Полевошпатный фарфор что это

Характеристика полевошпатного фарфора

Полевошпатный фарфор что это

На современной керамической посуде часто встречается надпись: «Полевошпатный фарфор». Но что это такое, известно далеко не каждому. Вот и приходится застывать в раздумьях – является ли подобная характеристика плюсом или минусом изделия, как долго оно прослужит, существуют ли тонкости ухода за ним.

Полевошпатный или зегеровский фарфор

Эта разновидность керамики появилась в конце XIX века. Её состав разработал немецкий химик Герман Август Зегер, возглавлявший исследовательский институт при Берлинском Королевском фарфоровом заводе. В то время главной задачей учёных было снижение температуры плавления каолиновой массы, чтобы расширить ассортимент используемых для её декорирования пигментов и глазурей. Для преобладавшего в немецком производстве твёрдого фарфора данный показатель составлял 1400 – 1460°С. При такой температуре часть красок, преимущественно красных, жёлтых и зелёных оттенков, выгорала, что сказывалось на художественных качествах продукции.

Зегеру в 1880 году удалось запатентовать уникальный состав фарфорового шликера, плавкость которого снижалась до 1250 – 1300°С. Это была имитация восточноазиатских образцов, в частности китайской продукции эпохи династии Сунн и японской «ариты». В 1882 году новая разновидность получила название Segerporzellan (Зегеровский фарфор) по имени своего создателя и удостоилась специального клейма Королевского завода – скипетра с подписью «Sgr. P».

Полевошпатный фарфор что это

Благодаря изобретению немецкого химика, для фарфорового производства стали доступны потёчные глазури, которые отличаются особой красотой, блеском и прозрачностью на черепке. Среди них самая популярная – фламбе или «сан-де-бёф», что в переводе с французского означает «бычья кровь». Глазурь имеет необычный киноварный оттенок с фиолетовыми и зеленовато-голубыми прожилками. Она получается путём восстановления оксида меди, что возможно только при относительно низких температурах обжига.

Особенности материала

Изобретение Зегера является разновидностью мягкого фарфора. В отличие от других каолиновых масс, в нём преобладает полевой шпат – второй по важности компонент после белой глины.

Процентное соотношение для зегеровского фарфора:

Полевошпатный фарфор что это

Полевой шпат – распространённый минерал, в керамическом производстве используемый как флюс или плавень. Это специальная добавка, которая обеспечивает мягкое, постепенное плавление каолина и кварца, в результате чего улучшается спекаемость черепка, исключаются деформации, повышается прочность и ударная вязкость.

Флюсы также снижают температуру, при которой глина стекленеет, приобретая крепость и способность удерживать воду. Чем выше содержание полевого шпата в фарфоровом шликере, тем пластичнее получается материал. Это позволяет использовать более широкий спектр декоративных приёмов, создавать изящные, сложные по форме и окрасу изделия.

Допускается использование подглазурной росписи, дающей более естественные и нежные переходы цвета, свинцовых и люстрованных глазурей. Очень эффектными получаются статуэтки из «бисквита» – массы, прошедшей только первый, утельный обжиг. В полевошпатном фарфоре, как понятно даже из названия, флюсовый компонент преобладает. Поэтому он идеально подходит для создания художественной скульптуры, мелкой пластики и парадных сервизов.Полевошпатный фарфор что это

Полевошпатный фарфор часто сравнивают с фаянсом. Оба материала обжигаются примерно при одинаковой температуре, но изобретение Зегера намного практичнее. Фарфоровая посуда не даёт сколов и лучше выдерживает падения. Она тонкостенная и красиво просвечивается, хотя по массе не уступает фаянсу.

Основные недостатки

Низкая температура плавления улучшает декоративные качества фарфора, но снижает стойкость к механическим и химическим воздействиям. Также его нельзя отнести к жаростойким материалам, хотя для запекания продуктов в духовке или микроволновой печи посуда вполне подходит.

Сопротивление на изгиб и ударопрочность изделий примерно вдвое меньше, чем у аналогов из твёрдого фарфора. Материал, кроме того, чувствителен к резким перепадам температуры и может покрыться сеточкой мелких трещин (кракле). Полевошпатный фарфор не применяется для технических целей – изготовления изоляторов, медицинской или химической посуды.

Полевошпатный фарфор что это

Рекомендации по уходу

Хрупкие фарфоровые изделия требуют бережного обращения. Особенно если речь идёт об антиквариате. Тем не менее, даже он нуждается в чистке и спокойно перенесёт её при соблюдении некоторых правил:

Чтобы реже прибегать к чистке, негативно влияющей на мягкий и уязвимый полевошпатный фарфор, изделия из него рекомендуется хранить в застеклённых шкафчиках или витринах. Необходимо избегать прямых солнечных лучей и высокой влажности. В антикварных или особо ценных сервизах нежелательно ставить тяжёлые предметы – супницы, компотницы, сахарницы на тарелки, иначе могут возникнуть трещины или сколы.

Источник

Что такое полевошпатный фарфор и чем он отличается от обычного?

Тяжелее, непрозрачнее, серее, дешевле, не такой прочный, не такой жаропрочный (касается температур +- от 1200°C и выше). Изобретён в Англии. В состав фарфора входят: SiO2 (75%), А12Оэ (19-21%), К20 (3-4%). Зегеровский фарфор состоит из 45% SiO2, 30% полевого шпата и 25% глины.

Полевошпатный (зегеровский) фарфор весьма разнообразен по составу массы. В состав типичного зегеровского фарфора входят, %: глинистые 25—35, полевой шпат 30—40, кварцевый песок 20—45. Составы севрского (Франция) и мягкого фарфора арита (Япония) похожи на типичный состав зегеровского фарфора. Технология производства зегеровского фарфора сходна с технологией производства твердого фарфора хозяйственного назначения.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже.Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C).

Вся керамика производится из глины и под воздействием высоких температур подвергается так называемому «обжигу». Начальный этап работы заключается в очистке глины и создания пластичной массы. Массы бывают двух видов: пористые и непористые каменные массы, к которым относится и фарфор. Сам фарфор, в свою очередь, делится на твёрдый и мягкий.

Твёрдый фарфор — это самый настоящий, изобретенный в Китае. Он делается из двух исходных материалов: каолина (белой глины) и полевого шпата, в массу добавляется песок или кварц. Качество и «технические» характеристики фарфора определяются процентным соотношением каолина и полевого шпата в готовой массе. Китайский фарфор проходил очень долгий период подготовки к процессу формования. Он занимал порядка трёхсот лет. Массу передавали по наследству, и понятно, что мастера использовали не свою, а сделанную их предками смесь. Такая долгая выдержка глины была необходима для того, чтобы все органические соединения выгорели за время, и глина стала бы абсолютно чистой от них, что и позволяло создавать тонкую, легкую, почти прозрачную посуду. Надо сказать, что терпения на такой продолжительный технологический цикл у европейцев нет и быть не могло (тем более все это было под большим секретом). Твёрдый мейсенский фарфор готовился по более простой схеме. Каолин и полевой шпат смешивали, промывали водой и подсушивали до определенного момента, когда масса была ещё достаточно пластична, но уже могла принимать необходимую форму. Для изготовления посуды использовали гончарный круг или формы. После того как изделие высыхало, его отправляли в печь на обжиг. Вторич­но фарфор обжигали уже под глазурью. Глазурь состояла из тех же компонентов, что и фарфоровая масса, только пропорции были другими. Это родство приводило к монолитному соединению глазури и черепка, отслоить такую глазурь становилось невозможно.

В наше время учёные нашли способ ускорить процесс «вызревания» фарфоровой массы. Специалисты челябинского учебного центра облучали глину радионуклидными источниками. Это приводило к выгоранию органических соединений и делало качество глины соответствующим качеству выдержанной китайской, при этом глина не становилась радиоактивной.

Ещё один вид твёрдого фарфора — полевошпатный фарфор, выполненный на основе чистого полевого шпата. Его отличительная особенность — более высокая прочность. Считается английским достижением. Впервые производился в Коулпорте.

Мягкий фарфор называют ещё искусственным, фриттовым. Такая фарфоровая масса состоит из стекловидных веществ — фритт. Смесь содержит песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и измельченный алебастр. Приготовление смеси напоминает процесс изготовления стекла, в которое добавляется глина. Смесь расплавляют и кладут в неё мергель. Затем перемалывают и фильтруют, доводят массу до пластичного состояния и формуют. Последующий этап — обжиг. Глазурь для мягкого фарфора изготавливается обыч­но из стекла. Покрытое глазурью изделие обжигают еще раз. Мягкий фарфор получается бо­лее прозрачным, его белизна более теплого, сливочного тона.

Примерно в 1750-90 годы в Стаффордшире разработан так называемый костяной фарфор. Он ско­рее разновидность твердого фарфора, в который добавляется жженая кость. А глазурь, напротив, как для мягкого фарфора. Цвет тоже занимает промежуточное положение: не такой белый, как твердый, но белее мягкого фарфора.

Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

В целом про фарфор: Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и т. д.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Источник

Из какой посуды безопасно есть

Блюдечко с голубой каемкой

Полевошпатный фарфор что это

Ежедневно по несколько раз мы пользуемся тарелками, мисками, чашками. И вряд ли задумываемся, что не вся посуда может быть безопасна. Между тем значение имеет не только материал, но и цвет столовых предметов. Почему стоит избегать тарелок с яркими рисунками, о чем говорит неестественно белый цвет фарфора и почему нужно отказаться от посуды из меламина?

Тарелки да миски — вещи хрупкие. Порой посудные полки «худеют» на глазах, и хозяйкам снова и снова приходится идти в магазин за пополнением. Жаловаться на выбор столовой посуды сегодня не приходится. Заглянула в один из столичных универмагов — удовлетворить свои потребности здесь смогут и ценители классики, и любители современного стиля. Рядом с традиционными глиняными мисками и стандартными круглыми белыми тарелками — посуда квадратной и треугольной формы, с яркими рисунками и запоминающимися надписями. Цены на одну и ту же позицию сильно разнятся. На стоимость влияет не только дизайн, но и материал, страна производства. Например, фарфоровая миска отечественного производителя с изображением рыбки стоит 2,45 рубля, французская суповая тарелка из стекла — 12,14, а точно такого же диаметра керамическая миска из Турции — 17,90 рубля.

На что же ориентироваться при выборе посуды? Руководитель программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова советует:

— Приобретайте посуду только в централизованных местах продажи. Избегайте стихийных рынков и прочих подозрительных способов продажи посуды для дома. Помните, что сувенирная посуда предназначена исключительно для декоративных функций, ни в коем случае не сервируйте ею стол. Так как товар, заявленный как сувенир, может содержать опасные химические вещества.

Эксперт также рекомендует обращать внимание на сопровождающую маркировку. Она может быть нанесена на само изделие, этикетку или упаковку:

— Знак «бокал и вилка» свидетельствует о том, что посуда пригодна для пищевых целей. Утварь со знаком «микроволновка» можно использовать в СВЧ-печи, со знаком «духовка» — в духовом шкафу при повышенных температурах, со знаком «морозильная камера» — для заморозки продуктов. Если есть знак «посудомойка» — значит, такую посуду можно мыть в посудомоечной машине.

Отдельное внимание, говорит Дарья Чумакова, стоит уделить материалам, из которых изготовлена столовая посуда:

Полевошпатный фарфор что это

Один из крупнейших производителей фарфора в СНГ — ЗАО «Добрушский фарфоровый завод», входящее в состав концерна «Беллегпром». Специалист по маркетингу завода Олеся Селиванова рассказывает, почему фарфоровая продукция пользуется спросом:

— Самое важное преимущество фарфоровой посуды — ее прочность и долговечность. Даже через десятки лет она сохраняет свои потребительские качества. Фарфор имеет непористую структуру и низкую гигроскопичность, за счет чего он не трескается, абсолютно безопасен при использовании в посудомоечных машинах, а также СВЧ-печах (исключение — посуда с «золотом» и «платиной»), дольше удерживает тепло, не впитывает запахи.

Однако и среди фарфоровой посуды, представленной на рынке, встречается некачественный и небезопасный товар. Олеся Селиванова объясняет:

— Продукция нашего завода соответствует ГОСТу № 28390–89 «Изделия фарфоровые. Технические условия», подтверждающему, что изделия предназначены для контакта с пищей и не выделяют вредных веществ. Если же производитель не указывает данный факт, то можно усомниться в качестве товара. Кроме того, сейчас на полках магазинов можно найти посуду белоснежного цвета, которого в природе не существует. Это говорит, скорее всего, о том, что производитель использует химикаты, такие как бор и цирконий, чтобы сделать глазурь максимально белой. Если посмотреть на неглазурованную ножку изделия и она будет того же цвета, что и глазурь, значит, никаких посторонних выбеливающих добавок нет, в противном случае перед нами керамика или некачественный фарфор.

Сомнение у потребителя, по мнению Олеси Селивановой, должна вызвать и яркая, почти кислотного цвета деколь — декоративная роспись или картинки, нанесенные на поверхность посуды:

— Изделия с такими рисунками, скорее всего, будут выделять вредные металлы, такие как кадмий и свинец. Наше предприятие, которое строго следит за качеством выпускаемой посуды, сейчас активно ведет работу над внедрением вглазурных деколей, которые абсолютно бе­зопасны в использовании и не выделяют вредных веществ. Такая посуда подходит даже для самых маленьких потребителей.

Что касается посуды с надглазурной деколью, Дарья Чумакова рекомендует вовсе отказаться от ее использования:

— Такой декор можно легко различить на ощупь — он как будто выступает над поверхностью изделия. Надглазурные деколи характерны для посуды из керамики, фарфора, фаянса, стекла. При использовании утвари с таким декоративным покрытием в ходе механического повреждения или выщелачивания тяжелые металлы с пищей могут попадать внутрь организма.

Опасной может оказаться для потребителя и посуда из пластика. Обычно ею не сервируют стол, но нередко используют для приготовления пищи и во время пикников.

— Избегайте посуды из меламина и ПВХ, — советует Дарья Чумакова. — Они могут выделять небезопасные для здоровья формальдегид и фенол. Если есть необходимость в пластиковой посуде, отдавайте предпочтение полипропилену (маркирован РР, «5»), он наиболее безопасный. Также проверяйте у пластиковой посуды наличие сопровождающей маркировки.

Еще более внимательно, отмечает эксперт, нужно подходить к выбору посуды для детей:

— Она подлежит обязательной государственной сертификации, и требования, предъявляемые к детской посуде, жестче, чем к посуде для взрослых. Тем не менее личный контроль потребителя в этом случае невероятно важен.

Во всем мире принимаются меры по поиску альтернативы одноразовой пластиковой посуде и замене ее на экологически безопасную. Наша страна не исключение. Недавно «Народная газета» писала про гомельскую школьницу Викторию Сидоренко и ее стартап по изготовлению одноразовой посуды из распространенных в Беларуси тростника и рогоза. А вот минчанка Анастасия Петрова предлагает производить безопасную одноразовую посуду из отрубей — отходов мукомольных предприятий. Ее проект REKOLOS недавно вошел в финал конкурса социальных проектов Social Weekend. Посуду из отрубей, описывает Анастасия, можно будет использовать для сухой и жидкой пищи, безопасно нагревать до высокой температуры, а после использования отправить в компост, скормить скоту или съесть самому.

Меламиновая посуда очень похожа на фарфоровую, но при этом она недорогая, легкая и небьющаяся. У потребителей велик соблазн купить такой товар. Однако за внешними факторами скрывается неприятная опасность. Меламин содержит канцероген — формальдегид, который выделяется в пищу при нагревании или взаимодействии с горячей водой. Даже чай не рекомендуется пить из меламиновых кружек, особенно если на посуде имеются хотя бы незначительные царапины. Как известно, формальдегид является сильным аллергеном, может спровоцировать экзему, заболевания верхних дыхательных путей, раздражение глаз, а также негативно повлиять на печень, селезенку, почки, желудок.

Источник

Виды и особенности фарфоровой посуды

Полевошпатный фарфор что это

Полевошпатный фарфор что это

Пить вкусный чай из красивых чашек в былые времена могли только богатые люди, аристократы. Но сейчас фарфоровая посуда есть почти везде. Ее дарят на праздники, она достается в наследство от бабушек. Ценность таких сервизов очень высокая и объясняется огромным списком достоинств этого материала. Такие изделия добавляют нотку роскоши и неповторимости обычному приему пищи.

Преимущества и недостатки посуды из фарфора

Посуда из фарфора имеет высокое качество и разнообразное назначение, но ей требуется особый уход. Она не может выдержать сильные удары — это ее единственный недостаток, за исключением достаточно высокой цены.

Какой бывает фарфор

Виды фарфоровой посуды отличаются технологией изготовления, качественными характеристиками, назначением:

Полевошпатный фарфор что это

Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой

Чтобы отличить посуду из фарфора и фаянса, необходимо обратить внимание на толщину изделия. Фаянс будет несколько толще, так как он считается менее прочным. Что касается просвета, то фарфоровые изделия могут пропускать свет в отличие от фаянса. Также оба материала отличаются по звучанию. У фарфора оно более тонкое и длинное, больше напоминает хрустальное, а вот у фаянса звук более глухой и недолгий.

Особенности фарфора New Bone China и Fine Bone China

В названиях вида фарфоровых изделий слово China значит фарфор, а не название страны, как привыкли многие считать. Bone переводится как «костяной». Но это совершенно не означает, что его изготавливают из костей. Изначально такое название было связано с ассоциациями, так как твердость, плотность и белый оттенок фарфора соответствовали костям. Отсюда и выбрано такое название. Первый рецепт так и не смогли заново создать, но в дальнейшем в определенном типе фарфора во время изготовления все же начали использовать пепел костей.

Отличия между Fine Bone China и New Bone China заключается в основном в составах материалов. Fine Bone China изготавливают из фарфоровых камней и глины. Также используется зола из костей крупного рогатого скота. Кости обрабатывают при высоких температурных показателях, они превращаются в золу, которую добавляют в составы для изготовления фарфора.

New Bone China является более простым типом посуды из костяного фарфора. В данном случае костяная зола заменяется синтетическим аналогом. Это вещество позволяет добиваться схожих параметров по цвету, прозрачности, твердости, но стоимость изделий меньше.

Полевошпатный фарфор что это

Полевошпатный фарфор что это

Хранение фарфоровой посуды

От условий хранения фарфоровой посуды зависит ее долговечность и внешний вид. Главное требование сводится к бережному отношению, но также важно правильно хранить такие сервизы. Лучше всего размещать их в шкафах и стеллажах, которые для этого предназначаются. Лишняя очистка не требуется. Если хранить в правильном месте посуду, то это уберегает ее от пыли, повреждений. Для хранения фарфоровых изделий допускаются еще полки с застеклением. Разрешается оставлять посуду в обычных шкафах на кухне.

Источник

Что такое полевошпатный фарфор и чем он отличается от обычного?

Тяжелее, непрозрачнее, серее, дешевле, не такой прочный, не такой жаропрочный (касается температур +- от 1200°C и выше). Изобретён в Англии. В состав фарфора входят: SiO2 (75%), А12Оэ (19-21%), К20 (3-4%). Зегеровский фарфор состоит из 45% SiO2, 30% полевого шпата и 25% глины.

Полевошпатный (зегеровский) фарфор весьма разнообразен по составу массы. В состав типичного зегеровского фарфора входят, %: глинистые 25-35, полевой шпат 30-40, кварцевый песок 20-45. Составы севрского (Франция) и мягкого фарфора арита (Япония) похожи на типичный состав зегеровского фарфора. Технология производства зегеровского фарфора сходна с технологией производства твердого фарфора хозяйственного назначения.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже.Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C).

Полевошпатный фарфор, из которого сделана эта посуда, показал себя более практичным материалом, чем фаянс. Он прочнее и меньше подвержен сколам. (Маленькая тарелка у меня как-то сиганула с полуметровой высоты на металлическую мойку — и выжила. ). Меньше риск, что на нём появятся неопрятные трещинки. Эта фарфоровая посуда более тонкая, чем фаянс, однако, не менее тяжёлая, прочнее и плотнее каменной керамики и менее подвержена сколам. Каменная керамика — более пористый материал, для сколов по ободкам посуды достаточно незначительного удара.

Вся керамика производится из глины и под воздействием высоких температур подвергается так называемому «обжигу». Начальный этап работы заключается в очистке глины и создания пластичной массы. Массы бывают двух видов: пористые и непористые каменные массы, к которым относится и фарфор. Сам фарфор, в свою очередь, делится на твёрдый и мягкий.

Твёрдый фарфор — это самый настоящий, изобретенный в Китае. Он делается из двух исходных материалов: каолина (белой глины) и полевого шпата, в массу добавляется песок или кварц. Качество и «технические» характеристики фарфора определяются процентным соотношением каолина и полевого шпата в готовой массе. Китайский фарфор проходил очень долгий период подготовки к процессу формования. Он занимал порядка трёхсот лет. Массу передавали по наследству, и понятно, что мастера использовали не свою, а сделанную их предками смесь. Такая долгая выдержка глины была необходима для того, чтобы все органические соединения выгорели за время, и глина стала бы абсолютно чистой от них, что и позволяло создавать тонкую, легкую, почти прозрачную посуду. Надо сказать, что терпения на такой продолжительный технологический цикл у европейцев нет и быть не могло (тем более все это было под большим секретом). Твёрдый мейсенский фарфор готовился по более простой схеме. Каолин и полевой шпат смешивали, промывали водой и подсушивали до определенного момента, когда масса была ещё достаточно пластична, но уже могла принимать необходимую форму. Для изготовления посуды использовали гончарный круг или формы. После того как изделие высыхало, его отправляли в печь на обжиг. Вторич­но фарфор обжигали уже под глазурью. Глазурь состояла из тех же компонентов, что и фарфоровая масса, только пропорции были другими. Это родство приводило к монолитному соединению глазури и черепка, отслоить такую глазурь становилось невозможно.

В наше время учёные нашли способ ускорить процесс «вызревания» фарфоровой массы. Специалисты челябинского учебного центра облучали глину радионуклидными источниками. Это приводило к выгоранию органических соединений и делало качество глины соответствующим качеству выдержанной китайской, при этом глина не становилась радиоактивной.

Ещё один вид твёрдого фарфора — полевошпатный фарфор, выполненный на основе чистого полевого шпата. Его отличительная особенность — более высокая прочность. Считается английским достижением. Впервые производился в Коулпорте.

Мягкий фарфор называют ещё искусственным, фриттовым. Такая фарфоровая масса состоит из стекловидных веществ — фритт. Смесь содержит песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и измельченный алебастр. Приготовление смеси напоминает процесс изготовления стекла, в которое добавляется глина. Смесь расплавляют и кладут в неё мергель. Затем перемалывают и фильтруют, доводят массу до пластичного состояния и формуют. Последующий этап — обжиг. Глазурь для мягкого фарфора изготавливается обыч­но из стекла. Покрытое глазурью изделие обжигают еще раз. Мягкий фарфор получается бо­лее прозрачным, его белизна более теплого, сливочного тона.

Примерно в 1750-90 годы в Стаффордшире разработан так называемый костяной фарфор. Он ско­рее разновидность твердого фарфора, в который добавляется жженая кость. А глазурь, напротив, как для мягкого фарфора. Цвет тоже занимает промежуточное положение: не такой белый, как твердый, но белее мягкого фарфора.

Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

В целом про фарфор: Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и т. д.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

И другие виды фарфора. Подробнее про мягкий фарфор: https://www.stroitelstvo-new.ru/keramika/farfor/soft.shtml

Характеристика полевошпатного фарфора

Полевошпатный фарфор что это

На современной керамической посуде часто встречается надпись: «Полевошпатный фарфор». Но что это такое, известно далеко не каждому. Вот и приходится застывать в раздумьях — является ли подобная характеристика плюсом или минусом изделия, как долго оно прослужит, существуют ли тонкости ухода за ним.

Полевошпатный или зегеровский фарфор

Эта разновидность керамики появилась в конце XIX века. Её состав разработал немецкий химик Герман Август Зегер, возглавлявший исследовательский институт при Берлинском Королевском фарфоровом заводе. В то время главной задачей учёных было снижение температуры плавления каолиновой массы, чтобы расширить ассортимент используемых для её декорирования пигментов и глазурей. Для преобладавшего в немецком производстве твёрдого фарфора данный показатель составлял 1400 — 1460°С. При такой температуре часть красок, преимущественно красных, жёлтых и зелёных оттенков, выгорала, что сказывалось на художественных качествах продукции.

Зегеру в 1880 году удалось запатентовать уникальный состав фарфорового шликера, плавкость которого снижалась до 1250 — 1300°С. Это была имитация восточноазиатских образцов, в частности китайской продукции эпохи династии Сунн и японской «ариты». В 1882 году новая разновидность получила название Segerporzellan (Зегеровский фарфор) по имени своего создателя и удостоилась специального клейма Королевского завода — скипетра с подписью «Sgr. P».

Полевошпатный фарфор что это

Благодаря изобретению немецкого химика, для фарфорового производства стали доступны потёчные глазури, которые отличаются особой красотой, блеском и прозрачностью на черепке. Среди них самая популярная — фламбе или «сан-де-бёф», что в переводе с французского означает «бычья кровь». Глазурь имеет необычный киноварный оттенок с фиолетовыми и зеленовато-голубыми прожилками. Она получается путём восстановления оксида меди, что возможно только при относительно низких температурах обжига.

Особенности материала

Изобретение Зегера является разновидностью мягкого фарфора. В отличие от других каолиновых масс, в нём преобладает полевой шпат — второй по важности компонент после белой глины.

Процентное соотношение для зегеровского фарфора:

Полевошпатный фарфор что это

Полевой шпат — распространённый минерал, в керамическом производстве используемый как флюс или плавень. Это специальная добавка, которая обеспечивает мягкое, постепенное плавление каолина и кварца, в результате чего улучшается спекаемость черепка, исключаются деформации, повышается прочность и ударная вязкость.

Флюсы также снижают температуру, при которой глина стекленеет, приобретая крепость и способность удерживать воду. Чем выше содержание полевого шпата в фарфоровом шликере, тем пластичнее получается материал. Это позволяет использовать более широкий спектр декоративных приёмов, создавать изящные, сложные по форме и окрасу изделия.

Допускается использование подглазурной росписи, дающей более естественные и нежные переходы цвета, свинцовых и люстрованных глазурей. Очень эффектными получаются статуэтки из «бисквита» — массы, прошедшей только первый, утельный обжиг. В полевошпатном фарфоре, как понятно даже из названия, флюсовый компонент преобладает. Поэтому он идеально подходит для создания художественной скульптуры, мелкой пластики и парадных сервизов.Полевошпатный фарфор что это

Полевошпатный фарфор часто сравнивают с фаянсом. Оба материала обжигаются примерно при одинаковой температуре, но изобретение Зегера намного практичнее. Фарфоровая посуда не даёт сколов и лучше выдерживает падения. Она тонкостенная и красиво просвечивается, хотя по массе не уступает фаянсу.

Основные недостатки

Низкая температура плавления улучшает декоративные качества фарфора, но снижает стойкость к механическим и химическим воздействиям. Также его нельзя отнести к жаростойким материалам, хотя для запекания продуктов в духовке или микроволновой печи посуда вполне подходит.

Сопротивление на изгиб и ударопрочность изделий примерно вдвое меньше, чем у аналогов из твёрдого фарфора. Материал, кроме того, чувствителен к резким перепадам температуры и может покрыться сеточкой мелких трещин (кракле). Полевошпатный фарфор не применяется для технических целей — изготовления изоляторов, медицинской или химической посуды.

Полевошпатный фарфор что это

Рекомендации по уходу

Хрупкие фарфоровые изделия требуют бережного обращения. Особенно если речь идёт об антиквариате. Тем не менее, даже он нуждается в чистке и спокойно перенесёт её при соблюдении некоторых правил:

Чтобы реже прибегать к чистке, негативно влияющей на мягкий и уязвимый полевошпатный фарфор, изделия из него рекомендуется хранить в застеклённых шкафчиках или витринах. Необходимо избегать прямых солнечных лучей и высокой влажности. В антикварных или особо ценных сервизах нежелательно ставить тяжёлые предметы — супницы, компотницы, сахарницы на тарелки, иначе могут возникнуть трещины или сколы.

Почему тарелки из Икеи — плохие, и чем хорош русский фарфор

Я недавно написала заметку «Почему нельзя выбрасывать некоторые старые вещи?», которая стала очень популярной, и в ней мельком упомянула о своей любви к российскому фарфору.

Хочу рассказать об этой любви подробнее — и заодно поведать о том, почему я больше не покупаю посуду в Икее.

Когда эта сеть магазинов появилась в России, я была в диком восторге. Тем более, что я живу недалеко от одной Икеи, и сгонять туда было одним из привычных удовольствий выходного дня.

И я насобирала прямо коллекцию икеевской посуды.

Посуда из Икеи — я покупала сразу и темную и белую, чтобы был красивый контраст при сервировке.

Посуда из Икеи — я покупала сразу и темную и белую, чтобы был красивый контраст при сервировке.

Однако спустя какое-то время я начала в ней разочаровываться. Кое-что, конечно, оказалось вполне нормальным — очень большие блюда и маленькие соуснички, но, возможно, дело в том, что я ими редко пользуюсь. А вот обычные тарелки и чашки, из которых мы ели и пили каждый день, быстро начали терять красоту.

Тарелка из Икеи — хорошо видны сколы на краях. А ей на этом фото всего год. Отправлена была в ссылку на дачу. Кстати, там на заднем плане вообще неубиваемая обычная советская тарелка, которой лет 50.

Тарелка из Икеи — хорошо видны сколы на краях. А ей на этом фото всего год. Отправлена была в ссылку на дачу. Кстати, там на заднем плане вообще неубиваемая обычная советская тарелка, которой лет 50.

На икеевской посуде быстро появляются некрасивые сколы, царапины и трещинки. И остается только покупать новые тарелки. Согласитесь, что Икее это очень выгодно. Чем чаще мы меняем посуду, тем больше чья-то прибыль. И тем больше у нас расходов.

И многие люди покупают раз за разом новую посуду в Икее, на радость производителям и в ущерб самим себе. Буквально об этом скрин ниже, который я сделала на одном сайте отзывов.

Я начала изучать вопрос, почему икеевская посуда, такая красивая при покупке, быстро становится такой непрезентабельной и идет трещинками (см. скрин выше). И выяснила, что почти вся посуда в Икее — полевошпатная.

Это одна из разновидностей так называемого мягкого фарфора, менее качественного, чем твердый фарфор

Но только он не такой прочный, как утверждают в Икее (см. скрин выше). Вот что про него пишут знающие люди — прочтите мнение с экспертного сайта про полевошпатный фарфор, (красным я подчеркнула самое важное).

Т.е. это дешевый, не самый качественный фарфор. И вот эту радость — кракле, я постоянно наблюдала на своих икеевских тарелках.

Еще в Икее встречается каменная керамика — это тоже отнюдь не тонкий и звонкий настоящий твердый фарфор, это даже вообще не фарфор.

Но я не буду читать тут дальше лекцию о фарфоре — информации в сети предостаточно. Скажу главное — что именно твердый фарфор является самым качественным.

И наша страна с давних времен славилась своим фарфором. Именно к нам ездили (и ездят до сих пор) иностранцы, покупать шикарные сервизы. Зайдите в магазин нашего знаменитого Императорского фарфорового завода на Невском и убедитесь, какой там ажиотаж.

Другой вопрос, что фарфор ИФЗ очень дорогой. Там каждая тарелочка в районе 1000 рублей стоит, не говоря уж о более сложных формах — чайнички в районе 8-18 т.

Поэтому я покупаю более демократичный фарфор. Не буду говорить какой марки, чтобы в скрытой рекламе не обвинили, но это наш настоящий российский фарфор эконом-класса. И покупаю я его не просто так, а с предысторией. Полевошпатный фарфор что это

Тут далеко не все — у меня глубокие тарелки, большие, средние, мелкие, салатники всех размеров, блюда, блюдца, чашки.

Тут далеко не все — у меня глубокие тарелки, большие, средние, мелкие, салатники всех размеров, блюда, блюдца, чашки.

Я уже в заметке «Почему нельзя выбрасывать некоторые старые вещи?» мельком рассказала историю по наш фамильный фарфор. Полевошпатный фарфор что это

Когда я была маленькой, у нас был праздничный сервиз с кленовыми листочками, который подарили родителям на свадьбу в 1963 году. И все самые вкусные вещи, которые я ела в детстве, теперь ассоциируются с этим сервизом. Полевошпатный фарфор что это

Однажды я случайно увидела, что такую посуду выпускают до сих пор, причем по божеским ценам. И начала ее покупать — всякие соусники, тарелки, блюда. Собрала уже целую коллекцию. Причем это именно расхожий фарфор, мы едим из него каждый день, а не про праздникам.

Кстати, интересная деталь. Родительский сервиз за 60 лет почти весь уже разбился — у нас была большая многодетная семья, и каждый праздник кто-нибудь из детей что-нибудь успешно кокал. Но сохранилась селедочница, которая теперь верно служит мне вместе с новой кленовой посудой. Полевошпатный фарфор что это

Все мои друзья-родственники знают об этой моей страсти. На днях был мой день рождения, так мне подарили вот такой чайный сервиз с листочками. Полевошпатный фарфор что это

Конечно, это тоже не самый пафосный и качественный фарфор. Но мои тарелки, которым уже лет 5-6, выглядят точно так же, как и в первый день, хотя я активно ими пользуюсь, причем мою в посудомойке.

Правда, такое чувство, что именно с кленовым листочком посуду делать перестали и распродают остатки, потому что сейчас с трудом нахожу новые экземпляры.

Но на дачу я покупаю другие серии, там все время что-то новенькое есть.

Как в сказке про трех медведей — тарелки побольше, поменьше и совсем маленькая. Полевошпатный фарфор что это

Как в сказке про трех медведей — тарелки побольше, поменьше и совсем маленькая. Полевошпатный фарфор что это

Наш дачный фарфор. Полевошпатный фарфор что этоКстати, раньше на дачу свозила всякое барахло, но потом перестала и начала покупать туда новое — совсем по-другому все стало.

Наш дачный фарфор. Полевошпатный фарфор что этоКстати, раньше на дачу свозила всякое барахло, но потом перестала и начала покупать туда новое — совсем по-другому все стало.

В общем, я что хочу сказать — «мы все спешим за чудесами» и покупаем нечто заграничное. Хотя многое наше намного лучше и качественнее. И круче, как тот же фарфор от ИФЗ.

И еще — если каждый год-два менять посуду, то никаких денег не напасешься. Лучше покупать качественное и реже. И это не только про посуду, про все — мебель, ремонт, машины и т.д. К тому же эта постоянная потребительская гонка отнимает массу сил и энергии.

Я иногда прямо завидую нашим прабабушкам-прадедушкам — доставалась им добротная и прочная деревянная мебель от родителей, так они в ней всю жизнь и проживали. И не тратили время на беготню по магазинам и отслеживание веяний моды.

На даче как раз стараюсь следовать заветам предков — прочная вечная деревянная мебель и обшивка стен из дерева. Можете считать это устаревшим дизайном, но на наш век этой вагонки точно хватит. И, кстати, за границей нереально дорого стоит натуральное дерево, поэтому там евродизайн из пластика и картона и появился.

На даче как раз стараюсь следовать заветам предков — прочная вечная деревянная мебель и обшивка стен из дерева. Можете считать это устаревшим дизайном, но на наш век этой вагонки точно хватит. И, кстати, за границей нереально дорого стоит натуральное дерево, поэтому там евродизайн из пластика и картона и появился.

В общем, если не тратить постоянно деньги на интерьер, посуду и пользоваться качественными вещами, то можно сэкономить массу времени и денег. И потратить их на что-то более интересное и продуктивное, на путешествия, например. Полевошпатный фарфор что это

Кстати, недавно я рассказывала, как съездила я в Норвегию за 1,5 тыс. рублей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *