Полагал что способности передаются по наследству кто
Загадка вундеркинда: передается ли интеллект по наследству?
Кто-то с раннего возраста демонстрирует выдающиеся способности, другие раскрывают свои таланты в юношестве или даже зрелом возрасте, а третьи так и остаются заурядными личностями на протяжении всей жизни. Зависит ли это от генетики? Передается ли ум по наследству, если да, то по какой линии? Может ли у самых обычных родителей родиться вундеркинд? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сначала понять, что же такое интеллект.
Что такое IQ
Понятие интеллекта включает в себя множество аспектов, которые принято оценивать при помощи IQ-теста. В результате получается число — так называемый коэффициент интеллекта или intelligence quotient. Положили начало такой системе оценки психологи Альфред Бине и Теодор Симон. В 1905 году они по заказу Министерства народного образования Франции разработали тест для определения способностей школьников к учебе. Тест Симона-Бине был модифицирован Льюисом Терменом с 1916 году, именно он ввел понятие IQ, которым мы пользуемся по сей день.
Поскольку интеллект — подвижная структура, IQ-тесты рекомендуется проходить в разном возрасте, чтобы отслеживать динамику. Это обусловлено тем, что в разном возрасте у человека разный опыт и способности, а значит, усредненная «норма» IQ тоже разная. Что касается такой числовой оценки — нельзя назвать ее на 100% корректной. При прохождении теста мы можем быть подвержены внешним факторам, которые могут повлиять на результаты — волнение, недостаток сна, неустойчивость внимания из-за посторонних мыслей. Кроме того, такой тест состоит из заданий, которые отражают только часть всего понятия интеллекта. Ведь это не только способность применить свои знания и умения, но в целом отражение накопленного опыта, культурный кругозор, даже способность управлять эмоциями.
Еще один интеллект
Помимо классического понятия «умственного интеллекта», т.е. IQ, выделяют еще эмоциональный интеллект — emotional intelligence (EQ). Это способность четко отслеживать происхождение собственных эмоций, а также управлять ими. Но это еще не все — самым важным аспектом EQ является умение считывать эмоции других. Проявление сочувствия, эмпатия, способность понимать, что переживает другой человек — вот показатель высокого эмоционального развития. Оба вида интеллекта начинают развиваться еще в детстве, а совершенствуются в течение всей жизни. В любом возрасте можно не только начать изучать новые дисциплины, но и учиться правильно проявлять эмоции, понимать других.
Секреты генетики
Итак, мы видим, что интеллект развивается с раннего возраста, трансформируется вместе с обретением нового опыта, меняется с возрастом, а также его можно тренировать. Из всего этого можно сделать вывод, что интеллект полностью не передается по наследству, т.е. генетически. Однако есть мнение, что способности передаются от матери к сыну и от отца к дочери. Ученые выявили 52 гена, которые влияют на умственные способности. Эти гены, как и другие, передаются от родителей к детям по одной копии от каждого. Они сочетаются в уникальной комбинации и по-разному проявляют себя. В результате нельзя с точностью предполагать, чей интеллект «достанется» ребенку.
Все в наших руках
Даже если мы не можем повлиять на те особенности, которые передаются нам от родителей, мы можем повлиять на развитие собственного интеллекта в течение всей жизни. Тренировка новых навыков, обретение знаний, освоение умений — все это возможно благодаря нейропластичности нашего мозга. В любом возрасте он способен создавать и укреплять нейронные связи. Постоянная тренировка функций мозга плюс расширение кругозора повышает нашу продуктивность, интеллект, способность адаптироваться к изменениям. Для тренировки внимания, памяти и мышления Викиум разработал более 75 специальных когнитивных тренажеров. Они основаны на научных знаниях о мозге и выстраиваются в специальные тренажерные пары, которые комплексно развивают мозг. Всего 10 минут тренировок ежедневно способны повысить тонус мозга и вашу общую работоспособность. Становитесь продуктивнее вместе с Викиум.
Странная планета
just import internet
Передаются ли интеллектуальные способности и таланты генетически
Геномная наследственность обуславливается передачей части генетического кода следующему поколению. Что именно может передаваться от родителей к ребенку вместе с генами?
Гены — это участки ДНК, отвечающие за те или иные признаки. Сама ДНК находится в хромосомах, по сути хромосома — это форма упаковки генетического материала. У человека 48 хромосом, которые распределены по парам. В паре одна хромосома дублирует другую, то есть в них содержится одинаковый набор генов. Эти гены могут различаться по форме, такие гены называются аллелями.
При зачатии ребенок получает по половине хромосомного набора от обоих родителей, а именно по одной хромосоме из пары. Какая именно аллель наследуется ребенком предсказать невозможно. А так как гены отвечают абсолютно за все процессы в организме человека, нельзя угадать какой набор возможностей будет у ребенка.
Какие способности передаются?
Условно таланты можно разделить на физические и умственные. Рассмотрим, как они передаются и передаются ли вообще через геномное наследование.
Физические таланты. К этой категории можно отнести привлекательную внешность, спортивные достижения, здоровый организм, хорошее зрение, приятный голос, атлетическое телосложение и т.д. Все это безусловно напрямую относится к генетике. Если человеку повезло, он получит от родителей только самые лучшие гены.
Предрасположенность к заболеваниям часто имеет генетические корни. Мутация в генах вызывают склонность к развитию раковых опухолей, болезней крови, анемию и т.д.
Спортивные способности также заключены в геноме. За Рост быстрых и медленных мышечных волокон, выработку адреналина, насыщение крови кислородом и многое другое отвечают гены. Главное заниматься тем видом спорта, к которому организм предрасположен. Это зачастую отличается от спорта, которым занимались родители.
Итак, на физические способности и качества наследственность влияет довольно сильно. Идем дальше.
Умственные способности
Ключом к талантам подобного рода является мозг и не геномная наследственность. Разберем по порядку.
Головной мозг. Это центр управления организмом и огромный архив приобретенных знаний и умений. Мозг, как и любой орган имеет свою морфологию. Древняя лимбическая система отвечает главным образом за наши биологические потребности в еде, размножении, самосохранении. Неокортекс, серое вещество, сосредоточение мыслительной деятельности. Тут происходит обработка информации, ее анализ и сохранение.
Главным структурным элементом мозга является нейрон. Нейроны расположены не хаотически. Они упакованы в определенном порядке. Разные области мозга имеют различную плотность нейронов, пространственную ориентацию и обладают разными свойствами. Именно эти параметры, количество нейронов, их расположение и локализация в неокортексе, закладываются на генетическом уровне. Это отправная точка всех умственных талантов человека. Однако, существует подвох в том, что вариабельность и изменчивость морфологического строения мозга у разных людей практически не зависит от расы, пола и родителей. Это очень индивидуальный параметр. У математика может родится талантливый композитор, у архитектора физик.
Не геномная наследственность. Обладать прекрасно устроенным мозгом еще не значит хорошо уметь им пользоваться. Приобретенные в процессе жизни умения и способности играют очень важную роль. С рождения мы не умеем говорить, держать вилку и даже ходить на двух ногах. Все эти навыки мы получаем от окружающих нас людей. Родители, друзья, учителя и просто люди с которыми мы взаимодействуем, наследуют нам образ своего мышления и способности.
Таким образом генетически могут передаваться только физические способности. Социальные навыки новому поколению приходится изучать с нуля.
Генетический центр “ДТЛ” проводит ДНК тесты на предрасположенность к спорту, фитнесу и метаболизму продуктов питания. Индивидуальные исследования позволяют быстрее добиться успехов и получить минимум травм.
Трудно быть гением?
С таким мозгом Эйнштейн не мог не быть гением
— Прямо скажу, я не специалист по гениальности и не знаю, есть ли такие специалисты, кроме классиков, которые писали на эту тему теоретические работы. Я вам лучше конкретный пример приведу. Когда Эйнштейн отошел в лучший мир, его мозг был украден. Судя по всему, он был украден патологоанатомом. Но, к счастью, не поврежден и сохранился до времени, когда его стало возможно исследовать томографически. Как сообщили потом те, кто проводил это исследование, с таким мозгом Эйнштейн не мог не быть гением.
— Этот мозг был нестандартно большого размера? Или значительно тяжелее мозга обычного человека?
— Размер и вес не имеют значения, он был даже меньше, чем у среднего человека.
— А что же имеет значение?
— Гениальность может сопровождаться любой патологией, в том числе и психической. Гений дорого платит за свою гениальность.
— Тем, что ему тяжело в этом мире. Он с самого начала не такой, как все. Он находится под разнообразным прессингом. Например, ему могут внушать, что он умственно неполноценный (так как другой). Эйнштейн очень медленно развивался. Его чуть ли в школу не брали, считали, что он вообще никуда не годится. Гениев, которые с точки зрения обывателя были бы «нормальными», практически не существует. Среди них немало сильно пьющих людей. Среди них большой процент тех, кто либо заканчивает суицидом, либо делает такие попытки. С ними совершенно невыносимо жить близким.
— Кроме того, гении часто склонны к чудачествам. Академик Сахаров, например, жарил селедку.
— А можно какими-то способами пробуждать в себе вдохновение, провоцировать его?
— Когда Эйнштейн брался за скрипку, он, мне кажется, именно это и делал.
Глупость тоже может передаваться по наследству
— В человеческом мозге есть отделы, отвечающие за определенную одаренность? Например, за музыкальную или шахматную?
— Что меня в мозге, если так можно сказать, раздражает, так это то, что там есть одновременно локализованные вещи и нелокализованные. Например, если несчастье произошло в такой-то зоне мозга, то есть все основания ожидать, что у человека, допустим, отключится речь или он потеряет способность мыслить адекватно. А если, положим, у него будет повреждено правое полушарие, то с большой долей вероятности он перестанет понимать юмор. Или перестанет узнавать лица, не сможет узнать даже собственную жену. То есть мы заранее знаем, что произойдет при повреждении той или иной зоны мозга. Но если мы об этом забудем и отправим здорового человека в томограф и будем ему давать разные задания, которые хитроумно придумаем, то увидим большую нейронную сеть, чрезвычайно сложно работающую. И окажется, что левое полушарие, отвечающее за речь, работает очень разнонаправленно.
— Значит, в мозге есть зоны, связанные и со способностями к музыке, например?
— Вы хотите сказать, гениальность может передаваться по наследству?
— Не станем называть это гениальностью, но ум, одаренность, способность к определенному роду занятий зачастую передаются.
— Я считаю, что и она может передаваться. Гением надо родиться, это бесспорно. Невозможно сделаться гением в результате воспитания. Но уже родившись гением, ты можешь им не стать, если не повезет.
Перельман живет так, как может и как хочет
— Что такое горе от ума?
— Коварный вопрос. Я бы на него ответила так. Бывают гипертрофированные способности к чему-то. Допустим, к счету. И тогда у человека все силы организма уходят на это. Вспомним Перельмана, гениального математика, доказавшего гипотезу Пуанкаре. Он же просто не от мира сего. У него абсолютно неадекватное поведение. Он социально полностью безответственный. Взрослый человек (ему сейчас пятьдесят), который с мамой за руку ходит в магазин, чтобы ему в сумку положили батон и кефир. Это аутистическое поведение. Он гений, конечно. Но при этом абсолютно неадекватен. Это горе от ума. Поэтому умные шведы, которые его пригрели, поступили правильно. Ему ведь ничего не надо. Если бы было надо, он бы с удовольствием взял присужденную ему премию в миллион долларов. А он не взял. И они от него отстали. Они ему дали двухкомнатную квартиру, минимальное содержание, достаточное для того, чтобы жить в Швеции. А ему больше и не надо ничего. Ему нужно, чтобы его оставили в покое. Он живет так, как может и как хочет. И дорого платит за свою гениальность.
Это бремя и это судьба
За редким исключением у женщин все-таки другой мозг
— В каком-то своем интервью вы сказали, что среди женщин гении встречаются редко. Вы даже категоричней сказали: среди женщин нет гениев. Почему вы так думаете?
— Вы это чем объясняете?
Нравственный человек, совершив опасное для человечества открытие, должен его уничтожить
— Для вас гениальность имеет нравственную составляющую?
— Гений и злодейство несовместны, на ваш взгляд?
Что такое интеллект и можно ли получить его по наследству
Интеллект — только часть разума: разум есть у всех, а интеллект отличает людей друг от друга, это часть нашей индивидуальности. Исследуют его сразу в нескольких направлениях: о чем мы говорим, когда говорим об интеллекте? как мы пытаемся измерить это «что-то»? насколько сильно «оно» нас отличает друг от друга? где в головном мозге прячется? Наследуем ли мы его от родителей или можем его развивать?
Строго говоря, интеллект — не свойство, а сумма свойств: способность осознать, понять, обдумать, запомнить, потом вспомнить, сделать вывод, экстраполировать или связать с чем-то абсолютно другим…
Человек, который хорошо всё это умеет, может стать ученым или продажным политиком, но для начала — научиться читать.
Что такое интеллект
Теория интеллекта, которую наука применяет сейчас, базово появилась более 100 лет назад.
Англичанин Чарльз Спирмен эмпирически высчитал, что люди, которые преуспевают в одном виде задач на интеллект, обычно хороши и в других.
Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”. Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция. То есть если человек в одном из когнитивных навыков бог, он и в других неплохо себя покажет. Измерение корреляции от −1 до 1, то есть коэффициент ранговой корреляции тоже изобрел Спирмен.
Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.
В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн разрабатывают теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде : умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.
Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.
По Балтесу, старость — не причина весело упасть в маразм; «прагмативные» механизмы можно задействовать, компенсируя упадок «когнитивных». Он приводит в пример машинисток: те, что постарше, медленнее печатают, если им диктовать по букве… но быстрее читают текст, который нужно напечатать. В итоге разницы в процессе работы — никакой.
Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.
Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть. Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации. В основание пирамиды интеллекта легли «узкие» способности, которых невероятно много. Так, для высокой скорости обработки информации «узкие» способности — это скорость восприятия, скорость и свобода чтения и письма.
Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.
По мнению авторов, стоит выделить способности вербальные, к восприятию и к трактовке изображений, а из них уже следуют «широкие» когнитивные способности. При этом корреляция между этими тремя не так сильна: человек может показывать высокие способности в одном и низкие в двух других.
Есть еще теория множественных интеллектов Говарда Гарднера. Он отрицает g-фактор, а взамен насчитывает восемь «интеллектов». В них входит, например, народный русский интеллект — внутриличностный: способность к рефлексии и самоанализу. Позже Гарднер застенчиво предложил добавить еще девятый — экзистенциальный — интеллект. Это умение размышлять о бытии и ничто, дар философа или хотя бы директора по стратегии.
Как передают интеллект
Нет и не может быть одного-единственного гена, который кодировал бы интеллект и в теории мог бы передаваться или не передаваться ребенку от родителей. Да, интеллект — полигенный признак. Его составляющие, когнитивные навыки, тоже. Ткнуть пальцем и крикнуть: «Во, интеллект!» — не выйдет. Мы видим лишь частности: так, наблюдается связь между скоростью восприятия и IQ через общие генетические признаки. А ген FNBP1L связывают с и детским, и со взрослым интеллектом.
Наследуемость интеллекта изучали на семьях, на близнецах, на сиблингах (братьях и сестрах), в частности на усыновленных, а теперь еще на огромных массивах данных. Так, исследование интеллекта 2011 года было проведено на данных 3511 взрослых. Было изучено 549 692 снипа — однонуклеотидного полиморфизма (то есть отличия в ДНК в размере в один нуклеотид).
По итогам исследования 40 % вариаций «кристаллизированного» и 51 % вариаций «подвижного» интеллектов действительно связано с генетикой, то есть интеллектуальные различия частично обусловлены вариациями генов.
При этом авторы полагают, что индивидуальные эффекты конкретных снипов слишком малы, чтобы быть значимыми на уровне геномов, поэтому для их выявления нужна очень, очень большая выборка. Ученые всё ближе подбираются к ней. Так, в исследовании 2018 года исследуется уже 248 482 человека; 187 новых геномных локусов, 538 генов, связанных с интеллектом… Роскошно.
На протяжении жизни интеллект плюс-минус стабилен, если сделать поправку на маразм — спасибо исследованию интеллекта, которое испытуемые прошли дважды, в 11 лет и в 77.
Уровень наследуемости интеллекта при этом линейно варьируется из года в год: от 20 % наследуемости в детстве до 60 % во взрослом и 40 % в подростковом возрасте. С возрастом наши генетические различия всё сильнее определяют наш интеллект, а влияние окружающей среды сходит на нет.
Раньше в науке преобладал взгляд, по которому ребенка формировало окружение, какое бы ни дали. Теперь ученые полагают, что мы, становясь старше, начинаем сами создавать для себя среду, которая коррелирует с генетическими наклонностями, и интеллектуально меняться в соответствии с ней.
Раньше считалось, что, если профессоренка растить в хлеву среди поросят, точно вырастет кабан. Теперь выходит, что профессоренок, взрослея, будет устраивать вокруг университет, хотя ни разу аспиранта-то не видел.
То, что ты унаследовал от родителей, стало твоим собственным, лично выбранным.
Высокий интеллект напрямую связан с образованием. Образование, в свою очередь, — со здоровьем и жизнью: хуже образованные люди умирают раньше. А высокий интеллект и надежность обещают долголетие.
Параллельно умнеет всё человечество, это называется «эффектом Флинна». Именно Джеймс Флинн открыл, что за период с 1932 до 1978 года средний американец поумнел на 13,8 пункта IQ, а затем проверил, как с этим в других странах. Оказалось, тоже растет. Или рос тогда: сейчас эксперты предполагают, что в XXI веке IQ будет развиваться неравномерно. В регионах, где этот показатель в среднем невысок, он вырастет на 6–7 пунктов, но на Западе прибавит не больше одного, а в США вообще упадет на 0,45 пункта.
Как ваяют интеллект
Гены могут сказаться на интеллекте и неожиданным образом: получил от родителей наследственную склонность к алкоголю — при неудачном раскладе реализовал ее — пропил все мозги. Но валить всё на мамку не надо. Наследственность — это еще не всё.
Играет роль в формировании интеллекта и еда. Например, Ричард Линн, исследуя эффект Флинна, объяснял его доступностью пищи: беременные и дети питаются лучше, чем раньше, — вот IQ и увеличивается. Верно и обратное.
В тесте на интеллект дети, родившиеся с недовесом, по четырем из пяти параметров теста показали результаты хуже обычных детей. Ребенок действительно должен есть, чтобы развиваться. Бабушка была права!
А вот по грудному вскармливанию пока непонятно. В одном из исследований дети с аллелью G в гене FADS2 не показали прироста IQ от материнского молока, а у младенцев с аллелью C он вырос. Но последующие исследования роль FADS2 и вообще грудного вскармливания в развитии интеллекта не подтверждают.
Исследуя влияние питания грудью на IQ, исследователи делают поправку на образование матери. Дело в том, что это сам по себе значимый фактор (здесь и далее предлагается не забывать о сильной положительной корреляции образования и интеллекта). Пару лет назад газеты даже утверждали, что именно от материнского интеллекта зависит интеллект ребенка. Относилось это в основном к мальчикам. Мол, гены, отвечающие за интеллект, расположены на X-хромосоме, а дети получают ее от матери. Раз девочки наследуют X от мамы и X от папы, а у мальчиков X только от мамы, мальчики ровно так же умны, как их мамы. Новость оказалась фейком.
Но то, кто родители ребенка и как они живут, действительно важно для его интеллекта. Образование матерей сказывается на школьных успехах детей. Это распространяется не исключительно на мать, но на значимого взрослого — того, который в основном возится с младенцем.
Влияет на развитие когнитивных навыков ребенка время, которое мать проводит с ним в детстве. Отражается на интеллекте, образовании и успехах образование родителей — причем отражается в течение всей жизни. Исследование начала века Бетти Харт и Тодда Рисли о «тридцатимиллионном разрыве» утверждает: дети из бедных семей к трем годам слышали в среднем на 30 000 000 слов меньше, чем дети из обеспеченных семей. Наш словарь — это и словарь наших родителей… но наследственность тут ни при чем.
Мы могли бы верить в тренировки когнитивных навыков, но пока не видно, чтобы они давали однозначный результат. Кроме одного: к 2020 году индустрия приложений и программ по «тренировке мозгов» превысит 6 млрд долларов.
Так что если кто хочет раскладывать пасьянсы, пусть раскладывает. А тот, кто хочет запомнить что-то, пусть это учит, а не надеется на свой опыт раскладывания пасьянсов: специальные игры тренируют только навык игры, разгадывание судоку — только навык разгадывания судоку и т. д.
Как рассматривают интеллект
В своих исследованиях Флинн использовал тест Стэнфорда — Бине. Это первый тест на измерение интеллекта. Альфред Бине разработал его для проверки школьников. Усовершенствовал тест Лев Термен из Стэнфорда, отсюда и название. Бине рассчитывал, что можно будет вовремя скомпенсировать детей с недостаточным развитием и вернуть в стандартные классы, а вот Термен был пессимистичен и надеялся отделить асоциальные элементы от прочих. Он обрисовывает детей, которым потребуются специальные классы и методики, как «все трудные случаи: слабоумные, физически неполноценные, просто отсталые, прогульщики». Он же замечает, что тесты на интеллект позволяют определить связь умственной отсталости с деликвентностью и заранее оградить общество от таких детей.
Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение, наносящее вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Тревога Термена за бедное общество, которое обидят глупые дети, демонстрирует потенциальную проблему всех исследований IQ разом.
Вот мы поймем всё об интеллекте. Мы будем точно его измерять, будем знать его природу. Эти знания помогут работать как с одаренностью, так и с умственными нарушениями. Или разрушить мир, каким мы его знаем.
С одной стороны, условные ультраконсерваторы смогут подхватить на знамя евгенику. Как позитивную — размножать умных, так и негативную — превентивно давить глупых. А не то мы, мол, получим мир «Идиократии».
С другой, общество не так давно согласилось принимать в расчет генетику. Исследователи Роберт Пломин и Йан Дж. Дири пишут:
«Битва за возможность утверждать, что различия между людьми наследуются, не так давно отгремела в психиатрии, чуть позже в психологии и до сих пор продолжается в сферах вроде образования».
В 1960-е годы научная среда в очередной раз обсуждает, чтó всё-таки формирует человека, окружающий мир или наследственность. В 1969 году Артур Дженсен публикует в Harvard Educational Review статью об IQ и школьной программе раннего образования. В ней он последовательно заявляет, что:
В общем, Дженсен погулял на всё. Тогда, конечно, не сейчас, но шины ему прокололи, угрозы отправляли, уволить требовали. Хотя он и говорил, что его неверно поняли. Артур Дженсен ошибся. Он воспользовался неверными источниками данных.
Но ученые, исследующие интеллект, всё еще ходят по тонкому льду: можно найти такое, от чего не отмахаться фенотипической тряпкой. Неважно, будет результат ангажирован группой А, группой Б или, может, корпорации пожертвовали на исследование пачку долларов — и его выводы вдруг оказались в 4–8 раз выгоднее для них, чем в независимых исследованиях.
Научный журналист Оливия Голдхилл цитирует Саскию Селзам, исследователя поведенческой генетики в Королевском колледже (Лондон):
«С точки зрения „левых“ все рождаются одинаковыми, и каждый может достигнуть того же, чего достигли другие. Генетические исследования показывают, что это не так».
Среда заедает или гены гнилые? Казалось бы, нет разницы, кто виноват, мы и так знаем, что делать: создавать благоприятную среду, ведь генетическая склонность к чему угодно — не приговор, а повышенная вероятность. Но там, где мы говорим об интеллекте, мы говорим о равенстве. Заслуживают ли одни люди больше шансов, чем другие? Почему я так стараюсь, а он всё равно умнее? Мама, мне поставили два, но я не дура, правда, не дура.
Интеллект остается самой лучшей, драгоценнейшей человеческой индивидуальностью. А правят им эмоции.
В прошлом году тролли из Иллинойского университета в Чикаго провели исследование, дав консерваторам и либералам почитать научные исследования с цифрами, но без их интерпретации. Оказалось, что консерваторы и либералы проделали один и тот же фокус: сделали выводы в пользу своих убеждений и отринули те, что противоречат им.
Мы думаем то, во что верим, и верим в то, что думаем. Да еще передаем это своим детям.