Политические отношения чем регулируются

Политические отношения

Политические отношения чем регулируются Политические отношения чем регулируются Политические отношения чем регулируются Политические отношения чем регулируются

Политические отношения чем регулируются

Политические отношения чем регулируются

Политические отношения классифицируют по разным основаниям:

2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;

3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;

4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;

5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.

Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во- вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.

Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:

— деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;

специфическим инструментом политических отношений выступает власть.

Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.

Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям:

по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т.п.;

по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.;

по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные;

по механизму своего проявления: стихийные и сознательные.

Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.

Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.

Источник

Политология. Краткий курс

Политические отношения чем регулируются

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Политология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Субъекты и объекты политических отношений. Функции и методы политологии

Политические отношения — это отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.

1. Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык. Политические отношения могут устанавливаться между различными агентами и сторонами.

2. Субъекты политики — участники политических отношений — носители действий. Объекты политики — участники политических отношений — политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

3. Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:

• отдельные индивиды — рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;

• социальные группы — классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;

• политические институты — государство, политические партии, общественные движения;

• международные организации — Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и др.;

4. Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность. Объектами политических отношений могут быть:

• политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;

• политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;

• правовое государство и гражданское общество;

• формы правления и территориального устройства;

• типы избирательных систем, выборный процесс;

• политические конфликты и способы их разрешения;

• современные политические технологии;

• международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

5. Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. В зависимости от конкретной ситуации все участники политических отношений могут выступать объектами, если на них направлено политическое действие, и субъектами, если они сами это действие осуществляют, например политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.

Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.

6. Как и любая другая наука, политология выполняет ряд определенных функций. Познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях. Изучение политической теории является основой для преодоления стереотипов массового сознания, так как наличие стереотипов не всегда способствует правильному анализу сложного переплетения политических событий и поиску объективного решения. Знание необходимо не только для объяснения политических явлений и процессов, но и для прогнозирования в политике.

7. В основе прогностической функции политологии находятся познание объективных тенденций в социальной и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил. Политология, вырабатывая метод анализа политических явлений и процессов, формулирует в теоретическом плане критерии эффективности деятельности политических институтов, помогает выявить возможности достижения оптимальных политических решений и сделать соответствующий выбор.

8. Нормативно-инструментальная функция политологии заключается в выполнении одной из центральных задач науки — обосновании политического действия его средств и методов. Также выделяют экспертную функцию политического знания. Она является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям.

Идеологическая функция политологии выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, являясь основополагающим теоретическим элементом науки.

9. Изменение системы взглядов личности, социальных общностей, место и роль в них политических знаний отражаются в мировоззренческой функции политологии. Практически-деятельностные функции политологии определяются по характеру политической деятельности субъектов, так как результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практической политической деятельности.

10. К методам политологии относят следующие: диалектический; системный; структурно-функциональный; поведенческий; сравнительный; конкретно-исторический; социологический; нормативный; культурологический; институциональный; онтологический, а также общенаучные методы и методы отдельных социологических исследований.

11. На эмпирическом уровне социологических исследований применяются специфические методы сбора данных: опрос, анкетирование, интервью, анализ содержания, социальный эксперимент. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, используются методы ранжирования, шкалирования, корреляции. Завершается политологическое исследование формулированием выводов, предложений, рекомендаций, которые обязательно должны быть подтверждены документальными и статистическими данными.

Источник

§ 20.3. Политические отношения

Политические отношения — это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности (например, между гражданином и государством); поддержки (например, избиратели и определенная партия); сотрудничества (например, определенная партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Итак, политические отношения — это совокупность многообразных, многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики. Они регулируются комплексом социальных норм: политическими принципами, традициями, правовыми и этическими нормами.

Источник

Лекция 10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1. Политические отношения: сущность и особенности.

2. Политические отношения в современной России.

3. Политический процесс: сущность, основные черты, типология.

4. Особенности политического процесса в современной России.

1. Проблема политических отношений подлежала научно-философскому анализу начиная с древнейших времен. В частности, Аристотель под «отношением» предлагал понимать «взаимную определенность по меньшей мере двух предметов». Он считал, что эта определенность появляется как бы в результате сравнения предметов по тому или иному признаку.

Политические отношения могут рассматриваться в качестве разновидности социальных отношений. Социальные отношения представляют собой совокупность взаимодействий между социальными субъектами. Это относительно устойчивые и длительные связи, которые имеют одновременно тенденции к самовоспроизводству и к изменению. Социальные отношения возникают на самой различной основе, например, на профессиональной, территориальной, религиозной, экономической, культурной, национальной, классовой и пр. Таким образом, содержание социальных отношений весьма разнообразно и определяется сферой социальной жизнедеятельности.

Политические отношения возникают на основе стремления социальных субъектов занять доминирующие позиции в обществе, а также легитимизировать эти позиции. Основанием политических отношений между различными социальными группами выступает политическая, прежде всего государственная власть, а также политические позиции (статусы), права и свободы. Завоевание, удержание и использование государственной власти составляет основное содержание политических отношений.

Разница позиций в сфере политической власти (близость или удаленность от рычагов управления, распределения ресурсов, обладание или лишение права на легальное применение силы и пр.) конституирует, «взаимно определяет» различные социальные группы, а также отдельных индивидов в качестве субъектов политических отношений.

Такое свойство социальных и политических отношений, как длительность, обеспечивает их институционализацию. Иными словами, результатом политических отношений часто становится формирование политических институтов. Политические институты способствуют самовоспроизводству социально-политических отношений, поддерживая таким образом их относительную стабильность, они регламентируют и канализируют политические отношения.

Таким образом, политические отношения — это разновидность социальных отношений, выделяемых на основе их содержания. Это длительные устойчивые взаимодействия между субъектами политики, возникающие по поводу власти, чаще всего государственной.

Политические отношения могут существовать в различных формах. Чаще всего выделяют две основные формы политических отношений, а именно сотрудничество и соперничество. В основе сотрудничества лежат общие цели, интересы, стремления объединить усилия для решения общих задач. Примерами сотрудничества в политике являются создание избирательных блоков, политических партий и организаций, содействие в разрешении политических конфликтов и пр.

Отношения соперничества или политическая борьба, возникают на основе стремления опередить, отстранить, нейтрализовать или уничтожить конкурентов при достижении идентичных целей. Политическая борьба возникает, например, в результате стремления реализовать лидерские качества, победить на выборах, занять доминирующие позиции в системе международных отношений и т.д.

Наряду с отношениями сотрудничества и соперничества (борьбы) в политологии также выделяют отношения нейтралитета, основной характеристикой которых является стремление к самосохранению, сохранению существующего порядка или баланса сил. Это отношения добровольного невмешательства в политическую борьбу, политические конфликты, отказ вступать в политические союзы, коалиции, а также действовать в их рамках.

Отношения политической изоляции предполагают чаще вынужденное (но возможно и добровольное) отсутствие взаимодействия с другими субъектами политики. Сущность политической изоляции составляет пребывание в замкнутом пространстве, обособление, разобщение.

Политические отношения могут также быть институционализированными и неинституционализированными. Институционализированные отношения осуществляются через законодательные нормы и процедуры. Они регламентированы специальными правилами (Конституцией и другими законами, указами, распоряжениями, регламентами и пр.). Считается, что высокая степень институционализации политических отношений способствует их стабильности и предсказуемости, поскольку ограничивает деятельность политических субъектов. Именно институционализированные отношения считаются признаком развитых и демократических государств. Неинституционализированные (внеинституциональные отношения) осуществляются в неправовом поле, они скрыты от многих акторов политики, влекут за собой нарастание коррупции, обладают существенным конфликтным потенциалом, поскольку не ограничивают субъектов в плане выбора целей, средств деятельности и влекут за собой непредсказуемые последствия часто для всей политической системы.

Политические отношения могут быть также публичными (открытыми для большинства граждан) и непубличными (скрытыми). Публичные отношения предполагают, что акторы (субъекты) действуют открыто, декларируют свои цели, обосновывают средства деятельности, сообщают о возможных последствиях своих действий через средства массовой информации. рядовые граждане, в свою очередь, имеет возможность участвовать в обсуждении важных для общества и государства проблем, выражать собственную позицию относительно восприятия данных проблем и путей их решений, высказывать недовольство неправомерными или неадекватными действиями субъектов, наделенных властью, протестовать против неудобных или нежелательных для общества предпринимаемых мер. Публичные отношения, как и институционализированные, свойственны демократическим государствам. Непубличные отношения недемократичны в своей основе. При такой форме отношений важные политические решения принимаются без учета мнения рядовых граждан, напоминают «подковерные» интриги, не оставляют возможности для открытого протеста.

Типы и формы политических отношений относительно устойчивы, то есть длятся достаточно продолжительные периоды, но могут также менять свое содержание и направленность. Такие свойства социальных и политических отношений, как длительность, устойчивость и изменчивость, а также институционализированность, способствуют реализации процессуальных свойств политической жизни. То есть политические отношения составляют основу политических процессов, а доминирующие формы политических отношений определяют преобладание определенных разновидностей политических процессов.

2. Политические отношения в современной России обладают рядом специфических черт. В качестве основных можно назвать их этатистский и патерналистский характер; сильную персонифицированность; скрытость и потенциальную конфликтность.

Четвертая особенность политических отношений в нашей стране связана с наличием некоторого конфликтного потенциала. Отметим, что наиболее острые политические конфликты имели место в начале преобразований и были связаны с территориальными и межэтническими противоречиями, взаимодействием между центром и регионами, между законодательной и исполнительной властью, между политической и экономической элитой, а также с неблагополучной социально-экономической ситуацией. В то же самое время протестные выступления граждан, особенно учитывая остроту ситуации начала 1990-х и степень общественного недовольства, были относительно редкими. Данное обстоятельство политологи объясняют целым рядом причин. В России, во-первых, не сложилось институтов, обладающих существенной независимостью (профсоюзов, политических партий), которые могли бы канализировать протестные действия граждан. Во-вторых, в общественном сознании россиян имеет место традиционно негативное отношение к конфликту. Конфликт и открытые действия в нем воспринимаются как крайне нежелательное явление, которого следует избегать, проявляя терпение и прощение. В-третьих, сложная социально-экономическая ситуация, а также ослабление идеологического контроля со стороны государства способствовали росту в сознании россиян индивидуалистических ценностей (таких как семья, здоровье, достаток), в результате чего граждане России стали меньше интересоваться политикой, и тем более, стремиться активно в ней участвовать.

Данные обстоятельства, помноженные на достаточно рациональные, взвешенные и в определенной мере патриотичные действия представителей правящего класса, способствовали тому, что, уже начиная с середины 1990-х, а особенно в 2000-е годы конфликтный потенциал начал снижаться. Повышение уровня благосостояния россиян, разрешение наиболее острых межэтнических и политических противоречий повлекли за собой спад социально-политической напряженности. Тем не менее, некоторые обстоятельства свидетельствуют о том, что конфликтный потенциал все же присутствует. Наибольшую значимость в этом отношении имеют недемократическое распределение денежных доходов и материальных благ, продолжающееся усиление социального неравенства, неоднозначные результаты реформ в сфере здравоохранения и образования, в сфере ЖКХ и трудовых отношений. Определенный деструктивный потенциал несут в себе и демографические проблемы, связанные с уменьшением числа русских и ростом числа иммигрантов из стран бывшего СНГ. Социальное положение последних (как хорошие показатели социально-экономической адаптации, так и дезадаптация, толкающая на путь преступлений) вызывают недовольство представителей титульной нации. Более того, усиление миграционных потоков лишь подчеркивает разницу экономического статуса различных регионов России, стремление регионов-доноров к экономической самостоятельности. Таким образом, ситуация в постсоветской России характеризуется комплексом весьма значительных противоречий, формируя конфликтный потенциал в социальных, в том числе, политических, отношениях.

Первый подход акцентирует политическое действие и взаимодействие как исходные начала политического процесса. По сути, такой подход близок к социологическому. В рамках данного подхода политический процесс интерпретируется как совокупность взаимодействий между социальными субъектами и носителями политической власти на основе выполнения ими политических ролей и функций. Данный подход в наибольшей степени распространен в американской политической науке.

Второй подход акцентирует динамическую характеристику политического процесса. В рамках данного подхода политический процесс рассматривается как динамическая характеристика политической системы, как изменение ее пространственно-временных параметров. Этими параметрами могут являться система властвования, а также позиции и диспозиции политических субъектов. При этом позиции субъектов определяются по шкале «право-лево», а диспозиции связаны с местоположением субъектов в политической системе относительно ее структурных элементов.

4. Политический процесс во всех перечисленных разновидностях имеет место во всех странах. Сочетание тех или иных его качеств порождает специфические черты политического процесса в конкретном государстве в конкретные периоды времени. Современный российский политический процесс также обладает рядом особенностей.

Приступая к характеристике современного российского политического процесса, необходимо отметить, что он является частным случаем политического процесса, его региональной и исторической разновидностью.

В определенной мере он отражает общемировую тенденцию демократизации политической жизни, под знаком которой прошел весь XX век. Сначала это выражалось в сломе самодержавно-абсолютистской системы в 1917 году, в последующем утверждении советской политической системы и ее эволюции в течение 1917-1991 годов. Узловым пунктом эволюции советского общества стала пора перестройки, когда определенная часть советского политического класса при значительной поддержке населения инициировала изменение темпов и содержание политической эволюции.

В 2000-е годы тенденция стабилизации политического процесса обрела еще более устойчивый характер. Благодаря деятельности правящего класса он становится более управляемым, что достигается за счет укрепления вертикали власти, особенно ее верхней, федеральной составляющей. Важными шагами с этой точки зрения стало появление федеральных округов как сферы представительства Президента, переход от всеобщих выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации к утверждению его кандидатуры местным парламентом по представлению Президента России. Стабилизации политической ситуации в стране способствовало и формирование новых политических институтов, в частности, становление при поддержке властных структур так называемой «партии власти» в лице «Единой России». Эта партия является устойчиво функционирующей, претендующей на роль политического авангарда. Обретают специфический облик и уже существовавшие институты, в частности, институт президентства. Благодаря активному использованию методов пропаганды и агитации Президент РФ обрел имидж национального лидера. Данные факты иллюстрируют тенденцию, по крайней мере, внешнего воспроизводства тех форм политических отношений, которые были характерны для государства в советский период (в частности, сильной центральной власти, наличия руководящей партии). Происходит как бы «откат» назад. Постсоветское политическое состояние общества свидетельствовало об отрицании советского периода. Но это отрицание оказалось относительным, а политическое развитие таким образом обрело некоторые черты преемственности. Динамическое сочетание старого и нового в политической жизни современной России создает предпосылки для новых вариаций политического процесса в нашей стране.

Выводы

1. Политические отношения представляют собой разновидность социальных отношений, выделяемых по основанию «содержание». Это длительные устойчивые взаимодействия субъектов политики по поводу власти, преимущественно государственной. Политические отношения существуют в форме сотрудничества и соперничества, могут быть публичными и скрытыми, институционализированными и внеинституциональными.

2. Особенностями политических отношений являются построение в соответствии с принципами этатизма и патернализма, персонифицированность, скрытый и потенциально конфликтный характер.

3. Политический процесс является важной гранью политики. Он обладает своими специфическими чертами и свойствами, проявляющимися во многообразии его типов. Пристальное внимание к различным характеристикам политического процесса представляет собой необходимое условие его научного анализа.

4. Исследование современного российского политического процесса имеет как познавательное, так и прикладное значение. Понимание его сущностных характеристик на основании фактов позволяет понять эволюцию российского общества, политической системы и государства как важнейшего ее компонента.

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *