Положительный фидбэк что это
Фидбек, который работает: 7 правил
В работе и в жизни мы сталкиваемся с большим количеством людей. Достаточно часто мы ждем от человека определенной реакции, поэтому нам необходимо давать обратную связь, которая иными словами называется фидбэк.
Что такое фидбэк?
Например, вы являетесь начальником компании, и вам нужно, чтобы новая сотрудница смогла расположить к себе клиентов. Самое сложное в данном случае — дать обратную связь, чтобы сотрудники вели себя соответствующе и в случае необходимости изменили свое поведение. В некоторых случаях сотрудники могут просто неправильно истолковать ваши отзывы, что в дальнейшем приведет к полному игнорированию. Кроме того, неправильная обратная связь может привести к тому, что сотрудник оскорбится вашим поведением.
Для того чтобы фидбек был правильным, необходимо выяснить, подходящее ли время и место. Вы можете ознакомиться с основными правилами фидбека, при помощи которых возможно корректировать поведение людей в нужном направлении.
Выяснение предпочтений
Для начала вам необходимо определиться, как каждому из членов команды нравится получать обратную связь. Некоторые люди хотят услышать все сразу, другим же нравится получать отзывы в отсутствие других людей, а иногда и на следующий день в спокойной обстановке. Эти два подхода являются полностью разными и начальнику всегда придется подстраиваться.
Для того чтобы не тратить свое время и силы, лучше всего просто сразу спросить у человека, как он желает получать фидбек. Вы можете предложить сотруднику обратную связь сразу же или в определенный день, а также назначить время. Возможно, человеку необходимо будет даже подготовиться. Также многие люди предпочитают разные способы
общения, поэтому тут следует учесть, как будет происходить обратная связь — по телефону, в мессенджере или в виде письма.
Реакция с пометкой «будущее»
Обратная связь всегда играет большую роль в общении с людьми. Так, например, можно общаться с клиентами и делать акцент не на том, что в действительности является важным. В связи с этим вы можете потерпеть поражение, и клиенты просто от вас уйдут. Всегда тщательно следите за тем, что и как делают окружающие, и не стесняйтесь молниеносно давать обратную связь.
Фидбек в контексте
Старайтесь давать фидбек в контексте. Но это вовсе не значит, что обратная связь должна быть молниеносной. Следует очень тщательно следить за тем, когда человек готов получить обратную связь. Если ваш отзыв относится к тексту, который необходимо подготовить на собрание, вы можете обозначить, что даете обратную связь для того, чтобы у человека было время подготовиться.
Избегайте критики в перемешку с похвалой
Очень часто многие руководители придерживаются обратной связи в виде сэндвича. Таким образом, они сразу выдают похвалу, далее идет что-то не слишком приятное и хвалебное, а затем руководитель вновь хвалит подчиненного. Такой подход не приводит ни к чему хорошему, так как человек слышит исключительно то, что он хочет услышать.
Забота — главное в фидбеке
Для того чтобы заставить человека что-то сделать так, как вам это нужно, следует проявить некую заботу при фидбеке. Если начальник хочет, чтобы определенный сотрудник добился успеха в работе, он просто обязан сообщить об этом.
Конкретика — залог успеха
Если вы будете избегать конкретики, скорее всего, ваш отзыв не принесет другому человеку никакой пользы. Помните, что ни при каких обстоятельствах другой человек не прочитает ваши мысли, поэтому вам нужно в точности передавать свои мысли и желания по отношению к этому человеку. В данном случае вы должны избегать предположений и руководствоваться исключительно своими наблюдениями.
Обратная связь — это беседа
Помните, что обратная связь не является монологом. Когда вы хотите добиться от человека изменения поведения, вам необходимо провести диалог. Для того чтобы услышать от собеседника конкретику и порядок действий, вам следует просто напрямую задавать интересующие вас вопросы. Не стесняйтесь спросить у человека о его мыслях по поводу конкретной ситуации, возможно, вы сможете узнать у него, как бы он поступил в том или ином случае.
Главная сложность обратной связи состоит в том, что нужно понять место и время высказывания отзывов о других. Не следует делать нелепые попытки установки обратной связи, а лучше подождите, пока у вас накопятся определенные ресурсы для ее проявления. Используйте все эти простые советы, и вы увидите, как люди начнут делать так, как необходимо именно вам. А также лучшему пониманию вопроса способствует прохождение курса Викиум «Эмоциональный интеллект«.
Фидбек
Фидбек — это ответная реакция на те или иные события, действия. Он представляет собой отклик одного человека или обширной аудитории.
Слово пришло от английского «feedback». Распространенные примеры фидбека:
В буквальном смысле в переводе с английского feedback означает «обратная связь». Это определение хорошо передает реальный смысл значения слова в русском языке. Существует мнение, что это английское словосочетание пришло в русскоязычную аудиторию именно для того, чтобы заменить словосочетание «обратная связь» на более емкое, короткое выражение. Проще сказать «Я получил хороший feedback», чем «Я получил хорошую обратную связь». Это более направлено на интернет аудиторию, что актуально.
Хотя термин очень востребован и в оффлайне. Например, покупатель получает доставку пиццы или роллов, где на свои вопросы или претензии получает откровенное хамство. В такой ситуации клиент может обратиться к старшему менеджеру, компания получает отрицательный фидбек, и может это учитывать в дальнейшем в работе с клиентами.
Другой пример — положительный фидбек: преподаватель ВУЗа просит слушателей участвовать в обсуждении, задавать вопросы по лекции, быть активными, высказывать свое мнение. Аудитория делится своими рассуждениями — преподаватель получает фидбек и понимает, усвоен материал или нет.
Настроить интеграцию без программистов ApiX-Drive
Статьи о маркетинге, автоматизации и интеграциях в нашем Блоге
9 признаков эффективного фидбэка
Предприниматель и основатель платформы JotForm Айтекин Танк рассказал о том, как правильно дать фидбэк, чтобы тот принес результаты.
Я перечитал комментарий в нашем разделе, посвященном техподдержке. «Сколько лет пользуюсь JotForm, а платформа становится все медленнее, а разработчики не слушают просьбы пользователей об улучшении функционала».
Да уж. Не самая приятная вещь, которую я прочитал в тот день. Признаюсь, было обидно. Но я понимал, что человек, который написал этот комментарий, отчасти был прав.
В то время мы как раз вводили новую функцию, из-за чего были очень заняты. В итоге на рассмотрение просьб уходило больше времени.
Я лично ответил комментатору, а потом связался с ним через электронную почту — объяснил ему ситуацию и предложил возможное решение проблемы.
Этот комментарий был ценным, ведь в нем человек поделился опытом использования нашего продукта. Разработчики (а также дизайнеры, писатели и другие) всегда будут чего-то не замечать, как бы они ни старались. Отзывы отражают ситуацию, воспринимайте их как дар. Но только если они действительно эффективны.
Эффективный отзыв показывает текущее положение вещей и позволяет немного заглянуть в будущее, при этом не задерживаясь в прошлом. Отзыв неэффективен, если он раздувает (или наоборот ранит) чье-то эго. Найти золотую середину очень трудно — нужно соблюдать тонкую грань между объяснением и поучением, тонкостями и приукрашиванием, беспристрастностью и личными обвинениями.
Эмоции, опыт, страхи и сверхоправдания мешают дать действительно полезный отзыв. Как же составить его действительно эффективно?
О чем говорить, а о чем нет
Не нужно замечать каждый промах, но и не стоит закрывать на все глаза. Если какая-то проблема продолжает периодически возникать, она может превратиться в привычку.
Вот первое правило хорошего отзыва: он должен быть основан на закономерности. Возможно, речь идет о какой-то детали, но если та повторяется, она становится элементом большей картины. Обращая внимание на закономерности, вы избавляетесь от предвзятости новичка (мы всегда преувеличиваем значимость событий, которые произошли в недавнем времени).
Именно поэтому я обратил внимание на тот комментарий — в нем человек говорил о закономерностях, которые он заметил за годы пользования нашим продуктом.
Баланс негатива и позитива
Какой отзыв более эффективен — тот, что содержит конструктивную критику или положительную мотивацию?
Положительный отзыв всегда мотивирует людей продолжать делать то, что у них получается, с большим энтузиазмом и креативностью.
Однако ошибки замечать гораздо проще. Успехи и достижения легко теряются на общем фоне, а вот промахи, наоборот, сразу же бросаются в глаза.
Недавнее исследование Гарвардского университета показало, что 21% лидеров старается не давать негативный фидбэк, а 37% не пишут положительные отзывы.
Однако, согласно исследованию, когда руководитель отмечает успехи сотрудников, те работают усерднее, а если же начальник дает только отрицательные отзывы, его эффективность падает в глазах окружающих.
Научитесь замечать, что другие люди (ваши сотрудники, супруг или дети) делают правильно или достаточно хорошо. Положительные отзывы показывают, что вы в одной лодке с этими людьми, что вы в них верите и хотите, чтобы те добились успеха.
Но положительный успех не может быть единственным мотиватором. Похвала и конструктивная критика должны дополнять друг друга, как инь и янь. Как же найти идеальный баланс между ними? По моему опыту, лучше всего, чтобы на шесть положительных комментариев был один негативный.
Как оставить положительный отзыв
Он может быть кратким и простым. Чуть больше замечания «хорошая работа». Может показаться, что люди сами понимают, когда сделали что-то хорошо, но 71% утверждает, что им бы хотелось признания своего труда.
Озвучка чьих-то достижений стимулирует участки мозга, отвечающие за вознаграждение. Появляется мотивация, а слушающий становится открытым к конструктивным предложениям.
Положительные комментарии не должны быть наглой лестью, они обязаны отражать ваши искренние наблюдения. Такие комментарии показывают, что делает человек, а не кем он является, его усилия, а не способности.
Как сказала социальный психолог Хайди Грант Хэлворсон: «Хвалите процесс, а не человека. Когда он столкнется с проблемой, он вспомнит процесс, который помог ему в прошлом добиться успеха, и он воспользуется своими знаниями».
Как оставлять негативные отзывы
Негативные комментарии вызывают у нас мощную реакцию. Это первобытный инстинкт, благодаря которому наш мозг помогал нам обороняться от хищников.
Сейчас в роли хищника выступают критические наблюдения, и, столкнувшись с ними, у нас просыпается стремление защитить себя и свою драгоценную самооценку. Мы чувствуем, что нас атакуют и встаем в оборонительную стойку. Эта ситуация знакома многим.
Именно поэтому так сложно оставлять другим негативные отзывы — никто не любит причинять другим неприятности или как-то их смущать. Поэтому мы ходим вокруг да около проблемы, прячем критику за банальными фразами.
Мы выражаем негатив в добродушной, вежливой манере. Начинаем с фразы «Мне нравится твоя работа, но. », а потом пускаемся в долгое перечисление всего, что не понравилось. Либо вообще предпочитаем промолчать.
Но все это не работает. Люди не глупые, они все равно услышат ваш негатив и при этом все равно почувствуют, что их атакуют или опекают. И доверие к вам уменьшится.
Не нужно скрывать правду, потому что вы не хотите кого-то обидеть. Это жестоко — так вы лишаете человека возможности развиваться. Без правды они потеряют персональную ответственность за свои действия и станут бессильными.
Кроме того, когда вы умалчиваете о небольших проблемах, они могут начать копиться и вырасти в одну большую неприятность. А потом вас спросят, почему же вы не сообщили о них раньше.
Скажите все, как есть. Говоря искренне, вы показываете, что держите собеседника за равного. Честность и прозрачность — яркие признаки уважения. Помните, что неприятные эмоции существуют не просто так — они заставляют людей действовать.
Отзыв должен быть конкретным
Недопонимание зачастую возникает из-за размытых отзывов. Подкрепляйте свой фидбэк фактами.
Когда вы говорите «ему не хватает уверенности» или «она слишком громко себя ведет», то вы выражаете свою интерпретацию чужого поведения. Люди — сложные существа, высказавшись о том, кто они такие, вы не только вызовете у них защитную реакцию, но и сделаете бесполезное обобщение. Придерживайтесь фактов и сдерживайте личные чувства.
Бессмысленно употреблять в отзыве такие прилагательные, как «хороший» или «полезный». Что сделал человек хорошего или полезного? Приведите пример поступков и их результатов. Обсудите, что работает, а что нет, и как это можно изменить.
Отзыв должен содержать призыв к действию
Самые эффективные отзывы обращают внимание не только на саму проблему, но и на ее решение. Таким образом, вы дадите людям шанс направить свою энергию в сторону положительных перемен (и отвлечься от негативных эмоций).
Например, фразу «Вам следует больше отчитываться перед командой» можно истолковать по-разному. Лучше сказать: «Мне бы хотелось, чтобы вы отправляли еженедельные отчеты о проделанной работе».
Сосредоточьтесь на общей цели
Сложно что-либо предпринять после отзыва вроде «нужно улучшить дизайн презентации». Лучше сказать: «Нужно улучшить эту часть презентации, чтобы мы успели все проверить до выступления в следующий вторник». Так вы фокусируетесь на конкретной проблеме, сообщаете общую цель и рисуете общую картину ситуации.
Отзывы должны быть простыми и регулярными
Длинные списки вызывают перегрузку, а излишняя сложность приводит к стрессу. Старайтесь, чтобы ваш фидбэк был простым, и собеседник понял, о чем вы говорите.
Основное внимание должно быть уделено одной или двум проблемам. После того как они будут решены, можно будет перейти к следующим.
Чаще всего стресс вызывают неожиданные отзывы, поэтому лучше оставлять их на постоянной основе. Когда люди привыкнут к регулярным фидбэкам, они перестанут их бояться и будут лучше относиться к критике.
Не забывайте про нейтральность
Люди вызывают у нас эмоции — позитивные или негативные. Так бывает всегда, это наша природа.
Но какие бы чувства вы ни испытывали к человеку, они не должны влиять на ваш фидбэк. Эмоции мешают донести самую важную мысль.
Эффективный отзыв должен быть непредвзятым, он должен отражать поступки и результаты. Иначе есть риск скатиться до «деструктивной критики» — личной, резкой и очень унизительной.
Чрезмерное восхищение также непродуктивно. Оно создает завышенные ожидания, которые нельзя перевести в действие. Обычно восторженные отзывы отражают только личные предпочтения. Например, когда мы говорим «у него прекрасное чувство юмора», мы имеем в виду «у него такое же чувство юмора, как и у меня».
Превратите отзыв в диалог
Самые неэффективные отзывы, с которыми я сталкивался, представляли собой бесконечный монолог. Дайте другому человеку высказаться. Например, разбавьте свой отзыв вопросами. Как, по-вашему, прошла сегодняшняя встреча? Как вы видите ситуацию? Как можно поступить иначе в другой раз? Что, по-вашему, сработало, а что могло бы быть лучше?
Цель эффективного фидбэка — изменить поведение человека к лучшему. Но тот захочет меняться только, если поймет, что вы даете совет из лучших побуждений.
Вы можете мастерски изложить целый перечень фактов, но можете оказаться неправы. У каждого человека свои взгляды, чувства и ценности. Поэтому выслушайте собеседника и допустите возможность своей ошибки.
Скажите о последствиях и перспективах
Если я скажу кому-нибудь из своих коллег, что он прекрасно справляется с решением задач, тот будет польщен. Но больше ничего не произойдет.
Однако если я скажу, что его креативные идеи с прошлого хакатона мотивировали членов команды, или что его навыки решения проблем помогли нам найти новое направление развития продукта, человек почувствует, какой вклад он сделал.
Отзыв — один из величайших подарков, которые каждый из нас может получать. Он вдохновляет на перемены, укрепляет уверенность в себе и стимулирует к действиям. Именно поэтому каждый лидер должен научиться правильно давать отзывы.
Фидбэк: как наладить обратную связь в ИТ-команде и кому это нужно
Фидбэк — это не только эхо в микрофоне. В бизнесе он помогает взглянуть на проблемы глазами коллег и убедиться, что с вами всё в порядке.
Alisa Cnock / Pexels / Colowgee для Skillbox Media
Тимлид, руководит фронтендом «Яндекс.Маршрутизации». Раньше участвовал в проектах про медицину и гонки беспилотных автомобилей. В Twitter известен под ником basvasilich. Интересы: теннис, космос и «Формула-1».
В ИТ работает много необщительных людей — и многие не любят или просто не умеют давать обратную связь руководству. Тем не менее она нужна для настройки процессов и нормальной работы: помогает вовремя обнаруживать проблемы, оптимизировать узкие места и следить за атмосферой в команде.
Кому в ИТ нужна обратная связь
Через фидбэк тимлиды и менеджеры понимают настроение команды. Если обратная связь не налажена, руководство ошибочно думает, что сотрудники довольны зарплатами и увлечены задачами. А разработчики в это время гневно строчат в Twitter: всё плохо, работаем за копейки, каждый новый день в этой компании — день сурка.
Обратная связь должна поступать не только снизу вверх, но и сверху вниз — от руководителей к подчинённым. Например, тимлид должен рассказывать, каких результатов добилась команда и как выполнять задачи эффективнее, а сотрудники, в свою очередь, — о стопперах и проблемах планирования. Но, к сожалению, обратная связь снизу вверх часто теряется, потому что люди просто боятся её давать.
Как получить обратную связь от сотрудников
Получить обратную связь от команды можно разными способами. Вот самые популярные.
Разговаривайте один на один. В корпорациях давно практикуют обязательные встречи раз в 1–2 недели. Это время на общение сотрудника с руководителем один на один. Разговор не должен напоминать формальный отчёт. Спросите сотрудника, какой у него настрой, что происходит в команде, что мешает работе.
Проводите письменный опрос. В корпорациях часто используют метод «360 градусов». Это когда у сотрудников собирают фидбэк об успехах и неудачах их коллег.
Организуйте ретро после спринтов. Ретро — это метод из Agile, когда команда собирается на час после спринта и обсуждает, как он прошёл, что можно было сделать лучше и каким образом.
Какой бы метод вы ни выбрали, главное — сформировать культуру постоянной обратной связи. Мотивируйте сотрудников давать регулярный фидбэк и объясните, насколько он важен. Проще всего этого достичь постоянным общением. Разговаривайте с командой и отдельными разработчиками, задавайте наводящие вопросы и предлагайте каждому высказаться: что ему нравится в работе коллег, а что мешает.
Как получить обратную связь от коллег и тимлида
Самый простой, но действенный способ получить фидбэк — попросить его. Скажите команде и тимлиду: «Ребят, мне интересно, как у нас идут дела, поэтому я бы хотел получать обратную связь». Без запроса ничего не изменится. Если вас услышали, предложите проводить встречи в удобном формате: например, собираться раз в две недели и обсуждать успехи и провалы.
Если откажут, можно пойти к руководителю руководителя и поговорить с ним. Если и он откажет, стоит задуматься, хотите ли вы оставаться в этой компании. Ведь без обратной связи непонятно, что именно идёт не так, и нет возможности сообщить наверх, что нужно тебе, чтобы справляться со своими обязанностями лучше. А ещё трудно разобраться наверняка, насколько ты важен, ценен и эффективен в рамках компании и что тебе нужно сделать, чтобы получить повышение или бонусы.
Всё, что не проговорено, копится внутри и может привести к тревоге и неуверенности в команде. Поэтому старайтесь чаще обсуждать, как идут дела, — причём неважно, руководитель вы или рядовой сотрудник. Когда система прозрачна, она подстраивается под сигналы снизу, а команда становится более уверенной в своих силах и качестве работы.
Как правильно давать обратную связь
Правильно давать обратную связь — целое искусство. Вот несколько правил, как это делать так, чтобы никто не обиделся, а ваш фидбэк принёс пользу:
Если хочешь познать все тонкости управления командой и научиться выстраивать процессы, записывайся на курс «Профессия TeamLead» в Skillbox. Приступай к обучению уже сегодня и стань знатоком Agile, Scrum и Kanban.
Фидбэк. Зачем развивать обратную связь в компании и как давать ее правильно: исследования, рекомендации, практики
Без правильной обратной связи в команде даже успешные компании могут недополучать до 22% выручки. К такому выводу пришли исследователи из Gallup и Workplace Medicine. Культура продуктивного фидбэка внедряется по двум направлениям: постоянное обучение сотрудников правилам обратной связи и организация системы обратной связи.
Каролина Добина, продюсер образовательных курсов в ProductSense и куратор практического интенсива «Фидбэк» рассказала, почему компаниям необходимо выстраивать культуру правильной обратной связи и какие типичные ошибки бывают.
Как обратная связь влияет на показатели компании
Традиционный для XX века формат обратной связи — годовая аттестация — сегодня кажется слишком громоздким. 95% руководителей выступают против этого подхода, а в среди главных причин называют большие временные затраты и сверхусилия. Управленец в среднем тратит на этот процесс 210 часов рабочего времени, при этом не доказано, что готовой рейтинг влияет на личную эффективность и бизнес-результаты.
Поэтому в последние годы компании начинают внедрять системы непрерывной обратной связи. Среди крупных компаний пионерами были Deloitte и Adobe. В результате в Adobe снизилось количество увольнений по собственному желанию, руководители и сотрудники стали чувствовать себя комфортнее, а благодаря увеличению вовлеченности в работу выросла и эффективность. Еще одно интересное следствие — люди, которые регулярно дают обратную связь, чаще становятся успешными лидерами.
Правильная организация процесса обратной связи помогает компании работать продуктивнее и серьезно экономить на найме. Вот каких результатов достигают компании, выстраивая правильную систему обратной связи и работая с вовлеченностью сотрудниов:
Личная производительность может повыситься на 39%.
Количество прогулов может снизиться на 41%, а текучка — на 59%.
Эффективность руководителей может вырасти на 71%.
Удовлетворенность клиентов — на 10%.
Синтия Фоэль, консультант по коммуникациям из Бостона, в своей статье в HBR подтверждает эти выводы: обратная связь работает лучше всего, когда ее дают постоянно, а не формально раз или два в год. Ежегодная аттестация особенно не подходит для негативной обратной связи — сотрудник и так будет на нервах, поэтому естественной реакцией станет «бей или беги», а не заинтересованность в том, чтобы конвертировать обратную связь в новый опыт и скорректировать свои модели поведения. Общий принцип простой: за хорошую работу надо хвалить сразу, ошибки и недочеты разбирать в течение 24 часов.
Еще одна причина задуматься о регулярной обратной связи — миллениалы и зуммеры. Миллениалы хотят получать обратную связь чаще и в большем объеме, чем более старшие поколения, а у зуммеров есть проблемы в межличностных коммуникациях — качественный непрерывный фидбэк им жизненно необходим.
Сейчас эти два поколения уже составляют 66% трудоспособного населения планеты, а к 2030 году их станет больше 85%, потому что бэби-бумеры выйдут на пенсию.
Среди миллениалов только 29% чувствуют себя по-настоящему вовлеченными в работу (у более старших поколений — 45% представителями старших поколений (Gallup, How Millennials Want to Work and Live, 2016). Так что если не заняться обратной связью сегодня, через несколько лет придется делать это в спешке.
Построение системы регулярной обратной связи в Adobe
В 2012 году Донна Моррис, вице-президент Adobe по People Resources, начала масштабную трансформацию от ежегодного рейтинга эффективности сотрудников к системе непрерывной обратной связи. Традиционно процесс выглядел так:
Сотрудники выставляли годовые цели, но после этого редко возвращались к ним в течение года.
Процесс проверки целей и достижений полностью контролировали менеджеры по персоналу, но они не могли глубоко погружаться в актуальные для других отделов рабочие процессы.
HR-служба собирала обратную связь и информацию о достижениях сотрудников, но ее просто физически не успевали отслеживать.
Как результат, в конце года принималось решение о повышении или вознаграждении сотрудников — на информации, которую не успевали отслеживать.
Как Adobe изменила процесс работы с обратной связью
Сотрудники обсуждали цели с руководителями и регулярно их обновляли — это назвали системой Check-in. Между ними устанавливался непрерывный диалог без формальностей ежегодных рейтингов. В итоге сотрудники стали чувствовать свою значимость и заботу о себе, увеличилась их вовлеченность в рабочие процессы, выросли мотивация и эффективность.
Убрали ежегодный рейтинг — оказалось, что он подрывал настроение сотрудников, разрушал командную работу и вообще был неэффективен.
Создали центр для помощи и обучения сотрудников процессу обратной связи.
Итог: снижение увольнений на 30% и экономия 80 000 рабочих часов в год.
Основные ошибки в организации обратной связи
1. Фокус на прошлом вызывает реакцию «бей или беги»
В июне команда Мельбурнской школы бизнеса провела большое исследование среди полусотни топ-менеджеров — изучали, почему обратная связь часто не дает прироста производительности. Исследование проходило в три этапа: опрос и две ролевые игры по фидбэку. Краткие выводы:
После one-to-one, где разбирали только ошибки из прошлого, разногласия по поводу работы и эффективности становились сильнее, чем до.
Заинтересованность в улучшении и позитивных изменениях выше, когда фидбэк сосредоточен на будущих действиях, а не «разборе полетов».
Сообщение о том, что тебе будут давать обратную связь вызывает у людей тревогу и желание защищаться.
Негативный фидбэк ведет к тому, что человек упрямо защищается и отстаивает свою позицию.
Те, кто принимает обратную связь больше склонны приписывать успех своим положительным качествам, а неудачи — внешним обстоятельствам, например, невезению или ограничения системы. То есть прошлое воспринимается как что-то неизбежное.
Размышляя об успехе в будущем люди фокусируются на том, как использовать имеющиеся ресурсы, чтобы добиться целей. Взгляд в будущее вдохновляет брать на себя больше ответственности, быть активным, прилагать усилия и чаще достигать целей.
Те, кто давал обратную связь, считали свои замечания точными, себя — квалифицированными давать фидбэк. Реципиенты разделяли эту точку зрения, если отзыв был положительный, а вот при негативном фидбэке они серьезно занижали квалификацию дающего обратную связь и точность отзыва.
«The future of feedback: Motivating performance improvement through future-focused feedback» Джеки Гнепп, Джошуа Клэйман и Йэн Вильямсон
Вывод: чем больше получатели чувствуют, что обратная связь фокусируется на будущих действиях, тем легче они ее принимают, конструктивно обсуждают, вдохновляются меняться и улучшать качество своей работы. Естественно, негативная обратная связь всегда вызывает дискомфорт, но людям все равно гораздо спокойнее, если фидбэк больше сосредоточен на будущем.
2. Боязнь конфликта
Руководители боятся давать фидбэк и даже избегают его, потому что он может привести к конфликту:
Чтобы дать оценку действиям сотрудника, надо тщательно подобрать правильные слова — это трудоемкий процесс.
Правильные слова надо произнести. А как примут твой фидбэк — всегда загадка. Есть вероятность, что сотрудник либо начнет конфликтовать, либо закроется и всеми силами будет защищаться.
Из-за этого лидеры испытывают серьезный дискомфорт. Справиться с ним можно за четыре шага:
Признать, что дискомфорт и стремление избежать конфликта — это нормальная человеческая реакция. А еще это означает, что вам не наплевать на чувства коллег и сотрудников.
Поставить цель для фидбэка — чего вы хотите добиться от сотрудника, на какие действия или изменения вдохновить, какие бизнес-цели достичь.
Разобраться в причинах избегания конфликта. Это больше о личной психотерапии: необходимо понять, какие ситуации в вашем прошлом сформировали страх конфликтов и не дают высказывать непопулярные мнения.
Лучше узнать реципиента обратной связи. Это поможет разобраться в его мотивах, характере, обстоятельствах и быть более чутким.
Фреймворк Ким Скотт «Радикальная откровенность»
3. Нет культуры регулярно запрашивать обратную связь
Исследование Gallup показало, что большинство компаний призывает сотрудников как можно чаще давать друг другу обратную связь. В итоге только 26% фидбэка дает какой-то эффект, а сам процесс превращается в дорогу с односторонним движением. Эффективный выход из этой ситуации — вдохновлять сотрудников на то, чтобы они запрашивали фидбэк.
Важно не бояться фидбэка и самим просить если его — если четко формулировать запрос на обратную связь, вы будете контролировать ход беседы и получите только полезную и необходимую информацию. На личном уровне это развивает доверие, делает обсуждение более продуктивным, позволяет сразу сосредоточить собеседника на важных для вас моментах и дает ощущение контроля над процессом обратной связи. На уровне компании — помогает победить страх перед культурой непрерывного фидбэка «мне теперь постоянно будут говорить гадости и поправлять», вовлечь сотрудников в процесс и показать, что это очень полезно и комфортно.
Чтобы внедрить правильную культуру обратной связи, лидер должен регулярно показывать пример и сам просить фидбэк у других — как индивидуально, так и на общих встречах. В глазах команды это делает его более сильным, хотя вначале может показаться, что так он демонстрирует свою слабость и становится уязвим для критики.
Как избежать ошибки в обратной связи: пошаговые рекомендации
Шаг 0. Получите право на фидбэк
Необходимо предупредить человека, что вы хотите дать ему обратную связь по какой-то ситуации, и получить на это разрешение — особенно если вы хотите своим фидбэком поменять его поведение.
Шаг 1. Уточните свою цель и с самого начала обозначьте ее собеседнику.
Почему вы хотите дать обратную связь? Какая у вас цель? Чего вы хотите добиться от собеседника? Правильная обратная связь основана на заботе и о компании, и о человеке. Тот, кому вы даете отзыв, должен понимать, что он вам важен.
Шаг 2: Расскажите о контексте
О какой ситуации вы хотите поговорить, когда и при каких обстоятельствах она произошла? И не используйте генерализацию и оценочные суждения, например: «ты никогда», «ты всегда» — таким образом вы навешиваете ярлык на собеседника и фактически сразу отворачиваетесь от него. Ваш фидбэк он расценит как нападение.
Шаг 4. Выскажите свое мнение
Оно должно быть подробным, аргументированным и подкреплено фактами. Оценивайте не личность собеседника, а только конкретные ситуации. На шаге 4 вы высказываете свое честное мнение и описываете ситуацию, которая произошла. Только не забывайте фреймворк Ким Скотт — честность и забота.
Шаг 5. Что со всем этим делать
Сфокусируйтесь на будущем, не разбирайте прошлое слишком долго. Обсудите, как исправить поведение или не допустить ошибок в следующий раз и почему вы считаете, что ваши рекомендации могут быть полезными. Критический отзыв без плана действий принесет мало пользы и будет восприниматься негативно.
Необходимые условия для внедрения культуры фидбэка в компании
Обучение
Сотрудники не смогут давать обратную связь, если не знают, как правильно это делать. Поэтому необходимо провести корпоративное обучение, на котором они в безопасной среде будут практиковать это навык. Дополнительный плюс — во время тренировок человек наглядно понимает плюсы корректного фидбэка.
Вовлечение сотрудников
Если люди не захотят давать корректную обратную связь, внедрение провалится. Завалить их стандартами, шаблонами и циркулярами — не лучшая тактика. Покажите им важность обратной связи. Кроме практических занятий на корпоративном обучении можно проводить десятиминутные обсуждения один на один, на которых сотрудники будут делиться, что им нравится в обратной связи, а что приносит боль. Такая практика приносит много неожиданных осознаний
Образец для подражания
Лучше начать с обучения лидеров — чтобы они личным примером поддерживали и распространяли эту культуру. В эту группу необходимо отобрать людей, которые горят желанием давать развивающую обратную связь и которым это важно. Тщательно обучите их и проводите дополнительные практические и теоретические поддерживающие занятия, обсуждайте успехи и ошибки во внедрении культуры фидбэка в разных подразделениях.
Метрики
Определите заранее, какими метриками вы будете оценивать изменения. Проведите интервью с менеджерами, узнайте о состоянии их команд, что, по их мнению, снижает эффективность работы. А после этого проанализируйте всю информацию и вместе решите, каких целей вы хотели бы достичь и лучше измерять движение к ним.
Терпение
Создавать новые процессы, менять культуру, привычки и сложившиеся паттерны мышления всегда очень трудно — это будет долгий путь с ошибками, сопротивлением и т.д. Поможет декомпозиция и итеративный процесс: внедряйте систему фидбэка небольшими фрагментами, отслеживайте их эффективность, постепенно добавляйте новые компоненты.