Полигон нии ммвз что это

Филипповский лес спаcли от превращения в мусорный полигон. Но теперь его покупатель хочет вернуть свои деньги. А это больше половины муниципального бюджета

Полигон нии ммвз что это

Компания «Метровагонмаш» намеревается отсудить у администрации муниципального образования Филипповское Киржачского района 28 миллионов 439 тысячи 284 рубля 23 копейки убытков и процентов по сделке с Филипповским лесом. Исковое заявление принято Арбитражным судом Владимирской области, первое заседание назначено на 12 января 2021 года.

Чтобы оценить, насколько велика эта сумма для бюджета сельского поселения, достаточно сказать, что в 2019 году доходы Филипповского составили чуть более 54,5 миллиона рублей, а в проекте бюджета на 2020 год запланировано 53,4 миллиона рублей. В 2017 году, когда филипповцы принялись оспаривать сделку по продаже леса, бюджет муниципалитета составлял всего 46,6 миллиона рублей. То есть, бизнес-структура хочет получить от муниципалов больше половины годового бюджета.

Напомним, 1 500 гектаров леса были проданы администрацией Филипповского сельского поселения Киржачского района Владимирской области за 27 миллионов рублей. Земля ушла в собственность частной структуры, которая перепродала участки леса новым собственникам, собиравшимся использовать их для строительства мусорного полигона. Местные жители, указывающие, что под мусорный полигон продали не пустырь, а вековой лес, оценивали потери бюджета в 4,5 миллиарда рублей.

Частные компании «Мытищинский машиностроительный завод» и «Метровагонмаш» пытались оспорить это решение в судах высшей инстанции, но в конце ноября 2020 года Верховный Суд России отказал бизнесменам в передаче для рассмотрения кассационных жалоб на предыдущие судебные решения о признании сделки незаконной.

Но не успели защитники леса выдохнуть, как им надо готовится к новым судебным заседаниям по иску о возврате уплаченных за лес деньгах. Однако теперь неизвестно, кто будет выступать защитником интересов Филипповского сельского поселения.

Депутат Киржачского райсовета Татьяна Гусева, которая в судах представляла интересы жителей, сообщила Зебра ТВ, что на заседании сельсовета в Филипповском 18 декабря 2020 года большинство депутатов выступили за то, чтобы не давать ей новую доверенность на представление интересов поселения в судах, объясняя это тем, что в ее действиях присутствует «политический умысел». По словам Гусевой, ее даже не хотели пускать на последнее заседание Совета. Депутаты, которые поддерживали Татьяну Гусеву, вынесли вопрос на голосование повторно, но принятие итогового решения о выдаче доверенности отложили.

«Я считаю, что было совершено преступление с государственным имуществом, обе стороны преступной сделки по продаже 1500 га знали, что это сделка по продаже леса. Лес ограничен в обороте в России. Есть материалы, подтверждающие, что компания АО «Метровагонмаш» знала, что на этом земельном участке находиться вековой лес, и участок относится к землям лесного фонда. И после этого они делают вид, что не знали, что сделка незаконна и противоречит интересам государства?! Они не могли не знать об этом, но умышленно скрыли это. Я так понимаю, лес был бы уничтожен, если бы вовремя не подключились местные жители.

Жители Филипповского намерены добиваться выдачи доверенности. Если потребуется, они будут отзывать депутатов, которые так кардинально изменили свое мнение и перестали слышать свой народ», — рассказала Зебра ТВ Татьяна Гусева.

За Татьяну Гусеву уже вступились местные жители, они написали заявление в администрацию Филипповского сельского поселения и записали видеообращение с просьбой дать юристу Гусевой доверенность на защиту интересов поселения в суде по иску о возврате частной компании денег за сделку, которую признали незаконной.

Оперативно связаться с главой администрации Киржачского района Ильей Букаловым и главой администрации Филипповского сельского поселения Леонидом Рубцовым, чтобы узнать их позицию о перспективах возвращения денег, выплаченных за незаконную продажу леса, Зебра ТВ не удалось.

Источник

МВСВ-2006: новая жизнь Софринского полигона

Начиная с 1934 г. на Софринском артиллерийском полигоне проводились испытания реактивных снарядов, разработанных коллективом Реактивного научно-исследовательского института. Именно здесь за пять дней до начала Великой Отечественной войны прогремели первые испытательные залпы легендарной, но актуальной даже сегодня «Катюши». Сергей Павлович Королев создал здесь свои стенды, которые продолжают работать и в наши дни.

Помимо «Катюши», полигон НИИ «Геодезия» за годы своего существования отработал тысячи новейших видов артиллерийского и ракетного вооружения, военной техники, боеприпасов, в т.ч. знаменитую «катюшу», стратегические твердотопливные ракеты типа 8К98, «Темп», «Темп-С», «Тополь», боевые части к ракетам «Луна», «Точка», «Ока», «Нерпа», снаряды к ствольным и реактивным системам «Град», «Ураган», «Буратино», «Пион», «Гиацинт», «Тюльпан» и т.д.

В настоящее время в институте в рамках Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация ВиВТ (2005-2010)» проводится работа по созданию центра безотходной экологически чистой утилизации боеприпасов, снаряженных гексогеносодержащим наполнителем.

#gallery#

С февраля 2005 года, с приходом нового директора Валерия Александровича Ковшова началась планомерная напряженная работа по восстановлению. Обеспечена не только ежемесячная выплата зарплаты, но и погашена двухгодичная задолженность 43,5 млн. руб.

Источник

Полигон нии ммвз что это

Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста, обновите его, чтобы просматривать современные сайты.

Глава 1. Полигон в г. Ногинске как центр испытания авиационных вооружений в стране

В.М. Ермаков,полковник в отставке, ветеран ГЛИЦ имени Валерия Чкалова (г. Ахтубинск).

1934 год, 26 декабря. Наркоматом Обороны СССР утверждается Положение о Научно-испытательном институте ВВС (НИИ ВВС), согласно которому служба авиавооружения института была представлена 4-м отделом, возглавляемым Г.М. Шевченко.

В состав отдела входило 5 отделений:

– испытаний стрелково-пушечного вооружения (СПВ);

– испытаний установок пушек и снарядов;

– испытаний бомбардировочного вооружения;

– испытаний минно-торпедного вооружения;

– испытаний химического вооружения.

Сам Отдел размещался на Щелковском аэродроме, рядом с железнодорожной платформой «Томская». Именно этому отделу подчинялся Центральный испытательный полигон, размещенный в Ногинске и предназначенный для испытаний всех объектов авиационного вооружения (АВ).

1937 год. 20 мая, на основании Директивы начальника Генерального штаба Красной Армии, в Ногинске на базе Центрального испытательного полигона формируется Научно-испытательный полигон (НИП АВ ВВС РККА), с подчинением его начальнику вооружения ВВС РККА. Из состава НИИ ВВС в НИП АВ ВВС РККА передавалась часть летного состава авиабригады с 11 самолетами: ТБ-3А, СБ, Р-5, И-15, И-16 и У-2. Еще ранее, в 1936 году, из 4-го отдела авиавооружения в формируемый авиационный НИИ морских сил (АНИИ МС) было передано минно-торпедное отделение в составе 5 специалистов.

В период с 1935 по 1937 год в НИП АВ были испытаны варианты авиационных пулеметов ШКАС и пушки ШВАК, турели под пулеметы и пушки, оптические стрелковые прицелы, реактивные снаряды РС-82, авиационные мины, осколочные, зажигательные, фугасные и бронебойные бомбы весом 500 –1000 кг. Проведены исследования баллистики, рассеивания и эффективности АБ с больших высот и скоростей полета. Всего было испытано 704 объекта авиавооружения. Полигон возглавляли С.В. Кирьянов, затем П.С. Селянкин, Л.П. Лобачев.

Накануне войны в НИП АВ активно развивалась лабораторно-испытательная база, вдвое увеличилась площадь взлетно-посадочной полосы.

В 1938–1941 годах прошли испытания 846 объектов вооружения, таких как:

– крупнокалиберный пулемет Березина;

– варианты пулеметов ШКАС и ШВАК;

– осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды к пушке ШВАК;

– 132-мм и 82-мм реактивные снаряды и пусковые установки под них;

– различные типы взрывателей.

1938 год – начались широкие исследования и испытания бомбометания с пикирования на бомбардировщиках СБ и ДБ-3. На этих испытаниях, которые проводил военный инженер 3 ранга Б.И. Минаков, было выполнено 36 полетов. Рассеивание боеприпасов было намного меньше, чем при бомбометании с горизонтального полета. По результатам испытаний было рекомендовано отработать способы бомбометания с пикирования на существующих типах бомбардировщиков и поставлен вопрос о создании специального пикирующего бомбардировщика.

Благодаря тому, что достигнутый нашей авиационной наукой и промышленностью уровень в предвоенные годы был достаточно высок, удалось в короткий срок создать пикирующий бомбардировщик Пе-2 и бронированный штурмовик Ил-2, которые появились уже в 1940 году.

1941 год, июль-август – НИП АВ был эвакуирован в город Свердловск (ныне Екатеринбург), затем в город Чкалов (ныне Оренбург). В феврале 1942 года из состава НИП АВ был выделен филиал, который был перебазирован в город Ногинск. Большинство испытаний АВ были проведены этим филиалом. Начальником полигона был Л.П. Лобачёв.

1943 год. Выходит приказ ГКО СССР о возвращении НИП АВ в город Ногинск. В его составе было тогда 20 боевых самолетов. Сотни пилотов действующей армии прошли здесь боевую переподготовку. Испытателями Полигона были разработаны таблицы стрельбы для авиационных пушек и пулеметов, траектории стрельбы, таблицы бомбометания с пикирования.

Во исполнение Постановления ГКО СССР № 2915 от 18 февраля 1943 года НИП АВ ВВС КА преобразовывается в Научно-испытательный институт АВ (НИИ АВ ВВС) Красной Армии. Начальником института назначается полковник М.В. Гуревич, впоследствии генерал-майор, руководивший институтом до 1949 года. В организационно-штатную структуру НИИ АВ вошла группа отделов по испытательной, исследовательской и летной частям:

1-й отдел – испытаний стрелково-пушечного вооружения (СПВ) с отделениями вооружения, боеприпасов и установок;

2 отдел – испытаний прицелов и приборов с отделениями стрелковых и бомбардировочных прицелов и тренировочно-контрольной аппаратуры;

3-й отдел – испытаний бомбардировочного и химического вооружения с отделениями авиабомб, взрывателей, установок и химического вооружения;

– испытательный авиаполк в составе истребительной и бомбардировочной эскадрилий;

В группу отделов научно-исследовательской работы вошли:

4-й отдел – научно-исследовательский, в составе отделений СПВ, бомбардировочного вооружения, прицелов и приборов, исследований материалов: баллистическая лаборатория порохов и взрывчатых веществ, пиротехники;

5 отдел – высотных испытаний, в составе отделений высотных испытаний приборов, обработки эксплуатационных и врачебно-медицинских материалов;

6-й отдел – электромеханический, в составе электромеханического отделения, отделения испытаний приборов и экспериментальной мастерской;

7-й отдел – боевого применения, в составе отделений боевого применения в составе отделений боевого применения и войсковых испытаний;

8-й отдел – редакционно-информационный и лаборатория материальной части (музей).

В этот период в НИИ АВ ВВС было проведено 498 испытательных и 55 научно-исследовательских работ (НИР) по стрелково-пушечному и бомбардировочному вооружению, в том числе по автоматическим авиапушкам калибра 37 и 45 мм, противотанковым авиабомбам кумулятивного действия, мощным фугасным авиабомбам массой 5000 кг, другим новым АБ и химическим приборам.

Организационно-штатная структура 4-го Управления включала в себя штаб, группу испытательных отделов (СПВ, прицелов и приборов, бомбардировочного и химического вооружения, боевого применения), группу научно-исследовательских отделов и высотных испытаний, лаборатории материальной части, опытные артиллерийские мастерские, авиа­цион­ный испытательный полк, подразделения МТО.

Личным составом 4-го Управления за период 1944–1945 годов было проведено 405 испытаний объектов АВ, важнейшими из которых были испытания 11 образцов авиационных пушек (НС-23, НС-45, Б-20 и др.), ракетных орудий и снарядов, образцов вооружений самолетов в различных вариантах. Отработаны и внедрены в серийное производство прицелы ОПД-1Д, НКПД-1Д, составлены справочники по авиавооружению, руководства по авиационным бомбам, баллистические таблицы, таблицы воздушной стрельбы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года ГНИИ ВВС Красной Армии был награжден орденом Красного Знамени и с этих пор стал именоваться Государственным Краснознаменным научно-испытательным институтом ВВС (ГК НИИ ВВС) Красной Армии.

1945 год – в составе 4-го Управления сформирован отдел испытаний и исследований авиационного ракетного и телеуправляемого вооружения во главе с полковником В.С. Полубеченко, состоящий из следующих отделений:

– испытаний самолетов-снарядов – начальник А.Г. Гудков;

– испытаний авиационных ракетных снарядов – начальник капитан А.А. Польский;

Специалисты отдела неоднократно командировались в Германию для изучения опыта разработки и боевого применения ракетного и телеуправляемого вооружения немецко-фашистской армией во время минувшей войны.

1949 год – с этого года, в связи с возросшими высотами и скоростями полета самолетов-носителей авиационных боеприпасов (АБ), выполнение безопасных бомбометаний на Ногинском полигоне стало невозможным. Для этого во Владимировке Астраханской области (ныне г. Ахтубинск) был организован филиал 4-го Управления, куда на время проведения работ из Ногинска командировались испытательные бригады.

1950 год – до этого года 4-е Управление института, размещенное на базе города Ногинска, провело испытания следующих объектов АВ:

– авиапушек НС-23, НР-23, АМ-23, НР-30;

– бронебойно-разрывных снарядов калибра 30 мм;

– противорадиолокационных патронов калибра 23, 30 и 37 мм;

– неуправляемых реактивных снарядов АРС-70, АРС-160, АРС-212, С-24, С-3К, ТРС-82, ТРС-132 и ТРС-190;

– управляемого самонаводящегося снаряда СНАРС-250;

– авиабомб модели 1946 года весом 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг;

– разовых бомбовых кассет РБК-250 с противотанковыми АБ ПТАБ-2,5 и ПТАБ-10,5.

1953 год. Установлена следующая организационно-штатная структура 4-го Управления:

1-й отдел – испытаний и исследований СПВ, в составе трех отделений;

2-й отдел – испытаний и исследований авиационных прицелов воздушной стрельбы и бомбометаний, тренировочной и фотоконтрольной аппаратуры, в составе четырех отделений;

3-й отдел – испытаний и исследований АБ, взрывателей и трубок к ним, пиротехнических средств, бомбардировочных установок и химического вооружения в составе пяти отделений;

4-й отдел – высотно-климатических и лабораторных испытаний АВ в составе четырех отделений.

1954 год – согласно Директиве Генерального штаба МО СССР от 3 июля этого года 4-е Управление ГК НИИ ВВС в полном составе с лабораторным оборудованием и имуществом перебазировано в г. Энгельс Саратовской области, продолжая испытания авиационного вооружения вплоть до 1960 года, когда оно было расформировано.

1955 год – с этого года испытания авиационного ракетного управляемого вооружения проводились на базе 2-го Управления ГосНИИ ВВС № 6, начальник Управления полковник П.Н. Шеломовский (Владимировка Астраханской области).

1960 год – произошло объединение всех испытательных организаций ВВС в единую государственную научно-испытательную структуру – ГК НИИ ВВС (с 1963 года – ГНИКИ ВВС). Основной базой научно-испытательного института ВВС становится город Ахтубинск, где в дальнейшем проводятся (в том числе) испытания всех объектов авиационного вооружения.

21 сентября 2020 года исполнилось 100 лет со дня основания старейшей испытательной организации ВВС – прославленного Государственного летно-испытательного центра МО РФ имени В.П. Чкалова. В его историю навсегда вписаны имена шести дважды Героев и 125 Героев Советского Союза, семи Героев Социалистического Труда, 41 Героя Российской Федерации и многих Заслуженных летчиков и штурманов-испытателей Советского Союза и Российской Федерации, лауреатов Сталинских и Государственных премий, ученых.

Неоценимый вклад в историю испытаний авиационного вооружения внесла одна из первых научно-испытательных организаций СССР: НИП АВ ВВС, затем НИИ АВ ВВС и 4-е Управление ГК НИИ ВВС – менялись названия, но основной базой этих организаций с 1930-х годов был Полигон на окраине города Ногинска.

Источник

Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Полигон нии ммвз что это

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это серьезная экспериментальная машина, разработанная в секретном военном институте из подмосковного города Бронницы с кодовым индексом 21 НИИИ. За 50 лет там было построено немало необычных транспортных средств нетрадиционных конструкций, послуживших делу развития отечественной военно-автомобильной отрасли и в большинстве оставшихся неизвестными. Наш рассказ о некоторых из них — тех, о которых сегодня можно говорить вслух.

Полигон нии ммвз что это

Полигон нии ммвз что это

Главное здание научно-исследовательского института в БронницахПолигон 21 НИИИ АТ Министерства обороны России. Фото 2006 года

Р азработка специальной автотехники началась за несколько лет до рождения института. В октябре 1954 года в тихом городке Петродворец, известном своими фонтанами, родился его предшественник, НИИ-21, занимавшийся колесными и гусеничными тягачами. В июле 1959-го путем его объединения с автотракторным полигоном из Бронниц был образован 21­-й Научно-исследовательский и испытательный институт автомобильной техники Министерства обороны СССР (21 НИИИ АТ), который со временем превратился в единый координирующий центр по реализации военно­-технической политики страны в автомобильной области. Его производственной базой стал соседний Опытный завод № 38.

Испытания, испытания, испытания…

С момента образования главными задачами 21 НИИИ являлись всесторонние полигонные испытания и лабораторные исследования всех видов отечественных автомобилей, многоосных ракетных шасси и прицепного состава, изучение вопросов проходимости и отработка тактико-технических требований к новым военным грузовикам, которые после испытаний и дальних пробегов получали рекомендации для принятия на вооружение Советской армии.

Фрагменты испытаний различных автомобилей на полигоне 21 НИИИ

Ориентир на кузова-фургоны и спецкабины

В 1960-е годы одной из важнейших практических задач института являлась разработка технических требований, сборка опытных образцов и принятие на вооружение унифицированных герметизированных кузовов-фургонов на шасси серийных грузовиков. В них размещались рабочее оборудование и системы жизнеобеспечения, создававшие надлежащие условия работы персонала.

Полигон нии ммвз что это

Полигон нии ммвз что это

Типовой герметизированный бескаркасный кузов К-131 на шасси ЗИЛ-131

К самым оригинальным разработкам того периода относились секретные «сверхобтекаемые» кузова, выдерживавшие силу ударной волны ядерного взрыва. В 1980-е институт вернулся к этой теме, установив на армейском шасси ЗИЛ-443114 угловатую стеклопластиковую кабину, способную защитить экипаж в условиях ядерного нападения и гамма-излучения.

Полигон нии ммвз что это

Полигон нии ммвз что это

Обтекаемый стеклопластиковый фургон КЗ-1 на автомобиле ГАЗ-66Шасси ЗИЛ-443114 с кабиной, устойчивой к воздействию ядерного взрыва

Автопоезда: пассивные и активные

На протяжении многих лет 21 НИИИ активно занимался разработками и испытаниями специальных войсковых автопоездов с седельными тягачами, которые буксировали как обычные полуприцепы, так и специальные активные конструкции высокой проходимости со всеми ведущими колесами, позволявшие доставлять по бездорожью длинномерные военные грузы. Примером оригинальной и достаточно простой системы являлся автопоезд КТ-214-40П, составленный из седельного тягача ЯАЗ-214 (6х6) и двухосного полуприцепа с неведущими управляемыми колесами.

Полигон нии ммвз что это

Полуприцеп 40П со всеми управляемыми колесами в составе автопоезда КТ-214-40П

В 1950-е годы в институте построили необычный активный артиллерийский автопоезд — одну из первых в мире машин такого назначения. Ее основой являлся грузовик ГАЗ-63А с дополнительным редуктором, передававшим крутящий момент на колеса доработанной 85-мм дивизионной пушки СД-44.

Полигон нии ммвз что это

Артиллерийский автопоезд в составе грузовика ГАЗ-63А и активной пушки

Развитием этой конструкции стал автопоезд с седельным тягачом Урал-375 и механическим приводом колес одноосного полуприцепа, несшего на себе пусковую установку ракетного комплекса «Луна».

Полигон нии ммвз что это

Тягач Урал-375 с механическим приводом колес полуприцепа с ракетой комплекса «Луна»

В 1960-м специалисты 21 НИИИ разработали свой первый автопоезд с гидростатической трансмиссией, базировавшийся на тягаче ЗИЛ-157В с гидромотором для привода колес доработанного трехтонного бортового полуприцепа ММЗ-584.

Полигон нии ммвз что это

Первый советский автопоезд с гидроприводом колес полуприцепа ММЗ-584

Секретный «Периметр»

Полигон нии ммвз что это

Полигон нии ммвз что это

Полигон нии ммвз что это

Испытания «периметров», напоминавшие крупное строительство, доказали неприспособленность серийной автотехники к выполнению столь тяжелой и трудоемкой процедуры. Работы по этому проекту были закрыты, а пробные образцы отправили на отрывание колхозных прудов и силосных ям.

Направление на эвакуацию и ремонт

Долгое и кропотливое создание мобильных средств эвакуации и полевого ремонта автотехники началось в середине 1950-х. Их первым результатом стали тактико-технические задания на эвакуационные транспортеры и сборка опытных образцов на шасси военных грузовиков. В их оснащение входили механические лебедки, погрузочные краны и задние подъемные устройства для буксировки поврежденных машин в полупогруженном положении.

Полигон нии ммвз что это

Эвакуатор ТК-5А на шасси Урал-375 с подъемной решетчатой фермой

В 1970-е годы были заложены основы второго поколения эвакуаторов с грузовой платформой для рабочего оборудования, лебедкой и буксировочными приспособлениями. С появлением автомобиля Урал-4320 на нем монтировали оснащение наиболее распространенного легкого колесного эвакуационного тягача КЭТ-Л, модернизированного затем в вариант КЭТ-ЛМ.

Полигон нии ммвз что это

Модернизированный бортовой колесный тягач КЭТ-ЛМ на шасси Урал-4320 (фото автора)

Опыт эксплуатации такой техники привел к созданию военных машин технической помощи (МТП), способных не только буксировать поврежденную технику, но и оказывать непосредственную помощь водителям в устранении неисправностей и проведении мелкого ремонта в пути.

Полигон нии ммвз что это

Открытая машина технической помощи МТП-А2 на шасси КамАЗ-4310

Летающие вездеходы

В 1965 году институт приступил к реализации смелой идеи создания транспортных средств сверхвысокой проходимости для перевозки грузов массой до 300 тонн с использованием эффекта воздушной подушки. Его суть заключалась в подаче воздуха в пространство под машиной с гибким кольцевым ограждением (юбкой), в котором создавалась область повышенного давления, приподнимавшая ее над поверхностью земли и позволявшая перемещаться над труднопроходимой местностью. В 1980-е завод № 38 собрал четыре опытных образца разной конструкции.

Первая машина базировалась на корпусном шасси БАЗ-5922 (6х6) из ракетного комплекса «Точка» и снабжалась дополнительным дизельным двигателем мощностью 240 л.с. для привода компрессора и создания давления в объемном заграждении, обрамлявшим корпус по периметру.

Полигон нии ммвз что это

Полигон нии ммвз что это

Машина на воздушной подушке конструкции 21 НИИИ на шасси БАЗ-5922Прицеп на воздушной подушке с подводом воздуха от компрессора на тягаче

Уникальными в истории такой техники стали два прицепа, у которых частичное приподнимание колес над опорной поверхностью обеспечивали круговые воздушные камеры под кузовами. Воздух в них нагнетал компрессор, установленный в кузове гусеничного тягача ГТ-Т. Самой крупной была «летающая» 200-тонная платформа на семиосном шасси с двумя 525-сильными дизелями и двумя компрессорами. Результаты испытаний этих машин неизвестны.

Четырехосные «изделия» И-210 и И-21-15

В КБ НИИ-21 проектирование будущих многоосных полноприводных шасси для буксировки и несения новых видов вооружения началось уже в середине 1950-х. Первым результатом этой работы стал проект четырехосного автомобиля «Изделие 210» (8х8), сокращенно — И-210. Для его реализации делегация института посетила чехословацкий завод Tatra и договорилась о сотрудничестве и поставке комплектующих изделий. Так в 1960 году родился 10-тонный бортовой образец И-210, собранный на военном заводе № 61.

Его революционными достижениями являлись несущая хребтовая рама, спроектированная и собранная своими силами, скоростной короткоходный дизель (ДКС) в 240 сил и мосты с качающимися полуосями на независимой подвеске, поступившие из Чехословакии. На этой машине впервые появились две раздельные одноместные кабины для водителя и командира экипажа с характерными внешними гофрированными панелями.

Полигон нии ммвз что это

Опытный армейский грузовой автомобиль И-210 с хребтовой рамой

В июле 1961-го грузовик И-210 был представлен высшему военному руководству страны и затем принял участие в сравнительных испытаниях. К непривычной трубчатой раме большинство конструкторов и военных специалистов отнеслись скептически, и на следующий год было вынесено решение в пользу шасси московского предприятия ЗИЛ.

Несмотря на неудачу, конструкторы 21 НИИИ взялись за создание целого семейства двух-, трех- и четырехосных армейских грузовиков.

Масштабные макеты унифицированных грузовиков И-21-15 с полезной нагрузкой 5 и 10 тонн

Полигон нии ммвз что это

Полигон нии ммвз что это

В 1962-м первым из них на 38-м заводе был собран 15-тонный макетный образец И-21-15. Практически единственным его отличием от модели И-210 был 340-сильный дизель с турбонаддувом, который для обслуживания и ремонта выдвигался на полозьях вперед из моторного отсека. Этот автомобиль также не смог оказать серьезной конкуренции другим машинам.

Полигон нии ммвз что это

Пробеговые испытания 15-тонного грузовика И-21-15 на шоссе близ Бронниц

Шестиосное «Изделие» И-103

Полигон нии ммвз что это

Шасси И-103 с двумя кабинами и макетом ракетной установки (кадр из киносъемки 21 НИИИ)

Полигон нии ммвз что это

Испытания шасси И-103 с будкой для испытателей и весовой нагрузкой

На испытаниях 14-метровый автомобиль показал хорошую проходимость, достаточную устойчивость и высокую скорость, что способствовало принятию решения о постановке его на производство. Это был редкий шанс сделать его основой будущих подвижных ракетных комплексов, но из-за сложной конструкции и отсутствия производственных мощностей на советских автозаводах он остался в единственном экземпляре.

Электроника и гидравлика на помощь водителю

В 1990 году на специальном шасси МАЗ-7908 (8х8) специалисты 21 НИИИ собрали и испытали опытную версию МАЗ-79085 с оригинальным электрогидравлическим рулевым приводом всех колес.

Полигон нии ммвз что это

Опытный бортовой образец МАЗ-79085 со всеми управляемыми колесами

Для автоматического управления ими служил бортовой процессор с автопилотным и управляющими блоками, устанавливавший колеса на разные углы поворота в одну или в разные стороны, что позволяло машине разворачиваться на месте или перемещаться боком. Развитие этой передовой конструкции прервала перестройка.

Правда о скандальном «тепловозе»

В течение нескольких лет в соцсетях и журнальных публикациях не утихали споры о непонятном «чудовище», обнаруженном в Коломне. То ли был это выброшенный на свалку тепловоз, то ли шутка железнодорожников, наделивших его 12 огромными колесами для поездок в ближайший магазин.

На самом деле это была самоходная испытательная установка с электрической трансмиссией, являвшаяся продолжением работ по предыдущей машине МАЗ-79085 и служившая для изучения возможности применения на тяжелых многоосных шасси индивидуального электропривода всех ведущих и управляемых колес. Ее проектированием занимались специалисты 21 НИИИ совместно с МВТУ имени Н. Э. Баумана, а опытный образец в 2003-м собрал коломенский Научно-исследовательский институт подвижного состава.

Полигон нии ммвз что это

Уникальная самоходная испытательная станция на 650-сильном ракетном шасси МАЗ-547В

С первого взгляда эта огромная 16-метровая машина представляла собой луганский тепловоз ДМ-62 с дизельным двигателем мощностью 2 000 л.с., входивший в состав железнодорожного ракетного комплекса «Молодец». Здесь же от него сохранилось только верхнее строение для испытателей и специального оборудования, которое водрузили на шасси МАЗ-547В (12х12) от ракетного комплекса «Пионер». В отличие от железнодорожного локомотива, на нем смонтировали генератор для питания тяговых электромоторов, встроенных в колеса шасси, и новую электронную систему автоматического регулирования мощности и выбора углов поворота.

Полигон нии ммвз что это

«Тепловоз» с электрической трансмиссией после первых испытаний (фото Е. Федорова)

Однако столь экзотичной и сложной конструкции не было суждено стать проводником передовых технологий. Первая же попытка перегнать ее своим ходом в Бронницы закончилась потерей четвертой пары колес и подвернувшейся под корпус третьей осью. Оставленную в Коломне машину перекрасили в исходные цвета и установили на подпорки, а затем военные ремонтники поставили ее «на ноги». 17 июня 2004 года два мощных тягача вместе с восстановленным «тепловозом» проделали путь в 65 километров до Опытного завода № 38, где революционный и единственный в мире пневмоколесный тепловоз провел свои последние годы.

Полигон нии ммвз что это

Полигон нии ммвз что это

Изуродованный «тепловоз», подготовленный к ремонту (фото А. Иоффе)Перекрашенная и отремонтированная машина готова к перегону в Бронницы

Эпилог: ничего кроме испытаний

В апреле 2010 года в рамках реформирования Российской армии 21 НИИИ был преобразован в Научно-исследовательский испытательный центр автомобильной техники (НИИЦ АТ). Его персонал сократили в несколько раз, все конструкторские работы были остановлены, а завод № 38 ликвидирован. К тому времени главным итогом деятельности 21 НИИИ являлись свыше 1 600 испытанных колесных и гусеничных машин, а также разработка и сборка 550 оригинальных образцов военной техники. Теперь его наследник НИИЦ АТ сосредоточился исключительно на испытаниях и демонстрациях новых военных автомобилей.

Автор выражает благодарность полковнику к. т. н. А. А. Колтукову за содействие и предоставление архивных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *