Политический институт что входит

ИНСТИТУ́Т ПОЛИТИ́ЧЕСКИЙ

Том 11. Москва, 2008, стр. 410

Скопировать библиографическую ссылку:

ИНСТИТУ́Т ПОЛИТИ́ЧЕСКИЙ, 1) ус­той­чи­вый вид со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, ре­гу­ли­рую­щий по­ли­тич. от­но­ше­ния в об­ще­ст­ве. Ус­той­чи­вость И. п. дос­ти­га­ет­ся: за счёт ус­та­нов­ле­ния норм, рег­ла­мен­ти­рую­щих ха­рак­тер взаи­мо­дей­ст­вия; при­ме­не­ния санк­ций, пре­пят­ст­вую­щих от­кло­не­нию от нор­ма­тив­ных мо­де­лей по­ве­де­ния; ус­вое­ния людь­ми сло­жив­ше­го­ся ин­сти­ту­цио­наль­но­го по­ряд­ка. При на­ли­чии этих ус­ло­вий И. п. ста­но­вит­ся объ­ек­тив­ным, са­мо­вос­про­из­во­дя­щим­ся со­ци­аль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, не за­ви­ся­щим от во­ли и же­ла­ния отд. ин­ди­ви­да и по­бу­ж­даю­щим его ори­ен­ти­ро­вать­ся в сво­ём по­ве­де­нии на пред­пи­сы­вае­мые мо­де­ли, нор­мы и пра­ви­ла. В совр. об­ще­ст­ве при­ня­то вы­де­лять сле­дую­щие И. п.: ин­сти­тут пар­ла­мен­та­риз­ма (ре­гу­ли­ру­ет от­но­ше­ния в сфе­ре вы­ра­бот­ки осн. пра­во­вых норм, за­ко­нов и пред­ста­ви­тель­ст­ва ин­те­ре­сов разл. со­ци­аль­ных групп в го­су­дар­ст­ве); ин­сти­ту­ты ис­пол­нит. вла­сти (ре­гу­ли­ру­ют сис­те­му взаи­мо­дей­ст­вий, ко­то­рая скла­ды­ва­ет­ся ме­ж­ду ор­га­на­ми, долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми, осу­ще­ст­в­ляю­щи­ми те­ку­щее управ­ле­ние об­ществ. де­ла­ми и на­се­ле­ни­ем стра­ны); ин­сти­тут гос. служ­бы (ре­гу­ли­ру­ет проф. дея­тель­ность лю­дей, при­над­ле­жа­щих к осо­бой ста­тус­ной груп­пе); ин­сти­тут гла­вы го­су­дар­ст­ва (обес­пе­чи­ва­ет ус­той­чи­вое вос­про­из­вод­ст­во в об­ще­ст­ве от­но­ше­ний, по­зво­ляю­щих ли­де­ру го­су­дар­ст­ва вы­сту­пать от име­ни все­го на­ро­да, быть выс­шим ар­бит­ром в спо­рах, га­ран­ти­ро­вать це­ло­ст­ность стра­ны, не­зыб­ле­мость кон­сти­туц. прав гра­ж­дан); ин­сти­ту­ты су­до­про­из­вод­ст­ва (рег­ла­мен­ти­ру­ют от­но­ше­ния в свя­зи со спо­ра­ми и кон­флик­та­ми).

Источник

Политические институты Задачи, характеристики и функции

политические институты являются организмами, которые разрабатывают, регулируют и контролируют правила политического сосуществования страны или региона.

Государственная служба, основанная на этих институтах, нацелена на обеспечение поведения и основных обычаев общества..

Политический институт что входит

В число основных функций политических институтов входит создание структур и механизмов, регулирующих социальный порядок. Они питаются подходами и теориями из социальных наук, таких как антропология, социология, философия, психология, политология и экономика..

Политические институты характеризуются трансцендентностью, прочностью, стабильностью и обеспечением правовой преемственности в обществе. Они являются индивидуальностью коллективного выражения населения, которое перекрывает интересы территории и граждан превыше всего.

Это элементарный предмет изучения для юридических наук, так как закон вмешивается в разработку правил общества.

Для Хайме Эйзагирре одним из самых важных достижений «homo sapiens» является создание политической системы, которая управляет сосуществованием людей через институты порядка..

Цель политических институтов

Общественный порядок и справедливость являются одной из целей этих учреждений в каждом обществе. Любой политический режим, который является демократическим или диктаторским, стремится сохранить порядок через свои политические, принудительные и правовые институты. Тем не менее, его механизм работы изменяется в каждом обществе.

По данным ЮНЕСКО в 1948 году «Политические институты связаны с аспектами ориентации и обеспечения социальной стабильности общества с целью сохранения его эволюции»

Новый конституционализм определяет политические институты как юридически-политические леса, в которых поддерживается жизнь страны. Они, в свою очередь, состоят из набора норм и ценностей, которые являются законами политической системы.

Характеристика политических институтов

Эффективное участие

Одной из функций современных политических институтов является обеспечение того, чтобы граждане, на которых распространяется опека, эффективно участвовали в принятии решений независимо от их формы. Этот аспект приносит легитимность каждому учреждению.

Свобода выражения

Учреждения гарантируют, что граждане могут свободно выражать свое мнение любым способом. Однако в некоторых странах эта свобода наказывается, когда свобода выражения мнений используется для разжигания ненависти, войн, расизма или ксенофобии..

Альтернативная информация

Автономия для общения

Свободное объединение в политических, социальных, профессиональных или иных целях является одним из основных условий, которые политические институты должны гарантировать.

Пока они соответствуют законам и не стремятся содействовать глубоким изменениям с помощью насильственных действий.

Гражданская интеграция

Все действующие лица в обществе равны перед законами, никто не может быть отстранен от своих прав, думая иначе. Политические институты обеспечивают создание режима, гарантирующего равенство и справедливость для всех жителей..

функции

Состояние и регулирование политической жизни

Исходя из принципов равенства, справедливости и справедливости, политические институты выполняют основную функцию, определяющую политическую жизнь страны для достижения все более стабильного, множественного и демократического порядка..

Выполнить предложенные цели

Составьте генеральные планы развития сосуществования, экономики, политики, социальной сферы и обеспечьте их эффективное соблюдение с течением времени..

Удовлетворение социальных потребностей

В каждом обществе существуют уязвимые сектора, функция государственных учреждений состоит в том, чтобы найти механизм, позволяющий всем жителям страны или региона удовлетворить основные потребности и, таким образом, вести достойную жизнь..

Осуществлять социальный контроль

Под социальным контролем понимается система норм, регулирующих жизнь нации и институтов, уполномоченных восстанавливать порядок при любых обстоятельствах..

Французский философ Мишель Фуко в своем шедевре «Следи и наказывай«В нем говорится, что ответственным за осуществление социального контроля является государство, и сравнивает работу государства с»паноптикум « что гарантирует эффективное наказание тем, кто нарушает правила сосуществования.

Примеры политических институтов в Испании

Баланс государственных учреждений

В Испании эти четыре учреждения являются основными регуляторами национальной жизни. Тем не менее, от страны к стране структура государственных учреждений различна, хотя цель одна и та же: сохранить общественный порядок и демократическое сосуществование..

Для Томаса Гоббса государство «левиафан«Этот человек создан, чтобы сохранить мир и добровольно подчиниться контролю своей саморазрушительной натуры. Государственные учреждения избегали гражданских войн, конфронтаций и серьезных проблем во всех обществах..

В любом случае, политические институты являются органом, который снижает социальный риск и стремится поддерживать порядок для гармоничного развития различных компонентов общества..

Источник

Институты политической системы

Политический институт — определение

Политические институты – это система учреждений, целями которой являются организация и обслуживание процесса осуществления политической власти.

Традиционно к числу основных понятий институтов причисляют государство, организации и движения, сформированные обществом, и партии. Главные назначения институтов:

Те или иные неинституционализированные группы и общности создают политические институты. Системы отличаются от предшествующих структур оплачиваемым аппаратом управления, который функционирует на постоянной основе. Руководители разных уровней, лидеры, рядовые члены и другие участники обеспечивают активность субъекта политики. Взаимодействие политических институтов с социумом направлено на удовлетворение интересов конкретного, непрерывно меняющегося группового и индивидуального социально-политического характера.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Отечественная практика демонстрирует редкое признание независимой личности, как свободного и самостоятельного субъекта политики. Длительное время в истории роль субъектов политических процессов исполняли народные массы, объединения и общности. Участвовать в политике могла отдельно взятая личность в рамках официальных структур, функции которых были строго регламентированы.

Классификация политических институтов:

«Мера политики» — это потребности, цели и ценностные ориентации каждого гражданина, которые приводят в действие и способствуют социально-политической активности социальных групп, институтов и организаций, выражающих интересы каждого человека. Для того чтобы индивид, являясь потенциальным субъектом политики, стал таковым в действительности, от него требуется освоение собственного опыта на практике, определение собственной позиции в процессе, сознательное определение отношения к политическому миру и степени своего участия в нем.

Атрибуты институтов

Свойства политических институтов обеспечивают воспроизводство устойчивых политических отношений.

С помощью атрибутов институты приобретают объективность, способность к самовоспроизведению в формате образований социума, независимость от желаний и воли конкретных индивидов. Эти свойства побуждают членов общества ориентироваться в собственном поведении на регламентированные модели, предписанные правила и нормы.

Поддержание связи субъектов с проблемами, интересами

Устойчивость отношений в политической сфере обеспечивается с помощью формирования четких норм и правил, которые регулируют типы поведения граждан в процессе их взаимодействия. Например, для института парламентаризма характерно регулирование поведение депутатов. Последние обязаны вести законотворческую деятельность, общаться с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и выполнять другие функции, предписанные регламентом. Если в процессе выборов персональный состав парламента меняется, то базовые нормы остаются неизменными.

Политические отношения возникают через действия и процессы в обществе

Представители общества регулярно контактируют друг с другом. Действия и процессы формируют политические отношения. Институциональное взаимное действие приобретает устойчивость с помощью постоянной поддержки санкциями, которые призваны предотвращать нарушения принятых норм и правил. Они применяются в виде общественных замечаний, порицаний, принимают форму принуждения по отношению к нарушителю.

Влияние на внешние и внутренние параметры существования людей

Институционный порядок формирует параметры жизни людей. Взаимодействуя, граждане рассматривают регламентированные правила, как необходимые, значимые и естественные. Нормы институтов усваиваются во время обучения и общения. Стремление формировать поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с санкциями, является проявлением воздействия системы на общество. Принятые нормы становятся неотъемлемым атрибутом существования людей.

Признаки

Дифференциация власти и усложняющиеся политические отношения приводят к возникновению политических институтов. Они различаются на институты, которые относятся к комплексам нормативных ограничений, и организации, которые представляют собой группы людей с определенными целями и принимающими решения, разрабатывающими правила для их оптимизации. Основные признаки политических институтов:

Как и организации, институты характеризуются структурированными отношениями людей, построенными с помощью введения норм. Институты представляют собой определенные правила, на которых основаны политические процессы, а организации являются объединениями индивидов, чьи действия ограничены этими правилами.

Функции

Конкретные институты и нормы образуют систему. Формат структуры определяется деятельностью государства, формами правления, государственным устройством и политическим режимом. На функционирование институтов может оказывать влияние экономический строй общества, политическая воля правящих слоев и групп, политическая культура людей, исторические традиции государственного строительства. Эволюция политических институтов происходит за счет глубинных процессов развития общества, происходящих внутри системы или за ее пределами. Вместе с тем институты значительно влияют на жизнь общества.

Общие функции институтов:

Разновидности

В современном мире существуют разные политические институты. Каждый вид обладает рядом особенностей:

Институт парламентаризма

Институт парламентаризма формирует и контролирует отношения, которые возникают в современном обществе в процессе создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Система парламента состоит из устойчивых отношений, возникающих между людьми, которые обрели определенный статус. Функции института парламентаризма:

Нормативный контроль затрагивает вопросы компетенции парламента, порядок, согласно которому он формируется. Система определяет полномочия депутатов, характер их взаимодействия с конкретными избирателями и гражданским обществом страны в целом.

Институт государственной службы

Институт государственной службы создан для регулирования профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особой статусной группе. На примере России данный контроль осуществляется, согласно закону «Об основах государственной службы Российской Федерации». Регламент позволяет определить признаки правого статуса государственных служащих, упорядочить этапы прохождения госслужбы, определить систему поощрений и ответственности исполнителей, основания для прекращения их деятельности.

Институт главы государства

Институт президентства, или главы государства, необходим для обеспечения устойчивости при воспроизводстве общественных отношений. Лидер государства выступает от имени народа, формирующего гражданское общество. Глава системы управления играет роль высшего арбитра в спорных ситуациях, гарантирует целостность государства, незыблемость соблюдения прав граждан, дарованных им Конституцией.

Институты судопроизводства

Институты судопроизводства регламентируют отношения, которые складываются по причине необходимости урегулирования разных споров в обществе. Суд не предназначен для создания нормативных актов, распоряжений и управления в отличие от других институтов. Принять судебное решение возможно в условиях власти, которая обеспечивает обязательное подчинение конкретных граждан принятому решению.

Структура

Политические институты представлены многофункциональной структурой, которая состоит из следующих компонентов:

Каждый компонент системы обладает собственной индивидуальной структурой, формами внутренней и внешней организации, способами выражения. К основным подсистемам относятся:

Каждый компонент структуры обладает рядом особенностей. Составляющие политического института характеризуются определенной целью и ролью. Им отведено конкретное место в рамках единой политической системы.

Источник

Политический институт это…

Политический институт – это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления, которые взаимодействуют по поводу осуществления и распределения политической власти. Они бывают государственные и негосударственные, их мы сейчас подробно и разберем.

Политический институт что входит

Довольно часто учащемуся необходимо получить ясное представление о том, что такое политический институт. Данная тема является смежной с темой «Институты». Собственно они бывают: социальные, правовые, политические. На своих курсах подготовки, кстати, мы детально разбираем не только эти виды, но сущность понятия. Так что рекомендую.

Понятие, типология и признаки

Эти субъекты политической системы изучались классиками — мыслителями Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, исследователями XX ст. – знаменитым юристом М. Ориу, социологом Т. Лукманом, политологом Б. Ротстайном, философом А. Панариным и др.

С древнейших времен люди боролись за обладание материальными и нематериальными благами. С переходом к земледелию в племенах произошло расслоение: выделились непосредственно земледельцы, скотоводы и воины, жрецы. Последние стали доминировать над хлебопашцами, используя физическую силу и моральное превосходство; начали господствовать в первых общинах-государствах. Постепенно механизм видоизменялся, выстраивался административный аппарат.

Следовательно, институциализация оформилась еще в древности наравне с выделением прочих социальных образований: собственности, семьи, религии.
Ее ключевые функции:
— консолидация разных социальных прослоек с различными интересами, смягчение их разногласий;
— представление и удовлетворение потребностей совокупных слоев населения;
— распределение материальных благ, регулирование труда и производства;
— сохранение духовных достижений;
— создание условий для дальнейшей эволюции системы правления.

Для перечисленного выше класса формирований характерно наличие:
— членов – участников;
— полномочий;
— ресурсов, позволяющих реализовывать их миссию;
— ролей и норм.

Государство как политический институт

Государство – главный политический институт. Такое определение дают ему большинство ученых. Феномен представляет собой специфическое образование, которое при помощи руководства и принуждения в лице правительства управляет постоянным населением на конкретной территории и контактирует с другими странами.

Политический институт что входит

Государство обладает широкими полномочиями и опирается на следующие категории ресурсов:
— экономические (земля, ископаемые, производственные мощности, деньги и т.д.);
— социальные (образование, медицина, соцобеспечение);
— культурно-информационные (СМИ, мнение жителей, традиции);
— силовые (армия, полиция, суды);
— юридические (Конституция, кодексы и др.).

Существуют разные там теории его происхождения, в них по-разному понимаются его роли: от координатора правоотношений в договорной теории до завоевателя в насильственной концепции. На самом деле его предназначение многообразно в зависимости от возложенных обязанностей.

Нормы – правила поведения участников общественно-политической жизни. В XVIII в. сформировалась классическая модель сосуществования законодательных, исполнительных и судебных инстанций.

Сложились воззрения о видах правления (монархия или республика), устройства (унитарное или федерация) и политического режима (народоправство, тоталитаризм и т.д.).

Современный идеал — демократическая правовая республика. В ней все люди прямо или косвенно управляют общегосударственными делами, основополагающей ценностью признаны их права, а действия подчинены исключительно нормам права. Россия тоже является демократическим федеративным государством.

Органы власти и партии

Любой орган государственной власти относится к классу анализируемых институтов. Его состав и компетенции устанавливаются правителем, верховными коллегиальными учреждениями.

Яркий пример – Министерство внутренних дел РФ. Его работой соответствующий министр, назначаемый Президентом России. В свою очередь министр отбирает контингент ведомства из граждан РФ, отвечающих образовательным и квалификационным требованиям.

В обязанности МВД вменены:
— разработка стратегии в сфере внутренних дел;
— защита прав и свобод лиц, в частности поддержание правопорядка;
— предотвращение, раскрытие и пресечение преступлений;
— охрана имущества, учреждений.

В качестве финансовых источников используются средства бюджета. Основные установки, касающиеся его функционирования, содержатся в профильном законодательстве. А в целом ведомство выступает посредником между правительством и населением.

Политические партии – это союз граждан, стремящиеся направить своих членов в административные структуры и таким образом гарантировать выгоду для тех или иных групп.

Появились подобные союзы в XIX в., когда закрепилось всеобщее избирательное право. Их классификация сложна. В современном мире чаще выделяют разновидности по:
— степени участия в управлении (провластные, оппозиционные);
— характеру идеологии (левые – социалистические; правые – националистические; центристские – либеральные, консервативные).

Сегодня на планете почти не осталось беспартийных стран. Особо популярны многопартийные системы. В ходе выборов их делегаты при народной поддержке вливаются в ряды влиятельных особ и корректируют политику. Кроме этого они:
— мобилизуют массы для решения масштабных актуальных проблем;
— вырабатывают взгляды избирателей;
— способствуют социализации индивидов;
— формируют командную элиту.

В них могут входить все взрослые граждане, а резервы образуются за счет членских взносов, пожертвований, частного финансирования, бизнеса. Их опора – доверие электората. Компетенции устанавливаются законами и уставом. Указанные группировки, как регулятор публичных взаимоотношений, связывают воедино правящие круги и народ.

Гражданское общество

Обществознание определяет гражданское общество как самоуправление жителей страны, свободное от вмешательства правительства. Это сотрудничество сограждан, при котором защищается частная жизнь персоны, сдерживается злоупотребление державы, партий. Его формируют общественные организации, блоки, неформальные сообщества – диаспоры, религиозные общины.

Общественные организации состоят из граждан и лиц, не имеющих гражданства, добровольно объединившихся для достижения общих целей.

Могут:
— создавать хозяйственные единицы и подразделения;
— учреждать СМИ, распространять информацию о себе;
— проводить сборы, митинги;
— финансировать благотворительные, некоммерческие проекты;
— взаимодействовать с официальными органами, учреждениями.

Эти ассоциации — независимые представители социума. На их основе могут зарождаться общественные движения – коллективные поступки, нацеленные на устранение острых насущных затруднений. Их ресурс – это возможности общественности и чем выше уровень ее благополучия, тем влиятельнее рассматриваемые объединения, тем сильнее гражданское общество. В будущем его авторитет только возрастет.

Источник

9. Политический институт как категория политологии. «Политический институт» в интерпретации Д. Норта.

Институт политический (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности.

Политические институты — это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения.

Как пишет Д.Норт, «институты невозможно увидеть, почувствовать, пощупать и даже измерить. Институты – это конструкции, созданные человеческим сознанием. Но даже самые убежденные представители неоклассической школы признают их существование и обычно в качестве параметров включают, в явном или неявном виде, в свои модели»3.

Роль политических институтов

Система конкретных институтов и норм, регулирующих политическое функционирование гражданского общества, непосредственным образом связана с деятельностью государства, особенностями форм правления, государственного устройства и политического режима.

Она не только зависит от экономического строя общества, но и существенно изменяется в зависимости от политической воли господствующих слоев и групп, от политической культуры граждан и исторических традиций государственного строительства.

Политические институты эволюционируют под воздействием глубинных процессов общественного развития, происходящих как внутри общества, так и за его пределами.

Наряду с этим политические институты оказывают существенное влияние на развитие политической жизни общества. Данная функция политического института была вполне осознана во времена Древнего Рима: «люди приходят и уходят, а организации остаются».

Сегодня, в связи с появлением междисциплинарной парадигмы под названием «новый институционализм», вновь актуализировались теоретические проблемы политического института.

Согласно теоретикам нового институализма (В.Ни, Н.Флигстайн) в современных обществах институализированные правила «функционируют как мощные мифы», которые имеют важное причинное воздействие на формальную структуру организаций и на их способность выживать. Однако подлинный источник институциональных нововведений остается в самой природе социальности, которая всегда сложно иерархична. Процесс создания и преобразования институтов политики разворачивается в контексте попыток «инкумбентов», влиятельных представителей политически доминирующих групп, установить определенные правила взаимодействия для стабилизации своего положения относительно других не менее влиятельных субъектов, а также относительно «претендентов», т.е. тех политических «акторов», которые таким влиянием обладают в меньшей степени.

В системе современных политических институтов демократических стран Запада, наряду с растущей специализацией политических институтов, заметно увеличивается доля структур контролирующих, отслеживающих деятельность политических функционеров. Политический институт становится не только более свободного нравственного и эмоционального выбора, но и объектом пристального внимания со стороны общества.

К числу наиболее общих функций политических институтов относятся:
• консолидация общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти;
• выработка политических программ, выражающих устремления этих социальных общностей, и организация их осуществления;
• упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;
• интеграция других социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт;
• защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;
• обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил. Политические институты обычно возникают на базе тех или иных неинституционализированных общностей или групп и отличаются от предшествующих структур созданием постоянного и оплачиваемого аппарата управления.

Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, руководителей различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения конкретных и вместе с тем постоянно меняющихся с течением времени индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

Совокупные субъекты играют определяющую роль в политическом процессе, тем не менее первичным субъектом политики, ее «атомом», несомненно, является индивид, личность. В отечественной политической практике личность не всегда признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли таких субъектов прежде всего выступали народные массы, политические общности, объединения. Личность, как правило, могла участвовать в политической жизни в качестве члена официальных структур с определенной регламентацией политических функций. Однако на самом деле именно потребности каждого конкретного человека, его ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом социально-политической активности народных масс, наций, этнических групп и других общностей, а также организаций и институтов, выражающих их интересы.

Статус субъекта политики не существует как изначально присущий какому-либо индивиду или социальной общности. Политические качества не даны человеку изначально. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы стать политическим субъектом, человек должен обрести в политике свою сущность и существование. Иными словами, он должен практически освоить политический опыт, осознать себя в качестве субъекта политического действия, выработать свою позицию в политическом процессе и сознательно определить свое отношение к миру политики, степень участия в ней.

Реализация человеком своей политической сущности тесно связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.

​Политический институт в работах Д.Нортона

Д. Норт считается создателем теории институциональных изменений, целью которой является выявление внутренних (эндогенных) факторов, способствующих изменению как отдельных институтов, так и институциональной структуры общества. К созданию такой теории американский экономист шел длительным путем, анализируя и обобщая огромный фактический материал из истории США и других стран и меняя предпосылки анализа. В работах Д. Норта 1960х гг. ставится вопрос о роли институциональных факторов в экономическом развитии, дается своеобразная интерпретация понятия «институт», анализируется эволюция институциональной структуры общества. В 1970х гг. в работе «Институциональные изменения и американский экономический рост», написанной в соавторстве с Л. Девисом, объясняется как и почему формируются группытинтересов, способные изменять правила, их ограничивающие. В совместной работе Д. Норта и Р. Томаса «Подъем Западного мира: новая экономическая история» предпринимается попытка объяснить развитие Европы за 8 веков. В 1981 г. в книге «Структура и изменение экономической истории» Д. Норт признал влияние идеологии в качестве фактора, объединяющего индивидуумов. В вышедшей в 1990 г. и переведенной на русский язык книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» автор рассматривает причины и последствия институциональных изменений. Он отмечает, что современная эко номическая теория изучает рынки, не учитывая необходимых для их создания институциональных установ лений (они предполагаются уже существующими). За дача институциональной теории показать, каким об разом происходит изменение институциональной структуры общества.

В работах Д. Норта предлагается новый взгляд на ин ституциональную структуру общества, используются такие ключевые для «нового» институционализма по нятия, как «права собственности» и «трансакционные из держки» для оценки известных исторических событий. Но, по мнению самого Д. Норта, если в работах предста вителей новой институциональной теории исследуется влияние институтов и организаций на экономическую эффективность, то в центре его внимания оказываются вопросы формирования и эволюции институтов и органи заций, выявление внутренних (эндогенных) факторов ин ституциональных изменений. Не случайно Д. Норта и других авторов, занимающихся этими проблемами, отно сят к институциональноэволюционному направлению. Именно это обстоятельство объясняет популярность идей Д. Норта в России, переживающей процесс трансформа ции. Другой причиной интереса к работам американского экономиста, на наш взгляд, является преимущественно вербальный характер его теории, использование не только неоклассического инструментария, но и понятийного ап парата эволюционной теории.

В центре внимания Д. Норта оказалось понятие «ин ститут». Институты являются основной единицей анали за. Но при этом сохраняется предпосылка об индивиду альном поведении человека как максимизирующего су щества. Институты, замечает Д. Норт, созданы людьми. Люди развивают и изменяют институты, поэтому наша теория должна начинаться с индивида [2. С. 20]. В то же время ограничения, накладываемые институтами на че ловеческий выбор, оказывают влияние на поведение индивида. Предложенное американским экономистом определение института чаще всего используется россий скими исследователями институциональной экономики.

По Норту, институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с дру гом. Они включают:

Институты, согласно Д. Норту, организуют жизнь человека таким образом, чтобы он не за думывался о большей части своих действий, являющих ся регулярными, повторяющимися и очевидными. «Институциональные установления образуют правила игры. или изобретенные людьми ограничения, которые фор мируют взаимодействие между людьми» [4. С. 307]. Эффективные рынки возникают под воздействием этих институциональных установлений, позволяющих сокра тить издержки на заключение и поддержку контрактов. Д. Норт полагает, что иностранцы, пытающиеся де лать бизнес в другой стране, но не освоившие сложив шихся в ней правил и норм поведения, будут нести вы сокие трансакционные издержки. И только тогда, когда они их освоят, они смогут эффективно обмениваться информацией и участвовать в различных формах соци ального, политического и экономического обмена. «Имен но нормы поведения являются важнейшим источником стабильности человеческих отношений» [5. С. 79]. Главная функция социальных институтов состоит в минимизации трансакционных издержек.

Д. Норт, рас сматривая историю развития общества, показывает, что в условиях персонализированного обмена трансакцион ные издержки отсутствуют. По мере роста разделения труда, специализации, расширения меновых отношений складывается мир специализированной взаимозависи мости, обусловивший увеличение трансакционных из держек, в том числе и издержек оппортунистического поведения (обман, подлог, нарушение соглашений и тому подобное). Это привело к появлению третьего уча стника обмена государства, задачами которого явля лись спецификация прав собственности и обеспечение соблюдения договоров. Собственно говоря, соотноше ние между введением результатов, полученных от вве дения правил, определяющих эффективные права собст венности и защиту этих прав, играет, по мнению Д. Норта, «важную роль в истории становления прав собствен ности (в рамках противостояния общественной и част ной собственности)». Была создана сложная институ циональная структура, включающая систему договорно го права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок, системы мониторинга и т.п. Институциональная система, определяющая набор возможностей для инди вида, является, по его мнению, сложным сочетанием формальных и неформальных ограничений. Анализируя сложившуюся институциональную структуру, Д. Норт уделяет особое внимание роли государства как фактора, влияющего на трансакционные издержки.

Обращаясь к проблеме исторического развития, американский ученый считает, что ключом к понима нию этого процесса являются именно институциональ ные изменения. Изменение институциональной струк туры, по мнению Д. Норта, сложный процесс. Не формальные институты складываются спонтанно, без чьеголибо сознательного замысла (заметим, что идея институциональной метаконкуренции была выдвинута К. Менгером и активно разрабатывалась Ф. Хайеком).

Изменения в неформальных нормах (ограничениях) осуществляются постепенно и нередко являются под сознательными, формируя альтернативные модели по ведения. Формальные институты и механизмы их защиты устанавливаются и поддерживаются сознательно, в основном государством.Изменения формальных инсти тутов может происходить одномоментно в результате принятия тех или иных политических или юридических решений. Причем эти институты представляют опреде ленную иерархию, включающую правила высшего по рядка и правила низшего порядка (например, конституция закон административный акт). Последние изме няются достаточно легко, а вот правила высшего поряд ка — значительно труднее. Институциональные измене ния это сложный процесс, который, как правило, имеет инкрементальный, а не дискретный характер [2. С. 21].

«Формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических или юридических решений» считает Д. Норт, а «неформальные ограни чения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознатель ным человеческим усилиям» [2. С. 21]. В связи с этим американский ученый так оценивает революцию в Рос сии в 1917 г.: «она привела к резкой, одномоментной ломке формальных институтов, неформальные сохра нялись очень долгое время, проявляясь в повседневной практике людей (вспомним, как долго в Советской Рос сии говорили о пережитках капитализма).

Д. Норт выделяет два основных источника измене ний институтов (как формальных, так и неформаль ных). Первый сдвиги в структуре относительных цен. Технический прогресс, появление новых видов про дукции, открытие новых рынков, рост населения ведут к изменению цен конечной продукции по отношению к ценам факторов производства либо к изменению цен одних факторов по отношению к ценам других. В та ком случае участники сделки понимают необходимость пересмотра ее условий. В результате будет пред принята попытка изменить условия соглашения с уче том изменившихся цен. Но поскольку ранее заключен ные соглашения (договоры) встроены в иерархическую систему правил, то такой пересмотр контрактов может потребовать пересмотра какоголибо правила более высокого порядка (фундаментального правила). Не формальные нормы под влиянием ценовых сдвигов также могут изменяться, но постепенно по мере фор мирования альтернативных моделей поведения.

Второй источник институциональных изменений идеология, под воздействием которой формируется струк тура предпочтений людей. Под идеологией Д. Норт по нимает субъективные модели, через призму которых люди осмысливают и оценивают окружающий мир. А.Н. Олейник, ссылаясь на ряд работ Д. Норта, приводит следующее определение: «Под идеологией понимается способ восприятия ежедневно возникающих проблем, который позволяет минимизировать количество инфор мации, требуемой для их решения (позитивное опреде ление), и суждение о справедливости и легитимности институциональных рамок, в которых действует инди вид (нормативное определение)» [6. С. 193194].

Роль идеологии растет пропорционально издерж кам. Мир развитой специализации и разделения труда, 124 существование сложнейших организаций и систем обмена, считает Д. Норт, были бы невозможны в услови ях отсутствия идеологии. Подчеркивая значение этого фактора в своих работах 1990х гг., Д. Норт отчетливо понимает сложность, стоящую перед исследователями. Он замечает: «. так что нам все еще трудно выразить в точных понятиях взаимодействие между изменениями относительных цен, идей и идеологий, формирующих представления людей, и роль всех этих факторов в ин ституциональных изменениях» [2. С. 111].

По мнению Д. Норта, экономические агенты посто янно стоят перед выбором, что выгоднее сохранить су ществующие «правила игры» или же изменить их? Со стояние институционального равновесия определяется им как ситуация, в которой экономические агенты не заинтересованы в перестройке существующей институ циональной структуры. Как ситуация, в которой «при данном соотношении сил игроков и данном наборе кон трактных отношений, образующих обмен, ни один из партнеров не считает для себя выгодным тратить ресур сы на реструктуризацию соглашений» [2. С. 112]. Сложившаяся институциональная структура как сложное взаимодействие формальных правил и неформальных ограничений, наряду с механизмами принуждения к их исполнению, обеспечивает стабильность общественной системы. Но возникает вопрос, являющийся важней щим для новой экономической истории: всегда ли дос тигнутое состояние институционального равновесия яв ляется эффективным? Всегда ли стабильность означает эффективность?

В ранних работах Д. Норта и Р. Томаса развивалась «оптимистическая» модель институциональной эволю ции, согласно которой в ходе институциональных из менений при условии незначительных институцио нальных издержек неэффективные институты заменя ются эффективными, обеспечивающими снижение трансакционных издержек и высокие темпы экономи ческого роста. Кроме того, выдвигалась идея о том, что любые исходные различия в экономическом развитии разных стран должны сглаживаться по мере того, как отстающие страны будут перенимать (импортировать) институты более развитых стран. Позднее оптимизм сменился констатацией того факта, что в истории чело вечества экономический рост был скорее исключением, чем правилом. Импорт институтов не всегда приводит к повышению эффективности производства, к ускорению темпов экономического роста.

Спорным явилось и представление о том, что про цесс возникновения более сложных институтов проис ходит прямолинейно и автоматически. Все общества пройдут путь от первобытных к обществам современ ного типа. (Подобная точка зрения достаточно распро странена. Так, директор Неправительственного инсти тута проблем устойчивого развития А.В. Поздняков счи тает, что развитие цивилизации не подчиняется идео логии, в том числе и религиозной. Народы, объединен ные в государственные целостности, независимо от структуры и политической организации, традиций и религиозных убеждений, пройдут все этапы развития вместе с развитыми государствами.)

Д. Норт в своих поздних работах пытается объяснить две главнейшие загадки истории: почему неэф фективные формы экономики существовали тысячеле тия и почему развитие разных обществ может идти не сближающимися, а расходящимися путями, почему общества так отличаются друг от друга? «Ведь все мы, в конце концов, замечает американский ученый, произошли от первобытного сообщества охотников и собирателей» [2. С. 21]. Кроме того, он обращает вни мание еще на один урок истории, заключающийся в том, что политическим системам присуща тенденция производить неэффективные права собственности, кото рые могут привести к стагнации или упадку. Почему такое возможно? Д. Норт называет ряд причин.

Вовторых, влияние групп со специальными инте ресами. Законы принимаются под влиянием сильных политических группировок. Д. Норт принимает в рас чет асимметрию между группами особых интересов и обществом в отношении к издержкам и выгодам изме нения режима прав собственности. Если государство контролируется одной из групп, производство порядка будет приводить к извлечению дохода данной группой. Согласно взглядам Норта, «. даже, если правители за хотят принимать законы, руководствуясь соображени ями эффективности, интересы самосохранения будут диктовать им иной образ действий, поскольку эффек тивные нормы могут ущемить интересы сильных поли тических группировок» [5. С. 72].

Втретьих, зависимость эволюции институтов от однажды избранной траектории (path dependence). Ста рые правила уже сложились, и их можно распростра 125 нять с минимальными издержками на все большее чис ло людей и сфер деятельности. Создание новых инсти тутов требует крупных первоначальных затрат. Боль шие ресурсы необходимо затратить и на освоение но вых правил, норм, законов, а также на изменение орга низационных форм, которые связаны с особыми «пра вилами игры». Даже когда сложившиеся правила и ор ганизационные формы становятся неэффективными, издержки, необходимые для их изменения, могут быть чрезвычайно огромными. В таком случае сохранение менее эффективных институтов оказывается более предпочтительным. Эту позицию разделяют Е. Фуру ботн и С. Пейович, которые считают, что «новые права собственности создаются, а существующие изменяют ся, когда некоторые индивидуумы и группы считают, что им выгоднее перестройка системы, и они согласны нести издержки по ее осуществлению» [11. С. 8]. Окончательный вывод таков: любые попытки пере структуризации прав собственности предпринимаются только тогда, когда ожидаемые выгоды превосходят ожидаемые издержки.

В силу этого институциональная система может оказаться стабильной независимо от ее эффективности. В реальных обществах, делает заклю чение Д. Норт, существуют как эффективные, так и неэффективные институты. В силу ряда условий общество может развиваться по неоптимальному пути, причем чем дальше продол жается это развитие, тем труднее свернуть с однажды выбранной траектории. Инерционный характер эволю ции получил название зависимости от предшествую щей траектории развития или эффекта исторической обусловленности развития. О такой зависимости гово рят в том случае, если «вчерашние институциональные рамки остаются значимыми и ограничивают варианты выбора сегодня и в будущем», т.е. выбор в каждый данный момент в значительной мере предопределен прошлым и в свою очередь способствует поддержанию намеченного пути развития. Как нередко говорят, «ис тория значима».

На примере роста американской экономики XIX в. Д. Норт делает вывод о том, что ее институциональная структура имела смешанный характер. Одни институты способствовали экономическому росту, другие пре пятствовали. Это характерно и для современной эко номики. Изменения же институтов также могут созда вать условия как для подъема, так и для снижения эко номической активности. На наш взгляд, политикам, занимающимся проблемами институционального про ектирования, важно учитывать понятие «институцио нальный остаток». Несмотря на наличие неэффектив ных институтов в экономической системе, система ба зовых институтов должна поощрять организации к производительной деятельности, а не к перераспреде лению ресурсов.

Д. Норт доказывает, что трансакционные издержки увеличиваются изза зависимости режимов прав собст венности от траектории развития. Такую же мысль можно найти и в работах Мансура Олсона, утверж дающего, что в стабильных обществах с неизменными границами с течением времени растет число сговоров и организаций для коллективных действий. «В конечном счете, организации с особыми интересами уменьшают эффективность и совокупный доход общества, в кото ром они действуют» [7. С. 80]. По его мнению, «на про тяжении многих лет в британском обществе возникло столь много мощных организаций и соглашений, что сейчас оно страдает от институционального склероза» [7. С. 128]. Эффективная институциональная структу ра, и прежде всего система прав собственности, оказы вается важнейшей предпосылкой роста. Не менее кате горичен и вывод М. Олсона о том, что периоду бы строго экономического роста способствуют крупные институциональные изменения. Анализируя исторический процесс с точки зрения институциональных изменений, Д. Норт рассматривает два переломных момента мировой экономической ис тории, которые он обозначает как первую и вторую экономические революции. В его трактовке термин «экономическая революция» предполагает три различ ных изменения хозяйственной системы:

Первая «неолитическая» революция датируется VIII тысячелетием до нашей эры и связывается с пере ходом от охоты и собирательства к регулярному земле делию. Фактически предлагается новое объяснение развития сельского хозяйства у первобытных людей, опирающееся, по определению Т. Эггертссона, на на ивную теорию прав собственности [8. С. 272]. Д. Норт пытался объяснить происхождение собственности как таковой вне связи с социальными и политическими инс титутами. Возникновение исключительных прав собст венности рассматривается путем сравнения издержек и выгод исключения из прав и издержек управления при разделении прав между семьями или отдельными ин дивидами. Систему собственности до неолитической революции Д. Норт считает неограниченной, общей (фактически собственность отсутствует). Рост числен ности населения приводил к относительному недостат ку ресурсов и снижению отдачи от охоты. В таком слу чае более привлекательным становится оседлое земле делие и скотоводство, связанное с формированием «ис ключительной» общей собственности на ресурсы и продукты. Из доступа к ним исключались члены других племен, а для защиты от чрезмерной эксплуатации ре сурсов вводились правила, ограничивающие использо вание земли членами племени запреты, табу и т.п.

Исключительные права собственности на землю обес печивали прямые стимулы для увеличения эффектив ности и производительности. При использовании же лесов такая система была невозможна в силу чрезмерно высоких издержек по установлению и защите прав соб ственности. Это обстоятельство способствовало реша ющему преимуществу регулярного сельского хозяйства перед охотой (под сельским хозяйством понимается развитие земледелия и «одомашнивание» животных). Результатом первой экономической революции стал рост продукции, производимой в сельском хозяйстве. По мнению Д. Норта и Р. Томаса, первая экономиче 126 екая революция, в результате которой основным видом деятельности стало оседлое земледелие, была револю цией потому, что привела к фундаментальным измене ниям в системе стимулов деятельности людей. Когда имеет место право общей собственности на ресурсы, у людей нет мотивов приобретать знания и технические навыки, совершенствовать производство. Возникнове ние исключительных прав собственности создает сти мулы повышения эффективности и производительно сти у тех лиц, кто такими правами обладает.

Вторая экономическая революция произошла в се редине XIX в. Основное ее содержание соединение науки и технологии, создание условий для развития промышленности. В это время произошло изменение отношений между прикладным и теоретическим знани ем. Патентное право, законодательная защита деловых секретов, регулирование использования торговых ма рок и знаков, эффективная структура прав собственно сти создали стимулы для появления и широкого рас пространения технических изобретений и соединения науки и техники (производства). Специфицированные права собственности на изобретения увеличили отдачу от научноисследовательской и изобретательской дея тельности и сократили дистанцию между научным зна нием и техникой [9. С. 15].

Серьезные институциональные изменения, связан ные с развитием научных центров, университетов, раз работкой прав на интеллектуальную собственность, прогрессирующее замещение труда капиталом, появ ление новых материалов и источников энергии способ ствовали развитию крупного капиталоемкого произ водства, углублению специализации и разделения тру да. Эти изменения обеспечили рост производительно сти труда, но одновременно, по мнению Д. Норта, при вели к значительному увеличению трансакционных издержек (в том числе увеличению издержек измере ния, потерь от «отлынивания» в крупных командах, усложнению и увеличению сроков действия заключае мых контрактов, создающих возможности для оппор тунистического поведения в форме «вымогательства»).

Появление новых организационных форм, развитие вертикальной и горизонтальной интеграции производст ва, распространение фирменных знаков, торговых ма рок, лицензирования и усиление роли государства в этот период были направлены на уменьшение трансакцион ных издержек. Рассматривая и первую и вторую эконо мические революции, Д. Норт, как и многие другие ис следователи (А. Алчиян, С. Чен, Р. Томас), подчеркива ет, что права собственности, т.е. права на использование ресурсов, подкрепляются социальными обычаями, пра вилами поведения, табу, а также правовыми нормами. Соблюдение последних обеспечивается силой государ ства. Американский экономист делает следующий вы вод: роль государства «должна быть достаточно пози тивной, чтобы общество смогло реализовать огромный производительный потенциал научнотехнической рево люции последних полутора столетий».

Политическим последствием «второй экономической революции» явилось возникновение многочисленных и мощных лоббистских групп, пытающихся использовать государство в своих экономических целях. В результате наблюдается эрозия эффективной институциональной структуры, сложившейся в XIX столетии. Д. Норт счи тает, что тогда, когда институты начинают служить интересам отдельных социальных трупп, происходит «дезинтеграция прежней системы прав собственности» и ее заменяет «борьба на политической арене за рас пределение дохода, созданного потенциалом второй экономической революции». В такой ситуации эконо мический прогресс может тормозиться или даже при остановиться. В данном случае наивная теория прав собственности связывается с концепцией групп давле ния (групповых интересов). В работе «Институты и экономический рост: исто рическое введение» Д. Норт предпринял попытку срав нительного анализа экономической истории Англии и Испании, а также анализ институциональной структу ры английских и испанских колоний. Согласно его представлениям, «контраст между историями Северной и Южной Америки дает наилучший ггример того, к ка ким последствиям для политического и экономическо го развития приводит различие путей институциональ ной эволюции».

Мы уже обратили внимание на то, что в более позд них работах для лучшего понимания и объяснения про цесса институциональных изменений Д. Норт вводит в анализ идеологию и культуру, исторические особенно сти (так называемый эффект исторической обуслов ленности развития). Российские экономисты О. Ана ньин и М. Одинцова предлагают охарактеризовать ис пользуемый Д. Нортом метод как «институциональный индивидуализм». Такой подход предполагает, что дей ствия индивида ограничены существующей институцио нальной средой, но вместе с тем он может менять инсти туциональную структуру в соответствии со своими пред почтениями. Идеологические убеждения, моральные принципы могут приводить к минимизации трансакцион ных издержек. Идеология, считает Д. Норт, играет ключе вую роль в принятии решений каждым отдельным чело веком. «Индивидуальные представления о честности и справедливости правил игры явно воздействуют на эф фективность экономического поведения» [4. С. 309].

На сближение позиций Д. Норта со старым институционализмом обращают внимание такие исследователи, как М. Ратерфорд, О. Ананьин, А. Олейник, Г. Литвинце ва. М. Ратерфорд подчеркивает: «Если серьезно воспри нимать различные утверждения Норта относительно важ ности ментальных конструкций, идеологий и культуры, то можно сделать вывод, что он пытается навести мосты меж ду традиционным взглядом на человека как рационального максимизатора и старым институциональным представле нием о человеке как продукте культуры»[1. С. 135]. Вместе с тем обращается внимание на противоречивость попыток объединить описание максимизирующего индивида с представлением об индивиде, руководствующимся соци альными нормами и правилами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *