Поминутно была беременна что значит лизавета
Лизавета в романе «Преступление и наказание»
Лизавета – второстепенный персонаж в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Сводная сестра старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее полная противоположность. Достоевский называет сестер сводными, но по нашей, современной классификации XXI века сестры от разных матерей называются единокровными, а не сводными.
Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. Елизавете было 35 лет, фигура ее была нескладная, а ноги будто вывернуты назад. Ее героине отводится совсем небольшая роль в произведении.
В романе героине отводится второстепенная роль: Лизавета мало действует, практически ни чего не говорит, за исключением эпизода, где она общается с неким горожанином на площади, намереваясь купить у него товар для перепродажи.
Краткое описание персонажа
Лизавета была взрослой женщиной 35 лет. Однако у нее наблюдалось слабоумие, и она была вынуждена жить с сестрой – старухой процентщицей Аленой Ивановной. Лизавета готовила, стирала и убиралась, стараясь угодить своей привередливой старшей сестре. По сути, Лизавета находилась «в полном рабстве у сестры своей», работала на нее «день и ночь» и терпела «от нее даже побои.» При этом, старуха даже в своем завещании не оставила Лизавете «ни гроша», кроме «стульев и прочего».
Характер у героини был покладистый и безотказный. Раскольникова удивлял тот факт, что Лизавета постоянна находилась в положении:
Роль в сюжете
Как и старшую сестру, Лизавету убивает Родион Романович Раскольников, главный герой произведения. Она была лично знакома с Раскольниковым, так как он часто отдавал ей свою одежду в стирку. Изначально, у главного героя не было плана убивать Лизавету: Родион был уверен, что она уйдёт из дома и Алёна Ивановна останется одна, но девушка неожиданно вернулась раньше, чем должна была и стала невольным свидетелем преступления.
Лизавета была дружна с Соней Мармеладовой. Эти две несчастные обделенные женщины находили утешение друг в друге. Однажды они даже обменялись крестиками, о чем Соня рассказывает Раскольнкову во время их второй встречи.
Цитатная характеристика
Внешность
Вид у нее всегда был опрятный, хотя носила она старую и заношенную одежду. Вот как автор описывает внешность Лизаветы:
Характер
При этом, старуха даже в своем завещании не оставила Лизавете «ни гроша»:
Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:
Лизавета слабоумна, глупа и наивна. Мужчины пользуются тем, что девушка страдает умственной отсталостью, поэтому она постоянно беременна:
Влияние на Раскольникова?
Лизавета – самое невинное существо в произведении. Она никому ничего не сделала плохого. Однако именно она становится невинной жертвой преступного замысла Раскольникова. Родион не хотел убивать героиню и даже рассчитал, когда Лизаветы не будет дома, но она к своему несчастью неожиданно вернулась домой. Родиону Романовичу не остается выбора, и он убивает девушку вместе со старухой-процентщицей. Главный герой раскаивается в непреднамеренном убийстве Лизаветы, ведь она совершенно не вписывается в его теорию об обычных и необычных людях. В отличие от старухи к Лизавете все относились хорошо, жалели ее. Она часто чинила рубашки Раскольникову, никогда не отказывала в помощи. Лизавета была тем, кто сделал для Родиона, возможно, самый главный подарок в его жизни – Евангелие, которое он заберет с собой на каторгу.
Незаметная и кроткая Лизавета становится жертвой человеческих амбиций Родиона Раскольникова. Но, убив ее, он не стал счастливее и не удовлетворил свое эго. Герой страдает и мучается, теперь он себя не ощущает «сверхчеловеком», понимает, что методы и идеалы, которые его увлекали, оказались ложными.
Характеристика Лизаветы в романе «Преступление и наказание», образ, описание
Лизавета (актриса Л. Соколова, фильм 1969 г.) |
Лизавета является одной из второстепенных героинь романа «Преступление и наказание» Достоевского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лизаветы в романе «Преступление и наказание»: описание в цитатах.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Характеристика Лизаветы в романе «Преступление и наказание», образ, описание
«. у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка. » (часть 1 глава VI)
«. Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи. » (часть 1 глава VI)
«И сестра она вам не родная, а сведенная, а вот какую волю взяла.» (часть 1 глава V)
«. и было ей уже тридцать пять лет.» (часть 1 глава VI)
«Была же Лизавета мещанка, а не чиновница. « (часть 1 глава VI)
«. девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмачках, и держала себя чистоплотно.» (часть 1 глава VI)
«. тогда как Лизавета, по крайней мере, восьми вершков росту…» (рост Лизаветы около 177 см, часть 1 глава VI)
«— Да ведь ты говоришь, она урод? — заметил офицер.
— Да, смуглая такая, точно солдат переряженный, но знаешь, совсем не урод. У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство — многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хороша.» (часть 1 глава VI)
«Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка. » (часть 1 глава V)
«У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство — многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная.» (часть 1 глава VI)
Несчастная Лизавета работает на свою сестру день и ночь как рабыня. Она выполняет в доме роль кухарки и прачки, а также шьет одежду на продажу и моет полы другим людям. Все заработанные деньги она отдает своей сестре Алене Ивановне:
«. бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои.» (часть 1 глава V)
«А Лизавету, торговку-то, аль не знаешь? Она сюда вниз ходила. Еще тебе рубаху чинила. « (часть 2 глава IV)
«Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и всё сестре отдавала.» (часть 1 глава VI)
«Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи.» (часть 1 глава VI)
«. трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои.» (часть 1 глава V)
«. чуть не идиотка, тридцати пяти лет. « (часть 1 глава V)
«Главное же, чему удивлялся и смеялся студент, было то, что Лизавета поминутно была беременна…» (часть 1 глава VI)
«Эк ведь вам Алена-то Ивановна страху задала! — затараторила жена торговца, бойкая бабенка. — Посмотрю я на вас, совсем-то вы как робенок малый. И сестра она вам не родная, а сведенная, а вот какую волю взяла.» (часть 1 глава V)
«Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души.» (часть 1 глава VI)
Это был цитатный образ и характеристика Лизаветы в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание героини в цитатах.
Лизавета Ивановна
Лизавета. Актриса Л. Соколова. Х/ф «Преступление и наказание». 1969
Лизавета Ивановна (Лизавета) – героиня второго плана романа «Преступление и наказание». Женщина является сводной сестрой старухи-процентщицы Алёны Ивановны и проживает у нее на правах домработницы. Лизавета – бессмысленная жертва Родиона Раскольникова, которая случайно оказалась на месте его преступления.
Описание героя
Внешность
Лизавета намного младше своей сестры Алёны – ей тридцать пять лет. Они сводные сестры, так как рождены от одного отца, но матери у них разные. Достоевский описывает эту героиню, как очень некрасивую, нескладную молодую женщину: «…собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмачках», «смуглая такая, точно солдат переряженный, но знаешь». Несмотря на столь непривлекательную внешность, Лизавету нельзя назвать абсолютным уродом. Ее некрасивое лицо украшают глаза и доброе, кроткое выражение: «…многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хороша, совсем не урод. У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже». В придачу ко всему, Лизавета очень чистоплотная женщина.
Характеристика личности
Кадр из фильма «Преступление и наказание». 1969
В романе Лизавета представлена умственно неполноценным человеком. Это положение объясняет ее доверчивость и наивность в отношении людей и старшей сестры. Окружающие, в том числе мужчины, без стыда пользуются ее состоянием, поэтому, по словам очевидцев, женщина «поминутно беременна». Покладистостью и безропотностью героини пользуется ее сестра Алёна Ивановна. Все накопленные денежные средства она собирается завещать провинциальному монастырю, заведомо обрекая Лизавету на нищенство. Сестре она оставляет только движимое имущество в виде одежды и мебели. Это говорит о том, что Алёна рассматривает Лизавету исключительно с точки зрения бесплатной рабочей силы, совершенно не заботясь о ней, как о родном человеке.
В силу своего умственного развития, которое осталось на уроне малолетнего ребенка, Лизавета не способна постоять за себя. Напротив, такое отношение она считает чем-то заслуженным и относится к нему со смирением. В ее окружении нет ни одного человека, готового заступиться за несчастную женщину.
Род занятий
Лизавета занимается шитьем одежды и мытьем полов у чужих людей. Сшитые вещи она продает, но себе не оставляет ни копейки – всю выручку забирает Алёна Ивановна. Не имея собственных денег, она оказывается в полной зависимости от сестры, которая считает ее иждивенкой. Хозяйство Алёны полностью лежит на плечах Лизаветы: готовка, стирка, уборка – все это входит в круг ее обязанностей. Алёна Ивановна бессовестно эксплуатирует ее труд и нередко поколачивает бедную родственницу. «Бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». «Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи».
Роль героя в произведении
Образ наивной, доверчивой Лизаветы Ивановны играет важную роль в раскрытии образа Сони Мармеладовой, которая была знакома с убитой. Соня носит крестик, который ей когда-то подарила Лизавета, она присутствует и на службе по случаю ее гибели. Обеих женщин объединяет религиозность и глубокая вера в Бога.
Журнал «Социум» №30-31. 1993 год
Святая Лизавета
«Подите и научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы».
В, казалось бы, хорошо знакомых произведениях русской классики есть образы, значительность которых ясна всем, но часто неясным остаётся их значение. Такова Лизаета в «Преступлении и наказании» Достоевского.
Казалось бы, налицо явное и глубокое противоречие. Чтобы попытаться его разрешить, необходимо поставить два вопроса:
1) о том, что есть и как понимается Достоевским добродетель;
2) о милости и жертве.
Известно, что Достоевский всё время искал форму, жест (как и многие его герои), но, страдая из-за отсутствия формы, странно не любил ту «выделку», которую единственно обнаруживал в качестве формы у других. Оформленность, по которой он тосковал, вызывала у него почти физическое неприятие. Западный человек для Достоевского «выделан», оформлен, огранён, русский же, подвергшийся подобной огранке на скорую руку, – отвратителен.
Видимо, иное содержание предполагает иной характер обработки. Розанов в одной своей статье проводит замечательное сопоставление добродетелей русской женщины и европейской женщины. И находит, что у западной женщины добродетель именно в отречении, что даже обязанности свои как жены и матери она (будучи прекрасной женой и матерью) воспринимает как лишнее, мешающее вполне посвятить себя Богу.
В ней нет той теплоты, которую Розанов находит у русской её сестры, умеющей жить по-божески именно в тех ежедневных делах и заботах, которые земные и обязательные. Европейской женщине это – помеха. То есть добродетель всё больше и больше на Западе начинает ассоциироваться с отречением, отбрасыванием (а что же и есть огранка, как не отсекновение лишнего), то есть неделанием.
Быть добродетельным – значит не делать того, что хочется или даже нужно в миру. Это ограничение себя воспитывает блестящие западные характеры, строгие и суровые, даёт окончательную форму, огранку личности, именно отделяя её от мира и направляя прямо к Богу. Здесь как бы теряется память о том, что Земля проклята за человека, и, значит, человек должен поднять к Богу всю Землю.
Именно этим отделением от мира личность и оформляется окончательно, теряет свою расплывчатость, но теряет и слитость с миром, обретая взамен высокую концентрацию внутри себя, обретая большую силу и возможность действовать целенаправленно, а именно – направленно из себя на мир.
Фрагмент картины В. Шульженко
Жертвуя, отдаёшь человеку не то, что ему по-настоящему нужно, а только то, что можешь. Поэтому жертва всегда меньше милости, отдающей именно то, что нужно другому.
Понимая добродетель таким образом, то есть как нравственную чистоту и воздержание от. мы никогда не постигнем святости Лизаветы у Достоевского.
Добродетель Лизаветы исключительно положительна, её способ существования – это всё для всех, это именно: делание добра, а не воздержание от зла. Её главная характеристика – абсолютная милостивость: отдание каждому того, чего ему от неё нужно, – и это всего-всего – и тела, и жизни даже.
Такая положительная добродетель, не отделяющая себя от мира, а во всём отдающая себя каждому нуждающемуся, неизбежно должна быть бесформенна или приобретать странные, неожиданные формы. Поэтому святая Достоевского на первый, внешний, взгляд – юродивая и даже почти идиотка. Всё её описание состоит из странных, несообразных, неотделанных или «поломанных» черт, и единственное, что в ней хорошо, – это её глаза и улыбка, иначе говоря, то, что не отграничивает, а, наоборот, связывает человека со всем и всеми вокруг него.
Но именно эта странная Лизавета оказывается хранительницей чистоты и порядка в мире, делая каждому то, что ему нужно в самом мелком житейском плане (моет, чистит, стирает, чинит бельё). Эта неоформленная личность чувствует себя в абсолютном единстве с окружающим её миром, и даже её личная чистоплотность – как бы только часть чистоты мира, создаваемой ею.
Безличностность (в смысле невыделенности личности из мира) подчёркнута и в определении «почти идиотка», то есть в отсутствии «сознания», более всего и отделяющего личность от мира, позволяющего увидеть и осознать свои границы. Лизавета могла бы обо всём мире сказать то, что Соня говорит о себе и своей семье: «Мы – одно». Это определяет принципиальную нежертвенность Лизаветиного бытия. Ибо жертва – оторвать от себя с ущербом для себя и отдать другому – немыслима, когда «мы – одно».
Лизавета живёт в мире милости, где желания других – всё равно что её желания, ибо милость – это отдать другому так, что эта отдача нужна тебе, может быть, в большей степени, чем тому, кому отдаёшь.
Жертвуя, нельзя спасти человека, ибо, жертвуя, отдаёшь ему не то, что ему по-настоящему нужно, а только то, что смог отдать. Поэтому жертва – это всегда очень мало, даже великая жертва. Это гораздо меньше милости, находящей и отдающей именно то, что нужно другому. Так, Соня жертвой никого не спасает, но милостью и любовью спасает самого великого грешника в романе.
Автор фото: В. Иосельзон
Жертвуя, Соня совершает грех, а милостивица Лизавета – свята. Соня святая, когда отдаёт детям, с которыми она «одно», последние копейки, и страшная грешница, когда зарабатывает эти копейки, ибо растаптывает сокровенное в себе, отдавая его чуждому ей миру.
Лизавета свята, будучи «поминутно беременна», ибо даёт каждому милость, возлюбив каждого как саму себя, то есть не отделив себя от каждого. И жизнь свою Лизавета отдаёт как милость, Лизавета сама приходит, чтобы быть убитой Раскольниковым.
Это совсем иной, чем привычный, тип святой, вовсе ничего не хранящей для себя – и для Бога, – а всё отдающей тем, кто вокруг, без остатка.
В сходных словах Достоевский писал о личности в высшем своём развитии. Но, как говорит героиня другого романа: «Там когда ещё заслужишь, а здесь тебя и так любят».
Образ и характеристика Лизаветы в романе Преступление и наказание Достоевского
Лизавета — это один из второстепенных персонажей романа русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского под названием «Преступление и наказание».
Она является младшей сестрой старухи-процентщицы Алёны Ивановны. Лизавете 35 лет. У процентщицы и девушки разные матери.
Внешность героини автор описал следующим образом: очень высокий рост, длинные ноги, нескладное, угловатое телосложение, смуглая кожа. У Лизаветы огромные глаза, открытая, милая улыбка. Она неуклюжая, но всегда опрятная и приветливая.
Девушка добрая и спокойная, она имеет мягкий и покладистый характер. Она помогает сестре вести домашнее хозяйство: готовит еду, стирает вещи и убирает, а также, сама шьёт и продаёт одежду. Все заработанные средства девушка отдаёт Алёне Ивановне, хотя та совершенно не заботится о её благополучии. Старшая сестра эксплуатирует её труд, иногда, девушке даже приходится терпеть от неё побои. Старуха не позаботилась о будущем родственницы, согласно завещанию, ей достаётся только дом и мебель, а все денежные сбережения отходят монастырю. Все лишения и издевательства девушка принимает с поразительным смирением, она не способна самостоятельно себя защитить и считает, что по какой-то причине заслуживает такого отношения к себе.
Лизавета слабоумна, глупа и наивна. По развитию она соответствует ребёнку. Мужчины пользуются тем, что девушка страдает умственной отсталостью, поэтому она постоянно беременна.
Внешность Лизаветы
Лизавета – сводная сестра старухи-процентщицы. О ее внешности известно, что она не была красивой, но обладала обворожительной улыбкой, которая многим нравилась: «Да, смуглая такая, точно солдат переряженный, но знаешь, совсем не урод.У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство — многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная».
Вот как автор описывает внешность Лизаветы: «…девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмачках, и держала себя чистоплотно.»
Елизавете было 35 лет, фигура ее была нескладная, а ноги будто вывернуты назад. Вид у нее всегда был опрятный, хотя носила она старую и заношенную одежду.
Основные персонажи
Чтобы понять смысл краткого содержания произведения, нужно сначала познакомиться с главным героями:
Одно из изданий книги
Характеристика Лизаветы
Раскольникова удивлял тот факт, что Лизавета постоянна находилась в положении. Доверчивой девушкой часто пользовались, а она не зная и не понимая, что происходит, никогда не сопротивлялась.
Преступление и наказание — краткое содержание
Часть первая
Глава 1
Молодой человек, студент-юрист Родион Раскольников, живет в каморке, которая походит более на шкаф, чем на квартиру.
«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.… Квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, …пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой»
Раскольников сильно обеднел, он вечно голоден и избегает встреч с хозяйкой квартиры, поскольку задолжал ей оплату. Родион идет к Алене Ивановне, известной старухе-процентщице, чтобы заложить у нее отцовские серебряные часы.
«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка»
На самом деле заклад часов – только предлог: посещение Раскольникова – проверка обстоятельств. Студент давно вынашивает некий план. Он обещает Алене Ивановне прийти через некоторое время заложить серебряную папиросочницу. Выйдя от нее, он переживает. Как выяснится позднее, он замыслил убийство:
«О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. И я, целый месяц…
Раскольников о своем плане
Глава 2
На Сенной площади Раскольников заходит в одну из распивочных. Там он замечает неординарного для заведения человека, похожего на отставного чиновника, только сильно обедневшего. Оказывается, это титулярный советник Семен Мармеладов.
«Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки»
Мармеладов пьет вино и, заметив странно-взволнованное состояние Раскольникова, обращает на него внимание и начинает рассказывать ему о своей жизни. Он рассуждает о бедности и нищете, об обществе. Его жена, Катерина Ивановна, офицерская дочь, образованная дама, вышла за него от отчаяния, она нездорова, и он, хоть и сострадает ей и детям, пропивает все до гроша. Мармеладов плачется и жалеет себя, тем не менее, не планируя прекращать пьянство. Он пропивает все семейные деньги. Его дочь от первого брака Соня даже вынуждена была пойти «по желтому билету», т.е. на панель, чтобы у семьи было пропитание. На ее-то деньги он и пьет теперь вино.
Раскольников решил довести пьяного Мармеладова до дома, и поражается тотальной нищете Мармеладовых. Катерина Ивановна начинает ругать мужа, что снова пропил последние деньги, она бьет его, причем Мармеладов заявляет, что ему это в радость, и Раскольников, не желая ввязываться в ссору, уходит, по не понятным для себя причинам оставив им мелочь на подоконнике.
Глава 3
В своей крошечной комнатушке Раскольников читает письмо матери, которую нежно любит. Она рассказывает о том, что его сестра Дуня была оклеветана некими Свидригайловыми, у которых она служила гувернанткой. Свидригайлов стал проявлять к девушке интерес, что стало известно его жене, Марфе Петровне, которая обвинила во всем Дуню и стала оскорблять ее. Дуня покинула Свидригайловых и приняла предложение Петра Петровича Лужина, надворного советника, достаточно состоятельного. Лужин торопит семейство со свадьбой, поэтому скоро обе женщины приедут в Петербург.
Глава 4
Раскольников взволнован: он понимает, что замужество с Лужиным – это акт самопожертвования Дуни, чтобы спасти семью от нищеты. Раскольников не может принять этой жертвы, и одновременно он сознает, что не может запретить сестре выходить за надворного советника. Постепенно его мысли вновь уводят его к тревожащему его плану.
Глава 5
Раскольников гуляет на островах. Зайдя в трактир, он съедает пирог и выпивает водки, но поскольку давно не пил спиртного, то сразу же пьянеет и до дома не доходит. Он засыпает в кустах. Раскольников видит один из своих знаменитых страшных снов: в детстве они вместе с отцом стали свидетелями жуткой сцены. Теперь она возвращается во всех садистских подробностях: озверевшие пьяные мужики в наслаждении насмерть забивают тощую лошадь, которая не может увезти тяжелый воз. В слезах бессилия и ужаса, маленький Родя бросается к мертвой лошади, целует ее, и кидается на мужика (этот сон очень важен для понимания того, как теория Раскольникова воздействует на его психику).
По пробуждении, он вновь возвращается мыслями к «плану». Ему кажется, что он не справится. На Сенной он встречает Лизавету, сестру процентщицы. Он случайно слышит, что на следующий день в семь часов Алена Ивановна будет дома одна. Для Раскольникова услышанное – знак. Он решается на убийство.
Глава 6
Проясняется история возникновения «плана» Раскольникова: некоторое время назад он случайно стал свидетелем одного разговора незнакомых офицера и студента. Они обсуждали процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру, Лизавету.
«…у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает… Только стерва ужасная… И он стал рассказывать, какая она злая, капризная… Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. д. Студент разболтался и сообщил, кроме того, что у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка, тогда как Лизавета, по крайней мере, восьми вершков росту…»
неизвестный студент о процентщице и Лизавете
Глава 7
Раскольников приходит к старушке-процентщице. Он опасается, что его волнение будет сильно чувствоваться и подозрительная Алена Ивановна не впустит его, но она принимает «заклад»-дощечку и долго пытается распаковать ее. Слыша ее причитания о тугой тесемке, Раскольников решает не медлить, и бьет ее обухом по темени. Процентщица молча оседает на пол, и Родион зачем-то бьет ее еще раз, хотя она погибает уже от первого. Тогда юноша быстро берет ключи у нее из кармана, идет в комнату и опустошает ее сундук. Неожиданно приходит Лизавета, сестра старушки: не предвидя такого, Раскольников убивает и ее тоже. Еле-еле овладев собой Родион смывает кровь с топора, рук и сапог и готовится оставить квартиру, но слышит, что к Алене Ивановне пришли посетители. Он пережидает некоторое время и возвращается к себе, по пути оставляя топор в дворницкой. Дома он бросается на кровать и спит долгие часы.
Часть вторая
Глава 1
Раскольников просыпается на следующий день в разгар дня. Он вспоминает о произошедшем и в страхе осматривает вещи, отыскивая пятна крови. Также он прячет забытые в карманах драгоценности старушки в дыру под обоями. К нему приходит Настасья: его зачем-то вызывают в полицию. На фоне содеянного, Раскольников волнуется, но причина вызова тривиальна: с него требуют расписку о долге хозяйке квартиры.
Когда Раскольников уходит из участка, он слышит, как полицейские обсуждают убийство процентщицы. Волнение накрывает его, и юноша падает в обморок. Окружающие думают, что он болен, его приводят в чувство и отпускают домой.
Глава 2
Раскольников так и не решается сделать что-либо с украденными ценностями, ради которых он пошел на преступление. Чтобы полиция не обнаружила их, он прячет все под камень в одном из петербургских глухих дворов-колодцев.
Глава 3
Раскольников приходит домой и заболевает: его накрывает бред. Несколько дней он проводит в постели. Когда он приходит в себя, то обнаруживает рядом Разумихина и Настасью, которые тревожились о нем. Мать пересылает ему денег на оплату квартиры. От Разумихина Раскольников узнает, что к нему приходил из полиции некто Заметов и пытался разузнать, были ли среди украденных у процентщицы вещей его собственные.
Глава 4
К Раскольникову приходит Зосимов, старый приятель Родиона со студенческой учебы. Зосимов учится на врача. Он рассказывает об убийстве старушки-процентщицы и ее сестры, Раскольников узнает, что у полиции уже есть подозреваемые: это Миколка, маляр, работавший в доме Алены Ивановны с бригадой.
Глава 5
У Раскольникова появляется степенно держащий себя человек, это жених Дуни, Петр Петрович Лужин. Раскольников выговаривает ему: он понимает, что женитьба на Дуне для Лужина – самоутверждение. Он хочет спасти девушку от нищеты, чтобы она до конца дней благоговела перед ним за покровительство. Лужин возражает ему, но напрасно. Раскольников презрительно выгоняет его. Зосимов с Разумихиным тоже уходят, причем Разумихин сильно переживает за друга, он чувствует, что его душевное состояние не в порядке: его что-то тяготит.
Глава 6
В «Хрустальном дворце», одной из известных распивочных, Раскольников встречает письмоводителя Заметова. Они говорят об убийстве процентщицы. Не очень понятно, отчего, но Раскольников внезапно высказывает свой взгляд на преступление и подробно излагает, как бы он себя вел, будь он ее убийцей. Он фактически совершает признание, и интересуется у Заметова, что бы тот сделал, если бы Раскольников, сидящий перед ним, действительно оказался убийцей. Письмоводитель решает, что у студента расстройство ума и, конечно, отказывается признать его преступником.
Раскольников продолжает бесцельные прогулки по городу. Не в силах снести муки, он думает утопиться, но затем эта мысль оставляет его. Сам не замечая, как, он выходит к дому Алены Ивановны. Дом ремонтируют. Он заговаривает с малярами об убийстве, но его лихорадочный вид отпугивает работников: они принимают Раскольникова за безумца.
Глава 7
Раскольников идет к Разумихину и по пути встречает толпу: сбили какого-то чиновника, которым оказывается известный Родиону Мармеладов. Он пьян и, кажется, при смерти. Несчастного уносят домой, Катерина Ивановна, видя полумертвого мужа, заходится в истерике. Перед смертью Мармеладов успевает попросить прощения у дочери Сони, умирая у нее на руках. Здесь они впервые и знакомятся с Раскольниковым:
«Из-под …надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами»
описание Сони Мармеладовой
Раскольников отдает Мармеладовым все деньги: им не на что организовать похороны.
Доброе дело словно придает Раскольникову сил, в гостях у Разумихина они обсуждают литературу и общество, потом друг отправляется проводить Родиона. Из окон его комнаты льется свет, оказывается, это приехали его мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. При виде любимых людей, Родион опять падает в обморок.
Часть третья
Глава 1
Обморок Раскольникова не на шутку пугает женщин, которые давно не видели его. Он приходит в себя и успокаивает их. Он просит Дуню отказать Лужину, ведь он понимает его (как и ее) истинные мотивы. Взволнованная Пульхерия Александровна порывается ухаживать за нездоровым сыном, но Разумихин обещает позаботиться о нем, и мать с Дуней уезжают в гостиницу. Видно, что Разумихину явно приглянулась Дуня, красивая, воспитанная и благородная. В ней одновременно соседствуют мягкая, уверенная сила и женственность.
Глава 2
Утром Разумихин идет к семье Раскольникова. Они говорят о Лужине, он прислал письмо. Пульхерия Александровна сообщает Разумихину, что жених Дуни отчего-то против встреч с Раскольниковым. Пульхерия Александровна вместе с Дуней едут к Родиону.
Глава 3
Раскольникову становится лучше. Он свободнее общается с близкими, но в то же время замечает, что они его точно опасаются. Родион рассказывает, как отдал все деньги Мармеладовым на похороны. Разговор снова переводится на Лужина. У Раскольникова нет к нему ни веры, ни уважения и, кроме того, он считает, что Петр Петрович неподобающе обращается с Дуней. Сестра сообщает о письме Лужина и о его странном желании не звать Родиона. Раскольников не настаивает, чтобы она приглашала его. Однако она решает не выполнять просьбу жениха и наоборот, просит Родиона присутствовать на этой встрече.
Глава 4
К Раскольникову приходит Соня Мармеладова. Зная о некоторых взаимоотношениях с отцом и помня об оставленной Родионом у них на подоконнике мелочи, она приглашает его на похороны. Раскольников представляет ее родным, хотя это считается неприличным и даже вызывающим: дворянки, пусть и обедневшие, не могут общаться с продажной женщиной. Раскольниковых это не смущает, и Дуня на прощание даже кланяется Соне, приводя ее в замешательство. На пути домой девушка осознает, что ее преследует какой-то незнакомец. Внезапно оказывается, что он снял комнату у нее за перегородкой: теперь они соседи.
Глава 5
Вместе с Разумихиным Раскольников едет к Порфирию Петровичу: друг обещал познакомить их. Родион говорит следователю, что хотел бы забрать те вещи, которые закладывал Алене Ивановне. Порфирий соглашается – он помнит их среди изъятого – но Родиону нужно написать заявление. У них завязывается разговор, и хотя он совсем не похож на допрос, Раскольникова охватывает смутное чувство, что он под подозрением. Оказывается, Порфирий читал статью, которую Родион опубликовал некоторое время назад. В статье он излагал свою теорию устройства общества (которая перекликается с популярным в то время «наполеоновским мифом» о неординарных людях и учениями философа Ф. Ницше). Суть ее заключается в том, что общество – неоднородно, и в нем есть материал, или обыкновенные люди, и люди необыкновенные, одаренные, даже гениальные. Эти гениальные люди в своих поступках во благо человечества способны пересекать принятые «обыкновенными» людьми нормы для обеспечения их же блага: «необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Порфирий передает теорию юноши в обесцененном, но и более адекватном и критическом варианте: пафос «необыкновенности» он низводит до эгоистического оправдания стандартного преступления. Закономерный вопрос, который Порфирий адресует Родиону: к кому же он сам себя относит, к «обыкновенным» или же к «необыкновенным». Способен ли сам Раскольников совершить преступление? Тот отвечает уклончиво: «очень может быть». Умный Порфирий также пытается уличить Раскольникова в нестыковках. Он спрашивает юношу, не видел ли тот мужиков, которые красили, когда он в последний раз приходил к старушке-процентщице. Раскольников задумывается, и инициативу берет Разумихин. Он возмущенно напоминает и следователю, и самому Родиону, что тот приходил к Алене Ивановне за три дня до убийства, соответственно, никаких маляров там быть и не могло. Порфирий отпускает их.
Глава 6
Часть четвертая
Глава 1
Раскольников помнит о том, что сделал Свидригайлов. Тот заявляет, что между ними гораздо больше сходства, чем кажется на первый взгляд. Свидригайлов просит Раскольникова помочь ему встретиться с Дуней: его жена после смерти оставила ей 3 тысячи, а он готов ей дать 10 в знак раскаяния за содеянное. Раскольников отказывает ему.
Глава 2
Раскольников в компании с Разумихиным приходят к семье Родиона. Мать и сестра искренне рады видеть его, однако, у них в гостях Лужин. Он сердится: ведь он просил не встречаться с ним в присутствии брата Дуни и теперь отказывается обсуждать грядущее торжество.
Глава 3
Лужин упрекает Дуню в том, что она не ценит чудесного шанса, который выпадает ее семье при этом замужестве. Он спасает Раскольниковых от бедности! Гордая Дуня оскорбляется этим заявлением и, кроме того, говорит, что выбирать между женихом и братом не имеет права. Лужин выходит из себя, вспыхивает ссора. Дуня с достоинством просит его уйти.
Глава 4
Раскольников является на квартиру к Соне:
«комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое»
комната Сони Мармеладовой
«огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги»
Раскольников у Сони
Глава 5
День спустя Раскольников вновь оказывается у Порфирия: он пришел за вещами. Следователь опять затевает с ним игру. Утомленный и раздраженный, не в силах противиться подвохам допроса, Раскольников требует либо официально обвинить его в убийстве, либо прекратить это все. Порфирий Петрович неожиданно сообщает Родиону, что у него есть для него «сюрприз», причем не очень понятно, какой: хороший или плохой. Раскольников с расстроенными нервами собирается уйти.
Глава 6
Внезапно в комнату вводят Миколу, одного из маляров. В присутствии Порфирия и Раскольникова он признается в убийстве старушки-процентщицы. Студент идет домой, но возле своей квартиры встречает того незнакомца, который уже однажды называл его «убивцем». Оказывается, он пришел извиниться: вообще-то он и был тем самым «сюрпризом», обещанным Родиону Порфирием. Теперь же, когда известен настоящий убивец-Микола, мещанин признает, что ошибался и жалеет об этом. Раскольников ненадолго успокаивается.
Часть пятая
Глава 1
Лужин досадует на ссору с невестой. Убежденный, что во всем виноват Раскольников, он решает ему отомстить хитрым способом. Он также полагает, что в ситуации могли бы помочь деньги, если бы он их дал Раскольниковым до свадьбы, это помогло избежать трудностей. Теперь же приходится действовать иначе. Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню Мармеладову, пригласить ее зайти. Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье. Он дает ей 10 рублей. Лебезятников в сомнении: он чувствует, что что-то неладно, но что именно, не понимает.
Глава 2
Катерина Ивановна справляет поминки по мужу. В числе гостей – Соня, Раскольников, Лужин (хотя он отказывался изначально) и Лебезятников.
Глава 3
Лужин клевещет на Соню, будто она у него украла 100 рублей. Соня обретает самообладание и отрицает свою вину: она возвращает ему 10 рублей, которые брала у него. Катерина Ивановна прилюдно обшаривает карманы Сони, чтобы доказать ее невиновность. Из кармана девушки выпадает сторублевая купюра. Лебезятников, сосед Лужина, которого тот призвал в свидетели кражи, понимает, что его втянули в нечистое дело. Он заявляет, что видел, как Лужин подложил Соне купюру, чем выводит его из себя, и Петр Петрович устраивает скандал. Раскольников также защищает Соню. Взбешенный Лужин грозится присутствующим полицией, а хозяйка квартиры Амалия Ивановна выселяет Катерину Ивановну и ее детей.
Глава 4
Раскольников идет к Соне: он хочет признаться ей, как и обещал, но колеблется. Они вновь говорят о религии и страдании, и признание само вырывается. Он говорит, что не хотел убивать невинную Лизавету. Соня сочувствует ему, понимая, как сильно грех должен тяготить душу преступника (частично она ошибается). Она хочет последовать за ним в Сибирь. Раскольников также объясняет Соне, почему решился на поступок: ограбление с целью помочь ближнему было фактически предлогом. На самом деле Раскольников хотел увериться, что он как раз принадлежит к тому числу необыкновенных людей, которые способны ради блага других переступать закон. Он желал примерить на себя облик Наполеона (сильно трансформированный в культуре того времени):
«Мне …надо было узнать… Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею»
Раскольников о своем «плане»
Соня настаивает, чтобы Раскольников совершил явку с повинной. Тогда его не только люди, но и Бог простит.
Глава 5
Соне наносит визит ее знакомый Лебезятников. Оказывается, Катерина Ивановна отправила детей просить милостыню. Она сама ходит рядом и стучит в сковороду, заставляя их танцевать под эту «музыку». Через некоторое время помешанную женщину приводят к Соне, она умирает.
Раскольников в это время тоже у Сони. Свидригайлов предлагает ему оплатить похороны Катерины Ивановны, обещает устроить детей в дома для сирот и даже спасти Соню от панели. Он просит Раскольникова передать сестре, что это – те самые 10 тысяч, который он предлагал ей. Они пойдут на добрые дела. Озлобленный Раскольников интересуется, откуда в Аркадии Ивановиче такие перемены, на что тот открывает правду: он знает все, о чем они говорили с Соней.
Часть шестая
Глава 1
На похоронах Катерины Ивановны Раскольников не появляется, и радуется этому. К нему приходит Разумихин: друг пытается узнать, действительно ли Раскольников сумасшедший, все за него тревожатся. От переживаний Пульхерия Александровна заболела. Также Разумихин спрашивает, в каких отношениях Раскольников состоит с Соней. Не получив ответов, друг уходит, зато на пороге появляется Порфирий Петрович.
Глава 2
Порфирий честно открывается Раскольникову: он убежден, что именно Родион – убийца. Выдает его та давняя статья, да и Заметов каждое слово из их разговора в трактире передал следователю. Сопоставив факты (с учетом лихорадочного состояния Раскольникова), Порфирий делает вывод:
«Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитуется фраза, что кровь «освежает»; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода, — решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел»
Порфирий об убийстве
Он также честно говорит Раскольникову, что сочувствует и симпатизирует ему, поэтому дает два дня на явку с повинной. Хотя улик против Раскольникова нет, следователь точно верит, что юноша придет. Раскольников продолжает отрицать виновность.
Глава 3
Раскольников решает встретиться со Свидригайловым – его странным образом притягивает этот дурной человек. Они видятся в трактире, Раскольников понимает, что в лице Свидригайлова есть что-то странное:
«Это было… лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице»
Глава 4
Свидригайлов честно рассказывает ему о странных взаимоотношениях с женой: она знала и приняла тот факт, что Свидригайлов никогда не будет ей верен, но они заключили договор со множеством условий, с кем и когда он имеет право изменять супруге. Дуню же Свидригайлов, при всей порочности, которую сам он признает, полюбил глубоко и искренне. Теперь Свидригайлов выбрал себе невесту: для приличия, спокойствия и потому что хотел искупления, они сосватались «заочно», и девушку он еще ни разу не видел.
Глава 5
Покинув трактир, Свидригайлов отправляется на встречу с Дуней, не сказав об этом Раскольникову. Он просит ее зайти к нему на квартиру, и рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом. Он предлагает ей сделку: он спасет ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня рассержена и пытается уйти, но обнаруживает, что дверь заперта изнутри. Тогда она вынимает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Отчаявшись, она просит отпустить ее. Аркадий Иванович подает ей ключ. Она кидает револьвер и уходит.
Глава 6
Вечером Свидригайлов ходит из трактира в трактир, не находя себе места. Затем он возвращается домой и заходит проститься с Соней: он говорит ей, что планирует уехать в Америку. Она благодарит его за помощь в похоронах. Свидригайлов дает ей 3 тысячи рублей, которые Соня сначала отказывается брать. Свидригайлов настаивает: так она сможет жить нормальной жизнью, и, кроме того, они пригодятся ей на каторге, ведь она готова последовать за Раскольниковым в Сибирь.
Свидригайлов уходит в дикую часть города (на теперешнюю Петроградскую сторону), идет в гостиницу. Ему снятся несколько кошмаров, то пятилетняя девочка пытается его совратить, то по телу словно бы бегает мышь, которую он никак не поймает, потом он видит девочку-подростка, в чьем самоубийстве он виноват. На рассвете он выходит на улице. Достав Дунин револьвер он стреляет себе в голову.
Глава 7
Раскольников приходит проститься с семьей. Матери он открывает не все, сообщая лишь об отъезде надолго, Дуне же открывается полностью. Он говорит ей о решении принести явку с повинной, а также говорит, что раскаивается и честно хочет начать новую жизнь. Преступления же Родион за собой не признает. Беда в том, что душа его не хочет принять содеянного:
Раскольников о своем преступлении
Он клянется Дуне, что искренне хотел добра, и пытался поставить себя в независимое положение, первый шаг сделать, достичь средств, и там всё бы загладилось неизмеримою, сравнительно, пользой…. Но он не смог обрести эту желанную независимость от совести.
Глава 8
Раскольников вновь отправляется к Соне. Верующая девушка дарит ему кипарисовый крестик и говорит пойти на перекресток дорог, встать на колени и, поцеловав землю, произнести вслух «Я убийца» — ему должно стать легче. Раскольников выполняет сказанное, а затем идет в участок, он слышит, как обсуждают самоубийство Свидригайлова. Сильно взволнованный, на пределе возможностей Раскольников признается в убийстве (ему протягивают стакан воды, думая, что он нездоров):
Эпилог
Глава 1
Раскольникова приговорили к восьми годам каторги (вместо двадцати, за явку с повинной и хлопоты Порфирия, а также Разумихина, срок был снижен). Несчастная Пульхерия Александровна, заболевает сразу же, как сын попадает под суд, у нее расстройство сознания: не желая верить, что сын – убийца, она создает себе иллюзию, в которую всем сердцем верит. Она полагает, что Родион уехал. Довольно скоро она умирает. Дуня выходит замуж за Разумихина, на свадьбе присутствует и Порфирий Петрович. Молодые собираются переехать в Сибирь к Раскольникову, как только скопят средств, Разумихин утверждает, что в Сибири хорошая земля и можно развивать хозяйство. Соня с самого начала собиралась последовать за Раскольниковым, и выполняет это. Каторжане нежно любят девушку за ее доброту и кротость, а вот Раскольникова, наоборот, все чуждаются: юноша отталкивает своей угрюмостью и держится особняком (становится понятно, что хотя он признался, внутреннего раскаяния в содеянном не произошло).
Глава 2
Раскольников заболевает и попадает в лазарет.
«… он заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя!… ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простогопромаху,
который со всяким мог случиться. Он стыдился. что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя»
переживания Раскольникова на каторге
Выздоравливает юноша очень долго. Ему снится сон, в котором аллегорически передается суть его идеи: на мир двинулась странная и страшная эпидемия, которая пришла из Азии и захватила всю Европу. Микроскопические существа, трихины, вселялись в тела людей и внушали им свои болезненные идеи, призванные разобщить человечество. Они внушали людям непомерную гордость:
«Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований»
Люди убивают друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Спасение ожидало лишь некоторых избранных, чистых душой. Им было уготовано начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю.
Когда Раскольников выздоравливает, в нем что-то меняется, и в первую очередь это проявляется в отношении к Соне. Странно злобный до этого, он теплеет к ней и однажды даже бросается перед ней на колени в слезах. Она понимает, что он любит, бесконечно любит ее. В Раскольникове пробуждаются раскаяние и вера в Бога:
«… начинается …история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью»
финал романа — раскаяние Родиона Раскольникова
Лизавета – самое невинное существо в произведении. Она никому ничего не сделала плохого. Однако именно она становится невинной жертвой преступного замысла Раскольникова. Родион не хотел убивать героиню и даже рассчитал, когда Лизаветы не будет дома, но она к своему несчастью неожиданно вернулась домой. Родиону Романовичу не остается выбора, и он убивает девушку вместе со старухой-процентщицей. Главный герой раскаивается в непреднамеренном убийстве Лизаветы, ведь она совершенно не вписывается в его теорию об обычных и необычных людях. В отличие от старухи к Лизавете все относились хорошо, жалели ее. Она часто чинила рубашки Раскольникову, никогда не отказывала в помощи. Лизавета была тем, кто сделал для Родиона, возможно, самый главный подарок в его жизни – Евангелие, которое он заберет с собой на каторгу.
Лизавета была дружна с Соней Мармеладовой. Эти две несчастные обделенные женщины находили утешение друг в друге. Однажды они даже обменялись крестиками.
Незаметная и кроткая Лизавета становится жертвой человеческих амбиций Родиона Раскольникова. Но, убив ее, он не стал счастливее и не удовлетворил свое эго. Герой страдает и мучается, теперь он себя не ощущает «сверхчеловеком», понимает, что методы и идеалы, которые его увлекали, оказались ложными.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Лизавета» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Здесь дается описание внешности героини, ее характер и судьба. Лизавета – человек, к которому все относились хорошо, невинная жертва обстоятельств.Также рассматривается влияние внезапной смерти Лизаветы на Раскольникова.
Несколько интересных сочинений
Часть третья
Очнувшись, Раскольников успокаивает родню, а затем говорит сестре, что ему не нравится идея женитьбы на Лужине. Он настаивает, чтобы мать и Дуня отправились в гостиницу на ночевку. В это же время Разумихин выказывает симпатию к сестре друга, он находит ее красивой и уверенной в себе.
Дмитрий Разумихин выказывает заботу о семье друга. Сестра Раскольникова получает письмо, в котором Лужин сообщает, что собирается приехать, но не желает встречаться с Родионом. Мама и дочь идут в гости к Раскольникову. Родион чувствует себя лучше и снова высказывается против Лужина. Он видит, что родные слегка настороженно к нему относятся. Дуня настаивает, чтобы он присутствовал при встрече с ее будущим мужем.
Соня приглашает героя на похороны отца. Автор дает подробности о ее жизни: у девушки плохая репутация, но на самом деле она невинна.
Перед домом Раскольников встречается с незнакомцем, который называет его преступником. На почве страха молодому человеку снится кошмар с участием убитой Алены Ивановны.
Эпилог
Раскольников получает восемь лет каторги в Сибири. Соня уезжает с ним, где всячески поддерживает молодого человека, так как любит его. В то же время мать главного героя сходит с ума, ей кажется, что сын просто путешествует. В итоге под опекой Разумихина и дочери она умирает. Дуня и Разумихин женятся и собираются переезжать в Сибирь.
Родион отбывает срок на каторге и не ладит с заключенными. Те считают его безбожным. В процессе пребывания на каторге Раскольников много размышляет о смысле жизни, чувстве вины, совести и других философских вопросах. В итоге Родион раскаивается и признает свою жизнь загубленной. Кроме того, сильной личностью герою теперь кажется Свидригайлов, который совершил самоубийство. Раскольникова подкашивает заболевание. Он с трудом выздоравливает. В этот момент он мирится с Богом и христианством, а также осознает, что любит Соню. Главный герой наконец-то находится на пути к возрождению личности.
Очень краткий пересказ
Главные герои собрались в доме у Нарумова, чтобы поиграть в карты. Они обратили внимание на графиню Анну Федотову, которая не принимала участия в игре. Поль Томский рассказал, что ранее женщина была в Париже. Там она проиграла местному герцогу. Женщина искала деньги, чтобы раздать долги, но никто не хотел ей помогать. Позже она обратилась за помощью к богачу. Тот не дал ей денег, но поделился секретом того, что, если сделать ставку на 3 определенные карты, это гарантирует выигрыш. Герцогиня отказывалась делиться секретом с другими.
Германн поставил перед собой цель узнать этот секрет. Он решил использовать в своих целях Лизавету – девушку, находящуюся под покровительством графини. После того, как ему удалось добиться ее согласия на встречу, главный герой тайно проник в дом.
Главный герой решил посетить монастырь в момент церемонии прощания с графиней: там он потерял сознание, когда увидел ее злую улыбку. Он очнулся дома от того, что к нему пришел призрак женщины. Она рассказала, что нужно поочередно ставить на тройку, семерку и туз.
Мужчина решил бросить вызов известному игроку. Первые две партии он победил, но в последней перепутал карты. Ему досталась пиковая дама вместо туза. На карте он увидел улыбку, подобную той, которая была у мертвой графини. Главный герой сошел с ума и попал в больницу.
Главные герои
Родион Раскольников – в романе представлен бедным студентом, гордецом, но натурой бескорыстной и привлекательной внешне – темные глаза, русые волосы с темным оттенком, высокий и статный.
Соня Мармеладова – дочка Мармеладова, который ранее служил титулярным советником, сейчас же пьяница. Восемнадцатилетняя девушка небольшого роста, прехорошенькая блондиночка с голубыми глазами.
Петр Петрович Лужин – сорока пятилетний господин с брюзгливой физиономией, чопорный и осторожный – жених Дуни.
Аркадий Иванович Свидригайлов – игрок, каких свет не видывал. Лет пятидесяти, среднего роста, характер противоречивый, не ценящий ничьи жизни.
Порфирий Петрович – пристав следственного отдела, занимавшийся делом об убийстве старухи-процентщицы. До блеска выбритый – ни тебе усов, ни бородки, ни каких-нибудь там бакенбардов. Умный, но циничный и скептически настроенный господин.
Разумихин – друг Родиона, тоже студент. Человек неглупый, но простоватый. Высокий, черноволосый и худой, всегда полубритый. Любил побуянить, поэтому его считали силачом.
Дуня (Авдотья Романовна) Раскольникова – сестра Родиона. Девица благоразумная, терпеливая и великодушная. Темноволосая пылкая натура с почти черными глазами, которые могли выражать то гордость, то необычайную доброту.