Полные гласные и неполные гласные что такое

В русском языке существуют особые фонетические единицы, которые получили название полногласные и неполногласные сочетания.

Это правило изучается в программе еще в начальной школе в 3 классе и в 4-ом, а в 5 классе повторяется.

История возникновения

Данное явление берёт истоки в старославянском языке. Слова с неполногласным сочетанием пришли в русский язык оттуда и получили полногласные эквиваленты.

Полные гласные и неполные гласные что такое

Полногласными и неполногласными могут быть корни (ере – ре) и приставки (перед – пред, через – чрез).

Важно запомнить, что у таких слов нет проверочных, орфограмму нужно запомнить.

Примеры сочетаний — посмотрите, как пишется каждое слово, и как оно изменяется:

город – град, борозда – бразды, ворота – вратарь, здоровый – здравствуй, короткий – краткость, оборотный – обратный

бередить – бред, деревья – древо, серединка – средний

молодые – младенец, волочить – влачил, золотой – злато, голова – главный, голосистый – глас

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Сочетания с признаком полногласия «оло», «оро» и «ере», находящиеся между двумя согласными буквами, чередуются с неполногласными «ла», «ра» и «ре», а сочетание «оло» имеет ещё один неполногласный вариант «ле».

Полные гласные и неполные гласные что такое

молоко – млечный, волоку – влечёшь.

Три основные группы слов с полногласными и неполногласными сочетаниями

В русском языке выделяют три группы с сочетаемостью по признаку полногласия и неполногласия:

1. Однокоренные слова одинакового происхождения. К этой группе относятся словоформы:

значащие одно и то же, но употребляемые в разных стилях (борода – брадобрей, волос – власы);

потерявшие общность значения (оболочка – облачка).

2. Только полногласные варианты, слова с неполногласием утратили смысл: ворона, колодец, голод.

3. Только неполногласные слова, утерявшие полногласные эквиваленты: зрачки, время.


Источник

Система гласных фонем. Реализация гласных в начале слова.

В ССЯ различалось 11 гласных фонем.

В сл/я имелись следующие гл звуки:а, о, оу, ы, и, е, ъ, ь, Ѣ, Ѧ, ѫ

по месту образования, гласные переднего ряда (и, е, ь, Ѣ, ѧ) и гласные непереднего ряда (а,о,оу,ы, ъ, ѫ);

по участию губ:гласные лабиализованные (о,оу, ѫ) и нелабиализованные (все остальные);

по полноте образования: гласные неполного образования (ъ,ь) и гласные полного образования- все остальные;

по чистоте звучания: гласные носовые (ѫ, ѧ) и гласные чистые – все остальные;

по долготе звучания: гласные краткие (о, е), гласные сверхкраткие(ъ,ь) и гласные долгие (все остальные).

Два гласных звука – [ы] и [у]- обозначались с помощью 2-х букв: [ы ]- ъ i ; [у ] –оу. Такое написание носило название ЛИГАТУРА

Редуцированные гласные – это звуки неполного образования, сверхкраткие.Они могли произноситься более или менее отчётливо в зависимости от позиции, которую занимали в слове. Различают 2 позиции редуцированных гласных: сильную, когда они произносятся относительно отчетливо, и слабую, когда они практически почти не произносятся. В ССЯ постоянными редуцированными были гласные ъ и ь, кроме того, 2 гласных звука – ы и и могли выступатьв определённомположении- если они оказывались перед и или перед j – как редуцированные.

Не все гласные в одинаковой степени могли употребляться в начале слова. По особенностям употребления гласных в начале слова их можно разделить на 2 группы:

1) употребляющиеся в начале слова:а,о, и, ѫ:азъ, окъно,ити, ѫглъ.

Не употребляющиеся в начале слова:ь, е, ѫ, Ѣ,ъ, ы, оу. Если слово должно было начинаться с этих гласных, то перед начальными гласными развивался протетический согласный: перед ь,е, ѧѢ- [j ], перед ы, оу – [в ].

Гласный ь мог начинать слово в праславянский период развития языка, но в этом случае перед ним т.ж. появляется согласный звук j. Возникшее сочетание *jь переходило в звук и. Отсюда: *jьmon›имѫ- сравнить старосл. Възьмѫ. Для обозначения йотированного Ѣ специальной буквы в алфавите не было, поэтому он передавался обычной буквой Ѣ: Ѣхати.

ъ (сверхкраткий гласный [о])

и ь (сверхкраткий гласный [е])

Сильная позиция (отмечается знаком ъ, ь ):

1) в первом слоге под ударением (сльзы, вълкы);

2) в односложных самостоятельных словах (тъ, сь);

2) перед слогом с гласным полного образования (гласные полного обра-

зования – все, кроме редуцированных): к ∧ ъ то, сл ∧ ь за;

– позиции редуцированных гласных начинают определять с конца сло-

– если в слове подряд три слога с редуцированными гласными, то в кон-

це слова позиция редуцированного всегда слабая, перед ним – сильная, а по-

зиция в первом слоге зависит от ударения: если первый слог ударный, то

редуцированный будет сильным; если первый слог безударный, то позиция

редуцированного гласного в нем будет слабой;

– позиция редуцированного гласного в предлоге зависит от качества

первого слога того слова, с которым этот предлог употребляется: въ с ∧ ъ нh –

позиция редуцированного гласного в предлоге сильная, так как он нахо-

дится перед слогом с редуцированным гласным в слабой позиции; в ∧ ъ сън ∧ ъ

– позиция редуцированного в предлоге слабая, так как он находится перед

слогом с редуцированным в сильной позиции;

– чтобы определить, где в старославянском языке были редуцированные

гласные ъ или ь, надо 1) посмотреть, на что оканчивается слово в современ-

ном русском языке: если на согласный, то в старославянском языке после не-

го был редуцированный (после мягкого согласного – ь, после твердого – ъ):

дом – слово оканчивается на твердый согласный, старославянская форма –

домъ; страна – слово оканчивается на гласный звук, следовательно, в старо-

славянском языке в конце слова редуцированного не было: страна); прове-

рить, нет ли в современном русском языке беглых гласных о или е (после

мягкого согласного на месте беглого гласного был ь, после твердого – ъ):

окно – проверяем, нет ли в слове беглого гласного: окно – окон, следова-

тельно, старославянская форма окъно. Однако иногда в старославянском

языке редуцированные гласные встречаются и в тех случаях, которые невоз-

можно объяснить с позиций современного русского языка: пътица, мъного

и др. Такие слова надо запоминать;

– кроме редуцированных гласных ъ, ь, в старославянском языке могли

выступать в качестве редуцированных гласные ы, и. Они становились реду-

Полные гласные и неполные гласные что такое

цированными, если оказывались перед гласным и или согласным j: добрыи;

змиıа. Эти редуцированные тоже имели две позиции: сильную и слабую.

Сильная позиция: 1) в первом слоге под ударением (шúıа, крыю); 2) перед

гласным и (синии; умьныи). Слабая позиция – перед всеми гласными пол-

ного образования (кроме и): съхранен ∧ и

. Примеров с редуцированным ы,

находящимся в слабой позиции, в старославянских памятниках не сохрани-

лось. По-видимому, он утратился значительно раньше.

Со второй половины Х века редуцированные гласные начинают утра-

чиваться. Первоначально этот процесс наблюдался только в отношении ре-

дуцированных ъ и ь. Эти гласные в сильной позиции переходят в звуки пол-

ного образования (ь > е, ъ > о), а в слабой позиции – утрачиваются: п ∧ ъ тица

–редуцированный занимает слабую позицию (т.к. находится перед слогом с

гласным полного образования), поэтому он утрачивается; сльзы (им. пад.

мн. ч.) – редуцированный занимает сильную позицию (в первом слоге под

ударением), поэтому он переходит в звук полного образования – слезы.

Редуцированные гласные ы и и тоже пережили процесс падения. При

звуки полного образования: редуцированный ударный и – в звук полного

образования е (шúıа – шея), редуцированный безударный и – в звук пол-

ного образования и (синии – синий); ударный ы перешел в о (м

ет), безударный ы – в ы (добрыи – добрый).

Особенности употребления гласных в начале слова

Не все гласные в одинаковой степени могли употребляться в начале

слова. По особенностям употребления гласных в начале слова их можно раз-

делить на две группы:

1)употребляющиеся в начале слова: а, о, и, @: азъ, окъно, ити, @глъ.

2) не употребляющиеся в начале слова: ь, е, #, h, ъ, ы, оу. Если слово

должно было начинаться с этих гласных, то перед начальными гласными раз-

вивался протетический согласный: перед ь, е, #, h – [j], перед ы, оу – [в].

Гласный ь мог начинать слово в праславянский период развития языка, но в

этом случае перед ним также появлялся согласный звук j. Возникшее сочета-

ние *jь переходило в звук и. Отсюда: *jьmon > им@ – ср. старосл. възьм@;

>ти, выдра – ср.др.инд.udrah,

динъ, юнъ, въпити. Для обозначения йо-

тированного h специальной буквы в алфавите не было, поэтому он переда-

вался обычной буквой h: hхати.

5- фонетическая структура слова. Строение слогов по принципу восходящей звучности и слогового сингармонизма.

В праславянском языке действовали два основных фонетических закона, определявших всю фонетическую структуру языка: закон слогового сингармонизмаи закон открытого слога.

Суть закона слогового сингармонизмазаключалась в том, что в слоге могли сочетаться только звуки, близкие по своей артикуляции, т.е. твердые согласные могли сочетаться только с твердыми согласными или с гласными непереднего ряда, а мягкие согласные могли сочетаться только с мягкими согласными или с гласными переднего ряда. Если в пределы одного слога попадали разнородные по артикуляции звуки, то происходило изменение либо согласного, либо гласного, приводившее к уподоблению их по артикуляции.

Согласно закону открытого слога, все слоги должны были быть открытыми, т.е. оканчиваться на слогообразующий элемент. В праславянском языке слогообразующими были все гласные звуки, а также плавные *r, *l, если они обладали слогообразующей функцией: *w Полные гласные и неполные гласные что такое/ ch ъ, * w Полные гласные и неполные гласные что такое/ w ь(в этих словах по два слога, оба слога открытые, т.к. оканчиваются на слогообразующий элемент).

Кроме того, по закону открытого слогавсе звуки в составе слога должны были располагаться по принципу возрастающей звучности, т.е. в такой последовательности:

наименьшей звучностью обладал согласный с; затем шли остальные глухие согласные; затем звонкие согласные; за ними следовали согласные Р, Ли, наконец, гласные звуки.

Например : *no-ga; *se-stra.

Если закон открытого слога нарушался, то в слоге происходили преобразования.

6-система согласных звуков. Классификация по твердости-мягкости. Полумягкие.

Анализ сохранившихся старославянских памятников позволяют восстановить 30 согласных фонем:

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 26 ; Нарушение авторских прав

Источник

Что такое полно гласные и неполна гласные?

Что такое полно гласные и неполна гласные.

Полные гласные и неполные гласные что такое

. С их помощью многие словарные слова становятся не такими уж словарными!

Полные гласные и неполные гласные что такое

Что такое первое неполное делимое?

Что такое первое неполное делимое?

Полные гласные и неполные гласные что такое

Согласные запиши в верхюю строку таблицы, а гласные в первый столбец.

Сколько слогов получилось?

Полные гласные и неполные гласные что такое

Что такое неполное часное?

Что такое неполное часное.

Полные гласные и неполные гласные что такое

Что такое неполное частное?

Что такое неполное частное.

Полные гласные и неполные гласные что такое

Что такое неполное частное?

Что такое неполное частное?

Полные гласные и неполные гласные что такое

Что такое неполное частное?

Что такое неполное частное?

Полные гласные и неполные гласные что такое

Что такое неполное частное?

Что такое неполное частное?

Полные гласные и неполные гласные что такое

Спиши слова?

Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Докажи, что это гласные звуки.

Полные гласные и неполные гласные что такое

Русском языке десять гласных букв и звуков на 4 меньше Сколько гласных звуков в русском языке?

Русском языке десять гласных букв и звуков на 4 меньше Сколько гласных звуков в русском языке.

Полные гласные и неполные гласные что такое

Выбер пять согласных и 3 гласных?

Выбер пять согласных и 3 гласных.

Согласные запиши в верхнюю строку таблицы, а гласные в первый столбец.

Источник

Полные гласные и неполные гласные что такое

Произведения4 911
Биографии2 004
Библиографии10 251
Словари161
Словарные статьи1 244 714

АвторНикифоров С.

НазваниеСтарославянский язык
Год издания2005
РазделКниги
Рейтинг0.58 из 10.00
Zip архивскачать (171 Кб)
Полные гласные и неполные гласные что такоеПоиск по произведению

Система гласных старославянского языка

Редуцированные гласные и их позиции

Слабая позиция (отмечается знаком Полные гласные и неполные гласные что такое, Полные гласные и неполные гласные что такое):

тъ – моет ), безударный ы – в ы ( добр ы и – добрый ).

Особенности употребления гласных в начале слова

Не все гласные в одинаковой степени могли употребляться в начале слова. По особенностям употребления гласных в начале слова их можно разделить на две группы:

Система согласных звуков

По своему составу в старославянском языке имелись те же согласные, которые известны современному русскому языку. Однако некоторые из них требуют особых замечаний.

Классифицировались согласные старославянского языка по следующим признакам:

По месту и способу образования:

по участию голоса и шума

Полные гласные и неполные гласные что такоеМесто образования

3. По глухости/звонкости : в старославянском языке были и глухие, и звонкие согласные. Распределение их по звучности было такое же, как в современном русском языке, однако соотносительных пар они не образовывали, так как в старославянском языке отсутствовала позиция нейтрализации (позиция, в которой глухой и звонкий согласный совпадали бы в одном звуке. Ср. в старославянском языке з @бъ – согласный б стоит перед гласным звуком ( ъ ) и потому находится в сильной позиции по признаку глухости/звонкости; в современном русском языке в слове зуб согласный б находится в абсолютном конце слова, т.е. в слабой позиции по признаку глухости/звонкости; в конце слова звонкий и глухой согласный совпадают в одном – глухом – согласном звуке [ п ]).

Фонетические процессы праславянской эпохи

Суть закона слогового сингармонизма заключалась в том, что в слоге могли сочетаться только звуки, близкие по своей артикуляции, т.е. твердые согласные могли сочетаться только с твердыми согласными или с гласными непереднего ряда, а мягкие согласные могли сочетаться только с мягкими согласными или с гласными переднего ряда. Если в пределы одного слога попадали разнородные по артикуляции звуки, то происходило изменение либо согласного, либо гласного, приводившее к уподоблению их по артикуляции.

Кроме того, по закону открытого слога все звуки в составе слога должны были располагаться по принципу возрастающей звучности, т.е. в такой последовательности:

Например : *no-ga; *se-stra.

Если закон открытого слога нарушался, то в слоге происходили преобразования.

Изменения праславянского периода, связанные с действием закона слогового сингармонизма

В истории славянских языков различают два смягчения (палатализации) к, г, х : первое смягчение – переход в мягкие шипящие согласные, второе смягчение – переход в мягкие свистящие согласные. Первое и второе смягчения происходили в разные эпохи: первое смягчение было более ранним, а второе смягчение – более поздним процессом, связанным с монофтонгизацией дифтонгов.

Первое смягчение (палатализация) заднеязычных согласных к, г, х

Второе смягчение (палатализация) заднеязычных согласных к, г, х

В таблице № 1 схематично представлено образование вторичных элементов в результате действия закона слогового сингармонизма.

Произношение гласных звуков проверяйте по кириллической азбуке.

Некоторые ученые говорят не о двух условиях второй палатализации, а о второй и третьей палатализации, имея в виду, что вторая палатализация связана с изменением заднеязычных по первому условию, а третья – по второму условию.

* g (первая палатализация: 1) перед гласными е, и, # , h , ь ;

2) в глагольных формах перед а,

*g + j

*d + j

* z + j

* ch (первая палатализация: 1) перед гласными е, и, # , h , ь ;

*ch + j

*s + j

* k (первая палатализация: 1) перед гласными е, и, # , h , ь ;

* k + j

* t + j (в языке восточных славян)

* kt , * gt (перед гласными е, и, # , h , ь

в языке восточных славян)

дифтонгам * e Полные гласные и неполные гласные что такое, * oi , * a Полные гласные и неполные гласные что такое;

дифтонгам * e Полные гласные и неполные гласные что такое, * o Полные гласные и неполные гласные что такое, * a Полные гласные и неполные гласные что такое;

дифтонгам * e Полные гласные и неполные гласные что такое, * o Полные гласные и неполные гласные что такое, * a Полные гласные и неполные гласные что такое;

* d + j (в языке южных славян)

* sk + j

* st + j

* t + j (в языке южных славян)

* kt , * gt (перед гласными е, и, # , h , ь

в языке южных славян)

*b + j

*w + j

*m + j

*p + j

*kw + h

*zw + h

Изменения праславянского периода, связанные с действием закона открытого слога

В таблице № 2 представлено образование вторичных элементов в результате изменения праславянских дифтонгов.

Источник

Полные гласные и неполные гласные что такое

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

Рассматриваемые вопросы:

1. Исторический аспект изучения звуков.

2. Синхронические аспекты изучения звуков:

а) акустический (физический) аспект изучения звуков;

б) артикуляционный (физиологический) аспект изучения звуков.

3. Различия состава согласных звуков в русском и белорусском языках.

Ключевые понятия: гласные полного образования, гласные неполного образования (редуцированные), носовые гласные, дифтонг, падение редуцированных, палатализация заднеязычных; акустический аспект изучения звуков, артикуляционный аспект изучения звуков, артикуляционная база, кинемная характеристика звуков, артикуляционная характеристика гласных и согласных звуков: гласные переднего, среднего, заднего ряда, гласные верхнего, среднего, нижнего подъема, губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, среднеязычный, заднеязычные) согласные; смычные (взрывные), щелевые (фрикативные), смычно-щелевые (слитные, аффрикаты), смычно-проходные (носовые и боковые), дрожащий (вибрант) согласные звуки, сонорные, шумные звонкие, шумные глухие согласные звуки, твердые (непалатализованные) и мягкие (палатализованные) согласные звуки, согласные звуки с удвоенной и неудвоенной выдержкой, носовые и ртовые согласные звуки.

Звук является основной единицей фонетики. Как и любая единица языка, звуки речи могут изучаться в синхронии (современный аспект) и диахронии (исторический аспект).

1. Исторический аспект изучения звуков

Все единицы системы языка подвержены изменениям с течением времени. Однако звуковая система любого языка меняется крайне медленно, различия можно увидеть только по прошествии веков. Самые значительные изменения звуковой системы произошли в древнерусском языке IХ – ХI – ХIII вв.

Звуковая система древнерусского языка отличалась от современной и в области гласных, и в области согласных. В языке до IX века были следующие звуки:

Гласные полного образования – [а], [о], [э], [у], [и], [ы].

Гласные неполного образования (редуцированные), которые произносились очень коротко – [ъ], [ь]. Звук [ъ] произносился как ослабленный [ы] или [о], а [ь] – как ослабленный [э] или [и].

Дифтонг –[ie], передаваемый буквой – Ъ.

До IХ века существовали носовые гласные (существуют до сих пор в близкородственном польском языке) – [ą] и [ę], превратившиеся затем в [а] и [у].

Согласные звуки:

переднеязычные: [д], [т], [з], [з’], [с], [с’], [н], [н’], [р], [р’], [л], [л’], [ч’], [ж’], [ш’], [щ’], [ц’], [ж’д’ж’] (для этого звука не было особой буквы и на письме он обозначался как жж, зж, жг, жч, жд);

Большинство согласных были либо только твердыми ([б], [п], [в], [м], [д], [т], [г], [к], [х]), либо только мягкими ([ж’], [ш’], [ч’], [ц’]). Поэтому звуки [г], [к], [х] не могли стоять перед смягчающими гласными [э], [и], [ь], [Ъ].

В древнерусском языке действовал закон открытого слога. Это значит, что после каждого согласного следовал гласный, что делало язык певучим.

Изменения, связанные с падением редуцированных

Во второй половине ХII века слабые безударные звуки [ъ] и [ь], которые произносились достаточно коротко, совсем перестают произноситься. Этот процесс получил название падение редуцированных. Падение редуцированных привело к большим изменениям звуковой структуры слова:

– изменилось слогоделение: стали возможны закрытые слоги, сократилось количество слогов (рътъ – рот);

– появились так называемые «беглые» гласные (чередование гласного с нулем звука, например: день – дня);

– звонкие согласные в абсолютном конце слова без последующего гласного стали оглушаться [дуп];

– начались процессы ассимиляции, стяжения и выпадения: къде – кде –где; пра[з’д’ьн’]ик – пра[з’н’]ик;

– отвердели губные согласные: емь – ем, столомь – столом;

– исчез согласный [л], который стоял на конце глаголов после согласных: пеклъ® пекл ® пек.

Изменения, связанные с изменением в произношении дифтонга Ъ [iе]

Дифтонг древнерусского (впоследствии русского, белорусского, украинского) языка стал меняться. В нем в зависимости от различных условий усиливалась первая или вторая часть. В русском и белорусском языке в дальнейшем он совпал с [э], т.е. в нем усилилась вторая часть, в украинском он стал произноситься как [и]. (Буква Ъ все же использовалась на письме, дублируя Е, до декрета 1918 года).

Изменения, связанные с историей носовых звуков

Носовые звуки [ę] [ą], которые обозначались буквами А (юс малый) и χ (юс большой), в IX в. начинают произносится как [у] вместо [ą] и как [а] вместо [ę]. (Буквы продолжали использоваться до реформы Петра I.) В современном языке на месте носовых звуков произошли чередования типа: а//ен//ян//ин//н; ем//им//м; а//у//ен; (снять, снимать, съемки).

Переход Э (Е) в О (Ё)

В древнерусском языке действовал закон, в соответствии с которым звук [э] после мягкого перед твердым в ударной позиции переходил в [о]: медовый – мёд [м’и э до΄вый] – [м’от]. Переход Э (Е) в О (Ё) не осуществлялся в заимствованных словах, в том числе и в старославянских, а также в словах, где Е восходило к Ъ.

Изменения в древнерусской звуковой системе привели к переменам в облике некоторых слов, и они потеряли связь с однокоренными словами.

Исторические изменения в области согласных связаны прежде всего со звуками [Г], [К], [Х], которые были твердыми и не могли сочетаться с гласными [и], [е], [ь], [Ъ], [ę]. (В древнерусском: гыбель, хытрый, кыпЪти). Оказавшись в результате различных языковых, словообразовательных процессов перед смягчающими гласными, согласные [Г], [К], [Х] стали меняться (чередоваться). Процесс получил название палатализация (смягчение) заднеязычных. Различают 3 палатализации заднеязычных.

Первая палатализация: Г, К, Х ® Ж, Ч, Ш перед И, Е, Ъ, Ь (замена заднеязычных шипящими). Примеры: друг – дружный, стук – стучит, тихо – тишина.

Вторая палатализация: Г, К, Х ® З, Ц, С перед И, Ъ (замена заднеязычных свистящими). В современном русском, в отличие от белорусского и украинского, практически не осталось следов второй палатализации, кроме нескольких слов – звезда (из гвезда), цветок (из квЪтъкъ) и устойчивых выражений – притча во языцех, темна вода в облацех.

Третья палатализация: Г, К, Х ® З, Ц, С перед И, Е, Ь, ę (замена заднеязычных свистящими). В современном русском языке сохранились в отдельных словах: отец (из отькъ), лицо (из ликъ), князь (из кънęгъ).

Следы регулярных закономерных изменений в фонетической системе сохранились в виде исторических чередований в морфемах слов: день – дня, зорька – заря, жду – ожидание, спать – засыпать – усыпление.

2. Синхронические аспекты изучения звуков

В звучащей речи трудно выделить отдельный звук. Но речевой аппарат человека может произнести минимальную единицу фонетики – звук. Эта простая единица, с научной точки зрения, является довольно сложным объектом для изучения. Звук, как и любое явление, можно изучать с различных точек зрения. Выделяются 3 основных аспекта изучения звука: 1) физический, или акустический, 2) физиологический и 3) функциональный.

2 а) Акустический (физический) аспект изучения звуков

Акустический аспект изучения звуков (от лат. аkustikos – звучание) – это аспект, при котором звук человеческой речи изучается как физическое явление, в ряду любых других звуков природы.

С физической точки зрения звук – колебательное движение упругой среды (практически воздуха), вызванные колебаниями какого-либо тела и воспринимаемые органами слуха. Человеческий слух воспринимает колебания от 16 до 20 000 герц (одно двойное колебание в секунду). Эти параметры колебаний и называются звуком. Ниже 16 гц – инфразвуки, выше – ультразвуки. Человек их не воспринимает органами слуха.

Акустическая характеристика звуков дихотомичная: по каждому признаку звуки делятся на две группы. По наличию / отсутствию тех или иных акустических особенностей звуки делятся на:

Типы звуков по физическим признакам:

1. Тоны – результат ритмических колебаний с упорядоченной частотой. Тоны, создаваемые голосовыми связками, называются голосом. Голосовые связки могут образовывать тоны от 40 гц (бас) до 1300 гц (сопрано). Обычный человеческий голос – от 100 до 400 гц.

2. Обертоны – очень слабые тоны, создаваемые колеблющимся источником звука. Усиленные резонаторами, они определяют тембр звука.

3. Шумы – неритмические колебания с неупорядоченной частотой колебания.

Характеристики звуков как физического явления:

1. Сила – характеристика, связанная с амплитудой колебания источника звука. В речи сила звука связана с напором речевого выдоха, громкостью, ударением.

2. Длительность – характеристика, связанная с продолжительностью звуковых колебаний. Сфера ее проявления – ударение, интонация.

3. Тембр – характеристика, связанная с усилением обертонов в резонаторных полостях (прежде всего рта, носа). Тембром различаются все звуки, но особенно гласные. Индивидуальная окраска голоса также создается тембром.

2 б) Артикуляционный (физиологический) аспект изучения звуков

Артикуляция (от лат. – articulatic членораздельно выговаривать). Звук в этом аспекте изучается как результат деятельности органов речи (т. е. какие органы речи участвуют в образовании звуков и какую они совершают работу по образованию звука).

Человеческая речь – это биологическое явление, функция нервной системы. В образовании звуков речи участвуют: центральная нервная система, органы дыхания, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, маленький язычок – увула, который продолжается небной занавеской, отделяющей ротовую и носовую полости. Органы, которые изменяют положение при образовании звуков (например, язык, губы), называются активными, а те, которые остаются относительно неподвижными, – пассивными.

Движение органов речи для образования звуков называется артикуляцией.

Артикуляция состоит из отдельных движений – кинем (от лат. kinema –движение).

Для говорящих на одном языке свойственно более или менее общее положение и движение органов речи при произношении отдельных звуков. Этот общий характер произнесения звуков называется артикуляционной базой.

Артикуляционная база формируется в младенчестве и остается стойким навыком на всю жизнь. Поэтому может проявляться в акцентах – проговаривании звуков чужого языка как родного (ср. русский и английский звук – [с], русский и белорусский звук [г]).

Артикуляция звука характеризуется тремя основными этапами: 1. Экскурсия (excursio – лат. вступление). 2. Выдержка – момент произношения звука. 3. Рекурсия (recursio – возвращение, движение назад).

Учитель начальных классов, владеющий знаниями об артикуляции звуков, сможет квалифицированно работать над дикцией детей, а также помочь им в произношении отдельных звуков ([с], [ш], [щ], р), поэтому должен владеть понятиями кинема и кинемная характеристика.

Кинемная характеристика звуков

Дать кинемную характеристику звуку – значит последовательно описать движения органов речи при образовании звука. Образование звуков начинается с голосовых связок, которые могут быть расслаблены (так образуются глухие согласные звуки) или напряжены (при образовании гласных, звонких согласных и сонорных звуков). Воздух, проходя через голосовые связки, оказывается перед небной занавеской. Если небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, резонаторной полостью становится рот. Если небная занавеска опущена, воздушная струя частично попадает в нос, звук при этом приобретает носовое звучание. На пути воздушной струи могут возникать различные преграды, которые создают шумы. Преграды образуются в результате сближения активных органов речи с пассивными (задняя часть языка и верхнее нёбо, кончик языка и альвеолы, губы и зуб и т.д.).

Например, кинемная характеристика звука [о] состоит из 5 кинем: 1) голосовые связки сильно напряжены, дрожат; 2) небная занавеска поднята, пропускает воздушную струю в рот; 3) рот открыт; 4) язык занимает верхнее положение по вертикали и слегка оттянут назад по горизонтали; 5) губы округлены.

Кинемная характеристика звука [л] будет такой: 1) голосовые связки сильно напряжены; 2) небная занавеска приподнята, воздух проходит в ротовую полость; 3) кончик языка упирается в верхние зубы и образует смык; 4) боковые части языка изогнуты и образуют две щели; 5) спинка языка находится в обычном положении.

Артикуляционная характеристика гласных звуков

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздушная струя не встречает преград. Основных вариантов гласных звуков 6 (чаще всего называемых в учебниках, есть мнение, что [ы] – это не самостоятельный звук, а вариант [и]): [a], [о], [и], [э], [у], [и], [ы] ( в фонетике не употребляются буквы е, е, ю, я). В звучащей речи звуков значительно больше, чем шесть. Ср.: больше, большой, большеватый, цемент, шестой. Кроме основных звуков в устной речи можно услышать [и э ], [ы э ], [L] в первом слоге перед ударением (вместо э, о, а), а также [ъ], [ь] в других безударных слогах.

Все гласные звуки образуются при сильном напряжении голосовых связок, с открытым ртом. Эти характеристики одинаковы для всех гласных звуков. Основные условия различения гласных звуков следующие:

1. По степени подъема языка. Верхнего подъема звуки [и], [ы], [у]; среднего подъема звуки [э], [о]; нижнего подъема звук [а].

2. По степени продвинутости языка вперед. Звуки переднего ряда [и], [э]; среднего ряда [ы], [а]; заднего ряда [у], [о].

Существуют и другие характеристики гласных звуков, например, по широте раствора рта (степень подъема спинки языка):

1. Широкий звук [а] (акустически наиболее звучный).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *