Поминальные пакеты что положить

Какие поминальные подарки принято дарить после похорон и поминок.

Поминальные пакеты что положить

В соответствии с давней традицией после поминок принято раздавать всем подарки и угощения. Считается, что подобный ритуал способен облегчить участь покойника, замолить его грехи и помочь отправиться к Всевышнему.

Церемония подношения имеет языческое прошлое. Раньше поклонники идолов давали угощения для того, чтобы задобрить божество. Считалось, что это предоставляло умершему удачу и спокойствие в загробном мире.

Стоит отметить, что подаяние после похорон существует в разных религиях. У мусульман такая процедура называется хаер. Его обычно преподносят за ритуальным обедом после погребения. Евреи для поминовения покойников вручают цдаку. Целью одаривания считается призыв помолиться за покойного человека, попросить у Всевышнего прощения его грехов.

Подношение раздают всем, кто присутствует на похоронах или поминках. Жители мегаполисов традицию практически игнорируют, относя ее к анахронизмам. А вот обитатели провинций в большинстве своем почитают обряд. Они одаривают родственников, соседей и знакомых.

На похоронах есть традиция вручать сверток первому человеку, которого траурное шествие встретит на пути с кладбища домой. Мужчинам чаще всего дают носки, а женщинам – чулки. Постороннего угощают хлебом и сладостями.

Что раздают после поминок на подаяние разные народы:

Мусульманский народ привык отдавать на подношение деньги, чай, отрезки ткани. На стол обычно подают сладости, которые потом отдают гостям. В соответствии с мусульманской религией поминки должны быть максимально скромными. Поэтому готовят обычные блюда, которые и так употребляются в повседневной жизни. Считается, что если организовать пышные поминки, Аллах покарает всю семью.

Христианские народы после поминального застолья отдают все ложки, полотенца или носовые платки. Обязательно всем гостям раздают сладости. В некоторых регионах даже готовят домашний хлеб, чтобы использовать его для панихиды.

Традиции исламских и христианских народов разрешают раздавать личные вещи покойника. Чаще всего их относят в церковь, отдают бедным или малоимущим людям. Не разрешается только раздавать те вещи, которые были на покойном в момент смерти.

Вещи покойника раздают только на сороковой день после смерти, после того, как душа покидает землю. Людей, которые взяли себе поминальные предметы, просят молиться за спокойствие души ушедшего.

Почему после поминок раздают конфеты и печенье:

Сладости являются традиционным угощением, которое гости обычно берут с собой. Сладости дают всем, детям и взрослым, знакомым и чужим людям. Отдавая конфеты человеку, обычно просят помолиться за покойного, попросить отпущения грехов у Всевышнего. Ребенку разрешается съесть лакомство без молитвы.

Поминальные сладости можно положить в пакетики, чтобы было удобнее, но это не обязательно. Много гостинцев давать не принято, ведь считается, что человек совершит чревоугодие. Если поминки пришлись на пост, обед и угощение должны быть не жирными.

В некоторых регионах близкие и родственники покойного идут на похороны и поминки уже со своими сладостями. Угощение отдают семье покойника. А уже после все сладости перемешиваются и раздаются.

На кладбище после окончания похорон и поминок принято давать носовые платки или полотенца. Они являются символом скорби. Платки дают женщинам. А вот представители сильного пола, которые несли гроб, забирают полотенца.

По еще одной традиции раздавать можно ложки. Считается, что они хранят в себе те хорошие слова, которые были сказаны во время поминального обеда. Раздавая гостям ложки, семья покойного помогает донести эти слова ко Всевышнему.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Подскажите, как сейчас поминки делают

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Поминальные пакеты что положить

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Поминальные пакеты что положить

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Поминальные пакеты что положить

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Поминальные пакеты что положить

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Поминальные пакеты что положить

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Поминальные пакеты что положить

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Поминальные пакеты что положить

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Поминальные пакеты что положить

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Детская игрушка времен СССР. Состояние на фото. Возможна отправка по России
Цена: 1 000 руб.

Новый зимний костюм для мальчика р-р 128 (+6см) отличного качества. Куртка на пуху, брюки на иск.утеплителе. Глубина капюшона.
Цена: 3 500 руб.

Новая пижама на худенькую девочку р. 146-152.
Цена: 400 руб.

Новое платье белорусского производителя, р.140. Оказалось широко на худенькую девочку.
Цена: 700 руб.

Источник

Что раздают на поминках

У православных христиан есть традиция для поминовения умершего человека раздавать вещи и сладкое угощение. В разных местностях бытуют различающиеся обычаи, существуют различия в том, что и как раздается на разные поминальные даты. Эти поверья объясняют, сколько конфет должно находиться в каждом кулечке, подготовленном для поминального подаяния, что именно дают пришедшим на похороны, на 9-й, 40-й дни, на полгода и год. Советуют, когда отдавать вещи усопшего. Впрочем, богословы уверены, что стараться слишком строго соблюдать все эти обряды не только нет нужды, но даже вредно. Ведь в поминании главное – почтение к почившему, молитвы об упокоении его души и добрая память о его земных делах.

Поминальные пакеты что положить

Значение традиции одаривания на поминках

В Библии нет четких указаний о том, когда раздают вещи умершего человека, и объяснений, когда и что именно давать на поминках. Обычай дарить что-либо людям, пришедшим помянуть усопшего, восходит к древним дохристианским обрядам Киевской Руси. С приходом христианства эти традиции стали поддерживать православные священники. Поминание почившего – богоугодное дело. Предметы, полученные таким путем, должны постоянно использоваться и напоминать об умершем. Ими нужно пользоваться бережно, чтобы подольше сохранилась светлая память об этом человеке. Чем чаще вспоминают его добрыми словами, тем лучше его душе в загробном мире. Говорят, что покойник, о котором забыли, которого не поминают, не находит себе покоя. Забывших его родных начинает беспокоить бессонница и кошмарные сны.

Предметы, полученные в дар на поминках, не несут в себе негативной энергетики. В них сохраняется позитивный посыл подарившего, теплота его слов, сказанных при дарении.

Что раздают на поминках в разные сроки

В большинстве случаев это зависит от принятых в той или иной местности традиций. Поэтому список вещей и угощений, которые раздают в разные поминальные дни в разных уголках страны, может заметно отличаться. В некоторых районах из посуды дарят только ложки, считая, что другие предметы могут сохранять грустную энергетику похорон. В других местах дарят кружки, тарелки, блюдечки и др. и не видят в них никакой опасности, только светлую память об усопшем. В зависимости от приверженности этим обрядам таких подарков можно сделать несколько. К примеру, в день похорон раздать носовые платочки, на 9-й день – чашки, а на 40 дней – ложки. Или можно ограничиться каким-нибудь одним даром, сделанным на похоронах. Например, платком или полотенцем, подаренным на поминках в день погребения. Все эти предметы обязательно должны быть новыми, не принадлежавшими покойному. Обычно их закупают при подготовке к похоронам.

Что раздают на поминках в день похорон

Пришедшие на похороны люди обычно получают в дар носовые платочки, маленькие полотенца. Иногда по традициям определенной местности к ним могут быть добавлены маленькие кусочки мыла. В зависимости от местных обычаев платочки или полотенца могут быть розданы до начала похоронных мероприятий или после окончания поминального обеда. Непременно тем, кто присутствовал на трапезе, раздают угощение из конфет, пирожков, печенья, пряников, вареных яиц и др. Такие же кулечки со сладким подаянием можно раздавать встречным людям по дороге с кладбища. Вручая этот дар, просят молиться об усопшем, поминая его имя в молитвах.

Согласно поверью, пока не пройдут первые три дня после смерти, вещи покойного не раздают. Традиционно до 40 дней стараются ничего не трогать в комнате или доме умершего. Но на самом деле церковь вовсе не запрещает раздавать вещи покойного в это время. Наоборот, считается, что чем больше людей молятся о покойном и поминают его, тем лучше его душе. Родственникам, приехавшим на похороны издалека, непременно нужно отдать те вещи, которые они захотят забрать на память об усопшем, и попросить их помолиться об упокоении его души.

Поминальные пакеты что положить

Что дают на 9 дней в память об умершем

В этот день заказывают панихиду и другие поминальные службы в церкви. По дороге в храм можно раздавать поминальное подаяние. Подготовленное заранее угощение отдают встречным людям, соседям, незнакомцам, малоимущим и др. При этом просят помолиться о душе новопреставленного, назвав при этом его имя. Ничего из того, что поставлено на поминальный стол в этот день, не должно быть выброшено. Даже крошки, рассыпавшиеся по столу, надо собрать и отдать птицам. Поверье гласит, что, склевав их, они быстрее доставят Господу молитву. Остатки трапезы раздают неимущим или отдают гостям, собравшимся на поминки. Богословы уверяют, что в пище с поминального стола нет никакой дурной энергетики, она не принесет вреда тому, кто ее съест.

Что дают на поминки 40 дней

В это время чаще всего перебирают вещи покойного. Родные и близкие берут себе те предметы, которые будут им напоминать об усопшем. Оставшиеся пригодные к носке и употреблению опрятные чистые вещи можно отнести в храм с тем, чтобы там помогли передать их нуждающимся. При возможности можно отдать их малоимущим самостоятельно. Священники советуют как можно больше вещей отдать для дальнейшего использования, а не выкинуть на помойку.

Поминальные пакеты что положить

Что раздают на поминках на 1 год и полгода

Поминание на полгода является относительно новой, не везде утвердившейся народной традицией и не считается обязательным по церковным канонам. В этот день необязательно устраивать поминальную трапезу. Иногда за такой стол собирают только самых близких людей покойного или обходятся только тем, что раздают родным, друзьям, соседям и знакомым усопшего сладкое угощение на помин его души. В такие дни, заказывая заупокойные службы, подают милостыню в храмах на ремонт церкви, на храмовые праздники, на живые цветы и др. нужды. Для этого оставляют деньги в специальных ящичках, расставленных в храмах.

1 год считается более значимой датой. Этот день важно начать с молитвы об упокоении усопшего. После этого обычно отправляются в храм, чтобы заказать панихиду, поминание на проскомидии, сорокоуст, литию. Освящают кутью для поминального стола. Поминание на годовщину тоже повод оставить в храме денежное подаяние. Кроме того, на поминальном столике оставляют продукты, которые потом раздаются нуждающимся или идут на приготовление храмовых обедов. Это могут быть любые долго хранящиеся продукты. К примеру, мука для выпечки просфор, крупы, варенья, макароны, конфеты, хлеб, фрукты и др. Можно принести кагор и лампадное масло. В годовщину смерти считается богоугодным пожертвовать деньги или какие-либо вещи в дома престарелых и детские дома. Сладкое угощение из конфет, печенья, пирожков, пряников и др. выпечки, как и в другие поминальные дни, раздают на поминках на год всем собравшимся на поминальный обед и встречным людям по пути в храм или на кладбище.

По сколько конфет раздают на поминках

В некоторых районах бытует поверье, что конфет в поминальном кулечке, как и цветов, приносимых на кладбище, должно быть непременно четное число. В других местах, даже при не относящемся к поминкам угощении, дают четное число конфеток. На самом деле неважно, сколько штук их подается. Раздают поминальные конфеты вовсе не для укрепления суеверных обрядов и не для обид за неправильное их исполнение. Этот помин нужен, чтобы люди, съедая сладости, помянули почившего и пожелали ему сладкой райской жизни в вечности. Угощение из конфет, печенья, пирожков и др. обычно раздают на поминках, приносят на работу, чтобы попросить коллег помянуть усопшего.

Поминальные пакеты что положить

Ложки и кружки

Эти предметы можно раздать в день похорон, пришедшим на 9 дней или на сороковины. По традиции по окончании поминальной трапезы пришедшие помянуть покойного просто забирают с собой те ложки, которыми ели. Если поминки организованы в кафе или ресторане, обычно предупреждают, чтобы никто не забирал с собой инвентарь заведения. Для раздачи такого помина специально подготавливают приборы, которые можно отдать перед уходом гостей. При этом чрезвычайно важны добрые пожелания. Отданные с дурными мыслями вещи и угощения не принесут пользы духу почившего.

Существует мнение, что округлая форма ложек и чашек особенно хорошо сохраняет добрую энергетику, теплоту слов, сказанных за столом. Как и любую другую посуду, полученные в память об умершем ложки или чашки стоит вымыть. Проводить какие-либо специфические ритуалы, присущие языческим верованиям (с солью, огнем и др.), не только не нужно, но даже вредно. В православии суеверие и связанные с ним обряды считаются грехом.

Обязательно ли на 40 дней раздавать 40 предметов

Конечно же, никаких требований к исполнению этого суеверного обряда нет. Библия ничего не говорит об этом поверье. Богословы сходятся на том, что важно не количество розданных предметов или свертков с угощением. Намного важнее поминание умершего, молитвы о его душе и светлые воспоминания о его земной жизни.

Когда раздают вещи умершего человека

Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий. Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти. Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их. Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано. Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня. Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение. В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего.

Поминальные пакеты что положить

Решать, как поступить с теми или иными вещами, оставшимися после покойного, могут только наследники. При этом важно не впадать в суеверия. Не стоит спешить раздать все, что есть, сразу же после похорон. Не нужно стремиться непременно раздать 40 вещей на сороковины. Важно, чтобы результатом этого подаяния стала искренняя молитва об упокоении почившего. 40 дней после смерти – это время, особенно тягостное для родственников умершего. В это время обычно не принимают важных жизненных решений. Но, если вдруг появится человек, которому нужен какой-то конкретный предмет или несколько вещей, принадлежавших ранее покойному, и нет никаких причин сохранять это в семье, непременно нужно отдать. При этом нет никакой нужды специально дожидаться 40-го дня. Чтобы вещи и дальше служили людям, можно обратиться за помощью к специальным пунктам сбора вещей для нуждающихся. Конечно, все предметы, предназначенные для пожертвования, должны быть чистыми и в исправном состоянии. Поэтому нет никакого греха, чтобы постирать вещи усопшего прежде, чем передавать их нуждающимся. Сломанные и ветхие вещи, которые более невозможно использовать, конечно, придется просто выбросить.

Памятные вещи покойного непременно должны оставаться в семье или отдаваться тем людям, которые хотели бы взять их на память о нем. Их можно и нужно носить, ими можно и важно пользоваться. Суеверие о том, что негативная энергетика похорон или какие-то грехи умершего могут переходит на вещи и приносить в дом беду, никак не относятся к православной вере. Часто пользуясь этими предметами, люди будут чаще вспоминать усопшего и возносить молитвы о его упокоении. Важно только, чтобы эти предметы не забывались, не убирались подальше в чуланчики и кладовки, ведь это путь к забвению умершего человека. От уборки в комнате почившего тоже не стоит отказываться. Покрывшийся толстым слоем пыли интерьер говорит лишь о неуважении к его духу. Даже в тех местах, где все остается «как при жизни», в кельях почивших святых старцев или в музеях известных людей непременно делают ремонты и уборки.

Что делать с поминальным подношением

Принимая дар, непременно желают Царствия Небесного почившему. Лучше всего использовать полученные вещи в быту, вспоминая каждый раз усопшего. Именно для этого они и предназначены. Не стоит бояться негативной энергетики похорон, она не накапливается в этих предметах. Но все же, если нет желания пользоваться такими вещами и держать их у себя дома, их можно отдать. К примеру, можно принести в храм и положить на специальный столик для подаяния, подарить кому-либо или отдать нуждающимся. Церковь не видит в этом греха.

Практически любое из поминальных подаяний несет в себе важнейшую задачу – напоминание об усопшем и просьбу молиться о его упокоении. Поэтому несущественно, какую именно оно принимает форму (сладкого угощения, ложки с поминок или личной вещи упокоившегося). Почившему уже не важны мирские блага и материальные предметы, единственное, чего просит его душа, – это поминание и искренняя молитва. Конечно же, не стоит строго соблюдать «суровые требования» суеверий. Это не принесет пользы ни живым, ни умершим и к тому же не одобряется церковью. Впрочем, иногда ради спокойствия, ощущения «правильности» стоит уступить старшим родственникам и позволить им соблюсти привычные для них устоявшиеся «правила».

Источник

Что кладут в пакет для помина

Зачастую в православных храмах около тетрапода (подсвечника для поминовения усопших) на столе можно увидеть различные продукты питания. Это обусловлено тем, что верующие люди приносят в храм различные кушанья для поминовения почивших близких.

Основным православным принципом почтения памяти усопшего является вознесение молитвы «во оставление прегрешений» и даровании покоя душе, а также стремление к добрым делам в память о тех, кто окончил свой земной путь. Милостыня, выраженная в приношении в храм продуктов, является не просто свидетельством памяти об умершем, но показывает любовь человека к почившему. Обычно в пакеты с продуктами вкладываются записки, на которых пишут имена тех, кого необходимо помянуть за упокой. Это делается для того, чтобы духовенство и другие служители прихода за трапезой вознесли заупокойные молитвословия в память о почившем.

Стоит помнить, что в Церкви сложилась определенная практика, согласно которой не все продукты питания могут быть принесены в храм в определенные дни церковного богослужебного года. Не положено приносить для поминовения мясо, так как в Церкви не принято вносить в дом Божий продукт убиенного животного.

Перед милостыней необходимо ознакомиться с православным календарем, проверить, есть ли в данный момент пост. Если в Церкви продолжается период поста (или выпадает календарная среда и пятница), то в храм не приносят скоромную еду. В такие постные дни необходимо на поминальный стол класть продукты, благословляемые святой Церковью в качестве пищи на время спасительного воздержания. Например, овощи, крупы, рыбу (если нет Великого или Успенского поста), морепродукты. Такая практика весьма логична, ведь священнослужители не будут вкушать скоромную пищу в дни поста для поминовения усопшего.

Когда церковным календарем предусмотрено отсутствие поста, то позволительно приносить на поминальный стол молочные продукты, яйца, сыры и прочее (за исключением мяса).

На Радоницу (9-й день по Пасхе) в качестве продуктов для поминовения чаще всего используют яйца, пасхи и куличи. Однако в этом нет конкретного церковного постановления, поэтому каждый человек в меру своих возможностей сам решает, какую милостыню совершить. Главное в этом деле — чистые помыслы, добродушие и любовь к ближним, сопровождаемая горячей молитвой за них.

Перед милостыней необходимо ознакомиться с православным календарем, проверить, есть ли в данный момент пост. Если в Церкви продолжается период поста (или выпадает календарная среда и пятница), то в храм не приносят скоромную еду. В такие постные дни необходимо на поминальный стол класть продукты, благословляемые святой Церковью в качестве пищи на время спасительного воздержания. Например, овощи, крупы, рыбу (если нет Великого или Успенского поста), морепродукты. Такая практика весьма логична, ведь священнослужители не будут вкушать скоромную пищу в дни поста для поминовения усопшего.

Какие продукты лучше всего класть на могилы для помина?

На могилках обычно лежат конфеты, рюмка водки с куском хлеба. На помин на могиле пекут пару блинов, берут немного хлеба, некоторые варят кутью, иногда наливают воду в рюмочку вместо водки. Блюда, приготовленные дома, скоропортящиеся на могилке не оставляют.

Источник

Что собрать в пакет для поминок

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. «Очищались» также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы — должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки — это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый — распадается тело, на сороковой — истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются «мытарствами» и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок — знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня — суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также — обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.

В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают «Отче наш. «.
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков — кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит «Питие есть веселие души», но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к «нему» со словами типа «поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом», после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола — скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы «не призвать покойного с кладбища» по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур — до года — должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий — полгода, обыкновенный — три месяца и полутраур — остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев — даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев — до 40 дней, а также — до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он — время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *