Получение мономаха чему учит
Анализ Поучения Владимира Мономаха 7 класс
История создания
Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.
Жанр
Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.
Сюжет и тема
Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.
Главные герои
Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.
Композиция
Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.
2 вариант
Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как Владимир Мономах на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать, вырос в постоянно напряженной политической атмосфере. И считал, что это разрушает страну, делая ее беззащитной и ослабленной. Поэтому даже после смерти своего отца, не стал претендовать на престол, а освободил место своему брату.
Был мудрейшим правителем, всегда совершал обдуманные поступки. Из произведения можно узнать название многих городов, которыми правил Владимир. Полноправно принимает киевский престол в 1113 году.
Главным смыслом текста становиться вера в Бога и в лучшее. Поддерживал только христианскую веру, помогал слабым и обездоленным. Так же в своем обращении указывает на то, что необходимо осуществлять молитв к Богу.
Прочитав его произведение можно проследить древние мотивы в нем. Особенно становится видно их в строках, в которых он описывает все права гостя и его привилегии. Считалось, что в те времена, пришедшего незнакомца следовало принимать в любое время суток, не зависимо даже от различных обстоятельств и бытовых условий. И имя его доводилось узнавать только при застолье.
Да, невозможно, точно ответить на вопрос. Правильно ли всегда действия его, но он всегда действовал и принимал решения объективно основываясь на интересы своего народа. Текст заключает в себе множество цитат из библии.
Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии князя. Но для того чтобы проанализировать читателям данный текст, придется изрядно потрудиться. Для того чтобы понять какой смысл вкладывал автор при написании, и какие причины послужили для его создания.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ Поучения Владимира Мономаха
Популярные сегодня темы
Тема свободы очень важна для Лермонтова. Его собственный характер отражается в творчестве. О свободе Михаил Юрьевич говорит в разных стихах, сложно разделить его творчество на «о свободе» и «о другом»
Любое самодержавие русское кончается плохо, как может заметить читатель, исходя из пьесы Пушкина «Борис Годунов». Кто же такой Борис Годунов, и что в нём интересного?
Пьеса начинается с пролога, который подчеркивает перед аудиторией конфликт между двумя семьями: Монтекки и Капулетти. Он описан как «древняя обида». Двоюродный брат Ромео, Бенволио
Получение мономаха чему учит
Введение
Печально я гляжу на наше поколенье!
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М.Ю.Лермонтов. «Дума»
Цель нашего исследования – осмысление значения древнейшего культурного и литературного памятника Древней Руси как руководства к воспитанию современной молодежи.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:
-вспомнить, что мы знаем о Владимире Мономахе из истории;
-познакомиться с поучениями;
-найти общее в моральных устоях древности и в сегодняшних нравственных нормах;
-составить поучения своему сверстнику;
Предметом работы является исследование художественного текста «Поучения Владимира Мономаха». В качестве объектаисследования послужили изречения- назидания писателя Древней Руси.
Гипотеза исследовательской работы: я предполагаю, что «Поучение Владимира Мономаха» способно повлиять на умы людей современной России.
В работе были использованы такие методы, как описательный, поисковый, включающие следующие приемы: анкетирование, анализ, поиск, обработка информации, обобщение.
Практическая ценность работы состоит в возможности использовании материала и результатов данного исследования на уроках литературы, истории, МХК, в воспитательных мероприятиях нравственного и патриотического характера. В ходе исследования использовались работы Водовозова Н.В «История древней русской литературы», Грушевского М. «Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия», Переверзеева«Литература ДревнейРуси», а также Большой Энциклопедический Словарь под редакцией А.Д.Прохорова.
§1.1.Князь Владимир Мономах (немного истории)
За 12 лет княжения (1113-1125) Владимир Мономах
Строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и возводил новые;
Построил мост через Днепр под Киевом;
Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и от пассивной обороны переходит к активному наступлению на Степь;
Написал духовное завещание детям своим
Этот князь снискал уважение современников прежде всего своими ратными подвигами во имя объединения русских земель тем, что усмирил кочевников. Прожив жизнь, полную подвигов, он пишет поучение для своих сыновей, где перечисляет примеры из своей жизни, которые считает достойными подражания: «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет…Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил.
Два тура рогами меня бросали с конем. Олень один меня бодал, и два лося один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь на бедра ко мне вскочил и вместе с конем меня повалил – и Бог меня невредимым сохранил.
И с коня падал много: голову разбивал себе дважды, и руки и ноги повреждал…» (Перевод А.Ю.Карпова)
§ 1.2. «Поучение Владимира Мономаха» как литературное произведение
«Поучение» Владимира Мономаха – это литературный памятник 11-12 веков, написанный великим князем Мономахом. Это произведение называется первой светской проповедью.Владимир Мономах предстает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, замечательно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит. Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, личностью, борющейся за просвещение. Он полагает, что в быту князь должен быть эталоном для всех, отношения в семье нужно строить на доверии и уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг разнообразных явлений жизни, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своей эпохи.
Структура «Поучения» представлена следующим образом:
-вступление-смиренная просьба не посмеяться над его рассуждением
—объяснение смысла поведения
«Поучение» повествует о событиях 1096 года. Оно искусственно вставлено в летопись. А написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года. Поводом к написанию первой части его «Поучения» послужил приход послов от его братьев с предложением:
«Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh». И рhхъ: «Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити»
Князь Владимир для того, чтобы понять волю Божью, по традиции открывает Псалтирь и читает первые строки, воспринимая их как руководство к действию:
«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».
Основные наставления «Поучения»
Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
Напоите и накормите просящего
Убогих не забывайте и подавайте сироте.
Соблюдайте свое слово…
Гордости не имейте в сердце и в уме..
Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны
Не пропустите человека, не приветив его
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь
Размышления о прочитанном
В первую очередь Мономах адресует свое поучение своим детям, ибо надеется на то, что они прислушаются к его слову:
«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».
Молодым своим современникам он советует: :
«Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь»А властителям, т.е. сильным мира сего он со свойственной ему мудростью указывает:«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу»
Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам
Фразой «Дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив» великий князь дает понять, насколько важно быть в жизни гуманным и милосердным.
Очень гневно обличает князь Владимир леность, которая губит все добрые начинания и призывает к трудолюбию: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее; пусть не застанет вас солнце в постели». Далее идет ряд самых разных поучений, которые немедленно нужно прочитать моим современникам. Он выступает против гордыни в сердце, просит почитать пожилых людей, как отца, а молодых, как братьев. В хозяйстве не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.
Он также советует остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых гибнет и душа, и тело.
Во время военных походов Владимир Мономах советует поить и кормить нищих людей, которые будут встречаться на пути и почитать гостя, откуда бы ни был гость и кем бы он ни был. Именно подобными поступками приобретается доброе имя человека. Так считал Владимир Мономах: «ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым». Встречаем мы также призывы со стороны старого князя навестить больного, не пропустить человека, не поприветствовав его. Все эти советы- назидания очень уместны и сегодня, особенно, если вспомнить, что в 21 веке люди, погрузившись в компьютерные технологии, совершенно перестали замечать друг друга, что в свою очередь не может не вызывать тревогу в обществе.
Выводы: Таким образом, изучив литературу по произведению «Поучение Владимира Мономаха» можно сделать следующие выводы:
-Мономах представлен как великий князь, древнерусский государственный деятель, военачальник, храбрый воин, законодатель. Он:
— мудрый политик, заинтересованный в прекращении княжеских междоусобиц и в сплочении сил Руси для отпора половцам;
— истинный патриот Отечества: «Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле»;
— человек Совести, не желающий гореть на ее костре;
— человек великодушный, справедливый, искренний, душевный, добрый;
§1.3. В чем смысл «Поучения»? „
Зачем людям 21 века нужно читать «Поучение» Владимира Мономаха?
Поучение» великого князя Владимира – это не скучное нравоучение, а настоящий русский духовно-нравственный кодекс. Напомнить о нём особенно важно в нынешней российской ситуации, когда все больше людей становится эгоистов, думающих лишь о собственном благополучии, но никак ни о том, что происходит с ближним твоим. Именно от этого вся разруха, рушатся семьи, искажены все ценности и понятия.
Глава 2. Практическое исследование
§2.1. Анкетирование на тему «Мое отношение к «Поучению» Владимира Мономаха»
Мы провели анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ п.Дуки на тему «Мое отношение к «Поучению Владимира Мономаха». Было опрошено 40 учащихся (6-9 классов) В анкете был вопрос: «Как вы считаете, люди в наше время проявляют милосердие?»
54 % опрошенных ответили «нет»;
16 % воздержались от ответа
Лишь 30 % сошлись в ответе «да»;
На вопрос «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на ту семью, в которой вы растете?» положительный ответ «да» дали лишь 18 %, 82 % учащихся дали отрицательный ответ
«Нужно ли вашим сверстникам сегодня читать наставления «Поучения» Владимира Мономаха?» Наш опрос дал следующие результаты:
Вывод: Результаты опроса неутешительные. Роль семьи в наше время потеряла свою ценность, если ребята в большинстве своем не желают видеть свою нынешнюю семью эталоном для подражания (82%). Семейные узы не имеют прежней силы, а ведь великий мудрец Мономах говорил о семье как об основе государственности.
Очень замечательно, что ребята увидели положительное воспитательное воздействие «Поучения» Владимира Мономаха. Они увидели все те добродетели, которые воспитывает в нас «Поучение» (дисциплинированность, трудолюбие, уважительное отношение к старшим, доброта и любовь людям). И ответ на последний вопрос, когда 72 % учащихся посчитали, что их сверстникам необходимо читать наставления «Поучения» говорит о том, что «Поучение» требует неоднократного перечитывания и переосмысления, ибо это тот источник, который поможет стать нам чище и добрее.
Заключение
Подводя итоги всему сказанному, следует сказать, что нравственность – это категория вечная. Именно от ответа на вопрос «Какой ты, Человек?» зависит и наше настоящее, и наше будущее. Жить по чести и совести –вот основы духовно-нравственных традиций русского народа еще с древних времен. А «Поучение» Владимира Мономаха – это заветы прошлых веков о морали, это забота о нас с вами. И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет как никогда огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу. Вновь и вновь хочется вернуться к его словам: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков»
Я убедился в величии духовно-нравственного подвига создателя «Поучения», а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.
Приложение № 1
2.2.Памятка современным подросткам на тему:
«Как нужно вести себя в обществе?»
(собственного сочинения)
На основе прочитанного я решил составить свой свод советов. И вот что у меня получилось.
1. Ни при каких обстоятельствах не лги родителям, ибо все тайное со временем становится явным.
2. Твори каждый день добро, и все благое, что ты делал людям, непременно вернется к тебе через этих и других людей.
3. Береги природу, ибо даже во сне человек не может представить ничего прекраснее природы.
4. Относись хорошо к животным и не обижай их, ведь они не способны высказать печаль и боль свою.
5. Не имей привычки судить о других, научись судить о себе самом.
6. Не смейся над старостью, т.к. когда- то мы все становимся немощными.
7. Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-нибудь другой.
8.Будь трудолюбивым, помни, что труд – это основа
9.Не причиняй никому зла, так как наступит тот день, когда будешь испытывать страдание, но люди от тебя отвернутся.
10.Люби свою Родину, так как родная земля –это колыбель твоя, помнить о которой ты будешь всю жизнь
Список источников:
1.Брюсова В.Г.К вопросу о происхождении Владимира Мономаха. – Византийский временник. Т. 8, 1968.
7.Каргалов В., Сахаров А. Полководцы Древней Руси. — М.: Молодая гвардия, 1986.
12.Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012.
Поучение Владимира Мономаха
Владимир Мономах
Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) — князь черниговский, а в последствии переяславский (Переславля Южного) и с 113 года киевский. Мономахом князя Владимира Всеволодовича называли благодаря происхождению. Его мать была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Князь Владимир Мономах посвятил свою жизнь боьбе с половцами и их обычным союзником — князем Олегом Святославичем. Он совершил 83 внушительных похода и поездки и множество небольших. Владимир Мономах был мудрым правителем, он пытался упорядочить законодательство, провести важные реформы. Владимир Мономах уделял большое внимание развитию письменности, по его поручению была сделана вторая редакция «Повести временных лет». Знаменитая «шапка Мономаха» стала символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии и некогда была использована при восхождении на престол Ивана V.
Изображение: Открытые источники
Поучение Владимира Мономаха: история
У переписки Владимира Мономаха и князя Олега — грустные предпосылки. Поводом стало убийство младшего сына Мономаха — Изяслава в битве с Олегом. Старший сын Владимира Мономаха Мстислав, которого крестил Олег Святославич, посоветовал отцу отправить князю Олегу это письмо в знак примирения. Князь Владимир Мономах внял этому совету. Это письмо стало символом великого прощения и примирения даже самых заклятых врагов. Рассказ о своей жизни Владимир Мономах писал в назидание детям и следующим поколениям. Пример смирения в его письме — слова: «На Страшном Суде без обвинителей сам себя обличаю». Поучение Владимира Мономаха называют литературным памятником и даже светской проповедью. Для Владимира Мономаха «Страх Божий» — основа всякого добра. Литературное произведение хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и уцелело во время пожара 1812 года. Именно с поучения Владимира Мономаха началась традиция обсуждать важные этические вопросы в литературе.
Д.С. Лихачев писал: «Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом».
Поучение Владимира Мономаха
Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов: и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешнаго, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте неоскудную, — это ведь начало всякаго добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.
Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».
И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» — и прочее. И потом собрал я эти полюбившияся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последния не понравятся, начальныя хоть возьмите.
Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великаго, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О Владычица Богородица! Отними от сердца моего беднаго гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрыя дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемаго, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи ваши как обагренные, — как снег обелю их», и прочее. «Возсияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: «Слава Тебе, Человеколюбец!» Поистине, дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и Царствия небеснаго не лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которыя иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, Господи, и чудны дела Твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческия лица, — если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесныя из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильныя и слабыя идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешнаго. И те же птицы небесныя умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!» «Всякия чудеса и эти блага сотворил и совершил. «И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да будет проклят!» Прочитав эти Божественныя слова, дети мои, похвалите Бога, подавшаго нам милость свою; а то дальнейшее, — это моего собственнаго слабаго ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.
Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте безпрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.
Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошаго, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрени воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой дивный!» И еще: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных грехах моих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.
Рассказ Мономаха о своей жизни
А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир — в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.
Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешскаго леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров.
И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной — Глебу в помощь. А летом с отцом — под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом; в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу триста гривен золота. И опять из Смоленска же придя, пробился я через половецкия войска с боем до Переяславля и отца застал вернувшагося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега. И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве.
И Всеслав Смоленск пожег, — и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, но не застал… в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.
И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили.
И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.
И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось.
И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.
Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.
И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.
И опять со Святополком гнались за Боняком, но… убили, и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось, и снова не настигли его.
И на зиму в Смоленск пошел; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла.
В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.
И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.
Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусобу со Святополком, и Бог нам помог.
И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и Бог нам помог.
И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и Бог нам помог.
И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.
И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.
И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не стерпев злодеяний его.
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, изсек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.
А вот как я трудился, охотясь: пока сидел в Чернигове, а из Чернигова выйдя, и до этого года — по сотне загонял и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякаго зверя.
И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же. коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.
Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.
Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.
На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю, и прочее.
Молитва
«Премудрости Наставник и смысла Податель, неразумным Учитель и нищим Заступник! Утверди в разуме сердце мое, Владыка! Дай мне дар слова, Отче, устам моим не запрещай взывать к Тебе: Милостивый, помилуй падшаго!» «Упование мое — Бог, прибежище мое — Христос, покров мой — Дух Святой!» «Надежда и защита моя, не презри меня, Благая! Тебя имею помощницей в печали, и в болезни, и во всех бедах, и тебя славлю, Воспетая!» «Разумейте и узрите, что Я Бог, испытующий сердца и ведающий мысли, обличающий дела, опаляющий грехи, дающий суд сироте, и убогому, и нищему». «Преклонись, душа моя, и о делах своих помысли, содеянных тобою, глазами своими обозри их, и каплю испусти слез своих, и поведай открыто все дела свои и мысли Христу, и очистись». «Андрей честной, отче преблаженный, пастырь Критский! Не престань молиться за нас, чтущих тебя, да избавимся все от гнева, и печали, и тления, и греха, и бед, чтущие память твою верно». Град свой сохрани, Дева-Матерь чистая, который царствует честно под Твоим покровительством, пусть он Тобой укрепляется и на Тебя надеется, побеждает во всех битвах, сокрушает врагов и покоряет их. «О Воспетая Матерь, родившая Святейшее из святых Слово! Приняв нынешнее приношение, защити нас от всякой напасти и от грядущей муки — к Тебе взывающих. Молимся Тебе, рабы Твои, и преклоняем колена сердца нашего: склони ухо Твое, Чистая, и спаси нас, вечно в скорбях погруженных, и соблюди от всякаго пленения вражескаго твой город, Богородица! Пощади, Боже, наследие Твое, прегрешения наши все прости, видя, что мы молимся теперь Тебе, на земле родившую Тебя без семени, земную милость, изволением своим воплотивший, Христе, в человека». Пощади меня, Спасе, родившийся и сохранивший Родившую Тебя нетленною по Твоем рождении, когда возсядешь судить дела мои, как Безгрешный и Милостивый, как Бог и Человеколюбец! Дева Пречистая, не искушенная браком, Богом обрадованная, верующим наставление, спаси меня, погибающаго и к Сыну Твоему вопиющаго: «Помилуй меня, Господи, помилуй! Если хочешь судить, не осуждай меня на вечный огонь, не обличай меня яростью своею — молит Тебя Дева Чистая, родившая Тебя, Христе, и множество ангелов, и мучеников сонм».
Во имя Христа Иисуса, Господа нашего, которому подобает честь и слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда и ныне и присно во веки!
Поучение Владимира Мономаха скачать
Читайте также: