Получение одного товара взамен другого что это
Как поступить, если покупатель требует замены товара, который больше не продается?
Магазин не обязан менять товар старой модели на новую без доплаты со стороны покупателя.
Одно из требований, которые по Закону о защите прав потребителей покупатель может предъявить магазину при обнаружении неустранимого брака в приобретенной технике, – замена на аналогичный товар. Заявлять такое требование покупатель вправе в пределах гарантийного срока, который по технике может составлять несколько лет. Модельная линейка у большинства производителей обновляется ежегодно. Поэтому ситуация, когда покупатель требует замены товара, а этот товар больше не выпускается, не поставляется и не продается, весьма распространена. Судьи кассационного суда дали рекомендации, как должен действовать магазин в подобной ситуации, чтобы не «попасть» на штрафы.
Суд отметил, что покупатель вправе предъявить требование о замене товара, а продавец обязан выдать покупателю новую технику. Однако если аналогичный товар в продаже отсутствует, поскольку больше не выпускается производителем, обязанность продавца по замене считается прекращенной в связи с невозможностью исполнения. При этом покупатель может предъявить любое другое требование из предусмотренных Законом о защите прав потребителей.
Поэтому магазин, получив требование о замене товара, который больше не выпускается, должен в отведенный законом срок уведомить об этом покупателя и предложить ему либо аналогичный товар с перерасчетом стоимости (с доплатой, если товар дороже, и с возвратом части денег, если аналог дешевле), либо иной способ урегулирования претензии (возврат денег, ремонт и т.п.). В этом случае считается, что магазин выполнил предусмотренные законом обязанности. Другими словами, взыскать с него штраф за нарушение прав потребителя или принудить к передаче более дорогого аналога без доплаты нельзя.
Документ: Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 № 88-17522/2020 по делу № 2-41/2019
Что нужно знать о бартерных сделках
Бартер — сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров. Это понятие из практики, в законе его нет.
Бартер в законе называется меной
Об обмене между физлицами — статья 567 гражданского кодекса
В законе нет определения бартерной сделки, но есть глава о договоре мены. Она об обмене между физическими лицами, а вот отдельной статьи для компаний нет, но никто не запрещает компаниям обмениваться товарами, ориентируясь на закон для физлиц.
По бартеру можно обменивать:
Иногда бартером называют взаимозачет — это поставка товара на сумму долга. Например, компания А должна компании Б сто тысяч рублей, но вместо денег расплачивается красной икрой: двести банок по 500 рублей — как раз сто тысяч. Отличие взаимозачета в том, что есть денежный долг и нужно оформлять акт взаимозачета.
Три проблемы бартерных сделок
С бартерными сделками есть три проблемы: налоги, риск доначисления налогов и сложности с поиском партнеров для обмена.
С бартерных сделок нужно платить налоги — пункт 2 статьи 154 налогового кодекса
Налоги. Налогообложение для бартерных сделок не отличается от налогообложения для сделок купли-продажи. И из-за этого смысл бартера может потеряться: обычно компании идут на бартер, когда нет денег, — но полностью в натуральном виде провести сделку не получится, потому что нужно найти деньги на налоги.
ИП Лососев и ИП Рыбаков работают на упрощенке 6%. У Лососева типография, а у Рыбакова пекарня. Они обмениваются: один получает рекламный банер, а другой трехэтажный торт для промоакции. Сумма сделки — 10 000 рублей.
Оба должны заплатить налог — 600 рублей, это по 6% с дохода.
Можно не платить налоги с бартерной сделки, если учесть ее в расходах на бизнес. Так могут делать ИП на упрощенке доходы минус расходы и ООО.
Расходы для упрощенки 15%
Доначисление налогов. Налоговая с подозрением относится к бартерным сделкам, потому что компании могут занизить цену товаров и заплатить меньше налогов. Она вправе проверить договор бартерной сделки, и, если докажет, что цена в договоре отличается от рыночной на 20% в любую сторону, доначислит налоги.
ИП Рыбаков отдает блесны по бартеру за 20 рублей, хотя другие продавцы ставят цену от 90 до 100 рублей. Получается, что цена Рыбакова меньше средней на 79%.
Сложности с поиском партнеров. Для бартерных сделок нужно найти партнера, отвечающего одновременно двум критериям: у него есть нужный вам товар, и он готов поменять его на ваш товар.
Если готовы платить налоги и нашли подходящего партнера, нужно заключить договор.
Пример договора для бартерной сделки
Шаблон договора бартерной сделки в гугл-документах — чтобы его использовать, нужно создать копию и сохранить в своих документах
В договоре бартерной сделки указывают:
И стандартные пункты: номер договора, дата, реквизиты и подписи сторон, форс-мажор, урегулирование споров.
Важный пункт в договоре бартера — переход права собственности. Выделенная желтым фраза в переводе с юридического значит, что сторона 1 становится владельцем товара стороны 2, когда передает свой товар. Если же свой товар она не передала, то и права собственности на товар другой компании не получает. Даже если товар уже лежит на ее складе.
В пункте «разрешение споров» можно указать город, в котором компании будут судиться. Например, споры должны передаваться в арбитражный суд города Москвы.
Права потребителя при обмене и возврате товара
Если вы купили вещь, а она разонравилась или не подошла, ее можно обменять на другую или вернуть. Если товар с браком или сломался при использовании, его тоже можно вернуть и забрать деньги. Иногда сломанную машину можно вернуть в автосалон даже через три года после покупки, а взамен получить новую или денег еще на две.
Те, кто знает свои права при обмене и возврате, так и делают. А те, кто не знает, сами платят за ремонт.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право заменить товар с браком
Зачем. Если вы купили телевизор, платье или колбасу, а дома обнаружили недостатки, товар можно обменять. Например, если телевизор не включается, на платье разошлась молния, а колбаса странно пахнет.
Допустим, вас устраивает этот телевизор, эта модель платья и именно эта колбаса, вы не хотите забирать деньги или ремонтировать молнию. Вы хотите такую же вещь, только новую, работающую или съедобную. Тогда можно пойти в магазин и попросить поменять товар с браком на качественный:
Сроки. Если товар не входит в список технически сложных, сроки такие:
Товар на гарантии | В течение гарантийного срока |
У товара есть срок годности | В течение срока годности |
Гарантийный срок не установлен | В течение двух лет после покупки |
Как реализовать. Ваш план действий:
Сразу покажите продавцу свою грамотность и готовность идти до конца. С такими покупателями магазины гораздо сговорчивее: незаконный отказ может обойтись им намного дороже.
Право на уценку из-за брака
Зачем. Допустим, вы купили платье, а дома увидели, что несколько страз отклеились. Вроде бы незаметно, но неприятно: это недостаток. Поменять платье на другое не получается: подходящего размера нет, а через два дня праздник. Ремонтировать тоже нет смысла: такие стразы нигде не найти, а за работу возьмут дорого. Тогда можно пойти в магазин и попросить уменьшить цену из-за недостатка. Например, за то, что вы все-таки оставите у себя это платье, вам сделают скидку 2000 рублей.
Как реализовать. План действий — как при обычном обмене. Только в претензии нужно описать недостаток и попросить не заменить товар, а снизить цену и вернуть разницу. О сумме нужно договариваться: в законе на этот счет ничего не написано. Если не получится договориться, лучше забрать все деньги и купить другой товар. Это проще, чем судиться из-за скидки. Но если товар очень дорогой, например машина, в этом может быть смысл.
Право на бесплатный ремонт
Зачем. Если вы что-то купили, а товар сломался, но вы не хотите его менять или забирать деньги, можно потребовать сделать ремонт за счет магазина. Например, вам сделали кухню под заказ, но у шкафчиков стали скрипеть петли и треснуло одно стекло. Переделывать кухню долго и незачем. Можно позвонить продавцу и попросить, чтобы мастер заменил петли и стекло. Кухня будет как новая, а вы ничего не потратите.
Как реализовать. Через претензию и просьбу устранить недостатки. Причем у вас есть выбор, как именно их устранять:
В претензии обязательно зафиксируйте дату обращения и срок, когда вам пообещали устранить недостаток. Для любого товара это максимум 45 дней. Никаких устных обещаний — только документы. Это пригодится в суде и повлияет на компенсацию. Может, в случае с дверными петлями вы и не станете судиться, но если речь о поломке машины за миллион рублей, то на кону стоит новый автомобиль — всего лишь из-за затянутого ремонта.
Когда будете забирать товар из ремонта, проследите, чтобы вам продлили гарантию на такой же срок. Все случаи обращений обязательно фиксируйте. Если поломок будет столько, что вы месяц в течение года не сможете пользоваться покупкой, это повод требовать замены на новую — даже если речь о машине.
Право вернуть бракованный товар и забрать деньги
Зачем. Если в течение гарантийного срока или срока годности вы нашли брак, можете не просить о ремонте, замене или скидке. Сразу идите и требуйте вернуть деньги. Вы не обязаны соглашаться на снижение цены или бесплатный ремонт, если не хотите. Главное — соблюдать срок для претензии: обращаться нужно в течение гарантийного срока или срока годности, а не когда угодно. И только если это не технически сложный товар: для таких покупок особые условия.
Как реализовать. Забрать деньги за некачественный товар можно в течение гарантийного срока. Поэтому всегда уточняйте, есть ли гарантия и какая. Для некоторых товаров забирать деньги из-за плохого качества можно в течение срока годности, например когда речь о продуктах.
Если гарантии нет, потребовать назад деньги можно в течение двух лет. Срок может быть и больше, если такие гарантии дает продавец — это нужно читать в договоре.
Если хотите забрать деньги, действуйте по стандартной инструкции: пишите претензию и требуйте возврата всей суммы. Это требование должны исполнить в течение 10 дней.
есть у продавца для возврата денег за бракованный товар
При возврате денег товар нужно отдать в магазин. Если деньги не вернут, Роспотребнадзор и суд вам в помощь. Тогда требуйте все, что положено по закону: ущерб, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф 50% сверху. Но для начала расскажите продавцу о своих планах: вполне возможно, до суда и не дойдет.
Право провести экспертизу товара с недостатками
Зачем. Бывает, что брак в товаре очевиден, например на шубе неравномерно прокрашен мех, но это заметили уже дома. Или телевизор пришел с треснутым экраном, и это обнаружилось при курьере. Такой товар должны обменять или вернуть за него деньги: он некачественный. Но бывает, что с браком непонятно: то ли это плохо приклеенная подошва, то ли ботинки носили не в сезон. Может, телефон не включается из-за заводского дефекта, а может, его уронили в воду, а теперь хотят заменить. Если продавец и покупатель не могут договориться по поводу брака или есть сомнения, проводят экспертизу.
Экспертизу сначала всегда оплачивает магазин или производитель — смотря кому предъявили претензии. Если случай гарантийный или недостаток производственный и не по вине покупателя, возмещать стоимость экспертизы не придется. Но если выяснится, что виноват покупатель, он возместит продавцу все расходы на проверку качества.
Как реализовать. Если продавец не хочет менять товар и говорит, что вы сами виноваты, требуйте провести экспертизу. Если магазин сам на ней настаивает — его право. Вы можете присутствовать при проверке и потом оспорить ее результаты.
Если не верите магазину, проведите экспертизу сами: расходы потом возместят. Проследите, чтобы у эксперта было образование и сертификат. Заранее сообщите продавцу, что заказали экспертизу.
Для экспертизы установлены сроки. Магазин не может проводить ее месяцами и оттягивать возврат денег под предлогом, что заключение пока не готово.
Сроки зависят от требований покупателя
Требование покупателя | Срок экспертизы |
---|---|
Устранить недостатки | 45 дней |
Заменить товар | 20 дней |
Вернуть деньги, снизить цену, оплатить ремонт или возместить убытки | 10 дней |
Право вернуть и отремонтировать технически сложный товар
Зачем. Некоторые товары относятся к технически сложным. Это особая категория, для которой установили отдельные условия и сроки возврата. Если вы покупаете товар из такого списка, то нужно соблюдать эти правила, даже если нашелся брак.
Как реализовать. Допустим, вы купили технически сложный товар — автомобиль. А потом он стал ломаться. Его можно вернуть в автосалон или производителю, а взамен потребовать возврата полной суммы. И ремонта тоже можно потребовать.
Вот на каких условиях можно это сделать.
В течение 15 дней можно вернуть технически сложный товар с недостатками и получить за него полную сумму. При этом неважно, существенный недостаток или нет.
Если 15 дней после получения товара уже прошли, то забрать деньги можно только в таких случаях:
То есть если ваш автомобиль через год после покупки все еще на гарантии, но у него начал ржаветь кузов и заскрипели стойки — это существенные недостатки. Можно требовать возврата полной суммы за машину или замены ее на новую.
Если вы согласились на ремонт по гарантии, но вместо 45 дней машину не отдали даже через два месяца, автосалон может оставить ее себе, а вам обязан отдать деньги — причем с учетом удорожания и без уценки за пробег. Или пусть меняет машину на новую.
Такая же история с другими технически сложными товарами: ноутбуками, смартфонами, телевизорами и холодильниками.
Главное правило для технически сложных товаров: письменно фиксируйте сроки ремонта. Иногда счет идет на дни, а доказывать право на возврат всей суммы приходится в суде.
Право на обмен и возврат товара, который не подошел
Зачем. Даже если у товара все в порядке с качеством, его все равно можно сдать обратно в магазин и забрать деньги. Например, платье не подошло к туфлям, кроссовки оказались малы, а диван не вписался по габаритам. У вас есть две недели на то, чтобы обменять товар или получить назад всю сумму.
Как реализовать. Если покупка без брака, а просто разонравилась, не подошла или не нужна, укажите одну из таких причин для возврата: фасон, размер, габариты, цвет или комплектация. Из-за другой причины магазин имеет право отказать.
Чтобы все сделать правильно и не поддаться на уловки хитрых продавцов, почитайте подробную инструкцию о возврате качественных товаров. Там все нюансы: что нельзя возвращать, как составить претензию и что говорят суды.
Право без объяснения причин вернуть товар, который купили через интернет
Зачем. Когда покупку делают в интернете или по телефону, это дистанционная торговля. Вы не можете потрогать платье, оценить текстуру кроссовок, примерить спортивный костюм и проверить качество пластика у кофемашины. То есть при дистанционных покупках у потребителя выше риск выбрать не то. Поэтому возвращать можно любые товары, которые купили через интернет, даже колготки и технику. И не по конкретным причинам, а просто потому, что передумали.
Как реализовать. С возвратом дистанционных покупок есть нюансы и установлены свои сроки. Например, вернуть товар без брака можно в течение 7 дней, а не 14, как при покупке в магазине. Но этот срок можно продлить до трех месяцев, если знать свои права и проверять упаковку.
Некоторые товары вернуть все-таки не получится: если их сделали под вас или это продукт. Подробности — в статье про возврат заказов через интернет. Там рассказано, как принимать товар, что писать в претензии, кто платит за доставку и что делать, если магазин не в России.
Право на компенсацию, неустойку и штраф
Зачем. Закон гарантирует вам право поменять товар из-за размера, вернуть деньги из-за брака и бесплатно отремонтировать машину по гарантии. Но некоторые продавцы этого не делают. Они говорят, что стол возврату не подлежит, цвет платья вы видели на сайте, обувь неправильно носили, а требовать за машину с пробегом полную стоимость — это перебор. И нарушают ваши права.
Но если ваши права нарушены, это повод потребовать больше денег. То есть не только стоимость стола, платья, обуви или машины, но и дополнительные суммы. Скорее всего, их придется требовать через суд, но сам факт обращения автоматически увеличит выплаты в полтора раза. Иногда это очень много денег.
Как реализовать. Для начала — всегда обращайтесь к продавцу письменно. Если хотите вернуть деньги за ботинки, пишите претензию. Даже если продавец мило улыбается и говорит: «Оставьте ботиночки, придет директор — и мы вам перезвоним по поводу возврата». Нет, вас не проведешь. Вы оставите ботинки только при условии, что у вас примут письменную претензию и распишутся на втором экземпляре.
А срок ремонта машины вы зафиксируете письменно. И потом запишете, когда вас пригласят ее забирать. Если срок ремонта пройдет, то откажетесь забирать и потребуете деньги — тоже письменно.
Если ваши права уже нарушены, требуйте:
11 млн за подержанную БМВ, 500 тысяч за холодные стены в квартире, 800 тысяч за просрочку сдачи дома, новая машина взамен трехлетней или 70 тысяч за сломанный смартфон — это реально. Такие суммы получали покупатели, которые не хотели мириться с недостатками, поломками и просрочками, знали свои права и боролись за них.
Обмен товарами и взаимозачет с контрагентом
Бартер
В законодательстве бартер именуется договором мены. Вы можете заключить такой договор с контрагентом на поставку товара, а взамен ваш покупатель предоставит вам свой товар. Удобней заключать договор мены при обмене равноценным товаром. Например, вы поставили в организацию партию досок на сумму 35 000 рублей, а она вам — материалы для обработки древесины по этой же стоимости.
Можно обмениваться и неравноценными товарами, тогда фирма, которая приобретает по более дешевой стоимости, должна доплатить за товар.
Договор мены заключается в письменной форме, вы будете являться продавцом одного товара и покупателем другого одновременно. К такой сделке применяются правила купли-продажи.
При составлении договора мены можно воспользоваться любым шаблоном в интернете и переделать его под себя. В договоре обязательно укажите:
Не стоит слишком занижать цену товара в договоре, чтобы не привлекать внимание налоговой инспекции. При проверке, если заподозрят значительное отклонение стоимости товара от рыночной цены, могут доначислить налог и придется заплатить пени.
Передача товара контрагенту, как и по договору поставки, оформляется товарной накладной. Можно обмениваться не только товарами. Когда в бартерной сделке участвуют работы или услуги, заключается смешанный договор, т.е. уже с условиями договора подряда или оказания услуг. Такой обмен проще оформить взаимозачетом, подробнее об этом расскажем немного позже.
В налоге УСН в Доходах нужно учесть рыночную стоимость переданного вам товара по договору мены на дату получения товара от контрагента.
Например, вы договорились с ООО «Ромашка» о взаимной поставке товаров на сумму 35 000 рублей. Вы передали доски согласно договору 2 сентября, а ООО «Ромашка» передала вам материалы для обработки древесины позже — 10 сентября. Ваш товар считается оплаченным 10 сентября, поэтому в КУДиР нужно будет отразить доход от реализации досок в сумме 35 000 рублей на 10 сентября.
Если вы на УСН «Доходы за вычетом расходов», то вам будет интересна возможность списания полученного товара и себестоимость переданного товара в расходы. Применяются прежние правила учета расходов:
Сумма расхода — стоимость товара по договору мены.
Дата списания товара в расходы зависит от того, что именно вы получили по договору мены: товары для перепродажи списываются по мере реализации, материалы — на дату передачи товара контрагенту, основное средство — с момента ввода в эксплуатацию и равными долями в течение одного календарного года на последнюю дату квартала.
Например, доски вы приобретали для перепродажи, поэтому можете списать в расходы их себестоимость только при их реализации. Вы передали товар по договору мены ООО «Ромашке» — реализовали, поэтому на дату передачи товара 2 сентября, вы списываете их себестоимость в расходы.
Если материалы для обработки древесины вы будете использовать в своей деятельности, то можете списать их в расходы на дату оплаты 2 сентября (когда вы передали доски ООО «Ромашка», вы с ней расплатились). Если материалы для обработки древесины вы будете, например, перепродавать, то сможете их списать в расходы после реализации своим покупателям.
На практике предприниматели редко пользуются договором мены и чаще всего производят взаимозачет, т.к. его легче оформить.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Взаимозачет
Взаимозачет от бартерной сделки отличается тем, что он проводится как минимум по двум договорам, где в одном вы — покупатель, а в другом — поставщик, и у вас с контрагентом существуют взаимные задолженности. Взаимозачет не рассматривается как сделка, это зачет взаимных однородных обязательств. Например, вы заключили с организацией договор поставки и передали товар, а организация заключила с вами договор об оказании рекламных услуг и оказала вам услуги. Заключаются обычные договоры поставки и возмездного оказания услуг, которые предполагают денежную оплату. Вы можете не расплачиваться деньгами, а договориться погасить обязательства перед друг другом взаимозачетом. Задолженность можно погасить полностью или частично, если стоимость по договорам не совпадает.
Взаимозачет можно проводить при выполнении двух обязательный условий:
Взаимозачет можно оформить заявлением в одностороннем порядке. Вы просто направляете своему контрагенту заявление, составленное в свободной форме. Вам нужно будет убедиться, что заявление до организации дошло, поэтому лучше отправить его заказным письмом с уведомлением. Начиная со дня уведомления контрагента, обязательства перед ним считаются исполненными. Но безопаснее провести взаимозачет в двустороннем порядке по акту взаимозачета. Форма акта не утверждена, он составляется в свободной форме, и обязательно содержит реквизиты документов, по которым проводится взаимозачет (договоры, акты, накладные) и подписи обеих сторон.
При расчете налога УСН в доходах нужно отразить стоимость товаров или услугу, по которой погашена задолженность. Доходы учитываются на дату заявления или подписания акта взаимозачета. При применении УСН «Доходы минус расходы» списать в расходы стоимость договора с контрагентом можно только после направления заявления или подписания акта взаимозачета. И не забывайте некоторые виды расходов, которые списываются в особом порядке: товары для перепродажи, основные средства.
Например, вы поставляете в ООО «Ромашка» доски по договору поставки, а она вам оказывает рекламные услуги по договору возмездного оказания услуг. Сумма по договорам одинаковая — 20 000 рублей. Товары поставлены, услуги оказаны имеются накладная и акт. Но денежные средства не были уплачены, поэтому вы оформили взаимозачет и подписали акт взаимозачета 12 сентября.
Вы у себя отражаете доход в размере 20 000 на 12 сентября. Вы приобретали доски у лесопилки для перепродажи, поэтому ранее учесть их в расходах не могли. По акту взаимозачета доски считаются реализованными покупателю. В расходы списываете себестоимость поставленных досок также на 12 сентября.
Договор мены удобно оформлять при одновременном обмене товарами и в случае, если стоимость этих товаров равноценна. Когда в обмене участвуют услуги или работы, намного меньше хлопот составит оформление взаимозачета. К тому же при взаимозачете в налоге участвует не рыночная стоимость, а сумма, которая была погашена по акту взаимозачета.