Покраска полиуретаном авто что это такое
Особенности и достоинства полиуретановой краски для покраски автомобиля
Для создания полимерного покрытия кузова автомобиля повышенной износостойкости часто используется полиуретановая краска. Всем хорошо известно, что обычная краска со временем начинает трескаться и осыпаться, автомобиль быстро теряет вид и требует ремонта.
В отличие от обычной авто эмали, полиуретановая обладает более высокой стойкостью к внешним ударным и механическим нагрузкам, атмосферным негативным воздействиям. Полиуретановое водонепроницаемое покрытие выдерживает воздействие бензина, масел, растворителей.
Особенности и преимущества покрытия из полиуретана
Полиуретановая краска представляет собой гомогенизированную смесь, в состав которой входят: отвердитель, наполнители, цветовые пигменты и полиэфирные смолы.
Полезное! Этот лакокрасочный материал относится к порошковому виду красок по металлу для авто. Бывает одно- и двухкомпонентная краска полиуретановая.
По международной классификации её делят на такие классы:
Все компоненты лакокрасочных материалов необходимо соединять непосредственно перед началом покраски кузова авто, учитывая, что такая краска не подлежит долгому хранению.
В зависимости от вида и состава смеси, этот временной промежуток может длиться от нескольких часов до двух-трёх суток. Покраска автомобиля полиуретановой эмалью создаёт высококачественное покрытие, обладающее несомненными преимуществами:
Интересное! Немаловажное достоинство полиуретанового покрытия – эффектный и респектабельный внешний облик автомобиля.
Вышеперечисленные факторы способствуют постоянному росту потребления полиуретанов в сфере кузовного ремонта авто.
Полиуретановые краски занимают передовые позиции, превосходя по отзывам другие лакокрасочные материалы. Цена готовой краски варьируется от 1000 до 2000 рублей за комплект. Купить полиуретановую краску для автомобиля можно в любом магазине лакокрасочных материалов.
Как красить полиуретановой краской авто?
Покраска полиуретановыми красками автомобиля мало чем отличается от окрашивания другими видами лакокрасочных материалов. Рабочий процесс начинается с подготовительного этапа.
Важно! Хранить полиуретановые лакокрасочные материалы необходимо вдали от огня и источника тепла в плотно закрытых ёмкостях.
Полезное видео
Наглядно посмотреть технологию нанесения и колеровки полиуретановой краски для окраски автомобиля можно на видео:
Тест полиуретановых покрытий
27 октября 2020, Николай КОРЗИНОВ
«Это мода такая?» — спрашивает приятель. Мы проходим мимо внедорожника Porsche Cayenne, который окрашен черным матовым защитным покрытием. У обывателей такая «мода» обычно вызывает недоумение. Они справедливо считают, что блестящая эмаль выглядит эстетичней, чем зернистая шагрень. И все же, когда любопытствующие узнают, что такое покрытие надежно защищает кузов от царапин и других повреждений — и механических, и химических, — скепсис зачастую сменяется интересом. В этой статье мы расскажем о тесте защитных полиуретановых покрытий, который провели наши партнеры Kuzov Lab. Попытаемся ответить на ключевой вопрос маляра — на продукции каких производителей лучше остановить выбор.
Джип, памперс, ксерокс, раптор
В Kuzov Lab готовятся к тесту. На большом демонстрационном столе стоят 16 банок. Всего на тесте будет восемь защитных покрытий (рис. 1). Банок вдвое больше, так как это двухкомпонентные покрытия. В комплекте с большой банкой с полиуретановым покрытием идет маленькая — с отвердителем. Перед покраской защитное средство и отвердитель надо смешать в пропорции 3 : 1 по объему или просто перелить весь объем отвердителя в большую банку. Время жизни готовой смеси — примерно 60 минут.
Рис. 1. Участники теста: Cobra Bedliner (Novol); Alligator (Jeta Pro); Armata (Solid); Raptor (U-pol); 955 Touch Liner (HB Body); Vanger Antisсratch («Техпромсинтез»); Rangers (Troton) и HAS-9344 (Holex)
По нашим данным, это первый в России обстоятельный и масштабный тест полиуретановых покрытий.
Обращают на себя внимание хищные и боевые названия участников теста. Здесь есть Cobra — это бренд Bedliner польской компании Novol. Есть Alligator — бренд Jeta Pro. Есть Armata — бренд Solid компании «Европроект Групп». Планировался к тесту популярный продукт «Титан», но титанов будто в очередной раз низвергли в Тартар: в Калуге, где проходило тестирование, найти его в автомагазинах мы не смогли.
В основе моды называть свои защитные покрытия такими агрессивными именами, вероятно, лежит имя эталонного продукта. Это Raptor (в переводе с английского «хищник») — продукт британской фирмы U-pol. Название практически стало нарицательным, вроде «ксерокса» и «памперсов». Так что когда клиент сообщает мастеру о желании «покрасить автомобиль раптором», то в 95 % случаев он имеет в виду только тип защитного покрытия, а не конкретного производителя. Другие компании пытаются отъесть у «раптора» долю рынка и для притеснения хищника используют соответствующие имена. От скорее скромных «кобр» и «аллигаторов» до более внушительных «армат» и «титанов».
Хищных названий, впрочем, хватило не всем. Перечислим более «миролюбивых» участников теста. Это 955 Touch Liner: производитель — греческая фирма HB Body. Это Vanger Antisсratch — его производят на заводе «Техпромсинтез» в Подмосковье. Это польский Rangers компании Troton и HAS-9344. Последнее покрытие с плохо запоминающимся названием выпускается под брендом Holex немецкой компании Hoffmann Gruppe.
Когда защитное покрытие нужнее всего
Защитное покрытие особенно целесообразно в тех случаях, когда автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях. Например, в случае внедорожника, на которым часто ездят по бездорожью среди деревьев. Кроме того, полиуретановые покрытия классно подходят для внутренней поверхности кузовов пикапов. Именно она особенно часто царапается при эксплуатации.
Все материалы в сборе, и мы готовы начать тест. В покрасочной камере нас уже ожидают восемь панелей для покраски. Предварительно их покрыли двухкомпонентным эпоксидным грунтом, который выдержали один час. К каждой панели прикреплена маленькая гнущаяся тест-пластина — белая с черной полоской (рис. 2). На первом этапе теста она поможет нам сравнить укрывистость, а на втором — мы с ее помощью проверим покрытия на эластичность.
Рис. 2. К каждой панели, которая покрыта двухкомпонентным эпоксидным грунтом, прикреплена маленькая гнущаяся тест-пластина – с ее помощью проверим покрытия на укрывистость и эластичность
Краску будем наносить стандартным антигравийным пистолетом при давлении 4 бара (рис. 3). Такое давление подходит для всех участвующих в тесте составов.
Рис. 3. Краску будем наносить стандартным антигравийным пистолетом при давлении 4 бара
Полиуретановые покрытия обычно бывают двух видов — черные и колеруемые. Для нашего теста мы выбрали колеруемые материалы. Поэтому перед покраской в банку добавляем не только отвердитель, но и базовую эмаль зеленого цвета. Обычно пигмента должно быть около 10–15 % от защитного покрытия (рис. 4). Но лучше смотреть в инструкцию: у разных покрытий эта цифра может незначительно отличаться.
Рис. 4. Если полиуретановое покрытие колеруемое, то пигмента (базовая эмаль) в нем должно быть около 10–15 % от защитного покрытия
Встряхиваем смесь в течение как минимум одной минуты и приступаем к окраске. Смесь для теста наносим одним слоем (рис. 5). По тому, насколько заметной остается черная полоса на тест-пластине, оцениваем укрывистость.
Рис. 5. Смесь наносим одним слоем. Укрывистость оцениваем по тому, насколько заметной остается черная полоса на тест-пластине
Первые впечатления? Лидерами теста по укрывистости стали Armata и HAS-9344 бренда Holex. Покрытие 955 Touch Liner в итоге оказалось слишком жидким и не смогло дать красивую «шагрень». Вероятно, мы добавили в банку слишком большую долю эмали. Кроме того, в ходе теста мы выяснили, что Vanger Antisсratch на тест попал не колеруемый, а черный. Так что в итоге у нас получилось семь зеленых панелей и одна черная. Попутно заметили, что Vanger оказался самым пахучим среди восьми тестируемых средств.
Поверхности должны высохнуть, и в Kuzov Lab решили дать на это времени с запасом — целый месяц. А когда все высохнет, нас будет ждать самая интересная часть теста — «царапательная».
Стоимость полной покраски автомобиля в кузовном ремонте обычно начинается от 50 000–60 000 рублей.
Не поцарапаешь — не поймешь
Месяц пролетел быстро, и мы снова в Kuzov Lab. Впереди «царапательный» тест. А пока мы осматриваем получившиеся в итоге панели. Цвет у всех панелей практически одинаковый, а вот фактура разная. У одних панелей шагрень крупная, у других — более эстетически привлекательная, мелкая (рис. 6). Кроме того, некоторые образцы получились блестящими, глянцевыми, а другие скорее матовыми.
Самыми сверкающими оказались панели, обработанные покрытиями Cobra и 955 Touch Liner. Их противоположностью стали матовые панели с покрытиями Raptor и Armata. Остальные заняли промежуточное положение.
Несмотря на одинаковые условия и технику окраски, отличалась и фактура поверхностей. Крупная шагрень — Cobra, Raptor и Vanger Antisсratch, а мелкая у Alligator, Armata и Rangers.
Перед царапанием проводим тест на эластичность. Берем гнущиеся тест-пластины, с помощью которых мы месяц назад сравнивали укрывистость, и полностью сгибаем их (рис. 7). Смотрим, держится ли материал. Вопреки ожиданиям, этот тест оказался не показательным. Практически все материалы с ним справились. Исключением стал только HAS-9344 бренда Holex. При сгибе от пластины отломился небольшой кусочек покрытия (рис. 8).
Рис. 7. Тест на эластичность: берем гнущиеся тест-пластины и полностью сгибаем их
Рис. 8. Практически все материалы с этим справились. Исключением стал HAS-9344 бренда Holex – при сгибе от пластины отломился небольшой кусочек покрытия
Приступаем к заключительному — самому важному — «царапательному» тесту. Пластину с нанесенным покрытием переворачивают лицом к полу, ставим на нее груз — полную пятилитровую канистру лака на водной основе — и волоком тащим 5 метров по предварительно не вымытому полу цеха (рис. 9). Поднимаем, протираем, смотрим на сохранность. Результаты оцениваем, как в школе, по пятибалльной системе. Сильно поцарапана панель — 1 балл, панель вообще не поцарапана — 5 баллов баллов (рис. 10).
Рис. 9. «Царапательный» тест. Пластину переворачиваем лицом к полу, ставим на нее груз и волоком тащим 5 метров по предварительно не вымытому полу цеха
Рис. 10. После очистки пластин результаты оцениваем по пятибалльной системе. Сильно поцарапана панель — 1 балл, панель вообще не поцарапана — 5 баллов
Итак, «отлично» в нашем тесте не заработал никто. Впрочем, и ни одному покрытию из восьми мы не поставили «кол». Зато выявили трех «хорошистов» и двух «двоечников». Но прежде назовем «троечников» теста. Ими стали Alligator, Vanger и HAS-9344 Holex. А вот наши аутсайдеры: самыми поцарапанными оказались 955 Touch Liner и Cobra. И, наконец, объявляем победителей. Лучше всего с тестом справились Raptor, Armata и Rangers (рис. 11).
Рис. 11. Итак, победители испытания. Лучше
всего с тестом справились Raptor, Armata и
В этой статье мы не приводим цены. Они имеют обыкновение периодически меняться, особенно в такое время, как сейчас. Нам же не хотелось делать быстро устаревающий материал. Поэтому рекомендуем определить своих фаворитов в тесте, а потом посмотреть на цены, пересчитать их в расчете на 1 литр и в результате сделать максимально взвешенный выбор. Надеемся, что наш тест убережет читателя от ошибок и поможет ему быть успешным в автобизнесе.
Технология нанесения защитного покрытия
Павел Никифоров, руководитель учебного центра ООО «Европроект Групп»
Перед окраской автомобиля рекомендуем ознакомиться с инструкцией по применению выбранного вами защитного покрытия. Нюансы и детали могут отличаться. Но ряд моментов остается примерно одинаковым для любых полиуретановых покрытий.
Рис. 12. Наносить продукт необходимо на двухкомпонентные акриловые или эпоксидные грунты
Рис. 14. Можно применять и обычные грунтовочные краскопульты, которые дают более мелкую шагрень
Рис. 15. Защитное покрытие смешивается со стандартным отвердителем (обычно идет в комплекте) в соотношении 3 : 1 по объему
Рис. 16. Если для покраски мы используем грунтовый краскопульт с дюзой, например 1,8 мм, то в смесь надо добавить разбавитель (примерно 10 %).
Защитное покрытие обычно наносится в 2–3 слоя (рис. 17). Обратите внимание, что межслойная выдержка составляет примерно один час. Ориентировочно такой же срок годности смеси. Поэтому покрасив детали один раз, делаем перерыв, а затем повторно смешиваем компоненты для новой смеси. Обратите внимание, что при использовании растворителя срок межслойной выдержки нужно немного увеличить. Рекомендованное давление — 3–4 бара.
Рис. 17. Защитное покрытие обычно наносится в 2–3 слоя, межслойная выдержка составляет примерно один час (компоненты для новой смеси смешиваем повторно)
Таким образом, нанося одно и то же защитное покрытие разными способами, мы можем получать отличающиеся структуры — более крупную шагрень или более мелкую и деликатную. Блеск в основном зависит от самого материала. В ходе нашего теста большинство материалов показали умеренный блеск (полумат). Самыми блестящими оказались Cobra и 955 Touch Liner, а Raptor и Armata практически не блестели.
Высыхание поверхности занимает около 7 суток. В случае использования разбавителя срок стоит увеличить до 9 суток.
Для тех, кто интересуется выбором насадок для полировальной машинки будет интересна статья от наших экспертов «Обзор насадок для полировки кузова автомобиля».
Битва модных покрытий: полиуретан vs 3D-пленка
После обвала цен на рынке новых моделей наши улицы заполнились бюджетными машинами. Окраска — стандартная, какую предложили в салоне. У многих автомобиль Renault Duster ассоциируется с коричневым цветом, Mazda6 — с красным, Kia Rio — с серым металликом. На этом фоне активизировались фирмы, оказывающие услуги по перекраске. Появились и новые покрытия, которые постепенно начинают входить в моду. Одни гарантируют защиту от коррозии и сколов, другие — эстетику и неповторимый дизайн на фоне отсутствия царапин. Мы решили более детально рассмотреть новинки на рынке покрытий.
Полиуретан
Производитель делает ставку на владельцев внедорожников. С текстурным, матовым в тени и блестящим на солнце покрытием большой автомобиль смотрится еще более брутальным. Кому-то внешний вид такой машины покажется не совсем эстетичным, но автовладельцы, решившие покрыть кузов полиуретаном, исходят не только из соображений красоты. Данное покрытие защищает металл от коррозии, царапины на нем оставить невозможно, а прочность элемента увеличивается. Бонусы: шумоизоляция, не так заметна грязь, минимизация последствий взрыва. Полиуретан может не только спасти от случайных камней, но и предотвратить вмятины при мелких «парковочных» ДТП, уверяют изготовители.
На базе школы Epio мы решили проверить эти утверждения. Для эксперимента выбрали газосиликатный блок и бутылку. Оба «испытуемых» были покрыты четырьмя слоями полиуретана (без шагрени). Справедливости ради стоит отметить, что на детали кузова автомобиля наносят два слоя.
Блок без покрытия раскололся после первого удара кувалдой: сразу отлетели боковые части, в середине остались глубокие вмятины.
Такой же блок, но только в полиуретановой «обертке», выдержал более десяти ударов, прежде чем покрытие лопнуло. Под ним мы обнаружили газосиликатную крошку, однако форму полиуретан сохранил.
Те же результаты показал и тест с бутылкой. После нескольких ударов о забор и асфальт внутри черного гладкого «каркаса» остались лишь мелкие осколки. Но сам полиуретан так нигде и не разошелся.
Для автомобилей используют несколько иное покрытие — с шагренью. Из-за нее кузов становится матовым в тени и блестящим на солнце. Сейчас можно найти полиуретан любого цвета, однако мода на покрытие только развивается. Автовладельцы нередко используют его «для пробы» — покрывают пороги, внутренние стороны арок, бамперы и другие наиболее уязвимые для воды и зимней химии элементы.
Для нанесения покрытия используют специальный аппарат с кабелем из четырех каналов. Под температурой и давлением подается отвердитель и сам полиуретановый состав. Еще два канала — для «обратки», чтобы смесь не остывала. Покраску проводят распылением в специальных камерах с вытяжкой. Производители уверяют, что покрытие не токсично, даже соприкосновение с едой безопасно.
3D-пленка
Различными видами пленок: матовыми, глянцевыми, «под карбон» — уже никого не удивишь. Однако на рынке появился новый вид покрытия, о котором в наших краях еще недавно не слышали. Речь идет о 3D-пленке. На наш взгляд, она придется по душе в первую очередь ценителям тюнинга: в иерархии доработок такое покрытие встанет на одну ступень со stiker-bombing, аэрографией и большими наклейками на полкузова.
Пленка, по заверению изготовителя, устойчива к мелким царапинам, излучениям солнечного света, защищает от коррозии. «Стреляли по обклеенному капоту из воздушного ружья — следов не осталось», — охарактеризовали прочность покрытия дилеры. Сама пленка создана из жесткого поликарбоната, в обычном твердом состоянии практически не гнется. Для изменения формы используют промышленный фен, способный разогреть воздух до 127 градусов по Цельсию. При 128 градусах происходит разрушение материала, потому процесс нанесения нельзя назвать легким.
Пока в Беларуси насчитывается четыре разновидности пленки: прозрачная, непрозрачная, двухцветная и флуоресцентная. На них наносят шесть видов объемных рисунков. В качестве примера нам представили сочетание «волны» и «кожи дракона». Первый образец — в серебристом цвете, второй — в желтом и фиолетовом. Текстура особенно становится заметна при солнечном свете.
Наносят такое покрытие на специальный клей поверх штатной краски кузова. Это решение обеспечивает хорошую стойкость, на границе линий открепить пленку без инструментов невозможно. С другой стороны, автовладельцу необходимо дважды подумать, прежде чем решиться на оклейку: удаление пленки повредит ЛКП, кузов придется отправлять на перекраску. Сами же изготовители обещают нанести на покрытие специальный лак. При нанесении девяти слоев такого керамического лака прочность сравнима с пуленепробиваемыми покрытиями. По словам представителей фирмы, вопросы по линии ГАИ тоже урегулированы: пленка не является светоотражающей, а значит, ездить можно.
«Россияне тоже пытались сделать такую 3D-пленку, но их попытки не увенчались успехом, — рассказал представитель белорусского дилера. — Они не смогли решить проблему жесткости поликарбоната, не смогли „завернуть“ его на рельефных изгибах кузова. Мы же решили этот вопрос „раскроем“ — под конкретную модель вырезаем пленку определенной формы. Это делает плоттер с помощью программы, в которую вносятся заводские параметры детали».