Полтерн в логопедии что это
Баттаризм и полтерн (спотыкание в речи): что это такое? Диагностика, симптомы и рекомендации родителям и учителям
Речь маленьких детей всегда имеет определенные недостатки, возникающие из-за неполного развития органов артикуляции: губ, мягкого неба, языка, челюсти. Однако есть ряд речевых нарушений, возникших по иным причинам и требующих коррекции и квалифицированной помощи специалистов: невролога, психиатра, логопеда. Тахилалия (в частности ее формы: баттаризм и полтерн) как раз и относится к таким патологиям.
Характеристика и симптомы баттаризма и полтерна
Баттаризм — это такая патология, при которой повышенный темп речи чередуется с толчкообразными остановками для дыхания. Часто искажаются или не договариваются отдельные слова, искажаются фразы, пропускаются слоги и слова.
Основные речевые симптомы баттаризма:
Для полтерна характерны несудорожные нарушения темпа ускоренной речи (паузы, запинки). На первый взгляд очень похоже на заикание, но есть существенные различия. При спотыканиях (полтерне) дети не видят собственный дефект, а при заикании — осознают его и очень стесняются. Внимание к речи заикающихся детей приводит к ухудшению, а дети с тахилалией начинают говорить лучше. Недостаток внимания приводит к обратному результату в каждом из случаев. Их почерк тоже отличается: заикающиеся дети растягивают слова, а дети с патологией баттаризм или полтерн — сжимают.
При таких патологиях, как баттаризм и полтерн, дети отличаются бедностью словарного запаса, расстройствами дикции, дыхания, изменением тембра голоса. Дети не могут запомнить прочитанное или услышанное. При письме: как говорят, так и пишут.
Диагностика, лечение и коррекция при патологии
Сегодня логопеды выдвигают различные причины возникновения подобных расстройств, но основными считают такие факторы:
Корректировать данные патологии можно лишь комплексно, включая логопедическое, медицинское и психотерапевтическое воздействие. Поэтому родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, должны понимать, что без консультации специалистов для назначения эффективного курса лечения не обойтись. Искать причины лучше методом исключения, пройдя обследования у невролога, психиатра и логопеда.
Мероприятия по диагностике баттаризма и полтерна следующие:
При необходимости ребенку могут быть назначены медикаментозная и физиотерапия, ЛФК, нейроседативный массаж.
Коррекция речи психотерапевтом и логопедом может длиться от 2,5 до 12 месяцев и проходит в несколько этапов:
Большую роль в коррекции баттаризма и полтерна играют родители и школьные учителя.
Советы учителям по работе с детьми, страдающими полтерном и баттаризмом
При планировании занятий с проблемными детьми целесообразно отдавать предпочтение следующим формам работы:
Конечно же, работа с логопедом принесет результат гораздо быстрее. Однако не всегда у родителей есть возможность найти специалиста. Не стоит отчаиваться. Если у ребенка нет серьезных отклонений состояния здоровья, то родители могут попытаться выполнить коррекцию темпа речи самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.
Упражнения для занятия с ребенком
Вот несколько упражнений, которые родители могут выполнять вместе с ребенком, играя:
Существует множество логопедических игр, которые можно проводить в домашней обстановке. Самостоятельно можно освоить игры для мелкой моторики, для формирования чувства ритма, правильного вдоха и выдоха, на расширение диапазона голоса, развитие темпа речи.
Посоветовать игры и дать рекомендации по конкретному ребенку может только специалист. Не занимайтесь самолечением.
На заметку: эффективность занятий возрастет, если проводить их под легкое музыкальное сопровождение в спокойной обстановке. Занятия нужно проводить регулярно.
Об авторе: Забродина Наталья Николаевна, учитель математики, физики и астрономии.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Полтерн в логопедии что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития.
Нужны занятия с логопедом?
Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.
ПРИЧИНЫ
Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказывания и артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса 9проовалы, повторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний.
Чистые формы спотыкания делятся на следующие группы:
1) Спотыкание с моторными расстройствами; основными симптомами являются ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи.
2) Спотыкание с сенсорными расстройствами; в клинике преобладает трудность нахождения необходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.
3) Спотыкание с общей трудностью формулирования речи несмотря на достаточный запас слов.
4) Спотыкание, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.
Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.
РЕЧЕВАЯ И НЕРЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА ПРИ БАТТАРИЗМЕ И ПОЛТЕРН
Люди с баттаризмом и полтерн читают также, как и говорят: длинные фразы предпочитают членить на короткие. В связи с этим они часто теряют основную нить читаемого, не могут запомнить содержание. В процессе письма наблюдаются остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.
При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия (ритм, темп речи, интонационная выразительность, паузация, логические ударения, музыкальность речи и т.п.); голос (монотонный, слабый, форсированный, с носовым оттенком), речевое дыхание, речевая моторика; лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика: наблюдаются постоянные трудности в выборе слов, в общих формулировках и в выражении своих мыслей.
Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения. В общей моторике у людей с баттаризмом и полтерн отмечается стремительность, разбросанность движений, быстрая ходьба, резкие повороты. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Внимание неустойчивое. Они не умеют слушать других. Плохое слуховое внимание. В силу этого они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие. Мышление страдает разбросанностью, недостаточной логичностью, своего дефекта не замечают, контактны и способны к самоутверждению. Это служит причиной того, что такие люди только в отдельных случаях обращаются за помощью. Но, хотя сами они недостаточно осознают свой дефект, их словесная коммуникация ограничена в силу неразборчивости речи и беспокойного поведения.
ЛЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ
Преодоление данных видов нарушения речи требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.
Клаттеринг – это дезорганизация темпа, ритма и плавности речевого высказывания несудорожного характера. Характеризуется чрезмерно быстрой, невнятной, монотонной речью, повторением слов и слогов, артикуляционными нарушениями, лексико-грамматическими ошибками, неправильной расстановкой логических ударений и пауз. Речевому расстройству сопутствует общая моторная расторможенность, дефицит памяти и внимания, некритичность по отношению к своей речи и поведению. Нарушение распознается в ходе логопедического обследования с использованием традиционных и специальных методик. Коррекционное вмешательство направлено на нормализацию темпа речи, развитие языковых навыков, совершенствование звукопроизношения.
МКБ-10
Общие сведения
Клаттеринг (в переводе с англ. – загромождение, засорение) – коммуникативная проблема, характеризующаяся ускоренной, дизаритмичной, неплавной речью. Наряду с брадилалией, тахилалией и заиканием относится к расстройствам темпо-ритмической стороны речи. Клаттеринг-синдром чаще встречается у лиц мужского пола. Обычно выявляется в возрасте 7-8 лет.
В зарубежной логопедии активно изучается со второй половины прошлого столетия, что привело к созданию в 2007 г. Международной Ассоциации по клаттерингу, членами которой стали 18 государств. В российской логопедической науке клаттеринг не выделяется в самостоятельное речевое нарушение. В клинико-педагогической классификации ему ближе всего соответствует термин «полтерн», или «спотыкание». Между тем, некоторые отечественные специалисты рассматривают клаттеринг в рамках неврозоподобного заикания.
Причины клаттеринга
Профессор Д. Вейс, выпустивший первое учебное пособие по данной проблеме в 1964 г., выделил первичные (чистые) и вторичные формы речевого расстройства. К «чистым» формам он отнес генетически обусловленные случаи клаттеринга, описав аутосомно-доминантное наследование патологии у некоторых поколений одной семьи. Не исключается, что в ряде случаев имеют место спонтанные мутации, возникающие «де ново». Кроме этого, клаттеринг является одним из специфических признаков синдрома ломкой Х-хромосомы – сцепленного с полом наследственного заболевания, характеризующегося также умственной отсталостью, аутистическим поведением, гиперкинезами. При первичных формах клаттеринга речевые особенности заметны с детского возраста.
Несудорожные запинки и неплавная речь могут сопутствовать различным неврологическим расстройствам: энцефалитам, псевдобульбарному параличу, хорее, болезни Паркинсона, олигофрении и пр. В этих случаях речь идет о вторичном клаттеринг-синдроме, который развивается у лиц с ранее нормальной речью на фоне основной патологии. В целом же, этиология данной речевой проблемы изучена недостаточно, является предметом научных дискуссий и дальнейших исследований.
Патогенез
В понимании механизма речевого дефекта также много «белых пятен». Считается, что клаттеринг служит частью общей дезорганизации психомоторного развития – двигательной активности, поведенческой сферы, речевой коммуникации. Это свидетельствует о нарушении деятельности стриопаллидарной системы и регулирующего влияния корковых отделов ЦНС. В результате дисфункции мозговых структур ослабляется организация и произвольный контроль общей моторики, психических функций и речи. Структуру речевого дефекта составляют расстройство плавности речевого потока, нарушение планирования устного сообщения и его темпо-ритмических характеристик. По всей видимости, патогенез клаттеринга имеет много общих черт с заиканием, т. к. часто сочетается с последним.
Классификация
Универсальная классификация клаттеринга отсутствует, что объясняется малоизученностью проблемы. Описанные в литературе варианты систематизации нарушения отражают внутреннюю неоднородность группы пациентов с данной логопатологией. С учетом преимущественно нарушенного звена речи выделяют 2 типа клаттеринга:
В зависимости от результатов обследования лиц с нарушениями плавности речи предложено делить на три группы: пациенты с «чистым» клаттерингом, с сочетанием заикания и некоторых признаков клаттеринга, с клаттерингом, осложненным неврозоподобным заиканием.
Симптомы клаттеринга
У детей с данным речевым нарушением отмечаются своеобразия устной речи, психических процессов, моторики. Ключевой признак – ускоренная прерывистая речь с постоянными повторами звуков, слов, словосочетаний. Речь изобилует словами-эмболами, непреднамеренными паузами. Часто выявляются нарушения артикуляции, сопровождаемые искажением и элизией звуков, ошибочным воспроизведением слов со сложной слоговой структурой, недоговариванием окончаний.
Нарушена последовательность и логика изложения мыслей; каждая новая фраза произносится в отрыве от предыдущей. Высказывание начинается громко, но к концу переходит в тихое бормотанье. В целом речь бессвязная, невнятная, «замусоренная». Создается впечатление, что стремительный поток мыслей говорящего опережает экспрессивное высказывание.
В школе дети с трудом овладевают грамматическими и синтаксическими правилами, что приводит к специфическим расстройствам учебных навыков. Они имеют неряшливый, трудноразборчивый почерк, делают многочисленные ошибки и описки в словах, не дописывают буквы, сбивчиво и бессвязно излагают мысли. Такая особенность получила название «дезинтегрированное письмо». При чтении вслух часть слов пропускается или искажается, окончания «проглатываются». Имеются расстройства музыкального восприятия: нелюбовь к пению и музыке, неспособность к воспроизведению простейшего ритма.
Психологический портрет пациента с клаттерингом характеризуется такими определениями, как неаккуратный, импульсивный, нервозный, многословный, суетливый, неуправляемый. Диапазон внимания сужен, типичны отсутствия концентрации, частая отвлекаемость. Снижен объем памяти различных модальностей (визуальной, аудиальной, двигательной и др.). Характерна моторная расторможенность, бесконтрольность поведения. Осознание своего речевого дефекта у детей и взрослых зачастую отсутствует.
Осложнения
Прежде всего, клаттеринг – это коммуникативное нарушение, поэтому при нем, главным образом, страдает функция общения. Человек, бессвязно и невнятно излагающий свои мысли, не реагирующий на замечания, не может восприниматься окружающими, как интересный и приятный собеседник. Ребенок с клаттерингом рискует столкнуться с непониманием и стать изгоем в своей социальной группе. Нередко такие дети проявляют девиантное поведение.
Речевой дефект значительно сужает круг профессиональной реализации таких пациентов, исключая из него публичные сферы деятельности, а также специальности, связанные с вербальным общением, обслуживанием, обучением. Школьная неуспеваемость еще более ограничивает перспективы развития и обрекает на «неуспешность» во взрослой жизни. Особенно сложными и трудно корригируемыми является случаи клаттеринга, осложненного заиканием.
Диагностика
В настоящее время отсутствуют общепринятые критерии диагностики клаттеринга, их разработка и обсуждение ведется логотерапевтами всего мира. Определенные сложности связаны еще и с тем, что данная речевая патология часто путается с заиканием, что затрудняет своевременное начало необходимой коррекционной работы. Диагностический алгоритм складывается из следующих основных этапов:
В рамках дифдиагностики клаттеринга и заикания используется методика Дали. Она представляет собой набор утверждений, поделенных на 4 категории: прагматика, речевая моторика, познавательное и языковое развитие, проблемы почерка и координации движений. Каждое утверждение оценивается по 6-бальной шкале: чем больше баллов набрано в каждой категории, тем больше вероятность наличия «чистой» формы клаттеринга.
Коррекция клаттеринга
Речевые и психологические особенности лиц с рассматриваемой логопатологией диктуют необходимость выстраивания специальной коррекционной работы. В первую очередь, она должна быть направлена на контроль темпо-ритмической организации речи, формирование правильной последовательности высказывания, развитие психических функций. Наработка и обобщение практического опыта по коррекции клаттеринга продолжается. Основными направлениями логопедической работы служат:
Прогноз и профилактика
В педагогической литературе еще не обобщен опыт работы с клаттерерами. В целом отмечается, что речевой прогноз может быть успешным при целенаправленной, грамотно спланированной и упорной работе. В отношении профилактики на данный момент возможно говорить лишь о предупреждении вторичного клаттеринг-синдрома: исключении нейроинфекций и других органических повреждений мозга. Для минимизации неблагоприятных коммуникативных последствий необходимо раннее выявление нарушения и начало коррекции. Изучение вопросов этиологии и механизмов, выработка критериев диагностики и методов логотерапии клаттеринга продолжается.
Полтерн в логопедии что это
Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.
Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказывания и артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса 9проовалы, повторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний.
Чистые формы спотыкания делятся на следующие группы:
1) Спотыкание с моторными расстройствами; основными симптомами являются ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи.
2) Спотыкание с сенсорными расстройствами; в клинике преобладает трудность нахождения необходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.
3) Спотыкание с общей трудностью формулирования речи несмотря на достаточный запас слов.
4) Спотыкание, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.
Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.
Речевая и неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн.
Люди с баттаризмом и полтерн читают также, как и говорят: длинные фразы предпочитают членить на короткие. В связи с этим они часто теряют основную нить читаемого, не могут запомнить содержание. В процессе письма наблюдаются остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.
При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия (ритм, темп речи, интонационная выразительность, паузация, логические ударения, музыкальность речи и т.п.); голос (монотонный, слабый, форсированный, с носовым оттенком), речевое дыхание, речевая моторика; лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика: наблюдаются постоянные трудности в выборе слов, в общих формулировках и в выражении своих мыслей.
Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения. В общей моторике у людей с баттаризмом и полтерн отмечается стремительность, разбросанность движений, быстрая ходьба, резкие повороты. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Внимание неустойчивое. Они не умеют слушать других. Плохое слуховое внимание. В силу этого они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие. Мышление страдает разбросанностью, недостаточной логичностью, своего дефекта не замечают, контактны и способны к самоутверждению. Это служит причиной того, что такие люди только в отдельных случаях обращаются за помощью. Но, хотя сами они недостаточно осознают свой дефект, их словесная коммуникация ограничена в силу неразборчивости речи и беспокойного поведения.
Тахилалия
Виды, классификация тахилалии
Чаще всего тахилалия встречается в чистом виде и протекает без сопутствующих патологий, но иногда речь может быть патологически ускоренной с наличием ошибок: грамматических, лексических и фонетических. Здесь уже ставится диагноз с наличием отягощающих заболеваний: таких как баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание).
Полтерн может быть с нарушениями работы со стороны сенсорных органов (зрение, слух), либо моторики. Также могут отмечаться судороги с формулировкой речи и с подбором конкретных слов.
Коррекция тахилалии
Лечение тахилалии комплексное, включает медикаментозное воздействие, работу с психотерапевтом и с логопедом. Целью является коррекция нарушения и установка правильного, размеренного темпа речи. Здесь важно добиться как внутренней стабильности, так и дисциплины от пациента.
Программу корректирует врач, примерный список может включать следующее:
В среднем на терапию тахилалии детям может потребоваться от 6 месяцев до года, взрослым достаточно 3-4 месяцев. При наличии рецидивов проводятся повторные процедуры в сочетании с приемом препаратов. Их дозировки и курс контролирует врач, при необходимости доктор назначает или отменяет коллективные сеансы для достижения оптимального результата.
Причины и симптоматика тахилалии
Главный провоцирующий фактор тахилалии – неправильное воспитание ребенка, когда он начинает подражать взрослым, которые разговаривают быстро. К данному заболеванию более склонны неуравновешенные дети, легковозбудимые и гиперактивные. Сначала развивается легкое отклонение, а затем – и стойкое нарушение. Нередко к патологии приводят органические поражения головного мозга: опухоли, травмы, эпилепсия и т.д.
Основной симптом тахилалии – ускоренная речь, произношение 20-30 звуков в секунду. Нередко отмечаются запинки, «проглатывание» слов и слогов, невнятностью речи. Таких пациентов бывает сложно понять, поэтому они испытывают серьезные сложности даже в общении с логопедом.
При данном состоянии нет фонетических, лексических и грамматических дефектов. При своевременной помощи логопеда удается быстро исключить патологическое состояние.
Пациенты с тахилалией возбужденные, движения у них быстрые и резкие. Клиника характеризуется дополнительными симптомами:
На протяжении многих лет тахилалия успешно лечится в нашей клинике выполнением тренингов и домашних упражнений. Специалисты постоянно наблюдают пациента и контролируют эффективность проводимой терапии. После достижения заметных улучшений результат подкрепляется до стойкого формирования нормальной речи. Наши логопеды справляются с самыми сложными задачами и готовы помочь каждому клиенту!