Полищуки что за народность

Герой–полешук

Жизнь по правилам

Несмотря на определение очерка — краткий, работа получилась объемной и достаточно подробной в части, касающейся главного объекта исследования, — белорусских региональных поселений на Полесье, жителей которых, так называемых сакунов, отличают своеобразные орфоэпические нормы. Но перед тем, во вступлении, И.Сербов дает общую характеристику белорусских полешуков. И одной из главных черт полесского народа, по его мнению, выступает приверженность общинной жизни в соответствии со строгими вековыми правилами:

«Во многих местах на Полесье по настоящее время еще наблюдается, что несколько соседних селений, расположенных в более или менее изолированной местности, составляют в этнографическом значении свою отдельную общину. Все полешуки, хотя бы они жили и в других селениях, прозываются по имени центрального пункта своей общины. Поэтому на Полесье всем известны: денискоуцы, макоуцы, малкоуцы, бостынцы, дятелоуцы, бороучане, бродничане, вичинцы, городчане, лахвинцы и так далее. Отдельные общины обладали своим ярко выраженным характером. Так, например, на всем Полесье известно, где народ отличается своей грубостью и склонностью к воровству или же хитростью и развращенностью.

Полищуки что за народностьПолешуки из Козлякевичей Пинского уезда. Начало XX века.

Много индивидуально–местных особенностей сохранилось и в народных обычаях, которые строго соблюдаются полешуками дома и в гостях, в поле и на болоте. Везде также установлен порядок, каким образом сидеть и держать себя за столом, как резать хлеб и владеть ложкой, куда бросать со стола хлебные крошки и обглоданные кости».

Застройка улицы и двора

В полесской деревне усадьбы обыкновенно располагаются в ряд по обеим сторонам кривой и узкой улицы. Исключение из этого правила допускается только при наличии каких–нибудь неблагоприятных условий топографического характера. Тем не менее местами существует и другая система застройки: хата с сенями и клетью — на одной стороне улицы, а скотный двор с хлевами — на противоположной стороне.

Типичный двор полешука — это подобие длинного узкого коридора, застроенного с обеих сторон усадьбы «погоном». Такой двор с обоих концов, от улицы и со стороны гумнища, отгораживается реденьким частоколом или просто пряслом с коловоротом — «вешницами». Но в самой застройке усадьбы может быть немало отступлений от общего правила. Также и размещение построек на усадьбе, да и сами эти постройки местами очень разнообразны. Кроме обыкновенной бревенчатой хаты с сенями и тремя маленькими оконцами, с плоским потолком и глиняным током вместо полов, встречаются курные хаты с куполообразным потолком и отверстием вверху, которое обыкновенно после топки печи закрывается дощатым щитом.

Кстати, бани, пишет Сербов, «полешук вовсе не признает», но кое–где все же появляется и лазня.

Крыши также имеют свою более или менее определенную систему и область распространения. В иных районах устраиваются соломенные или деревянные крыши с высокими крутыми скатами, а в других, наоборот, такие же крыши имеют широкие пологие бока. По устройству, например, крыши, конька и щита (фронтона) можно свободно отличить надворные постройки белорусской шляхты от жилья полешуков: у первых закрылины и роговины сверху глад
кие, а у вторых они торчат кверху козлом.

Одежда

В одежде заметно большее разнообразие. Национальная белорусская свитка «с усами» имеет массу фасонов по устройству воротника, рукавов, клиньев. У дятловцев, например, сохранилось короткое «свитно», мотольцы носят длинную свитку с низким «ковнерём». У городчан «свитно» с фалдами, а у их соседей вичинцев — с острыми клиньями по бокам. Белая холщевая сорочка шьется то длинная, то короткая, с низким или откладным «ковнерём», со сборками на плечах или гладкая.

Что же касается узоров и цветов, поясов и головных уборов, то вариантам в этой области, по–видимому, и нет числа.

Необыкновенно живописную группу составляют иногда в праздничный день возле церкви представители разных общин, входящих в состав одного прихода. В такой группе ярко выделяется на фоне общей массы местная особенность в одеждах, которая как бы говорит сама за себя, рассказывает нам Сербов.

Полищуки что за народностьЯрмарка на Полесье. Начало XX века

От «кстин» до «хоўтур»

С «не меньшей ясностью» выступает бытовая районная особенность и в обрядовой стороне жизни народа. Почти каждая община выработала свой местный ритуал и довольно строго придерживается его в народных празднествах и реальных событиях семейной жизни. На разные лады празднуются Коляды, Овсень, Масленица, Весна, Ярила, Семик, Купала, Деды, а также различно справляются «кстины», свадьба и «хоўтуры». Правда, не повсеместно на Полесье отмечаются все названные выше праздники — например, те же Овсень, Весна, Ярила довольно редки. А вот Коляды — общее «свята».

Дедов бывает в одних местах трое, в других — четверо, а в–третьих — восьмеро: то есть четверо Дедов и четверо Поддедков. При этом к самим дедам–покойникам также относятся далеко не одинаково: где–то им могли оставлять на столе после ужина на всю ночь всякой еды с мисками и ложками, а где–то «выманивали» после вечери «хитростью вон из хаты».

Вообще, на Полесье рождение, женитьба, похороны человека в народной традиции сопровождаются чрезвычайно сложной системой обрядности, пишет Сербов. Но, несмотря на всю эту кажущуюся запутанность, на самом деле действо совершается по точно определенному сценарию и порядку, установленному на местах и освященному веками. Нарушение сложившейся системы почитается великим грехом, навлекающим собою большое несчастье как на человека, в честь которого совершаются обряды, так и на его семью и даже всю общину. Поэтому в каждом районе существуют свои опытные руководители–церемонимейстеры, которые по писаному да по–ученому ведут свадьбы, крестины или похороны. Эти люди неизменно руководствуются заветами родной старины, считаются преемниками древних славянских волхвов и кудесников и пользуются особым почетом. Каждая община хранит в своих недрах неисчерпаемое богатство всевозможных словесно–устных произведений, самобытных песен.

С соседом дружи, а тын городи

Интересны также описание и оценка И.Сербовым стиля взаимоотношений между отдельными общинами.

Полищуки что за народностьПолешуки Пинского уезда. Начало XX века

По–своему, но в чем–то похоже описывал полешуков той поры Иван Мележ.

. А вообще, не зря Сербов назвал Полесье «страной». Оно действительно особенное, колоритное, неповторимое. Таким было и таким остается.

Источник

Что поделывают полешуки? «Чоўпоту чоўпуць!»

Непереводимое словосочетание — это от моей бабушки. Самой настоящей полешучки — начиная от невероятного говора и заканчивая безграничной, я бы сказала, патологической, добротой. За доброту бабушке периодически приходится горько расплачиваться (ну не всегда это к месту!), а вот говор — о! более сочной (по-белорусски — «cакавітай») речи мне лично слыхивать не доводилось.

Есть у меня подозрение, что сочетание «Чоўпоту чоўпуць» бабушка изобрела сама. Как-то пересказывала мне свой бесконечный сериал и таким вот образом охарактеризовала поведение одной бестолковой героини. Но не будь она на то полешучка! Ведь именно там, в бескрайних полесских болотах, только и могла сочиниться такая фраза. Перевести ее дословно крайне трудно. Но если кто-то не понял, поясню: это что-то вроде «творила нечто невообразимое» и «дурью маялась» в одном флаконе.

Признаться, причислять себя, пусть наполовину (ибо папа родом не совсем с полесских территорий), к этому славному народу очень приятно. Только полешуки умеют так петь песни и рассказывать легенды, как никто другой. Только они способны по одному-единственному предложению угадать, из какого полесского села их собеседник. Только они — сейчас все реже — по весне ездят в гости на лодках. Кто же они такие — полешуки?

В общих чертах — люди, живущие на юге Беларуси и севере Украины. Немного затрагивают Россию, немного Польшу. Но самое настоящее ядро Полесского края — все же центральный юг Беларуси. Самые большие европейские болота. Именно здесь, вокруг этих болот, и проживают полешуки. Не исключено, что именно болота и страшные, по весне непростые в своем поведении реки и объединяют добрых жителей этого края. Недаром Пинск называют столицей Полесья. Вообще-то, умные люди называют нас полешуками. Странно это как-то, ибо нам привычно совсем другое прозвище.

Полищуки что за народностьПопытки отделить полешуков от украинцев и белорусов неоднократно предпринимались еще в XIX веке. Некоторые исследователи обнаружили, что болотные жители заметно отличаются от своих соседей с юга и севера. Павел Шпилевский, побывавший здесь в середине XIX столетия, так и озаглавил свою книгу «Путешествие по Полесью и белорусскому краю». То есть Беларусь и Полесье в его видении — суть разная. Правда, далеко вглубь наш исследователь не подался — ограничился западным Полесьем. И вот как он описывает внешний вид полешуков:

«Полесские поселяне и поселянки отличаются своими костюмами от прочих племен России. Особенно оригинальны и затейливы наряды замужних женщин. Так называемая свитка (верхняя одежда) их из темно-синего сукна имеет покрой дамского пальто с талией, с разрезами внизу и бесчисленными на груди и возле карманов узорами из шерстяных тесем, по преимуществу красных и пунцовых… Голова поселянки украшается белым, огромным, с развевающимися по сторонам крыльями, покрывалом, похожим на покров древних литовских, или ятвяжских, весталок и жриц».

Тем не менее, Шпилевский полагал, что полешуки все же ближе к белорусам, нежели украинцам. А вот иные ученые усматривали схожесть как раз с южными соседями, что в ХIХ веке отразилось даже на статистике — большая часть жителей полесских регионов в середине века причисляли себя к украинцам. Чего уж говорить, если в Великую Отечественную войну преподавание в школах на Полесье велось по-украински.

В 80-е годы ХХ века на Полесье велась активная пропаганда местного диалекта. При активном участии исследователя Николая Шеляговича было создано общественное объединение «Полісьсе», выступавшее за признание того, что полешуки являются отдельной нацией и поэтому Полесье следует признать автономией в составе Беларуси. Правда, в 90-е годы это движение потихоньку затихло, Шелягович из ярого политика стал бизнесменом и теперь уже давно не живет в никем не признанной автономии. А современники оценивают его деятельность крайне неоднозначно: по крайней мере, мне доводилось слышать такую оценку, что Шелягович пытался расколоть Беларусь.

Полищуки что за народностьУдивительно, но Шелягович был недалек от истины. Автономия, правда, не оформленная документально, на Полесье существует. Это капустно-огуречный край по течению реки Горынь. Если вы приедете в эти места, то непременно увидите великое множество необъятных по своим размерам теплиц. В отдельных случаях они могут занимать весь участок. Местное население выращивает здесь огурцы, капусту. Овощи скупаются здесь же на месте и огромными машинами направляются на восток — на крупнейшие рынки России.

Полищуки что за народностьЭта славная традиция родилась в ничем не примечательной деревне Ольшаны. Теперь это название знают все. Хотя бы потому, что только благодаря Ольшанам в единственном районе Брестской области наблюдается положительный прирост населения. А сама деревня по своей численности переплюнула ближайший городок. Глядя на этих людей, понимаешь, что такой уникум возможен только на Полесье.

…У моей бабушки есть еще одно чудное ругательство: «А коб ты не дождала!» Ну и как в этих людей после этого можно не влюбиться?

Источник

Полещуки

Полешуками называют жителей Полесья – региона, раскинувшегося по территории четырех государств (России, Украины, Белоруссии и Польши). Вопрос об этнической принадлежности полешуков до сих пор открыт.

Как разделить полешуков, проживающих единой полосой, идущей с Украины в Белоруссию? Где заканчиваются полешуки-украинцы и начинаются полешуки-белорусы? А где начинаются полешуки-великороссы? Кто их делит и по каким признакам? Не искусственно ли такое деление?

Полесье – физико-географическая область, представляющая в этом плане единый организм, и политические границы к физико-географическим рубежам отношения не имеют.

Естественно, искусственно, и единственным критерием тут служит государственная граница между Россией, Украиной и Белоруссией, т.е. между Великороссией, Малороссией и Белоруссией.

Официально полешуки на территории Украины все сплошь украинцы.

Полешуки в Белоруссии – все белорусы. В России – русские. Разве это логично? И разве можно считать обоснованным разделение полешуков, единого субэтноса, на два осколка в виде полешуков-украинцев и полешуков-белорусов? Ведь предки полешуков считали себя русскими.

Такие нелепые ситуации возникают оттого, что сама Русь разделена искусственными границами. Малая Русь и Белая Русь – это такая же Русь, как и Русь Великая, то есть, Великороссия-Россия.

Полешуки – это такой же субэтнос большого русского народа, как лемки или гуцулы.

Из гуцулов, например, вышел целый ряд православных священнослужителей, верных идее Русского мира, и претерпевавших за свою русскость.

Исповедник карпато-русский Алексий (Кабалюк) преследовался австрийскими и венгерскими властями, приговаривался к тюремному заключению. Сегодня его иконы можно встретить в украинских православных церквях, но мало кто из современных прихожан знает, кто это такой.

Не менее русофильские настроения царили среди лемков. Из лемков – Владимир Игнатьевич Хиляк, известный галицко-русский писатель XIX века, который, как и вся лемковская интеллигенция той эпохи, считал лемков частью единого русского народа «от Попрада до Камчатки».

В годы Первой мировой тысячи лемков оказались в концлагере Талергоф. Туда они нередко попадали по доносам политических украиноманов, с потрохами сдававших австриякам всех, кто был заподозрен в русофильстве (хорошо отзывался о России, и ее политике, читал русские книги, проповедовал Православие и т.д.). По лемковским селам шастали отряды австрийских карателей и убивали местных жителей за их прорусские взгляды. С отступлением русской армии из Галиции в Россию двинулись тысячи лемков.

Была в истории Лемковщины Русская народная республика лемков (1918-1920 гг.), уничтоженная польскими войсками за то, что хотела присоединиться к единоверной России.

Полешуки – такая же самобытная частью единого русского народа, как гуцулы и лемки. В Белоруссии их называют палешуками, на Украине – полищуками, в России – полехами. И у всех – общие черты.

Так, среди российские полехов, распространены фамилии и названия населенных пунктов на белорусский (западнорусский) манер – Сухиничи, Садовичи и т.д. Также в их культуре встречаются украинские элементы.

Приведенные ниже фотографии демонстрируют достаточное сходство полешуков Белоруссии, Украины и России (в народной одежде, внешнем облике, архитектуре жилища и проч.). Несмотря на свою самобытность, эта этническая ветвь является ростком единого русского древа.

Источник

Краіна: что такое Полесье и кто такие полешуки

После заплыва по Припяти команда совместной экспедиции журнала «Большой», auto.tut.by и кампании «Будзьма беларусамі!» стала на колеса — и отправилась по городам и весям.

Полищуки что за народность

Мы покидаем Припять, чтобы зафиксировать Полесье в 2015 году: как выглядят города, что думают люди.

Полищуки что за народность

Хотя от места высадки из Припяти отъехали недалеко: чтобы поработать, разбиваем лагерь у деревни Лядец. Здесь мы проведем два дня, напишем первый репортаж и утвердимся в том, что полешук караванщику поможет.

— Паважаны спадар, дайте нам розетку поработать!

— Бярыце, хлопцы, няма пытанняў…

Полищуки что за народность

При всем при этом с полешуками работать журналисту очень тяжело.

— Скажите, а почему у вас вот так, вот так и вот так?

— А што? А нашто вам гэта, хлопцы? Я не ведаю нічога, не, не, дыктафона свайго не ўключай!

— Скажите, можно вас сфотографировать?

Полешуки: розетку дам, но в душу с расспросами не лезь.

Полищуки что за народность

И пусть в Полесье уже нет болот, но болото осталось в характере людей. В свое время шведский король Карл ХІІ вошел в Пинск, поднялся на самую высокую точку города, посмотрел вокруг и сказал: «Я дальше не пойду. Вокруг — моя смерть…» И ушел.

Полешуки сформировались так, что ни Карл ХІІ, ни Бона Сфорца, ни Ленин, Сталин не важны. Полешук послушал власть, ушел в болота и сделал все по-своему. Главное для полешука: не сказать лишнего и в кадр не попасть. По крайней мере, такое ощущение в деревне Лядец осталось у всей нашей команды.

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

«Зямля, зямля — бяскрайнiя разлiвы гнiлой тванi ў нiзiнах, зыбучыя пясчаныя хвалi на ўзгорках!» — цитата из «Людзей на балоце» Ивана Мележа в 2015 году на Полесье неактуальна. Раньше на Полесье все дома стояли на «узгорках», чтобы не затопило весенним паводком. Сейчас Лядец строится по чертежу: наводнений не было давно.

— Я колісь памятаю, на лодках па вёсцы плавалі. А цяпер… Цяпер засуха, вады няма, вось што! Добрага дажджу ўжо год не было, сохне ўсё! Рэчку сабака перабяжыць пасля вашай меліярацыі.

И правда, если рассмотреть реку Ветлица вблизи, становится понятно: через несколько лет она исчезнет. Уровень падает каждый год, это хорошо видно по берегам. Народ с посылом «усё раскажу летапісцам» кричит о вреде мелиорации, но в кадр не идет: полешуки.

Полищуки что за народность

«Сям-там пападалiся тыповыя постацi палешукоў i паляшучак, надзвычай паважных i нават гордых, бо яны так зняважлiва паглядалi на ўсё, што не было палешуком…» — слова Якуба Коласа, и он прав. Между минчанином и полешуком есть грань, и она не только языковая, она ментальная, на уровне мышления. Мы — отличаемся.

«Большой» уже раньше рассказывал: на рубеже 30–40-х годов полешуки хотели создать демократическую автономную республику со столицей в Пинске. А в конце 80-х — начале 90-х это едва не произошло — поищите в интернете, Николай Шелягович, объединение «Полісьсе». Николай в конце 80-х развернул обширную деятельность за автономию Полесья, издавалась даже газета на полесском языке, об автономии спорили на кухнях вечерами.

Так выглядит диалог с бабушкой, которая очень старается, чтобы полесский говор стал понятен белорусу.

«Всека мова е ны, но за сридка контахтовання мы з людьмы, алы вона е й за нутро, стрыжня, а дэ в чому и форму культуры йитвьежого (этнополiського) этносу» — фраза на полесском языке, которая в переводе означает, что так называемый полесский микроязык очень похож на украинский, хотя и с явными оттенками белорусского.

Полищуки что за народность

Захотите языковой аутентики, смело поезжайте на Полесье: в деревнях еще остались люди, которые отличаются своей речью, языком. Как ни крути, другие люди живут здесь, на реке Припять. Полешуки: молчаливые, спокойные, избегающие лишних контактов, себе на уме. Хорошие фотографии о жизни на Полесье — в черно-белой серии Михаила Лещенко, рекомендуем.

Полищуки что за народность

Отписавшись, отстрелявшись в деревне Лядец, мы дальше едем — по плану Пинск, столица белорусского Полесья.

Полищуки что за народность

Но увидев коллег, караванщики не могут не остановиться: у соратников все как у нас, прицеп-дача, автомобиль.

Полищуки что за народность

Цыгане. Владимир Короткевич называл Полесье «Краіна Цыганія», и это никуда не исчезло. Полесье — «Цыгания» и в ХХІ веке.

— Чайку из самовара будете?
— Да, конечно…

Выясняется, что цыгане верны своим традициям и в 2015 году. Цыган никогда не работал на земле, это прерогатива белорусов. Цыган свободен как ветер, кочует, и лошадь без присмотра лучше рядом с ним не оставлять.

— Мы пастухи. Точнее, муж работает пастухом, я к нему в гости приехала. Сезон отработаем, домой поедем. Зимой не работаем: сезон пастухом отработал — денег на весь год хватает. Сколько зарабатываем? Он здесь один работает за троих, так миллионов 8–10 в месяц получает.

— А почему местные, белорусы, не работают пастухами?

— Белорусы пьют. Цыгане на работе не пьют.

Полищуки что за народность

Mickey: Good dags. D’ya like dags?
Tommy: Dags?
Mickey: Dags. Ya like dags?
Mrs. O’Neil: Yeah, dags.
Tommy: Oh, dogs. Sure, I like dags. I like caravans more.

Это цитата из фильма «Большой куш», пересмотрите на досуге. Абсолютно все то же самое под Пинском: цыгане, псы и караваны. Да и разговор примерно тот же — полесский диалект.

Полищуки что за народность

Прибываем в Пинск, столицу белорусского Полесья. Костел Вознесения Девы Марии, как и прежде, виден издалека, у костела запланирована встреча с краеведом-полешуком.

Полищуки что за народность

Знакомьтесь, Эдвард Злобин. Прошлись по городу, поговорили.
— Эдвард, расскажите, почему многие полешуки считают себя отдельной нацией?
— Многие старые полешуки вообще за Польшу, поляки по духу…

Полищуки что за народность

По пути почтили память Казимира Свёнтека, первого белорусского кардинала с 1798 года.

— Он был ангелом для Пинска, такой человек, такой человек.
В Полесье действительно трудно разобраться. Для поляков Полесье польское, для украинцев украинское, для белорусов — наше, для полешуков — свое, поэтому подытожить мироощущение Полесья можно так. Еще в ХХ веке на вопрос «Кто ты, человек?» ответом было: «Я не человек, я пинчук».

Вот и весь ответ. Стык культур, вот что такое белорусское Полесье. Дальше с Эдвардом гуляем.

Полищуки что за народность

— Что я могу рассказать о Пинске в 2015 году? Да что тут говорить, культурная деградация, декаданс. Простой пример: вот городской театр на 120 мест. При том, что в городе население больше 130 тысяч человек. Сто лет назад было два театра, один синематограф на 25 тысяч населения! Причем один из театров был на тысячу мест, и в нем был всегда аншлаг.

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

— Исторические здания еще ничего, но новострой вы наш видели? Что говорить, если в Пинске из развалин замка сделали трубу котельной.

Поэты пылятся в могилах
И вот я остался один.
Я тост поднимаю без силы:
О, траурный мой господин.

Остается цитировать Энди Крица, и все.

Но это все рефлексии интеллигента: Эдвард Пинск рекомендует всем. Город не уничтожили войной, хорошее, спокойное местечко.

Полищуки что за народность

Для маршрута выходного дня Пинск рекомендуем, красивый тихий город.
«Пiнск — адзiн з улюбёных маiх гарадоў. Ён, як Гродна, мае сваю фiзiяномiю. Гэта Горад з вялiкай лiтары…» — писал Владимир Короткевич.

Полищуки что за народность

А мы дальше едем изучать Полесье, как книгу читая названия деревень.

Знаете, что такое «лапаціна»? Древний полесский обряд. По мнению столичных этнографов, это выдумка местных, по мнению местных специалистов: все так и было. Когда старик становился обузой для семьи, он просил сделать ему «лопатину». Его вели на семейное капище, и вся семья забивала его насмерть лопатой для выпечки хлеба. Хлеб дает жизнь, хлеб ее и отбирает. Круг замкнулся, главное, что выживет семья. «Лопатину» делали совсем недавно, каких-то двести лет тому назад. Но с осушением болот исчезло все, теперь «лопатину» на Полесье может схлопотать только любопытный журналист.

Полищуки что за народность

Долго ли, коротко ли — деревня Качановичи: здесь проведем несколько дней. В деревне Качановичи усадьба последнего рыцаря ВКЛ, который сражается за традиции своего рода.

Полищуки что за народность

Николай Кочановский, пасечник, его род занимается бортничеством еще со времен ВКЛ, на что у Николая есть копия грамоты ВКЛ 1554 года. С тех пор он не только добывает мед из колод, но даже основал фарма-компанию «Качаноўскі», которая поставляет мед во многие гипермаркеты Минска.

Полищуки что за народность

— Вось, хлопцы, глядзіце, так раней баранілі борці ад мядзведзяў. Раней на Палессі шмат было «мішак», трэба было рабіць адмысловыя канструкцыі, каб захаваць мёд.

Но сам Николай — это не бортник, а философ, который с грустью размышляет — правильно, о декадансе, конце счастливой эпохи для зямлі пад белымі крыламі. Эта идея почему-то в головах многих полешуков.

— Я недавно понял, — переходя з беларускай на рускую і наадварот, рассказывает Кочановский, — что деревня была сердцем нашего государства. Откуда все активные люди Беларуси ХХ века? Из деревни! Откуда все работящие, откуда все энергичные, пассионарные — из деревни! Деревня — сердце нашего государства, а сейчас в деревнях людей нет. А городские люди не хотят работать, они уже совсем не то… И белорус уже не тот: лентяев, лодырей стало намного больше.

Полищуки что за народность

— Пчелы работящие, а люди в городах не любят работать. И детей никто сейчас не рожает, вы посмотрите сколько — один, два ребенка на семью. А раньше в Качановичах пять-семь детей было у всех. Наверное, скоро снова придут люди из Индии, как было раньше, чтобы заселять наши земли. Или из Китая, там еще работу любят, а у нас нет, трудолюбивых среди белорусов осталось мало.
Хотя что это я, хлопцы, о грустном? Сейчас вам приведу полесских женщин, ну то яны вам заспяваюць!

Вот что такое полесская культура в 2015 году. И репертуар полесских песен: телевидение и Советский Союз аутентику почти убили. Когда женщин просишь «заспяваць» полесское, они поют советское — значит, и правда эксперимент по созданию «хомо советикус» удался. Как грезил персонаж Опейка из «Полесской хроники» Ивана Мележа: «Па такiх грэблях пойдзе ў нашы балоты, у нашу цемру святло, новае жыццё! Культура i дастатак. Кнiжкi, кiно i трактары. »

— О, добра! Але ж гэта беларуская песня — а сваю, палескую, ведаеце?

Полесскую знала только мама Николая Кочановского. Всё — из живого обращения ушла полесская культура, остались только отголоски. Земной поклон женщинам за то, что согласились спеть. И констатация, что на телевидении нужна национальная культура, иначе даже в самом глухом селе люди начинают выдавать Кобзона.

Полищуки что за народность

Если интересно, можете послушать, как люди жили раньше на Полесье. Рассказывает Мария Кочановская, деревня Качановичи.

Краткий смысл рассказа Марии здесь:

«Цяпер найлучшэй жыці! Грошы даюць, хлеба прывязуць, прадукты прывязуць. Дай бог жыткі, але няма калі ўжо жыці…»

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

В Качановичах на Припяти среди колод с пчелами можно провести хоть вечность, но нам ехать дальше.

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

На рассвете табор уходит в Столин.

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

По дороге брошенные, почти умершие дома. Я не буду писать названия деревень, чтобы не привлекать мародеров и потрошителей, скажу словами местных жителей.

— Раньше у нас словно Китай был, столько людей! А теперь… Теперь нет никого, пусто на Полесье. На всю деревню четыре старика, один молодой, да и тот пьющий.

«Раней людзей було богато» — сейчас во многих домах открыто, живи, да некому.

Полищуки что за народность

Дома к проживанию готовы, есть кровати, сундуки с одеждой, печки работают, окна целы — но все врастает в землю, вьют ласточки гнезда, тихо, грустно, пыльно. Кто мог себе представить такое еще 50 лет назад? Когда в каждой семье было по 5–7 детей.

— Зара нікому нічога не трэба. Раней людзі душыліся за зямлю, за сенажаці — а зараз нічога нікому не трэба, зарастае ўсё…

Выше — графическая панорама, на которую можно кликнуть, нажать и повращать, чтобы понять, как выглядит брошенный дом. Уровень радиации в этих районах в норме, просто люди ушли, и все.

Полищуки что за народность

«Зямля-я-я, зямлі-і-і», — стонали герои Мележа, а теперь не то что земли, домов на Полесье вдоволь. Стоят пустые, не нужны никому.

Пока мы лазили-снимали, из соседних хат никто не вышел: старики лежачие, осталось максимум пять лет, потом… Потом — что? Брошенные деревни на Полесье. Может, и прав Николай Кочановский, пора сюда людей из Индии переселять.

Полищуки что за народность

«Бацька павесіўся» — так и хочется крикнуть цитатой из «Раскіданага гнязда», но только клекот аистов над некогда пассионарным краем.

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

Мы держим путь на Столин, едем мелкими деревнями, и виды, конечно, те еще: дома культуры заколочены, библиотеки закрыты, мелкие школы все исчезли. Вот она, твоя «Краіна», белорус. От зданий советского режима власти готовы избавиться и за одну базовую, но покупателей на них не будет.

— Журналісты? Ат, што вы там напішаце — ёсць Беларусь тая, што па тэлевізары, і тая, што на самой справе! Што вы там напішаце, усё лухта! Ніхто з вас праўды не скажа!

Еще Тутанхамон утверждал, что правда всегда одна, и звучит она примерно так: мелкие деревни в нашей стране скоро исчезнут, будут стерты с лица земли. Хотя, когда прижмет кризис, если сделать программу переселения уволенных рабочих в добротные дома… Найдется ли в Беларуси свой Столыпин?

Полищуки что за народность

С апокалипсическими мыслями отряд прибывает в Столин, который сразу заряжает советским оптимизмом. Насколько грустно в деревнях, настолько Столин пышет процветанием и посылом «все хорошо». Плакаты, клумбы, планерки, мужчины в костюмах и с портфелями: рано Полесье хоронить.

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

Под всевидящим оком администрации столинцы все время красят, чистят, моют — что, плохо? Хорошо!
— Власти держат нас крепко, следят за порядком, — комментирует прохожий, отпрыгивая в сторону при попытке фотосета.

Полищуки что за народность

Отдельное журналистское спасибо — за «брукаванку-трылінку».
Уважаемые власти Столина, не закатывайте ее, пожалуйста, в асфальт. Эдвард в Пинске не перенесет, мы в Минске тоже заскрипим зубами.

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

Из аутентики: Столин может гордиться, в его окрестностях родился Змей Горыныч. Тут же течет река Горынь, поэтому в Столине все называется «Горынь» — гостиницы, кафе и рестораны. Про Горыныча не шутка: по преданиям, именно на реке Горынь жил огромный дракон-змей.

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

После нескольких дней скитаний по деревням мы не отказали себе в обеде в ресторане — правильно, с названием «Гарынь». Змей Горыныч па-беларуску — цмок. А в нашем кармане выданная «Альфа Банком» карточка с изображением цмока, поэтому сам цмок велел кутить на все в аутентичном ресторане. Благо карточки в «Гарыні» принимают на ура.
Отведав комплексный обед за 4,5 доллара, мы чуть не уснули в прицепе: кормят в «Змей Горыныче» отлично.

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

К Столину у нас конкретный интерес: по плану в следующем репортаже мы должны пощекотать Змея Горыныча за брюшко, а где его искать — в болоте.

Полищуки что за народность

Полищуки что за народность

Ольманское болото, «сердце» столинского края. Оно является естественным буфером между Беларусью и Украиной, именно здесь наверняка притаился последний белорусский цмок, но мы пока видим только росянку. Это растение, поедающее насекомых. О нем много говорили в детстве, наконец вот оно, живьем.

Полищуки что за народность

Вот тропа, по которой мы ходили, вот озеро Большое Засоминое. Но мы сюда пришли не за росянками и не за сомами. Нам нужно Ольманское болото!

Оно на видео, и мы с Антоном намерены взять его штурмом. Зачем и почему? Потому что на болоте был военный авиаполигон. Где-то там, в глубине, стоят целые танки, самолеты — и ждут своего сталкера, то есть нас.

Полищуки что за народность

Внизу кадра последний краешек земли, а дальше до самой Украины болото и болото. Оно скрывает настоящий полигон — с радиацией, снарядами и самолетами.

Полищуки что за народность

Но штурм болота нужно хорошенечко обдумать, поэтому, как всегда, бьем лагерь у розетки 220 вольт, как всегда, полешуки нам помогают и, как всегда:

— Як нам пайсці ў балота?

— Ай, хлопцы, вы дурныя, не трэба вам туды ісці!

Пришлось даже звонить в министерство, чтобы разрешили.
Но об этом — следующая история в «Краіне».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *