везде! (С осуждением)
Пришел?! Так обмануть меня!
Ты не мужик, а размазня! (С презрением)
Пришел?! Вот и попался, друг!
Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)
Пришла! Знать так тому и быть:
Нам друг без друга не прожить. (С радостью)
Ушел?! Придет иль нет? Загадка.
Ушел! Гора свалилась с плеч! (С чувством радостного
Избави бог от этих встреч! облегчения)
Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость—глупость красота—безобразие любовь—ненависть доброта—жадность смелость—трусость.
Как притягательно красива:
В ней все гармония, все диво!
Она уродлива не от природы.
То — порожденье экстра-моды
И жизни, протекающей беспечно:
Не девушка, не юноша, а «нечто»!
Он глуп, «как пробка», хоть красив.
От глупости еще спесив.
Нельзя не преклоняться перед ним!
Он жаден — все себе, все в дом.
Что в богатстве том?
Когда душа скупа и холодна,
Жизнь жадного бедным-бедна.
А добрый рад отдать все, чем владеет.
Чем больше отдает — тем больше богатеет:
Умом и сердцем, добрыми делами,
Успехами в труде и верными друзьями.
Уж если его что за сердце забрало,
Идет он в атаку «с открытым забралом».
Трусливый же смелостью хоть поражен —
Скорее «в кусты», чтоб «не лезть на рожон»
Как трудно б ни было — молчит. И знает:
За днями трудными и светлые мелькают.
Он — оптимист. Честь и хвала ему!
Он злого не желает никому.
А нытик, нигилист все видит в черном свете.
Как трудно жить ему на свете,
Не зная радости, озляся на весь мир
За то, что он — не гений, не кумир.
Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством?
Упражнение «Луна». Восприятие явлений действительности с различной оценкой и отношением развивает эмоциональный тембр, дает возможность услышать, попять глубочайшую зависимость тембра голоса от внутренней жизни человека.
Луна! О, черт возьми, луна!
Эх, как некстати нам она!
Внимательней и осторожней будь.
Какая темень. Пропадем.
Дорогу к дому не найдем.
Луна! Ура! О, лунный свет,
Тебя дороже в мире нет!
Ну, выходи скорей, свети!
Путь к дому помогай найти! (Восприятие нужного
предмета с чувством
Хорошо, что ночь темна — Нам союзница она.
Черт возьми, луна выходит!
Нас «под монастырь подводит»:
Засекут и. «крышка» нам.
Врассыпную по домам! (Восприятие нежелательного предмета с чувством досады, тревоги и даже ужаса)
Взгляни на небо — на луну.
Вот это диво! Ну и ну!
Мне видится лицо луны:
И нос, и лоб, и подбородок,
Веселый рот. Черты ясны.
О, как причудлива природа! (Восприятие невиданного
ранее явления природы
с чувством изумления
и радости открытия)
Луна?! Подумаешь, луна?
На кой же черт она дана?
Вся скорчилась, вся сморщилась,
Тьфу! (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии и пренебрежения)
Луна! Волшебница луна!
О, как божественна она!
Любовную раскинув сеть,
Она дала сердцам узреть,
Что в глубине их жар пылает,
В одно двоих соединяет!
Без нее мне счастья нет.
Грусть, тоска меня снедает.
И луны печальный свет
Сердце холодом сжимает. (Восприятие предмета еще более углубляющего чувство тоски и безысходного одиночества)
Ты во всех краях бываешь,
Так открой же: где она?
С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!
Я молю, луна! Молчишь?
Злую думу ты хранишь. (Восприятие предмета, к которому обращаешься как к последней надежде,
с мольбой и отчаянием)
Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и других, чьи строки окрашены бесконечно богатой палитрой чувств, эмоций, желаний, действий.
Искусству тембрирования поможет натренированный тональный слух, способный воспринимать и воспроизводить малейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.
Однако к произведениям поэтов можно перейти, лишь владея средствами речевой выразительности. А для этого следует тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах, которые мы рассмотрели выше.
Наиболее удобным материалом для обогащения тембра являются поэтические произведения, окрашенные определенным чувством.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В этих словах, конечно, любовь, преклонение, и потому голос окрашен теплым, нежным, мягким тембром.
Ненастный день потух: ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла.
Все мрачную тоску на душу мне наводит.
А в этих строках А. С. Пушкина проявляется его тоска в разлуке с любимой женщиной, и потому звук голоса тяжелый, низкий, мрачный.
Для тренировки тонального слуха полезно работать с магнитофоном. Слушая запись образцовой выразительной речи (артиста, чтеца, оратора), надо проследить за тем, каким тоном окрашены выступление в целом и его отдельные части? Какие чувства передаются через различные тембры?
Записав на магнитофонную пленку часть своего выступления или чтение стихов и затем прослушав, проанализировав запись, можно установить, как владеешь тембрированием: если оно плохо развито, то надо совершенствовать тембр голоса.
«Прежде русские дикторы могли различные по смыслу сообщения передавать по-разному. Русская музыкальная и поэтическая культура, уникальная сама по себе, развивала возможности устной речи — ив тональности, и в ритме, и в произношении звуков, всегда с уважительным отношением к слушателю.
Современные «радиоголоса» изменились, но в одном отношении они одинаковы: с ироническим ли оттенком звучания, заигрыванием или запугиванием — они несут общий отпечаток стилистической безвкусицы»’.
Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей — говорил К. С. Станиславский. Через тембр голоса слушатель чувствует сердце говорящего. Речь наших современников воспринимается иностранцами «как агрессивно озлобленный монотон»! Пора спасать русскую речь и ее носителей!
Говоря об интонационной выразительности, нельзя пройти мимо такого действенного средства речи, как пауза.
Паузы выполняют различные функции в звучащей речи.
Артикуляционные паузы необходимы при произношении некоторых звуков, слогов, в слове, между словами.
Например: Нет хуже удела,
Чем быть не у дела.
В танцах из вращений
Не делай извращений.
В цветенье скор пион.
А на подлость — скорпион.
Я — колокол. Подам я зык —
И в час луны, заката иль утра ты
Услышишь вновь набатный мой язык
Разговор о литературе
— Чем заняты таланты?
— Да продолжают славный воз везти!
— Те мнят, Что делают погоду.
— Темнят Или молчат по году.
Усилительные паузы возникают перед или после слова, логически выделяемого. Эти паузы подчеркивают значимость слова, усиливают его значение.
Цветок,] засохший, безуханный,
— Не осуждай меня | без нужды.
— Я так хочу увидеться с тобой!
Ситуативные паузы замедляют речь, выполняя те или иные цели: дают возможность слушателям подготовиться к исполнению приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!) успеть записать услышанное (диктовка): легче воспринять речь, звучащую во время шума, при плохой акустике, звучащую на большое расстояние при активных глаголах действия (Внушаю. Запрещаю. Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю. Изумляю. )
Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)
Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?! (упрекаю с чувством горечи) Ритмические паузы — стихотворные. Постоянные паузы ставятся в конце стихотворной строки, подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы — в середине строки, когда в ней более четырех стоп:
Простишь ли мне | ревнивые мечты?
Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||
Физиологические паузы возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе — забывается слово, не находится нужное. Такая речь с трудом воспринимается слушателями. К такого рода паузам прибегает, например, артист Л. Дуров, создавая образы своих киногероев. Когда он слишком злоупотребляет паузами, его трудно слушать.
Физиологическая же пауза для легкого «добора» воздуха не воспринимается как остановка в речи.
Психологические паузы — это интонационные паузы. Они обладают интеллектуальным и эмоциональным значением. И возникать могут в самых неожиданных моментах речи. Вот, например, речь Маши из пьесы А. П. Чехова «Три сестры»:
«— Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда. Скажу сию минуту. Это моя тайна, но вы все должны знать. Не могу молчать. Я люблю, люблю. Люблю этого человека. Вы его только что видели. Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина. »
Или возьмем короткий диалог из чеховской шутки в одном действии «Медведь»:
Попова: Почему вы не хотите драться?
Смирнов: Потому что. потому что вы. мне нравитесь.
Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь.
Смирнов: Послушайте. Вы все еще сердитесь. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли. как бы этак выразиться. Дело в том, что, видите ли, такого рода история, собственно говоря. Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь. Я. я почти влюблен!
Индивидуальные паузы связаны с особой манерой говорить. Своеобразна неповторимая паузировка в речи Б. Н. Ельцина, Е. Киселева и других.
Какова роль мелодики речи в речевом действии?
Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного
Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога
Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?
Что характерно для вопросительных предложений русской речи?
Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?
Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов?
Что надо знать об относительности пиано и форте?
Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?
Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?
Каковы условия звучания сценической скороговорки?
Какова роль искусства тембрирования в речевом действии?
Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовали речевого мастерства?