Покорным шутом зрит себя что означает

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Цитатник

✨Непостижимо трагичная судьба великой виолончелистки Жаклин Дю Пре «Я никак не мог.

Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.

=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.

✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.

✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Наш Пушкин

Покорным шутом зрит себя что означает

В 1811-1817 годах Пушкин жил и обучался в Царскосельском лицее.

В день рождения Александра Сергеевича Пушкина достала с книжной полки том издания 1936 года, который купил мой отец в год моего рождения и который за 80 лет много претерпел в наших семейных скитаниях.

«К товарищам перед выпуском»

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас света дальний шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже в воинственном наряде

Гусарской саблею махнул —

В крещенской утренней прохладе

Красиво мерзнет на параде

И греться ходит в караул;

Иной, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатного в прихожей

Покорным шутом зрит себя;

Лишь я, во всем судьбе послушный,

Счастливой лени верный сын,

Всегда беспечный, равнодушный,

Я тихо задремал один.

Равны мне писари, уланы,

Равны мне каски, кивера,

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в асессора;

Друзья! немного снисхожденья —

Оставьте красный мне колпак,

Пока его за прегрешенья

Пока ленивому возможно,

Не опасаясь грозных бед,

Еще рукой неосторожной

В июле распахнуть жилет.

. Пушкин открыл конторку и подал директору начисто перебеленные им для себя стихи. Тот сейчас же прочел их, и довольное выражение лица его при чтении заключительных строк сказало яснее слов, как поэт угодил ему.

Дело в том, что Пушкин, как бы в виде шага к примирению с ним, косвенно похвалил выхлопотанную Энгельгардтом лицеистам льготу — не застегиваться наглухо на все пуговицы:

Источник

«Товарищам» («Прощанье»), анализ стихотворения Пушкина

В России существовало учебное заведение как Царскосельский лицей, который был создан не без помощи Александра 1. А.С. Пушкин был зачислен в данный лицей в 1811 году. Учились в этом месте предпочтительно дети дворянского рода. Учебное заведение было предназначено для подготовки детей к будущим местам чиновников, причем высоких рангов. Поэт проучился в лицее 6 лет, которые были наполнены разными событиями. Александр успел влюбиться, понять суть настоящей дружбы, а также он смог сотворить немало стихов. Его творчество было высоко оценено сокурсниками и учителями лицея. Не многие поэты любили свои учебные заведения, но Пушкину нравилось учиться в Царскосельском лицее. Учеба закончилась в 1817 году и именно этому жизненному этапу Александр посвящает произведение «Товарищам».

Основная тема и идея данного стихотворения это то, что каждый должен выбрать свою дорогу. Для учеников лицея были свободны разные пути в жизни. Если выпускник был действительно целеустремленным и обладал талантом, то быть принятым на любую должность в государственном учреждении не было проблемой. Автор преподносит читателю несколько путей и один из них это служба в армии. Герой данного стихотворения относится к воинской службе довольно легкомысленно. Как пример перед читателями возникают гусары, за которых автор говорит, что на параде им приходится мерзнуть, а после красивого парада они уходят греться в карауле. При этом автор подчеркивает, что даже если военный обладает умственными способностями, то особо они в армии не пригодятся. Другой вариант это пойти на службу государству, но и эту дорогу автор высмеивает. Пушкин считает, что для чиновника важна не честь, а уважение и почести, которые ему должны проявлять люди.

Лирический герой данного стихотворения не хочет быть чиновником, военным или другим служащим. Ему не нужны рамки, герою требуется свобода, которая не будет его ограничивать ни в чем. Конечно, автор не пишет об этом прямолинейно и раскрыто, но если внимательно вчитываться в произведение, то можно увидеть скрытый смысл, заложенный между строк стихотворения. Становится ясно, что герой стихотворения хочет стать поэтом, быть свободным человеком. Но вот только в те времена России, человек желающий стать писателем восприниматься в серьез в обществе не мог. Это были не самые светлые времена для людей, которые решили связать жизнь с литературой.

6 класс по плану 9 класс

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И. И. Пущину.
История создания – Стих написан в 1826 году и посвящен Ивану Пущину, близкому другу поэта.

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй – старается поддержать друга в его трагическую минуту.

Жанр – Дружеское послание.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «лучом лицейских…дней».

Эпитеты – «бесценный», «печальным», «ясных».

Олицетворение – «колокольчик огласил».

Анафора – «Да голос.… Да озарит…».

Краткое содержание: Товарищам (Пушкин)

Товарищам

Лирический герой обращается к своим това­рищам по лицею. Годы учения закончились:

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля.

Молодых людей ждет новая жизнь, они долж­ны выбрать свою дорогу в жизни:

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум.

Один из товарищей героя станет военным, под кивер (военный головной убор) «спрятав ум». Он будет красиво мерзнуть на параде, а по­том ехать греться в караул.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже в воинственном наряде Гусарской саблею махнул —

В крещенской утренней прохладе Красиво мерзнет на параде,

А греться едет в караул…

Другой товарищ ценит не честь, а почести, на­грады. Он хочет быть вельможей и уже представ­ляет себя у знатного плута в прихожей.

Другой, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатного в прихожей Покорным плутом зрит себя…

Все уже выбрали свой жизненный путь, лишь один лирический герой, «счастливой лени вер­ный сын», еще не думал о будущем, он задремал.

Лишь я, судьбе во всем послушный, Счастливой лени верный сын,

Душой беспечный, равнодушный,

Я тихо задремал один…

Героя ничего не привлекает, равны ему уланы и писари, не рвется он в капитаны, не «ползет» в асессора (чиновники). Он просто хочет немного побездельничать в красном ночном колпаке, по­ка его не поменяли на шишак (шлем).

Друзья! немного снисхожденья —

Оставьте красный мне колпак,

Пока его за прегрешенья Не променял я на шишак,

Пока ленивому возможно,

Не опасаясь грозных бед,

Еще рукой неосторожной В июле распахнуть жилет.

Стихотворение написано в год, когда юный Пушкин окончил Царскосельский лицей (1817). В этом произведении поэт устами лирического героя явно дает понять, что его не привлекает ни карьера военного, ни карьера вельможи. У него свой путь. Пушкин еще в юном возрасте понял свое предназначение поэта. Но профессии поэт в то время не было, и герой понимает, что ему придется заниматься чем-то иным, поэтому он хочет насладиться последними свободными деньками.

Краткое содержание: Товарищам (Пушкин)

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

История создания

Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего излишне «вольные» стихи. Опасаясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго – после серьезного конфликта с местным губернатором он был сослан родовое поместье – глухое село Михайловское.

Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединенный образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности – Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.

Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни слова. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осужден и приговорен к пожизненной каторге.

В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.

Жанр, направление и размер

После редакции стихотворение «Друзьям» приобрело характер типичного послания — прямого диалога с теми, кому адресовано произведение. Пушкину удалось четко воссоздать атмосферу непринужденного разговора друзей. Такое ощущение складывается из совокупности двух приемов.

Главная тема произведения – дружба и ее высокая ценность для Пушкина. Он представляет ее как наивысший дар, способный подарить искреннюю радость и утешит в тяжелые минуты.

Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, наилучшей отрадой, которую он мог получить в те непростые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который спустя время отобразил его в своем произведении.

Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом при личной встрече: посещение политических узников было под строжайшим запретом. Однако поэт сделал это при помощи пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу.

Он молил «святое провиденье», чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено «лучом лицейских ясных дней». Всего в нескольких строках переплелись скорбь, торжественность и чувство уединения.

Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к своему товарищу. Недаром впоследствии оно будет признано одним из лучших образцов дружеской лирики.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – стремление прожить отведенное время весело и продуктивно. Поэт призывает друзей увидеть прелесть мгновения, которое запечатлело их молодость. Молодые люди любимы, уважаемы и сильны тем, что есть друг у друга. Так зачем предаваться бесплодным печалям о быстротечности бытия? Нужно любить и ценить то, что есть сейчас. И от этой взаимной радости уйдут все тревоги.

Также смысл пушкинских строк заключается в умении разделять чувства товарищей. Поэт счастлив лишь оттого, что его друзья веселы. Ему достаточно их радости, чтобы утешиться. Это говорит о том, что человек должен любить не только себя, но и свое окружение, тогда он быть жить ярко и полноценно.

Композиция

В произведении отсутствует конкретный сюжет, он имеет форму дружеского обращения. Лирическое стихотворение состоит из двух пятистиший.

Условно стих можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились еще во времена обучения в Старосельском лицее.

Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать заграницу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.

Образы и символы

Система образов и символов в данном стихотворении не очень многообразная. Центральным образом выступает лирический герой. Герой — отражение самого автора, значит, и все окружение Пушкина в какой-то мере представлено в стихотворении.

Остальные герои дружеской трапезы лишены имён, нам остаётся лишь догадываться, кто именно сидит с Пушкиным за одним столом. Стоит также упомянуть образ торжества. Игры, песни, чтение стихов — символы праздника, в котором участвует все самые дорогие и близкие друзья Александра Сергеевича.

Средства художественной выразительности

Данное стихотворение не очень велико по своему объему, поэтому в нём не так много изобразительно-выразительных средств. Достаточно ярки эпитеты: «златые дни, златые ночи». Автор указывает на драгоценность времени, которое он может провести в компании друзей, сравнивает его (время) с редким и дорогим металлом.

Также стоит отметить образную и метафоричную антитезу «сквозь слезы улыбнулся я». Невозможно не привести параллель со знаменитым высказыванием «слёзы счастья». Лирического героя переполняют чувства, поэтому он не находит сил больше сдерживать свои эмоции и плачет.

Автор: Игорь Васильев
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Корсакову Н.А.

Из стихотворения «Пирующие студенты»:

«Приближься, милый наш певец Любимый Аполлоном! Воспой властителя сердец Гитары тихим звоном. Как сладостно в стесненну грудь Томленье звуков льется. Но мне ли страстью воздохнуть? Нет! пьяный лишь смеется!»

Из стихотворения «19 октября»:

«…Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнем в очах, с гитарой сладкогласной: Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит, и дружеский резец Не начертал над русскою могилой Слов несколько на языке родном, Чтоб некогда нашел привет унылый Сын севера, бродя в краю чужом…»

Дельвигу А.А.

Отрывок из стихотворения «Дельвигу»:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен. »

Отрывок из стихотворения «Пирующие студенты»:

«…Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный. Взгляни; здесь круг твоих друзей; Бутыль вином налита, За здравье нашей музы пей, Парнасский волокита. Остряк любезный, по рукам! Полней бокал досуга! И вылей сотню эпиграмм На недруга и друга…»

Отрывок из стихотворения «К Дельвигу»:

«Послушай, муз невинных Лукавый духовник…»

«…О Дельвиг! начертали Мне музы мой удел; Но ты ль мои печали Умножить захотел?…»

Отрывок из стиха «Дельвигу»:

«Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надежной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт…»

Отрывок из стихотворения «Чем чаще празднует Лицей…»:

«…Зовет меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных Навек от нас утекший гений…»

Горчакову А.М.

Из стихотворения «Пирующие студенты»:

«А ты, красавец молодой, Сиятельный повеса! Ты будешь Вакха жрец лихой, Па прочее — завеса! Хотя студент, хотя я пьян, Но скромность почитаю; Придвинь же пенистый стакан, На брань благословляю.»

Из стихотворения «Князю А.М. Горчакову»:

«Нет, нет, любезный князь, не оду Тебе намерен посвятить;»

«Что должен я, скажи, в сей час Желать от чиста сердца другу? Глубоку ль старость, милый князь, Детей, любезную супругу, Или богатства, громких дней, Крестов, алмазных звезд, честей? Не пожелать ли, чтобы славой Ты увлечен был в путь кровавый, Чтоб в лаврах и венцах сиял, Чтоб в битвах гром из рук метал И чтоб победа за тобою, Как древле Невскому герою[1] Всегда, везде летела вслед? Не сладострастия поэт Такою песенкой поздравит, Он лучше муз навек оставит! Дай бог любви, чтоб ты свой век Питомцем нежным Эпикура Провел меж Вакха и Амура! А там — когда стигийский брег Мелькнет в туманном отдаленье, Дай бог, чтоб в страстном упоенье Ты с томной сладостью в очах, Из рук младого Купидона Вступая в мрачный чёлн Харона, Уснул. Ершовой на грудях!»

Отрывок из стихотворения «19 октября»:

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе — фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной: Всё тот же ты для чести и друзей. Нам разный путь судьбой назначен строгой; Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: Но невзначай проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись…»

Написано после случайно встречи Пушкина с Горчаковым.

Пушкин посвятил стихотворение последнему живому выпускнику лицея (отрывок из «19 октября»). Волею судьбы им стал Горчаков, он прожил дольше всех своих лицейских друзей.

«Кому ж из нас под старость день лицея Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой, Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой… Пускай же он с отрадой хоть печальной Тогда сей день за чашей проведет, Как ныне я, затворник ваш опальный, Его провел без горя и забот.»

Кюхельбекеру В.К.

Отрывок из стихотворения «Разлука»:

«…Лицейской жизни милый брат Делю с тобой последние мгновенья. Прошли лета соединенья; Разорван он, наш верный круг. Прости! Хранимый небом, Не разлучайся, милый друг, С свободою и Фебом. »

Отрывок из стиха «19 октября»:

«…Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам. »

Отрывок из стихотворения «Пирующие студенты»:

«…Ты с виду всех трезвее; Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее…»

Источник

Анализ стихотворения «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю…», А. С. Пушкин)

Лирика А. С. Пушкина необыкновенно разноплановая по тематике, при этом часто его стихотворения носят автобиографический характер. В них находят отражение события из жизни самого поэта, имеются отсылки к людям из близкого круга, поднимаются волнующие автора вопросы. Так, в послании «Друзьям» целью А. С. Пушкина становится прояснение своей гражданской и поэтической позиции не только перед товарищами, но и перед всем высшим обществом. Многомудрый Литрекон предлагает детальный анализ стихотворения «Друзьям» по плану, в ходе которого будут рассмотрены история создания, композиция и художественные особенности текста.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Товарищам»

В 1811 году по указу Александра первого был открыт Царскосельский лицей, именно туда поступает молодой Пушкин. Лицей был рассчитан на дворянское сословие. По плану императора, выпускники лицея смогут работать в высших органах государственной власти.

Пушкин учился в лицее шесть лет, за это время, поэт познакомился с понятием добра и справедливости, в стенах лицея он впервые влюбился. Друзья, с которыми он познакомился в лицее, остались рядом с ним, на протяжении всей его короткой жизни. Благодаря им он понял значение дружбы и верности народу. Первым выпускникам, которые выпускались в 1817 году, Александр Сергеевич посвящает стих «Товарищи».

В своем стихотворении, автор поднимает такую тему, как выбор жизненного пути. Он описывает лицеистов, которые окончили свое обучение, и теперь были вольны решать, какое занятие выбрать в дальнейшем. У лирического героя данного стихотворения существует два выбора. Одним из них является военная служба, но герой относиться к ней скептически. Аргументирует это тем, что за ней человек только учиться красиво, маршировать, а вот думать и вовсе перестает. Ведь офицеры должны быть услужливыми перед своим начальством, потому ум приходиться прятать под кивер.

Вторым, но не менее удачным, по мнению лирического героя, является государственная служба. Чиновники все плуты, каждый из которых считает себя лучшим из них.

«Не честь, а почести любя, У плута знатного в прихожей Покорным плутом зрит себя»

Но что же тогда выбирает наш герой? Он не хочет ограничивать свою жизнь рамками, любая из предоставленных должностей означает для него серое и безрадостное существование. Уже тогда Пушкин всерьез думает о писательской жизни, это впервые отражается в его стихотворение «Товарищ». Пушкин, как и его лирический герой не желает ограничивать свою жизнь рамками, работать там, где должен соответствуя своему статусу.

В тот момент Пушкин также как его друзья находился перед выбором, он желал свободы, а свободой для него была поэзия, только там он чувствовать себя живым и неограниченным рамками. Поэзия на протяжении всей его жизни, давала Пушкину ощущения полета, она была его крыльями.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – стремление прожить отведенное время весело и продуктивно. Поэт призывает друзей увидеть прелесть мгновения, которое запечатлело их молодость. Молодые люди любимы, уважаемы и сильны тем, что есть друг у друга. Так зачем предаваться бесплодным печалям о быстротечности бытия? Нужно любить и ценить то, что есть сейчас. И от этой взаимной радости уйдут все тревоги.

Также смысл пушкинских строк заключается в умении разделять чувства товарищей. Поэт счастлив лишь оттого, что его друзья веселы. Ему достаточно их радости, чтобы утешиться. Это говорит о том, что человек должен любить не только себя, но и свое окружение, тогда он быть жить ярко и полноценно.

Сочинение: Тема дружбы в лирике Пушкина

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин получил образование в привилегированном учебном заведении — Царскосельском лицее. Моло­дые люди из знатных дворянских семей не только изу­чали там разнообразные науки и готовились к службе на благо родины. В Лицее проходило становление их личностей, характеров, формирование мировоззре­ния, взглядов, идеалов. Именно в Царском Селе у Пушкина завязались те дружеские отношения, кото­рые он пронёс через всю свою жизнь. В Лицее Пуш­кин познакомился с И. И. Пущиным, который стал его лучшим другом. Ему посвящены многие известные произведения поэта.

Стихотворение «Товарищам» — одно из ранних тво­рении Пушкина, посвящённых теме дружбы. Лири­ческий герой обращается к товарищам по Лицею. Перед каждым из них открыты разнообразные жиз­ненные дороги. Будущее представляется прекрасным и беспечным. Но эта радость омрачена скорым рас­ставанием.

Разлука ждёт нас у порогу,

Зовёт нас света дальний шум,

И всякий смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум.

Кого-то ждёт карьера военного, кого-то — государственного деятеля. Лирический же герой просит друзей не торопиться, он хочет, насколько это возможно, продлить моменты юности. Торжественность про исходящего подчёркивает «высокая» лексика, (слова «кров», «думы», «почести» и т. д.). Однако это не ли­шает произведение лёгкого авторского юмора.

Иной, под кивер спрятав ум,

Красиво мёрзнет на параде,

А греться едет в караул…

Сам же лирический герой выбирает поэтическую стезю, чтобы воспевать свободу.

Одно из самых известных произведений Пушкина, посвящённых лучшему другу, — стихотворение «И. И. Пущину», созданное в 1826 году. Его появление связано со ссылкой поэта в село Михайловское. Находясь в деревне, практически в одиночестве, вдали от литературной и общественной жизни, Пушкин осо

бенно скучал по споим друзьям. Пущин оказался пер­вым, кто навестил опального поэта в его изгнании. Для Пушкина эта встреча очень много значила. В результате явились знаменитые строки.

Стихотворение написано в жанре послания, поэто­му его отличают повышенная эмоциональность, вы­разительные эпитеты, обращения к адресату.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Ссылка стала для лирического героя тюрьмой, заточеньем. Однако стихотворение, несмотря на груст­ную предысторию, окрашено радостным и светлым настроением. Чувства одиночества и отчаяния изгнан­ною по на сменяются радостью от встречи с близким человеком В его сознании проносятся воспоминания о счастливых, безмятежных лицейских днях.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Копен стихотворения вселяет надежду на скорую встречу старых друзей.

Друзья всегда занимали особое место в сердце Пушкина. Дружба помогала поэту не потерять надежду даже в самых трудных жизненных ситуациях.

Здесь искали:

«Товарищам» А.Пушкин

«Товарищам» Александр Пушкин

Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля. Разлука ждет нас у порогу, Зовет нас дальний света шум, И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум. Иной, под кивер спрятав ум, Уже в воинственном наряде Гусарской саблею махнул — В крещенской утренней прохладе Красиво мерзнет на параде, А греться едет в караул; Другой, рожденный быть вельможей, Не честь, а почести любя, У плута знатного в прихожей Покорным плутом зрит себя; Лишь я, судьбе во всем послушный, Счастливой лени верный сын, Душой беспечный, равнодушный, Я тихо задремал один… Равны мне писари, уланы, Равны законы, кивера, Не рвусь я грудью в капитаны И не ползу в асессора; Друзья! немного снисхожденья — Оставьте красный мне колпак, Пока его за прегрешенья Не променял я на шишак, Пока ленивому возможно, Не опасаясь грозных бед, Еще рукой неосторожной В июле распахнуть жилет.

Анализ стихотворения Пушкина «Товарищам»

В 1811 году юный Пушкин был принят в только что открывшийся по инициативе Александра I Царскосельский лицей. Заведение предназначалось для дворянских детей. Согласно замыслу создателей, выпускники его должны были стать государственными чиновниками высших рангов. Александр Сергеевич провел в Лицее шесть лет. Многое произошло за эти годы: Пушкин пережил первую любовь, узнал, что такое настоящая дружба, написал множество стихотворений, получивших высокие оценки от учеников и преподавателей. Поэт искренне любил Царскосельский лицей и дорожил временем, там проведенным. В июне 1817 года завершилось обучение. Первых воспитанников нового заведения выпустили в большую жизнь. Этому событию Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Товарищам».

Ключевая тема анализируемого текста – выбор пути. Лицеистам были открыты многие дорогие. Самых талантливых из них на любой службе приняли бы с распростертыми объятиями. Пушкин в стихотворении рассматривает несколько ключевых вариантов. Первый – военная служба. Ее предпочли около пятнадцати выпускников. В их числе – будущий адмирал и полярный исследователь Федор Федорович Матюшкин. Лирический герой послания «Товарищам» военную карьеру всерьез не воспринимает. Он приводит в пример гусар, которым приходится «красиво мерзнуть на параде», а после «ехать греться в караул». При этом их мыслительные способности остаются не у дел, ведь ум приходится прятать под кивер. Второй вариант – стать гражданским чиновником. Герой стихотворения высмеивает и его: Другой, рожденный быть вельможей, Не честь, а почести любя, У плута знатного в прихожей Покорным плутом зрит себя. Тем не менее, сам Пушкин вместе с Кюхельбекером, Корсаковым, Ломоносовым и другими попал в Коллегию иностранных дел.

Что же касается лирического героя послания, он не выказал желания стать писарем, уланом, капитаном или асессором. Ему хочется сохранить свободу, не ограничивать себя рамками, установленными для военных и чиновников. Впрямую об этом не говорится, но внимательному читателю догадаться не составит труда, — герой хочет стать поэтом. Вот только писательство в Российской империи начала девятнадцатого века не рассматривалось в качестве серьезной профессии. Даже на могильной плите великого Державина указано, что под ней покоится «действительный тайный советник и многих российских орденов кавалер». Кстати, Пушкин смог покинуть службу только в 1824 году, причем не столько по собственной воли, сколько по принуждению властей.

«Товарищам» («Прощанье»), анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Товарищам» («Промчались годы заточенья») написано Пушкиным в 1817 г. перед самым выпуском из Лицея, и посвящено этому событию. Пушкин попал в число первых выпускников. В Лицей принимали дворянских детей, мальчиков. Цель создания Царскосельского лицея состояла в подготовке выдающихся государственных деятелей, интеллектуальной элиты. Поэтому лицеистам давали широкие знания по разным предметам, их учили мыслить, готовили к труду на благо России. На гербе Лицея было написано: «Для общей пользы».

Занятия в Лицее начались 19 октября 1811 года, курс был рассчитан на 6 лет. Эта дата стала памятной для Пушкина и остальных лицеистов. Впоследствии занятия начинались 1 августа и длились до 1 июля, но летний месяц лицеисты тоже проводили в Лицее. Так что на 6 лет семьёй лицеиста становились его товарищи и учителя. Первый выпуск состоял из 29 человек; 17 человек были отправлены на гражданскую службу, 12 – на военную.

Стихотворение при жизни Пушкина напечатано не было. В первой редакции оно называлось «Товарищам», затем – «Прощанье».

Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения «Товарищам» — послание. Его нельзя отнести к какому-нибудь литературному направлению. Ироничное, даже саркастичное, оно – крик души 18-летнего Пушкина, который не стал ещё великим и очень не хочет остаться безвестным. При этом автор раскрывается как личность, чуждающаяся каких-либо рамок и условностей. Стихотворение написано живым разговорным языком. В нём – весь проявившийся в дальнейшем гений Пушкина.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – размышления о выборе жизненного пути. Основная мысль: самое важное для лирического героя – не выбор одного из путей службы отечеству (штатская служба или военная), а возможность свободно мыслить и самому решать свою судьбу.

Стихотворение можно разделить на три части. Первая – рассказ о скором прощанье и разлуке с друзьями, после чего каждый пойдёт своей дорогой. Вторая часть описывает судьбу выбравших военную или штатскую службу. В последней части лирический герой противопоставляет себя и тем, и другим, считая их достойными лучшей участи.

Сам лирический герой не стремится к почестям, а живёт лениво, «во всём судьбе послушный». Он отвергает традиционные представления об удачной дворянской судьбе, предпочитая свободомыслие, даже под угрозой наказания.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка преимущественно перекрёстная, но иногда она сбивается на парную, так что с 5 по 15 строку рифмуются пятистишья: АбАбб и ВгВВг. Такая неровная рифмовка приближает речь к разговорной.

Тропы и образы

В первой части возникает образ Лицея как дома. Пушкин называет время, прожитое в Царском Селе, годами заточенья. Действительно, комнатку свою размером 4 м на 1,5 м с видом на двор и церковь Пушкин называл кельей. Молодому человеку хочется вырваться в свет: «Зовёт нас света дальний шум». Но и разлука с «милыми друзьями» тяготит его. Насколько крепкой была дружба, показало время.

Неизведанное будущее описано в первой части с помощью метафор: промчались годы заточенья, разлука ждёт нас, зовет нас шум света, всякий смотрит на дорогу. Эпитеты характеризуют мысли о будущем – гордые, юные думы.

Во второй части лирический герой рассуждает о двух путях, которые предлагались выпускникам Лицея. Одни избрали военную карьеру, но при этом они вынуждены прятать свой ум под кивером (гусарским головным убором). Это аллегория военной службы, делающей человека несвободным. Лирическому герою она представляется бесполезной (махать саблей, мёрзнуть на параде, ходить греться в караул).

Не лучше и судьба чиновника. Он жертвует не умом, а честью. Рождён быть вельможей, но вынужден пресмыкаться «у плута знатного в прихожей», потому что избрал, полюбил «не честь, а почести». Его лирический герой называет покорным шутом (эпитет и метафора).

В третьей части Пушкин описывает собственное жизненное кредо, совпадающее с помыслами лирического героя. Он послушен судьбе (метафора), «беспечной лени верный сын» (эпитет и метафора), не стремится ни к военной службе («не рвусь я грудью в капитаны»), ни к гражданской («не ползу в асессора»). Слова капитаны и асессора – это аллегории военной и гражданской службы.

С помощью аллегорий Пушкин описывает собственную позицию. Красный колпак санкюлота (простолюдина времён Великой французской революции) – аллегория вольнодумства и свободолюбия. Шишак (старинный воинский головной убор) – аллегория наказания за свободомыслие, солдатчины. Распахнутый жилет – аллегория беспечной лицейской жизни.

Жанр, направление и размер

После редакции стихотворение «Друзьям» приобрело характер типичного послания — прямого диалога с теми, кому адресовано произведение. Пушкину удалось четко воссоздать атмосферу непринужденного разговора друзей. Такое ощущение складывается из совокупности двух приемов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *