Полифонический звук что это
Урок 4. Полифония и сведение музыки
Одним из наиболее сложных в теории музыки понятий является музыкальная полифония. Однако это и одна из важнейших категорий, без которой невозможно ни разобраться в оркестровой музыке, ни спеть красиво дуэтом сложную мелодию с полноценным музыкальным сопровождением, ни даже записать и свести простейший трек, где, помимо голоса, звучат гитара, бас и ударные.
Итак, давайте приступим.
Содержание:
План действий понятен, поэтому приступаем к работе!
Понятие полифонии
Термин «полифония» произошел от латинского polyphonia, где poly означает «много», а phonia переводится как «звук». Под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия.
Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.
Кроме того, одноименная дисциплина «Полифония» преподается в музыкальных учебных заведениях на факультетах и отделениях композиторского искусства и музыковедения.
Иноязычный термин polyphonia в русском языке не претерпел существенных трансформаций, кроме как написание кириллицей вместо латиницы. И, казалось бы, подчиняется правилу «как слышится, так и пишется». Нюанс в том, что слышится этот термин всем по-разному, и ударения тоже ставятся по-разному.
Так, в «Словаре церковнославянского и русского языка», изданном Императорской Академией Наук в 1847 году, предписывается ставить ударение на вторую «о» в слове «полифОния» и на вторую «и» в слове «полифонИческий» [Словарь, Т.3, 1847]. Вот как выглядит страничка в этом издании:
Начиная с середины 20 века и по сей день в русском языке мирно сосуществуют два варианта ударения: на последнюю «о» и на вторую букву «и». Так, в «Большой Советской Энциклопедии» предлагается ставить ударение на последнюю «о» [В. Фраенов, 2004]. Вот скриншот странички БСЭ:
В «Толковом словаре» под редакцией лингвиста Сергея Кузнецова в слове «полифония» подударной является вторая буква «и» [С. Кузнецов, 2000]. В слове «полифонИческий» ударение на букву «и», как и в более ранних изданиях:
Отметим, что «Google Переводчик» поддерживает последний вариант и если вы внесете слово «полифония» в колонку для перевода и нажмете значок динамика, то отчетливо услышите ударение на последней букве «и». Значок динамика обведен на картинке красным цветом:
Теперь, когда мы поняли, в целом, что такое полифония и как правильно произносить это слово, можно углубиться в тему.
Происхождение и развитие многоголосия
Многоголосие – достаточно сложное явление в музыке, и в разных культурах оно имеет свои особенности. Так, в странах Востока многоголосие изначально имело преимущественно инструментальную основу. Другим словами, там были распространены многострунные музыкальные инструменты, струнные ансамбли, струнное сопровождение пения. В странах Запада многоголосие было чаще вокальным. Это было хоровое пение, в том числе acapella (без музыкального сопровождения).
Развитие многоголосия в начальной стадии принято называть термином «гетерофония», т.е. разнозвучие. Так, еще в 7 веке была принята практика надстройки одного, двух и более голосов над звучанием хорала, т.е. богослужебного пения.
В эпоху Средневековья и Возрождения получил распространение мотет – многоголосый вокал. Это не был хорал плюс надстройка голосов в чистом виде. Это уже было более сложное вокальное произведение, хотя элементы хорала в нем очень заметны. В целом, мотет стал гибридной музыкальной формой, вобравшей в себя традиции церковного и светского пения.
Церковное пение тоже прогрессировало в техническом плане. Так, в Средневековье получила распространение так называемая католическая месса. Она строилась на чередовании сольных и хоровых партий. В целом в мессах и мотетах образца 15-16 столетий достаточно активно использовался весь арсенал многоголосия. Настроение создавалось за счет нарастания и убывания плотности звучания, разных сочетаний высоких и низких голосов, постепенного включения отдельных голосов или групп голосов.
Развивалось и исключительно светская певческая традиция. Так, в 16 веке набирает популярность такой песенный формат, как мандригал. Это двух- или трехголосое произведение, как правило, любовного лирического содержания. Зачатки этой песенной культуры появились еще в 14 столетии, но на тот момент не получили особого развития. Мадригалам 16-17 столетия присущи разнообразие ритмов, свобода голосоведения, применение модуляции (перехода в другую тональность в конце произведения).
Термин «ричекар» происходит от французского rechercher, что означает «поиск» (помните знаменитое Cherchez la femme?) и, применительно к музыке, может трактоваться по-разному. Изначально под термином подразумевался поиск интонации, позже – поиск и разработка мотивов. Наиболее известные формы ричекара – пьеса для клавира, произведение для инструментального или вокально-инструментального ансамбля.
Самый давний ричекар обнаружен в сборнике пьес, изданных в 1540 году в Венеции. Еще 4 пьесы для клавира найдены в сборнике произведений композитора Джироламо Каваццони, вышедшем в 1543 году. Наиболее известным считается 6-голосный ричекар из «Музыкального приношения» Баха, написанный великим гением уже в 18 столетии.
Отметим, что стили и мелодика вокальной полифонии уже в те годы были тесно связаны с текстом. Так, для лирических текстов свойственны распевы, а для коротких фраз – декламация. В принципе, развитие традиций многоголосья можно свести к двум полифоническим трендам.
Полифонические тренды Средневековья:
Строгое письмо (строгий стиль) – жесткая регламентация принципов мелодики и голосоведения на основе диатонических ладов. Применялось преимущественно в церковной музыке. | Свободное письмо (свободный стиль) – большая вариативность принципов построения мелодий и голосоведения, использование мажорного и минорного ладов. Применялось преимущественно в светской музыке. |
Информацию о ладах вы получили в предыдущем уроке, поэтому сейчас понимаете, о чем идет речь. Это самые общие сведения о развитии традиций многоголосия. Более подробно об истории становления многоголосия в разных культурах и полифонических трендах можно прочитать в специальной учебной литературе по курсу «Полифония» [Т. Мюллер, 1989]. Там же можно найти ноты к средневековым музыкальным произведениям и, если вам это интересно, разучить несколько вокальных и инструментальных партий. К слову, если вы пока не умеете петь, но хотели бы научиться, сделать первые шаги на пути к вокальному мастерству можно, изучив наш курс «Развитие голоса и речи».
Теперь самое время перейти к приемам полифонии с тем, чтобы более ясно понимать, как именно многоголосие складывается в единую мелодию.
Полифонические приемы
В любом учебном курсе полифонии можно встретить такой термин как контрапункт. Он происходит от латинского словосочетания punctum contra punctum, что означает «точка против точки». Или, применительно к музыке, «нота против ноты», «мелодия против мелодии».
Контрапункт означает способ соединения двух и более мелодических линий, вокальных или инструментальных, в музыкальное произведение. Условно говоря, можно считать, что понятия «контрапункт» и «полифонический прием», «полифоническая техника» – синонимы. Это никак не отменяет тот факт, что у термина «контрапункт» есть несколько разных значений. И теперь давайте рассмотрим несколько основных приемов полифонии.
Имитация
Имитация – это когда к начальному одноголосному звучанию через какое-то время присоединяется второй (имитирующий) голос, который повторяет ранее прозвучавший отрывок на той же самой или другой ноте. Схематически это выглядит следующим образом:
Уточним, что используемый на схеме термин «противосложение» – это голос, сопутствующий другому голосу в полифонической мелодии. Гармоническое созвучие достигается при помощи различных техник: дополнительный ритм, смена мелодического рисунка и т.д.
Каноническая имитация
Каноническая, она же непрерывная имитация – более сложный прием, при котором повторяется не только ранее прозвучавший отрывок, но и противосложение. Вот как это выглядит схематически:
Термином «звенья», который вы видите на схеме, как раз и обозначают повторяющиеся части канонической имитации. На вышеприведенной иллюстрации мы видим 3 элемента начального голоса, которые повторяет имитирующий голос. Значит, тут 3 звена.
Конечный и бесконечный канон
Конечный канон и бесконечный канон – это разновидности канонической имитации. Бесконечный канон предполагает возвращение первоначального материала в какой-то момент времени. Конечный канон таких возвратов не предполагает. На вышеприведенном рисунке представлен вариант конечного канона. А теперь посмотрим, как выглядит бесконечный канон, и поймем разницу:
Поясним, что под бесконечным каноном 1-го разряда подразумевается имитация с 2-мя звеньями, а под бесконечным каноном 2-го разряда – имитация с количеством звеньев от 3-х и более.
Простая секвенция
Простая секвенция – это перемещение полифонического элемента на другую высоту звука, при этом соотношение (интервал) между составными частями элемента не изменяется:
Так, на схеме буква «А» условно обозначает начальный голос, буква «В» обозначает имитирующий голос, а цифры 1 и 2 – первое и второе перемещение полифонического элемента.
Сложный контрапункт
Сложный контрапункт – это полифоническая техника, объединяющая множество полифонических приемов, которые позволяют генерировать из первоначальной полифонии новые мелодии путем либо изменения соотношения голосов, либо внесения изменений в мелодии, составляющие первоначальную полифонию.
Разновидности сложного контрапункта:
В зависимости от направления перестановки мелодических голосов различают вертикальные, горизонтальные и двойные (одновременно вертикальные и горизонтальные) подвижные контрапункты.
На самом деле, сложный контрапункт только называется «сложным». Если вы хорошо проработаете материал следующего урока по развитию музыкального слуха, вы без труда распознаете эту полифоническую технику на слух.
Это лишь некоторые наиболее простые для понимания начинающего музыканта полифонические приемы. Узнать больше об этих и других полифонических приемах вы можете из учебного пособия музыковеда, члена Союза композиторов России, член-корреспондента Петровской академии наук и искусств Валентины Осиповой «Полифония. Полифонические приемы» [В. Осипова, 2006].
После того как мы изучили некоторые приемы полифонии, нам будет проще разобраться в классификации видов полифонии.
Виды полифонии
Различают 4 основных вида полифонии. Каждый из видов основывается преимущественно на определенном типе полифонических приемов. Названия видов полифонии в большинстве случаев говорят сами за себя.
Какие бывают разновидности полифонии:
1 | Имитационная – вид полифонии, в котором разные голоса по очереди воспроизводят одну и ту же мелодию. Имитационная полифония включает в себя разные приемы имитации. |
2 | Подголосочная – вид полифонии, где одномоментно звучит основная мелодия и ее вариации, так называемые подголоски. У подголосков может быть разная степень выраженности и самостоятельности, но они обязательно подчиняются общей линии. |
3 | Контрастная (разнотемная) – вид полифонии, где в общем звучании объединяются разные и весьма контрастные голоса. Контраст подчеркивается разницей ритмов, акцентов, кульминаций, скорости движения отрывков мелодии и другими способами. В то же время, единство и гармоничность мелодии обеспечиваются общей тональностью и интонационными взаимосвязями. |
4 | Скрытая – вид полифонии, в котором одноголосная мелодическая линия как бы распадается на несколько других линий, для каждой из которых свойственны свои интонационные тяготения. |
Более подробно о каждой разновидности полифонии вы можете почитать в книге «Полифония. Полифонические приемы» [В. Осипова, 2006], так что оставляем это на ваше усмотрение. Мы же вплотную подошли к такой важной для каждого музыканта и композитора теме как сведение музыки.
Основы сведения музыки
Понятие «полифония» напрямую связано со сведением музыки и получением готового аудиотрека. Ранее мы узнали, что под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия. Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.
Собственно говоря, сведение музыки – это та же полифония, только на компьютере, а не на нотном стане. Сведение тоже предполагает взаимодействие минимум двух музыкальных линий – вокала и «минусовки» либо сопровождения музыкального инструмента. Если инструментов много, сведение превращается в организацию взаимодействия множества мелодических линий, каждая из которых может быть либо непрерывной на протяжении всего произведения, либо же появляться и периодически исчезать.
Если вы вернетесь чуть назад и посмотрите еще раз схематическое изображение полифонических приемов, то увидите много общего с интерфейсом большинства компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком. Точно так, как большинство полифонических приемов изображено по схеме «один голос – одна дорожка», в программах обработки звука для каждой мелодической линии предназначена отдельная дорожка. Вот как может выглядеть простейший вариант сведения двух дорожек в программе Sound Forge:
Соответственно, если нужно будет свести, к примеру, голос, электрогитару, бас-гитару, синтезатор и ударные, дорожек будет 5. А если нужно будет сделать студийную оркестровую запись, там уже будет несколько десятков дорожек из расчета по одной под каждый инструмент.
Процесс сведения музыки – это не просто следование нотной записи и точное расположение начала и окончания музыкальных линий относительно друг друга. Хотя и это непросто, если в записи много шестнадцатых, тридцать вторых и шестьдесят четвертых нот, в которые «попасть» сложнее, чем в целые.
Само собой, саунд-продюсер должен услышать и нейтрализовать вкрапления посторонних звуков, которые могут появиться даже при записи в хорошей студии, не говоря уже о записях, сделанных в домашних условиях или, наоборот, во время концертов. Хотя, концертная запись тоже может быть очень качественной.
В качестве примера можно привести концертный альбом HAARP британской рок-группы Muse. Запись была сделана на стадионе Wembley. Тогда с разницей в 1 день прошли 2 концерта группы: 16 и 17 июня. Интересно, что для аудиоверсии на CD взяли запись от 16 июня, а для видеоверсии на DVD использовали запись концерта, прошедшего 17 июня 2007 года:
В любом случае звукорежиссеру или саунд-продюсеру придется немало поработать, чтобы даже хорошо записанное сложное многоголосие превратилось в полноценное законченное произведение. Это воистину творческий процесс, в котором приходится учитывать массу нюансов. Но, как мы уже многократно убеждались, музыка описывается вполне конкретными исчисляемыми категориями – герцами, децибелами и т.д. И критерии качественного сведения трека тоже есть, причем там используются и объективные технические, и субъективные художественные понятия.
Критерии качественной аудиозаписи
Эти критерии разработала существовавшая во второй половине 20 века Международная организация телевидения и радиовещания (OIRT), и они известны как Протокол OIRT, а положения Протокола и сегодня берут за основу оценки качества аудиозаписей многие структуры. Рассмотрим вкратце, каким же критериям должна соответствовать качественная запись согласно этому Протоколу.
Обзор положений Протокола OIRT:
Полифонический вокал
Наверняка мне скажут, мол «и что тут такого, это давно всем известно», но лично я узнал об этом совсем недавно и до сих пор не осознал, что такая штука реально существует.
И да, как оказалось, именно на этом эффекте (в совокупности со свистом, щелчками и другими вещами) основано т.н. горловое пение, почитаемое среднеазиатскими народностями.
Но даже если вы знакомы с классическим звучанием такого вокала, навряд ли вам известны произведения западной культуры, в которых применяется чистая полифония, т.е. без «примесей».
Я вот не слышал. Приятного просмотра)
6:24 (фрагмент с полифонией)
Ролик, объясняющий суть происходящего:
У меня когда горло болит, я тоже могу так. А если честно, фуфло какое-то, послушайте горловое пение тувинское, к примеру, в разы круче.
В точку
Ответ на пост «Кого ненавидят чернокожие»
Я когда приехал в Штаты, уж 30 лет назад, мне объяснили ребята что nigger это не цвет кожи, а поведение, когда ему все должны, наглое и навязчивое. А ещё есть wiggers, white niggers, с таким же поведением. Нормальные чёрные, которых очень много, и бедные и богатые, разные, сами не любят niggers. Не так давно в Каролине, мне здоровый чёрный мужик, с мозолями на руках, сказал: вы из Калифорнии? У вас там ниггеры распоясались. Я их терпеть не могу. Из за них люди думают что все чёрные лентяи и воры. А это вовсе не так.
Ситуация
Недооценил
Тётя вернулась в Бразилию
Логично
Как живут простые американцы? Показываю дом семьи водителя Pepsi, где я прожила целый год
Типичные американцы Марлин и Стив живут в городке Плентивуд, штат Монтана. У них двое детей и необычная фамилия, для нас совсем не американская — Козиара. Позже я узнала, что у имени польские корни, предки Стива приехали когда-то в США из восточной Европы.
В 16 лет я прошла конкурсный отбор программы обмена FLEX и уехала в США. Целый год я жила в семье в типичном городке одноэтажной Америки и ходила в местную школу. Сейчас мне 31, и я живу в России. В серии публикаций рассказываю об этом опыте.
Единственной информацией, которой я владела перед отъездом в США, были имена и места работы хостов, то есть моих принимающих родителей. Марлин работала продавцом в хозяйственном магазине, а Стив — водителем фургона компании «Пепси», оптовый склад которой располагался в городке.
Это обычные профессии, не предполагающие высокого достатка и шикарного уровня жизни, но, по моим меркам, семья Козиара жила весьма зажиточно. У них был двухэтажный дом с отдельно стоящим гаражом и просторной примыкающей территорией.
Помимо дома у семьи было две машины, типичные американские модели для штатов Дикого Запада: пикап Dodge Ram 1500 у Стива и 5-дверный внедорожник Ford Expedition у Марлин (на дворе 2006 год). Тот «Додж» — первый автомобиль, за руль которого я села.
Так как в Америке сдавать на права можно с 14 лет, Стив решил научить меня водить, но габариты пикапа не поддались моему неразвитому пространственному мышлению и детским ручонкам, поэтому мы оставили эту затею после первой же неуклюжей попытки.
У семьи Козиара было много другой техники: квадрациклы, мотоциклы, в том числе водные, катер, велосипеды и прицеп-кемпер (дом на колёсах). Они любили кемпинг.
В доме они жили вчетвером. Не скажу, что он большой, но достаточно просторный. На втором этаже две спальни — хозяйская и детская комната сына Колтона, которому на тот момент было 9 лет. На основном этаже кухня, ванная, столовая, гостиная и небольшая спальня, в которой жила я. На нижнем этаже, подвальном, большая комната дочери Коди, которой было тогда 13 лет, прачечная и ванная комната.
Мне очень нравился этот дом. Он был уютным. Насколько я помню, многое в нём Стив сделал своими руками. Стены были отделаны деревом, большая часть мебели — тоже из дерева. А ещё, так как Стив был увлечённым охотником, повсюду стояли чучела животных, что создавало внутри атмосферу продвинутой егерской избушки.
В доме стояла небольшая дровяная печь, но, насколько я помню, она не была основным источником тепла, отапливались ещё и электричеством. Горячая вода подавалась бойлером. Знаю, что многим были бы интересны технические детали обустройства быта, но в те годы я была подростком, не придавала этому значения и не так много фотографировала. Помню, что воду и тепло экономили. По утрам вылезать из-под одеяла было зябко.
У семьи была вся необходимая бытовая техника: огромный холодильник, модный пылесос, посудомоечная, стиральная и сушильная машина. Также Козиара имели большое количество домашних животных: кота, кошку с котятами, маленького терьера, шоколадного лабрадора, певчих птичек и огромного злого попугая ара по имени Фёрги.
На вопрос о том, как обычные американцы на простой работе смогли заработать на всё выше перечисленное, могу ответить одним словом — кредит. В США принято жить в кредит, но жить сейчас, а не копить, чтобы жить потом. Насколько это хорошо или плохо, удобно или, наоборот, рискованно, думаю, вы решите сами.
Как сложилась судьба этого дома. Через несколько лет после моего отъезда Стив провёл небольшую реконструкцию и ремонт, покрасил в яркие цвета стены, после чего дом потерял свой уютный егерский облик. А этим летом Стив и Марлин исполнили давнюю мечту, продали жильё в городе и уехали жить на ферму. Дети их выросли и разъехались. Правда, недалеко.
Полифония
Напоминалка:
Полифония — многоголосие, основанное на одновременном звучании двух и более мелодических линий, “ансамбль мелоди”. В чистом виде это — гомофоническая структура, но на практике чаще присутствует смесь — гомофонно-полифонический или аккордово-полифонический.
При анализе полифонического произведения рассматривают:
Из истории
Ранний период — Ars antiqua относятся к произведениям Западной христианской церкви (первые упоминания в седьмом веке, сохранившиеся манускрипты от девятого века). Особенность этого периода — отсутствие ритмической нотации. Из-за необходимости регулировать вертикальное сочетание голосов были сформированы ритмические модусы.
Органум — одно из явлений этой эпохи. Основан на хоралах и является его многоголосной интерпретацией. Ладовая система органумов основана на восьми григорианских ладах одноголосного пения. Голоса строго параллельны (в поздних версиях есть мелизматика), интервалы квинта и кварта.
Пример позднего органума — Perotin — Organum quadruplum «Sederunt principes
Мотет — жанр полифонии тринадцатого века. Проиходит от корня mot, в переводе означающего “слово”. В этом жанре сочетаются напевы, с сохранением слов (в том числе языка, на котором они написаны). Это — прообраз многотемной полифонии. Изначально в качестве кантусов (сочетающихся тем) использовались григореанские хоралы. Позже — светские напевы. С точки зрения духовной философии “многоярусность” композиции было метафорой Вселенной.
Montpellier Codex — Motet : Puisque bele dame m’eime
В связи с усложнением музыкального языка начало формироваться и понятие композиции (от латинского составной, сложенный, искусно построенный).
Рондель — трехголосная форма полифонии, появившаяся в тринадцатом веке и основанная на “обмене” голосов.
Название происходит от французского слова круглый. Голоса в форма меняются “колесообразно” по одной из двух схем:
ПРи этом высота звучания голосов не меняются.
Рота — разновидность ронделя.ю где голоса вступают поочередно.
“Летний канон” — разновидность ронделя. “Летний канон” — шестиголосная пьеса, сочетающая принцип ронделя в двух нижних голосах, а в верхних — принцип роты.
Запись летнего канона весьма специфическая: нижние голоса выписаны отдельно, верхние же одной линией мелодии, где обозначены места для вступления других голосов.
Расшифровка летнего канона
Полифония строгого стиля
Полифония строгого стиля появилась в эпоху Ренессанса (пятнадцатый-шестнадцатый века).
Жанры — вокально-хоровые: мессы, мотеты, шансон, позже — мадригал и инструментальные ричеркары, канцоны, фантазии, токкаты.
Полифония строгого стиля все еще основана на cantus prius factus и системе восьми григорианских ладов (в шестнадцатом веке расширена до 12), также остаются от предыдущих эпох композиция и составление многоголосия из интервальных пар. В качестве новшества появляется новый интервальный состав вертикали.
Совершенные консонансы (октава, квинта, кварта) теперь применяются в основном в начальных и заключительных моментах композиции или во внутренних цезурах (в современном понимании — каденциях). Появляются несовершенные консонансы (терции, сексты и их производные).
Диссонансы строго регламентируются (проходящий и вспомогательный диссонансы могут появляться только на метрически слабых долях, задержание — на сильной и относительно сильной доле). Исключается свободное применение диссонансов (секунд, септим, нон, а в двухголосиях — кварт).
Диссонанс должен отвечать следующим правилам:
быть приготовленным (до этого присутствовать в качестве консонанса) и должен разрешаться. Два диссонанса подряд в одной паре голосов запрещаются.
Каноны в ПСП развиваются, появляются: двойные, тройные, четверные, зеркальные (вертикально-инверсионные и ракоходные), пропорциональные и т.д.
Полифония свободного стиля
Свободный стиль повился в семнадцатом века и просуществовал до первой половины восемнадцатого. Он развивался в эпоху барокко и эстетика этой эпохи: во главе угла концепция — musica poetica с опорой на ораторское слово. Музыкальная форма развивается — характерна трехчастность или многочастность. Появляются формы с разделом экспонирования.
С развитием оперы появляется гомофонно-гармонический склад фактуры. Устанавливается система генерал-баса. Развивается инструментальная форма и появляется виртуозный концертирующий стиль: в контексте стиля появляются новые ритмические и мелодические фигуры — мелкие длительности и скачки.
В вертикали образуется мажорно-минорная ладовая система (включающая в себя хроматизмы). Появилась форма — хроматические фантазии, ричеркары и объединенные жанры.
Гармоническая вертикаль допускает свободное введение диссонансов (септим и секунд) с их последующим плавным разрешением. Диссонанс может быть неподготовленным.
Полифония в новейшей музыке
Авангард в музыке двадцатого столетия имел две волны: с начала до середины века (П. Булез, К. Штокхаузен, Л. Берио, А. Шнитке, С. Губайделина) и с сороковых до конец шестидесятых годов (А. Веберн, А. Шёнберг).
Авангард, серийная музыка, пространственные представления
Представление музыки в виде линий (линия мелодии, вертикаль) развивалось вместе с музыкой. Это можно увидеть на иллюстрации И. Стравинского
(григореанский хорал, средневековая полифония, Бах, Вагнер, Веберн, Веберн, сериалисты, Стравинский)
У Веберна (представитель первой волны авангарда) исчезает мелодическая линейность. Возникает неопределенность голосовой структуры. Пример — фрагмент песни А. Веберна
Схема распределения двойного канона по партиям:
Пропоста I, начинает труба (Tromplete), затем переходит последовательно к флейте, кларнету и так далее (прямая линия).
Рипоста I в инверсии начинается кларнетом и переходит к трубе, скрипке (Geige) и т.д. (пукнктирная линия).
Пропоста II, исполняется голосом (Gesang) — утолщенная прямая.
Рипоста II в инверсии (скрипка, арфа, флейта и т.д.) — утолщенная ломаная линия.
Мелодическая линия в рипостах канона у Веберна часто искривляется. (пример — Вторая кантата Веберна op. 31 VI часть).
Также у него встречается “светывание” линий канона
Серийной композиции в современной музыке свойственна многоплановость структуры. Например, у Веберна она проявляется в возникновении “серийных нитей” окаймляющих его пуантилистические композиции. В одновременном изложении бывает несколько таких нитей, называемых “колеями”.
Ниже серийная диспозиция Симфонии op 21 Веберна (первая часть)
Сложный контрапункт
Контрапункт — одновременное сочетание двух и более мелодий в голосах.
Принципы контрапунктирования
Полифоническое контрапункирование включает: ритмическое, мелодическое и звуковысотное соотнесение голосов.
Ритмическое соотнесение голосов — контраст ритмических рисунков в одновременно звучащих голосах. Осуществляется по принципу комплементарной (дополняющей) ритмики: оживленность движения в одном из голосов вызывает его замедление в другом и наоборот.Важно чтобы акценты в разных голосах не совпадали.
Мелодическое соотнесение голосов (также контрастное).
Контраст в мелодике:
направление мелодического движения (противоположное или косвенное голосоведение, параллельное движение голосов сводится к минимуму);
типы мелодического движения (плавное — скачкообразное);
звукорядный состав (диатоника — хроматика);
контрастность характера (жанровый “наклонений”, музыкально-ритолрических фигур);
неодновременность звуковысотных кульминаций, каденций, неодновременное вступление голосов.
Звуковысотное (гармоническое) соотнесение голосов основано на представлении о сочетании по вертикали как о наборе консонансных и диссонансных интервалов.
Простой и сложный контрапункт
Сложный контрапункт — соединение мелодий, которое при повторении дается с тем или иным изменением исходных соотношений..
Простой контрапункт — сочетания, не обладающее возможностью новых контрапунктических комбинаций.
Первоначальное соединение — исходное сочетание мелодий. Производное соединение — новая комбинация из тех же мелодий.
Виды сложного контрапункта
Прямые и противоположные перестановки
Вертикально подвижной контрапункт основан на перемещении контрапунктирующих мелодий на гармонический интервал. Высота между голосами меняется. Прямые перестановки — это сближение или удаление голосов относительно друг друга без обмена партиями (верхний остается верхний, нижний — нижним). Противоположный контрапункт — голоса меняются местами.
Пример противоположного контрапункта:
Пример прямой перестановки (интервал может быть любой)
При перестановке важно следить за обращением интервалов. Чтобы консонансы не стали диссонансами и наоборот.
В двойном (два голоса) контрапункте наименьшие ограничения создает перестановка на октаву (интервалы сохраняют свое качество). Исключение в этом случае — кварта, которая при обращении дает квинту (при этом применение двух кварт подряд даст параллельные квинты, что недопустимо).
Вертикальные перестановки в многоголосии (больше трех голосов)
Наиболее распространенный вид многоголосных вертикальных перестановок — тройной контрапункт.
Пример тройного контрапункта —фрагмент трехголосной инвенции Баха f-moll (Симфония №9)
Четверной контрапункт также применяется, но реже. Пятерной контрапункт почти не встречается в классической музыке. Уникальный образец пятерного контрапункта в коде симфонии “Юпитер” В. А. Моцарта.
Горизонтально-подвижной контрапункт
Это контрапункт с изменением расстояния между вступлениями контрапунктирующих мелодий
В производном соединении одна из мелодий или обе перемещаются по горизонтали вперед или назад по сравнению с первоначальным сочетанием.
Контрапункты, допускающие удвоение
Этот вид близок вертикально-подвижному контрапункту. В нем удваивается голос на терцию, сексту или дециму. Пример — фуга И. С. Баха g-moll II.
Обратимый контрапункт
Этот вид контрапункта основан на преобразовании мелодии.
Виды преобразований мелодии:
Инверсия —— воспроизведение мелодии с изменением направления каждого из ее интервалов.
Ракоход — воспроизведении мелодии от конца к началу
Ракоходная инверсия — сочетание инверсии и ракохода.
В зависимости от способа преобразования мелодий различают контрапункты:
основанные на инверсии (или зеркальный);
сочетающий признаки и того и другого — ракоходно-инверсионный или вдвойне-обратимый.
Зеркальный контрапункт
Это самый распространенный вид обратимого контрапункта. Голоса в этом виде контрапункта симметрично меняются местами (противоположная перестановка). При этом мелодия каждого голоса представляется в перевернутом виде (инверсии).
Его особенность — неизменность интервального соотношения между голосами в первоначальном и производном соединениях. Часто этот контрапункт сочетается с вертикально-подвижным, тогда интервальное расстояние меняется.
Пример зеркального контрапункта — Фуга C-dur I И. С. Баха
Ракоходный контрапункт. Вдвойне-обратимый контрапункт.
Наибольшее распространение — в музыке XX века (Хиндемит “Ludus tonalis” Fuga in F).
Контрапункт с ритмическим преобразованием
К ритмическим преобразованиям относятся: увеличение, уменьшение, изменение метра.
Увеличение — воспроизведение мелодии длительностями большими, нежели в ее первоначальном изложении.
Уменьшение, соответственно, — воспроизведение мелодии длительностями меньшими, чем в первоначальном изложении.
Имитационная полифония. Канон.
Имитация — проведение одной и той же мелодии разными голосами:
Виды имитаций
Канон как вид имитации бывает строгим и свободным (с переменными показателями имитирования).