Польское серебро что это
Польша
Серебряную руду близ Олькуша в Верхне-Силезском районе Польши нашел в царствование Казимира Великого Григорий, монах Августинского ордена. Елизавета, сестра Казимира, дозволила жителям г. Олькуша всем и каждому вести здесь разработку руд в течение 6 лет, считая с 1374 г. с уплатой десятины и других пошлин. В грамоте было сказано: «на основании прежних правил и обычаев», из чего следует, что ранее здесь производилась добыча других руд. Затем король Александр в 1505 г. издал специальный закон о разработке рудников Олькуша. В его царствование распространенным типом монеты были полугроши (рис. 66, а).
Разработка месторождения производилась интенсивно. На картах и маркшейдерских планах, относящихся к царствованию Августа III, было обозначено 410 шахт. Большой помехой при добычных работах была вода. С 1455 г. на водоотливе работало 800 лошадей. Затем были пройдены 6 водоотливных штолен (первая в 1517 г.) длиною по несколько километров, направленные к центру месторождения; каждая проходилась десятки лет.
Рис. 66. Монеты из серебра Олькуша:
а — полугрош Александра;
б — трехгрошевик Сигизмунда III;
в — полугрош Свидницы.
В Олькуше с 1578 по 1601 г. при Стефане Батории и Сигизмунде III (рис. 66, б) существовал монетный двор.
Расцвет рудников относится к периоду 1549 — 1669 гг. Рекордным был 1659 г., когда было добыто 2,7 т серебра и 920 т свинца. Оставшиеся от XVI — XVII вв. отвалы и шлаки содержали в среднем 9% свинца. Сильно пострадали рудники в период войны с Швецией. Карл XII наложил на олькушских рудокопов контрибуцию. Поскольку Северная война длилась 21 год (ее решающим моментом была Полтавская битва), водоотливные штольни обрушились и не восстанавливались. Разработки прекратились, хотя запасы руды еще оставались.
Свинцово-цинковые серебросодержащие месторождения Верхней Силезии приурочены к ракушечному известняку (мушелькальку), смятому в пологие складки. Известняки сильно доломитизированы. Среди них имеется ясно выраженный горизонт мощностью от 1, 5 до 4 м, наиболее благоприятный для отложения РУДЫ. Первичные минералы — сфалерит, вюртцит, галенит, пирит, марказит. Их окисление привело к образованию галмейных руд. Серебро связано с галенитом.
Чтобы не возвращаться к Олькушскому месторождению, необходимо отметить, что одним из следствий наполеоновских войн была потеря Польшей независимости: она стала именоваться Царством Польским в составе России В 1815 г. в Польше был возрожден казенный горный промысел Были возобновлены разработки трех галмейных рудников — Иозеф в Старом Оль-куше, Улисс в Буковие и Иержи в Старчинове Гнезда галмея в них, как правило, были покрыты серебросодер — жащим галенитом, однако серебра там добывалось немного Поэтому и являются довольно редкими чеканенные из этого серебра десятизлотовые монеты с надписью «Z SREBRA KRAIOWEGO»
Читайте также
Польша «А» и Польша «Б»
Польша «А» и Польша «Б» Но сначала давайте дорассмотрим до конца, что собой представляла довоенная Польша. Я снова дам высказаться по этому поводу польскому публицисту и историку Збигневу Залусскому:«Несмотря на одержанные Польшей военные успехи, Рижский договор не
Польша
Польша В начале декабря 1944 г. 2-я стрелковая дивизия прибыла в Польшу и была сосредоточена в районе г. Белосток. Как выяснилось позже, в этом районе Польши проживало много бывших белогвардейских офицеров, бежавших из России в 1918–1920 гг.Дивизия вошла в состав 81-го
Польша
Польша Впервые имя Тухачевского появилось в донесениях из этой страны по поводу абсолютно анекдотическому. 29 и 30 января 1928 года вдруг вся польская пресса сообщила о восстании Красной Армии, о том, что четыре дивизии идут на Москву и ведет их Тухачевский. Из польской
Польша
Польша Несмотря на усиленную пропагандистскую работу ведомства Геббельса, победа над Польшей в сентябре 1939 г. была одержана по причинам, далеким от тактических особенностей использования танков и пикирующих бомбардировщиков. Вполне прозрачно и четко ситуацию
Мы — не Польша
Мы — не Польша Мы. не Польша. И не Чехословакия даже. Слишком большие глыбины взрыли, подняли и уничтожили врагов. И слишком много уничтожено у нас кадров буржуазных.Мы уничтожили помещичьи кадры, дворянские, на которых держалась держава российская, мы уничтожили очень
Польша
Польша Варшавское восстание>И как советские войска стояли в предместье Варшавы Праге, ожидая, пока немцы подавят восстание варшавян?Это как раз очередная легенда придуманная поляками. Достаточно для ее опровержения посмотреть на ДАТЫ когда Рокоссовский вышел к Висле,
ПОЛЬША
ПОЛЬША Владислав III Тонконогий 63 Владислав 11 Изгнанник Владислав II Ягайло 81 Владислав I Локеток Сигизмунд III 81 Сигизмунд I Мешко III 234 Мешко I Владислав III 207 Владислав III Тонконогий Казимир IV 270 Казимир II Эта таблица может показаться малоинформативной и не очень
Польша
Польша 964–992 Мешко I992–1025 Болеслав I Храбрый1025–1034 Мешко II Ламберт1034—1037 Болеслав Забытый1039—1058 Казимир I Восстановитель1058–1079 Болеслав II Смелый (король с 1076 г.)1079–1102 Владислав I Герман1102—1138 Болеслав III КривоусыйГерцогство Краковское1139–1146 Владислав II Изгнанник1146–1173
Польша
Польша К северу от Турецкой империи и к востоку от Римской располагалось обширное Польское королевство, простиравшееся от Одера до Днепра и от Балтийского моря до Черного. У Польши не было иных естественных границ, кроме побережья Балтийского моря на севере и Карпат на
Польша
Польша Старая Польша до 1795 года — феодальная республика с избираемым королем — дает нам пример прямо противоположного хода исторических событий. История Польши показывает, что, вплоть до появления на исторической арене современного государства, социальная роль евреев
IV. Польша
IV. Польша Как не бывает медленных зайцев, так нет и простоватых евреев. Из лицемерия и обмана создаёт Израиль свой путь. Лукавство по отношению к Богу и ближнему — самая существенная и наиболее характерная черта иудейской религии и всего еврейского обихода. Этих истин,
Польша
Польша «У Польши, конечно, есть интерес в получении Тешенской области. Возможно, она также готова заключить с Германией соответствующее соглашение. Впрочем, в настоящее время гораздо вероятнее, что она вначале решит выжидать. Также вызывает сомнение, станет ли она
Польша
Польша В полную силу эта политика впервые была применена к Польше после восстания 1863–1864 годов. Польша стала первой страной, где российские власти отбросили политику сотрудничества с местными элитами: многие дворяне подверглись ссылке, а их поместья конфисковали, чтобы
Польша
Польша Когда мы приблизились к Варшаве, там внезапно полыхнуло восстание. И вот нас уже 70 лет клюют за то, что мы его не поддержали. Давайте разбираться…В конце войны существовало целых три польских армии: Крайова, Людова и Войско Польское. Первые две партизанили, но
Польша
Польша Герек, организовавший встречу Жискара и Брежнева в Варшаве, был встревожен состоянием дел не только в далекой Средней Азии, но и в возглавляемом СССР блоке европейских стран, начиная с его родной Польши. Он не скрывал своих опасений при встрече с французским
Польское серебро что это
О системе клеймения серебра в Польше второй половины 18 века.
В 1933 г. Леопард Лепши в труде, изданном в Кракове под заглавием «Золотильное ремесло в Польше», первый опубликовал ряд сведений о варшавских золотых дел мастерах. Он привёл перечень имён ювелиров и некоторые даты их деятельности, а также некоторые клейма. Между прочим, он описал в общих чертах изменения устава варшавского цеха и правительственные распоряжения, касающиеся контроля качества металла. Однако, эти сведения оказались слишком скудными, и даже во многих случаях неточными, для атрибуции предметов варшавского искусства второй половины XVIII века, которыми в большом количестве располагает Варшавский Национальный Музей.
Для точной датировки предметов этой эпохи возникла необходимость нового изучения соответствующих документов. Варшавские архивы цеха золотых дел мастеров не сохранились, поэтому исследуются все доступные материалы и магистратские книги.
Осмотр самих предметов искусства дал много сигнатур, которых не было в публикациях Лепши. Ряд поправок и уточнений в датировке внесли публикации Болеслава Сляского «Dawne ustawy cechu zlotniczego w Warszawie» Варшава 1914 г. и в газете «Dziennik Handlowy» Варшава 1789 г.
Из этих источников можно сделать следующие выводы:
1. В эпоху короля Станислава Августа до 1785 г. варшавские золотильщики пользуются именными клеймами и выбивают на изделиях знак пробы металла. Наиболее часто встречаем знак 12-й пробы серебра. Сохранились также предметы искусства без клейм, но с надписями, связанными с Варшавой, обозначающими время их возникновения.
2. В 1785 г. король Станислав Август дал привилегию варшавским золотильщикам, которая в статье XLI так определяет систему клеймения: каждый мастер обязан выбивать именной штемпель и метить пробу. На 11-й пробе именной штемпель должен быть выбит двукратно, вероятно без цифры, обозначающей достоинство металла, на высших же — один раз близ цифры 12, 13 и 14. Таковое положение продолжалось до начала 1788 г., т. е. до времени появления правительственных распоряжений об обязанности подвергать правительственному контролю качество металла.
3. Вследствие этих распоряжений от 1788 г. почти до 1794 г. рядом с именными знаками появляется только проба 12-ая, выбиваемая мастером. Ту же самую цифру повторяет Городская пробирная палата и сверх того выбивает клеймо Варшавы, на котором в 1788—1789 г. рядом с Сиреной имеется дата. Помимо этого пробирщик Монетного двора выбивает государственный герб — орел без короны и еще раз пробу; в некоторых случаях встречаются также именные знаки пробирщика.
4. После 1794 г. именной штемпель и 12 проба присутствуют без изменений, зато государственный герб и городские знаки появляются очень редко. Вообще в это время изделия метятся самим золотильщиком.
5. В эпоху Станислава Августа в Варшаве работали золотильщики, не объединённые в цех. Их изделия сохранились до нашего времени, но трудно установить их варшавское происхождение, так как они не имеют никаких знаков.
Большинство составляют еврейские золотильщики. Между прочим, их деятельность склонила государственную власть издать в 1787 и 1788 гг. распоряжения о повсеместном обязательном контроле качества благородных металлов. Эта обязанность проставлять клеймо мастера на изделиях неоднократно позволила узнать о существовании некоторых варшавских ювелиров. Так например, Лепши считал, что монограмма I.G.В. ставилась познанским золотильщиком. Однако оказалось, что она принадлежала варшавскому мастеру.
Чётко перерисованная сигнатура «SS», которую Лепши принял за «LS», сокращение имени «Лярус» принадлежит другому мастеру Симону Станецкому, который известен только из документов. Тщательно выбитое клеймо Иосифа Скальского дало возможность исправить данную Лепшим перерисовку его знака, и одновременно установить перечень работ мастера различных периодов.
Заметки о золотых дел мастерстве эпохи просвещения, 1957 г. Boguslaw Kopydlowski. Muzeum Narodowe w Warszawie: Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie.
Комментарии к этой статье:
Комментарий добавил(а): Тарас
Дата: 2018-06-29
Комментарий добавил(а): Ибрагим
Дата: 2020-01-20
Здравствуйте, у меня есть Польская ложка 1712г, выпуклая проба 56. Хочу продать
Комментарий добавил(а): vippuri2008
Дата: 2021-11-23
Комментарий добавил(а): Вячеслав
Дата: 2021-11-29
Здравствуйте у меня есть подстаканник АК Сверху корона 18GP 59
Откуда появилось и что означает клеймо Фраже?
Часто в отношении покрытых серебром изделий говорят просто «фраже». Фраже — что это такое и почему так называют именно серебряные предметы?
История компании Фраже
В 1824 году два брата, ювелира из Франции Альфонс и Иосиф Фраже прибыли в Варшаву с целью организовать фирму, специализирующуюся на производстве недорогих изделий с серебряным покрытием. Планировалось выпускать столовые приборы, посуду, утварь, подсвечники и кадила.
В то время Варшава являлась столицей Царства Польского, входившего в состав Российской империи. Изделия, которые выпускала фирма Фраже, имели вид серебра, хотя на самом деле являлись посеребренной медью, где слой серебра составлял приблизительно 20 микрон. В той части Европы такая технология серебрения была в новинку. Власти в новом государстве были заинтересованы в привлечении инвестиций. Такие изделия также были интересны тем, что могли быть доступны более широкому кругу людей, чем столовое серебро и другие предметы обихода из драгоценных металлов. Поэтому изделия сразу же приобрели успех.
Метод серебрения, применявшийся братьями Фраже, выглядел примерно так: на раскаленную докрасна медь накладывается тонкий лист серебряной фольги и вальцуется. Такое изделие имело название плакированного, позже его стали называть накладным серебром.
В то время существовал указ русского царя о том, что вновь созданным фирмам в Царстве Польском давались субсидии и возможность продавать товары на территории всей империи без пошлины. Фабрика быстро получила популярность, и изделия Фраже пользовались спросом. Уже в 1830 году они получили первую награду — серебряную медаль на выставке в Париже.
В начале сороковых фирма получает новое название — IОСИФЪ ФРАЖЕ, главой ее остается только младший брат Иосиф, так как старший к тому времени возвращается во Францию. Фирма Фраже расширяется и превращается в современное предприятие, оборудованное по самым передовым технологиям, одним из центральных в Восточной Европе.
В 1847 году Иосиф путешествует по Европе и получает новые знания по технологиям серебряного покрытия. Тогда он и изучает гальванизацию, преимущество которой состоит в том, что для гальванического покрытия серебра пригодна не только медь, но и латунь, цинк никель и их сплавы. Наиболее подходящим для гальванизации считается сплав, состоящий из 60 % меди, 12 % никеля и 28 % цинка, так как он сам походит по виду на серебро.
Как клеймились изделия Фраже
После возвращения Иосиф принимает решение полностью перестроить свою фабрику. Появляется цех, в котором производят сплавы, подобные серебру, и опытная лаборатория, где проводятся исследования по гальванизации. Этот метод внедряется в производство на предприятии уже через два года. Гальванизация обладает еще одним существенным преимуществом — возможностью наносить более тонкие слои серебра, что ведет к удешевлению себестоимости продукции.
В 1857 году производство опять расширяется. Приобретается машина для автоматического выпуска столовых приборов, растет и количество рабочих на фабрике. Продукция становится настолько популярной, что словом «фраже» начинают называть любое посеребренное изделие.
В 1867 после смерти Иосифа новым управляющим становится его сын Юлиан. Помимо расширения производства, он делает акцент на маркетинг и на увеличение количества торговых точек. Налаживают и связи с зарубежными предприятиями, которые занимаются выпуском посеребренных изделий, например, с французской компанией КРИСТОФЛЬ, которая передает ряд моделей своей продукции.
Через 30 лет компания становится акционерным обществом. А в 1896 году Фраже получает золотую медаль на выставке в Нижнем Новгороде и разрешение на использование государственного герба на своих изделиях. В то время знак двуглавого орла означал высокое качество продукции. К концу XIX века фирма получает ряд самых престижных наград на международных выставках в Европе.
В 1906 году после смерти Юлиана во главе компании становятся его дочь и зять Святополк-Мирские. До начала Первой мировой войны компания продолжает развиваться и увеличивать объемы производства. Однако после объявления независимости Польши ее дела становятся несколько хуже из-за потери огромного рынка Российской Империи. Количество рабочих уменьшается в шесть раз, но изделия продолжают продаваться и оставаться очень популярными.
Во главе компании перед самым началом Второй мировой становится внук Юлиана. А во время оккупации Польши фирма временно прекращает свою работу и восстанавливается после войны, но становится государственной. В 1965 году объединяется с компанией Братьев Геннеберг и получает новое название.
Посеребренная ваза производства Фраже
Клейма Фраже
Изделия Фраже всегда имели клейма, отличавшие их от посеребренных изделий других фирм. На предметах, выпущенных этой компанией, указывался, кроме компании-производителя, метод нанесения покрытия, а уже через 16 лет после основания фирмы — количество использованного драгоценного материала. Материал подложки также можно встретить на изделиях Фраже. Клейма компании в разные года имели следующий вид:
1) 1824-1840. Раннее клеймо. Состоит из подписи FRAGET A VARSOVIE, размещенной в две строки, на третьей имелось слово DOUBLEE, что означало что серебряное покрытие нанесено с двух сторон. Иногда была добавлена также и цифра, которая указывала на содержание серебра в процентах.
2) 1840-1851. Следующее клеймо имело надпись в овале WARSZAWA FRAGET с годом выпуска. В 1844 ввели внизу пометку 1 QTE, что означает высшее качество, но использовали ее редко. Иногда вместо единички ставили 2 — среднее качество.
3) 1851-1855. Это клеймо было похоже на предыдущее, но вместо года выпуска красовалась надпись PLAQUE, иногда к ней добавлялась жирная точка. В эти же годы ходило клеймо с нанесением буквы N в ромбе, что означало нормальную толщину серебра.
4) В 1854 году выпускались юбилейные клейма. В двух из них надпись была рельефной, в третьем слово FRAGET имело удлиненное написание. Посвящались они 30-летию фабрики.
5) Далее, до 1896 года клейма имели подобный вид, отличались в основном удлинением слов или рельефностью. Содержали пометки PLATER и GALW, что отвечало разным видам нанесения серебра. В 1896 году компания получила возможность ставить отметку с государственным гербом, которая наносилась на изделия вплоть до 1915 года. На определенном этапе изделия маркировались двузначной цифрой, которая означала, сколько серебра ушло на изготовление обычно двенадцати таких приборов.
На протяжении большого периода времени изделия Фраже были очень популярными и расходились с огромной скоростью. По внешнему виду их было не отличить от серебра, а новые на то время технологии позволяли им быть широкодоступными. Несмотря на то что драгоценного металла в таких изделиях немного, они продолжают только расти в цене. Сейчас их уже можно продать как антиквариат, но если найти покупателя, который в этом разбирается.
IОСИФЪ ФРАЖЕ
IОСИФЪ ФРАЖЕ
Сообщение Нелунатик-увы » 26 янв 2016, 20:30
Иоанна Папроцка-Гаек, Давид Никогосян
статья «Варшавские ювелирные фабрики посеребренных изделий, их история и клейма» (журнал «Русский ювелир» №1, 2015 год)
1. Iосифъ Фраже
Ровно 190 лет тому назад два французских ювелира братья Альфонс и Иосиф (Alphonse et Joseph) прибыли в Варшаву, чтобы организовать предприятие по выпуску недорогих посеребренных изделий (посуда, домашняя утварь, подсвечники и кадила, а так же столовые приборы) (1,2). В то время Варшава являлась столицей недавно организованного Царства Польского, провозглашенного на Венском конгрессе 1815 г., посвященном переделу Европы после наполеоновских войн.
Иосиф Фраже (1797-1867)
С разрешения библиотеки Варшавского Университета
Посеребренный сливочник, сделанный на фабрике IОСИФЪ ФРАЖЕ около 1854 г.
Из коллекции Давида Никогосяна
В начале сороковых годов XIX столетия фирма братьев Фраже превращается в предприятие IОСИФЪ ФРАЖЕ (по-польски JОZEF FRAGET). Старший брат Альфонс вернулся во Францию и заинтересовался современной фотографией, в том числе дагеротипией. Интересно, что в этом процессе в качестве фоточувствительного элемента также используется посеребренная медная пластина. Между тем Иосиф решил расширить свой бизнес и в 1844 г. приобрел большой участок земли на Электоральной улице (ul. Elektoralna) No. 753. Это было стратегически очень мудрым решением. Вскоре его фирма превращается в одно из наиболее современных и прекрасно оборудованных предприятий по выпуску посеребренных изделий в Восточной Европе.
Посеребренный подстаканник, сделанный на фабрике IОСИФЪ ФРАЖЕ между 1860 и 1896 гг.
Из коллекции Давида Никогосяна
После возвращения в Варшаву в 1849 г. Иосиф Фраже капитально перестраивает свою фабрику, добавляет плавильный цех для собственного производства сереброподобных сплавов и лабораторию для опытов по гальваническому нанесению серебра. Иосифу Фраже даже удается переманить в Варшаву одного из лучших химиков, работающего на фирме КРИСТОФЛЬ. В 1851 г. Фраже внедряет в производство революционный метод гальванического нанесения серебра. Гигантским преимуществом этого метода является возможность нанесения очень тонких микронных слоев серебра, что ведет к экономному расходованию благородного металла и к значительному уменьшению конечной стоимости продукта. Забегая вперед, отметим, что к концу XIX века гальванический метод нанесения серебра практически полностью вытесняет старый метод припаивания серебра на подложку с последующим вальцеванием. Тем не менее и русский термин «накладное серебро», и польский термин «платер» существуют до сих пор, однако в современной научной литературе они обозначают нанесение серебра на поверхность подложки любым из двух вышеупомянутых методов (см. ниже).
Реклама фабрики IОСИФЪ ФРАЖЕ на трех языках: французском, польском и русском; она включает изображение медали «За полезное» с портретом царя Николая I, полученной за участие в промышленной выставки 1842 г. в Варшаве; в центре показаны новые помещения на Электоральной улице Nо.753; внизу указаны адреса магазинов, в том числе адрес магазина в Санкт-Петербурге на Невском проспекте в доме Армянской церкви, ныне Невский пр., д. 40/42; с разрешения Варшавского Государственного Архива
Юлиан Фраже (1841 – 1906).
С разрешения библиотеки Варшавского университета
Посеребренный чайник, выпущенный фабрикой IОСИФЪ ФРАЖЕ между 1896 и 1915 гг.
Из коллекции Давида Никогосяна
После смерти Марии ее сын Иосиф Святополк-Мирский (Jozef Swiatopelk-Mirski) становится во главе фирмы. В 1939 г. после оккупации Польши войсками фашистской Германии фирма JOZEF FRAGET приостанавливает свою деятельность. После окончания Второй мировой войны в 1945 г. фабрика открывается вновь, но вскоре становится государственным предприятием. Наконец, в 1965 г. фирма JOZEF FRAGET была соединена с другой известной варшавской платерной компанией BRACIA HENNEBERG (БРАТЬЯ ГЕННЕБЕРГ), получив при этом слиянии новое имя HEFRA.
Интересно проследить за эволюцией полного названия фирмы ИОСИФЪ ФРАЖЕ. Около 1860 г. название фирмы является наиболее полным и правильным, но довольно громоздким: «Фабрика плакированных и серебряных изделий, столовых приборов, выделанных на патентной машине, а также завод гальванических предметов в Варшаве». Здесь отдельно упомянуты два типа изделий с различным способом нанесения серебра: из накладного серебра и из серебра, нанесенного гальваническим способом.
Около 1890 г. полное название фирмы сокращается и звучит следующим образом: «Фабрика изделий из накладного серебра на меди и новом серебре, изготовленных гальваническим методом, а также серебряных изделий 84-й пробы». Здесь тоже всё правильно, но звучит довольно неуклюже.
В каталогах фирмы IОСИФЪ ФРАЖЕ 1907-1912 гг. написано: «Фабрика изделий из накладного серебра на меди и новом серебре и серебряных изделий 84-й пробы». Здесь уже налицо перенос названия «накладное серебро» на изделия из нового серебра, посеребренного гальваническим методом.
Как мы видим, с годами постепенно происходит подмена термина «гальваническое напыление серебра» термином «накладное серебрение», и поэтому в современной русской научной литературе термин «накладное серебро» относится к обоим методам нанесения серебра.
Фрагмент черенков столовых приборов фирмы IОСИФЪ ФРАЖЕ так называемого греческого фасона, изготовленных после 1915 г.
Композиция справа принадлежит знаменитому французского медальеру Оскару Роти (Ockar Roty) и создана к 50-летнему юбилею фирмы КРИСТОФЛЬ в 1893 г.
Из коллекции Давида Никогосяна
Канделябр, выпущенный на фабрике IОСИФЪ ФРАЖЕ, показанный в Париже на Всемирной выставке 1900 г. и удостоенного первого приза (Grand-Priх); ныне находится в костеле Св. Карла Варфоломея (Sw.Karol Boromeusz) в Варшаве.
Фото Збигнева Решки (Zbigniew Reszka)
Страничка из каталога изделий фирмы, выпущенного в 1907 г.
Посеребренный молочник (модель 3742), выпущенный фабрикой IОСИФЪ ФРАЖЕ между 1860 и 1896 гг. Из коллекции Давида Никогосяна
Фрагмент из каталога фирмы, выпущенного в 1907 г.
Современный вид фронтального здания фабрики.
Фото Збигнева Решки (Zbigniew Reszka)
Литература:
1. Joanna Paprocka. Srebra i Platery Firmy Józef Fraget. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 1992, 1-97 [in Polish]. Русский перевод названия: Иоанна Папроцка. Серебряные и Посеребренные Изделия Компании Иосиф Фраже.
2. Joanna Paprocka-Gajek. Platery Warszawskie w Latach 1822-1914. Warszawa: Muzeum Pałac w Wilanowie, 2010, 1-375 [in Polish]. Русский перевод названия: Иоанна Папроцка-Гаек. Варшавские Изделия из Накладного Серебра 1822-1914 гг.
3. Елена Елькова: “Plaqué” и “Doubléе”. Изделия из французского накладного серебра. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, №4 (46), 76-84 (2007).
4. Давид Никогосян: Клейма посеребренных изделий варшавских заводов Российской Империи. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, № 7-8(98), 74-93 (2012).
5. David N. Nikogosyan: Christofle: History and Marks. Silver Magazine, vol.44, No.1, pp.28-35 (2012). Русский перевод названия: Давид Никогосян. Кристофль: история фабрики и клейма.
6. Turgan. Les Grandes Usines de France. Paris, 1860, p.314. Русский перевод названия: Турган. Большие фабрики Франции.
Авторы статьи:
Иоанна Папроцка-Гаек родилась в Варшаве, Польша. Искусствовед, д-р искусствоведения. Заведует отделом прикладного искусства в музее «Замок короля Яна III в Вилянуве под Варшавой», хранит и реставрирует серебро, позолоченную бронзу и старинные светильники. Автор ряда бестселлеров по истории варшавских ювелирных фабрик посеребренных изделий.
Давид Никогосян родился в Ереване, Армения.
Физик, д.ф.-м.н, профессор. Автор ряда книг по нелинейной оптике, изданных в СССР и за рубежом. В последние десять лет увлекается изучением клейм посеребренных изделий европейских и русских ювелирных фабрик.
Re: IОСИФЪ ФРАЖЕ
Сообщение ESol » 27 янв 2016, 23:43
КЛЕЙМОВНИК ВАРШАВСКОЙ ФАБРИКИ IОСИФЪ ФРАЖЕ/JOZEF FRAGET ДЛЯ ПОСЕРЕБРЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Варшавская фирма IОСИФЪ ФРАЖЕ использовала весьма оригинальную систему клейм посеребренных изделий, отличную от маркировки других стран континентальной Европы. За исключением клейм первых 16 лет существования фирмы в ней отсутствуют какие-либо обозначения для количества израсходованного серебра. Зато очень четко указана применяемая технология серебрения: метод накладного серебра или гальваническое посеребрение, а так же материал подложки. Отметим также, что данный клеймовник не содержит клейм столовых приборов.
Период, клеймо и комментарий
1. 1824-1840
2. 1840-1851
Следующее клеймо ФРАЖЕ также ставилось на изделия из накладного серебра. Оно состоит из надписи по-польски WARSZAWA FRAGET (ВАРШАВА ФРАЖЕ, причем слово FRAGET всегда набрано шрифтом serif), + год выпуска, помещенных в овал. Начиная с 1844 г. внизу овала помещается французская надпись 1 QTE (сокращенное от 1 QUALITE, что означает высшее качество). Следует отметить малые изменения в написании 1 QTE от года к году. Встречается редко.
Замечание: иногда используется французская надпись 2 QTE (сокращение от 2 QUALITE, что означает среднее качество). Встречается крайне редко.
3. 1851-1854
Следующее клеймо фирмы IОСИФЪ ФРАЖЕ относится к накладному серебру. Оно состоит из польской надписи WARSZAWA FRAGET (ВАРШАВА ФРАЖЕ, причем слово FRAGET всегда набрано шрифтом serif) + французское слово PLAQUE, помещённых в овал.
Встречается крайне редко.
4. 1851-1854
Первое клеймо фирмы IОСИФЪ ФРАЖЕ, относящееся к гальваническому нанесению серебра.
Отличается от предыдущего клейма No.3 наличием жирной точки после слова PLAQUE/
Встречается редко.
5. 1851-1854
Следующее клеймо фабрики IОСИФЪ ФРАЖЕ также относится к гальваническому нанесению серебра. Дополнительно к жирной точке, используемой в клейме № 4, это клеймо содержит ромб с буквой N, который означает нормальную толщину слоя серебра, нанесенного на поверхность подложки (обычно в качестве подложки используется латунь).
Встречается редко.
6. 1854
7. 1854
Ещё одно «юбилейное» и редкое клеймо. Относится к накладному серебру. Отличается от клейма № 3 удлиненным написанием слова FRAGET. Как и в случае клейма № 6, все надписи сделаны в шрифте serif. Встречается редко.
8. 1854-1860
Стандартное клеймо, относящееся к накладному серебру. В отличие от предыдущего клейма № 7, все надписи сделаны шрифтом serif. Встречается относительно часто.
9. 1854-1860
Стандартное клеймо, парное по времени к предыдущему № 8 и относящееся к гальваническому методу нанесения серебра. Отметим, что по сравнению с клеймом № 6 используется удлиненное написание слова FRAGET. Рельефная печать не используется, а жирная точка после слова PLAQUE отсутствует. Все надписи набраны шрифтом sans serif. Размер овала варьирует между 7,6 мм х 10,5 мм и 8,0 х 10,7 мм. Встречается относительно часто.
10. 1860-1896
Следующее стандартное клеймо фирмы IОСИФЪ ФРАЖЕ, относящееся к накладному серебру. Оно состоит из польской надписи FRAGET W WARSZAWIE (ФРАЖЕ В ВАРШАВЕ), помещенной в овал. Под овалом (иногда сбоку) находится другая польская надпись PLATER (НАКЛАДНОЕ СЕРЕБРО), помещенная в картуш и указывающая на метод нанесения серебра. В малом овале приведен герб цеха кузнечных дел мастеров по меди и бронзе (два скрещенных молотка и циркуль). Иногда этот знак делается дважды. Встречается относительно редко.
11. 1860-1896
Стандартное клеймо, парное по времени к предыдущему № 10 и относящееся к гальваническому методу нанесения серебра. Оно состоит из польской надписи FRAJET W WARSZAWIE (ФРАЖЕ В ВАРШАВЕ), помещенной в овал. Размер овала варьирует между 7,5 мм х 9,9 мм и 8,0 мм х 10,4 мм. Ромб (или маленький овал) с буквой N означает нормальную толщину слоя серебра, нанесенного на поверхность подложки (обычно в качестве подложки используется латунь). Под большим овалом в картуше находится надпись GALW, которая является сокращением от польского слова GALWANIZACIA (ГАЛЬВАНИЗАЦИЯ), указывающая на метод нанесения серебра. Отметим двоеточие на конце слова GALW. В малом овале приведен герб цеха кузнечных дел мастеров по меди и бронзе (два скрещенных молотка и циркуль). Иногда этот знак дается дважды. Встречается часто.
12. 1896
в 1896 г. компания IОСИФЪ ФРАЖЕ получила право на использование изображения Российского государственного герба на своих изделиях (см. выше). Немедленно стали применяться новые клейма с двуглавым орлом (см. ниже). Одновременно клейма всех нераспроданных изделий были надпечатаны изображением Государственного герба. Данное клеймо представляет собой клеймо № 10 (для накладного серебра) с надпечаткой в виде двуглавого орла. Герб цеха кузнечных дел мастеров по меди и бронзе (два скрещенных молотка и циркуль) дается дважды. Встречается редко.
13. 1896
Парное по времени клеймо для изделий фирмы IОСИФЪ ФРАЖЕ, созданных при помощи гальванического метода нанесения серебра. Состоит из клейма № 11 с надпечатанным изображением двуглавого орла (история вопроса изложена в комментариях к клейму № 12). Размер большого овала варьирует между 7,1 мм х 9,4 и 7,4 мм х 10,3 мм. Герб цеха кузнечных дел мастеров по меди и бронзе (два скрещенных молотка и циркуль) дается только один раз. Встречается часто.
14. 1896-1915
15. 1896-1915
16. 1896-1915
17. После 1915
Стандартное клеймо компании JOZEF FRAGET для маркировки изделий, посеребренных гальваническим способом при использовании латуни в качестве подложки. Использовалось после отделения Польши от России. Является разновидностью вышеприведенного клейма № 15, в котором отсутствует герб Российской империи.
18. После 1915
Другое стандартное клеймо компании JOZEF FRAGET для маркировки изделий, посеребренных гальваническим способом при использовании сереброподобного металла другой композиции в качестве подложки. Использовалось после отделения Польши от России. Является разновидностью вышеприведенного клейма № 16, в котором отсутствует герб Российской империи. Размер овала на нижнем фото 7,0 мм х 8,2 мм.
19. После 1915
Более позднее стандартное клеймо компании JOZEF FRAGET для маркировки изделий, посеребренных гальваническим способом при использовании сереброподобного металла другой композиции в качестве подложки. Является разновидностью вышеприведенного клейма № 18. Буквы ВМ в центре овала являются аббревиацией от польской надписи BIALY METAL (в переводе опять «белый металл», но здесь речь идёт о другом сплаве).
статья «Варшавские ювелирные фабрики посеребренных изделий, их история и клейма» (журнал «Русский ювелир» №1, 2015 год)
Иоанна Папроцка-Гаек, Давид Никогосян
Re: IОСИФЪ ФРАЖЕ
Сообщение Нелунатик-увы » 25 июн 2016, 13:59
Всероссийская мануфактурная выставка 1870 года в Санкт-Петербурге
Отчет о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге: «…мельхиоровые вещи … пользуются видимым предпочтением нашей публики. Производство этих изделий довольно распространено в обоих столицах и в Варшаве, хотя имело на выставке только семь представителей. Из них по составу металла и по чистоте отделки наиболее одобрения заслуживают варшавские фабриканты г.г. Норблин и К° и Фраже и петербургский г. Качъ«.
Re: IОСИФЪ ФРАЖЕ
Сообщение Нелунатик-увы » 27 июн 2016, 19:26
Всероссийская художественная выставка в Москве 1882 года
Витрина мельхиоровых изделий Иосифа Фраже
Re: IОСИФЪ ФРАЖЕ
Сообщение grekso2 » 27 июн 2016, 21:07
Попалась довольно-таки интересная ложка. Клеймо «FRAGET»,»12″(проба)и клеймо «петушок».
По всей видимости это раннее изделие фирмы ФРАЖЕ когда они ещё выпускали серебро параллельно с плакировкой.У меня вопрос.Каким временем датировать ложку?Когда они прекратили выпуск серебра? Заранее спасибо.
Re: IОСИФЪ ФРАЖЕ
Сообщение Нелунатик-увы » 27 июн 2016, 22:47
Re: IОСИФЪ ФРАЖЕ
Сообщение Leonid » 22 янв 2018, 13:26
Re: IОСИФЪ ФРАЖЕ
Сообщение ESol » 22 янв 2018, 14:32