Помни что ни чужой войны

я пришёл.

я пришёл к старику берберу, что худ и сед,
разрешить вопросы, которыми я терзаем.
“я гляжу, мой сын, сквозь тебя бьет горячий свет, –
так вот ты ему не хозяин.

бойся мутной воды и наград за свои труды,
будь защитником розе, голубю и – дракону.
видишь, люди вокруг тебя громоздят ады, –
покажи им, что может быть по-другому.

помни, что ни чужой войны, ни дурной молвы,
ни злой немочи, ненасытной, будто волчица –
ничего страшнее тюрьмы твоей головы
никогда с тобой не случится”

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

А сейчас, дорогуша, послушай внимательно.
И не надо стыдливо косить глаза в сторону.
Ты, пожалуйста, взвесь сейчас все обстоятельства
И отдай всё ненужное черному ворону.

Прекрати о них думать, ведь ты не железная!
Выкинь память о них из коробок и ящиков.
Эта скорбь по ушедшим, увы, бесполезная.
Перестань вспоминать этих басен рассказчиков!

Проведи в голове, наконец-то, ревизию,
Да и выброси к черту всех тех, кто калечили.
И тогда ты закончишь с собою коллизию
И добьёшься, чтоб чувства уму не перечили.

Ты не видишь вокруг своего настоящего,
Ты погрязла в прошедшем. Душа твоя мечется.
Тебе нравится быть вечно с видом скорбящего?
Я надеюсь, что твой мазохизм ещё лечится.

Ни к чему создавать себе лишние трудности,
Ни к чему верить людям, мозги тебе пудрящим.
Так избавься, хорошая, от своей трусости
И вступи в диалог со своим светлым будущим!

Помни что ни чужой войны

Вот иду я в шубе,
А под шубой – кофта,
А под кофтой – майка,
А под майкой – сердце.

А у сердца слышно,
Как стучат колеса,
И оно, как поезд
Пассажирский мчится.

И в его вагонах
Нараспашку окна,
Нараспашку двери,
Нараспашку люди.

И у них, конечно,
В чемоданах море,
Корабли и чайки,
Облака и песни.

Потому что в сердце
Им тепло под майкой,
Им тепло под кофтой
Им тепло под шубой.

Помни что ни чужой войны

Запомни и забудь,
У времени нет груза за спиной.
Следы меняют очертания.

Срываешь каждый миг-
Флористика простых букетов,
Оставь на память черновик
Чужих советов.

Запомни и забудь,
У времени лишь крылья за спиной,
Следы вдоль берега так призрачно прозрачны,

Бери лишь камешки с собой,
Они на первый взгляд невзрачны,
Но так прекрасно их мерцание под водой.
(c) Мария Гуляко

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

для того дана была эта рыбья задача
чтобы понять, несчастна ли рыбья доля?
ты в уме все решил про рыбу, а это значит
что про себя тем более (с) Ананасова

Помни что ни чужой войны

Чтобы на лестничной клетке пахло борщом или свежей гречкой
И какой-нибудь мальчик, хлопнув дверью, крикнул «мама, пока!»
Есть на свете какие-то правильные простые вещи,
Смысл которых понятен, а суть легка.

Хочется, чтобы ещё от масляной краски блестели стены,
А мы с тобой в полдевятого после работы шли прогуляться в парк
И над нами горели бы жёлтые фонари, самые обыкновенные
И ты говорил бы «я люблю тебя» просто так.

А потом, когда настанет зима и в трамваях от дыхания запотеют стёкла
И не станет на земле ничего зелёного кроме ограды возле магазина «Универсам»,
Я подумаю – сколько снега выпало, Господи, сколько
света – так, что больно смотреть глазам.

Помни что ни чужой войны

вечером выпал снег. белый_белый. я шла под этим снегом и была счастливой.
потому что я люблю. зашла в магазин. купила кураги с черносливом.
у меня от тебя есть письма.
ты мне пишешь каждый день и наверное я у тебя в сердце.

Помни что ни чужой войны

в левый глаз залетела слеза. хожу бобылём.
позабылась любовь, поросла быльём.
потерял чутьё,
да и сам чуть жив.
сам себе стал бессмысленным
и чужим.

по ночам смолю и кормлю голубей.
у прохожих спрашиваю: где счастье?
говорят «нигде».
вот так просто.
атомной эры дети
выросли в грустных взрослых.

я сажусь в каждый поезд и верю,
что он едет по старым рельсам,
без прибытия пункта и промежуточных
станций.

но ночами мне снится, как ты открываешь двери,
говоришь сначала «зайди, погрейся»,
а потом
«останься». (с) ананасова

Источник

Помни что ни чужой войны

я пришёл к старику берберу, что худ и сед,
разрешить вопросы, которыми я терзаем.
«я гляжу, мой сын, сквозь тебя бьет горячий свет, —
так вот, ты ему не хозяин.

бойся мутной воды и наград за свои труды,
будь защитником розе, голубю и — дракону.
видишь, люди вокруг тебя громоздят ады, —
покажи им, что может быть по-другому.

помни, что ни чужой войны, ни дурной молвы,
ни злой немочи, ненасытной, будто волчица —
ничего страшнее тюрьмы твоей головы
никогда с тобой не случится.»

Вера Полозкова
7 февраля 2012, Сочи

30 января 2013, Гокарна, Карнатака

Прямой эфир

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

konstruktor · 13 декабря 2021, 18:46

Помни что ни чужой войны

Safiya · 13 декабря 2021, 11:08

Помни что ни чужой войны

ShivaTroN3000 · 12 декабря 2021, 16:35

Помни что ни чужой войны

konstruktor · 11 декабря 2021, 19:35

Помни что ни чужой войны

konstruktor · 10 декабря 2021, 15:08

Помни что ни чужой войны

OHA · 10 декабря 2021, 13:13

Помни что ни чужой войны

OHA · 10 декабря 2021, 13:00

Помни что ни чужой войны

Tosha777 · 10 декабря 2021, 12:41

Помни что ни чужой войны

Sofa · 10 декабря 2021, 10:36

Мир Адвайты

© Omeshvara, 2011 — ∞
Любые вопросы, пожелания и предложения присылайте на:
Помни что ни чужой войны

Источник

Помни что ни чужой войны

Войти через соцсети:

Если нет своего аккаунта

Если у вас уже есть аккаунт

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

Помни что ни чужой войны

С.КОРЗУН: Всем здравствуйте. Ведущий программы «Без дураков» Сергей Корзун, а буквально через секунду произойдет маленькое чудо – в студии должна появиться очаровательная Вера Полозкова. Поэт в России, известно, больше, чем поэт – это один из самых востребованных персонажей не только поэзии, Но и кинематографии, и светской жизни. Вокруг Веры Полозковой много ломается копий — несмотря на свой молодой возраст, она недавно заявила, что вышла из состояния детства, — этот выход был сопровождаем двумя поэтическими сборниками, которые обсуждаются – я с удовольствием сегодня прочитал полемику, которая развернулась между разными критиками. И маленькое чудо произошло.

В.ПОЛОЗКОВА: Простите меня, мне очень стыдно. Здравствуйте.

С.КОРЗУН: Я уже начал вас представлять.

В.ПОЛОЗКОВА: Рассказали сплетни, которые я не могла слышать, пока шла? Самое лакомое время.

С.КОРЗУН: Что случилось на московских улицах?

В.ПОЛОЗКОВА: У меня дядя приехал – расстаться было очень трудно. Простите. Нужно было его проводить – чувствую за это непосредственную ответственность.

С.КОРЗУН: Как добрались?

В.ПОЛОЗКОВА: На метро. Я только так езжу. Очень жалко жизни, чтобы стоять веками в пробках.

С.КОРЗУН: А чтобы стоять в вагонах метро?

В.ПОЛОЗКОВА: Во-первых, это очень быстро, во-вторых, у меня нет никаких предубеждений, свойственных моим знакомым: не страшно ли ездить со своей нацией в одном вагоне? Мне отлично ездится, я черпаю огромное количество пищи для размышлений и наблюдений и скетчей. Там много всего происходит – мне кажется, это центр жизни в Москве. У меня была возможность в какой-то момент купить машину, но мне даже мысли такой не приходило.

С.КОРЗУН: В метро думается? Читается?

В.ПОЛОЗКОВА: Чаще всего это дико необходимая дистанция, временна и пространственная – для того, чтобы собраться для чего-нибудь, или выдохнуть после чего-нибудь. Я до 20 лет прожила в центре, родилась на Малой Бронной и потом жила на Большой Никитской, и мне ни до чего не надо было ездить на метро – я до метро не ездила до взрослого возраста, исключая случаи, когда мои друзья жили далеко. А так все — университет, музеи, всевозможные места тусовок и клубы были в 3 минутах ходьбы. И я сейчас оценила, что это очень необходимая история, там можно приходить в себя – я еду, собираюсь, — например, у меня важное интервью на «Эхе» — я собираюсь мыслями.

С.КОРЗУН: Ваше творчество обсуждается довольно сильно в относительно узких кругах – предполагаю, что есть слушатели, которые даже не знают, кто такая Вера Полозкова.

В.ПОЛОЗКОВА: Позавчера у меня вышла книжка, на ней текст на обратной стороне обложки. Не знаю, насколько это визитная карточка – она имеет свойство меняться, но пока это все, что объясняет.

«Я пришел к старику Берберу разрешить вопросы, которыми терзаем. Я гляжу, мой сын, сквозь тебя бьет горячий свет. Так вот: ты мой не хозяин. Бойся мутной воды и наград за свои труды. Будь защитником голубю и дракону. Видишь, люди вокруг тебя громоздят ады – покажи им, что может быть по-другому. Помни, что ни чужой молвы, помни что ни чужой войны, ни дурной молвы, ни злой немочи, ненасытной, будто волчица, — ничего страшнее тюрьмы твоей головы. Никогда с тобой не случится».

С.КОРЗУН: Жизнь прозаична, или поэтична?

В.ПОЛОЗКОВА: невероятно поэтична. Мне кажется, поэзия естественное продолжение всего того, что происходит с людьми.

С.КОРЗУН: И в вашей жизни?

В.ПОЛОЗКОВА: Абсолютно. Мне кажется, в наблюдаемой реальности вообще одни созвучия, совпадения, ритмы. Рифма это очень неожиданное сочетание созвучных слов, — когда оно ожидаемое-предсказуемое: кровь-любовь-бровь, — это не так удивительно, как если колокол-кот молоко лакал, — это очень здорово. И то же самое, мне кажется, жизнь состоит из мгновенных невероятных совпадений. Бывает, что человек, которого ты знаешь 10 секунд, вдруг понимаешь, что совсем не 10 секунд знаешь, а уже много чего было когда-то — когда не вспомнишь. Точно так же, как истории, которые закончились 10 лет назад, имеют свойство на другом витке разворачиваться совсем по-другому, совершенно в обратную сторону. Я не знаю, что по чьим законам построено, но какой-то у них абсолютно единый принцип с поэзией точно. Как и с архитектурой.

С.КОРЗУН: Вы одна из поэтических икон молодого поколения.

В.ПОЛОЗКОВА: Боже мой.

С.КОРЗУН: Хотя совсем недавно вышли из детства.

В.ПОЛОЗКОВА: Нет, из состояния детства — когда себе обещаешь, что когда станешь взрослым, не будешь повторять ошибок, которые делали с тобой, — мне кажется, я еще не вышла. А из опасного детства, когда всякий норовит тебя опекать или пожурить на правах старшего, я, слава богу, начинаю выходить. Потому что могу ответить, и это становится опасно. Поэтому какое-то правильное детство у меня сейчас. Здоровое.

С.КОРЗУН: Один из законов 60-70-х гг. на западе была триада «секс-наркотики-рок-н-ролл» — в вашей жизни это оставило след, или это уже поколение родителей?

А среди моих друзей, да, были люди, упавшие и в алкоголь, и в наркотики, — сейчас, слава богу, приходящие в себя потихонечку, но 90-е никого не оставили без следов.

С.КОРЗУН: Для поколения эта страница перевернута?

В.ПОЛОЗКОВА: Мне кажется, да. Не могу сказать про все поколение – опасно говорить за общность людей одного возраста, потому что и с некоторыми фанатами ЦСКА одного возраста и некоторыми микробиологами, работающими за границей, — не могу за весь этот социальный срез отвечать. Но за свою среду, своих друзей могу сказать, что это просто перестало быть опасно и весело. То есть, если мы знаем, что человек пьет и пьет много, то скорее, он вызывает жалость, чем желание к нему присоединиться и начать ту веселую жизнь, которую он ведет – потому что он ведет очень невеселую жизнь, он нереально быстро разрушается и это становится быстро видно, этого не скрыть никак.

А что касается рок-н-ролла – он немножко изменился, наверное, отдрейфовал от того, что мы знали тогда под рок-н-роллом, но никуда не делся. Огромное количество моих друзей, музыкантов новой формации, потрясающе талантливы. Просто потрясающе талантливы, мне нравится это констатировать. И регги музыкантов, и рок-музыкантов, джазовых, а еще один мой близкий друг пишет современную академическую музыку, оперу за оперой — 2 мая у него будет презентация накануне Пасхи – оперы «Страсти по Никодиму» — написанная по апокрифическим текстам.

С.КОРЗУН: То есть, рок-н-ролл — жив.

С.КОРЗУН: А что он для вас? То, что было у нас — «Led Zeppelin » — он у вас в чести?

В.ПОЛОЗКОВА: Конечно. Музыкальные гении не зависят от времени и места. Кинг Кримсон не меняется от десятилетий, они по-прежн6му как были гениальными, так и есть. Группа «Аквариум» до сих пор вопросов не оставляется. Мне кажется, это меряется тем, насколько молодые люди приходят на концерт старых зубров рока. Если там есть 15-летинй – значит, все в порядке, они не устарели морально, значит, их аудитория воспроизводится, и кто-то еще слышит то, что они вкладывали.

С.КОРЗУН: Есть другая ловушка — я боюсь ходить на концерты своих кумиров.

В.ПОЛОЗКОВА: Могу понять. Некоторым изменяет адекватность и критичность по отношению к себе – я знаю такие истории. Мне в какой-то момент было интересно изучать биографии невероятно прославленных людей в динамике, что с ними происходило помимо наращивания бесконечного их аудитории. И конечно, адекватностью и здравомыслием похвастаться могут очень немногие. В этом смысле, например, Борис Борисович довольно счастлив — потому что ни вкус, ни мера, ни степень проницательности в том, что он делает, ему никогда не изменяли. И я за этим очень радостно наблюдаю.

С.КОРЗУН: Возьмем другую триаду — «Кровь, пот и слезы» — ваша ассоциация какая, ровно роковая, или для того, чтобы что-то получить, надо много страдать и работать?

В.ПОЛОЗКОВА: Я абсолютно за то, что чтобы получить, нужно много работать. Но мне хочется выпрыгнуть из утверждения, что для этого обязательно нужно быть несчастным. Наоборот, я думаю, что чем больше человек реализуется, тем менее он способен на несчастье и глубокое страдание. Вообще работа и несчастье – работа как труд, любимое ремесло, — очень далекое от несчастий и страданий понятие, человек занимается чем-то любимым — я довольно большое количество времени потратила на то, чтобы последовательно отсечь все, что мне не нравится делать. Получалось, что я очень неэффективна в том, что мне навязывали и предлагали, заставляя делать, — если такое было. И сейчас я нахожусь в счастливом статусе человека, который занимается только тем, что любит.

С.КОРЗУН: А когда вас заставляли, например? Колонки писали в «Космополитен»?

С.КОРЗУН: Глядя на вас трудно поверить, что вас можно заставить.

В.ПОЛОЗКОВА: Был университет, ряд предметов, которые были невыносимы.

С.КОРЗУН: Но вы его и не закончили.

В.ПОЛОЗКОВА: Тем не менее, была круглой отличницей. Было много того, что не стояло в рейтинге на первом месте — приходилось делать из вежливости или в результате чего-то. Так вот я очень малоэффективна в том, что я не очень люблю, и смысла в этом к 27 годам не осталось никакого. Поэтому я человек, который занимается исключительно любимыми делами, но при этом занят с утра до ночи абсолютно. И это очень счастливая история. А что касается художника, которые должен быть голоден, оставлен женой, плохо выбрит и с запавшими глазницами — такой тип людей у меня вызывает лютую аллергию, я ничего не могу с собой поделать, и стою на тропе войны с такими стереотипами.

С.КОРЗУН: Это понятно. А кровь и пот нужны для достижения результата?

В.ПОЛОЗКОВА: Да. Но пока ты тратишь на это кровь и пот, ты довольно счастлив. Если ест дело, на которое не стыдно, не страшно и хочется тратить кровь и пот, то это ничего общего со страданием не имеет.

С.КОРЗУН: Следующая триада: «свобода-равенство-братство» — лозунг французской революции. Для вас лично?

С.КОРЗУН: А если подняться над уровнем содружества, взглянуть на тему государства?

В.ПОЛОЗКОВА: Мне кажется, это ужасно здорово.

С.КОРЗУН: Голосовать ходите?

В.ПОЛОЗКОВА: Один раз в жизни ходила на выборы, голосовала за Хакамаду в 18 лет. Сейчас не хочу голосовать и не очень понимаю, для чего это делается. А что касается уровня государства – мне кажется, что понятие иерархии встроено в людей. Люди равными быть не могут — конечно, это начинается какой-то Оруэлл – все животные равны, но некоторые ровнее других. Нет, что касается государства, то иерархия в нем наличествует.

С.КОРЗУН: Но возможности равные должны быть у людей?

В.ПОЛОЗКОВА: Возможности, к сожалению, неравны от рождения у людей. Они все разные. Но то, что они в равной мере заслуживают уважения — возможности каждого – только такое равенство и может быть в здоровом государстве, уважающем своего гражданина государстве, что касается свободы в рамках государства, то я себе вообще это не очень представляю. То есть, свобода от государства, когда забываешь отчество у тирана – как говорил Бродский – вот это государство.

С.КОРЗУН: Ощущаете себя свободной в этом государстве, в нашей стране?

В.ПОЛОЗКОВА: Я ощущаю себя свободной вне парадигмы государства. Оно меня конкретно пока не преследует. У меня есть все возможности реализовываться, как я хочу. Но чьи-то прав, в том числе, права моих друзей оно нарушает — я это вижу и не могу не констатировать – это действительно происходит. Прямо и посреди белого дня оно это делает.

С.КОРЗУН: На Болотную не было желания выйти.

В.ПОЛОЗКОВА: Было желание. И первое время меня преследовал суровый рок — у меня просто не получалось – то я падала с температурой, то еще что-то. А потом мне стало понятно, что это все не туда выводит, к сожалению. И мне даже стало обидно за очень горячий, честный и пылкий энтузиазм моих друзей, которые во всем этом по-честному участвовали, трудились – чтобы придти, быть услышанными, чтобы это увидели, правильно осветили – боролись за это.

Но все это начало прививаться разными людьми под разными лозунгами и соусами. И те люди, которые начали себе это присваивать говорить, что они пригнали этих людей – эти люди у меня не вызывают никакого доверия.

С.КОРЗУН: Вы говорите о людях из КС?

В.ПОЛОЗКОВА: О многих. О тех, кто говорил «мы здесь сядем и отсюда не уйдем» — все это было по-детски.

С.КОРЗУН: Надо было сидеть до конца?

В.ПОЛОЗКОВА: Хотя бы не врать. Если вы боретесь с системой, которая врет – ну, вы не врите.

С.КОРЗУН: Можно эту систему сидением сдвинуть?

В.ПОЛОЗКОВА: не думаю, что сидением можно подвинуть. Эту – нет. Она настолько бывает шокирована таким поведением, что отвечает прямой агрессией. Мне кажется, что надо быть ну, в зачатке «кровавым тираном», чтобы бросать безоружных людей на три ряда омоновцев.

С.КОРЗУН: Делаем короткий перерыв и вернемся в студию.

С.КОРЗУН: Продолжаем программу. Вы в 15 лет поступили учиться в институт — разрыв в три года существенен?

В.ПОЛОЗКОВА: Да, тогда это было очень много.

С.КОРЗУН: Тянулись специально к старшим?

В.ПОЛОЗКОВА: Я не то, чтобы сознательно выбирала дружить со старшими – это автоматически происходило. Но я была, конечно, совершенно восторженной, наивной, домашним ребенком. Девочка с косой, классическая, появившаяся на факультете журналистики, самом вольнодумном тогда, раскованным, панкующим, творческим, фрондерствующим факультете. При этом был свежий воздух абсолютно. Потому что как только ты понимаешь, что литературу можно учит не с точки зрения, что хотел сказать автор этим произведением и какова его главная мысль – меня трясло уже в 8 классе от таких вопросов, особенно когда ты отвечаешь и думаешь, а тебе говорят – неправильно. Главная мысль произведения иная. И когда я поняла, что есть другая литература и способы ее преподавать, в моей жизни наступило, наконец, счастье.

С.КОРЗУН: Учеба много зависит от преподавателей.

В.ПОЛОЗКОВА: Конечно, я все изучала и все сдавала, и многое, кроме прямого бреда типа писать план статьи, или, например, был такой предмет, как литературное редактирование, где изучалось огромное количество корректорских знаков – уже в эпоху компьютеров и программ редакторов – абсолютно непонятная дисциплина, еще и сдать было невозможно – абсолютно у всех было по 3 пересдачи. Кроме таких устаревших дисциплин – думаю, их не преподают на факультете, было много чистого счастья — история оперы, история современной музыки. Я училась на кафедре художественной критики, у меня еще было много спецкурсов, отдельных от всего остального течения учебы – только то, что мы сдавали, конкретно наши 10 человек, и это было счастье.

С.КОРЗУН: На специальность переходить не пора?

В.ПОЛОЗКОВА: быт критиком? Мне кажете, это отчаяние литератора – быть критиком.

С.КОРЗУН: Тут дискуссия по поводу вашей предпоследней книги развернулась с участием Панина, Быкова – была мысль, что критики обязаны писать хорошие стихи.

В.ПОЛОЗКОВА: Это правда. Но, правда и то, что огромный процент критиков очень плохие поэты в прошлом. Это литераторское отчаяние – пойти в критику.

С.КОРЗУН: Кому доверяете?

В.ПОЛОЗКОВА: Очень люблю Льва Данилкина, человека, который на протяжении многих лет возглавлял «Книжное обозрение» и является моим близким другом – Александра Гаврилова. Вот уж этот человек с кем бы ни дружил, и каким бы ни был широким его круг общения, он абсолютно беспощаден к книжкам – либо она хорошая, либо плохая, и неважно, кто написал. Его вкусу я доверяю, потому что это один из самых умных людей, которых я знаю.

Еще мой близкий друг, Эдик Байков, когда-то преподавал в Воронежском университете, был текстолог, писал диссертацию по Платонову — литературный вкус этого человека тоже не оставляет у меня сомнений – иногда я к нему наведываюсь за советом.

С.КОРЗУН: Сообщество поэтов существует?

В.ПОЛОЗКОВА: Дружба поэтическая существует, как ни странно. Когда мне говорят, как жалко, что никто из вас не дружит, как дружили шестидесятники – это не совсем так. Просто огромное количество маленьких сообществ. Цеха не существует — я так думаю. К сожалению, или счастью, большинство даже очень именитых поэтов встречаются на чтениях раз в три года, в удивлении и ошеломлении смотрят друг на друга, поскольку ведут довольно замкнутый образ жизни, чаще всего, ко всеобщему удивлению, знакомятся и дружат. Был поэтический фестиваль в Перми ежегодный, и каждый раз, когда кто-то туда приезжает великий – например, Ганлевский в этом году, и очень много молодых и ранних. И вдруг на моих глазах происходят чудеса – люди, которые существовали для меня исключительно в виртуальном пространстве, не просто знакомятся и разбегаются, а начинают дружить, состоять в переписке, образуются счастливые отношения.

Я лично дружу с некоторыми своими ровесниками-поэтами, чем очень горжусь.

А что касается сообщества как сообщества, мне кажется, что единого его не существует, иначе у нас была бы какая-то магистральная линия, не дай бог, и всех инакомыслящих отслеживали и давали им строгое указание сменить курс. Слава богу, все пишут, что хотят.

С.КОРЗУН: В интернете вообще сложно идти одним курсом, чем подпитываетесь, кроме поездок в метро? Вообще влюбленность важна в вашей жизни?

В.ПОЛОЗКОВА: Конечно. Мне кажется это тот главный контакт, который тебя подсоединяет к огромной структуре мироздания. Так ты ее наблюдешь холодно, отрешенно, без непосредственной своей вовлеченности в процесс – как мозаику происходящих процессов, циклов и закономерностей, механизмов и шестеренок. И стоит тебе влюбиться, как все это начинает иметь к тебе отношение. Поэтому, мне кажется, литература без этого не существует.

Влюбиться в широком смысле. В какой-то момент я поняла, что любовь это не процессы, происходящие меду двумя конкретными людьми, а состояние, в которое человек попадает и вокруг него как в некоторую орбиту вовлечено все остальное. Любовь, условно, это то, как они излучают, как поляризуется пространство вокруг них – наверное, это любовь.

У меня есть друг, и есть мама, которая очень переживает за судьбы моих друзей. У него был очень темный период в жизни и она, чтобы сбит эту сторону грустную разговора, говорит: ну, ты потом женился и стал счастлив. Он говорит: все было не так. Сначала я стал счастлив, а потом женился. И одно из другого не может быть. И, кстати, это распространенное заблуждение – что придет кто-то и решит твои проблемы, и тогда наступит любовь. Вот как только ты до нее доживешь, внутри что-то повернется, тогда все попадут в круг твоего влияния.

С.КОРЗУН: В вас поворачивается? Состав семьи изменился?

В.ПОЛОЗКОВА: Я помолвлена. Думаю, что летом – если все получится.

С.КОРЗУН: Тогда и поздравим. Внутренне изменилось что-то?

В.ПОЛОЗКОВА: Конечно. Это результат больших изменений. Сам факт, что стали возможны некоторые другие, кроме несчастных и отчаянных отношений в твоей жизни – в любой жизни – стали какие-то еще получаться отношения – это значит, что ты сильно изменился, перестал получать удовольствие и необходимое топливо из собственного страдания, добывать, и перешел на другие, более экологичные источники энергии. Это на самом деле так, как бы смешно это ни звучало. Просто ты потихоньку начинаешь бережнее к себе относиться, и к окружающим. Я знаю людей, которые на протяжении всей своей жизни пребывают в уверенности, что если они будут в трепете и аде держать свою семью и себя, как можно больше пребывать в рефлексии, — тогда у них только будут получаться настоящие книжки. Мне кажется, что это самое опасное заблуждение.

С.КОРЗУН: Читая критику, встретил утверждение, что ранее ваша палитра была расцвечена красками, а сейчас услышал, что у вас оттенки белого и серого без аллюзий. Палитра изменилась?

В.ПОЛОЗКОВА: Наверное, не буду спорить. И это хорошо. Это значит, что глаз становится чувствителен к более тонким переходам, чем между красным и зеленым. Мне кажется, что чем тоньше твой инструментарий, тем ты больше можешь сделать. А китайцы, которые для передачи всех цветов пользовались только тушью и бумагой? Но я тех, кто владеет цветами – цветами по-разному можно владеть, — безумно люблю и внимательно читаю. Просто мне кажется, что чем шире твой арсенал, чем больше ты умеешь, если ты способен из 4 строк написать стихотворение, которое будет совершенно по драматургии, истории, штриховке, рисунку безупречно, и при этом ты способен написать тест на 20 страниц и там тоже не будет лишней воды и что мучительно прочитывается – тогда ты мастер.

Но при этом Анна Ахматова, которая всю жизнь писала из 2-4 строф стихи и одним и тем же размером и не прибегала к сложной рифме, как правило – при этом это тоже образец стили и вкуса. Общего рецепта нет, просто надо честно все это производить, чем больше ты стараешься что-то демонстрировать собственными стихами кроме того, что в них сказано, чем больше ты стараешься манифестировать ими, тем они хуже получаются Они ради самих себя существуют.

С.КОРЗУН: темы меняется в последнее время? Лирическая героиня была основной темой. Сейчас?

В.ПОЛОЗКОВА: Когда мы год назад садились подбирать тексты для спектакля, который называется «Избранные», и который должен был идти в Политеатре в Политехническом музее, вдруг оказалось, что из текстов, написанных за последние 5 лет, почти половина об отношениях с Богом и разными способами с ним помириться и объяснить его замысел. При том, что первая книжка иначе как «Богоборческая» никак мною не определяется – там беспрерывно сводятся с ним счеты, предъявляется список претензий и вообще все устроено по его злому умыслу.

А сейчас не то, что становится неловко за выпады юности – это все часть взросления, у меня нет горьких сожалений по поводу того, что было когда-то опубликовано, сейчас это, к сожалению, не изъять, но конечно, масштабы всего переосмысливаются

С.КОРЗУН: надо было взять триаду «самодержавие-православие-народность» — это теперь актуально? Для России это привычно?

В.ПОЛОЗКОВА: Что делать тогда с буддистами, со всеми остальными? Мне кажется, что мы живем в очень интересное время — когда прорастает новая триада, которая будет одновременно и про уважение, и про силу, и про отвагу, и про сохранение прошлого при этом. Потому что то, чего мы категорически не умеем – это беречь. У меня был с моим дядей разговор по результатам моих путешествий. Я рассказываю про Лондон, в котором была один раз в жизни, и он говорит: ну, что ты хочешь – его же не бомбили. Я говорю – мне кажется, что мы своими руками сделали куда хуже собственному городу и многим своим городам, чем те, кто нас бомбил. Судя по тому, что сейчас происходит, нас и бомбить не надо — мы сами все разрушим, перестроим.

Как внедрить эту простую мысль, что без собственного прошлого у нас не будет будущего, в умы государственные, я не очень представляю. Но может, она прорастет сама в нас, 20-25-30-летних, которые имеют возможность поездить и посмотреть, как живут люди, которые находятся в постоянном контакте со своей историей.

С.КОРЗУН: С какой историей вы хотели бы контактировать?

В.ПОЛОЗКОВА: История, которая сохранилась хотя бы в рамках городской архитектуры – например, в этой истории. Сейчас это невозможно, потому что все равно даже то, что реконструируется, оно нереальный новодел, смешное и страшное – пластиковое, золочёное, от которого очень плохо делается. Хотя бы в рамках городской архитектуры. Эти напластования они до сих пор есть, например, отъедешь чуть подальше от Москвы, есть места, где сохранились церкви 12 века. Они, конечно, тоже в очень странном состоянии, но, тем не менее, огромное число вещей уцелело вопреки всему тому, что происходило в истории. И мне кажется, если в ближайшие десятилетия этим заняться, это еще можно спасти.

С.КОРЗУН: Я все пытаюсь двинуть в сторону политической истории. Понимаю, что при советской власти вы и не жили

В.ПОЛОЗКОВА: Нет, я родилась как раз когда Перестройка началась – в 1986 г.

С.КОРЗУН: Какое у вас ощущение? То был правильный путь? «Свобода*-равенство-братство» было идеалам, может, и на словах.

В.ПОЛОЗКОВА: Я очень против давать однозначные оценки огромной эпохе в жизни народа. То есть, не было бы советской власти, не было бы моей мамы, например, которой 67 в этом году исполняется. То есть, я не могу выдрать это из нее. Ей было 7 лет, когда Сталин умер. Но что касается меня и людей, с которыми я взрослею, расту, за которыми наблюдаю, то, в общем, последствия, скорее, страшные. Не потому, что что-то было — особенно к концу репрессий, ужасов и так далее, — но этого страха вообще, генетического, его не избыть еще какое-то количество лет – довольно много страха, просто страха. Страха выделиться, страха отстаивать свое мнение, иметь его и отстаивать, страха оказаться хуже, оказавшись за границей – дикого ужаса перед тем, как там все устроено.

Я наблюдаю за этим страхом, и он мне очень неясен. Ощущение полное, что все против твоей страны, например – все возможные теории заговора они вшиты генетически в людей. И даже начинать говорить о том, что не все на свете вина американцев, например, — это встречает бешеное сопротивление. Эти вещи, которые еще остались оттуда – это да. А то, что у нас было гениальное кино, невероятная наука и то, что мы безумное количество прорывов и открытий совершили — конечно, это неоспоримо. Но мне кажется, что мы такой народ, который это мог бы осуществить как угодно.

В.ПОЛОЗКОВА: Это человек большой эпохи. К сожалению, у нас очень мелкая сейчас и второсортная. Мы не способны из нее определить, — я правда так думаю. Я, правда, далека — я, скорее, мифологически дам понять. Эстетически-мифологически – отсюда, я не даю никаких оценок.

Сейчас даже масштабы личности, которые находятся в госаппарате, люди, умеющие, например, только воровать, прятаться и бояться. Если мы хотя бы вспомним даже злодеев, которые были хотя бы 20 лет назад – это были все-таки какие-то удивительные злодеи. Они были немножко опереточные, но при этом у них были огромные планы. Даже Березовский, царствие ему небесное – он был человеком совсем другого склада, ему хотелось историю творить, быть причастным к огромным событиям. Его деньги как конечная цель, как ни странно, не интересовали. Его интересовало могущество куда большего масштаба, куда большего порядка – ему хотелось судьбы вершить. И этим и объясняется вся странная логика его поведения. Подарить брату королевы, выручить из долгов, учредить премию ТРИУМФ и при этом что-то построить… Он же доктор технических наук, он был лауреатом ленинской премии какой-то, не помню.

С.КОРЗУН: Борис Абрамович – член-корр. Российской Академии наук, она его не исключила тогда.

В.ПОЛОЗКОВА: То есть, миллион вопросов к этому человеку, это ясно. Но большого масштаба человек. Мы знаем хоть одного человека из тех, кто сейчас очень богат или причастен к творящей2ся власти в России, чтобы за ним хоть интересно было наблюдать? Чтобы это не просто был человек, который с непроницаемым лицом что-то говорит, — как выражается Пелевин: «Комфортно лгать вдоль силовых линий дискурса», а что-то делает, причастен хотя бы к большим, удивительным махинациям, комбинаторике, что-то интересное с ним происходит.

Пожалуй, только кто меня поразил – это Лужков, который написал пьесу в стихах по поводу своей отставки, где объяснил, что произошло – вот это хотя бы похоже на что-то. Но все, это единственный пример, который я знаю.

С.КОРЗУН: «Уходит титан, остаются пигмеи».

С.КОРЗУН: Несколько небольших вопросов. Когда вы готовы пойти на компромисс, в каких случаях бескомпромиссны — от Сержа Труманяна вопрос.

В.ПОЛОЗКОВА: Вообще я ужасно боюсь открытых конфликтов. И как только начинает пахнуть войной, конечно, я готова договориться. Но в ситуациях, когда обижают ближних, во мне просыпается зверь – я ничего не могу поделать с собой, я иду сразу войной.

С.КОРЗУН: От Дмитрия Мезенцева: «Вы счастливый человек?»

В.ПОЛОЗКОВА: очень, абсолютно.

С.КОРЗУН: В гармонии сама с собой. От Елены Македоновой — были ли вы когда-нибудь на форуме «Пилорама», что об этом думаете?

В.ПОЛОЗКОВА: меня приглашали, я не доехала. Мне интересна эта история. Это большой фест под Пермью и документальных фильмов, и прочего, имеет отношение к протестным действиям, но на самом деле это история про признание, что ли, каких-то вещей, которые всегда умалчиваются – вот про это, наверное, фестиваль, как мне кажется. Там много говорится о репрессиях, обо всем, что не принято вслух произносить.

С.КОРЗУН: От Ирины Веточка: «Люди возраста вашей мамы счастливы вырвать советчину из своей жизни – жаль, что вы в этом сомневаетесь. Я старше вашей мамы».

В.ПОЛОЗКОВА: Я совершенно не сомневаюсь. Помимо всего прочего, что было перечислено и свойственно этому поколению — невероятная самоирония, невероятная фольклорная силища – спорить с новостями так, например, умеет гениально мой дядя — передразнивать дикторов. Люди фантастической жизнеспособности и выносливости. Потому что все они родились до войны, или в войну, пережили многое. Но просто есть объективные вещи, которые мне грустно констатировать. Но когда-нибудь изменятся и они — я в этом не сомневаюсь.

С.КОРЗУН: Вера Полозкова была в программе. Будем читать и встретимся еще.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *