Поминки у католиков что ставить на стол
Поминовение умерших в католической традиции
Почти у всех народов мира существует традиция поминовения усопших, которая восходит своими корнями к древним обрядам. Христианские поминки отличаются от многих прочих тем, что ставят акцент на духовное настроение присутствующих, а не на конкретные ритуалы. Это отражается и на том, как у христиан проводятся поминальные трапезы, и на том, как проходят посвященные поминовению усопших богослужения. В нашем материале мы расскажем о том, как поминают усопших верующие католики.
Еда для поминок
В католицизме поминки служат задаче восстановления физических и духовных сил скорбящих, а также задаче организовать родных и близких покойного для совместной молитвы за его душу. Поминальная трапеза при этом также предусмотрена, однако она до определенной степени отличается, например, от православной поминальной трапезы.
Прежде всего следует отметить, что различаются уже сами дни поминовения: у православных это, как правило, третий, девятый и сороковой дни, а у католиков – третий, седьмой и тридцатый, а также к ним добавляется День Всех Святых, в который принято организовывать своего рода общие поминки для всех родственников, вне зависимости от того, когда они умерли. При этом нужно отметить, что под датами поминок здесь подразумеваются именно поминальные богослужения и совместные молитвы за душу умершего: католицизм не предусматривает специальных дат для организации поминальных трапез – их можно устраивать тогда, когда удобно близким покойного.
Какое-то специализированное меню поминального обеда у католиков не предусмотрено, что, опять же, отличает их от православных. Тем не менее, даже в отсутствии прямых предписаний некоторые неформальные традиции в этой сфере все же сложились: например, на третий и седьмой день католики скорее будут подавать на поминальный стол блюда из мяса, рыбы и овощей, а на тридцатый день там скорее окажутся пироги, сладости и т.д.
Речей на поминальной трапезе католики в большинстве своем не произносят – вся «официальная» часть прощания с покойным считается пройденной и закрытой по окончании публичного прощания с телом. За поминальным столом приветствуется неформальное общение, гости траурного мероприятия, как ожидается, будут в неформальной обстановке общаться с семьей, потерявшей родственника, и пытаться утешить их в меру своих сил.
Также важно отметить, что католическая церковь запрещает накрывать стол прямо на кладбище и предлагать алкоголь скорбящим – еще одно отличие от сложившихся в нашей стране православных обрядов, в ходе которых первый поминальный стол нередко накрывают прямо неподалеку от могилы. Католические же пастыри уверяют, что подобные действия никак не помогут душе усопшего, но разве что навредят душам еще живущих.
Молитвенное поминовение
Основной богословский источник для католических поминок – это «Геласианский сакраментарий» восьмого века, то есть созданный еще до великой схизмы и разделения церквей на Православную и Католическую. В Геласианском сакраментарии упомянуты три сакральные даты для католического поминовения:
На 3-й день распятый на кресте Иисус Христос воскрес, как это следует из Евангелий.
На протяжении 7 дней Иосиф горевал по своему умершему отцу Иакову – говорится в Книге Бытия (Ветхий Завет). Аналогичным образом, в Книге Сираха также упоминается период траура, который продлился 7 дней.
После смерти Аарона и Моисея народ Израиля скорбел 30 дней.
Отсюда и берутся даты современного католического поминовения: 3, 7 и 30 дни. На протяжение нескольких веков в католических богослужебных книгах напрямую говорилось о том, что поминовение усопших нужно производить непременно в эти три дня. В современных версиях богослужебных книг четких дат уже не дается – напрямую упоминается лишь годовщина смерти. В поминальные дни, согласно традициям, католики должны посетить костёл и заказать поминальную мессу.
Как уже упоминалось выше, особняком стоит лишь День Всех Святых, празднуемый 2 ноября. В этот праздник принято поминать всех усопших, посещать кладбища и ухаживать за могилами, собирать за поминальной трапезой как можно больше родственников и предаваться воспоминаниям об ушедших близких. Этот праздник был создан декретом Одилона Клюнийского больше тысячи лет назад – в 998 году. В момент своего введение этот праздник должен был стать тем днем, когда все верующие католики молятся за умерших, чтобы помочь душам, находящимся в Чистилище, достичь рая. Поскольку из всех христианских деноминаций только католицизм признает существование Чистилища, этот праздник для католиков наделяется особой важностью, так как католики получают возможность повлиять на посмертное существование своих умерших близких.
Посещение кладбища в день Всех Святых регламентировано – хоть и не очень строго, особенно с учетом того, что некому следить за строгостью исполнения ритуала, кроме самого исполнителя. Католики по традиции делают четыре остановки на пути следования к погосту и одну – после того, как покинули кладбище. При каждой остановке верующие молятся святым, дабы те дали своё заступничество умершим. Большинство католиков в этот день также приносят к могилам новые цветы и обновляют памятники.
Что не следует делать католикам
В современном мире католики преимущественно сами решают, как долго им пребывать в трауре, однако наиболее распространен обычай пребывать в трауре от полугода до года в случае смерти ближайшего родственника – например, супруга или родителя. В состоянии траура человек сам накладывает на себя ряд ограничений: в частности, носит одежды темных тонов, воздерживается от шумных застолий, не посещает увеселительных мероприятий, не ищет романтических знакомств. Тем более в этот период крайне нежелательно устраивать большие торжества – например, праздновать свадьбы. Единственные праздники, которые в состоянии траура католикам отмечать допустимо, – это Пасха и Рождество Христово, так как их богословский смысл состоит в победе жизни над смертью и в осмыслении сущности этих феноменов. На общение с родными и близким на данный период запретов и ограничений не накладывается: более того, поиск поддержки и опоры в друзьях и родных в период траура в каком-то смысле даже поощряется.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Поминки у католиков
Проведение католических похорон
В православии принято хоронить человека на третий день после смерти, у католиков же нет строгой даты – она зависит от решения близких усопшего. Часто используется бальзамирование – это позволяет выделить больше времени на организацию похорон. Косметические же процедуры не приняты.
Традиции католических похорон позволяют выбрать гроб из любого материала, главное чтобы на крышке гроба был крест. Усопшего укладывают в гроб со сложенными на груди руками, в руки помещают крест.
В гроб допускается поместить некоторые личные вещи умершего. Покойных принято хоронить в темных одеяниях. Если умерла маленькая девочка, ее хоронят в белом платьице. Все украшения, исключая обручальные кольца, необходимо снять.
Католическая церковь разрешает кремацию. Однако процедура развеивания праха не одобряется церковью.
После смерти знакомым и родственникам рассылают извещение о смерти, которое приравнивается к приглашению на похороны. Долг каждого – посетить похороны, выразить соболезнования. Родственникам усопшего принято посылать цветы в знак уважения и скорби. Если материальное положение семьи не позволяет провести достойные похороны, организуется сбор средств для помощи.
Прощание с умершим проводят дома. Все желающие могут с ним проститься, но процедура эта по правилам занимает не более десяти минут. Не допускаются разговоры о причинах смерти, последних днях жизни и болезнях покойных.
Церемония похорон в церкви
Одна из традиций католических похорон – назначение почетной группы для помощи в похоронах. Как правило, это 6-8 мужчин, не являющихся родственниками погибшего. Количество почетных гостей может быть больше, если усопший был известным человеком. Почетная группа будет нести крышку гроба. Сам гроб несут специально подготовленные люди, назначенные церковью. Почетных гостей рассаживают в первых рядах в церкви.
Гости, как правило, проходят в церковь парами. Похороны начинаются с мессы – отпевания покойного. Месса проходит в церкви, дома или в морге. В церкви служба проводится под музыку органа или пение хора.
По традиции католических похорон гроб чаще всего оставляют закрытым. Он устанавливается на постаменте перед гостями. Поверх гроба расстилают кружевное покрывало и помещают цветы. Гроб устанавливается ногами к алтарю.
Члены семьи усопшего рассаживаются на первых рядах справа. Друзья, знакомые и другие гости – позади родственников и в левой части. Схема распределения мест по гостям может быть и четко прописанной. В таком случае с рассадкой гостям помогают церемониймейстеры.
По окончании церемонии гости неспешно покидают церковь. На выходе может стоять родственник покойного или член почетной группы, который будет благодарить пришедших короткими фразами. Гроб выносят и помещают в катафалк. Катафалк может быть предоставлен церковью бесплатно. Родственники и гости рассаживаются в машины, следующие за катафалком на кладбище. Цветы от гостей помещаются в машину с гробом. Для цветов могут выделить отдельную машину, если их принесли очень много. Допускается выслать цветы сразу на кладбище.
Поминки и траур
В зависимости от выбора близких усопшего поминальная служба может проводиться на третий, седьмой или тридцатый день после смерти. Следует помнить, что прием пищи на кладбище (как заведено у православных) у католиков не принят. 2 ноября – католический день всех усопших. Принято посещать могилы умерших, приносить цветы и устраивать домашнюю трапезу.
По католическим традициям после смерти наступает год траура. До истечения этого срока не одобряется новое замужество вдовы или женитьба вдовца. Если близкие покойного принимают полный траур, им полагается ходить в черных одеяниях и избегать шумных мероприятий.
Итак, входящие в католические похороны традиции:
Поминальный стол католиков скромен и сдержан
Клин в нынешнем веке становится все больше много-конфессиональным городом, хотя официально зарегистрированы православная церковь и церковь евангельских христиан, имеющие свои здания для моленья и отправления религиозных обрядов.
Есть в Клину и приверженцы католицизма. Особенно это заметно в католические праздники, которые очень широко отмечает почти вся Европа, где католическая церковь является главенствующей. Нередко в Клину стали организовываться и поминки по католическим правилам. Один раз в году – 2 ноября в День всех усопших верных – католики всего мира поминают умерших родственников и близких людей и после посещения кладбища, уборки, украшения могил и зажжения на них свечей тоже организуют поминальный обед.
При этом ни на похоронах, ни на поминках, в том числе и 2 ноября, на следующий день после Дня всех святых, у католиков пить спиртное не полагается и полностью отсутствует принятая в православии традиция пить водку на кладбище или устраивать застолья рядом с могилой.
Католики обычно, как и православные христиане, устраивают поминки после похорон на третий, а также на седьмой и тридцатые дни.
Однако строгих правил по выбору даты для поминального обеда в католической церкви нет. Поэтому день, когда именно организовывать поминальную трапезу, определяют сами родственники умершего. Причем католический поминальный стол не сводится только к еде, а является целым ритуалом, призванным вспомнить человека и отдать ему дань уважения.
Поминальный обед сразу после погребения усопшего у католиков служит еще и для того, чтобы пришедшие восстановили как моральные, так и физические силы. Для этого они вспоминают приятные моменты, связанные с ушедшим в мир иной, говорят о нем только хорошее. Сквернословить и плохо говорить о покойном за католической трапезой категорически запрещено.
Еще поминальный католический стол, впрочем, как и православный, предоставляет близким усопшего возможность не оставаться один на один со своим горем, потому что на поминальный обед собираются родные, друзья и знакомые и все вместе переживают случившееся горе. Причем во время этой трапезы у католиков принято еще вспоминать других умерших родственников вне зависимости от того, как давно они умерли.
Не только после погребения покойного, а и на каждых поминках обязательно читаются католические молитвы. При этом на католических похоронах не принято плакать и причитать, как это нередко делают православные женщины.
Впрочем, причитания при католическом погребении не возбраняются и пасторами не запрещаются, но встречаются все реже. Даже самые близкие покойного стараются сдерживать свое горе и не плакать. Не случайно именно католички завели обычай приходить на погребение в траурных шляпках с вуалями, а теперь еще и в темных очках, которые позволяют скрыть заплаканные глаза и лицо.
Сдержанность погребальной церемонии у католиков автоматически переносится и на поминальную трапезу. Поминальный католический стол походит на православный, где бы он не накрывался – дома, в кафе, ресторане или столовой. Главное его отличие – в особо подчеркнутой скромности, без выпивки и совсем без кутьи. Алкоголь на католическом ритуальном столе считается неуважением к умершему.
Не ставят католики на стол ни кисель, ни блины, ни лапшу и какие-либо особые блюда. Это не принято. Хотя выставляют блюда, которые любил покойный, например, из рыбы и морепродуктов. При этом такие блюда приносят все желающие, у которых в разные времена ими угощался усопший и нахваливал.
Еще в католических традициях принято перед поминальным обедом преподносить цветы самым близким покойного, например, родителям, его второй половинке, взрослым детям.
Католики полагают, что тем самым они скрашивают горе родственников и дают им надежду на дальнейшую благополучную жизнь.
Католические обряды похорон
Католичество и православие относятся к одному направлению – христианству, однако, несмотря на это, ритуальные традиции относительно похорон отличаются. О каких же правилах стоит помнить католикам?
В храме
Католические похороны начинаются службой в храме. Одежда покойного должна быть строгой, темных цветов, украшений, помимо обручального кольца, не должно быть. Незамужних девушек хоронят в белом платье. Гроб, на который принято класть цветы, стоит закрытым. Его необходимо установить перед алтарем на специальный постамент за полчаса до начала панихиды. При похоронах обычного человека гроб ставится головой к выходу, а вот гроб со священником располагается наоборот.
Под пение хора в храм через главные двери входит священник и сами хористы, тем самым возглавляя процессию. За ними идут почетные участники, затем люди, несущие гроб, и только после этого идут родные умершего. Как правило, процессия движется парами, мужчины придерживают за руку женщин. В такой момент важно, чтобы самые близкие люди ощущали поддержку, поэтому рядом с ними постоянно должны находиться родственники, способные хоть немного облегчить скорбь. Католическое отпевание начинается в тот момент, когда все присутствующие будут сидеть на своих местах. Приятно занимать правые первые ряды членам семьи, левые ряды – почетным участникам. Друзьям, знакомым и коллегам можно занять места позади или в центре. Обязанности правильно рассадить гостей можно поручить церемониймейстерам, однако если таковых не будет, пришедшие могут рассаживаться, как сочтут нужным. После окончания панихиды все покидают храм в обратном порядке.
Отблагодарить гостей за их приход и поддержку может мужчина из семьи, который будет стоять на выходе из костела и сдержанно выражать слова благодарности. Как привило, фразы «Спасибо, что пришли», вполне достаточно.
Гроб, после его выноса, устанавливается на катафалк. За катафалком на кладбище следуют автомобили с родственниками и близкими. Цветы и венки можно увозить на кладбище на отдельной машине, а можно вместе с гробом. Однако не запрещено доставить букеты к могиле заранее, до прибытия туда похоронной процессии.
Католический обряд погребения: первые действия после смерти
На умершего человека надевается одежда темных тонов – строго, но нарядно – так, как принято в католичестве одеваться в церковь. Умерших детей также одевают по-особенному: девочек – в белые платья, мальчиков – в костюмы. С умершего человека снимаются все украшения за исключением обручального кольца.
Все близкие друзья и родственники усопшего сразу же оповещаются о смерти. Зачастую в первое время после смерти человека близкие могут быть не подготовлены как морально, так и материально. Поэтому они нуждаются в пожертвовании или любой другой материальной помощи для организации и проведения похорон. Все приглашенные на похороны обязательно должны придти, но если есть уважительная причина – болезнь или что-либо очень серьезное, можно почтить память умершего, передав родственникам цветы. Это будет и утешением для родственников, и данью уважения для ушедшего из жизни человека.
Главный по старшинству человек в семье покойного определяет группу человек – ответственных лиц на похоронах. На них возлагается честь нести крышку гроба, они идут во главе похоронной процессии, а также занимают важные места в церкви во время отпевания. Традиционно число ответственной группы составляет от 6 до 8 человек, но может быть и больше. Количество напрямую зависит от занимаемого при жизни социального статуса человека, который умер.
Проводы в церкви
Проводы проходят в католическом храме. В ожидании поминальной мессы собирается много людей. По католическим законам с правой стороны на первых рядах усаживаются члены семьи умершего, с левой стороны – группа ответственных за мероприятие мужчин– важных гостей церемонии. Гроб во время панихиды должен быть закрыт. Сверху на него кладется матерчатый настил и живые цветы. Если отпевают человека, который при жизни был военным, гроб накрывается флагом страны.
Гроб заранее (примерно за полчаса до панихиды) ставится на специальное возвышение перед алтарем храма, но может также находится и в церковном дворе. Это почетное место для умерших, которые совершали при жизни особые деяния, например геройство. Но все совершается при одновременном согласии родственников. Как только начинается церковная месса, священник выходит в начало похоронной процессии через центральный проход. Вслед за ним идут почетные участники – мужчины, которые несут гроб, далее следуют родственники и приближенные люди умершего.
После того, как прошла основная расстановка участников, начинается само заупокойное служение, включающее чтение и литургии. По окончанию службы, гроб с покойником выносят их храма. Члены семьи усопшего благодарят посетителей за присутствие. Далее гроб переносят в катафалк, который, как правило, предоставляется бесплатно. Католики, как представители христианского течения, очень сочувственны к горю ближнего и нередко помогают от души. Также в зависимости от достатка семьи один или несколько автомобилей предоставляется для родственников и отдельный автомобиль для цветов.
Поминальные дни у католиков
У католиков, в отличие от православных, не выделяются конкретные поминальные дни – 9-й и 40-й. День поминовения может устраиваться по желанию родственников в любое время года. Проводятся католические поминки также в свободной форме – по усмотрению родственников. Это может быть как скромный обед с минимальным угощением, так и специализированное мероприятие. Угощения могут готовить как сами родственники, так и гости – это не считается столь важным. Гораздо более ценно молчание, молитва, всеобщие воспоминания о человеке. Также на самом кладбище никакие трапезы не приняты.
Время поминовения каждый католик выбирает по своему усмотрению. Но желательно, чтобы на протяжении полугода после смерти человека его вдова или вдовец не встречались с лицами противоположного пола и не завязывались в отношения. Также нежелательно вступление в брак до года после смерти супругу (супруги).
Единственно важный и неизменный день поминовения усопших для католиков – по завершению дней Всех Святых. Считается, что если проводить в этот день поминки, можно помочь душе умершего постичь блаженство. Также благоприятно влияют на посмертную судьбу человека добрые деяния в эти дни, молитвы, хождение в храм и зажигание свечей. В эти дни, как правило, родственники посещают кладбище, приводят могилы в порядке и молятся о душе усопшего.
Католические поминки и траур — особенности проведения и сроки
Поминки по-другому называются поминальной трапезой. У разных народов и в разных религиях имеются свои особенности этой процедуры.
Католики категорически против трапезы на кладбищах. После похорон родные и близкие возвращаются домой. В этот день первый раз поминают усопшего.
В современном мире нет строгих указаний на проведение поминок в стенах дома. Можно организовать это мероприятие в заранее подготовленном зале, особенно если собралось большое количество людей. В отношении поминальных дней у католиков нет особых правил. Поминки можно устраивать в любой день по желанию. О времени и месте проведения всех уведомляют заранее.
Стол накрывают в доме умершего человека или у родных. Готовят либо члены семьи, либо другие желающие. Какие блюда будут на столе, решают родные. Для поминальной трапезы стол накрывают в соответствии с устоявшимися традициями. Многие католики проводят поминки в виде фуршета, не садясь за стол. Самое главное – это молитва, которая объединяет собравшихся людей, дает силы пережить утрату и позволяет надеяться, что все добрые и важные слова будут услышаны, а молитвы помогут усопшему в ином мире.
Желательно не затягивать трапезу, чтобы она не превратилась в задушевные посиделки. Так как католики проживают во всех странах мира, то у некоторых принято поминать на третий, седьмой и сороковой день.
Один раз в году, а именно в День поминовения усопших, католики поминают умерших родных в обязательном порядке, и это неизменно. Они ходят на кладбище, приносят цветы и молятся об упокоении. Считается, что по дороге на кладбище надо четыре раза остановиться и прочитать молитву, а на обратном пути остановиться в пятый раз.
В этот день следует раздавать милостыню и усердно молиться, чтобы души умерших людей очистились. Регулярно надо поддерживать порядок и чистоту на могиле, менять цветы, зажигать свечи. В поминальные дни заказывают в храме мессу, дома читают молитвы. Католическая церковь категорически против спиртного на поминках, считая, что это может навредить усопшему.
Одежда у присутствующих должна соответствовать случаю. Мужчины надевают строгий костюм темного цвета, женщины должны исключить декольте, мини-юбки, яркие цвета и украшения.
Траур в католической вере
Траур – немецкое слово, означающее внешнее выражение печали и скорби по случаю смерти кого-либо. Человек умирает, его по всем правилам и обычаям хоронят, а любящим его людям остается только одно – пребывать в трауре.
В каждой религии, у каждого народа и во все времена траур был и остается неотъемлемой частью жизни. Но отношение к строгости этого ритуала из поколения в поколение меняется. В прошлые века католики носили траур в зависимости от благосостояния. В прошлые века, да и сегодня, самым строгим считается траур вдовы. Уважаемая дама сорок дней должна была провести в постели. В девятнадцатом веке вдова полностью покидала свет на два года. Она не должна была посещать, театры, балы и даже принимать визитеров.
Сегодня женщина носит траур по мужу один год, как и по родителям. Если умирает супруга, то мужчина обязан носить траур полгода. Затем он может снова жениться, и никто не имеет права его осудить. В наши дни каждый, кто носит траур, должен вести себя скромно и сдержанно. Нежелательно посещать увеселительные мероприятия, театры, концерты, свадьбы. Никто не обидится и не осудит, так как все могут понять глубину страданий от пережитого.
Имеются определенные требования к одежде. Как правило, это должны быть скромные костюмы и платья. Для женщин траур предполагает три этапа: в первое время она носит черное шерстяное платье, затем – черное шелковое, далее – черное с белым. Люди, пребывающие в трауре, могут совершать скромные визиты вежливости. Необходимо посетить с ответным визитом тех, кто был на похоронах, выразить им благодарность за оказанную помощь.
В этот период разрешается посещение таких церковных праздников, как Пасха и Рождество. Самое главное, чтобы рядом были родные и близкие люди, способные поддержать и помочь. Не стоит выставлять напоказ свои чувства и козырять своим горем. Траур – это молчаливая скорбь и глубокая молитва.