Полиспастная подвеска лифта что это
Подвески кабин и противовесов лифта
Канатными подвесками называются устройства, с помощью которых канаты крепят к кабине и противовесу.
По способу подвешивания кабины и противовеса различают прямые и полиспастные подвески. В зависимости от количества тяговых канатов подвески подразделяют на одно-, двух-, трех- и многоканатные. Прямые подвески подразделяют на рычажные, пружинные и жесткие.
Рычажные подвески лифта
Рычажные (балансирные) подвески представляют собой систему рычагов — балансиров (рис. 2.48), обеспечивающую одинаковое натяжение всех канатов. Разность нагру-зок в канатах возникает при неравномерной выработке канавок КВШ, неточном их изготовлении или отклонении в диаметрах отдельных канатов. В таких ситуациях одни канаты перестают нести нагрузку, а другие перегружаются, что приводит к интенсивному изнашиванию перегруженных канатов и канавок КВШ.
Рис. 2.48. Рычажная подвеска:
а — двухканатная; б — трехканатная; в — четырехканатная; b, с и d — размеры плеч рычагов
При четном количестве канатов (рис. 2.48, а и в) рычажная подвеска состоит из системы равноплечих рычагов. При нечетном количестве канатов подвеска состоит из равноплечих и неравноплечих рычагов. Соотношение размеров плеч в неравноплечих рычагах подбирают таким образом, чтобы обеспечить одинаковое натяжение всех тяговых канатов.
Так, в трехканатной подвеске (рис. 2.48, б) плечо, к которому крепится один канат, в два раза больше плеча, к которому крепится балансир с двумя канатами, т.е. b = 2с, где b и с — размеры плеч неравноплечего рычага. Подвески на большее количество канатов изготавливаются аналогично.
Недостатками рычажной подвески являются большие размеры как по высоте, так и в горизонтальной плоскости и значительные расстояния между тяговыми канатами на подвеске, которые увеличиваются с возрастанием количества ветвей тяговых канатов.
Конструкцию рычажных подвесок рассмотрим на примере трехканатной подвески без дополнительного устройства слабины подъемных канатов (ДУСК) (рис. 2.49, а). В средней части верхней балки 1 каркаса кабины с помощью гаек укреплена центральная тяга 3. Ригель 27 каркаса кабины опирается на амортизаторы 2, расположенные по концам балки 1.
В верхнюю часть тяги 3 вставлена ось 4, на которой закреплен балансир 6. По концам балансира на осях 5 и 24 установлены тяги 11 и 23. На тяге 11 шарнирно закреплен балансир 28, по концам которого с помощью втулки 12 с клином закреплены два тяговых каната. К тяге 23 тем же способом крепится третий канат. На верхнем ригеле 27 с помощью кронштейна 9 шарнирно закреплена рамка 21, на которую при перекосе балансира воздействует кронштейн 25, установленный на нем. Рамка, в свою очередь, воздействует на выключатель 20 слабины подъемных канатов (СПК), отключающий привод лифта.
При нахождении кабины или противовеса в верхнем положении большие расстояния между канатами мешают им укладываться в канавки КВШ. Такое явление может привести к спаданию канатов с КВШ. Для устранения этого недостатка их стягивают с помощью кольца 14, которое удерживается от перемещения вверх вдоль канатов двумя тягами 30, закрепленными на ригеле 27. К верхнему концу тяг 30 крепится кронштейн 15, к которому подсоединена тяга 16. С помощью вилки 17 тяга 16 соединяется с тягой 18, которая крепится к рамке 21. Обе тяги натянуты с помощью Кольца 14,
которое тяговые канаты стремятся переместить вверх, и пружины 19, установленной под верхней перемычкой кронштейна 22, который крепится к ригелю 27. Нижним концом тяга 18упирается в рамку 21. С помощью вилки 17 регулируется натяжение тяг 16 и 18, а также зазор между концом рамки 21 и роликом выключателя 20.
При ослаблении или обрыве всех канатов кольцо 14 перестает натягивать тяги, а пружина 19, распрямляясь, перемещает кронштейн 75 в сторону. Тяга 18 перемещается в осевом направлении и нажимает на рамку 21, которая отключает выключатель 20, размыкая цепь управления лифтом.
При одинаковом натяжении всех канатов балансиры 6 и 28 расположены горизонтально, а динамические нагрузки поглощает амортизатор 2. При этом пружина 8 отжимает рамку 21 в верхнее положение.
При ослаблении тягового каната, закрепленного на тяге 23, перекашивается балансир 6 и кронштейном 25 нажимает на рамку 21. Рамка опускается и своим концом нажимает на ролик выключателя 20, который размыкает цепь управления лифтом.
При ослаблении одного из тяговых канатов, закрепленных на балансире 28, балансир перекашивается и своим плечом нажимает на рамку 21. Рамка опускается и воздействует на выключатель 20, размыкая цепь управления лифтом.
Конструкция балансирной подвески с ДУСКом представлена на рис. 2.49, б. ДУСК представляет собой рычаг 9, шарнирно установленный на оси 12. Поперечиной 11, выполненной на его конце, рычаг опирается на тяговые канаты 8. Другим концом он с помощью планки упирается в ролик выключателя 3. При обрыве или ослаблении всех тяговых канатов пружина 2 воздействует на рычаг 9, поворачивая его по часовой стрелке. Планка нажимает на ролик выключателя 3, который размыкает цепь управления лифтом.
Не допускается одновременно устанавливать рычажные подвески на кабине и противовесе, так как при незначительной разнице в износе канавок КВШ балансиры поворачиваются и выключаются из работы, что вызывает перегрузку отдельных канатов.
Рис. 2.49. Трехканатная рычажная подвеска:
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Полиспастная подвеска
Полиспастная подвеска может быть одноблочной и двухблоч-ной. При малой ширине кабины, не позволяющей установить два блока рядом, устанавливается один блок такого диаметра, чтобы канаты на кабину и противовес шли с каяатоведущего шкива вер тикально без применения отводного блока. Точно так же выбирается расстояние между блоками при двухблочнсй подвеске. [1]
Применение полиспастной подвески связано с увеличением длины канатов и с усложнением конструкции. Поэтому полиспастные подвески используют довольно редко. [2]
Использование полиспастной подвески позволяет уменьшить нагрузку на ветвь ленты и сократить ее поперечное сечение. [3]
При полиспастной подвеске все ветви одного каната считаются как один канат. [4]
При полиспастной подвеске все ветви одного полиспаста считаются как один канат. [6]
При полиспастной подвеске груза количество обрывов проволок у каждого каната определяется независимо от числа ветвей. [7]
Следовательно, при полиспастной подвеске грузовой момент уменьшается почти в а раз. [9]
Кинематическая схема лифта представлена на рис. 4.125. Лифт имеет полиспастную подвеску с кратностью полиспаста 2, при которой тяговые канаты 8, сходящие с канатоведущего шкива 7, огибают полиспастные блоки 6 на кабине 4 и противовесе 9 и крепятся к верхнему перекрытию шахты в машинном помещении. [12]
В частности, в стандартных грузовых лифтах грузоподъемностью 5000 кгс ( дан) полиспастная подвеска позволяет использовать лебедку грузового лифта грузоподъемностью 2500 кгс ( дан) за счет изменения скорости кабины с 0 5 на 0 25 м / сек. [14]
123. Назначение и устройство подвесок кабины лифта и противовеса
Подвески служат для крепления тяговых канатов к кабине и противовесу. По числу канатов подвески бывают одно-, двух-, трех и многоканатные. По конструкции подвески делятся на балансирные (рычажные), пружинные и полиспастные.
Подвески предназначены для выравнивания нагрузок в каждом из канатов, на которых подвешены кабины и противовес. Неравномерность нагрузок возникает при неравномерной выработке ручьев канатоведущего шкива, неточном их изготовлении или отклонении в диаметрах отдельных канатов. Возможны условия, при которых одни канаты перестают нести Haгpyзку в то время как другие перегружаются. Это, в свою очередь, приводит к дальнейшему неравномерному изнашиванию ручьев шкива. Сила натяжения во всех каната должна быть одинаковой. Из этого условия принимаются соответствующие размеры плеч рычагов. Например, при равенстве усилий в канатах плечи двухканатной балансирной подвески должны быть одинаковыми.
Балансирная подвеска. Кабина пассажирского лифта с лебедкой, оборудованной канатоведущим шкивом, подвешивается не менее чем на трех канатах. При трехканатной подвеске (рис. 23) к концам верхнего балансира, имеющего одинаковые плечи, прикреплены два каната, а нижний балансир на одном конце имеет тягу, передающую усилия от двух канатов верхнего балансира, а к другому — прикреплен третий канат. Соотношение плеч нижнего балансира 1 :2. При равномерной нагрузке на все канаты система подвески будет уравновешена и все рычаги будут находиться в горизонтальном положении. Так как все соединения в балансирной подвеске выполнены в виде шарниров, то при обрыве или ослаблении одного из канатов равновесие нижнего балансира нарушается, он поворачивается и нажимает на подпружинный рычаг, выполненный в виде рамки. Рамка передает усилие на ролик блокировочного контакта, который размыкает цепь управления лифта. Расстояние между балансиром и рамкой должно быть не менее 20 мм.
Пружинные подвески (рис. 24) обычно применяют для подвешивания противовеса. Крепят канаты к ушковым болтам, пропускаемым через верхнюю балку противовеса. На болтах устанавливают пружины, которые гасят вибрации, возникающие при движении, пуске и остановке противовеса. Тяга одноушковая имеет гайку и контргайку, которые служат для регулировки длины пружин при удлинении канатов в процессе эксплуатации. Полиспастные подвески чаще всего применяют в грузовых лифтах, а также в случаях, когда нагрузка со стороны кабины и противовеса настолько велика, что без полиспастной подвески возникает необходимость применения канатов большого диаметра или большого числа канатов. Такое конструктивное решение значительно увеличивает расходы на изготовление и эксплуатацию лифта. Поэтому полиспастная подвеска является весьма экономичной.
Рис. 23. Конструкция трехканатной балансирной подвески кабины лифта
1 — стяжное кольцо: 2 — зажим:
3 — клин; 4 — нижний балансир:
5 — ушковый болт; 6 — верхний балансир: 7 — палец: 8 —шайба; 9 — патрон
Рис. 24. Конструкция пружинной подвески противовеса
1 — болт зажима; 2 — зажим; 3 —
канат: 4 — патрон; 5 — палец; 6 — шайба: 7 — гайка; 8 — контргайка:
9 — болт регулировки пружины;
10 — шплинт; 11— пружина; 12 —верхняя балка противовеса