Полночь в париже о чем
«Полночь в Париже»: легкая комедия с серьезным подтекстом
Из всех фильмов Вуди Аллена «Полночь в Париже» — едва ли не самый легкий и светлый. Он рассчитан прежде всего на любителей Парижа, но его с удовольствием смотрят и поклонники лирических комедий, и те, кто склонен к ностальгии по минувшему. При этом фильм настолько целомудрен, если так можно выразиться, что его стоит демонстрировать старшеклассникам в качестве наглядного пособия — если, конечно, в какой-то школе проводят уроки на тему «Жизнь богемы в Париже 1920-х». Но Вуди Аллен — слишком большой талант, чтобы снимать красивые пустячки, и внешняя простота фильма не означает, что и смысл его столь же незатейлив.
Почему фильм начинается с визуальной экскурсии по Парижу?
Первые 4 минуты фильма мы видим только парижские улицы и достопримечательности, так что неискушенный зритель может заподозрить, что произошла какая-то ошибка и вместо художественного фильма ему показывают рекламу турфирмы. Учитывая, что фильм длится всего полтора часа, подобная трата экранного времени вызывает логический вопрос: неужели Вуди Аллен хотел таким образом подчеркнуть, что главный герой фильма — Париж? Но это и так ясно любому, кто досмотрит фильм хотя бы до середины.
Разумеется, Аллен не так прост. Показывая Париж, он предлагает зрителю увидеть и запомнить прекрасный город таким, какой он есть на самом деле, потому что дальше мы увидим несколько разных версий французской столицы.
Что общего между Парижем Гила, Инес и Пола?
Все «современные» герои «Полночи в Париже» — американские туристы, и на первый взгляд кажется, что между их восприятием города лежит пропасть.
Для главного героя, удачливого сценариста и неудачливого писателя Гила Пендера, Париж — это город, в котором творили Хэмингуэй и Фицджеральд, Пикассо и Дали, Матисс и Бунюэль (и далее идет чуть ли не полный список гениев 1920-х и «бель эпок»).
Для Инес, его невесты, и ее матери Париж — это город ресторанов и бутиков.
Для Пола, приятеля Инес, Париж — не более чем повод показать свою эрудицию, неважно, подлинную или мнимую.
Однако всех этих персонажей объединяет одно: город для них — средство, а не цель, они любят не Париж, а себя в Париже. Иными словами, все они — типичные представители эпохи потребления. С тончайшей, едва уловимой иронией режиссер показывает это на примере загадочных ночных похождений главного героя.
Путешествие на машине времени
Ровно в полночь возле Гила останавливается машина из прошлого, в которой сидят Фицджеральд и его жена Зельда, и забирают его в свое время, когда Хэмингуэй был молод, а Пикассо только начинал переходить от кубизма к сюрреализму. Пендер попадает в самую гущу богемной жизни 1920-х: его роман читает знаменитый критик Гертруда Стайн, его лицо набрасывает в блокноте Сальвадор Дали, в него влюбляется прекрасная подруга Пикассо — Адриана.
При этом неизбежно возникает вопрос: а зачем он — простоватый и скучноватый Гил Пендер — нужен всем этим гениям? С чего это они так бросились его развлекать? Если подходить с позиции психологического правдоподобия, то интерес великих к заурядному персонажу выглядит странно. А вот с позиции потребителя все логично: и Париж, и богема созданы для того, чтобы Гил Пендер смог почувствовать себя настоящим писателем. Тем более, что неясно: существует эта богема в некоей параллельной реальности — или в воображении американца.
Что происходило по ночам с Гилом Пендером?
Режиссер не дает однозначного ответа на вопрос, куда отправлялся по ночам калифорнийский сценарист: в прошлое или в мир своих фантазий. В пользу первой версии — что он и впрямь оказывался в 1920-х, пройдя через некий временной портал — говорят книга мемуаров Адрианы, которую ему переводит женщина-гид и в которой упоминается «американский писатель Гил Пендер», и загадочное исчезновение детектива. Исчезновение детектива объясняется тем, что его занесло в эпоху Людовика XVІ, повелевшего немедленно отрубить ему голову (и тут немедленно вспоминается «Иван Васильевич меняет профессию»). Но кто это видел, и где гарантия, что сцена во дворце — не одна из фантазий Гила? Книга мемуаров подлинная, но речь в ней могла идти о полном тезке американца.
Гораздо больше аргументов в пользу того, что похождения в мире богемы — фантазии Гила. Об этом говорит и его роль в этом мире — где, конечно же, все им тут же увлеклись; и продолжение путешествия во времени в более ранние эпохи; и полное отсутствие каких-либо материальных доказательств пребывания в прошлом (что стоило Гилу прихватить из прошлого газету или коробок спичек?).
Но независимо от того, подлинными были прогулки по Парижу 1920-х и 1890-х или вымышленными, выводы, сделанные героем, вполне реальны.
В чем главная идея фильма?
Гил Пендер бредил Парижем 1920-х; живущая в этом Париже Адриана бредит 1890-ми и остается в мире «бель эпок», а художники «бель эпок» бредят эпохой Возрождения. Нам нередко кажется, что в прошлом было лучше, что прежде все было настоящее — и люди, и чувства, а некоторые и вовсе уверены, что родились не в то время. А потом та или иная эпоха заканчивается, приходят новые поколения и начинают завидовать времени, которое казалось нам слишком шумным, или меркантильным, или еще каким-то не таким.
На самом деле, как показывает нам Вуди Аллен, все эпохи хороши по-своему, но реальна лишь одна — та, в которой мы живем. Чересчур погружаясь в прошлое, мы рискуем проворонить настоящее, потратить единственную жизнь на иллюзии и химеры.
В чем смысл финальных кадров?
В конце фильма Гил, порвав со своей невестой, снова остается один в ночном Париже, но машина из прошлого не приезжает. Вместо нее Гил встречает продавщицу Габриэль, и пара весело убегает в даль улиц под дождем. Пендеру больше не нужны фантазии о прошлом: он принял единственно верное решение жить здесь и сейчас.
«Полночь в Париже»
Рецензии на фильмы >>
Гил Пендер (Оуэн Уилсон ), заурядный голливудский сценарист с амбициями серьезного романиста, гостит во французской столице, вожделенно охая на парижский образ жизни и мечтая переехать сюда навсегда. Его романтический пыл пытается остудить прагматичная обуза в лице стервозной невесты (Рэйчел МакАдамс ), ее родителей-республиканцев и самодовольного псевдоинтеллектуала (Майкл Шин ), соблазняющего чужую девушку выдержками из энциклопедий. Во время одной из одиноких ночных прогулок к герою подкатывает роскошное старинное авто и привозит на соответствующую вечеринку. Первыми из многочисленных новых знакомых Гила становится красивая и на первый взгляд счастливая молодая пара. Девушка жалуется на скуку и не расстается с бокалом шампанского, мужчина, дружелюбно протягивая руку, представляется: «Скотт Фицджеральд. А это моя жена Зельда».
Фильмы Вуди Аллена вот уже не первый десяток лет – предсказуемая радость каждого киногода. Редкий случай, когда эпитет «очередной» употребляется не со снисхождением, а скорее с умилением. В 2000-х Аллен повторяет творческую траекторию, которой следовал в 80-х, чередуя серьезные психологические конструкции с легковесными комедиями, которые от пресыщенности принято называть необязательными. Тогда за феллиниобразными «Днями радио» следовал меланхоличный «Сентябрь» и «Другая женщина», а не так давно в перерыве между «Матч-пойнтом» и «Сном Кассандры» Аллен развеялся милейшим кино «Сенсация».
«Полночь в Париже» – да, фильм очередной, милейший, легковесный и смешной. Именно в таких фильмах занятнее всего разглядывать уютную и знакомую алленовскую вселенную, легче всего принять законы, по которым она вот уже сколько лет существует. Здесь и так любимая им эпоха 20-30-х годов со своей непафосной роскошью и несмолкающим джазом, и трогательный, витающий в своих облаках писатель, и его вечно ускользающая муза (Марион Котийар ), и разговоры об искусстве, и разговаривающий об искусстве псевдоинтеллектуал с ментальностью торгового агента.
Всё уже было и раньше, хотя эта ностальгия никогда не пользовалась такой популярностью – «Полночь в Париже» собрала невиданные для режиссера 120 миллионов долларов и в какой-то момент чуть не стала лидером американского проката. Такую неожиданность легко объяснить. Алленовские фильмы про те времена («Дни радио», «Пули над Бродвеем», «Сладкий и гадкий») всегда были эталоном непопулярного жанра ретро. «Полночь…» дает время ощутить знакомую почву под ногами и лишь затем вбрасывает зрителя в пространство прошлого – все-таки чувство ностальгии познается в сравнении. Но это не главное. Раньше даже в самых светлых уголках алленовского мира витала атмосфера фирменного иронического пессимизма. Самое яркое из недавних доказательств – «Вики Кристина Барселона», кажется, единственная на свете романтическая комедия о неизбежной банальности жизни. В «Полночи…» возможность подобного подвоха отсекается с первых же кадров. Это сказка про то, что когда часы двенадцать бьют, повседневность должна уступить место волшебству.
И если бы этот незамысловатый сюжет вплести в альманах «Париж, я люблю тебя», на этом можно было и закончить. Но в полнометражном фильме время идет по-другому, часы бьют несколько раз, и волшебство само становится повседневностью. Для Аллена это важная мысль: каждый мечтает о своем золотом веке, к которому он чуть-чуть не успел родиться. А волшебство становится повседневностью или повседневность волшебством – это вопрос выбора жизненной позиции, о том и фильм. Взаимопроникновение этих двух понятий, кстати, подчеркивается уже на уровне монтажа. Если первые пару раз фильму понадобилась якобы чисто служебная сцена, где символический перевозчик доставляет героя в другое измерение, то далее две, а затем и три эпохи сменяются уже просто монтажной склейкой. Гил, конечно, продолжает немного нервничать, но это лишь потому, что герой фильма Аллена обязан заикаться и потирать руки от волнения. А так в прошлое он уже заходит, как в лавку с пластинками.
При этом Аллену удается добиться полного погружения в ту эпоху при помощи простейших культурных кодов. Но это ни в коем случае не выразительное чтение Википедии. Гении не превращаются в штампы (тем более что слово «гений» – само по себе штамп). Скорее уж штампы здесь очеловечиваются. Хемингуэй, Элиот, Дали, Фицджеральд – все простые, милые, забавные люди, с которыми, как и с их произведениями, приятно провести несколько часов. Об Аллене и его фильмах, в принципе, стоит сказать то же самое.
Рецензия к фильму «Полночь в Париже» от GMO-IT`sYou
Искусство придает жизни красок
Искусство… как много значит это слово. Немногие, кто родился с даром чувствовать прекрасное и наслаждаться творениями великих писателей, художников, музыкантов – являются одновременно и счастливыми и не счастливыми людьми. Одной из главных проблем таких людей, это то, что они родились слишком поздно и Золотой век прошел мимо них. Современный XXI век отдаляется все дальше и дальше от классики и ценителей эпохи модернизма или ренессанса становиться все меньше и меньше. Находиться среди тех, кто не видит мир в тех красках, в которых видит его творческий человек – это, пожалуй, грустно и тяжело, ведь не с кем поделиться теми эмоциями, которые обычно переполняют творческую личность при виде прекрасного холста или старинной грампластинки с музыкой великого композитора. Хотя, порой, пройтись ночью по старинному городу в полном одиночестве и наслаждаться тишиной этих улиц, оставаясь со своими мыслями – это большое наслаждение. Но найти того, кто будет видеть мир в тех же красках, что и сам человек – это подарок судьбы.
Самые первые минуты этого неповторимого фильма начинаются с прекрасных мест Парижа, на фоне которых звучит изумительная французская музыка. Это позволяет зрителю проникнуться хоть немного этим незабываемым городом. Нам демонстрируют не только архитектурные творения, но и старые здания, тропинки и узкие улицы со старинных времен. Все пропитано волшебством, которое заставляет творить и создавать свои собственные шедевры. Смотря на этот город, невольно понимаешь, что вот она – настоящая жизнь, а все остальное – страшный кошмар, который окружает творческую натуру, сидящую взаперти внутри человека.
Главный герой этого великолепного шедевра – Гил Пендер. Он Американский писатель, который время от времени работает сценаристом. С первых минут знакомства с ним, открывается его безграничная внутренняя любовь ко всему прекрасному. Гил – это та современная личность, которая не может быть услышана и понятна окружающим миром. Он приезжает со своей невестой (Инес) и её родителями в Париж. Находясь за обедом, они встречают друзей Инес – Пола и Кэрол Бейтс. Пол – псевдоинтеллектуал, который в любой ситуации готов демонстрировать всем свои глубокие, но при этом весьма не точные понятия о тех или иных вещах и готов отстаивать их с любым, кто с ним не согласен. Находясь в компании друзей своей невесты, Гил чувствует себя некомфортно, ему не интересно то, что рассказывает Пол, он всячески демонстрирует своё стремление поскорее уйти и отправиться в те места, которые действительно ему интересны. Он влюблен в XX век Франции и считает его Золотым веком. Мечтой и целью Гила является написание романа. Он уже написан, но трепетное отношение к своему детищу заставляет его постоянно дорабатывать и изменять его. Однажды, находясь на дегустации вина с невестой и её друзьями, Гил немного напивается и отправляется в одинокое странствование по ночному Парижу. Заблудившись, он попадает на небольшую улицу, где ровно в полночь, во время боя колоколов, случается чудо, к нему подъезжает старинный Пежо, времен 1900-х годов, в котором сидели подвыпившие парижане и приглашают его отправиться с ними на празднование. В этот момент он попадает в тот самый Золотой век, о котором мечтал. Ему встречается Фрэнсис Скотт Фицджеральд и его очаровательная жена Зельда Фицджеральд, композитор Коул Портер, Эрнест Хэмингуэй, Пабло Пикассо и многие, многие другие. Они меняют его жизнь, заставляют задуматься о многом, в том числе и о своем романе. В этом, кстати, ему помогает сама Гертруда Стайн. Там он знакомится с любовницей Пабло Пикассо – Адрианной, прекрасная девушка оставляет огромный отпечаток в его сердце. Увидев все великолепие XX века, Гил понимает, что здесь ему самое место. Но что будет, когда он вновь окажется в современных 2000-ых?
Атмосфера неповторимого XX века была воссоздана авторами очень органично. Декор фасадов зданий, дорог и машин, старинных уличных кафе и мало оживленного ночного города воплощали в себе все элементы, присущие тому времени. Прекрасная одежда девушек и элегантные мужские фраки дополняли эту композицию. Во всем этом прекрасном однообразие выделялась внешность Адрианны, по сюжету она была дизайнером одежды, вместе с Коко Шанель, поэтому она носила более элегантную и необычную одежду.
Ни в одном языке мира не хватит слов, чтобы высказать всю восторженность от работы Вуди Аллена. Его сценарий и продуманность каждых действий вызывает только восторг. Он подарил этим фильмом надежду многим талантливым людям, что они не одиноки. Операторская работа заслуживает высших похвал. В фильме продемонстрированы разные стили и манеры съемок: в современности один, в XX веке – другой. При просмотре, особенно с пейзажем Парижа, не покидало чувство того, что сейчас на экране показывают Советский фильм. Да, именно, стиль съемок XX века безумно похож на тот, в котором были сняты большинство Советских классик. И все это под изумительные композиции Французской и Американской музыкальной классики. Под эту музыку можно вечно любоваться Парижем.
Многие могут не понять той эмоциональности, которую вызвал у меня этот фильм. Каждый диалог или монолог, каждая эмоция, каждый поворот камеры – все продуманно и сделано идеально. Скажу вам больше, все реплики, произнесенные Эрнестом – можно вырезать и использовать как цитаты. Что ни слово – то золото. Огорчает лишь одно – короткость данной картины. После просмотра чувствовалась неутолимая жажда дальнейшего погружения в мир XX века. Все развивалось стремительно и порой не хватало небольшого отступления от главной сюжетной линии. Жаль, но все хорошее слишком быстро заканчивается.
Подведя итог, хочется с уверенностью сказать, что фильм «Полночь в Париже» является одним из (а может даже и самым) лучших фильмов нашего XXI века. Я считаю его сильно недооцененным и обидно, что фильм не получил признание кинокритиков Оскара. На самом деле, этот фильм подходит далеко не к каждому. Очень мало кто сможет проникнуться им и получить все те эмоции, которые вызывает просмотр. Только искушенный, творческий человек сможет насладиться сюжетом, музыкой, персонажами и пейзажами Парижа. И так же оценить весьма однонаправленный юмор, который вызывает улыбку и немного разбавляет серьезную атмосферу.
«Полночь в Париже» идеальный во всех направления кино, шедевр нашего времени.
Браво авторам, Браво!
Полночь в Париже
Рецензия
«Полночь в Париже» относится к редкой категории фильмов – фильм настроения. Такие способны зацепить, наверное, одного человека из ста, да и то при определённом стечении обстоятельств.
Но если уже зацепят – то не отпустят.
Европейское турне режиссёра Вуди Аллена продолжается. Классик американского кино, который всю жизнь снимал фильмы про Нью-Йорк, под закат своей карьеры открыл для себя старушку Европу. Я никогда не был поклонником Аллена, однако безмерно уважаю этого человека, который снимает то, что хочется ему и ни под кого не прогибается. А вот теперь я по чистой случайности оказался как раз тем самым «одним из ста».
Не тот фильм назвали «Париж, я люблю тебя», ох не тот!
Midnight in Paris
Назвать «Полночь в Париже» специфическим кино – всё равно что назвать солнце настольной лампой. Не передаёт масштаба.
Сюжетная канва проста:
Парочка американцев – Гильберт и Инес приезжают в Париж на медовый месяц. Гил – романтик, а его супруга Инес – законченный прагматик. Гил собирается писать книгу и ищет вдохновения на улочках Парижа, но приземленная женушка таскает его по музеям, бутикам, магазинам – в общем водит стандартными туристическими тропками.
Наконец Гил вырывается из-под крылышка жены и идёт бродить ночными улицами. Присев передохнуть на ступеньки под часами, Гил внезапно попадает в прошлое, в Париж образца 1920-х годов…
Сразу говорю – фильм обалденный. И устойчивое выражение «магия кино» – как раз про него. Атмосфера старого Парижа захватывает дух, а от здешних диалогов с лица не сходит дурацкая улыбка.
И в то же это не матёрый артхаус, заточенный на кинокритиков. «Полночь в Париже» – самое что ни на есть кино для зрителей, созданное развлекать и умилять. Не даром это самый кассовый фильм Вуди Аллена за последние двадцать пять лет.
Правда к своей аудитории «Полночь» предъявляет существенные требования по части интеллектуального багажа. Это вроде как сходить в бассейн: чтобы получить удовольствие жизненно необходимо уметь плавать, иначе смысла нет туда идти. Так и этот фильм…
В своих путешествиях в старом городе, Гил встречает весь интеллектуальный бомонд тех лет: писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда с его взбалмошной женой Зельдой, Эрнеста Хемингуэя, Гертруду Стайн, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Луиса Бунюэля, Эллиота… Причём все эти люди раскрываются очень интересно – они выглядят не как классики из пыльных книжек, бородатые и умудрённые жизнью гении. О нет, в те времена это были ещё молодые люди, вертящиеся в творческой лихорадке Парижа: интеллектуальные беседы об искусстве, кутёж до утра, разговоры за жизнь за бокалом хорошего вина…
Правда удовольствие от этих сцен можно получить лишь имея хотя бы отдалённое представление об этих деятелях искусства и их творчестве. Если даже при чтении имен из предыдущего абзаца у кого-то возник вопрос в стиле «кто все эти люди?» – от просмотра стоит воздержаться. В фильме тысяча и одна шутка, но все они исключительно для людей «в теме».
Однако каждое путешествие Гильберта в старый Париж (а он отправляется туда каждую ночь) – это даже не бассейн, а океан удовольствия для тех, кто понимает.
А вот жанр расплывчат. Романтическая сказка, наверное. Но «Полночь в Париже» меньше всего нуждается в каких-то там «жанровых рамках». Они фильму без надобности.
Бомонд
Вуди Аллен всегда славился умением подбирать для своих фильмов впечатляющий актёрский ансамбль. Кто знает как он их уговаривает, но ведь уговаривает же!
Никогда не любил актёра Оуэна Уилсона, и большинство моих сомнений по поводу «Полуночи» касались именно его. Ну не нравится он мне, причём нигде. Однако сомнения в его профпригодности отпали уже в первые десять минут фильма – его роль, однозначно. И Гил выглядит именно так как нужно: романтичный, слегка застенчивый, воодушевлённый.
Его приземлённую жену сыграла одна из моих любимых актрис – Рэйчел МакАдамс. И хоть у неё здесь далеко не главная роль, персонаж получился симпатичным и очень естественным.
Вторую ключевую женскую роль – музы Пикассо, некой Адрианы – исполнила Марион Котийяр, и уж кто и был на своём месте так это она. Вряд ли француженке Марион было тяжело сыграть парижанку Адриану, однако её игра – половина удовольствия от фильма. Блеск! Любо-дорого глянуть.
Остальные актёры появляются эпизодически, однако именно их шарм делает фильм таким цельным. Супругов Фицджеральд сыграли Эллисон Пилл (отмороженная барабанщица из «Скотта Пилигримма») и Том Хиддлстон (харизматичный Локи из недавнего «Тора»).
Кэти Бейтс изобразила Гертруду Стайн, а Эдриан Броди сыграл Сальвадора Дали.
Также в крошечной роли музейного гида засветилась жена президента Франции и, по совместительству, фотомодель Карла Бруни, но у неё совсем немного экранного времени. Тем не менее можешь представить себе талант Аллена уговаривать актёров на съёмки – первую леди Франции уболтал.
В итоге, что хочу сказать – я в восторге. Понравилось до чёртиков, хотя вполне отдаю себе отчёт, что да – многие будут плеваться. Кого-то зацепит и закружит, кого-то нет.
Поэтому оценка в конца рецензии – чистая условность. И перед тем как посмотреть «Полночь», лучше несколько раз подумать «А стоит ли?». И если есть сомнения – то лучше и правда не стоит. Меньше будет разочарований. Зачем тратить полтора часа жизни непонятно на что?
Лакмусовой бумажкой может стать «Вики Кристина Барселона» от того же Аллена. Если понравилось там – понравится и здесь.
Да и ещё – фильму несколько противопоказаны кинотеатры, «Полночью» лучше наслаждаться дома, сидя на тёплом диване. Лишние люди вокруг только отвлекают. А идеально – вообще смотреть в оригинале, слушая настоящие голоса актёров, что я обязательно проделаю, когда кино появится в приличном качестве.
Полночь в Париже
Рядовой голливудский сценарист Гил Пендер (Оуэн Уилсон) с претензией на серьезного романиста посещает в компании невесты город мечты – Париж. У него есть желание остаться в этой сказке навсегда и писать книги, а не унылые сценарии. Однако его не поддерживает невеста и ее родня.
Устав от посещений музеев и бутиков в компании нудных друзей второй половинки, он уходит один блуждать по парижским улочкам. Здесь его и настигает волшебство.
Ровно в полночь Гил Пендер оказывается на странной вечеринке, где понимает, что попал в прошлое. То самое, о котором он так мечтал, – Париж великих творцов, где жили Пикассо и Жан Кокто, Фицджеральд и Хемингуэй, Луис Буньюэль, а также Сальвадор Дали, Гоген, Дега. Именно они помогут показать блестящую жизнь и обрести уверенность в себе.
В картине показано, как предположительно жили знаменитые личности, которые на тот момент не являлись легендами, а были обычными людьми со своими пороками и желаниями. Как развернутся и запутаются сюжетные линии? Останется ли наш герой в прошлом или вернется к серым будням? Состоится его свадьба с глупой, пустой Инес?
Вуди Аллен и в этот раз не ударил лицом в грязь. Прекрасные виды Парижа, отличное музыкальное сопровождение. Легкий сюжет смотрится на одном дыхании и способствует возникновению непреодолимого желания посетить город любви.
Персонажи захватывают своей живостью. Главный герой романтичен, любит дождь и сюрпризы, мечтает о своей книге. А его окружение поглощено деньгами, пафосом, не способно оценить красоту города и просто любоваться небом. Показан к просмотру мечтателям и любителям старины.