Поминовение на проскомидии что это
Поминание о Здравии и Упокоении на Проскомидии
Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.
Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.
В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.
Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.
Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.
Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.
В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.
МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ
Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год?
Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.
Как заказать разовое поминание?
Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.
«О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке. Поминальные записки всегда платные.
Как правильно написать записку смотрите здесь.
Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.
Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.
Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.
Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».
Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?
Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.
В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.
Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.
Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.
Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.
Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.
После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших
Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.
Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.
«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»
Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.
Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.
Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.
Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.
Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».
Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.
Что такое проскомидия?
Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов
Что такое проскомидия
Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы.
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все
После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми.
Порядок совершения проскомидии
Проскомидия совершается священником
Тайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира.
Из остальных просфор вынимают части
Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.
Записки на проскомидию
Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».
В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву:
«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Значение проскомидии
Слово «Проскомидия» произошло от греческого «приготовление», что наиболее точно отражает значение этой части богослужения. Еще одно значение слова — «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии.
Читайте также:
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Как совершается поминовение на проскомидии?
Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц – в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.
После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых – о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших – Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
На дискос укладываются и эти вынутые частицы – сначала за живых, ниже – за усопших
Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания – записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это – первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.
Это – великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.
«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. – В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»
Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.
Это – заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.
Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.
Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз– радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.
Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».
Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии – ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.
Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу – и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.
Что такое заказная записка
В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.
Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.
То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой – и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.
Сорокоусты – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
«Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу – ред. ). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.
Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, – или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения – общий вопль к Богу, троекратное «Господи, помилуй!»
Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже…»
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.
Плодоносящие и доброделающие – это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен – «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи – это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.
Проскомидия, ее чинопоследование и идейное содержание
священник Димитрий Кулигин
1. Понятие о проскомидии
Проскомидией называется 1‑я часть Литургии. Само слово «проскомидия» происходит от греческого προσκομιδη которое переводится как «приношение». Приношением же в Древней Церкви были хлеб и вино, которые приносили христиане для совершения богослужения. Таким образом они соблюдали данное еще в Ветхом Завете Божие повеление: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» ( Втор.16:16 ). Часть приносимого отделялась для совершения таинства Евхаристии, а оставшееся шло на «вечерю любви». Так было с самого зарождения христианства, когда по Вознесении Господнем Его последователи «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ), по слову Спасителя: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Совершаемые трапезы – агапы, – «без сомнения, с самого же начала получили богослужебное значение», хотя еще и «не имели исключительно литургического смысла, а служили в первохристианское время и к удовлетворению естественной потребности питания»1. К IV в. происходит отделение агапы от собственно литургического богослужения, которое переносится на утро или полдень2. Однако благочестивый обычай приносить хлеб и вино для совершения таинства остался, кое-где встречается он и по сию пору.
Проскомидия входит в состав Литургии св. Иоанна Златоустого и Литургии св. Василия Великого. Она не входит в состав Литургии Преждеосвященных Даров, однако имеет к ней отношение, так как на проскомидии загодя приготавливаются Св. Дары для этой Литургии.
На проскомидии творится воспоминание 2‑х событий:
2. Время совершения проскомидии
2.1 Время суток для совершения проскомидии
Обычным временем суток для совершения проскомидии архиепископ Вениамин полагает 3‑й час (по нашему времясчислению – 9‑й час утра), ибо христиане «боятся приступить к жертвоприношению прежде того времени, когда Христос Господь осужден был на крест»4, и не позже полудня – из-за того, что «всякая литургия есть служение того дня, который начинается с вечера или с полудня прошедшего дня, и доходит не долее, как до полудня настоящего»5. В случае соединения полной Божественной Литургии с Вечерней службу проскомидию можно совершать после полудня, но тотчас, чтобы не было литургисания, когда уже стемнеет.
2.2 Дни, когда проскомидия не совершается
Есть дни, когда проскомидия не совершается.
Во-1‑х, это тогда, когда уставом не положено совершать Божественную Литургию6:
Во-вторых, проскомидия не совершается в дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров. Это следующие дни7 :
3. Место для совершения проскомидии
3.1 Храм
Проскомидия должна совершаться в православном храме, освященном православным епископом или, по его благословению, православным священником, в храме, который не осквернен «ни убийством, ни пролитием крови или вторжением язычников или еретиков»9. О запрещении совершать литургическое богослужение, к которому относится проскомидия, вне храма, кроме особых случаев, нам говорит 31‑е правило VI-го Вселенского Собора: «Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие, или крещающие в молитвенных храминах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа», ослушавшемуся же грозило извержение из сана10.
В особых, исключительных случаях литургисание, как видно, дозволяется, но с благословение архиерея. Заметим, что история Церкви представляет нам факты совершения Божественной Литургии на груди (так литургисал священномученик пресвитер Лукиан Антиохийский, будучи в темнице), на руках (так совершил таинство Евхаристии блаж. Феодорит Кирский, находясь вместе с иеродиаконом в пустыне). Однако это экстраординарные случаи, явившиеся вынужденно, в виду исключительных условий.
3.2 Жертвенник
Непосредственным же местом совершения проскомидии является жертвенник.
Жертвенник (или предложение) представляет собой стол, прямым назначением которого и является совершение проскомидии. В древности жертвенник находился в отдельном помещении, куда обычно полагались приносимые верующими хлеб и вино для совершения таинства. В настоящее время это можно встретить в редких случаях (примером служит храм Воскресения – Спас-на-Крови), а в подавляющем большинстве храмов жертвенник находится в северо-восточной части алтарной апсиды (проще говоря, слева от престола). На жертвеннике обязательно должны находиться распятие (Голгофа) и светильник (свеча или лампада). Над жертвенником положено помещать следующие иконы: «Рождество Христово», «Страсти Христовы» («Снятие с креста»), «Моление о Чаше»11.
4. Священные предметы, употребляемые на проскомидии
4.1 Перечень евхаристической утвари, употребляемой на проскомидии
При совершении проскомидии употребляются следующие предметы:
Все они символически относятся к Рождеству Христову и к Его распятию. Эти предметы называются евхаристической утварью. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
4.2 Потир
Потир — сосуд, в котором приготовляется для таинства Евхаристии смешанное с водой вино; по-русски, Чаша. Из него происходит причащение мирян. Будучи наряду с дискосом одним из самых необходимых предметов на Литургии, Потир был известен в качестве евхаристической утвари еще в апостольские времена12. Поначалу он делался по большей части из дерева, как материала более доступного и легко обрабатываемого, но мог быть и из серебра или золота. О Потирах из золота мы узнаем, например, из Жития св. Лаврентия, где говорится о христианах, которые «приносят жертву из золотых чаш»13. Довольно употребительными были в Древней Церкви потиры, сделанные из стекла, «как по чистоте и прозрачности, так и по дешевизне»14. В настоящее время распространены металлические сосуды.
На Чаше, по свидетельству Тертуллиана, мог быть изображаем Спаситель в виде Пастыря с овцой на плечах15 – одно из самых распространенных в Древней Церкви символических изображений Иисуса Христа. Сейчас на стороне, считающейся лицевой, находится изображение Спасителя, по боковым сторонам – изображение Богоматери и святого Иоанна Богослова, а на задней – святой крест.
Потир символически обозначает ту Чашу, от которой происходило первое христианское причащение Крови Господней на Тайной вечере.
4.3 Дискос
Дискос – круглое блюдо с широким дном и на подставке, на котором полагается Св. Агнец и вынутые из просфор частицы. На дне Дискоса – изображение Богомладенца, лежащего в яслях. Как было уже замечено выше, Дискос вместе с Потиром является одним из важнейших предметов при совершении Литургии, вследствие чего употреблялся для совершения Евхаристии еще в апостольские времена. Касательно материала, из которого изготавливался Дискос, можно сказать тоже самое, что и в случае с Потиром.
Символически Дискос объясняют 1) как ясли, в которых находился Богомладенец тотчас по Своем рождении и 2) как гроб, в котором покоилось тело Спасителя после снятия с креста, на что указывает, например, св. патриарх Герман: «Дискос есть ложе, на котором иерей и диакон уготовляют тело Господне, сами нося образ Иосифа и Никодима»16.
4.4 Звездица
Звездица представляет собой две металлических крестообразно расположенных дуги. Начало употребления Звездицы на Литургии связывают с именем св. Иоанна Златоуста, который ввел ее для указания середины Дискоса, на который она и полагается, и для предохранения Св. Агнца и частиц от какого-либо неосторожного случайного прикосновения17.
Само название «Звездица» указывает на тот символ, которым она является: она изображает Вифлеемскую звезду, благодаря которой пришли поклониться Богомладенцу волхвы с Востока: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( Мф.2:1-2 ).
4.5 Копие
В современной практике случается, что для удобства употребляется 2 копия – большое и поменьше.
4.6 Покровцы и Воздух
Воздух или, другое его наименование, Αηαφορά усвоены за большим покровом в Иерусалимской Церкви, по крайней мере, до прп. Иоанна Дамаскина20. Название это дано было ему оттого, что во время возглашения на Литургии Символа веры им веют над дарами, «что производит легкое движение в воздухе»21. Воздухом покрываются вместе Потир и Дискос.
Вот что пишет о символике Покровцов и Воздуха св. Симеон Солунский: «иерей берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены, и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении Слова, потом другой покров полагает только на чашу и произносит также слова, относящиеся до воплощения Господня. Наконец иерей полагает и последний воздух, который означает и твердь, где звезды, и вместе синдон (т.е. плащаницу)»22. В связи со значением Воздуха как плащаницы Господней на нем может быть изображено помазание ароматами тела Иисусова.
4.7 Кадильница
Кадильница – небольшой сосуд, в который на горящий уголь полагают фимиам (ладан) для благоухания. Традиция воскурять ароматические вещества Богу – древняя. При заключении завета с Израилем после выхода из Египта Бог повелел сделать «кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их» ( Исх. 25:29 ). Это повеление было исполнено, многочисленные указание на это мы находим, например, в книге Чисел, в книгах Царств, Паралепоменон. Язычники тоже имели обычай курить своим богам. На это указывали древние пророки: Исаия (65:3, 7), Иеремия (1:16; 44:19), Иезекииль (16:18), Осия (12:13; 11:2). Само каждение связывалось с молитвой. «Да исправится молитва моя, – пел Богу пророк Давид, – яко кадило пред Тобою» ( Пс.140:2 ). В Новом Завете эта связь показана в Апокалипсисе, где говорится о золотых чашах, полных фимиама, «которые суть молитвы святых» ( Апок.5:8 ).
Символ кадила с вложенным в нее ладаном конкретно на проскомидии – «дары, от волхвов принесенные, – злато, ливан и смирну»23.
4.8 Грецкие губки
Грецкие губки (απόγγος) предназначены: 1‑я – для собирания частиц; 2‑я – для вытирания священных сосудов. О их употреблении св. Иоанн Златоуст говорит следующее: «Не видиши ли служителей наших, губою трапезу омывающих и дом очищающих, и тако блюды (Дискосы) полагающих? – Якоже губою омываем Церковь, да в чистей Церкви вся предложатся, да ни едина же будет скверна»24.
4.9 Ковш, блюдо, сосуды для вина и для воды
Далее идут предметы, играющие более вспомогательную и не столь обязательную роль на проскомидии, как перечисленные выше, почему их собственно евхаристическими назвать можно скорее условно, почему и символического смысла они не несут.
Ковш употребляется для вливания в Потир вина с водою.
Блюдо предназначено для просфор, для вынутых частиц из так называемых «потребительских» просфор.
В сосудах для вина и для воды хранятся на жертвеннике означенные вещества до момента их употребления на проскомидии.
5. Вещество для проскомидии
И когда они ели, Иисус взял хлеб и,
благословив, преломил и, раздавая
ученикам, сказал: приимите, ядите:
сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и
благодарив, подал им и сказал: пейте
из нее все, ибо сие есть Кровь Моя
Нового Завета, за многих изливаемая
во оставление грехов.
( Мф.26:26-28 )
Для совершения проскомидии необходимы: хлеб, вино и вода.
5.1 Хлеб
Хлеб полагается брать для таинства квасной (вскисший), пшеничный, хорошо испеченный чистый.
Квасной хлеб берется потому, что в Новом Завете употребляется слово «артос», когда речь идет о евхаристической трапезе ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ; Лк.22:19 ; Деян.2:42, 46; 20:7 ; 1Кор.16:16 ). Артос же переводится именно как «поднявшийся», «вскисший», тогда как для обозначения пресного хлеба в греческом языке имеется слово «азимон»25.
Пшеничным хлеб должен быть потому, что во дни жизни Иисуса Христа иудеи употребляли именно такой хлеб и именно такой, «без сомнения, Им самим употреблен был при установлении таинства»26 ; и еще потому, что «Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным ( Ин.12:24 )»27.
Разумеется, хлеб должен быть хорошо испеченным и чистым, так как обратное свидетельствовало бы о небрежном, даже кощунственном отношении к Таинству. Заботясь о чистоте, составители правил служения на Литургии предупреждают и том, чтобы хлеб не был черствым или заплесневелым28. Кроме того, запрещается употреблять при изготовлении хлеба молоко, масло или яйца, – должны быть только мука и вода.
Евхаристический хлеб называется просфорой (греч. προσφερω – «приносить») – потому что он, как было сказано ранее, являлся приношением христиан для совершения Евхаристии.
Внешне просфора кругловидна и состоит из 2‑х частей, соединенных вместе, – в ознаменование 2‑х природ в Иисусе Христе, Божественной и человеческой29.
Крест является напоминанием крестных страданий и смерти Иисуса Христа. Двухбуквенные же начертания расшифровываются как Иисус (IС) Христос (ХС) Победитель (NI и КА). Греческое слово ника (νίκα) пишется на просфоре «в память виденного равноапостольным царем Константином на небе знамения креста с начертанием этого слова», общий же смысл креста и всей надписи таков: «именем И. Христа, распятого на кресте, побеждай (врагов спасения)»30.
Таким образом служебная просфора отличается от обыкновенного хлеба.
Всего же употребляется 5 просфор31 :
Главной является Агничная просфора, из которой приготовляется св. Агнец.
5.2 Вино
Вторым веществом, употребляемым для таинства Евхаристии, является вино. Ничто иное не должно служить ему заменой под каким бы то ни было «благовидным» предлогом, наподобие того, который выставляли еретики 1‑х веков, совершая таинство на воде, меде, молоке и даже сыре ради воздержания от винопития33. Об этом говорили отцы Карфагенского Собора (правило 46): «В святилище да не приносится ничто кроме Тела и Крови Господни, якоже и Сам Господь предал, то есть, кроме хлеба и вина, водою раствореннаго»34, – а еще раньше это было обозначено в Апостольских правилах (правило 3): «Аще кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иныя некоторыя вещи, или мед, или млеко, или вместо вина, приготовленный из чего-либо другаго напиток или птицы, или некоторыя животныя, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых класов, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священнаго чина»35. (Из последнего текста мы видим, что разрешалось приносить просто виноград, однако из этого совсем не следует, что для совершения Евхаристии можно употреблять виноградный сок, о чем и предупреждает, в частности, «Учительное известие».)
Вино должно быть красное виноградное, чистое, без примесей, не прокисшее.
Виноградным вино должно быть потому, что таковым являлось вино, на котором Иисус Христос совершил 1‑ю Евхаристию, как это написано в Евангелие: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ).
Красное оно по той же причине и для того, чтобы «представлять для чувственных очей кровь Христову»36.
Как и в отношении хлеба, в отношении вина должна соблюдаться его чистота и неиспорченность.
5.3 Вода
Вода является дополнительным компонентом к вину, ей вино разбавляют, совсем немного. Это растворение вина водою называют «святым соединением».
Это соединение воды с вином мотивируется двумя причинами. Отчасти оно, как пишет епископ Виссарион, является подражанием «священнодействию Самого Христа Спасителя, Который, по преданию, засвидетельствованному Иринеем (Haer. L. 4 с. 5), Киприаном (Ad Caecilium) и Апостольскими Постановлениями (L. 8. с. 12), употребил на тайной вечери вино, соединенное с водою, следуя в сем всеобщему на Востоке обычаю не пить цельнаго вина, а может быть в соответствие ветхозаветной крови жертвенной, которою Моисей, соединив ее с водою, окропил книгу завета и народ, вступавший в завет с Господом при Синае ( Евр. 9:19 )»37. Кроме того, в связи с тем, что проскомидийное священнодействие является воспоминанием страданий и смерти Спасителя, а мы помним слова Евангелия: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин.19:34 ). Каноническое утверждение такого обычая нам являет Трулльский Собор, который высказал в 32 правиле порицание Армянской Церкви, употреблявшей (и до сих пор употребляющей) только вино: «Аще же кто епископ, или пресвитер, творит, не по преданному от апостолов чину, и воду с вином не соединяя, сим образом приносит Пречистую Жертву: да будет извержен, яко несовершенно таинство возвещающий, и преданное нововведением повреждающий»38.
Она должна быть сырой и чистой.
6. Лица, совершающие проскомидию и их одежды
Если и существуют церковные службы, которые дозволяется совершать мирянам, то литургия, в состав которой входит проскомидия, ни в коей мере к ним не относится. Проскомидию может совершать только правильно поставленные архиерей или священник. Если есть диакон, то он является помощником архиепископу и (или) священнику в совершении проскомидии.
Один и тот же священник не имеет право совершать в один день две Литургии или более. Соответственно, он не может совершать более одного раза и проскомидию. «Ибо Христос принес за нас Себя, как жертву, однажды, и умер на кресте только раз,» – объясняет это правило архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин39.
Не может приступать ни к Литургии в целом, ни к проскомидии священнослужитель, находящийся под запрещением. Кроме того, категорически запрещено служить, имея не очищенный покаянием тяжкий грех, на что указывает «Книга о должностях пресвитеров приходских»: «Опасно да блюдут Пресвитеры, дабы сами, аще и всегда, много паче при совершении Таин, не были в каком гресе тяжком, смертном, чрез покаяние неочищенном»40. Та же книга пишет о невозможности совершать службу в нетрезвом состоянии. Вообще, священнослужители обязаны положенным образом подготовиться к священнослужению – как телесно, так и духовно41; в Служебнике в самом начале чинопоследования Божественной Литургии сказано: «Хотяй священник Божественное совершати тайнодействие, должен есть первее убо примирен быти со всеми и не имети что на кого»42.
При литургисании нескольких священников совершать проскомидию положено самому из них младшему. Он «совершает как бы предисловие священнодействия»43.
Для совершения проскомидии священник надевает последовательно подризник, епитрахиль, пояс и поручи44, – то есть имеет полное облачение («символ облечения его Божественной благодатью»45). Облачение же диакона – обычное: стихарь, орарь и поручи.
7. Приготовление к проскомидии
7.1 3 этапа проскомидии
Приготовление к Божественной Литургии и, соответственно, к проскомидии, как 1‑й ее части, проходит в 3 этапа:
Рассмотрим их в этой последовательности.
7.2 Входные молитвы
7.2.1 Начало
Естественным для любого христианина, а тем более священнослужителя, начинать дело с молитвы. И прежде чем приступить к непосредственному совершению таинства священнослужители совершают молитвы, называемые входными, то есть молитвы, творимые сразу же по приходе в храм и перед службой.
Священник (по обычаю в епитрахили, хотя в Служебнике такого указания нет) и диакон (если есть)становятся перед Царскими вратами и творят 3 поклона с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», после чего диакон произносит (тихо46): «Благослови, Владыко». Священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». И далее диаконом читается обычное начало («Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный…» по «Отче наш…») и по возгласе («Яко Твое есть Царство…») после «Аминь» – покаянные тропари («Помилуй нас, Господи, помилуй нас…»).
7.2.2 Целование икон
Затем происходит целование икон.
При чтении диаконом тропаря «Пречистому Образу Твоему поклоняемся, Благий…» священник, «совершив перед иконой47 земное поклонение, целует икону»48. Закончив читать тропарь, совершает поклонение и целует икону диакон. Точно также при чтении тропаря «Милосердия сущи источник…» происходит поклонение пред местной иконой Богородицы и ее целование.
Таким образом, происходит видимое свидетельство священнослужителями иконопочитания.
7.2.3 Молитва «Господи, низпосли руку Твою…», прощение и вход в алтарь
После поклонения местным иконам Спасителя и Богородицы священник произносит молитву «Господи, низпосли руку Твою с высоты Святаго жилища Твоего…», предваряемой на практике диаконскими словами «Господу помолимся». Также на практике здесь бывает молитва «Ослаби, остави…», после чего священнослужители кланяются друг другу, а потом – народу, испрашивая прощения. В чинопоследовании чин прощения тоже отсутствует, но столь благочестивая традиция не могла не закрепиться на практике перед таким священнодействием, каким является Божественная Литургия, тем более, что Служебник предписывает прежде литургисания примириться, по возможности, со всеми.
Затем при чтении молитвы «Вниду в дом Твой…» священнослужители исходят в алтарь: по одной традиции священник уходит северною дверью, диакон – южною, по другой – оба южною49. В алтаре они творят 3 поклона с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго и помилуй мя», целуют Евангелие, напрестольный крест, престол и отходят для облачения.
7.3 Облачение
7.3.1 Общие сведения
Облачение происходит в ризнице (в древней Церкви она называлась сосудохранительницей, по-гречески σκευοφιλάκιον), если таковая существует. Если ризницы нет, то священнослужители совершают облачение прямо в алтаре, стараясь не мешать друг другу.
7.3.2 Облачение диакона
Диакон берет в правую руку все свои сложенные одежды – стихарь, орарь и поручи (последние не указаны в Служебнике, но они есть), – совершает 3 поклона на восток с обычной молитвой и берет благословение у священника: «Благослови, Владыко, стихарь с орарем». Священник благословляет диакона и его одежды, произнося «Благословен Бог наш…», и полагает правую руку на диаконский стихарь. Диакон целует благословившую его руку, отходит и облачается, читая последовательно следующие молитвы:
Прежде чем надеть каждый из перечисленных предметов облачения, диакон крестится и целует крест, изображенный на одежде.
7.3.3 Облачение священника
После благословения диакона на облачение священник сам тоже начинает облачаться.
Беря каждую из своих одежд, он говорит «Благословен Бог наш..» и целует крест на ней, прежде чем надеть50. Надевает же со следующими молитвами:
7.4 Умовение рук
По облачении диакон и священник поочередно умывают руки, творя одну и ту же молитву: «Умыю в неповинных руце мои…». Эта молитва является стихами из 25-го псалма (вообще, вышеупомянутые молитвы на облачение представляют собой выдержки из псалмов).
Умывание рук священнослужителей восходит к Ветхому Завету: в скинии по повелению Божиему была поставлена умывальница, в которой приходящие служить умывали не только руки, но и ноги, прежде чем войти в скинию свидения (см. Исх.30:18-21; 40:30-32 ). «Следуя сему, Священнослужители Нового Завета умывают руки, для показания чистоты своих душ53 и совести, с которою приступают они к Священнодействию»54. Причем обычай этот распространялся и на мирян, для которых перед входом в церковь располагалась наполненная водой умывальница. Об этом так свидетельствует св. Иоанн Златоуст: «Две суть купели (умывальницы) пред дверьми церковными: одна с водою, в которой умываеши руки; другая же – руки нищих, в которых очищаеши твою душу»55.
Если в древней христианской Церкви, как пишет тот же Дмитриевский56, умовение рук священнослужителей происходило перед самым перенесением Даров с жертвенника на престол, то сейчас этот обычай сохранился только в отношении архиерея, который умывает руки в начале Херувимской песни.
7.5 Приготовление жертвенника и сосудов
После умовения рук диакону полагается идти для приготовления жертвенника и утвари для совершения проскомидии. Он снимает покрывало на жертвеннике, зажигает светильник лампаду или свечу) без которого совершать проскомидию не полагается. В ризнице он берет святые сосуды и располагает их на жертвеннике следующим образом: Дискос – слева, Потир – справа (причем к себе той стороной, на которой изображен Спаситель). Затем располагает и остальные предметы, которые мы разбирали выше, налив уже в отдельные сосуды вино и воду и положив просфоры.
(Вообще, в Служебнике не указано, в облачении или без него должен диакон готовить жертвенник, сосуды и все остальное для проскомидии, поэтому нет запрещения все это готовить до облачения и до входных молитв, что на практике часто и наблюдается.)
8. Чинопоследование и идейное содержание проскомидии
8.1 Общие замечания
Теперь перейдем непосредственно к изложению собственно проскомидии с объяснением идейного содержания творимых священнослужителями действий. Но прежде 2 замечания.
Во-первых, все молитвы, читаемые священником или диаконом на проскомидии, произносятся «тайно», то есть вполголоса, только чтобы слышать друг друга.
Во-вторых, практика совершения проскомидии в настоящее время имеет особенностью то, что во время проскомидии по традиции часто происходит исповедь и читаются Часы, тем более, что на последних вспоминается земная жизнь Иисуса Христа, что стоит в тесной связи с проскомидией.
8.2 Начало проскомидии (тропарь «Искупил ны еси от клятвы законныя…»)
Священник и диакон становятся перед жертвенником и совершают 3 поясных поклона с обычной молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго и помилуй мя» и тропаря «Искупил ны еси от клятвы законныя…», молясь таким образом перед совершением предстоящего священнодействия об очищении своих грехов. По сложившейся практике при чтении тропаря священник из благоговения пред евхаристическими сосудами целует их следующим образом:
«Чтение этого тропаря показывает, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу (Евхаристии), в воспоминание великой Господней жертвы на Голгофе»57.
8.3 Священнодействие с Агничной просфорой
После чтения тропаря диакон говорит: «Благослови, Владыко».
Священник: «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Часто на практике этот возглас служит началом чтения Часов (конкретно 3‑го Часа), поэтому может произноситься громко.
Диакон: «Аминь», после чего начинается резание Агничной просфоры. Но прежде чем говорить о процессе резания просфоры, заметим, что не полагается поворачивать просфору при каждом надрезе, она должна лежать неподвижно, копие же производит надрезы вдоль и поперек по краям печати. Копие же надо брать «тремя пальцами, как пишущий берет перо, – рекомендует Гаслов, – а не горстью, как обыкновенный нож»58.
Итак, священник берет Агничную просфору в левую руку, а в правую берет копие (большее, если их два) и изображает им 3‑жды крест над печатью просфоры, говоря каждый раз: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа».
Затем диакон говорит: «Господу помолимся»59 и священник делает надрез с правой стороны просфоры (от себя с левой), по линии печати, со словами: «Яко овча на заколение ведеся».
Диакон снова говорит: «Господу помолимся», и священник делает надрез по левой линии печати, произнося при этом: «И яко агнец непорочен, прямостригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст своих».
Диакон: «Господу помолимся». Священник надрезает верхнюю сторону, говоря: «Во смирении Его суд Его взятся».
Приведенные священнические слова при надрезании просфоры с трех сторон изображают кротость Иисуса Христа и «вольное долготерпение страданий»60.
Диакон: «Господу помолимся». Священник при словах «Род же Его кто исповесть» надрезывает просфору по нижней линии печати. Слова обозначают непостижимость рождения Христова61.
Диакон: «Возьми, Владыко». И священник надрезывает просфору с нижней стороны, тем самым отделяя середину просфоры – Агнец – от ее стенок, и при этом произносит: «Яко вземлется от земли живот Его».
Диакон: «Пожри, Владыко». Священник извлекает Агнец, кладет его на Дискос печатью вниз и крестообразно делает глубокий (до печати) надрез, говоря: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение», – таким образом происходит освящение хлеба. Положение Агнца печатью вниз, то есть навзничь, символизирует жертвенного агнца, который, лежа гортанью вверх, «ждет заклания»62. Крестообразное же разрезание есть «воспоминание жертвы, совершившейся на кресте»63.
После сего священник переворачивает Агнца и кладет его на Дискос печатью вверх. Диакон же говорит: «Прободи, Владыко». Священник со словами «Един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде кровь и вода…» делает небольшой надрез с правой стороны, знаменуя прободение ребер Христа при словах Евангелия.
Как пишет Дмитриевский, св. патриарх Герман в священнодействии с Агничной просфорой усматривает Зачатие и Рождество Иисуса Христа: «Как в утробе Девы тело Сына Божия, действием Святаго Духа, составилось из непорочных ея кровей, так и здесь из Просфоры вынутая внутренность в Евхаристии претворяется в тело Иисуса Христа наитием того же Святаго Духа. Таким образом Просфора значит, у сего тайнозрительнаго толкователя, девственное Чрево Богоотроковицы Марии; водружения копия, для изрезания из ней Агнца, зачатие; извлечение печати из внутренности ея, рождение Иисуса Христа; с печатию ж изъятая из ней внутренность – самое тело Христово, Священник – Духа Святаго, осеняющаго Деву Своим наитием, Диакон – Архангела Гавриила, служителя несказаннаго Таинства воплощения»64.
8.4 Соединение вина с водой
После воспоминания о истечении крови и воды при прободения ребер Христовых диакон берет сосуды с вином и водой испрашивает благословения для их соединения: «Благослови, Владыко, святое соединение». Священник молча благословляет, после чего диакон вливает в Потир вино и совсем немного воды, которые и обозначают здесь истекшие кровь и воду, и таким образом на деле «исполняет все то, что известно о сем священнодействии, т.е. страдании Христовом»65.
8.5 Священнодействие с Богородичной просфорой
Закончив священнодействие с 1‑й, Агничной, просфорой, священник приступает ко 2‑й просфоре – Богородичной66.
Из этой просфоры вынимается только одна, довольно большая, частица – «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы…», – таковы начальные слова на изъятие частицы. Вынутая треугольной формы частица полагается на Дискос с правой стороны Агнца, вблизи его середины, при словах: «Предста Царица одесную Тебе, в ризе позлащенны одеяны, преукрашенна».
Положение частицы в честь и память Богородицы справа от Агничной просфоры символизирует десное от Бога седение Ее, на что и указывают слова «предста Царица одесную Тебе».
8.6 Священнодействие с девятичинной просфорой
3‑я просфора – в честь святых. Всего изымается 9 частиц, почему она и называется «девятичинной». Слова на изъятие частиц следующие:
Сами слова указывают за кого, за какой лик святых вынимается та или иная частица, причем особо почитаемые, известные поминаются прямо по именам – какие-то имеются в данных молитвах, но также не возбраняется поминать поименно и иных (местночтимых, святого, имя которого носит совершающий проскомидию священник) – «в подобающем лике»68.
Вынутые частицы полагаются в 3 столбца слева от Агнца в таком порядке:
8.7 Священнодействие с заздравной просфорой
Из 4‑й просфоры священник изымает частицы за живых.
Сначала он вынимает две частицы из верхней части просфоры, внизу печати, за церковный клир и за страну, за всех православных, со словами:
Эти две частицы полагаются сразу под Агнцем.
После сего вынимаются и другие частицы за живых – из этой же просфоры по стенке кругом справа налево, а также из просфор, поданных верующими (так называемых «потребительских»), или (и) из «специально заготовленных служебных просфор»71. Поминаются поименно со словами: «Помяни, Господи ». По некоторой традиции священник сначала поминает рукоположившего (-их) его архиерея (-ев) (если в живых), потом – настоятеля и весь клир храма, затем родителей и так далее. Вынутые частицы полагаются ниже двух заздравных, вынутых вначале.
На время священнодействия с 5‑й просфорой священник откладывает просфору заздравную, но затем снова возвращается к ней – чтобы вынуть частицу за себя (со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное»). Эта частица обычно вынимается, как и прочие частицы – из стенки просфоры, – хотя редко, но встречается обычай вынимать эту частицу из верхней части просфоры.
8.8 Священнодействие с заупокойной просфорой
Из 5‑й, заупокойной, просфоры изымается одна частица из верхней части просфоры, внизу печати, со словами: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов, блаженных создателей святаго храма сего»72; здесь же творится поминовение архиерея (-ев), если уже среди почивших.
Затем производится изъятие других частиц за усопших – аналогичным образом, что и из предыдущей просфоры за живых. (Что касается изъятия из одной и той же просфоры – потребительской – частиц за здравие и об упокоении, Гаслов пишет, что оно «нигде не запрещено и практикой допускается»73.)
В конце поминовения священник говорит: «Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи», после чего полагает частицы об упокоении на Дискосе ниже заздравных частиц. (По одной из традиций прежде этого священник изымает частицу о заповедавших ему молиться, говоря: «Помяни, Господи, и всех заповедавших мне недостойному молитися о них, ихже не помянух забвением, неведением, или множеством имен, Сам, Господи, помяни, ведый коего же возраст и наименование»74.)
8.9 Необходимые замечания о частицах за живых и умерших
«Не должно думать, чтоб частицы, приносимыя о живых и умерших, были очистительною жертвою наших грехов; оне, как исповедует и твердо содержит наша православная Церковь, не освящаются в Тело Господне; при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий; при возношении Святаго Агнца горе, во время возглашения Святая Святым, оне не подъемлются для таинственнаго воздвижения на крест с плотию Спасителевою; а потому и в преобщение давать их Церковию запрещается»75.
По окончании изъятия частиц из просфор священник с помощью грецкой губки «собирает с краев Дискоса все частицы Св. Хлеба, чтобы ни одна из них не выпала с Дискоса»76.
8.10 Каждение
Следующим этапом проскомидии является каждение.
Диакон берет разожженное кадило, кладет на угли ладан и подносит священнику со словами: «Благослови, Владыко, кадило» и «Господу помолимся». Священник благословляет, читая молитву «Кадило Тебе приносим, Христе, Боже наш…».
Затем диакон справа от священника держит открытое кадило на уровне жертвенника и произносит: «Господу помолимся». Священник подносит к кадилу Звездицу, окуривает ее благовонным дымом77 и устанавливает ее на Дискос над Агнцем со словами: «И пришедши, звезда ста верху, идеже бе Отроча». Как было уже сказано выше Звездица, с одной стороны, предохраняет Агнец и частицы, расположенные на дискосе, а с другой – является символом Вифлеемской звезды, на что и указывают произносимые священником слова, взятые из Евангелия ( Мф.2:9 ).
Диакон снова говорит: «Господу помолимся». Гаслов пишет, что уже здесь диакон должен добавлять: «Покрый, Владыко» – слова, присутствуют на окаждении 2‑го покровца и которых нет в русских Служебниках в данном месте, как это ни странно78. Священник после диаконских слов окуривает 1‑й покровец и покрывает им Дискос сверху Звездицы, произнося слова 92-го псалма («Господь воцарися, в лепоту облечеся…»).
Опять диакон возглашает: «Господу помолимся» и: «Покрый, Владыко». Священник окуривает 2‑й покровец и покрывает им Потир, говоря: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля».
Диакон вновь: «Господу помолимся», «Покрый, Владыко». Священник окуривает воздух и покрывает им поверх покровцов вместе Дискос и Потир, читая молитву: «Покрый нас кровом крилу Твоею…».
О значении этих 3‑х покровов – прикладном и символическом – было уже сказано выше.
После покрытия Св. Даров воздухом священник принимает от диакона кадило и кадит 3‑жды жертвенник со Св. Дарами. При этом каждый раз творится славословие – священник произносит: «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе», а диакон заканчивает: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». И каждый раз оба священнослужителя благоговейно поклоняются.
Смысл троекратного каждения таков: «1) для предосвящения их; 2) в знаменование аромат, возлиянных на Тело Христово Иосифом и Никодимом при Его погребении ( Ин. 19:40 ); 3) в воспоминание о Дарах, смирне и ливане, волхвами новорожденному Царю Христу принесенных»79.
8.11 Окончание проскомидии
После 3‑го славословия диакон забирает у священника кадило и говорит: «О предложенных честных Дарех, Господу помолимся». И священник читает молитву Предложения: «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый…».
Затем совершается обычный отпуст. Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Диакон: «Слава: И ныне», «Господи помилуй» 3‑жды, «Благослови». Священник творит малый отпуст: «Христос, истинный Бог наш…»80 – с поминанием составителя Литургии (св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого). Диакон: «Аминь».
На этом заканчивается собственно проскомидийное священнодействие.
Однако и после отпуста проскомидии священник может вынимать частицы из просфор за живых и умерших. Так, уже сразу после окончания проскомидии он, если есть еще время (не кончили читать Часы), может это делать, а диакон в это время может читать помянники и записки, подаваемые верующими на проскомидию81.
9. Заключение
Итак, мы разобрали часть Божественной Литургии, называемой проскомидией. Мы увидели, насколько серьезной и многосимвольной она является. Находясь в начале, она является отправной точкой для евхаристии, приготовлением к ней.
Два важнейших события узрело человечество 2000 лет назад – пришествие в мир Сына Божия, Его рождение, и Его искупление нас от рабства греху, Его жертвенное страдание. Эти события пронизывают проскомидийное священнодейство, являясь одновременно воспоминанием Рождества Спасителя и воспоминанием Его крестных мук – это видно из сделанного нами разбора. С одной стороны, мы постоянно присутствуем на проскомидии при Рождестве Христовом. С другой стороны, как сказал протоиерей Валентин Свенцицкий, «в Божественной Евхаристии дана нам Голгофа в таинстве»82, – и проскомидия есть постоянное зрение этой «Голгофы в таинстве», постоянное пребывание при распятии Христа-Спасителя.
Сопутствуя Евхаристическому таинству, проскомидия является одним из древнейших христианских священнодействий – будучи приношением и приготовлением к Св. Евхаристии. Вероятно, можно сказать, что в некотором смысле мы усматриваем проскомидийный момент уже на самой Тайной вечере: ведь кто-то принес необходимые вещества для Божественной трапезы и кто-то приготовил, в смысле – намеренно отобрал именно эти вещества и именно такого состава (почему Церковь, как мы имели возможность убедиться, уделяет столь серьезное значение тому и другому). Можно даже усмотреть повеление Господне на проскомидию, когда «послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» ( Лк.22:8 ).
На примере проскомидии мы также познаем, насколько важно и ответственно священническое и диаконское служение – в связи с прикосновением – таинственно – священнослужителей к тайне рождения Богочеловека и искупления нас Им, в связи с прикосновением к Самому Христу, к Самому Богу, – через воспоминание событий 2000-летней давности, через хлеб и вино, которые затем станут истинными Телом и Кровью Христа.
Как это может быть? «Тайна сия велика» ( Еф.5:32 ), – можно ответить словами ап. Павла. Доказать кому-либо эту тайну посредством логики невозможно, ибо «истинность церковного учения подтверждается не столько логическими доказательствами, сколько внутренним опытом»83, ибо «все теоретические сомнения исчезают не столько от доводов разума, сколько от полноты чувствования»84.
«Полнота чувствования» – вот что должен иметь каждый человек для понимания священнодействия проскомидии, для того, чтобы соединиться со Христом здесь и сейчас, для того, чтобы иметь возможность соединиться с Ним в обетованном Царствии Небесном, для того, чтобы на нас исполнились Его слова:
«Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ).
Список литературы
Примечания:
1 Скабалланович М., проф. Толковый Типикон. Вып. I. – Киев, 1910 (М., 1995). С. 18.
2 См.: Скабалланович М., проф. Толковый Типикон. Вып. I. С. 20.
3 Субботин К. Руководство к изучению устава богослужения Православной Церкви. – СПб., 1994. С. 90.
4 Вениамин, архиеп. Новая скрижаль… С. 129.
5 Вениамин, архиеп. Новая скрижаль… С. 130. Вообще, слова «не позже полудня» касаются непосредственно Евхаристического канона, который именно и полагается совершать до полудня.
6 См.: Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. – Л., 1991. С. 7.
7 Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. С. 7.
8 См. Типикон: 24/II, 9/III и 34‑ю и 35‑ю храмовые главы. В принципе, для нас этот пункт повторяет 2‑й пункт предыдущего списка.
9 Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. С. 7.
10 Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. – М., 1893 (СПб., 1993). С. 87.
11 Последняя икона – поздняя традиция.
12 Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. – М., 1897 (1993). С. 134.
13 См: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 83.
14 Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 134.
15 См.: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 135.
16 Цит. по: Вениамин, архиеп. Новая скрижаль… С. 159.
17 См.: Вениамин, архиеп. Новая скрижаль… С. 158. Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 135–136.
18 Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 141.
19 С этой же целью введены были в употребление и рипиды, которыми веяли над Св. Дарами, когда в определенные моменты службы они оставались без покровов.
20 См.: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 136.
21 Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 137.
22 Цит. по: Вениамин, архиеп. Новая скрижаль… С. 159.
23 Вениамин, архиеп. Новая скрижаль… С. 150–151.
24 Цит. по: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 142.
25 См.: Всенощное бдение. Литургия. – Волгоград, 1992. С. 76. В отличие от Православной Церкви Римо-католическая и Армянская Церкви употребляют пресный хлеб.
26 Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого. – СПб., 1895 (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996). С. 15.
27 Антонов Н. Р., свящ. Храм Божий и церковные службы. Учебник богослужения. – СПб., 1912 (М., 1993). С. 92.
28 См. в Служебнике «Учительные известия».
29 См.: Всенощное бдение. Литургия. – Волгоград, 1992. С. 76. Антонов Н. Р., свящ. Храм Божий и церковные службы. С. 92. Вениамин, архиеп. Новая скрижаль… С. 3.
30 Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию… С. 17.
31 В Греческой Православной Церкви все 5 просфор объединены в одну большую, так как, по слову ап. Павла, « один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ).
32 По одной из традиций — это обычная просфора, по другой – специальная, с изображением Богородицы и (или) буквами ΜΠ. ΘУ.
33 См.: Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию… С. 18.
34 Книга правил. С. 199.
36 Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию… С. 18.
37 Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию… С. 21.
39 Вениамин, архиеп. Новая скрижаль… С. 69.
40 Цит. по: Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. – СПб., 1996. С. 130.
41 См. в Служебнике «Учительное известие».
43 Вениамин, архиеп. Новая скрижаль… С. 161.
44 И естественно предполагается, что у священника имеется на груди наперсный крест.
45 Всенощное бдение. Литургия. – Волгоград, 1992. С. 77.
46 Это касается вообще всех входных молитв.
47 Спасителя на иконостасе.
48 Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 63.
49 Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 63.
50 В самом начале он также, как и диакон, трижды кланяется на восток.
51 Если священник удостоен этой награды. Набедренник надевается на правое бедро (если удостоен и палицы – на левое).
52 Если священник удостоен этой награды. Палица надевается на правое бедро.
53 Св. Кирилл Иерусалим. в слове Тайновод. 5, ч. 2. «Видесте Диакона, подающа умытися Иерею и окружающим Жертвенник Божий Пресвитерам: но всячески не ради телесныя скверны подаяше, не буди се! – но умовениезнаменует, яко должно вам чистым быти от всех грехов и беззаконий».
54 Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 159.
55 Св. Иоанн Златоуст. Беседа 108. Цит. по: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 160.
56 Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 159.
57 Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. С. 18.
58 Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 68.
59 По некоторым традициям он же добавляет: «Господи помилуй».
60 Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 162.
61 См.: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 162.
62 Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль… С. 154.
63 Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль… С. 154.
64 Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 165.
65 Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль… С. 155.
66 Так как у нас каждая из просфор отдельная, а не как в Греческой Церкви – входят в состав одной большой, то в нашей практике священник, беря новую просфору, знаменует ее копием, как он это делал с 1‑й, Агничной, просфорой.
67 То есть свт Иоанна Златоустого или свт Василия Великого.
68 Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 72.
69 Цит. по: Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль… С. 156.
70 Эта 2‑й молитва в «Чинопоследовании» А. И. Георгиевского отсутствует.
71 Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 72.
72 Или «святыя обители сея», если в монастыре.
73 Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 73.
74 См.: Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 73.
75 Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 170.
76 Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. С. 21. Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 74.
77 «По некоторым традициям священник затем целует окуренную фимиамом звездицу, и также творит с покровцами и воздухом» (Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 74.).
78 См.: Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 74.
79 Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. С. 174–175.
80 Если воскресение, то «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…».
81 См.: Гаслов И. В. Современное Православное богослужение. С. 76.
82 Свенцицкий В., прот. Диалоги. – М., 1995. С. 123.
83 Свенцицкий В., прот. Диалоги. – М., 1995. С. 124.
84 Свенцицкий В., прот. Диалоги. – М., 1995. С. 123.