Политическая интеграция это что
Политическая интеграция
Комплекс процессов, способствующих координации деятельности, а иногда и объединению разных политических сил, структур называется политической интеграцией. Существует два типа интеграции:
Типы политической интеграции
Политическая интеграция внутри государства касается политических партий, движений, различных организаций. В ее основе лежит поиск компромисса между разными единицами. Партии или организации объединяются благодаря схожим программам, социальному составу. Общими усилиями они быстрее и проще достигают решения определенных задач.
При межгосударственной политической интеграции упор делается на совпадении национальных интересов, взглядов на развитие экономики, культуры, политики, социума. Отдельные страны объединяются, осознавая взаимозависимость, общность интересов, ценностей и потребностей.
Современные процессы глобализации и интернационализации – это результат межгосударственной интеграции. Благодаря ей глобальные и внутринациональные политические системы обретают стабильность. Интеграция повышает как международную, так и национальную безопасность. Межгосударственная интеграция формально проявляется в образовании наднациональных институтов власти.
Европейская межгосударственная интеграция
Межгосударственная политическая интеграция наиболее полно раскрылась на территории Западной Европы. Еще в середине ХХ века образовалось много объединений, союзов, координирующих действия стран в добыче угля, производстве стали, работе с атомной энергией и т.д. В 90-х гг. появился Европейский союз, еще больше сблизивший европейские государства.
Межгосударственная интеграция поспособствовала объединению стран в области экономики, финансов, социальной и внешней политики. Государства направляют общие усилия на научные исследования, технологическое развитие, охрану окружающей среды. Политическая интеграция привела к военно-политической интеграции. Например, страны ЕС приветствуют слияние военных структур для обеспечения общей безопасности.
Хотя политическая интеграция очень популярна в наше время, все же она довольно сложная и противоречивая. Отдельные страны-участницы всегда могут выступить против каких-то решений, заблокировать создание новых организаций, ограничить функции наднациональных органов, инициировать изменение состава участников интеграционного объединения и т.д.
Кроме того, страны, не входящие в интеграционное объединение, часто воспринимают такие союзы как нарушение своих интересов. Поэтому нередко в мире происходит обострение международных противоречий.
Политический словарь
Смотреть значение Интеграция Политическая в других словарях
Интеграция — интеграции, ж. (латин. integratio) (книжн.). 1. Действие по глаг. интегрировать (мат.). 2. Объединение в целое каких-н. частей или элементов в процессе развития (науч.).
Толковый словарь Ушакова
Интеграция Ж. — 1. Объединение в единое целое отдельных частей (противоп.: дезинтеграция).
Толковый словарь Ефремовой
Политическая Ж. Устар. — 1. Женск. к сущ.: политический (1*).
Толковый словарь Ефремовой
Горизонтальная Интеграция — объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию.
Экономический словарь
Интеграция — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия,
развитие связей между ними. Экономическая
интеграция имеет
место как на уровне национальных.
Экономический словарь
Интеграция Валютная — создание региональных межгосударственных зон, в пределах которых обеспечивается установленное соотношение курсов валют, совместное регулирование валютных взаимоотношений.
Экономический словарь
Интеграция Вертикальная — слияние компаний, специализирующихся на изготовлении изделий или компонентов, необходимых для производства конечного продукта.
Экономический словарь
Интеграция Горизонтальная — слияние компаний, имеющих технологическую общность и выпускающих однородную продукцию.
Экономический словарь
Интеграция Круговая — слияние компаний, работающих на одном рынке, но впрямую не конкурирующих между собой.
Экономический словарь
Интеграция Прогрессивная — интеграция в
маркетинге, при которой
компания стремится получить в подчинение или
поставить под жесткий
контроль другие фирмы-
конкуренты.
Экономический словарь
Интеграция Регрессивная — интеграция в ходе
маркетинга, при которой
компания стремится подчинить и контролировать своих поставщиков.
Экономический словарь
Интеграция, Вертикальная — В страховых операциях: как правило, объединение различных уровней деловых операций под общим управлением или контролем (например, при объединении производства и розничной.
Экономический словарь
Политическая Среда — элемент внешней маркетинговой среды предприятия, характеризующий состояние политической системы государства, её институтов, состояние правительственной бюрократии.
Экономический словарь
Политическая Экономия — одно из названий экономической теории, введенное в обиход французским экономистом А. Монкретьеном и широко применявшееся в XVIII-XIX вв. В советской экономической науке.
Экономический словарь
ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Смотреть что такое «ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ» в других словарях:
Интеграция политическая — (от лат. integratio – восстановление, восполнение целого) – объединение, слияние политических сил в рамках государственных или межгосударственных структур, политических институтов с целью достижения определенной политической общности,… … Политология. Словарь.
Интеграция (экономич.) — Интеграция экономическая, новейшая форма интернационализации хозяйственной жизни, выражаемая в условиях капитализма в виде органического сочетания двух факторов ‒ взаимного переплетения частных монополий разных стран и проведения согласованной… … Большая советская энциклопедия
Интеграция — Интеграция: В Викисловаре есть статья «интеграция» Интеграция сплочение, объединение политических, экономических, го … Википедия
Интеграция — (лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый) 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) политическая:… … Политология. Словарь.
Политическая интеграция — (англ. Political Integration) процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на… … Википедия
Интеграция — I Интеграция (лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый) понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. … … Большая советская энциклопедия
Политическая партия — (Political party) Определение политической партии. программа и деятельность политической партии Информация о политических партиях, программы и деятольность политических партий, современные политические партии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора
Политическая экономия — Политическая экономия, политэкономия одна из общественных наук, предметом которой являются производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием. Содержание 1 Этимология термина … Википедия
Политическая система — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная… … Википедия
Интеграционные процессы как фактор мировой политики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Интеграция – это политический процесс сближения государств в рамках которого они передают часть суверенных прав в пользу создаваемой интеграционной структуры для обеспечения реализации собственных интересов.
Факторы и элементы интеграции
Мощные интеграционные процессы в мировой политики стали отличительной чертой конца ХХ начала XXI века. На протяжении большей части истории человечества государственные образования стремились к автаркии – т.е. закрытости от политического, экономического влияния других государств, сохранение своей целостности, суверенитета, способности к самообеспечению, а возникающие союзы и объединения создавались прежде всего в области внешнеполитической деятельности для осуществления совпадающих интересов.
Вместе с тем в области экономики интеграционные процессы напротив, разворачивались с древнейших времен. Даже в средневековье, в период господства натурального хозяйства, способно обеспечить себя всем необходимым самостоятельно, продолжала существовать и развиваться торговля как внутри, так и между странами. Торгово-экономические отношения выступают одним из мощных стимулов и путей интеграции, они связывает между собой хозяйственную деятельность различных местностей и регионов, позволяя им извлекать максимальную выгоду из такого сотрудничества, обрыв же торгово-экономических связей неизменно ведет к хозяйственному упадку.
Как отмечал В.И. Ленин, политика должна следовать за экономикой, и данная тенденция наиболее полно отразила себя в XXI веке. Несмотря на все стремление государственно-политической сферы установить максимальный контроль над собственными ресурсами и экономическими процессами, государства вынуждены вступать в различные региональные и международные объединения для расширения собственных экономических связей, оживления и поступательного развития экономики, открывая тем самым возможности для свободного перемещения капитала, товаров, услуг и людей в рамках данных систем, утрачивая часть собственного контроля над ними в пользу самих интеграционных объединений.
Готовые работы на аналогичную тему
Мировая и региональная интеграция в современном мире характеризуются следующими факторами:
Наиболее ярко и интенсивно тенденция к интеграции проявляет себя в настоящее время на региональном уровне. Одним из старейших и наиболее глубоких интеграционных объединений является Европейский союз, свои интеграционные проекты возникают на территории бывшего СССР, Северной Африки и Ближнего Востока, Азии, Южной Америки, Тихоокеанского региона и т.д. Успешное осуществление региональных интеграционных проектов по-видимому зависит от ряда условий или элементов:
Подходы к изучению процессов интеграции
Процессы интеграции представляют собой важный объект научного изучения и осмысления, особенно актуальный в том отношении, что успешность того или иного интеграционного объединения в современном мире способна значительно повлиять на историческую судьбу как стран, входящих в него, так и всего мира. Ученые и специалисты ставят перед собой задачу раскрытия механизма и процессов интеграции, ее специфики, оснований и факторов, определяющих успех или неудачу того или иного объединения.
Традиционно процессы интеграции рассматриваются через три основных подхода:
Федералистский подход (А. Спинелли, Ж. Моннэ и т.д.) рассматривает интеграцию как стремление небольших государств к увеличению собственного потенциала и значимости за счет объединения, которое по своей сути можно рассматривать как новое государство больших масштабов или как федерацию.
Сторонники функционального подхода (Д. Митрани, Э. Хаас), напротив предполагают, что в основе интеграции лежат не политические, а экономические мотивы, потребности эффективного развития экономик, повышения благосостояния государств, ускорение темпов их экономического роста, в то время как чрезмерная политическая интеграция в «сверхгосударство», напротив может негативно сказаться на интеграционных процессах, в силу стремления государств к сохранению своего суверенитета.
Коммуникативный подход, разработанный К. Дойчем, указывает в качестве детерминирующего культурный фактор – а именно сближение ценностей, установок, норм интегрирующийся обществ, выработка единого менталитета и образование единой нации, народа на интегрированном пространстве.
Проблемы дезинтеграции
В современном мире наряду с политической и экономической интеграцией осуществляются и обратные дезинтеграционные процессы, которое особенно усиливаются в кризисные периоды, когда наиболее ярко проступают противоречия между спецификой и интересами интегрирующийся государств.
Одним из мощнейших факторов дезинтеграции выступает крайняя неоднородность экономического уровня и темпов развития стран, стремящихся создать интеграционное объединение. Даже в рамках ЕС различия между наиболее бедными и богатыми странами огромны, в других регионах мира уровень контрастов среди соседних стран входящих в объединения еще более велики. Также в пользу дезинтеграции используются националистические мотивы и стремление государств к сохранению полного суверенитета.
Теория политической интеграции.
Школа федерализма середина прошлого века. «Правильно организованная система власти способна обеспечить безопасность и мир в странах объединившихся организаций, рационально сочетать их социальную самобытность с четко организованной системой управления и взаимоотношений.
Неофедерализм. Не предает решающего значения конституциональному скачку. Региональная интеграция процесс входе которого политические институты играют важную роль, но их создание не является самоцельной.
Есть независимые переменные, которые обуславливают необходимость пререхода от национального государства к наднациональной суверенной федеральной системе. Выделяет 2 стадии в этом процессе и подробно анализирует.
— стадия взлета вызванная действием объективных факторов.
— стадия созревания и стабилизации всех наднациональной системы. Охват секторов общества включившихся в региональную интеграцию и степень интегрированности каждого сектора от этого зависит равновесие.
Признавая объективные условия, он считает что делает её элита. Критерии интегрированности – результаты постепенного процесса. Если логично продолжить идеи неофедерализма, то получим возможность объединению всего мира в единое целое и единый рынок (мондеализм).
Функциональная школа. Девид Митрани конец 40х годов 19 века. Действенная система мира развитие промышленности и коммуникаций создают потребности регионального и мирового масштаба. Они навязывают человечеству международное сотрудничество по средствам специализированных национальных международных организаций. Главный двигатель процесса развитие техники. Это первичный источник всех изменений в экономике, культуре и благосостоянии, что требует приспособление к ним и политических правовых характеристик.
Технический прогресс это лучшая сторона человеческой деятельности — активное творческое начало, а политические структуры худшая сторона консервативного начала и поэтому между ними постоянно сопротивление.
Они подчеркивают разрыв между техническими и экономическим связями не знающих границ и политической расчлененностью на национальные государства. Не в состоянии решить глобальные проблемы. Развитие международных неполитических организаций – выход из конфликтов. Именно они осуществляет ту или иную функцию в регионе. С чего кончается процесс?
Это группа граждан и разных стран обнаруживают заинтересованность по достижению целей, но не политических. Это предполагает консенсус по вопросу в том, что есть проблема которую лучше разрешить совместными действиями. Такая деятельность политически нейтральна, первый же успех служит примером, каждая функция имеет постепенную возможность породить другую функцию. = первый ярус функциональной организации действующий в региональном масштабе. Чтобы деятельность согласовать им потребуется 2ой ярус компетенция которого наперед не может быть задана, но развивается само собой исходя из потребностей = потребуется планирование организаций = 3ий ярус. Вот такт вот шаг за шагом создается система ненациональных форм и берущих на себя управленческие функции которые ранее были у национальных организаций. Все это носит технический, а не политический характер. Техническая само детерминированность. Передача происходит от суверенных до международных.
Суверенитет 3 основания:
Первые две основы размывают границы суверенитета, а в результате этого происходят сдвиги в 3 основе. И сдвиги в отношении граждан к своему национальному государству и государственному аппарату. По мере того как международные институты будут успешнее выполнять функции, прагматическое мышление человечества приведет к переориентации её лояльности с национальной организации на международные институты. = ограничение прав национального государства. И так же постепенно будет расти политическая сторона связи между государством. Функционалисты негативно относятся как к федерации так и к конфедерации. «Регионализм должен быть не территориальным, а функциональным = регионы не географические, а функциональные зоны.»
Железнодорожная сеть может планироваться в континентальном масштабе, а санитарно эпидемиологический контроль – глобальный масштаб.
В принципе не отрицают федерацию, считают что она должна развиваться естественным путем.
Критерии интегрированности объем и характер общественно-полезных функций, и перешедших из компетенций национального государства в ведении вненациональных органов.
Неофункционалисты. Через 20 лет 60е годы 19 века. Эрнст Хаос, Филипп Шмиттер, Роберт Кайзер, Леон Линдберг, Джеймс Капоразо, Джолеф Най.
Более утонченная трактовка взаимосвязей экономических и политических факторов интеграции путем введения в схему процесса интеграции дополнительных факторов. Подчеркнули не только прямые, но и обратные, связей между политикой и экономикой. Признают роль экономики, но политику рассматривают сложную систему различного характера.
Э. Хаос. Делит всю совокупность на 2 категории.
1.) включает прагматические цели (повышение благосостояния)
2.) включает внешнеполитическую стратегию (амбиции, престиж)
Общество прогматизируется и люди отдают предпочтение низкой политике и готовых к компромиссам высокой политики. Это относится к интеграции.
Наднациональные институты предшествие символизируют победу экономики над политикой, но экономика обуславливает интеграцию непоследственно, а через действия политических сил = восстанавливают политическую роль интеграции.
Интеграция есть процесс по средствам которого политические деятели находящиеся в разных условиях склоняются к перемещению своей лояльности. И действий в управлении наднациональных центров.
Политическая интеграция это создание политических институтов регулируются право принятия решений или они принимаются совместно национальными правителями. Это постепенный процесс технической самодетерминированности поскольку экономическое сотрудничество перерастает в политическую.
Интеграция это процесс постепенной политизации последуемых участников целей которые первоначально считались техническим. Политизация – что в ответ на разочарование в первоначальных целях участники соглашаются расширить средства для достижения цели.
Вводят понятие интеграции («эффект перелива»)
Эффект перелива – обозначает процесс приращения новых полномочий и задач центральной институциональной структуре. Д. Капаразо «эффект перелива в 3 вариантах:
1.) эффект обобщения успехов он состоит в том, что успешный опыт интеграции в какой либо области вызывает желание распространить его не другие области.
2.) Эффект подражания когда успех одной группы стран на пути интеграции побуждает другую группу стран последовать примеру.
3.) Эффект фрустрации имеет место тогда когда провал попыток интеграции в одной сфере служит движущим мотивом расширения интеграционных методов в другой сфере (взятие дополнительных обязятельств)
Во всех 3х случаях есть сознательная направленность деятельности участников процесса.
Наряду с переливом, является наднациональные институты. Они призваны помочь находить компромиссы и взаимовыгодные решения = новое политическое сообщество накладывающееся на общество существовавшее до него 9региональный двойник национального государства) это сообщество может быть 3х моделей:
— ассиметричная региональная надстройка
Различие между моделями в распределении власти. В региональном государстве политическая власть концентрируется в центре и признается всеми гражданами – региональный национализм. В региональной общине нет единой политической власти, она рассредоточена между различными институтами. В третьей власть изъятая у ранее существующих институтов, ассиметрично распределяется между центрами и не один из них не доминирует. При достижении цели они могут объединяться или оставаться независимым.
Р. Кайзер (иной вариант)
1. супер государство где есть единая власть
2. функциональный регион (в период федерализма) экономическая взаимозависимость, экономическая власть на региональном уровне, а социально-психологический интерес объединяет людей в локальный союз. Национальный суверенитет низводится до культурного самосохранения.
3. региональный конгламерант, где значительная степень на наднациональном уровне при сохранении суверенитета в руках национального государства.
Критерии интегрированности по неофункционалистам, предлагают системный подход = рассматривают интеграцию как совокупность переменных, тесносвязанных друг с другом. З группы переменных.
— количество стран участниц уровень обмена.
— сходство целей правительств степень давления подталкивающая в союзы
— стиль принятия решений в органах союзов.
Дается оценка по 10 бальной шкале и 12ти показателям. И суммарно определяет степень интегрированности.
Коммуникационная школа. Середина 20 века к Дойч (1912-1999) Дональд Пьючела, Стивен Бренг, Хейвард Олкер.
Главное внимание – сам процесс международного общения нации в хаде которого происходит социальная ассимиляция населения. Дойч строит свою теорию интеграции на базе системного анализа идей кибернетических. Под интеграцией понимает достижение определенной территории, чувство сообщества и создание института достаточно чтобы обеспечить на длительный период мирные изменения.
— обеспечение собственной безопасности в обществе, где интегрированные структуры мешают друг другу и постоянно враждуют
— стимулирование тем, что появляется возможность достичь не одной цели, а путем альянса целого ряда целей и сложения потенциала.
Достижение интеграционной цели: чисто политической акции не достаточно, нужна общность культуры, интересов, восприятия действительности населением интегрирующих стран. А такое происхождение в ходе повседневного общения людей разных стран. 16 примеров объединения 9дал детальный перечень формирования). Условия интеграции:
— взаимная совместность основных ценностей относящихся к политическому поведению
— одинаковый образ жизни
— ожидание более тесных экономических связей
— рост политических и административных возщможностей хотя бы некоторых единиц
— более быстрый рост хотя бы части единиц
— наличие непрерывных коммуникаций между территориями и слоями общества
— расширение политической элиты внутри объединяющихся единиц
— географическая мобильность ли принимающих решения
— многочисленность линий коммуникаций между интегрирующимися странами и их взаимность и компенсируемость
— значительная предсказуемость поведения друг друга
Основной акцент делается на социально-психологический аспект. Создание сообщества безопасности. 1960 – разработал методику математического анализа значимости для стран партнеров различных видов трансакций. (RA – метод) метод исчисления относительного предпочтения, метод количественного анализа коммуникаций.
Если у коммуникационной школы главный фактор социально-психологический, то у федерально-нормативное создание элиты, у функционалистов – прагматическое сознание населения.