Политика с чего начать изучение самостоятельно с нуля

Как разбираться в политике — инструкция для чайников

Политика с чего начать изучение самостоятельно с нуля

Никогда не понимал людей, чурающихся политики. Ведь политика влияет на такие вещи, как, например, стоимость молока и хлеба в ближайшем магазине, будешь ли ты жить в районе с хорошей инфраструктурой или среди болота из разбитых дорог без школ и больниц, получат ли твои дети хорошее образование, и т.п. По сути, не интересоваться и не заниматься политикой — это наплевать на свою жизнь и будущее. Это настолько очевидно и понятно, что само существование людей из разряда «политика мне не интересна и не моё это дело» в 21-м веке кажется абсурдом и дикостью, но тем не менее, такие люди есть.

Я поробую объяснить, почему сама фраза «я не разбираюсь в политике» — бред сивой кобылы.

Для начала давайте забудем слово «политика» и «государство» вообще. Представим, что их нет.

Итак, вот мы родились, выросли и теперь нам надо как-то жить, где-то жить, как-то зарабатывать деньги, перемещаться между разными местами необходимой для нас периодичностью.

Для всего этого нужна инфраструктура. Жить мы бы хотели не в срубленной избушке у леса, а в квартире с водопроводом, ездить — не на лошади по лесным тропинкам, а на транспорте и по дорогам, и так далее.

Ещё мы бы хотели, чтобы то, что мы сами создали и заработали, оставалось нашим и никто у нас этого не отнял.

Как это всё обеспечить? Нет, ну чисто теоретически можно и самому найти людей, которые построят дороги (и деньги на это), найти себе пару десятков охранников, чтобы пока вы перемещаетесь вас никто не ударил по голове, и т.д. Но это всё настолько трудно и ресурсозатратно, что фактически не выполнимо.

Значит нам нужны специальные люди, которые будут всё вышеперечисленное организовывать. Естественно, таких людей надо найти, нанять (само собой, за деньги) и контролировать.

Вот тут мы и подошли к главному постулату, который важно понимать каждому гражданину своей страны:

1) Любой чиновник, от мелкого клерка в каким-нибудь местном МУПе (в любой бюджетной структуре: полиции, пожарно-спасательной и пр.), до президента страны, — это ваш подчинённый!

Он нанят на ваши личные деньги (которые вы отдаёте в виде налогов) и его основная задача — обеспечение вашего комфорта и безопасности.

Вот скажите, стали бы вы на своём предприятии держать сотрудника, а тем более платить ему, если он плохо выполняет свои задачи, или вообще делает то, что вам откровенно не нравится? Естественно, вы бы его быстро уволили. Вот и с чиновниками должно быть так же, если лично вы не довольны их работой (и вы такой не один, а вас много).

Следующий, не менее важный момент, который вскользь уже был упомянут чуть выше:

2) «Бюджет» — это ваши личные деньги.

Да да, именно ваши. Ну не только ваши, а ещё ваших друзей, соседей, родственников, друзей ваших друзей и т.д. Вы сами их отдали добровольно (вот тут на слово «добровольно» не надо делать упор, потому что «а добровольно ли?» вы их отдаёте на самом деле — тема отдельной большой статьи), для того чтобы оплатить труд тех самых нанятых вами чиновников и расходы на дороги и пр. Обратите внимание вот на что: в западных странах крайне редко звучит слово «бюджет» и почти всегда вместо него используется словосочетание «деньги налогоплательщиков». Это — правильный подход. Вся деятельность политиков осуществляется на ваши деньги, своих денег у них нет. Ещё одна деталь — деньги от продажи «недр» (угля, нефти и т.п.) вашей страны — тоже ваши.

Далее. Представьте себе ситуацию: вы отправили своего сотрудника купить банку краски. Выдали ему на это 1000 рублей. Что вы говорите в этот момент? правильно: «принесёшь чек и сдачу согласно чека». Т.к. сотрудник, которому вы и так платите зарплату, остаток денег должен вернуть вам, иначе — это хищение, и такого сотрудника вы не только уволите, но и напишите на него заявление в полицию, и если он не докажет свою невиновность, он сядет в тюрьму за кражу. Мы вплотную подошли к третьему пункту:

3) Чиновник обязан отчитываться о расходовании денег налогоплательщиков, а у вас должен быть инструмент контроля за этим расходом.

Если этот пункт не соблюдается, или соблюдается чисто «формально» (например, доступ к информации о расходовании ваших денег чиновники затрудняют), или за хищения наказывают не так, как вам бы хотелось — значит в чиновниках сидят бандиты, которые вас обкрадывают, и страну, скорее всего, захватили враги. Враги не внешние, а намного хуже — предатели и казнокрады из ваших же чиновников (напоминаю, что и министры, и президент, и всякие там начальники МВД, и вообще все бюджетники до последнего рядового полицейского — это всё, так или иначе, люди живущие на ваши деньги).

Очень многие люди в России, например, не считают воровство из бюджета воровством в принципе. Это понятно — когда вместо «денег налогоплательщиков» везде звучит слово «бюджет», у многих понимание того, что бюджет — это их личные деньги, деньги их мам и бабушек, размывается или стирается полностью. Тем не менее, кража вашего кошелька карманником и кража из бюджета — это вещи одного порядка. Даже не так: кража из бюджета — это намного хуже. Потому, что карманник за день может украсть ну пусть у десятка человек, а чиновник, получивший «откат» или укравший другим способом — обокрал сразу миллионы граждан.

Кстати, если вы когда-нибудь услышите вопрос «А ты сам имея возможность не украл бы из бюджета?» всегда отвечайте таким людям так: «Нет, я не оскотинился до такого уровня, чтобы считать воровство нормой».

Вот это всё, по сути — и есть политика. Политика — это меры по обеспечению вашего (граждан) комфорта и безопасности. А политики — это нанятый вами на ваши деньги персонал для осуществления этих мер. Единственная цель любой политики, внешней и внутренней — это комфорт, благополучие и безопасность граждан своей страны. Если вы замечаете, что ваш госаппарат действует в разрез с этими утверждениями — значит ваш президент и ваши министры и остальные чиновники — враги народа вашей страны, и восстать против них не только ваше право, но и ваша обязанность, как хозяина своей страны (ещё раз напоминаю: хозяин — вы и другие граждане, а президент — ваш подчинённый).

Ну и для того, чтобы понимать, что происходит в политической жизни вашей страны, нужно всего лишь усвоить и осознать эти три простых пункта. Ещё раз повторю их:

1) Любой чиновник, от мелкого клерка в каким-нибудь местном МУПе (сотрудника любой бюджетной структуры: полиции, пожарно-спасательной и пр.), до президента страны, — это ваш подчинённый;

2) «Бюджет» — это ваши личные деньги;

3) Чиновник обязан отчитываться о расходовании денег налогоплательщиков, а у вас должен быть инструмент контроля за этим расходом.

Вот и всё. Видите, ничего сложного. Забудьте навсегда глупую фразу «я не разбираюсь в политике».

Источник

Книги для начинающего политика

Политика с чего начать изучение самостоятельно с нуля

Глядя на Дональда Трампа, на строптивую барышню преклонных лет, рвущуюся к власти, на Владимира Вольфовича, крикливо борющегося за русских, и даже на Игоря Коротченко, становится понятно, что в политике есть место для каждого. Но не всё так просто: важно уметь разбираться во многих тонкостях, знать терминологию, общественные настроения и основные принципы столь тонкого ремесла. Для этого нужны жизненный опыт и, если такового не имеется, книги. Возьмем книги людей, которые, так сказать, прикоснулись к политике рукой. Но помни, что труды Пятигорского, Шапиро и Паркинсона тоже никто не отменял.

1. «Сингапурская история. 1965-2000 гг. Из третьего мира — в первый», Ли Куан Ю

В Юго-Восточной Азии есть песчаный остров, на котором нет ничего, кроме миллионного населения. Вокруг более многочисленные соседи, внутри — куча проблем. Даже вода у них не своя, а малайская.
И вот однажды кабинет министров возглавил настоящий мудрец Ли Куан Ю, который за 31 год работы сумел сделать из бедной крохотной страны, известной своей бедностью, многонациональностью и проституцией (третье место после Тайланда и Филиппин в регионе), финансовый, деловой и научный центр Юго-Восточной Азии.

Многие страны брали за эталон Сингапурскую модель, но никто не смог повторить чуда Ли Куан Ю. Как сделать из страны, где единственным ресурсом является человек (заметим, не дешевый труд, а именно человек) высокотехнологичное, развитое государство, которое уже называют государством будущего — именно об этом долгом и тернистом пути пишет Куан Ю. Пишет много и долго, уместив опыт в три десятка лет на тысяче страниц, но история сама по себе очень интересная, да еще и написана хорошо. Так что скучать не придется.

Интересно почитать мнения Куан Ю о международной политике. С его мнением можно не соглашаться, но он одним из первых в мире посоветовал дружить с развивающимся Китаем. Восточный мудрец дает объяснения, почему американская модель невозможна для его чудо-острова, и открывает глаза на тончайшую материю под названием Юго-Восточная Азия и своих недоразвитых (если сравнивать с Сингапуром) соседей. Теперь эти соседи снабжают их фруктами (на острове не выращивают ничего, в силу микроскопичности территории в том числе) и молча завидуют. Шутка ли, в «бананово-лимонном Сингапуре», воспетом Вертинским, ни бананов, ни лимонов не растет.

Это действительно очень поучительная и захватывающая история о том, как один человек может изменить всё, даже в таком сложном, многонациональном, пускай и очень маленьком регионе. Случай беспрецедентный, больше такого не было.

2. «Сравнительные жизнеописания», Плутарх

Вот уж действительно титанический труд, охватывающий колоссальный пласт времени — от мифологических времен до последнего века до н.э. Именно это произведение является основным источником биографий политиков античных времён. Любой уважающий себя историк рано или поздно ссылается на Плутарха.

Уникальность заключается в том, что в пару выдающемуся греку подобран не менее выдающийся римлянин. Подбор героев биографий определялся, по-видимому, соответствием идеалу активного деятеля. В итоге мы имеем масштабный труд, в котором есть двадцать две парные биографии известных политических деятелей — римлян и греков от Тесея до Марка Антония. Плутарх не стремился дать подробное описание жизни своего героя, для него главным было показать великого человека и раскрыть его характер, а это всегда поучительно и ценно.

Плутарх не понаслышке знал, в чем ценность и сложность управления народом, поскольку сам был очень активным и выдающимся общественным деятелем, а также одним из важнейших и влиятельнейших лиц провинции Ахайя, так что стоит отнестись к автору не только как к философу и писателю, но и как к человеку, знающему толк в политике.

3. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», Томас Гоббс

Томас Гоббс политиком не был, он, как и Плутарх, был философом и гуманистом. Зато большинство его трудов касались именно политики и проблем государства. Наряду с Макиавелли и его «Государем», «Левиафан» является крупнейшим политологическим трудом в истории. Конечно, книга была написана в 16 веке, и потому современного читателя может смутить изящный, весьма архаичный слог. Но это нисколько не мешает понять общую суть произведения.

Отталкиваясь от постулатов «война всех против всех» и «человек человеку волк», Гоббс дает свою теорию возникновения государства. Он утверждает, что человек и властитель заключают договор с тем, кто обязуется сохранить свободное использование их прав — государством.

Левиафан — имя библейского чудовища, изображенного как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства.

Долгое время труды Гоббса были запрещены даже на родине, а перевод на русский язык был сожжен. Теперь текст рукописи висит в свободном доступе. С ним можно не соглашаться, спорить, но его изображение государства оказывается довольно точным, и для общего развития прочесть книгу не помешает.

4. «Мягкая сила. Средства достичь успеха в мировой политике», Джозеф Най

Вернемся из седой старины в наши лихие дни — тут туже умеют писать интересные книги. Не беремся говорить, сколько среди наших читателей сторонников неолиберализма, но с понятием «мягкая сила» ознакомиться стоит. В конце концов, от книг Ная не прет такой откровенной русофобией, как от книг другого почтенного старца и маразматика Збигнева Бжезинского, задолбавшего мир своей концепцией американской гегемонии. То ли дело Най, не стесняющийся писать про американский упадок и тщательно старающийся быть адекватным. Не всегда получается, но он старается.

Наю принадлежит само понятие «мягкой силы», которое пусть и критикуется неоконсерваторами, но стало одной из коренных теорий в мировой политике, экономике и дипломатии. Сама книга со столь красноречивым и кричащим заголовком дает объяснение этой концепции. Концепция эта, подобно методу кнута и пряника, делится на жесткую силу (армия и экономика) и мягкую силу (культура, внешняя политика). Най пытается доказать, что такая сила гораздо эффективнее, ибо образ привлекательности страны порой работает лучше торпед. Например, Холодную войну выиграла именно «мягкая сила».

Книгу стоит прочесть каждому начинающему политику. Как минимум для того, чтобы понимать, что власть — это не только большие пушки, но и хитросплетение интриг и работа на имидж.

5. «Исповедь», Михаил Бакунин

Если ты считаешь, что анархизм — это озверевшие ватаги из Гуляйполя под предводительством Батьки Махно, передвигающиеся исключительно на тачанках и затыкающие бутыли самогона кукурузиной, либо же облеванные говнари и панки, протестующие против всего на свете, то Бакунина тебе читать еще рано — достаточно взять словарь и ознакомиться с сутью этого весьма интересного и небезнадежного течения.

Бакунина не зря называют апостолом анархии — в свои идеи он верил до последнего. История написания «Исповеди» достаточно безрадостна. Бакунин половину жизни занимался активной революционной деятельностью, но после провального пражского восстания, многочисленных судов, в которых в срочном порядке смертная казнь менялась на пожизненное заключение, он был выдан батюшке-царю Николаю I, (в народе Палкину), который усадил его в Петропавловскую крепость и заставил на бумаге изложить свой взгляд на революционное движение и славянский вопрос.

Получился чистосердечный рассказ Бакунина о временах, проведенных им во Франции и Германии и участии в заграничных революционных движениях. Книга украшена поучительными советами по внешней и внутренней политике императора Николая I, которая, как мы помним, закончилась обороной Севастополя и полным провалом.

Книга является ценным источником становления революционных настроений в Российской империи, а также ответом на вопрос: что же такое известный русский феномен. Как известно, люди меняются не так сильно и быстро, как того хотелось бы, и потому дух поднятых проблем витает в воздухе.
А вот людям знающим и разбирающимся книгу лучше не трогать. Смотреть на то, как Бакунин изворачивается перед венценосной особой и дискредитирует себя как идеолога, неприятно. Местами очень.

6. «Государь», Николо Макиавелли

Мы уже писали об этой книге в другой подборке, но Макиавелли грех не упомянуть и здесь. Так что если ты пропустил книгу «Государь» в нашем цикле статей о классике, обязательной к прочтению, то в этот раз не проходи мимо.

Источник

Антон Николаевич Геля
Политология для самых начинающих

Вашему вниманию предлагается учебное пособие по политологии для самых начинающих.

Это концептуальная работа, в которой, на взгляд автора, удалось избежать тенденциозности, и привязок к знаменитым личностям современности, чем грешат многие новые современные учебники, является компиляцией более 80 книг, статей, учебников.

Автор признает известное несовершенство данного учебника, и будет благодарен за конструктивные предложения по улучшению.

Работа писалась предельно доступным языком, который, как я надеюсь, будет понятен молодым людям, впервые столкнувшимся со сложной и динамичной наукой политики.

Известно, что в политике, футболе и медицине сведущи все без исключения. Уверен, что после прочтения этой книги Вы в политике станните понимать ещё больше.

Раздел: Политология как наука

Глава 1
Место в системе обществознания

Предмет, методология, система

Известно, что наука, как сфера общественного сознания подразделяется на естественную и общественные отрасли знания. Объектом общественных наук (обществоведения) является общество в целом. Для удобства изучения этой сложной динамической системы в ней выделяют экономическую, социальную, политическую и духовные подсистемы, называемые также соответствующими сферами жизнедеятельности общества. Общество в целом можно рассматривать так же как совокупность общественных отношений, распадающихся условно на подсистемы экономических, политических и духовных отношений.

Каждая из названных сфер жизнедеятельности общества выступает при этом объектом (точнее субъектом) изучения соответствующей группы наук: экономическая теория, с подразделением по отраслям; социология, с соответствующим разделением на демографию, социальную географию и т. п.; культурология, религиоведение и т. д.

Политическую сферу жизнедеятельности общества изучает прежде всего политология (в переводе с древнегреческого – учение о б управлении государством), которая выступает общетеоретической и методологической наукой и таким дисциплинам, как политическая история, политическая география, партийное строительство, теория международных отношений, история и теория дипломатии, теория государства и права и т. п. Это сфера является общим объектом познания для данной группы наук.

Каков предмет политологии?

Объект и предмет научного познания – сходные, но не совпадающие понятия. Понятие объекта значительно шире предмета познания. Объект содержит различные грани, аспекты, свойства и отношения. Предмет – это часть объекта познания.

Объект изучения – относительно постоянный (природа, общество), … и целостный, а предмет познания формируется человеком в известной мере субъективно. Выделить предмет какой-либо науки – это «… взять постепенно в кольцо… ускользающую реальность…» (Э. Дюркгейм).

Наконец, объект и предмет познания – соотносительные понятия. Если в качестве объекта рассматривать общество в целом, то политическая сфера будет предметом для группы политических наук.

Политическую жизнь общества изучают и другие науки. Политология изучает не все, а только часть политических отношений, связанных с институтом власти. А именно – властные отношения, составляя сердцевину, стержень политических отношений, образуют предмет политологии. Все другие политические отношения, действия и аспекты произведены от властных и вытекают из них.

Политология изучает властные отношения с помощью длительно действующих внутренних и внешних связей – закономерностей. Предметом политологии можно назвать общественные отношения и закономерности по поводу приобретения, организации, осуществления и удержания политической власти.

Каждая общественная наука имеет свои методы (приёмы, подходы) изучения своего круга вопросов. В политологии можно выделить три группы таких методов. Прежде всего в качестве всеобщего (универсального) выступает диалектический метод научного познания. Объективную его основу составляют наиболее обще законы развития материального мира, в т. ч. – общества.

Во вторую группу попадают общенаучные приёмы и способы, называемые ещё методами среднего уровня познания. К ним относятся: системный (комплексный), конкретно-исторический подход, … – функциональный, сравнительный и др.

Третью группу составляют эмпирические методы исследования, применяемые конкретными науками: статистические, конкретно-социологические (в т. ч. опросы, наблюдение, анализ документов и т. д.).

Относительно политологии можно сказать, что в ней применяются все перечисленные методы.

Политология – постоянно развивающаяся, творческая наука. Поскольку политическая реальность претерпевает постоянные изменения, то и политология, отражающая эту реальность, постоянно раздвигает рамки своего предмета; совершенствует и дополняет методологию.

Творческий характер политологии проявляется и в том, что общие закономерности и принципы её должны быть приложены к конкретно-историческим условиям каждой страны, что требует от политических лидеров и политологов нестандартных решений. Нетворческий же подход чреват догматизмом и сектантством, ведущим к отрыву от практики, а следовательно – к политической изоляции от внешнего мира, а порой и от объективной реальности.

Основные понятия (категории) политологии, её закономерности и функции

Любая наука имеет свою систему понятий, с помощью которой выражается её содержание. Понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства (законы) действительности, называются категориями.

Политология оперирует своим набором понятий и категорий. Для понимания науки очень важно овладеть её понятиями и категориями, её словарём, что позволит подняться над обыденным политическим сознанием, стать политически грамотным человеком.

Одной из центральных и самых общих категорий политологии, наряду с «властью» является «политика». Это многозначное, сложное, обобщенное понятие, часто упоминаемое в данной науке. Всего существует более четырёх десятков определений этого понятия, наименее спорное из них следующее – «Политика – есть разновидность общественных отношений и одна из главных сфер (форм) деятельности общества».

Политика – это объективная реальность, хотя и проявляется через субъективную деятельность людей. Она – не выдумка, от неё не скроешься и не уйдёшь в обществе создавшем государство.

Политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Каждая ветвь в свою очередь делиться на определённые направления: экономическая, социальная, культурная и т. д. Эти направления, в свою очередь, можно детализировать далее.

Философия определят закон, как внутреннюю, существенную и устойчивую связь явлений, обусловливающую их упорядоченное изменение. В политологии также существуют свои законы. Эти законы и закономерности лежащие в основе политики и развитии общества отмечали ещё древнегреческие мыслители – Платон, Аристотель, Полибий и др. С тех пор учёные и мыслители только развивали и подтверждали эти законы.

С другой стороны, следует признать, что политологические законы всё ещё не полностью изучены и в немалой степени это обусловлено чрезвычайной сложностью общественной системы.

К закономерностям политики следует, видимо, отнести единство объективного и субъективного факторов социально-политических инноваций. Во всяком случае, очевидно, что политика имеет свою внутреннюю логику, не зависящую от воли её субъектов, и часто приносящую результаты противоположные их ожиданиям.

Обнаружение общественных законов, действующих в сфере политики, придаёт политологии объективный характер. Объективность политологии находиться в диалектическом противоречии с партийным характером обществознания, в обратном отношении к нему.

Любая политическая теория носит на себе отпечаток партийности, которая состоит в познании политической действительности с позиции определённых социально-политических групп (главным образом – общественных классов, политических партий, элит). Это очень серьёзная проблема, так как ни один теоретик не может быть свободным от определённых политических условий в конкретный период времени. А тот, кто грешит против истины, объективной реальности, часто преступает и нравственные нормы. Практика большевизма показала: упор на партийность истины – прямой путь к аморализму и жестокости.

Эта проблема не имеет общего и абсолютного решения.

Вместе с тем неприемлем и т. н. объективизм, игнорирующий субъективные факторы.

Таким образом, «субъективизм» и «объективизм» – две часто встречающиеся крайности в теории и практике политологии.

Говоря о функциях политологии, напомню, что под функцией объекта (предмета, явления и т. д.) принимается внешнее направление его свойств в данной системе отношений. Политология будучи единичной (частной) наукой по отношению к обществоведению и науке в целом, содержит в себе эти общие и особенные научные функции, так и собственные.

К общим и особенным относятся:

– описательная: фиксирование данных наблюдателями за экспериментом.

– объяснительная: раскрывает сущность изучаемого объекта. Эта функция, которую называют ещё эмпликтивной, практически осуществляется в политологии путём показа того, что объясняемый объект подчиняется определённому общественно-политическому закону.

– прогностическая: научное предсказание в данное время не наблюдаемых явлений.

– практическая: означающая, что наука возникла и существует не сама по себе, а для изучения социальной действительности.

К собственным можно отнести:

– политико-иделогическую: формирование определённых политических взглядов, идеалов, убеждений.

– политико-воспитательную: формирование политической культуры, проявляющейся в политическом поведении.

Политологию, являющуюся всеобъемлющей наукой, бессмысленно делить на буржуазную или отечественную, как неэтично делить подобным же образом естественные и технические науки. Но всегда нужно внимательно отслеживать территориальные нюансы.

Значение политологии

Иногда можно услышать вопрос: «Зачем мне знать политологию, если я не занимаюсь политикой?»

Образованность человека – это не только специализация, но и наполненность человеческой жизни гуманистическими ценностями. Полноправный гражданин должен надёжно ориентироваться в текущей политике, понимать её перипетии. Понимание политики даёт твёрдую основу для личного участия в политическом процессе, будь то выборы, референдумы или другие формы народного волеизъявления.

Не сформировав в себе политической культуры, неизвестный человек обычно склоняется к выбору неконституционных форм и методов активности: беспорядкам, террору и т. п., либо занимает позицию безвольного «болельщика».

Политика – это объективное явление. Жить вне её невозможно, как бы этого не хотелось и относительную свободу от неё может дать как раз понимание возникающих проблем, основанное на определённой сумме знаний, умение предвидеть последствия своего политического выбора.

Власть – это как деньги в банк: можно вложить, и можно отозвать. Но ответственность за то, в какой банк вложить свои сбережения несёт только вкладчик.

Глава 2
Краткая история политики и политологии, как науки
(сквозной очерк взглядом студента исторического факультета)

Любая политико-идеологическая доктрина заключает в себе единство объективной и субъективной сторон: экономические условия, социально-политическая жизнь определённого сообщества и конкретные авторы осмыслившие и отразившие политические процессы своего времени.

Рассмотрим, прежде всего, идеи, зародившиеся в рабовладельческих государствах древней Азии и Африки (Индия, Китай, Вавилон, Египет). Существенной особенностью этих стран было то, что их экономика развивалась в таких природно-климатических условиях, где требовалось создание огромных ирригационных систем, после того как население превышало определённое количество. А это было возможно только в результате усилий многих людей объединённых в сельские общины. В итоге здесь надолго сохранилась коллективная собственность рабовладельцев на воду, землю, отчасти на зависимых общинников, занятых на обширных ирригационных работах. Держать в повиновении огромные массы людей на сверхтяжелых работах могла лишь сильная централизованная власть. Указанные обстоятельства и стали основой восточного деспотизма, т. е. сильной централизованной власти.

Политическая мысль Древнего Египта создала за 4000 лет до н. э. культ фараона (первый масштабный PR-проект). Египетская мифология изображала его как земного Бога, «сына Ра» – Бога солнца.

Политические идеи Древнего Вавилона ярко выражены в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Провозглашавшая богоустановленность власти царя, они защищают его неограниченную власть, интересы рабовладельцев. Политическая идеология правящих классов находит, кроме того, своё выражение в так называемых поучениях, беседах и т. д.

Разрозненные, стихийные политические идеи угнетённых масс отражаются в устном творчестве – народных песнях, поэмах, сказаниях. В них выражаются сомнения в религиозных догмах освящающих власть монархов, осуждается социальное неравенство и злоупотребление властью чиновников, высказываются идеи договорного происхождения государства.

Уже с тех пор выводится формула государства: политическая власть экономически господствующего класса.

Характерной особенностью политической мысли Древней Индии (X–VI вв. до н. э.) было оправдание системы Варн (социальных групп, каст, сословий), неравных по общественному положению, правовому статусу. Эта мысль нашла отражение в религиозно-политической идеологии брахманизма и буддизма. Важным памятником брахманизма были законы Ману, обожествлявшие верховную власть и кастовое деление общества со всеми вытекающими условиями. Буддизм же, возникший в VI в. до н. э. как оппозиция варновому строю, выражал однако идеи протеста в форме пассивного сопротивления.

Идеи пассивного процесса угнетённых классов в Древнем Китае содержится в Даосизме. Это учение развенчает царя как сверхъестественное существо, осуждает неравенство людей, утверждает идеи мира и дружбы народов.

Выдающийся политический деятель V в. до н. э. Конфуций, идеолог привилегированных слоёв рабовладельцев оправдывал небесное происхождение власти царя и знати. Во II в до н. э. конфуцианство стало официальной идеологией господствующего класса в Китае.

Таким образом, на Древнем Востоке возникают зачатки политических знаний, тесно связанных с религией; закладываются основы политической теории.

Политическая мысль Древней Греции прошла три этапа в своём развитии.

На I-м этапе (VIII–VI вв. до н. э.) происходило становление греческой государственности – в виде системы полисов (городов – государств), их соперничества за господство в стране. Внутри же полисов боролись две основные группировки свободных граждан – демос (народ) и аристократия (родовая знать). Но главные социальные противоречия проявлялись в борьбе между рабами и рабовладельцами.

Устранить перманентные смуты в Афинах путём вмешательства власти в общественную, в т. ч. экономическую жизнь имели целью реформы Солона. Его идеалами была умеренная цензовая демократия, сочетающая правление благородных (знатных и богатых) людей с правом народа выбирать и контролировать должностных лиц.

Для II-го этапа (V–IV вв. до н. э.) развития древнегреческой политической мысли отмеченного её расцветом и систематизацией, характерны воззрения Демокрита. Этот мудрец проповедовал идеи естественно-исторического возникновения государства, как учреждения свободных и для свободных, их равноправия, законности.

В средине V в. до н. э. софисты («учителя мудрости») разработали основы теории естественного права, согласно которой государство и право – не божий промысел и не порождение природы, а результат волеизъявления индивидов, обусловленного соотношением социально-экономических и политических сил.

III-й этап (IV–II вв. до н. э.) развития политической теории в Древней Греции связан с её кризисом, обусловленным распадом полиса, затуханием политической активности граждан. К тому же Греция оказалась под властью Македонии (эпоха эллинизма). В это время идёт рост настроений индивидуализма, …, монархизма. Период затухания Древней Греции дал материал для творчества Полибия, который в 40 книгах «Истории» сформулировал идеи закономерного развития государства, разделения властей и смешанного политического строя, и др.

Именно древнегреческие мыслители создали основы современной политологии.

Политическая мысль в Древнем Риме имела много общего с предшествующими идеями. Но в Риме они развивались в условиях наивысшего подъема рабовладения, политической борьбы между мелкими и крупными землевладельцами, патрициями и плебеями. Здесь в примитивном виде складывается органическая теория государства, уподоблявшая его человеческому организму, чтобы оправдать неравенство людей.

В I-м в. до н. э. развиваются прогрессивные идеи – договорного происхождения государства. Параллельно в среде рабовладельческой аристократии получают дальнейшее развитие идеи государства, главной задачей которого видится охрана частной собственности, удержание в узде покорённых народов, а лучшей формой государства – монархию.

Регулярные народные смуты и жестокие подавления недовольств заставило угнетённые массы искать утешение в религии. Большую популярность всё более завоёвывало христианство, которое по II в. распространилось в римской империи. После того как христианство охватило и экономически господствующие классы и к V в. превратилось в религию этих классов – обросло мощным церковным аппаратом. Церковь провозгласила происхождение государственной власти от Бога, осудила всякую борьбу за права и свободы.

Духовной реакцией на перерождение христианства оказались народные ереси под знаменем раннехристианских идей, которые проявлялись в форме различных сект. Ереси жестоко искоренялись церковью в союзе с императорской властью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *