Поляне древляне дреговичи радимичи вятичи кривичи хазары что лишнее
Вятичи, волыняне, уличи, кривичи, поляне, северяне, дреговичи…
Кем были наши предки до того, как стали русскими, украинцами и белорусами.
Вятичи
Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное государство – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.
Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз.
Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.
Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.
Кривичи
Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.
Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.
Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.
Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.
Поляне
Поляне не имеют никакого отношения к Польше. Считается, что эти племена пришли с Дуная и обосновались на территории современной Украины. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.
По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.
Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике.
Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.
Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.
Белые хорваты
Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Но в VII веке, под давлением немцев и поляков, хорваты начали покидать свое государство и уходить на восток.
Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.
Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.
Древляне
Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.
Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.
Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как «четыре мести Ольги древлянам». Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.
Дреговичи
Откуда пришли дреговичи неизвестно, но существует версия, что их родина была на юге, на полуострове Пелопоннес. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.
До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.
Радимичи
Радимичи не были славянами, их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков. До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.
Словене
Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.
В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.
Северяне
Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как «черный».
Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы — понтийской.
Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.
Уличи
Уличам не везло. Изначально они жили в районе нижнего Днепра, но кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении на Днестр. Постепенно уличи основали собственное государство, столицей которого стал город Пересечень, находившийся на территории современного Днепропетровска.
С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.
Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.
Волыняне
Волыняне жили в конце X — начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.
Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.
Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли.
Поляне древляне дреговичи радимичи вятичи кривичи хазары что лишнее
СЛАВЯНЕ запись закреплена
ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. 15 ПЛЕМЕННЫХ СОЮЗОВ
Существует несколько версий происхождения славян. Во время Великого переселения народов огромное количество племен центральной и восточной Европы направилось на запад. Различные гипотезы говорят о том, что славяне произошли от антов, венедов и склавенов в V-VI вв. Со временем эта большая масса разделилась на три группы: западную, южную и восточную. Представители последней расселилась на территории современной России, Украины и Белоруссии.племенной союз восточных славян
Восточные славяне не были единым народом. Это было невозможно из-за различий в климате и условий проживания. Было 15 племенных союзов восточных славян. Невзирая на относительное родство и близкое соседство, их отношения не всегда были дружелюбными.
Для удобства классификации исследователи часто группируют племенные союзы восточных славян. Таблица поможет разобраться в многочисленных названиях этих прообразов государств. В IX-X вв. все они объединились в Русь под предводительством киевских князей.
15 племенных союзов восточных славян
Северные племенные союзы
На самом севере этой ойкумены проживали словене. В историографии также закрепилось определение «ильменские» – по названию озера, вокруг которого они селились. Позже здесь появится крупный город Новгород, ставший наравне с Киевом одним из двух политических центров Руси. Этот племенной союз восточных славян был одним из самых развитых благодаря торговле с соседними народами и странами на берегах Балтийского моря. Известны их частые конфликты с варягами (викингами), из-за чего на княжение был приглашен князь Рюрик.
Южнее обосновался другой племенной союз восточных славян – кривичи. Они селились в верховьях нескольких крупных рек: Днепра, Западной Двины и Волги. Их главными городами были Смоленск и Изборск. В Полоцке и Витебске жили полочане.
Центральные племенные союзы
На крупнейшем притоке Волги – Оке – проживали вятичи. Это был самый восточный племенной союз восточных славян. От вятичей остались археологические памятники ромено-борщевской культуры. В основном они занимались земледелием и торговлей с волжскими булгарами.
К западу от вятичей и к югу от кривичей жили радимичи. Они владели землей в междуречье Десны и Днепра в современной Белоруссии. От этого племени почти не осталось письменных источников – только упоминания более развитых соседей.
Дреговичи жили еще западнее радимичей. К северу от них начинались владения дикого народа литвы, с которым у славян были постоянные конфликты. Но даже такая взаимосвязь оказывала большое влияние на дреговичей, которые переняли многие балтские привычки. Даже их язык изменился и позаимствовал новые слова у северных соседей.
Западные племенные союзы
На крайнем западе проживали волыняне и белые хорваты. О них даже упоминал византийский император Константин Багрянородый (в своей книге «Об управлении империей»). Он считал, что именно этот племенной союз восточных славян являлся предком балканских хорватов, живших на границах с его государством.названия племенных союзов восточных славян
Волыняне также известны как бужане, получившие свое название по реке Западный Буг. Они упоминались в Повести временных лет.
Южные племенные союзы
Причерноморские степи стали домом для уличей и тиверцев. Эти племенные союзы оказались на южных рубежах расселения восточных славян. Жили они в степи и постоянно воевали с местными кочевниками тюркского происхождения – печенегами и половцами. В этом противостоянии славянам победить не удалось, и во второй половине X века они окончательно покинули Причерноморье, осев в землях волынян и перемешавшись с ними.
На юго-востоке славянской ойкумены проживали северяне. От остальных соплеменников они отличались узкой формой лица. На них большое влияние оказали степные соседи-кочевники, с которыми северяне взаимно ассимилировались. До 882 года эти племена были данниками хазар, пока Олег не присоединил их к своей державе.
В лесах между Днепром и Припятью поселились древляне. Их столицей был Искоростень (сейчас от него осталось городище). У древлян была развита система взаимоотношений внутри племени. По сути, эта была ранняя форма государства со своим собственным князем.
Некоторое время древляне спорили со своими соседями-полянами за главенство в регионе, и последние даже платили им дань. Однако после того как Олег объединил Новгород и Киев, он подчинил себе и Искоростень. Его преемник князь Игорь погиб от рук древлян, после того как потребовал от них излишки дани. Его жена Ольга жестоко отомстила восставшим, предав огню Искоростень, который потом так и не восстановили.15 племенных союзов восточных славян
Названия племенных союзов восточных славян часто имеют аналоги в разных источниках. Например, древлян также описывают как дулебский племенной союз, или дулебов. От них осталось Зимновское городище, которое в VII веке было уничтожено агрессивными аварами.
Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Отличные природные условия и плодородная почва позволили им не только кормить себя, но и успешно торговать с соседями – снаряжать флотилии и т. д. Именно по их территории проходил путь «Из варяг в греки», который давал им большую прибыль.
Центром полян стал Киев, находившийся на высоком берегу Днепра. Его стены служили надежной защитой от врагов. Кто был соседями племенных союзов восточных славян в этих краях? Хазары, печенеги и другие кочевники, желавшие обложить оседлый народ данью. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.
Новое в блогах
Племененые союзы Древней руси
Древнерусское государство, или Киевская Русь, образовалось на широких просторах Восточно-Европейской равнины, где в 9 веке проживало великое множество всевозможных восточнославянских союзов племён: именно они стали основой сформировавшихся спустя много столетий русского, белорусского и украинского народов. Помимо них на территории молодого государства находились представители финно-угорских народностей, а со стороны степи славяне соседствовали с кочевыми племенами сначала хазар, а затем и печенегов.
Расселение восточнославянских племён. Источник: Wikimedia Commons
Несмотря на то, что эти многочисленные славянские союзы племён во многом были похожи друг на друга, в их традициях и образе жизни до появления единого государства существовали и различия. Попробуем погрузиться в далёкие века и посмотреть на то, как жили словене и кривичи, древляне и северяне до вхождения в состав Киевской Руси.
Словене — предки новгородцев
Племена словен расселились у озера Ильмень довольно поздно — с 8 века, однако именно им суждено было стать (наравне с пришлыми варягами) одними из главных героев всей ранней истории Древней Руси. Ильменские словене, наряду с норманнами и местными финно-угорскими племенами, заложили основу племенного суперсоюза с центром сначала в Ладоге, а потом и в Новгороде.
От других этносов, проживавших у озера Ильмень, археологи отличают словен по характерным захоронениям под сопками. Их соседи, варяги, кривичи и финно-угры, использовали иной тип погребений: длинные курганы. Исследователи сходятся во мнении, что таким образом эти восточнославянские племена стремились сохранить свою идентичность.
Антропологический облик ильменских словен. Источник: balto-slavica.org
Впоследствии в летописях термин «словене» стал синонимом слову «новгородцы». Историки считают, что большая часть этого восточнославянского союза племён стала влиятельной аристократической прослойкой в Великом Новгороде. Этому способствовало и поддержка словенами сначала Владимира, а затем и Ярослава Мудрого в междоусобных войнах 10 — 11 веков.
Кривичи — древнерусские судостроители
Это племенное объединение соседствовало с ильменскими словенами и занимало огромные территории: районы городов Смоленск, Полоцк и Псков. Современные исследования позволяют утверждать, что этот племенной союз восточных славян не обладал «племенным центром», как словене или древляне. Кроме того, кривичи очень тесно взаимодействовали с балтскими племенами и скандинавами. В пользу этого говорят их курганные захоронения, вскоре после принятия христианства постепенно исчезающие.
Помимо этого, о тесном взаимодействии кривичей и их балтских соседей говорит и их этноним. По одной из гипотез, слово «кривичи» произошло от названия верховного балтского жреца — Криве. Более того, в современном латышском языке русских называют «креви», а Россию в целом — «Кревия».
Изображение Криве на Памятнике Свободы в Риге. Источник: Wikimedia Commons
Кривичи упоминаются и в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного. Так, безилевс писал, что лодки, на которых славянские и варяжские дружины подходили к стенам Константинополя, были построены именно этими племенами. Русские же летописи связывали кривичей с полоцким княжеским домом, постоянно враждовавшим с киевскими и новгородскими князьями. Эти племена упоминаются в древнерусских исторических памятниках вплоть до середины 12 века.
Древляне — соперники полян
Этот племенной союз в политическом отношении был одним из самых сильных на территории будущего Древнерусского государства. Древляне обитали на Правобережье Днепра, южнее реки Припять, а их политическим центром являлся город Искоростень.
Древляне к моменту образования Киевской Руси не уступали своим соседям в политическом развитии — у них был свой князь и дружина. По некоторым данным, ещё до прихода на эту территорию Олега с войсками, князья из Искоростеня обложили данью даже полян.
Древляне признали верховенство Киева при Олеге и выплачивали дань. Они также участвовали в военных походах преемника Рюрика на Константинополь, что отразилось в византийских источниках. Однако, как только княжеская власть в Киеве ослабла — древляне попытались во главе с князем Малом освободиться от зависимости, но это выступление жестоко подавила вдова князя Игоря, Ольга. После этих событий древляне были окончательно интегрированы в Киевскую Русь.
Князь Игорь собирает дань с древлян. Источник: histcon.jimdofree.com
Северяне — данники хазар
Проживавшее на Левобережье Днепра, племенное сообщество северян в политическом развитии было очень похоже на соседних древлян. Историки, реконструируя сообщения летописцев, пришли к выводу, что эти восточные славяне сохраняли свою автономию в составе Древнерусского государства вплоть до первой трети 11 века, а затем стали ядром «северских земель» и Черниговского княжества в частности.
Височное кольцо — украшение, изготовленное северянами. Источник: Wikimedia Commons
До прихода Олега на эти территории северяне платили дань Хазарскому каганату. Олег освободил их от такой обузы и предложил свою защиту, причём обязательства перед Киевом, наложенные Олегом на северян, были значительно легче, чем аналогичные древлянские. Чуть позже княгиня Ольга распространила на этот племенной союз полюдье, однако, по всей видимости, активно в политическую жизнь пограничных племён не вмешивалась.
Поляне — предки киевлян
Племенному союзу полян суждено было стать ядром Киевской Руси. Именно на территории их расселения находилась будущая «мать городов русских». Так же, как и северяне, поляне в 8 веке платили дань Хазарскому каганату, однако смогли за счёт внутренних ресурсов освободиться от этой зависимости. Тем не менее, уже спустя несколько десятилетий они попадают в частичную зависимость от древлян.
Антропологическая реконструкция полян. Источник: forum.kajgana.com
Современные учёные отмечают, что очень быстро в исторических письменных свидетельствах термин «поляне» заменяется словом «киевлянин». Таким образом, в течение очень короткого времени эти восточные славяне становятся ядром городского сообщества Киева, а их племенная идентичность постепенно сходит на нет.
Поляне не занимали такие же обширные территории, как древляне или северяне, поэтому их сила заключалась не в многочисленности, а в удачном расположении. Киев был одним из важнейших торговых и перевалочных центров на Днепре. Поэтому именно поляне едва ли не первыми стали заниматься, помимо обычных восточнославянских промыслов, и торговлей.
Вятичи — на фронтире славянского мира
Вятичи отличались строптивым нравом, и их интеграция в единое Древнерусское государство растянулось на долгие годы. Этот племенной союз считается самым восточным из всех известных восточных славян и долгое время находился в подчинении у Хазарского каганата. Именно с этим фактом связан первый поход киевских князей против вятичей — тогда войска, шедшие, в первую очередь, на Хазарию, возглавлял Святослав Игоревич.
Антропологическая реконструкция вятичей. Источник: spadok.org.ua
Вятичи жили в лесах на территории современных Московской, Калужской, Рязанской областей и довольно активно торговали со своими соседями разными «дарами леса». Они долгое время сопротивлялись подчинению Киеву — пока Владимир Святой окончательно не установил над ними свой контроль. Христианизация восточного фронтира Киевской Руси тоже проходила очень тяжело — вплоть до 12 века вятичи оставались язычниками и даже убивали присылаемых из Киева христианских миссионеров.
Наверное, тогда мало кто мог бы подумать, что именно эти земли спустя долгое время станут «ядром» нового «собирания русских земель» — сначала с центром во Владимире, а потом и в Москве.
Радимичи — свободолюбивое племя
Наверное, самые загадочные и обделённые вниманием племена восточных славян. Радимичи проживали в бассейне реки Днепр, очень близко к полянам и будущему центру Киевской Руси, однако очень долго сохраняли свою независимость от Рюриковичей. Этот факт выглядит странным, поскольку в летописях об этих племенах очень часто отзываются либо насмешливо, либо свысока, и многие исследователи идут на поводу этих высказываний.
Женщина из племени радимичей. Реконструкция. Источник: urokirus.com
Вполне вероятно, что радимичи так же, как и северяне, платили дань хазарам, а затем, после завоевания Киева Олегом, подчинились пришедшему с севера князю. Вместе с ним эти восточные славяне участвовали в походах на Константинополь. Однако спустя столетие, почувствовав слабость центральной власти во время междоусобных войн, отделились от Киевской Руси.
Подавлять нелояльных радимичей отправился воевода Владимира Святославича Волчий Хвост. Войска киевлян и радимичей встретились на реке Пищань, и восставшие потерпели поражение. Постепенное поглощение вновь присоединённых племён продолжилось, и в 11 — 12 веках они стали частью Смоленского и Черниговского княжеств.
Мы поговорили лишь о самых значительных восточнославянских племенах и союзах племён, составивших основу Древнерусского государства. Но не стоит забывать, что были ещё и более мелкие объединения: полочане, дреговичи, тиверцы, уличи — имя им легион. А помимо них — и неславянские племена, тоже оказавшие большое влияние на формирование единой Киевской Руси. С самых первых дней своего существования держава Рюриковичей была полиэтническим государством, и каждое племя оставило свой след в истории Древнерусского государства.
Северяне, радимичи, вятичи, другувиты, тимочане, сагудаи, смоляне
«Хотя перечни (на листах 4 и 6 Ипатьевского списка «Повести временных лет») составлены в XI веке, нет сомнений в том, что большинство из упомянутых в них племен существовали значительно раньше» – пишет в труде «Образование Киевской Руси» Георгий Вернадский. Названное выше произведение в 1 главе обращает внимание читателя на любопытный факт. Северяне, радимичи и вятичи (подобно вездесущим волынянам-дулебам), принимали участие в образовании народов южной, восточной и западной ветви. Кем были эти люди? И куда делись? Где узнать о том, какое отношение северяне, возможно, имеют к Римской империи?
Балканы
Прокопий, историк VI века, дает названия двух главных славянских групп: «склавене» и «анты». Однако, каждая из них, вероятно, состояла из ряда более мелких общностей, и сам автор говорит в одном случае о «неисчислимых племенах антов». Иордан, которому известны и «склавене», и «анты» (как и «венеты» на севере, соседствующие на западе с некими «ругиями» и «богемами») утверждает, что названия славянских племен варьируются в разных кланах и местностях…
Однако в этом разделе нас интересуют Балканы. Согласно хронике Феофана Исповедника, когда часть «народа булгар» (мы знаем, что это одна из 3 его ветвей) начала наступление во Фракию в конце VI века, то сначала пришельцы завоевали «северян» (Sebereiz) и «7 кланов» (epta geneai). Лексема «северяне» («СЕБЕРеиз»), несомненно, соответствует названию одного из русских племен, упомянутых выше. Что же касается семи кланов, то, на взгляд Вернадского, они могут быть идентифицированы с одним из 2 «русских» племен – радимичами или вятичами. Примечательно, что русские радимичи и вятичи жили в непосредственной близости от русских северян, так же как и балканские северяне и семь кланов. Более того, если мы обратимся к археологическим свидетельствам, то надо сказать, что среди древностей радимичей и вятичей были обнаружены характерные 7-лепестковые подвески (обратите внимание на число 7!). Каждый лепесток подвески у вятичей имеет форму продолговатого щита, в то время как у радимичей – треугольную форму. Подвеску можно рассматривать как эмблему племени, а количество лепестков показывает, что племя состояло из 7 кланов, как и балканские 7 кланов. Затем роды эволюционировали в племена, а позже и в союзы племен. О ком же речь?
Это значит, что с народом «сиверо» (себереиз, сявры/сябры, соберы, савари, сувары, сибиры и симберы) следует ассоциировать не только летописных северян. К ним можно отнести радимичей и вятичей. Получается, на Балканах они были в союзе с еще 4 «кланами». Один уже известен – «другувиты» (Drungbitaz), то есть «живущие на трясине» (на болотистом среднем течении реки Марица). Упоминаются, но в малоизвестных источниках. Два других – «тимочане» и «сагудаи». С ними та же история. Тимочане растворились в будущих болгарах и в современных им сербах. Сагудаев постепенно ассимилировали греки византийской Македонии и Малой Азии.
А кто же был последним в семерке славяно-суваров? Некие «смоляне» обозначены среди племен Македонии X века. Они заселяли и Пелопоннес. Наравне с сагудаями (а еще раньше – с другими представителями великолепной семерки). Из официальных источников известно: Смоленск поименован от водоема Смолка. Но откуда пришел сам этот гидроним? В устье речки СМОЛили — ставили на воду ладьи, принесенные с волока на пути из Варяг в Греки. Понятно. Но где корни самого термина «смола»?
У праславян СМЛО (перевертыш МСЛО) – «масло». «Смолянами», жившими до появления на карте Смолки и Смоленска, вполне могли быть племена, имевшие масло-молочную специализацию. Этимологическая догадка, конечно, не относится к мыслям Вернадского. Первые документальные свидетельства о молочном животноводстве на Руси ученые обнаружили на берестяных грамотах, датированных IX в. Царями Руси долгое время поддерживался запрет на убийство и употребление в пищу не только молодых телок и бычков, но и на взрослых. Сразу вспоминаются законы ведического народа Индии, охраняющие священный статус коровы и поныне. А теперь о молодняке. К примеру, телятину у нас вообще не употребляли до XX столетия. Особое отношение к корове замечено у аланов (в будущем осетин, ясов).
Впрочем, зачем ассоциировать корень СМЛ с одним только коровьим продуктом или с черным веществом для обработки корабельных днищ? В Европе упомянутая частица описывала вообще все вязкое. Сравните древнее древнее германское SMALec (растопленный жир), немецкое ШМАЛьц, романское SMALto (расплавленное стекло), ирландский САЛле (вариант с исчезнувшим «м» — от этого же аналога наше «сало») или норвежский СМОр (где корень меняет «л» на «р», что характерно для германоязычных скандинавов). Все эти понятия весьма лояльны утверждению о том, что СМОЛянами мог быть также народ, который топил жир или мазался им (как поступали все жители степи — грязь они попросту соскабливали с помощью вязкой субстанции и специально заточенной палочки). СМОЛ — соединение двух индоевропейских терминов — СМАС (все, чем намазываются) и ОЛ (растительное масло). Примеры с ОЛ: ОЛифа, ОйЛ (растительное или техническое масло), ЙОЛо (у северных индоевропейцев «все, что имеет желтоватый или выраженно золотой оттенок» — возможно отсюда русское обозначение пОЛОВый или же сОЛОМенный).
Только не надо говорить, что СПОЛяне и СМОЛяне – разное прочтение «полян». Это разные этнонимы, в которых византийские историографы действительно могли запутаться — как они путались во всех славянах, стараясь обозвать их «скифами».
Остается отметить, что «7» было сакральным числом у ираноязычных этносов (по сути, у аланов и прочих сарматов рассматриваемого отрезка времени). При этом древнее иранское название крымского города Феодосия звучало как «Абдарда». А это буквально обозначает «Семь Сторон» (видимо, топоним занесли сюда роксоланы).
Восточная Европа и Русская равнина
«Поляне» (Spolainoi) упоминаются западными историками тех времен в связи с разными местностями Восточной Европы (звук «с» греки добавляли к славянским эндоэтнонимам). Скорее всего, разговор вообще про полиэтноним (термин «поляне» имеет отношение сразу к нескольким протонародам). В частности Георгий Владимирович указывает на один факт. Значение внутриславянского этнонима «поляне» – «степной народ». Георгий Владимирович, как и я, рассматривал корень ПЛ как «простор» или как «не занятое никем место» (правда, вторая семема уже не связана конкретно со степью). В итоге надо смело сделать очередной вывод. Киев строили несколько народностей, живущих как бы «на просторе». В этом сходятся все историки-«евразийцы», в стане которых мы обнаружим еще Гумилева и Трубецкого. Увы, результаты их трудов были использованы «белоказаками» в политических целях.
Однако вернемся к «7 кланам», которым и посвящен данный обзор. Поляне, древляне, дреговичи, дулебы-волыняне, сербы, хорваты, словенцы, словене, словаки, полабские и поморские славяне, тиверцы, уличи, кривичи с полочанами, будущие чехи и будущие поляки имели к ним не больше отношения, чем какие-нибудь гуцулы или загадочный этнос «арса», связанный сегодня с позднейшими сарматами. То есть северяне, вятичи и радимичи (также как другувиты, тимочане, сагудаи и смоляне) связаны с южной ветвью славянских колонистов не больше, чем с западной или с восточной. Говоря проще, до событий сложения славянских стран они были «сами по себе». Как и кривичей, Нестор признает три этих народа «дикими», не славянскими.
А кто такие ПОЛЯнские» Хорив, Щек и Кий (он же Кый и Куй)? Имя первого, вне всяких сомнений, указывает на ХОРса (Солнце). Сарматы были солнцепоклонниками. У лингвистов также есть предположение, что ХОРИва — с одного из иранских языков «подобные вулкану» или «подобные горе». Щек – видимо, суварское произнесение славянского «чех». У западных славян так обозначали любого человека в количестве 1. Много людей — чело-вече. Это говорит о том, что среди полян были и кланы, успевшие пожить среди западных славян. Даже Вятко (лидер вятичей) – именно западнославянское имя, обозначающее «древность» или «множество». А что означает имя Радко (предводителя радимичей)? РАТАть или РАДЕть у первых славян значило «работать» или «пахать землю». Видимо, у радимичей в этой семерке была самая мирная роль. Да и зачем воевать, когда потом они надежно укроются в лесах Полесья?
На время оставим Вернадского в покое, чтобы пояснить кто же такой К-Й (Куй, Кой, Кий или Кый). Слово это – значит ничто иное как «удар». Сравните «Куй пока горячо» («Бей пока горячо»). Подобная семантика также связана с происхождением терминов «КИЙ» («ударная палка»), «КИЯнка» («длинный молоток») и КУЙалда (позже кувалда). Некоторые племена «работали» по противнику исключительно клевцом (боевым молотом), цепом (гирями на цепи) или булавой. Посмотрите на картинку, изображающую Илью Муромца, и все поймете. На границе с аварами не до шуток.
Царевна ЛЫБедь? Поверьте, никакого отношения к прекрасной птице она на самом деле не имеет. Исследователь П.Я. Черных, любивший копать вглубь корней, поясняет, что балто-славянская частица ЛЪБЪ (позже – «лоб») это «череп». Бунчуки (знамена без ткани) у многих степных племен в качестве грозного навершия имели окостеневшие головы животных (вероятно, тотемов кочевых родов). Нам показывают такие в художественных фильмах про гуннов или аваров. ЛЫБиться или показывать уЛЫБку – «демонстрировать оскал», «обнажать зубы» (по сути, уже часть черепа).
Киев – пограничный город. Здесь приходилось обороняться от самых восточных аваров (то бишь от «хазар»). Такими же цитаделями, кстати, были град КРаков и остров КРк (второй принадлежал хорватам). Дело в том, что КРК – корень, ассоциирующийся с границей у всех индоевропейцев Запада. Сравните КРаК («крепость» у франков), ХРинК (так называли круглый форт аваров их враги) и КРиК («пограничный ручей» у англов и саксов). Тут речь про оборону от авар западных. От идиомы «удар» произошли польские и украинские «куявяки» (на арабский манер это произносилось «куяба»). Поэтому «вольно-пограничный» термин «поляне» (как и «ВОЛЕняне») тесно связан с термином К-Й («удар») и КР/ХР («граница»). Кстати, предков словенцев звали ХРунтане (хорунтане – «граничники»). Отсюда казачьи ХРугви (бунчуки, эволюционировавшие в знамена) и ХРунжий. И термины эти характерны как для казаков (для Русской равнины), так и для польских гусаров. Факт.
Правобережная Украина и Бессарабия
Снова немного тезисов Вернадского. Указанную в заглавии территорию он расценивал как родину «западных антов». Через 400 лет после появления они еще четко отграничены от инородцев. Только теперь не от тюрков-огуров, а от «всяких торков» и печенегов. Рубежом в который раз выступает Днепр – оКРаина державы, созданной русью Рюрика (на манер будущего языка Галиции это звучит как УКРАИНА). Окраина присутствовала и с противоположной стороны. На западе. По Дунаю (на юге) и по Карпатам и польским лесам (на севере). За названными природными преградами находились формирующиеся гуцулы, гагаузы, влахи (остатки дако-романского населения), формирующиеся поляки (ляхи), а еще часть мадьяр. На юге пограничными восточнославянскими племенными лигами оказались «тиверь» и «угличане».
По Вернадскому, само название тиверцы, возможно, происходит от названия крепости Тура (Tvra, Turris), в которой император Юстиниан I разместил одно из антских племен. Видимо, предков тиверцев. Название «Тура», конечно, некоторым образом связано с античным названием Днестра Тирас (Turaz). Оно упоминается еще Геродотом. А греческая буква (ипсилон), очевидно, использовалась, чтобы передавать звук, чуждый эллинскому языку. Первоначальное название происходит от иранского корня (tur или tvr). Следовательно, тиверцы (или турцы) были днестровским племенем. Но постоянные читатели моего канала знают, что «тура» – изначально ираноязычный термин, обозначающий всех арья, продолжающих кочевой образ жизни. В итоге римляне брали на службу сынов сарматов или конкретно роксоланов, имеющих станы по южному Днестру. Позже широкий топоним ТУРА используют в таком же значении и тюрки (у них он станет ТУРАНом). А что же угличане? Этноним очень поздний. Напрямую связан с угловым положением народа. И «тиверь», и «угличане» поспособствовали сложению молдавского этноса (влахско-славянского).
Северяне и прочие «последние могикане»
Русский народ окончательно сложился лишь в 15 веке – в связи с полной победой Московии над Ордой и с почти полной викторией над остальными русскими княжествами. А еще на фоне передачи ей титула «столица восточного христианского обряда». Византия-то пала в 1459 году под ударами османов. Однако многие социокультурные группировки бывшей Древней Руси (федерации независимых государств и. «кругов») не спешили подчиняться первым русским царям. Также как королям польско-литовского союза (магнаты которого, по сути, были независимыми).
К таковым относились «донские казаки», «запорожские казаки», «сарынь» (различные разбойные группировки, перемещающиеся на ушкуях по русским рекам), люди Червленого Яра и «севрюки».
К последним относятся остатки летописных северян («сивер»), городки которых располагались там, где сходятся сегодня Россия, Украина и Беларусь. К слову, патриоты-энтузиасты из трех этих государств объединены в этой группе. Они восстановили северский язык, пропагандируют северские сказания, особенности северского мировосприятия, демократии и северского быта. Основной версией одного из филиалов сообщества является так называемая римская биография северян. Она восходит к волчьему племени, из которого вышли Рем и Ромул (основатели Вечного Города). Энтузиасты объединения считают римскую Луперкалию еще и северским праздником, отмечая его 14 февраля (это при христианах он стал «валентиновским»).
Как казаки, «сарынь» и «бродасы» (обитатели Червленого Яра) севрюки («саяны») были окончательно покорены Российской империей лишь в 17-18 веках. Их сопротивление Романовым выдается в учебниках истории как почти непрекращающаяся серия. «крестьянских войн», смешанных с освободительным движением кочевых народов России. Войны внутри федерации «Московия+степь» выдаются за внутренние – «гражданские». И все же стоит знать, что лишь при последних годах жизни Екатерины II Россия (по крайней мере, европейская) обрела этническую целостность в полнейшей мере. Матушка-степь с долгой историей (которую в 17 веке зачем-то обозвали «Игом») сопротивлялась Москве до последнего…
Кстати, казаков пытались уничтожить как класс уже в 20 веке – по приказу Владимира Ленина. Самые 1-е казаки имели фамилии, происходящие от «татарских», то есть гунно-сарматских имен. В основу осетинских фамилий легли аланские пренонимы или когномены. Династия Романовых (ставшая с 18 века фактически немецкой) разрезала живой организм слишком разноликой Руси надвое – разумно отделяла степь от Европы, записав Россию во 2-ю половину. Да, Романовы действовали в пользу русского народа, придумывая его биографию из 1 корня, связанного с профессиональной артелью — «русью» или «руссами». Но это в ущерб истории.
У народов, произошедших от булгаров (татаров и чувашей), а также от аланов (яссов и осетин) очень много общих слов с восточнославянскими нациями. И это не заимствования, а часть базового лексического ядра. Особенно заметен сей факт в словаре казаков (как донских, так и запорожских). Частично суварский (гунно-сарматский и аланский) след заметен и у поляков (особенно, что касается вооружения кавалеристов – хоть гусарского, хоть догусарского времени).