Полигамия что это у женщин
Женская полигамность: природный инстинкт или падение нравов?
Мы привыкли к разговорам о мужской полигамности. И даже снисходительно относимся к тому, что мужскую неверность все чаще оправдывают природными инстинктами. О женской полигамности заговорили относительно недавно. Зато какой сразу поднялся шум! Во-первых, оказалось, что мужчины с такой постановкой вопроса совершенно не согласны. А во-вторых, сами женщины поделились на два лагеря: одни стали утверждать, что все это выдумки, а другие тут же ухватились за идею и пустились во все тяжкие.
Два – лучше, чем один
Почему-то принято считать, что женская полигамность – явление исключительно современное, порожденное стремительно увеличивающимися финансовыми возможностями прекрасной половины человечества. Исторически, мол, на протяжении тысячелетий полигамными были только мужчины. На самом деле полигамность – вовсе не преференция мужчин, хотя, конечно, у ряда наций традиция полигамности чисто мужская (вспомним, хотя бы многоженство на Востоке). Однако есть народы, у которых женщинам также не возбраняется вести себя подобным образом. Например, цыганки или представительницы африканских племен вольны «крутить любовь» с несколькими мужчинами.
У женской полигамности есть, между прочим, и научное объяснение: если мужчина инстинктивно стремится оплодотворить как можно большее число женщин, то дама, в свою очередь, ищет самого лучшего отца для своего потомства.
Соответственно, если ее мужчина перестает по каким-то причинам быть для нее лучшим – она пускается на поиски нового партнера. И так далее.
В Европе, где издавна проповедовалась женская моногамность и незыблемость брачных уз, периодически появлялись известные дамы, меняющие любовников как перчатки. Многие из них были богаты и знатны, а некоторые даже королевского рода – к примеру, весьма знаменита своими любовными связями Маргарита Наваррская. Все это неудивительно, браки заключались из финансово-политических соображений, а религия и положение в обществе не давали любвеобильным дамам возможности развестись со своими мужьями.
Когда отношение к браку стало проще, свои правила уже диктовала богемная среда с ее эпатажем и антагонизмом по отношению к буржуазным стереотипам. В результате использовать любовные связи как способ саморекламы стало модно. И свой интерес к мужчинам не скрывали ни Гала Дали, ни Мата Хари, ни Лиля Брик.
В современном мире многие девушки крутят романы одновременно с несколькими мужчинами, да и процент женщин, которые постоянно изменяют своим благоверным, тоже довольно высок. Правда, до сих пор дамские похождения заставляет скрывать двойная мораль западного общества, официально осуждающего такое поведение. Ибо «что дозволено Юпитеру, того нельзя быку».
Кто же эти «Белоснежки»? Во-первых, дамы, которые считают, что нужно брать «не качеством, а количеством». Такие женщины всегда окружены вниманием и никогда не мучаются поиском подходящего партнера, если нужно пойти в гости к подруге или на модную премьеру. Несколько поклонников всегда под рукой! Их мужскому «гарему» завидуют подруги, их жизнь полна событий и острых ощущений. В общем, праздник каждый день.
Во-вторых, это барышни в возрасте около 30 лет, по большому счету, неуверенные в себе. В юности они прилежно учились, в молодости – строили карьеру, не отвлекаясь на бурные романы. А теперь боятся остаться в одиночестве или серьезно привязаться к кому-то. Они не против найти постоянного партнера, но страх поражения заставляет их бросаться из одних объятий в другие.
Ну и третий тип полигамных дам – это женщины, которые стремятся получить максимальную выгоду от своих любовников. Не только подарки, походы в кафе-рестораны, материальную помощь, но и продвижение по социальной лестнице. Разумеется, было бы неплохо, чтобы все вышеперечисленное сочеталось в одном единственном мужчине. Только таких экземпляров на всех не хватает, и расхватывают их быстро. А потому приходится окружать себя целой толпой.
Альфа-самки
Есть правда отдельная категория обеспеченных бизнес-леди, которых социологи уже окрестили альфа-самками или альфа-адюльтерессами. Как правило, они выбирают себе любовников помоложе и покрасивее. Причем, совершенно не переживают по поводу того, что содержат своих альфонсов. Времени на создание длительных отношений у них нет. Зато есть деньги и власть, которые позволяют заполучить практически любого молодого мачо.
И что интересно, молодые люди сами тянутся к богатым зрелым дамам. Ведь они не только оплачивают все развлечения и удовольствия, но и порой дают пропуск в мир больших возможностей. Они всегда ухожены, хорошо одеты и взамен ничего, помимо секса и общения, не требуют. Никаких истерик и призывов жениться – красота!
Но к несчастью для таких мужчин, стоит добавить, что женская полигамность свойственна даже не половине, а значительно меньшей части женского сообщества. Иначе бы курсы женского пикапа давно бы обошли по популярности аналогичные тренинги для мужчин. Пока же дамы все больше прислушиваются к советам о том, как найти самого лучшего-замечательного и какими хитростями дотащить его до ЗАГСа.
Кроме того, к женской полигамности даже раскованная молодежная среда относится довольно настороженно. Сторонники такого подхода осторожно говорят, что в личной жизни у женщин столько же прав, сколько и у мужчин, следовательно, их полигамное поведение оправдано. В то же время наиболее ярые радетели морали считают разговоры о женской полигамности чуть ли не оправданием блуда.
Так или иначе, среднестатистические мужчины все же не склонны серьезно относиться к женщинам, постоянно меняющим партнеров. Такое поведение, чем бы оно ни было продиктовано, не позволяет им быть уверенными в том, что дама не променяет их кого-нибудь еще. А мужчины не склонны делиться своими победами.
Еще хуже обстоит дело с отношением мужчин к женским изменам. Допуская легкие увлечения на стороне, большинство воспринимают женскую измену как предательство. И никакие разговоры о том, что все это лишь заложенные природой инстинкты, в конечном счете не имеют смысла.
Вот и спорят до хрипоты представители мужского и женского пола, что же такое женская полигамность – норма или падение нравов?
Женская полигамия: скука, месть или зов природы?
Полигамных мужчин принято оправдывать природой, против которой «не попрешь», эволюцией, религией, историей, войнами и т.д. Так или иначе, по факту таких мужиков предлагается понять и простить, в худшем случае, предварительно огрев для профилактики сковородой.
К полигамным женщинам общество отнюдь не столь лояльно. По крайней мере, в российских реалиях «гулящих» баб во все времена осуждали всем селом, колхозом и скамейкой у подъезда, шипя им вслед название древнейшей профессии и жалея их детей, из которых «непонятно что вырастет». Между супружеским (материнским) долгом и любовником женщине предписывали выбирать первое, пророча в противном случае печальную участь Анны Карениной.
Но многих поклонниц разнузданного веселья не останавливает даже страх быть «использованной и брошенной» – тем более что бросаться под поезд от несчастной любви в современном мире вовсе не обязательно. Достаточно пойти на сайт знакомств, и через неделю от грустных воспоминаний не останется и следа.
У Анны успешная карьера и любящий муж в Ярославле. И еще один в Вологде. Уже многие годы она живет на две семьи, маскируя свои разъезды срочными командировками. Но героиня не может прятать мужчин друг от друга вечно. И однажды ее обман раскрывается. Сможет ли она сделать выбор? Смотрите сериал «Двойная сплошная» с 10 декабря в 19.20 на телеканале «МИР».
Порок или норма?
В то же время, как утверждают ученые Миссурийского университета, в основе социальных отношений более чем полусотни народов лежит классическая полиандрия (брачные отношения женщины с одним или двумя мужьями), уходящая корнями в матриархат. Такая форма сожительства встречается везде – от крайнего Севера до Южной Индии и Тибета. А в некоторых племенах отцами одного ребенка могут одновременно считаться несколько мужчин. Полиандрия официально узаконена в Тибете, Нигерии, Полинезии, некоторых районах Индии.
Однако, если не брать в расчет культурно-исторические традиции отдельных народов, женская полигамия (склонность к изменам и частой смене партнеров) имеет свои причины и обоснования.
Некоторые женщины, меняющие мужчин, как перчатки, подводят свой образ жизни под самые разнообразные теории – от феминизма и эмансипации (как они их понимают) до «поисков единственного». Дескать, все предыдущие оказались коллективным «козлом», но где-то в бескрайней куче мусора должен быть зарыт волшебный принц. Ищущий да обрящет, рассуждают они, и ищут этого принца до старости. Иногда «жемчужина», как ни странно, действительно находится, но чаще такие кладоискательницы остаются у разбитого корыта и жестоко раскаиваются ближе к пенсии в том, что капризно отвергли когда-то не самых плохих кандидатов, и не с кем теперь ходить «в гололед» в поликлинику.
Хотя бывают случаи, когда цели найти постоянного спутника женщина не ставит изначально – ей просто нравится получать от жизни новые ощущения или выгоду, и веселится она ровно столько, сколько позволяет здоровье, справедливо рассчитывая на то, что «стакан воды» в старости принесет и скорая помощь. А принесет ли его мужик, в которого можно вкладываться полвека – вопрос неоднозначный. По статистике, мужчины умирают раньше женщин, и вложения могут просто не окупиться. Кстати, подобный подход может быть и следствием строгого воспитания, в том числе, авторитарным отцом, не дававшим достаточно любви и поддержки. Недостающие эмоции, таким образом, «добираются» посредством многообразных связей.
Впрочем, истории в духе Карениной тоже не редкость. Женщина может жить с достойным и уважаемым человеком, испытывать к нему, скорее, родственные чувства, но отчаянно мечтать о неземной всепоглощающей страсти. И, как только кандидат на эту роль подвернется, пойти вразнос, мгновенно забыв и о долге, и о чувстве собственного достоинства.
Наконец, как утверждают ученые, сексуальное желание (а вместе с ним и склонность к случайным связям) увеличивается у женщин во время периода овуляции. В этом смысле, слабый пол точно уравнивается в правах с сильным, поскольку и тут «против природы не попрешь».
«Принцесса» и подкаблучник
Самые неприятные последствия женской полигамии приходится расхлебывать мужьям и постоянным партнерам. И полбеды, если мужик, что называется, «напросился сам», но иногда это происходит, казалось бы, без всякого повода. И вот уже ничего не подозревающий гражданин оказывается обладателем ветвистых рогов, а правда – если таковая вскрывается – поражает его, как гром среди ясного неба.
Распознать женскую измену не всегда просто, поясняет психиатр, психотерапевт, гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин. Но такие общеизвестные признаки, как отсутствующий взгляд и снижение интереса к мужу (партнеру), безусловно, должны насторожить.
Со своей стороны, эксперт приводит еще ряд причин, по которым происходят женские измены. «Первая: женщине кажется, что она вышла замуж по ошибке, по молодости, она корит себя в этом, считая, что имеет моральное право на измену. Муж не соответствует ее представлениям об идеальном партнере, но она не уходит от него или из страха, или от неуверенности в своих силах. Такой подход можно назвать эгоистичным и незрелым: дама не готова вкладываться в отношения, себя считает безупречной, находится в детской позиции «принцессы», не способна к самокритике», – поясняет психотерапевт.
Вторая частая причина измен – потребность в сексуальном разнообразии. «Когда половая жизнь в браке приедается, начать поглядывать налево могут как мужчина, так и женщина. В отношениях при этом все может быть хорошо. Вариант действий в такой ситуации – проговаривать проблемы и пытаться разнообразить свою половую жизнь», – говорит врач.
Третья типичная ситуация – потеря интереса со стороны мужа, который перестает уделять женщине достаточно внимания. По каким причинам это происходит, вопрос отдельный. Мужчина может удариться в трудоголизм или подсесть на бутылку, но женщина чувствует себя обиженной и находит выход в измене из мести. «Одной из моих клиенток, оказавшейся в такой ситуации, муж предложил на выбор или развод, или терапию. Развода удалось избежать, но отдаленные последствия обиды и уязвленного самолюбия в дальнейшем еще могут проявиться», – считает Фомин. Но пережить измену могут не все, и иногда пары расходятся. Из той же оперы – вечноотсутствующий муж-«моряк», дождаться которого под силу далеко не каждой «морячке».
Иногда женщина изменяет для того, чтобы наказать мужика за его собственные похождения. «Метод сомнительный, поскольку лишь ухудшает положение вещей», – поясняет врач.
Ну и, наконец, довольно распространенная причина – слабохарактерный муж-подкаблучник, в браке с которым женщина не чувствует никаких обязательств. Ничто – включая чувство вины – её не ограничивает, и она вольной птицей летит навстречу новым страстям. Кстати, в предыдущие века народная мудрость учитывала эти нюансы и упреждала их напутствиями вроде «бей жену в младости, покой будет при старости» и «бей жен к обеду, к ужину опять, чтобы щи были горячи, каша маслена».
А вот «Домострой» регламентировал силовые методы исходя из соображений здравого смысла. Бить супругу рекомендовалось «плеткою вежливенько, за руки держа», «бережно» и без гнева. Запрещалось бить жену «по уху», «под сердце кулаком или пинком», колоть посохом, железными или деревянными предметами, поскольку возможные последствия – «слепота и глухота, вывихнутые руки и ноги, и перст, и главоболие, и зубная болезнь» явно лишали домовладение ценного «сотрудника». Но многие мужья все же в порыве страсти перегибали палку, и «вежливенькой» профилактикой дело не ограничивалось. В таких условиях пойти налево могла только очень отважная женщина, но большинство все же выбирали жизнь.
Полигамность мужчин и женщин
Полигамность мужчин считается в обществе чем то само собой разумеющимся. По мнению женщин сильная половина человечества — это «ходоки» от природы. При этом полигамность у женщин принято считать аномалией, и присущим больше представителям мужского пола. Правда ли это, нам предстоит разобраться.
Общие понятия
Полигамность или моногамность человека
Биологи и социологи изучают этот вопрос, но в настоящее время однозначного ответа не него нет. По мнению ученых, чаще всего индивид стремится продолжить свой род, но в момент стабилизации отношений и взросления детей не исключается последовательная полигамия — новый брак и рождение в нем детей. Нередко, люди не желают разрушать устоявшийся брак, и заводят отношения вне его, которые сохраняются в тайне.
Причины
Выживание
В истории человечества происходило множество катаклизмов: войны, эпидемии, геноцид, в результате которых гибли люди. Это приводило к нарушению баланса рождаемости и смертности, и пробуждало в мужчинах инстинкт, обуславливающий необходимость продолжения рода. Для достижения этой цели представителям мужского пола одной партнерши недостаточно.
Традиции
В ряде стран религия и жизненный уклад поощряет полигамию. Как правило, это имеет глубокие исторические корни. Высокая смертность населения требовала восполнения потерь, поэтому несколько жен — это нормальное явления в некоторых исламских государствах. Обычаи некоторых народов пошли еще дальше, и овдовевшая женщина с детьми может стать женой брата покойного мужа, несмотря на то, что у него имеется собственная семья.
Превратности любви
Случается так, что приходит любовь одновременно к нескольким людям. Мужчина или женщина влюбляются в другого или другую, и при этом стараются не разрушить семью. Как правило, эти романы носят тайный характер, чтобы не было больно партнеру по браку.
Престиж
Наличие любовниц в определенных кругах — это показатель статуса и достатка. Таким образом, мужчина, добившийся успеха в бизнесе пытается доказать свое превосходство.
Комплексы
Психологи рассматривают полигамию как комплекс неполноценности. Серьезные отношения для казанов и донжуанов вызывают чувство страха, так как они связаны с определенным уровнем ответственности. В этом случае полигамность — это способ доказать окружающим свою успешность.
Мужчины и полигамность
По мнению ученых, мужская полигамность связана с их меньшей численностью по отношению к количеству женского населения. В процентном отношении разница незначительная, и составляет 50:52, но смертность у младенцев мужского пола выше, чем у девочек. Мужская полигамия — устойчивый миф, который поддерживается самими мужчинами. Для этого достаточно вспомнить царя Соломона с его огромным гаремом, Артаксеркс II, имевшего множество жен и детей, а также князя Владимира Красно Солнышко. Последний до крещения считался распутником, а количество его жен приближалось к восьмистам.
Женская полигамность
Это явление встречается не часто и порицается обществом. Женская полигамность называется разными эпитетами, имеющими негативное значение. Антропологи считают, что такое явление объясняется поиском сильного партнера, имеющего хорошую наследственность для рождения здорового потомства. При этом поиск сопровождается сменой большого числа партнеров.
Полигамные женщины условно разделены учеными на такие типы:
— Белоснежка. Такая женщина считает, что число партнеров важнее качества отношений. Как правило, это дамы после 30 лет, которым не удалось в свое время нагуляться. От мужчин они требуют подарков и развлечений.
Виды полигамии
Полиандрия
Эта форма брака не имеет широкого распространения. В нем женщина имеет несколько мужей. Разновидность такого брака — фратернальная полиандрия. В этом случае мужьями девушки являются братья. Благодаря такому браку, используется земельная наследственность без ее разделения.
Полигиния
Групповой брак
В этом случае происходит объединение нескольких мужчин и женщин в одну семью. Они ведут общее хозяйство и воспитывают сообща детей.
Бесценные советы
Как правильно ухаживать за вечерними платьями
Вы приобрели великолепное платье, вышли в нём в свет и произвели фурор.
Как чистить, гладить и хранить вечерние платья, рассмотрим в этой статье.
Как подобрать одежду для невысоких женщин?
Невысокий рост — это здорово. Однако современная мода нацелена на женщин повыше:
порой подобрать актуальный гардероб становится непросто. Главное — знать основные секреты стилистов.
Другие статьи по теме:
Как понять, что ребенок готов идти в школу?
Бывший муж: враг или верный друг?
Газлайтинг в семье: что это и что делать?
Золотая свадьба: замечательные традиции на почетный юбилей
Получая ежедневное оповещение о событиях, россияне всегда отлично экономят семейный бюджет в интернет-магазине «Эгерия».
Женщины за многоженство Преимущества и недостатки полигамии
Многоженство в современном мире — одна из самых волнующих тем, причем для обоих полов. Споры в судах и парламентах, приложения для поиска второй жены и новости о скандальных браках заполняют первые полосы СМИ. Однако эти дискуссии идут главным образом в странах западного (или христианского) мира, которым эта практика исторически чужда. А как работает многоженство там, где оно включено в сбалансированную социально-экономическую систему? Какую пользу оно приносит мужчинам, женщинам и обществу в целом? Насколько справедлива критика полигамии с позиций защиты прав женщин? Об этом рассказывает Анна Зелькина, научный сотрудник Школы изучения стран Азии и Африки при Лондонском университете.
Понять многоженство
В отношении полигамии существует масса околонаучных теорий. Одна утверждает, что полигамия необходима, чтобы удовлетворить естественные биологические и психологические потребности мужчин, которые постоянно ищут новых сексуальных партнеров. Априори считается, что единственная форма полигамии — это многоженство, однако это не так. Существует еще и полиандрия, система семейных отношений, при которой у одной жены много мужей. В Тибете, например, женщина выходит замуж одновременно за всех братьев из одной семьи и становится их общей женой, а дети, рожденные в таком браке, признаются всеми братьями как родные.
Согласно другой точке зрения, институт многоженства отождествляется с ущемлением прав и свобод женщин. Поскольку полигамия распространена во многих мусульманских обществах, ее существование объясняется особенностями исламской идеологии, которая закрепляет зависимое положение женщины в семье и обществе. До сих пор многие западные исследователи и представители международных правозащитных и неправительственных организаций отождествляют полигамию с социальной несправедливостью и нарушением прав женщин. Однако эта связь не абсолютна: до недавнего времени в европейском обществе, официально не допускавшем многоженства, женщина была в полной зависимости от мужчин — сначала от отца, а потом от мужа, брата или взрослого сына — и не имела никаких имущественных и юридических прав.
Распространенность полигамии в Африке, как правило, объясняется «примитивностью» местных племен и воспринимается как одно из проявлений их «дикости». Отождествление в сознании европейца полигамии с доисторическим варварством восходит к работам этнографа середины XIX века Льюиса Моргана, публикации которого легли в основу знаменитой работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Первые путешественники, колонизаторы и миссионеры, оказавшиеся в Африке, отмечали, что полигамия — повсеместное явление, и считали ее искоренение частью своей «цивилизаторской» миссии. В результате вопрос многоженства приобрел идеологический, а затем острый политический характер и стал чуть ли не мерилом успеха модернизации и социально-политического развития в различных африканских странах. Попытки политиков завуалировать полигамию (чтобы повысить «рейтинг» своих стран) ведут не к исчезновению этого явления, а к его видоизменению, при этом, как правило, именно женщины оказываются в наиболее уязвимом положении. Длительное существование полигамии в традиционных обществах выработало механизмы поддержания равновесия не только между полами, но и между разными возрастными и статусными группами, а нарушение этого баланса часто приводит к тому, что страдают наименее защищенные члены общества — прежде всего женщины.
Во время своего путешествия по Танзании я впервые столкнулась с «неолитическими» племенами, у которых семейные отношения сохранились на уровне, отождествляемом с первобытно-общинным. В глобализирующемся мире последние островки культурной обособленности подвергаются быстрой эрозии и меняются буквально на глазах; традиции, существовавшие на протяжении тысяч поколений, видоизменяются и теряют свою устойчивость.
Ислам и скотоводы
Объединенная Республика Танзания состоит из двух обособленных географических и культурно-исторических территорий: континентальной части (бывшая Танганьика) и острова Занзибар. Хотя обе части признают общую конституцию, 99 процентов населения Занзибара исповедуют ислам, остров имеет свое законодательство, основанное на шариате. Вопросы семейного права рассматриваются в местных кадиятах (религиозных судах), которые в соответствии с исламскими законами признают полигамию. Разрешение иметь четырех жен оговорено в шариате условием, что мужчина должен материально обеспечивать всех жен и их детей одинаково, а также относиться к ним с равным вниманием. Несмотря на это требование и на то, что ислам был первой религиозной системой, давшей женщине право на развод и гарантировавший ее экономические права, в реальной жизни женщины в семье находятся в строгом подчинении мужчинам и фактически существуют вне секулярного законодательства республики.
В отличие от Занзибара точных данных о религиозной картине континентальной Танзании нет: с 1967 года правительство запретило вносить параграф о вероисповедании в переписи и опросники. В конце 1960-х примерно треть населения исповедовала ислам, треть — христианство и треть — традиционные африканские религии. С тех пор под воздействием христианских и мусульманских миссионеров ситуация, безусловно, изменилась, но чтобы понять, какова она сейчас, необходимо специальное исследование.
Проводить исследования в Танзании непросто прежде всего из-за исключительной этнолингвистической пестроты населения. Здесь проживает 125 разных этносов, говорящих на более чем ста языках четырех африканских лингвистических групп, не считая европейских переселенцев и китайской общины. Помимо этого на уклад жизни и семейные отношения танзанийцев влияют и условия их жизни.
Масаи — наиболее многочисленная этническая группа, проживающая на территории северной и центральной Танзании и южной Кении. Это одно из самых архаичных племен, сохранившее патриархальные отношения и традиционный образ жизни полукочевых скотоводов. На примере масаев можно понять, почему полигамная семья является наиболее оптимальным социально-экономическим институтом, необходимым для физического выживания каждого члена такого общества.
Масаи никогда не практиковали земледелие, а религия запрещает им убивать диких животных, поэтому основная их еда — молоко и кровь коров, по особым случаям — мясо коров или овец. Неудивительно, что благосостояние и статус каждого члена общества и всей семьи в целом зависит от количества коров; до сих пор коровы являются основным, если не единственным мерилом богатства и социального положения.
Многоженство вместо разводов
Масаи пасут свои стада полукочевым способом, преодолевая огромные расстояния и переходя с одних пастбищ на другие. Только те женщины, у которых умер муж и нет взрослых сыновей, занимаются выпасом коров; обычно это дело мужчин и мальчиков, причем мальчики начинают «ходить с коровами» с пятилетнего возраста. В примитивном обществе, которое постоянно находилось в борьбе с соседями за пастбища, количество «воинов» и «пастухов» определяли силу семьи: чем у человека больше жен, тем, как правило, больше у него детей, тем больше помощников и защитников интересов семьи. Поэтому помимо числа коров социальное положение взрослого мужчины определяется количеством жен и детей, которые могут сохранить и приумножить это богатство.
Многоженство обеспечивает экономическую и социальную защиту не только мужчинам, но и женщинам. Среди масаев существует четкая и жесткая социальная стратификация, где роль каждого члена общества зависит прежде всего от пола и возраста. Весь жизненный цикл жизни масаев связан с переходом из одного социального состояния в другое. Взросление и переход в категорию полноправного члена общества отмечается обрядом обрезания (для обоих полов). Незамужняя женщина находится на самой низкой ступени социального положения и становится полноправным членом общества только после замужества и рождения детей.
Ребенок масаи возле стада, принадлежащего его родителям
Фото: Tom Kirkwood / Reuters
Социализация мужчин и женщин проходит внутри их статусных и возрастных групп; мужчины редко бывают дома, и отношений между мужем и женой в том виде, в каком мы привыкли их понимать в западном обществе, не существует. Каждый выполняет свои функции, имеет свои обязанности и свои права. В условиях примитивного существования на долю женщины выпадает множество дел — от строительства жилья, поддержания порядка, приготовления пищи, рождения и воспитания детей до ухода за скотом. Поэтому жены часто приветствуют, а иногда и инициируют появление второй или третьей жены, с которыми они могут разделить и обязанности, и досуг.
Брак у масаев, как и все остальные ритуалы, «скрепляется» коровами: во время свадьбы семья жениха передает семье невесты заранее оговоренное число коров, а семья невесты дарит жениху определенное число коров в качестве приданного. В отличие от многих азиатских обществ, где дочь воспринимается родителями как обуза (что до сих пор приводит к массовым убийствам новорожденных девочек, например, в Индии), масаи приветствуют рождение девочек: институт многоженства гарантирует, что если не все, то большинство женщин выйдут замуж, а их родители получат за дочь определенное число коров.
Масаи практически никогда не разводятся: мужчина должен содержать жену всю жизнь. Даже если женщину уличают в неверности, к разводу это, как правило не приводит. Чаще всего дело ограничивается штрафом (конечно, в виде коров), который должен выплатить либо человек, с которым женщина изменила, либо ее отец. Решение о разводе не может быть принято без совета старейшин, и даже если виновата жена, семья мужа должна вернуть коров, полученных от семьи жены во время свадьбы, что для большинства является неприемлемым условием. Легче взять новую жену, не разводясь со старой, чем проходить сложную и накладную процедуру развода.
Если же развод все-таки происходит, женщина оказывается практически вне закона: никто не возьмет ее снова в жены, дети, рожденные после развода, не будут принадлежать никакой семье и станут изгоями. Если мужчина и может в исключительных случаях оставить жену, то развод по инициативе жены у масаев невозможен — однажды выйдя замуж, женщина навсегда остается в семье мужа.
Ошибка миссионеров
Колонизация Африки сопровождалась активной миссионерской деятельностью, и полигамия стала краеугольным камнем при христианизации местных племен. Христианские церкви рассматривают полигамию как один из наиболее пагубных пороков и требуют от мужчин перед крещением выбрать одну жену и развестись с другими.
Существует немало историй, которые демонстрируют, насколько эти требования оказались неприемлемы не только для мужчин, но и для женщин. По рассказам миссионера, старейшина одного из племен, принявший христианство, решил строго следовать требованиям новой веры и обратился к своим пяти женам с предложением решить, какая из них останется с ним, а какие получат развод. Возмущенные таким предложением жены ушли от него, а сам старейшина, несмотря на свой бывший статус и богатство (он имел 800 коров), стал изгоем общества, всеми отверженным и презираемым.
Среди танзанийцев бытовало мнение, что христианские миссионеры «спасают душу, но губят общество». А первый танзанийский доктор теологии посвятил свою диссертацию совместимости африканской полигамии и христианской доктрины. Его проповеди были с энтузиазмом встречены новообращенными танзанийскими христианами, но далеко не все из них, крестившись, отказались от многоженства.
Женщины масаи выполняют обряд для повышения фертильности
Фото: Radu Sigheti / Reuters
Согласно последним статистическим данным, в Танзании 25 процентов женщин находится в полигамном браке, причем процент таких браков за последние 25 лет уменьшился всего на 2,5 процента. Семейное право до сих пор рассматривается в рамках «обычного» права, а закон о браке (Law of Marriage Act) в Танзании официально закрепляет институт многоженства.
Женщины защищают многоженство
О полигамии в Танзании идут жаркие споры. Некоторые активисты выступают против института полигамии как такового, приравнивая многоженство к дискриминации женщин и ссылаясь на то, что правительство Танзании ратифицировало в 1979 году Конвенцию о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин, и требуют юридически запретить полигамию.
Другие, наоборот, считают, что надо принять полигамию как факт семейных отношений, но пересмотреть законодательство о семейной жизни и разводах, чтобы законодательно закрепить равные права всех жен в полигамной семье. Они указывают на то, что в традиционном праве развод не предусмотрен, а в условиях городской жизни многоженство теряет патриархальный характер и напоминает то, что происходит в западных обществах: мужчина заводит вторую жену, но обе они живут раздельной параллельной жизнью. Разница между такой второй женой и любовницей лишь в том, что муж открыто признает ее и ее детей, содержит их, не делая из этого тайну, но при этом жены и их дети не составляют единой семьи.
Интересно, что среди тех, кто поддерживает полигамию, немало женщин: они считают, что этот вид семьи отвечает их интересам в не меньшей степени, чем интересам мужчин. Возникает вопрос, почему они не видят в многоженстве ущемления своих прав? Обычное право защищало интересы женщин: предотвращало разводы, определяло экономическую ответственность мужчины за каждую из жен, распределяло ответственность за экономическую деятельность в семье между всеми женщинами поровну, определяло степень автономности и права каждой женщины в семье.
Семья масаи в Танзании
Любопытно, что среди аргументов в защиту полигамной семьи именно женщины приводят тот факт, что в условиях эпидемии СПИДа ликвидация многоженства может привести к более хаотичной смене сексуальных партнеров. Многочисленные табу, запрещающие половые отношения супругов в разные периоды жизни женщины (например, до и после рождения ребенка), могут толкнуть мужчину на поиски приключений вне семьи.
Танзания объединяет архаичные полукочевые племена и земледельческие общины, крупные города и районы, население которых практически полностью занято в обслуживании дорогостоящих отелей и курортов. В такой стране найти универсальный ответ на вопрос о том, какой тип семьи оптимален для общества и может гарантировать права женщин, невероятно трудно, а принятие законов, распространяющихся на всю страну, либо приведет к потере культурных особенностей, либо станет априори невыполнимым и оставит «дыры» для злоупотреблений. Поэтому и исследователям, и активистам, и политикам нужно понимать, что лежит в основе существования разных социальных институтов, в том числе и полигамии, и не спешить с заранее заготовленными шаблонами и рецептами «на все случаи жизни».