Полностью ли исполнилось предсказание колдуньи что произошло с царевной
Предсказание колдуньи
Это случилось давным-давно. В небольшом городе жили два знатных самурайских рода. В одном из них подрастала дочь-красавица, а в другом – юноша, задумчивый, не по годам рассудительный. Отцы семейств давно сговорились, как только достигнет Ихара совершеннолетия, сыграют они пышную свадьбу – город еще не знал такой!
С каждым днем Исэ становилась все краше и краше. Многие бы хотели посвататься к ней, да знали: она невеста Ихара. Мать с нянькой наперебой расхваливали ей жениха, и, будучи девушкой мечтательной, она всем сердцем его полюбила.
А вот Ихара ни о какой невесте и слышать не желал и от всех разговоров о скорой свадьбе уклонялся. Не раз он объяснял родителям, что для него в жизни есть только одна стезя – уйти в монастырь и служить Будде. Но они и слышать об этом не хотели, и всегда такие разговоры заканчивались тихими слезами матери и грозными словами отца:
– Оставь эти намерения и помни о своем долге перед нами в старости!
В душе же мать с отцом надеялись: молодость возьмет своё. Вот увидит Ихара красавицу Исэ – и вспыхнет в его сердце любовь.
Наступил день сватовства, и родители договорились о свадьбе. Полным ходом началась подготовка к торжеству: лучшим портным заказано сшить по три смены одеяний для молодых; искусным ювелирам поручено сделать обручальные подарки; быстрым гонцам – известить всех родственников из самых далеких провинций; а уж праздничное угощение – это забота чародеев-поваров.
Торопит-торопит время красавица Исэ: не терпится ей предстать перед женихом в белоснежном кимоно, расшитом золотыми нитями.
Уж сколько раз мысленно Исэ представляла себе этот радостный день! Вот она и Ихара возлагают к алтарю освещенные ветки саками под звуки древнейших молитв. Вот они обмениваются пиалами, пригубливая вино. Вот Ихара клянется ей в верности на всю жизнь. При этой мысли ее сердце всегда сладостно замирало, а потом начинало учащенно трепетать в груди, и на щеках проступал нежный румянец, а губы горячо шептали слова любимой песни:
Вот нить жемчужная;
Как ни длинна она,
Сойдутся вместе у нее концы.
Не разойдутся и у нас пути, –
Одна нас свяжет нить, как эти жемчуга.
Лишь Ихара ничего не хотел знать о приготовлениях к свадьбе. С утра до позднего вечера читал он в уединении сутры и размышлял над их мудростью. И вот сегодня за вечерним чаем отец объявил сыну, волнуясь:
– Завтра, Ихара, твоя свадьба!
Слова отца, как самурайский меч, пронзили сердце сына, хотя ни один мускул не дрогнул на его красивом лице. В эту минуту он твердо решил покинуть родной дом.
Днем весь город гудел, как потревоженный рой диких пчел: видано ли это – жених накануне свадьбы исчез из дома?!
Теперь Исэ целыми днями слезы льет; ее отец от позора на людей глаз не поднимает; а сердце матери горит желанием – отомстить за нанесенную обиду единственной дочери.
Тайно отправилась мать в далекую деревню, разыскала там старую колдунью, которой поведала о своей беде, пообещав щедро отблагодарить за помощь.
После разговора с матерью Исэ старуха, опираясь на посох, вышла из хижины, трижды обошла столетний дуб, трижды ударила по его корявому стволу, прошептав какие-то заклинания, а потом сказала женщине:
– Настанет час, и возмездие обрушится на оскорбивших вашу семью. Самый красивый юноша этого рода превратится в уродца. Жаль, не всесильна я. Если он будет умен, добр – таким и останется. Но внешнего уродства достаточно, чтобы стать изгоем среди людей. И вот беда! Чары мои бессильны перед любовью. Он может вновь обрести утраченную красоту, если его полюбит девушка. Но вряд ли это произойдет!
Мать Исэ всем знакомым не уставала рассказывать о близкой каре, которая не минует ненавистное семейство. Только предсказание колдуньи что-то не сбывалось.
Сменилось не одно молодое поколение в этом роду, и уж никто всерьез не относился к пророчеству ведьмы. Вот и Мико, самый красивый мальчик в семье, дальний родственник Ихара, тоже слышал от матери это семейное предание, но оно казалось ему лишь волшебной сказкой.
И вот настал день совершеннолетия Мико. Приглашены на праздник самые близкие друзья, среди них – Каори, которая весь вечер бросает на него восторженные взгляды. В разгар шумного веселья Мико вдруг почему-то захотелось уединения, ощутить дуновение ветерка, услышать шелест листьев. И он выбежал из дома, прислонился к молодому дубу.
Какой чудесный вечер! Самозабвенно выводят вечернюю песнь цикады, сладко пахнут сонные пионы.
Вот выплыла луна.
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен. (Исса)
И вдруг… Мико почувствовал под ногами легкое колебание земли, у него закружилась голова. Но через минуту все прошло, как и ни бывало.
Юноша распахнул дверь дома. На пороге стояла сестра. Мико прочитал в ее глазах испуг и непонимание:
– Кто ты? Тебя сюда никто не звал, уходи! – оттолкнув его, она резко захлопнула дверь.
Ошеломленный, Мико прикоснулся к своему лицу, ощутив, что оно как-то изменилось. Он бросился к пруду и в воде увидел свое отражение – уродливое лицо, сгорбленную фигуру.
– Неужели это я?! – воскликнул юноша.
И тут ему вспомнилась история Исэ и Ихара. Значит, страшное пророчество колдуньи сбылось! Горько заплакал Мико, поняв, что не может вернуться в родной дом, и побрел куда глаза глядят.
Предсказания судьбы великим людям
Свидетельства о предсказаниях великим людям содержат страницы истории. Многие из этих невероятных случаев, оставшихся в памяти потомков, весьма поучительны. И хотя нельзя объять необъятное, но можно определенно утверждать: в каждой стране мира в каждый отрезок времени существовали замечательные предсказатели, слова которых сбывались вне зависимости от того, верят им или нет.
Так, в 1039 году преподобный Григорий Печерский встретил брата Владимира Мономаха, князя Ростислава Всеволодовича, который ехал в Печерскую обитель за благословением на войну против половцев.
Ростислав Всеволодович, обеспокоенный этим предсказанием, тем не менее ответил: «Я хорошо умею плавать, погибай сам». Святого старца связали по рукам и ногам и бросили в воду. Монахи несколько дней искали его тело, но не нашли. Однако спустя неделю, зайдя в его келью, обнаружили там тело преподобного, еще мокрое, но излучающее свет (в настоящее время святые мощи находятся в пещере неподалеку от Печерского монастыря).
Половцы были разгромлены русскими полками. На обратном пути Владимир Мономах переплыл реку Стугну, а его брат Всеволод погиб в ее волнах. Так исполнилось пророчество святого.
Царь Василий III также не пожелал прислушаться к предсказаниям. Для того чтобы взять в жены Елену Глинскую, царь решил отправить свою первую и законную жену Соломонию в монастырь. В то время было принято ходатайствовать о новом браке перед патриархами Константинопольским, Александрийским и Иерусалимским.
Как и следовало ожидать, все трое святителей решительно отказались дать свое благословение на это преступное деяние, а один из них, патриарх Иерусалимский Марк, в ответном послании к русскому царю объяснил и причину отказа: «Если дерзнешь вступить в законопреступное супружество, то будешь иметь сына, который удивит мир своей лютостью».
Василий III, однако, решил поступить по-своему. Родившийся от брака с Еленой Глинской сын, вошедший на страницы истории под именем Ивана Грозного, действительно был на редкость жестоким правителем.
Что же касается самого Ивана Грозного, то его наследник по предсказанию Василия Блаженного узнал о том, как ему предстоит взойти на отцовский трон. В то время, когда известный юродивый и пророк Василий Блаженный умирал, Иван Грозный вместе с обоими сыновьями и дочерью, царевной Анастасией, пришел к нему проститься.
Как известно, старшим сыном Ивана Грозного был царевич Иван, считавшийся наследником. Какою же было удивление всех присутствующих, когда Василий Блаженный на смертном одре предсказал, что царствовать предстоит младшему царевичу Федору, а швее не Ивану. Все произошло так, как и предсказал юродивый, хотя ничто, казалось бы, не предвещало сыноубийства.
Однажды Иван Грозный прибыл в Псков, чтобы начать там беспощадные казни. В то время в Пскове находился известный юродивый Николай. Он вышел навстречу царю и стал уговаривать его не проливать человеческую кровь. «Не трогай нас, уезжай, а то тебе не на чем будет уехать». Строптивый царь не послушался совета. В тот самый час, когда был казнен первый осужденный, пал любимый конь Ивана Грозного. Когда царю сообщили об этом, он пришел в ужас и немедленно покинул город.
Среди русских святых вообще было немало прозорливцев. Так, однажды преподобный Геннадий в Москве посетил боярыню Юлию Федоровну. Увидев ее дочь Анастасию, он сказал ей: «Ты, ветвь прекрасная и плодовитая, будешь нам царицей!» Действительно, в 1548 году Анастасия стала супругой царя Ивана Грозного.
А вот как Иван Грозный получил последнее в своей жизни предсказание. Подверженный приступам сумасбродства, царь неожиданно для всех приказал привезти в царские палаты двенадцать самых известных предсказательниц (колдуний, или ведьм, как их тогда называли). В ответ на вопрос царя о дне своей смерти те сказали, что монарх умрет 18 марта. Иван Грозный, посмеявшись над пророчеством, велел посадить их в «каменный мешок» до этой даты.
Утром 18 марта царь велел передать вещуньям, что день смерти наступил, а чувствует он себя как нельзя лучше и потому за их ложь колдуньи осуждаются на смертную казнь через сожжение. Узнав о своей горькой судьбе, старухи закричали, что день еще не закончился. Как писали современники Грозного, ничто в тот день не предвещало несчастья.
Действительно, царь себя чувствовал великолепно и не раз поминал недобрыми словами ведьм, нагнавших на него такого страху. За обедом Иван Грозный даже пропел несколько песен и сыграл в шахматы. Неожиданно, схватившись за грудь, царь потерял сознание и почти сразу же умер. Таким образом, предсказание колдуний сбылось.
Во Франции также существовали свои пророки. Королевский астролог династии Бурбонов предсказал будущему королю Людовику XVI, чтобы тот опасался 21 числа. Однако, несмотря на все меры предосторожности, которые принимал король, именно в эти дни с ним и случались всевозможные несчастья.
В самом начале революции 21 июня 1791 года французская королевская чета предприняла попытку покинуть революционную Францию, но им не удалось совершить задуманное — они были схвачены в Варение. 21 сентября 1792 года Конвент специальным указом упразднил монархию на территории Франции и провозгласил республику, а спустя еще год, 21 января 1793 года, французский король был гильотинирован. Так сбылось предсказание астролога.
Если короли и цари часто отличаются недоверчивостью, то поэты и писатели, как правило, очень чутко прислушиваются к мистическим откровениям и склонны доверяться судьбе. Как-то раз, еще учась в лицее, Пушкин посетил знаменитую гадалку Шарлотту Кирхгоф. После этого поэт словно преобразился: он стал обращать внимание на различные мелочи, придавать значение приметам. А в ответ на упреки друзей сказал буквально следующее:
«Быть таким суеверным заставил меня один случай. Раз пошел я с Никитой Всеволожским ходить по Невскому проспекту, из проказ зашли к кофейной гадальщице. Мы просили ее нам погадать и, не говоря о прошедшем, сказать о будущем. «Вы, — сказала она мне, — на этих днях встретитесь с вашим давнишним знакомым, который вам будет предлагать место по службе; потом в скором времени получите через письмо неожиданные деньги; третье, я должна вам сказать, что вы кончите вашу жизнь неестественной смертью».
Без сомнения, я забыл в тот же день и о гадании, и о гадальщице. Но спустя недели две после этого предсказания и опять на Невском проспекте я встретился с моим давнишним приятелем, который служил в Варшаве при великом князе Константине Павловиче и перешел служить в Петербург; он мне предлагал и советовал занять его место в Варшаве, уверяя меня, что цесаревич этого желает.
Вот первый раз после гадания, когда я вспомнил о гадальщице. Через несколько дней после встречи со знакомым я и в самом деле получил с почты письмо с деньгами, и мог ли я ожидать их? Эти деньги прислал мой лицейский товарищ, с которым мы, бывши еще учениками, играли в карты, и я обыграл; он, получив после умершего отца наследство, прислал мне долг, которого я не только не ожидал, но и забыл о нем. Теперь надобно сбыться и третьему предсказанию, и я в этом совершенно уверен».
Третье же предсказание, которое поэт услышал от Шарлотты Кирхгоф, было следующим: «Возможно, вы и проживете долго, но только в том случае, если будете остерегаться на 37 году жизни белого человека, белой лошади и белой головы».
Многие современники поэта указывали в своих воспоминаниях на то обстоятельство, что накануне своего 37-летия Пушкин был обеспокоен этим предсказанием.
Издерганный мыслями о смерти, Пушкин поневоле искал ее всюду. Вместе с тем так ли уж была права знаменитая гадалка? Пушкин скончался 29 января в 2 часа 45 минут. Шарлотта Кирхгоф ошиблась почти на 6 месяцев.
Во время Отечественной войны 1812 года, когда русская армия, победившая прославленную в боях армию императора Наполеона, вступила в Париж, несколько русских офицеров-дворян от нечего делать решили навестить известную гадалку Марию Ленорман. Как и принято в подобных случаях, каждому из них она сказала, что того ожидает в будущем. Это были самые общие фразы — о наследстве, о карьере, о женитьбе и т. д.
Сергей Муравьев-Апостол, которому было обещано столь странное будущее, усмехнулся. «Мадам, — сказал он. — В нашей стране дворяне не погибают на виселице. У нас вообще смертная казнь отменена».
У него в голове не укладывалось, как он, представитель древнего рода, потомок знатной фамилии, блестящий офицер, может окончить свои дни в петле. Но вот спустя 14 лет Муравьеву-Апостолу вместе с другими четырьмя участниками декабрьского восстания на шею была накинута зловещая петля. Думал ли он в это время о мадам Ленорман, вспоминая ее предсказание?
Один из соратников Ленина, коммунист, большевик, сыгравший заметную роль в истории России, Н. И. Буха-рин, находясь в Германии по поводу заключения Брестского мира, вместе с приятелем решил забавы ради навестить известную предсказательницу. Гадалка, едва взглянув на Бухарина, сразу же сказала: «Вас казнят в вашей же собственной стране».
В январе 1945 года известная американская предсказательница Джейн Диксон предсказала Уинстону Черчиллю, что того ждет поражение на предстоящих выборах. Это предсказание казалось более чем нелепым — Уинстон пользовался огромной популярностью в народе.
Да и сам политик, едва услышав это, воскликнул: «Англичане никогда не отвергнут меня!» Но все случилось так, как и предсказала Диксон: на состоявшихся через 6 месяцев выборах Черчилль потерпел поражение и был вынужден оставить свой пост.
Действительно, спустя несколько дней Мартин Лютер Кинг был убит, причем именно так, как это предсказала вещунья.
Помимо этого, Д. Диксон сказала, что Роберту никогда не суждено стать главой страны. «Это случится из-за трагедии, которая произойдет через неделю в отеле «Амбасадор»». 5 июня, спустя неделю, в отеле «Амбасадор» Роберт Кеннеди был убит выстрелом в голову.
Тест с ответами: “Спящая царевна” В.А.Жуковский
1. Кто сообщил царице о том, что у неё родится дочь:
а) рак +
б) ведьма
в) добрый волшебник
2. Двенадцатую чародейку царь не позвал на пир потому, что:
а) он испугался её
б) потому что она была хромоногая, старая, злая +
в) так захотела царица
4. В начале сказки к царевне подполз(а):
а) рак +
б) ужик
в) змея
5. От чего была должна умереть царевна, по словам ведьмы:
а) от стрелы
б) от яда
в) от веретена +
8. Старушка-пряха была:
а) злой колдуньей +
б) переодетой царицей
в) служанкой
9. Как сбылось предсказание колдуньи:
а) царевна заснула
б) царевна умерла
в) заснул весь дворец +
10. Что использует автор, изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор»:
а) сравнение
б) эпитет +
в) гиперболу
11. «Спящая царевна» напоминает эту сказку Пушкина:
а) о мёртвой царевне и семи богатырях +
б) о золотом петушке
в) о попе и его работнике Балде
12. Силу сна разрушил(и):
а) гром и молния во время грозы
б) поцелуй царевича +
в) царевну разбудил царь
14. Сколько лет пробыли во сне люди:
а) 33
б) 133
в) 300 +
15. Царь с царицей спали:
а) на ступенях лестницы +
б) в кровати
в) на траве перед дворцом
16. Как звали царя:
а) Елисей
б) Матвей +
в) Тимофей
17. По словам ведьмы, беда должна была случиться на этом году:
а) на 18-ом
б) на 25-ом
в) на 16-ом +
18. В честь чего был пир:
а) победы царя над врагом
б) Дня Рождения дочери +
в) прибытия заморских гостей
19. В каком году было написано произведение:
а) 1841
б) 1836
в) 1831 +
20. Сколько чародеек позвали на пир:
а) 12
б) 11 +
в) 15
21. С помощью какого эпитета охарактеризован царь в произведении:
Отчего ж так оплошал
Наш … царь …? :
а) разумный +
б) честный
в) справедливый
22. Что случилось, когда гости собрались на пир:
а) не пришла царица
б) украли блюдо +
в) ром загремел
23. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна:
а) князь
б) царевич Матвей
в) сын царский +
24. Прежде чем войти во дворец, спаситель:
а) взял живую воду
б) молитву прочитал +
в) перекрестился
25. Автор описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты:
а) губы
б) волосы
в) щёки +
26. Царевну от сна пробудило:
а) прикосновение к кольцу
б) поцелуй +
в) живая вода
27. В каком варианте представлено сравнение:
а) Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет… +
б) У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых…
в) В неприступный, страшный бор
Ни старик, ни молодой
За царевной ни ногой.
28. В каком варианте представлены постоянные эпитеты:
а) На неё находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь ОГРОМНЫЙ царский дом…
б) Лес ДУШИСТ, ПРОХЛАДЕН, ТИХ,
И ничто НЕ СТРАШНО в нём.
в) Даже облака небес
На ДРЕМУЧИЙ, ТЁМНЫЙ лес
Не навеет ветерок. +
29. Год первой публикации сказки:
а) 1832 +
б) 1831
в) 1842
30. Чем завершилась сказка:
а) смертью колдуньи
б) пиром +
в) всеобщим пробуждением
Статья спящая царевна. Анализ сказки «Спящая царевна
Краткая биография поэта
«Спящая царевна», Жуковский, завязка произведения
И вот однажды пошла грустная царица к ручью, села на его зеленые берега и принялась горько плакать. Но слезы ее не остались безответными, молодую женщину пожалел рак и приполз к ней. Он сказал, чтобы та не печалилась, в эту ночь она забеременеет, а через положенное время родит дочь.
Предсказания волшебниц
Оптимистическое пророчество доброй волшебницы
Предсказанье колдуньи сбывается
Услышав, что пожелала его любимой дочке злая колдунья, царь очень расстроился. Он стал плохо есть, спать, а потом издал указ запретить сеять лен, делать из него пряжу, сучить ее при помощи веретена. Этот инструмент старинного рукоделия было запрещено иметь в любом доме. После этого указа Матвей успокоился, и жизнь потекла своим чередом.
Прошло время, царевне исполнилось 15 лет, она стала еще красивее, распустилась, как цветок в мае. Однажды ее родители пошли прогуляться, а юная девушка осталась дома. Ей стало скучно, и она решила осмотреть дворец. Ведь в каких-то помещениях девушка еще никогда не была.
Сонное царство
В ту же секунду весь дворец и его обитатели были охвачены всеобщей дремотой. Царь и его жена как стояли на крыльце, прямо там и уснули. Их свита замерла прямо стоя, не выпуская из рук ружей. Хорунжий уснул на коне, животное тоже погрузилось в многолетнюю дремоту. Даже собаки, мухи замерли, да так и остались недвижимыми. Повар как готовил еду, так и остался на кухне. Даже огонь впал в дремоту.
С тех пор в это сонное царство не могла залететь птица, зверь тоже не прошел бы туда. Колючий терн вырос, как высокий забор, дикий бор тоже загородил путь-дорогу.
Прошло 100 лет. За это время некоторые смельчаки, внемля рассказам дедов, пытались найти дворец и царевну, но никто из них назад так и не вернулся, поэтому все бросили отчаянные попытки попасть туда.
Царский сын
Так прошло 300 лет. Как-то молодой царевич разъезжал по лесу со своей свитой и отстал от нее. Оказался он около того заветного бора, встретил старика. Тот рассказал юноше, что слышал еще от своих дедов, что в этих местах стоит царский дворец, в нем спит прекрасная царевна и вот уже 3 века ждет своего спасителя.
«Спящая царевна»: главные герои
Но ее чары было суждено развеять царевичу, который является одним из главных положительных героев наряду с девушкой и ее родителями.
Так как основных действующих лиц в данном произведении немного, их легко запомнить. Теперь, если кто-то произнесет: «Жуковский, «Спящая царевна»», главные герои этого стихотворения сразу всплывут у вас в памяти.
И пали чары
На крыльце лежал царь. Перекрестившись, молодой человек перешагнул через него и направился к своей избраннице. Далее Жуковский довольно долго описывает, как та была хороша собой. Как говорится, годы не властны над красотой. Царевич влюбился с первого взгляда, поцеловал милую девушку, та проснулась, и не только она. Дворец вмиг ожил, каждый стал продолжать заниматься тем, что делал до того.
Конечно же, царь и царица благословили свою дочь, та вышла замуж за спасителя, и все закончилось, как во многих русских народных сказках, пиром на весь мир. Вот такое сочинил стихотворение Спящая царевна проснулась, и все закончилось хорошо.
Анализ опуса
О чем он нам говорит? Если в школе ученикам предстоит написать сочинение на тему «Жуковский, «Спящая царевна»», анализ произведения поможет получить отличную отметку. Сначала можно сравнить сюжет со упомянуть, что их история под названием «Спящая красавица» схожа с опусом Жуковского, как и труд Шарля Перро, именующийся «Красавица в спящем лесу». Свое же произведение назвал Жуковский «Спящая царевна». Отзывы тоже помогут глубже понять поэтический труд.
Читателям нравится, что в данном произведении торжествуют отважные герои, побеждают любовь и добро. Принято сравнивать поэтический опус А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, которое создал Жуковский. «Спящая царевна» (отзывы помогут лучше понять структуру произведения) является обязательным стихотворением для
Сказки Жуковского ориентированы прежде всего на детскую аудиторию и рассчитаны на звучащее слово, тогда как пушкинская сказка обращена к читателю любого возраста, и чем старше читатель, тем больше она открывается ему.
Но повторю снова слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Чтобы быть готовыми к погружению в глубины сказок Пушкина, хорошо окунуться и в сказочный мир Жуковского, плениться его атмосферой сказки общенациональной, в основе которой общие сюжеты и герои многих народов, чтобы потом острее почувствовать «русскость» сказок Пушкина и свою собственную.
Начнём мы знакомство пятиклассников с Жуковским с чтения статьи в хрестоматии и рассматривания портрета поэта работы О. Кипренского.
Каким предстаёт перед нами Василий Андреевич Жуковский?
Обратите внимание на фон, на котором изображён поэт. О чём рассказывает нам этот фон?
Дети отмечают задумчивость и мечтательность поэта, говорят о том, что он изображён на фоне руин какого-то замка, что придаёт портрету загадочность и таинственность. Видимо, Жуковскому было интересно всё старинное и необычное.
Действительно, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Жуковский хорошо знал немецкий язык, любил немецкую поэзию и культуру и очень хотел познакомить с ней русского читателя, поэтому и переводил многие произведения на русский язык.
Более половины литературных произведений Жуковского — это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.
Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро.
С одним из таких переложений мы и познакомимся. Сказка «Спящая царевна» появилась летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами — Пушкиным и Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» — восклицает Н. В. Гоголь.
Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
После прочтения выясняем восприятие произведения пятиклассниками.
Знаком ли вам сюжет этой сказки? Откуда?
Да, в сюжете Жуковского дети без труда узнают знакомую им сказку Шарля Перро «Спящая красавица», кое-кто вспоминает и братьев Гримм, правда, точное название их сказки («Шиповничек») не помнят.
Понравилось ли вам произведение Жуковского? Чем?
Больше всего детям нравится, что сказка написана в стихах. Им по душе её красивый слог. В качестве понравившихся моментов отмечают описание сонного царства, пробуждение царевны к жизни.
Чем похожа и не похожа сказка на известные вам русские народные сказки?
Найдите в ней обороты речи, близкие народным. На русские народные сказки она похожа чудесами, которые в ней описываются (чары, наложенные на царевну, заколдованное царство), традиционными героями (царь, царица, царевна, царевич), победой сил добра над силами зла, некоторыми оборотами речи, близкими к народным («Жил-был добрый царь»: «Дочь прекрасна так была, / Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать …; «Птица там не пролетит, / Близко зверь не пробежит … «; «Свадьба, пир, и я там был / И вино на свадьбе пил; / По усам вино бежало, / В рот же капли не попало» и др.).
Но у этой сказки есть автор, она написана в стихах. Среди её героев есть нетипичные для русских сказок — рак-пророк, который предсказал рождение царевны. Да и царь носит непривычное имя — Матвей, чаще мы слышим другие имена или он вовсе остаётся безымянным.
Всё это говорит о том, что перед нами литературная сказка. Запишем её определение: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, либо основанное на фольклорных источниках, либо придуманное писателем; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев.
Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Как и многие другие литературные сказки, произведение Жуковского создано по мотивам народных сказок.
Вспомните, отчего в народных сказках (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») часто происходит беда с героями.
А какую ошибку и кто совершил в сказке Жуковского? Какое правило нарушил?
Ошибку совершил царь Матвей: он не пригласил на пир в честь рождения дочери одну из двенадцати чародеек, которая была самой старой из всех. Не пригласил — значит, нарушил закон гостеприимства, да ещё и не уважил старого человека.
Почему же он не позвал старую колдунью?
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых;
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).
«Что ж тут делать? — царь сказал. —
Так и быть!» И не послал
Он на пир старухи звать.
Конечно, отсутствие блюда не повод для того, чтоб кого-то не пригласить. Наверняка в царских закромах нашлось бы какое-то другое красивое блюдо, которым можно было заменить недостающее, и ситуация была бы разрешена.
Это слово оплошал:
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Что значит оплошал?
Совершил плохой, необдуманный поступок, оступился. Жуковский не оправдывает царя, слово разумный по отношению к царю звучит здесь со скрытой насмешкой (иронией), так как Матвей не ищет решения проблемы, а просто не зовёт на пир старуху.
Как она отнеслась к этому?
Она обиделась: «Было то обидно ей».
Можно её понять? (Конечно!)
Но к чему привела эта обида?
К жажде мести, желанию смерти ни в чём не повинной девочки. Старуха обещает ей:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!
А это можно понять?
Разумеется нет! Из-за мелкой обиды старуха готова лишить девушку жизни. Вот что может породить обида! Один по легкомыслию совершил ошибку, обидел своим невниманием старого человека, что вызвало ответную реакцию, которая навлекла беду не только на царевну, но и на всё царство. Другая приготовила страшный подарок юной царевне.
Найдите слово, которым автор выражает своё отношение к этой чародейке. Он называет её ведьмой, таким образом выражая своё неприятие её действий. Да, тут уже вступает в действие в лице чародейки злая и опасная сила, тогда как другие приготовили новорождённой царевне чудесные дары. Что они ей приготовили в подарок?
Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных …
Сколько здесь пожеланий? (Пять.) А чародеек? (Одиннадцать.)
Придумаем, что пожелали девочке остальные шесть. Включается вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», и под его звучание дети сочиняют пожелания чародеек царевне.
Поскольку начало всегда затруднительно, можно дать детям возможные первые фразы, например: «Будет у тебя дворец … »; «Вот чудесный сундучок …»; «Ты родишь сынка и дочь …»; «Ты увидишь белый свет … » и т.д.
Кроме редактирования, дети получают задание по вариантам: сделать рисунки, изображающие заколдованный бор в тот момент, когда царство только погрузилось в сон (1-й вариант), и бор перед пробуждением царевны (2-й вариант). Кому-то из учеников поручается найти и выписать лексические значения слов бор и лес.
Следующий урок начинаем вопросом:
Каким образом царь пытался отвести беду от своей дочери?
Он даёт такой указ:
«Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён,
Прясть, сучить, чтоб веретён
Духу не было в домах;
Чтоб скорей как можно прях
Всех из царства выслать вон».
Жуковский называет царя «разумным». А можно ли назвать разумным его решение? Почему?
Большинство детей считает неразумным решение царя Матвея. Главный их аргумент: против судьбы не пойдёшь, всё равно заклятие должно исполниться. Значит, бессмысленно ему препятствовать. Запрещая же выращивать лён, прясть его и шить из него одежду, высылая всех прях из царства, царь не решает свою проблему, а создаёт новые трудности для людей. При этом он продолжает жить по-прежнему легко и весело:
Царь, издав такой закон,
Начал пить, и есть, и спать,
Начал жить да поживать,
Как дотоле, без забот.
— Как это его характеризует?
Он не очень дальновидный, легкомысленный, беспечный. И вот пророчество колдуньи сбывается. Перечитаем описание сонного царства. Чем оно интересно? Назовите самые яркие, выразительные детали в описании этого царства.
Всё утихнуло кругом;
Возвращаясь во дворец,
На крыльце её отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам;
Неподвижно по стенам
Мухи сонные сидят;
У ворот собаки спят;
В стойлах, головы склонив,
Пышны гривы опустив,
Кони корму не едят,
Кони сном глубоким спят;
Повар спит перед огнем;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном
Самыми интересными и яркими деталями описания дети считают стражников, спящих под ружьём; огонь, застывший «сонным пламенем» на кухне; повара, замершего пред ним.
Вообще, царство интересно своей неподвижностью, но в этой неподвижности чувствуется остановленное чарами движение, угадывается жизнь. Попробуйте найти в описании сонного царства такие строчки, которые доказывают, что жизнь в царстве просто замерла на какое-то время.
Дети находят строчки о сонных мухах, о конях, которые «корму не едят», о сторожевых собаках, заснувших у ворот, о хорунжем (значение слова даётся в сносках учебника), спящем прямо в седле, о поваре и т. п.
И вот эта затянувшаяся неподвижность позволила диким растениям наглухо окружить дворец:
И покрыл окрестность бор;
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил;
Он навек загородил
К дому царскому пути:
Долго, долго не найти
Никому туда следа —
И приблизиться беда!
Птица там не пролетит,
Близко зверь не пробежит,
Даже облака небес
На дремучий, тёмный лес
Не навеет ветерок.
Вот уж полный век протёк;
Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно;
Знали только то одно,
Что средь бора дом стоит,
Что царевна в доме спит,
Что проспать ей триста лет,
Что теперь к ней следу нет.
Почему царь Матвей «изгладился» из памяти людской? Случайно это или нет? Не связано ли это как-то с его роковой ошибкой?
Царь Матвей забыт, потому что ничего доброго и полезного не сделал для своих подданных и славился только своими беспечностью и легкомыслием. «Разумность» его была весьма сомнительной, она и привела к ошибке – он «оплошал» и накликал беду в собственную семью и царство. Что же помнить о таком царе?
А вот о дочери его народ помнит.
Почему он передаёт из поколения в поколение рассказ о спящей в бору царевне? Со спящей царевной связано ожидание чуда, которое должно произойти через 300 лет.
Почему никому из смельчаков не удавалось дойти до царевны и никто не возвращался из этого похода? Представьте, что могло с ними происходить.
Почему у царского сына всё складывается по-другому? Какое чувство вызвала у него рассказанная стариком история?
Царский сын появился в окрестностях заколдованного царства, когда время заклятия подошло к концу. От старика он услышал историю про спящую царевну, которая очень
взволновала его:
… от сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор …
О чём говорит та стремительность, с кото-
рой он помчался в бор?
Ему хочется поскорее увидеть царевну.
Каким же теперь стал бор? Как его теперь называет Жуковский?
Забор,
Ограждавший тёмный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нём.
Бор превратился в лес … Чем же отличается лес от бора?
Подготовленный ученик сообщает лексическое значение этих слов: «Бор — хвойный лес, состоящий из одной породы деревьев. Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая землю между деревьями: кустарники, травы, папоротники, грибы».
Почему бор стал лесом?
Царевна и её царство находились в состоянии сна, которому соответствует неподвижность, монотонность, поэтому И лес для этого сна выбран однообразный и назван бором.
Перед пробуждением царевны бор превращается в лес и наполняется ароматами разных растений, пением птиц, яркими бабочками — впереди прекрасная и разнообразная, полноценная жизнь!
Что поражает царевича в царском дворце? Конечно, множество спящих людей, которых сон застал в момент какого-то действия. Сравните описание сонного царства в начале сказки и теперь. В каком из них больше жизни? Почему?
Во втором описании жизни больше, потому что вот-вот все проснутся:
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный сидит;
Тот не двигаясь идёт;
Тот стоит, раскрывши рот,
Сном пресёкся разговор,
И в устах молчит с тех пор
Недоконченная речь;
Тот, вздремав, когда-то лечь
Собрался, но не успел:
Сон волшебный овладел
Прежде сна простого им;
И, три века недвижим,
Не стоит он, не лежит
И, упасть готовый, спит.
Но больше всего своей красотой поражает царевича царевна. Найдите её портрет в сказке:
Как дитя, лежит она,
Распылалась от сна;
Молод цвет её ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи тёмные темней,
Заплетённые косой
Кудри чёрной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь как свежий снег бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен лёгкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки — чудо красотой.
Встречались ли вам такие подробные портреты в народных сказках? Как в них обычно описывается красота девушки?
Таких портретов в народных сказках не встретишь. Обычно красота описывается словами: ни в сказке сказать, ни пером описать …
Но перед нами сказка литературная, и потому описание героини дано во всех подробностях: мы видим и черты её лица, и стройную фигуру, и одежду.
Чем можно доказать, что сон царевны лишь ожидание суженого?
Во сне у неё «губки алые горят», грудь трепещет. «Меж ресницами блестит / Пламя сонное очей», она «распылалась от сна» — всё говорит о том, что она ждёт своего спасителя.
Сравните этот портрет царевны с картиной В.Васнецова «Спящая царевна». Нравится ли вам она?
Картина очень нравится детям своей сказочностью, атмосферой тайны и ожиданием чуда. Сон царевны очень живой и такой сладкий, что и нам, зрителям, хочется сладко зевнуть и прикорнуть где-нибудь рядом со спящими девушками или гуслярами, чтобы через несколько мгновений проснуться и очутиться.
В волшебной сказке …
Почему царевич не удержался и поцеловал царевну? Зачем он это сделал? Почему пробуждение её мгновенно?
Царевна так хороша, так полон счастливым ожиданием её сон, что царевичу хочется поскорее увидеть её очнувшейся. Пока она не слышит и не видит его, а он уже всей душой с ней:
… чтоб душу насладить,
Чтоб хоть мало утолить
Жадность плененных очей,
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом …
и «души не удержал / и её поцеловал».
Царевна проснулась «вмиг», потому что ждала его целых 300 лет. Что стало следствием этого поцелуя? (Пробуждение всего царства.) Перечитаем картину этого пробуждения. Какие детали в его описании особенно выразительны и запоминаются?
С какой интонацией описывает поэт пробуждение сонного царства? Докажите, что он посмеивается над его обитателями и особенно над незадачливым «разумным» царём Матвеем.
Картина пробуждения вызывает у детей улыбки, они с удовольствием зачитывают отдельные его подробности. Всё возвращается на круги своя:
Всё как было; словно дня
Не прошло с тех пор, как в сон
Весь тот край был погружён.
Царь на лестницу идёт;
Нагулявшися, ведет
Он царицу в их покой;
Сзади свита вся толпой;
Стражи ружьями стучат;
Мухи стаями летят;
Приворотный лает пес;
На конюшне свой овес
Доедает добрый конь;
Повар дует на огонь,
И, треща, огонь горит,
И струею дым бежит
Особенно смешон царь, который как ни в чём не бывало «нагулявшися ведёт» в покои царицу; смешны и стражи, стучащие ружьями, мухи, очнувшиеся от многолетнего сна и летящие стаями поживиться в царском дворце, повар, возобновивший приготовление пищи. Мы радуемся вместе с героями тому, что всё закончилось хорошо.
А благодаря чему это произошло?
Милосердие в лице молодой чародейки вступило в поединок с обидой и жаждой мести, которые воплощает в себе старая чародейка, и подарило царевне и её родителям спасение: вместо смерти — волшебный сон, от которого можно очнуться и снова обрести жизнь.
Оценит ли это царь Матвей, судя по его поведению после пробуждения?
Похоже, что он так и останется незадачливым и беспечным человеком, который поглощён только удовольствиями жизни. А вот царевна и молодой царевич, которые никак не могут наговориться после долгожданной встречи, наверно, в полной мере оценят своё счастье и будут беречь его.
Всё проходит как сон в этой жизни
И во тьме исчезает бесследно.
Лишь любовь, точно солнце в зените,
Будет вечно гореть во вселенной…
Словно лилия в саду Эдемском,
Ты цвела под лучами живыми.
И как в сказке волшебной принцесса,
О прекрасном Ты грезила принце.
И судьбы неизвестной путями
Пред Тобой он явился чудесно:
Русский Принц с неземными глазами,
И пленил Твоё чистое сердце.
Полюбить не могла Ты другого,
Это чудо уж не повторится.
И принцесса немецкого дома
Всероссийскою стала Царицей.
В ризах ангельских райская птица,
О птенцах Своих не позабыла.
Александра – святая Царица
Всю Россию Ты усыновила.
Пред Небесным Царём в поднебесье
Ты осталась родною и близкой.
Защити нас молитвой Своею
И любовью согрей материнской.
О безоблачном счастье мечтая,
Новой родине сердце открыла.
Только вместо небесного рая
Ты на скорбную землю спустилась.
Жизнь не сказка. И неуловимо
Счастье лёгкое в суетном мире.
Не минули Тебя стороною
Скорби даже под Царской порфирой.
О покое навек позабыла,
Пусть о счастье мечтают другие.
Ты с державным Супругом делила
Все труды и печали земные.
И под бременем невыносимым
Лишь в одном обрела утешенье:
Перед Божьим склонялась Ты Сыном,
И молилась о вечном спасенье.
И по Божьему благословенью,
Под покровом Небесной Царицы,
Ты детей пятерых в утешенье
Подарила Царю и России.
И на камне спасительной веры
Ты очаг созидала небесный.
Благочестия светлым примером
Стало Ваше святое Семейство.
Но подули безумные ветры,
Забурлили кровавые реки,
И дыхание мрачное смерти
Ваше счастье разбило навеки.
И сжимая теснее объятья,
Подошли Вы к земному порогу,
А когда наступил час распятья,
Ты со всеми взошла на Голгофу…
А. Мысловский
БОЖЬИ ПТИЦЫ
Какой чудесный сон приснился
Однажды мне в тиши ночной:
Четыре белых голубицы
И лебедёночек меньшой.
Во свете Божьей благодати,
Святые мученики дети
Святого русского Царя.
Летят по небу Божьи птицы
Четыре белых голубицы
И лебедёночек меньшой.
Летят к Небесному Чертогу,
В Святую огненную высь.
И дерзновенно молят Бога
За всё убийц своих простить…
Душа в слезах затрепетала
Ещё доселе не видал я
Таких пречудных Райских птиц.
Они кружили надо мною
И дивно славили Творца,
Над всею Русскою землёю
Простёрли белые крыла.
На землю посланные Богом,
Чтобы любовью умягчить
Сердца заблудшего народа,
Любовь готового забыть.
Но вас, безумьем ослеплённый,
Принёс он в жертву силам тьмы
И чистой ангельскою кровью
Одежды света обагрил.
Отныне — только эти лица
Перед собой увижу вновь,
Ведь и на мне есть ваша кровь!
Я плоть от плоти из народа,
Что клятву верности давал
Помазаннику перед Богом,
И новой Каина печатью
На душу русскую легла,
Навек предав ее проклятью,
Кровь убиенного Царя.
Давно пробил неотвратимый
Час грозный Божьего суда,
Когда бы за народ погибший
Не умолили вы Христа.
Какой чудесный сон приснился
Однажды мне в тиши ночной:
Четыре белых голубицы
И лебедёночек меньшой.
И покаянными слезами
Святые мученики дети
Святого русского Царя…
Поэт Сергей Бехтеев:
Царская Россия-кротость и смиренье,
У икон столетних жаркие молитвы,
Жажда покаянья,сладость всепрощенья,
Жертвенная доблесть бескорыстной битвы…
Царская Россия-говор колокольный,
Средь боров дремучих древних келий срубы,
Радость и веселье встречи хлебосольной,
О любви заветной шепчущие губы…
Царская Россия-общий труд и служба,
Твердая охрана мира и порядка,
Всех ее сословий и народов дружба,
Вековой избыток щедрого достатка…
Царская Россия-это быт былинный,
Это лад семейный,это строй свободный,
Наш язык могучий,наш уклад старинный,
Удаль и отвага пляски хороводной…
Царская Россия-вера в подвиг ратный,
В торжество и славу мудрого правленья,
Небом данный свыше жребий благодатный
Родине великой честного служенья…
Царская Россия-помощь нищей братье,
Смелая защита от чужой угрозы,
Матери счастливой нежное объятье,
Доброю рукою вытертые слезы…
Царская Россия-наша песнь родная,
Без конца,без края большака дорога,
Царская Россия-это Русь Святая,
Та,что ищет правду,та,что верит в Бога!
В дни нашей скорби безнадежнй,
В дни общей слабости людской,
Твой Образ, девственный и нежный,
Влечет нас прелестью былой;
Влечет лучистыми глазами
С их неподдельной добротой,
Влечет небесными чертами,
Влечет — нездешней красотой.
И забываются ошибки
И скорбь, терзающая нас,
При виде Царственной улыбки
Твоих невинных, детских глаз.
И сердцу кажутся ничтожны
Все наши праздные мечты,
И страх корыстный и тревожный,
И голос мелкой нищеты.
И в эти сладкие мгновенья,
Пред обновленною душой
Встает, как светлое виденье,
Твой Образ Чистый и Святой.
Сергей Бехтеев 1922 год
Стихи из записной книжки Императрицы Александры Феодоровны
Составители сборника — русские эмигранты, всеми правдами и неправдами
сумевшие сохранить фотоматериалы и документы относящие к Царской семье и
особенно к периоду после 1917. В книге воспроизведены письма,
молитвы и стихотворения, написанные Императрицей Александрой Федоровной
(как пишет автор сборника: «Ниже воспроизводятся стихотворения, написанныя
собственной рукой Ея Величества в период безысходных душевных
страданий… Тогда свои молитвенныя призывания к Богу изливала Она в
маленькую книжечку свою, и эта книжечка, собирая и осушая слезы
Императрицы, становилась частицей Ея души и ныне являет нам исповедь
Государыни передъ Богом «) и ее детьми, а также представлены
фотографии царственных сестер милосердия Что ж чуть-чуть полистаем книжечку… все представленные ниже стихотворения из коллекции Императрицы…
Сейчас мы только-только узнаем о том, что же на самом деле было главным в этой семье, узнаем о правилах жизни, о быте, привычках и всем прочем, человеческом, что долгие годы было либо нам неизвестно вообще, либо же было просто оболгано и искажено до неузнаваемости…
Не утолить всей скорби жадной,
Всех слез людских не осушить,
И с этой мыслью безотрадной
Мучительно и тяжко жить.
И счастлив тот, кто в день несчастья
Хоть раз дал руку бедняку
И осушил слезу участьем
И в радость обратил тоску.
Императрица Александра Федоровна
Царственная сестра милосердия — Императрица Александра Федоровна (рисунок П.И. Волкова 1914)
Молитвы дар – дар чудный, дар бесценный,
Замена всех непрочных благ земных;
Блажен, кому дано душою умиленной
Изведать таинство святых отрад твоих!
Блажен, кто молится в минуту счастья,
Кто с Богом сердце так сумел сдружить,
Что Божья мысль святит в нем радости и страсти,
И может их порыв безумный укротить.
Блажен, кто молится в тоске и муке,
Под ношею тяжелого креста,
Кто, горем посещен, возносит к небу руки,
Твердя: «Ты свят, Господь, и власть Твоя свята!»
Блажен, кто битвой жизни испытуем,
Смиренно верует, смиренно ждет,
И вышний Промысел хвалебным аллилуем,
Как отроки в пещи, все славит и поет.
Царственные сестры милосердия
Чуть-чуть истории. С началом Первой мировой войны Императрица и ее дети стали активно работать в лазаретах и помогать раненым. Так в частности, в литературе часто можно встретить упоминание так называемого Федоровского городка. Это комплекс построек в неорусском стиле, расположенный недалеко от Царского Села, построенных в 1911-1916 годах. Городок строился под постоянным наблюднием самого императора Николая II. 20 августа 1912 года состоялось торжественное освящение нового собора во имя Федоровской иконы Божией Матери, считающейся заступницей всех Романовых. После начала Первой мировой войны здания возводимого городка было решено использовать под лазарет для раненых. Над лазаретом, разместившемся в постройках при Федоровском Соборе, взяли шефство великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна.
Ее величество Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татьяна
Николаевны в общей группе с медицинским персоналом лазарета.
Их величество Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны в группе раненых лазарета
Императрица с Цесаревичем
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!
(из записной книжки Императрицы Александры Федоровны)
Отъезд императрицы Александры Федоровны и ее дочерей из Федоровского собора
Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвется в небеса…
((из записной книжки Императрицы Александры Федоровны)
Приезд наследника цесаревича Алексея в Федоровский собор
Наследник цесаревич Алексей здоровается с конвойным перед входом в Федоровский собор
Великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны около палаточного лазарета
Минуты отдыха — императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга
и Татьяна Николаевны перед игрой в крокет среди раненых лазарета
Когда придет пора невзгоды и страданья,
Не унывай, мой друг! В минуту испытанья
Пускай пред Господом падет твоя слеза.
Не горьким ропотом, а теплою мольбою
Строптивой жалобы порывы воздержи;
Но, сердцем веруя, что бдит Он над тобою,
С надеждой на Него печали возложи.
И, в трудный час борьбы твоей житейской,
Он во время придет тебя спасти.
И будет Сам тебе Он Симон Киринейский
И тяжкий жизни крест поможет донести.
(из записной книжки Императрицы Александры Федоровны)
Малоизвестные стихи Сергея Есенина
«Есенин представлялся Александровне Федоровне в Царскосельском дворце, читал ей стихи, просил и получил от Императрицы разрешение посвятить ей целый цикл в своей новой книге!
После прочтения стихотворения Есенин, по всей видимости, преподнес лист Великий княжне Марии Николаевне, дочери Николая Ворого. Есть предположение, что в ответ на этот подарок она сняла со своего золотой перстень и отдала его Есенину. И действительно, у Есенина хранилось кольцо, отлитое из червонного золота, в ажурную оправу которого вкраплен изумруд, а
на месте пробы выбита царская корона. Этот перстень Сергей Есенин в 1920 году подарил своей двоюродной сестре Марии Ивановне
Конотоповой- Кверденевой в день ее свадьбы в Константинове.
А в 1916-17 годах старшие дочери Николая II Ольга и Татьяна вместе с Александрой Федоровной в форме сестер милосердия оказывали помощь больным и раненым в госпитале, размещавшемся в Екатерининском дворце Царского Села, а младшие – Мария и Анастасия – ежедневно посещали лазарет № 17 своего имени. По молодости лет они формально не могли работать сестрами милосердия, но, чем могли, помогали больным и раненым воинам. Вот что вспоминал об этом один из раненых офицеров:
«Первое впечатление о Великих Княжнах никогда не менялось и не могло измениться, насколько они были совершенными, полными
царственного очарования, душевной мягкости и бесконечной доброжелательности и доброты во всем. У них было врожденная
способность и умение несколькими словами смягчить и уменьшить горе, тяжесть переживаний и физические страдания раненых воинов. Все царевны были чудесными русскими девушками, полными внешней и внутренней красоты».
Все это видел и Есенин. А был ли он знаком с Марией и Анастасией? Ответ мы находим в воспоминаниях друга поэта М.П. Мурашова:
«Полковник Ломан часто вызывал его к себе и учил, как надо держаться с Императрицей Александрой, если придется случайно
встретиться. А в лазарете они бывали часто… Когда я приехал во второй раз к Есенину, то он мне рассказал, что полковник Ломан
представил его Императрице, а затем княжнам Марии и Анастасии. Стихи рязанского поэта царским дочерям, а младшая Анастасия, по
воспоминаниям Н. Вольпин, соизволила беседовать с поэтом, гуляя с ним по Царскосельским садам.
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас.
Протягивают царственные руки,
Благословляя их к грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть.
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу, за их судьбу!
Сказки Жуковского ориентированы прежде всего на детскую аудиторию и рассчитаны на звучащее слово, тогда как пушкинская сказка обращена к читателю любого возраста, и чем старше читатель, тем больше она открывается ему.
Но повторю снова слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Чтобы быть готовыми к погружению в глубины сказок Пушкина, хорошо окунуться и в сказочный мир Жуковского, плениться его атмосферой сказки общенациональной, в основе которой общие сюжеты и герои многих народов, чтобы потом острее почувствовать «русскость» сказок Пушкина и свою собственную.
Начнём мы знакомство пятиклассников с Жуковским с чтения статьи в хрестоматии и рассматривания портрета поэта работы О. Кипренского.
Каким предстаёт перед нами Василий Андреевич Жуковский?
Обратите внимание на фон, на котором изображён поэт. О чём рассказывает нам этот фон?
Дети отмечают задумчивость и мечтательность поэта, говорят о том, что он изображён на фоне руин какого-то замка, что придаёт портрету загадочность и таинственность. Видимо, Жуковскому было интересно всё старинное и необычное.
Действительно, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Жуковский хорошо знал немецкий язык, любил немецкую поэзию и культуру и очень хотел познакомить с ней русского читателя, поэтому и переводил многие произведения на русский язык.
Более половины литературных произведений Жуковского — это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.
Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро.
С одним из таких переложений мы и познакомимся. Сказка «Спящая царевна» появилась летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами — Пушкиным и Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» — восклицает Н. В. Гоголь.
Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
После прочтения выясняем восприятие произведения пятиклассниками.
Знаком ли вам сюжет этой сказки? Откуда?
Да, в сюжете Жуковского дети без труда узнают знакомую им сказку Шарля Перро «Спящая красавица», кое-кто вспоминает и братьев Гримм, правда, точное название их сказки («Шиповничек») не помнят.
Понравилось ли вам произведение Жуковского? Чем?
Больше всего детям нравится, что сказка написана в стихах. Им по душе её красивый слог. В качестве понравившихся моментов отмечают описание сонного царства, пробуждение царевны к жизни.
Чем похожа и не похожа сказка на известные вам русские народные сказки?
Найдите в ней обороты речи, близкие народным. На русские народные сказки она похожа чудесами, которые в ней описываются (чары, наложенные на царевну, заколдованное царство), традиционными героями (царь, царица, царевна, царевич), победой сил добра над силами зла, некоторыми оборотами речи, близкими к народным («Жил-был добрый царь»: «Дочь прекрасна так была, / Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать …; «Птица там не пролетит, / Близко зверь не пробежит … «; «Свадьба, пир, и я там был / И вино на свадьбе пил; / По усам вино бежало, / В рот же капли не попало» и др.).
Но у этой сказки есть автор, она написана в стихах. Среди её героев есть нетипичные для русских сказок — рак-пророк, который предсказал рождение царевны. Да и царь носит непривычное имя — Матвей, чаще мы слышим другие имена или он вовсе остаётся безымянным.
Всё это говорит о том, что перед нами литературная сказка. Запишем её определение: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, либо основанное на фольклорных источниках, либо придуманное писателем; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев.
Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Как и многие другие литературные сказки, произведение Жуковского создано по мотивам народных сказок.
Вспомните, отчего в народных сказках (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») часто происходит беда с героями.
девочка заигралась с подружками и оставила брата без присмотра, Иванушка вопреки запрету сестры напился воды из следа, оставленного козьим копытцем.
А какую ошибку и кто совершил в сказке Жуковского? Какое правило нарушил?
Ошибку совершил царь Матвей: он не пригласил на пир в честь рождения дочери одну из двенадцати чародеек, которая была самой старой из всех. Не пригласил — значит, нарушил закон гостеприимства, да ещё и не уважил старого человека.
Почему же он не позвал старую колдунью?
У царя двенадцать блюд
Было в царских кладовых;
А двенадцатого нет
Знать об этом не дано).
«Что ж тут делать? — царь сказал. —
Так и быть!» И не послал
Он на пир старухи звать.
Можно ли было найти какое-то разрешение этой ситуации?
Конечно, отсутствие блюда не повод для того, чтоб кого-то не пригласить. Наверняка в царских закромах нашлось бы какое-то другое красивое блюдо, которым можно было заменить недостающее, и ситуация была бы разрешена.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Что значит оплошал?
Совершил плохой, необдуманный поступок, оступился. Жуковский не оправдывает царя, слово разумный по отношению к царю звучит здесь со скрытой насмешкой (иронией), так как Матвей не ищет решения проблемы, а просто не зовёт на пир старуху.
Как она отнеслась к этому?
Она обиделась: «Было то обидно ей».
Можно её понять? (Конечно!)
Но к чему привела эта обида?
К жажде мести, желанию смерти ни в чём не повинной девочки. Старуха обещает ей:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!
А это можно понять?
Разумеется нет! Из-за мелкой обиды старуха готова лишить девушку жизни. Вот что может породить обида! Один по легкомыслию совершил ошибку, обидел своим невниманием старого человека, что вызвало ответную реакцию, которая навлекла беду не только на царевну, но и на всё царство. Другая приготовила страшный подарок юной царевне.
Найдите слово, которым автор выражает своё отношение к этой чародейке. Он называет её ведьмой, таким образом выражая своё неприятие её действий. Да, тут уже вступает в действие в лице чародейки злая и опасная сила, тогда как другие приготовили новорождённой царевне чудесные дары. Что они ей приготовили в подарок?
Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных …
Сколько здесь пожеланий? (Пять.) А чародеек? (Одиннадцать.)
Придумаем, что пожелали девочке остальные шесть. Включается вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», и под его звучание дети сочиняют пожелания чародеек царевне.
Поскольку начало всегда затруднительно, можно дать детям возможные первые фразы, например: «Будет у тебя дворец … »; «Вот чудесный сундучок …»; «Ты родишь сынка и дочь …»; «Ты увидишь белый свет … » и т.д.
Кроме редактирования, дети получают задание по вариантам: сделать рисунки, изображающие заколдованный бор в тот момент, когда царство только погрузилось в сон (1-й вариант), и бор перед пробуждением царевны (2-й вариант). Кому-то из учеников поручается найти и выписать лексические значения слов бор и лес.
Следующий урок начинаем вопросом:
Каким образом царь пытался отвести беду от своей дочери?
Он даёт такой указ:
«Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён,
Прясть, сучить, чтоб веретён
Духу не было в домах;
Чтоб скорей как можно прях
Всех из царства выслать вон».
Жуковский называет царя «разумным». А можно ли назвать разумным его решение? Почему?
Большинство детей считает неразумным решение царя Матвея. Главный их аргумент: против судьбы не пойдёшь, всё равно заклятие должно исполниться. Значит, бессмысленно ему препятствовать. Запрещая же выращивать лён, прясть его и шить из него одежду, высылая всех прях из царства, царь не решает свою проблему, а создаёт новые трудности для людей. При этом он продолжает жить по-прежнему легко и весело:
Царь, издав такой закон,
Начал пить, и есть, и спать,
Начал жить да поживать,
Как дотоле, без забот.
— Как это его характеризует?
Он не очень дальновидный, легкомысленный, беспечный. И вот пророчество колдуньи сбывается. Перечитаем описание сонного царства. Чем оно интересно? Назовите самые яркие, выразительные детали в описании этого царства.
Всё утихнуло кругом;
Возвращаясь во дворец,
На крыльце её отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам;
Неподвижно по стенам
У ворот собаки спят;
В стойлах, головы склонив,
Пышны гривы опустив,
Кони корму не едят,
Кони сном глубоким спят;
Повар спит перед огнем;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном
Самыми интересными и яркими деталями описания дети считают стражников, спящих под ружьём; огонь, застывший «сонным пламенем» на кухне; повара, замершего пред ним.
Вообще, царство интересно своей неподвижностью, но в этой неподвижности чувствуется остановленное чарами движение, угадывается жизнь. Попробуйте найти в описании сонного царства такие строчки, которые доказывают, что жизнь в царстве просто замерла на какое-то время.
Дети находят строчки о сонных мухах, о конях, которые «корму не едят», о сторожевых собаках, заснувших у ворот, о хорунжем (значение слова даётся в сносках учебника), спящем прямо в седле, о поваре и т. п.
И вот эта затянувшаяся неподвижность позволила диким растениям наглухо окружить дворец:
И покрыл окрестность бор;
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил;
Он навек загородил
К дому царскому пути:
Долго, долго не найти
И приблизиться беда!
Птица там не пролетит,
Близко зверь не пробежит,
На дремучий, тёмный лес
Вот уж полный век протёк;
Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно;
Знали только то одно,
Что средь бора дом стоит,
Что царевна в доме спит,
Что проспать ей триста лет,
Что теперь к ней следу нет.
Почему царь Матвей «изгладился» из памяти людской? Случайно это или нет? Не связано ли это как-то с его роковой ошибкой?
Царь Матвей забыт, потому что ничего доброго и полезного не сделал для своих подданных и славился только своими беспечностью и легкомыслием. «Разумность» его была весьма сомнительной, она и привела к ошибке – он «оплошал» и накликал беду в собственную семью и царство. Что же помнить о таком царе?
А вот о дочери его народ помнит.
Почему он передаёт из поколения в поколение рассказ о спящей в бору царевне? Со спящей царевной связано ожидание чуда, которое должно произойти через 300 лет.
Почему никому из смельчаков не удавалось дойти до царевны и никто не возвращался из этого похода? Представьте, что могло с ними происходить.
Почему у царского сына всё складывается по-другому? Какое чувство вызвала у него рассказанная стариком история?
Царский сын появился в окрестностях заколдованного царства, когда время заклятия подошло к концу. От старика он услышал историю про спящую царевну, которая очень
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор …
О чём говорит та стремительность, с кото-
рой он помчался в бор?
Ему хочется поскорее увидеть царевну.
Каким же теперь стал бор? Как его теперь называет Жуковский?
Ограждавший тёмный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нём.
Бор превратился в лес … Чем же отличается лес от бора?
Подготовленный ученик сообщает лексическое значение этих слов: «Бор — хвойный лес, состоящий из одной породы деревьев. Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая землю между деревьями: кустарники, травы, папоротники, грибы».
Почему бор стал лесом?
Царевна и её царство находились в состоянии сна, которому соответствует неподвижность, монотонность, поэтому И лес для этого сна выбран однообразный и назван бором.
Перед пробуждением царевны бор превращается в лес и наполняется ароматами разных растений, пением птиц, яркими бабочками — впереди прекрасная и разнообразная, полноценная жизнь!
Что поражает царевича в царском дворце? Конечно, множество спящих людей, которых сон застал в момент какого-то действия. Сравните описание сонного царства в начале сказки и теперь. В каком из них больше жизни? Почему?
Во втором описании жизни больше, потому что вот-вот все проснутся:
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный сидит;
Тот не двигаясь идёт;
Тот стоит, раскрывши рот,
Сном пресёкся разговор,
И в устах молчит с тех пор
Тот, вздремав, когда-то лечь
Собрался, но не успел:
Сон волшебный овладел
Прежде сна простого им;
И, три века недвижим,
Не стоит он, не лежит
И, упасть готовый, спит.
Но больше всего своей красотой поражает царевича царевна. Найдите её портрет в сказке:
Как дитя, лежит она,
Распылалась от сна;
Молод цвет её ланит;
Меж ресницами блестит
Ночи тёмные темней,
Кудри чёрной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь как свежий снег бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен лёгкий сарафан;
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки — чудо красотой.
Встречались ли вам такие подробные портреты в народных сказках? Как в них обычно описывается красота девушки?
Таких портретов в народных сказках не встретишь. Обычно красота описывается словами: ни в сказке сказать, ни пером описать …
Но перед нами сказка литературная, и потому описание героини дано во всех подробностях: мы видим и черты её лица, и стройную фигуру, и одежду.
Чем можно доказать, что сон царевны лишь ожидание суженого?
Во сне у неё «губки алые горят», грудь трепещет. «Меж ресницами блестит / Пламя сонное очей», она «распылалась от сна» — всё говорит о том, что она ждёт своего спасителя.
Сравните этот портрет царевны с картиной В.Васнецова «Спящая царевна». Нравится ли вам она?
Картина очень нравится детям своей сказочностью, атмосферой тайны и ожиданием чуда. Сон царевны очень живой и такой сладкий, что и нам, зрителям, хочется сладко зевнуть и прикорнуть где-нибудь рядом со спящими девушками или гуслярами, чтобы через несколько мгновений проснуться и очутиться.
В волшебной сказке …
Почему царевич не удержался и поцеловал царевну? Зачем он это сделал? Почему пробуждение её мгновенно?
Царевна так хороша, так полон счастливым ожиданием её сон, что царевичу хочется поскорее увидеть её очнувшейся. Пока она не слышит и не видит его, а он уже всей душой с ней:
… чтоб душу насладить,
Чтоб хоть мало утолить
Жадность плененных очей,
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом …
и «души не удержал / и её поцеловал».
Царевна проснулась «вмиг», потому что ждала его целых 300 лет. Что стало следствием этого поцелуя? (Пробуждение всего царства.) Перечитаем картину этого пробуждения. Какие детали в его описании особенно выразительны и запоминаются?
С какой интонацией описывает поэт пробуждение сонного царства? Докажите, что он посмеивается над его обитателями и особенно над незадачливым «разумным» царём Матвеем.
Картина пробуждения вызывает у детей улыбки, они с удовольствием зачитывают отдельные его подробности. Всё возвращается на круги своя:
Всё как было; словно дня
Не прошло с тех пор, как в сон
Весь тот край был погружён.
Царь на лестницу идёт;
Он царицу в их покой;
Сзади свита вся толпой;
Стражи ружьями стучат;
Приворотный лает пес;
На конюшне свой овес
Доедает добрый конь;
Повар дует на огонь,
И, треща, огонь горит,
И струею дым бежит
Особенно смешон царь, который как ни в чём не бывало «нагулявшися ведёт» в покои царицу; смешны и стражи, стучащие ружьями, мухи, очнувшиеся от многолетнего сна и летящие стаями поживиться в царском дворце, повар, возобновивший приготовление пищи. Мы радуемся вместе с героями тому, что всё закончилось хорошо.
А благодаря чему это произошло?
Милосердие в лице молодой чародейки вступило в поединок с обидой и жаждой мести, которые воплощает в себе старая чародейка, и подарило царевне и её родителям спасение: вместо смерти — волшебный сон, от которого можно очнуться и снова обрести жизнь.
Оценит ли это царь Матвей, судя по его поведению после пробуждения?
Похоже, что он так и останется незадачливым и беспечным человеком, который поглощён только удовольствиями жизни. А вот царевна и молодой царевич, которые никак не могут наговориться после долгожданной встречи, наверно, в полной мере оценят своё счастье и будут беречь его.
22 июля 1916 года С. А. Есенин был приглашен прочесть стихи Императрице Александре Феодоровне, Цесаревичу Алексию и Великим Княжнам в Царском Селе. Император Николай тогда находился в Ставке в городе Могилёве. Поэт преподнес Великим Княжнам свое новое стихотворение «Младым царевнам», выписав его на большом листе ватмана славянской вязью и украсив орнаментом. После революции стихотворение попало под запрет и было опубликовано лишь в 1960 в областной газете г. Куйбышева (ныне Самара).
Берёзки белые горят в своих венцах.
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Они Тому, Кто шёл страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть.
И вздрагивают стены лазарета
Всё ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладёт печать на лбу.
О, помолись, Святая Магдалина,
За их судьбу.
1916
Великие Княжны. В первом ряду слева направо: Татиана, Ольга,
во втором ряду слева направо: Мария, Анастасия
Б.В. СТЫРИКОВИЧ
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ
(БЫЛЬ И ЛЕГЕНДА)
Царское Село, Феодоровский городок, лазарет
Литератор С.П. Постников в «Некоторых добавлениях к воспоминаниям о С.Есенине», написанных в 1962 году, считает, что в определении поэта на военную службу в госпиталь в Царском Селе большую роль сыграла В.И.Гедройц, которая была старшим ординатором Царскосельского и Павловского госпиталей, придворным хирургом. Вера Ивановна Гедройц печатала стихи и прозу под псевдонимом Сергей Гедройц, позаимствовав имя умершего брата. О дневниках «молодой княжны Гедройц, в которых она записывала свои беседы с императрицей Александрой Федоровной», упоминает мемуарист А.З. Штейнберг. В.И. Гедройц в то время почти каждое воскресенье бывала у жившего в Царском Селе литературного критика и публициста Р.В. Иванова-Разумника и под его аккомпанемент на рояле играла на скрипке. По мнению Л.Ф. Карохина, С. Есенин познакомился с Р.В. Ивановым-Разумником, вероятно, в октябре-ноябре 1915 года и с тех пор поддерживал с ним дружеские отношения. Был знаком С. Есенин и с В.И. Гедройц. В ее стихотворении «Сергею Есенину», написанном 30 декабря 1925 года, на следующий день после траурной церемонии прощания с поэтом в Ленинградском отделении Союза писателей, на котором она присутствовала, говорится, в частности, об ее встрече с Сергеем Есениным на квартире у Иванова-Разумника. Нам кажется вполне вероятной версия об участии В.И. Гедройц в военной судьбе Есенина, но документальных свидетельств этому, как считает есениновед В.А. Вдовин, до сих пор не выявлено.
Полковник Д.Н. Ломан прекрасно понимал необходимость иметь у себя на службе такого поэта как С. Есенин, творчество которого в то время было нейтрально к политике. Поэтические позиции поэта к тому же во многом были близки к идеалам «Общества возрождения художественной Руси», чья деятельность с осени 1915 года развернулась в Федоровском соборе Царского Села, а одним из самых активных его организаторов был Ломан.