Положительный тангаж что это
Положительный тангаж что это
Пилота́ж — пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью поражение противника или выполнение фигур в воздухе.
Тангаж, крен и рыскание – три угла которые задают наклон самолета относительно его центра инерции по трём осям.
Тангаж – поворот самолета относительно горизонтальной поперечной оси, вверх и вниз
положительный тангаж — кабрирование, штурвал на себя, нос самолета вверх
отрицательный тангаж — пикирование, штурвал от себя, нос самолета вниз
Крен — поворот самолета вокруг его продольной оси, влево или вправо.
Штурвал влево или вправо
Рыскание — поворот самолета относительно вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево. Управляет этим вращением руль направления.
8 САМЫХ СЛОЖНЫХ ФИГУР ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА
Бочка
Как: Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.
Когда: впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь
Зачем: трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед, и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту.
Колокол Квочура
Как: Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.
Когда: Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.
Зачем: Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».
Иммельман
Когда: впервые фигура выполнена на моноплане «Фоккер Е.III» 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики, лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.
Зачем: фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.
Плоский штопор
Как: Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.
Когда: В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете «Ньюпор-XXI» на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения.
Зачем: В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.
Чакра Фролова
Как: Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.
Когда: Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже.
Хаммерхед
Как:Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.
Когда: Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.
Зачем: Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.
Фигура Пугачева
Как: Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов на Су-27, (на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.
Когда: Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле-Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.
Зачем: Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.
Ранверсман
Как: Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона).
Когда: Предположительно, опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку.
Зачем: Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.
Тангаж
Это один из трёх углов (крен, тангаж и рыскание), которые задают наклон летательного средства относительно его центра инерции. По отношению к морским судам используется термин «дифферент» с таким же значением.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Тангаж» в других словарях:
тангаж — движение, качка Словарь русских синонимов. тангаж сущ., кол во синонимов: 2 • движение (93) • качка … Словарь синонимов
ТАНГАЖ — (франц. tangage килевая качка) угловое движение летательного аппарата или судна относительно поперечной (горизонтальной) оси … Большой Энциклопедический словарь
ТАНГАЖ — ТАНГАЖ, в АЭРОДИНАМИКЕ, угловое движение лонжерона самолета вокруг оси относительно горизонта. Руль высоты управляет тангажем посредством опускания (или поднимания) хвостового оперения относительно носа для увеличения (или уменьшения) угла атаки… … Научно-технический энциклопедический словарь
Тангаж — (франц. tangage килевая качка) угловое движение ЛА, при котором его продольная ось (см. Системы координат) изменяет своё направление относительно горизонтальной плоскости; характеризуется углом Т. и скоростью Т. Угол тангажа (θ) угол между… … Энциклопедия техники
тангаж — а, м. tangage m. Колебания воздушного судна в вертикальной плоскости продольной оси. Т. можно назвать килевой качкой. 1925. Вейгелин Сл. авиа. Наклон летательного аппарата (самолета, ракеты) или судна относительно его главной оси в полете,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ТАНГАЖ — угловое движение летательного аппарата или судна относительно поперечной (горизонтальной) оси … Большая политехническая энциклопедия
тангаж — (франц. tangage килевая качка), угловое движение летательного аппарата или судна относительно поперечной (горизонтальной) оси. * * * ТАНГАЖ ТАНГАЖ (франц. tangage килевая качка), угловое движение летательного аппарата (см. ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ)… … Энциклопедический словарь
Тангаж — (франц. tangage килевая качка) угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной поперечной оси инерции. Угол Т. угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью. В авиации… … Большая советская энциклопедия
ТАНГАЖ — (франц. tangage) угловое движение судна или ЛА (напр., самолёта) относительно гл. поперечной оси инерции. Угол Т. угол между продольной осью ЛА и горизонтальной плоскостью … Большой энциклопедический политехнический словарь
Кабрирование
Тангаж (фр. tangage — килевая качка), угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной поперечной оси инерции. Угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью. В авиации различают тангаж с увеличением угла (кабрирование) и с уменьшением угла (пикирование); вызывается отклонением руля высоты.
Это один из трёх углов (крен, тангаж и рыскание), соответствующих трём самолетным углам, которые задают наклон летательного средства относительно его центра. По отношению к морским судам используется термин «дифферент» с таким же значением.
Примечания
Смотреть что такое «Кабрирование» в других словарях:
Кабрирование — (французское cabrage, от cabrer поднимать на дыбы) движение летательного аппарат в вёртикальной плоскости вокруг поперечной (горизонтальной) оси в сторону увеличения угла атаки (нос летательного аппарата поднимается вверх относительно местного… … Энциклопедия техники
КАБРИРОВАНИЕ — задирание самолета в полете носом вверх. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
кабрирование — сущ., кол во синонимов: 1 • поворот (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
кабрирование — я, ср. cabrer. Поворот летящего самолета вокруг поперечной оси, при котором поднимается нос самолета. СИС 1985. Такое положение или маневр самолета, когда у него виснет хвост (самолет кабрирует, летчик скабрировал). 1925. Вейгенлин Сл. авиа.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
кабрирование — rus кабрирование (с), дыбление (с) eng rearing (tractor), rear upsetting fra cabrage (m) deu Aufbäumen (n) spa vuelco (m) hacia atrás, encabritamiento (m) … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
Кабрирование — ср. Поворот летящего самолета вокруг поперечной оси, при котором поднимается нос самолета. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
КАБРИРОВАНИЕ — (франц. cabrage, от cabrer поднимать на дыбы) движение ЛА в вертик. плоскости с вращением корпуса относительно поперечной (горизонтальной) оси в сторону увеличения атаки угла (нос ЛА поднимается вверх выше местного горизонта) … Большой энциклопедический политехнический словарь
Кабрирование — вид манёвра боевых самолётов (вертолётов) в вертикальной плоскости с набором высоты. Применяется при бомбометании (как правило, с малых высот). Обеспечивает безопасность ЛА от воздействия сброшенных средств поражения … Словарь военных терминов
кабрирование — кабр ирование, я … Русский орфографический словарь
Положительный тангаж что это
Авиапроект «Крылья Советов» запись закреплена
ЧТО ТАКОЕ КРЕН, ТАНГАЖ И РЫСКАНИЕ
#авиасловарик
Это три угла поворота, соответствующие трём углам Эйлера, которые задают ориентацию летательного аппарата (ЛА) относительно нормальной системы координат (относительно его центра инерции по трём осям).
КРЕН (Roll) — отклонение плоскости симметрии ЛА от вертикального положения (от местной вертикали к земной поверхности). Другими словами: поворот ЛА или судомодели вокруг её продольной оси.
Характеризуется углом крена и скоростью крена.
Манёвры крена используются, например, при разворотах, при выполнении фигур пилотажа, при заходе на посадку для парирования смещения траектории летательного аппарата относительно оси взлётно-посадочной полосы.
Управление креном осуществляется органами поперечного управления: элеронами — элементами механизации крыла. Самопроизвольный крен летательного аппарата называют валёжкой.
ТАНГАЖ (Pitch) — угловое движение ЛА, при котором его продольная ось изменяет своё направление относительно горизонтальной плоскости. Другими словами: угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции. Характеризуется углом тангажа и скоростью тангажа.
Угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью.
Манёвры авиамодели с увеличением угла тангажа называются кабрированием, а с уменьшением — пикированием. Эти манёвры осуществляются созданием момента тангажа за счёт отклонения органов управления: руля высоты или элевонов.
РЫСКАНИЕ (Yaw) — угловые движения ЛА вокруг вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судомоделям. Управляет этим вращением руль направления (англ. rudder).
В динамике полёта рыскание (вернее, угол рыскания) также означает угол поворота корпуса самолёта в горизонтальной плоскости, отсчитываемый от направления на север. Этот угол сходен с курсом, но отсчитывается строго в соответствии с выбранной системой координат. В традиции российской школы это означает отсчёт положительных углов против часовой стрелки, если смотреть сверху. Кроме того, обычный рассматриваемый диапазон углов рыскания ±180°.
Курс судна — угол, в плоскости истинного горизонта, между истинным N (север) и диаметральной плоскостью судна. Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° (т. н. «чистый норд») до 359°.
Нашли неточность или есть что добавить? Пишите в комментариях, буду рад!
ТАНГАЖ
Танга́ж (франц. tangage килевая качка) угловое движение лететельного аппарата, при котором его продольная ось (см. Системы координат) изменяет своё направление относительно горизонтальной плоскости; характеризуется углом Т. и скоростью Т.
Угол тангажа θ угол между продольной осью OX и горизонтальной плоскостью OXgZg нормальной системы координат (СК); положителен, когда продольная ось находится выше горизонтальной плоскости. Угол Т. равен сумме угла атаки α и угла наклона траектории θ угла между направлением земной скорости лететельного аппарата и горизонтальной плоскостью OXgZg (угол θ положителен, когда проекция земной скорости на ось OYg положительна). При определении ориентации скоростной СК относительно нормальной СК используют скоростной угол тангажа θa угол между скоростной осью OXa и горизонтальной плоскостью OXgZg нормальной СК. Скорость тангажа ωz составляющая угловой скорости лететельного аппарата по оси OZ связанной СК.
Манёвры с увеличением θ называются кабрированием, а с уменьшением пикированием. Эти манёвры осуществляются созданием момента Т. (см. в ст. Аэродинамические силы и моменты) за счёт отклонения органов управления Т.
Измерение скорости Т. осуществляется гироскопическим датчиком угловых скоростей, угол Т. измеряется гировертикалью. См. также Продольное движение.