Поколение z что это такое и какие года
Поколение z что это такое и какие года
Сертифицированный тьютор МТА, педагог-психолог, образовательный мотиватор.
Что такое теория поколений
Существует довольно много теорий поколений, и мнения авторов разнятся. Мы поговорим о концепции американских исследователей Уильяма Штрауса и Нейла Хоува.
Они разработали теорию в начале 90-х. Смысл теории поколений Штрауса и Хоува в том, что приблизительно каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение и опыт которых не схожи с убеждениями предшественников.
Вот примерные года трёх последних поколений по Штраусу и Хоуву:
Хотя Хоув и Штраус выделяют такие даты, не все социологи согласны. Мнения часто разнятся: например, исследователи Карл Мангейм и Норман Райдер отрицали идею о том, что новые поколения рождаются через одинаковые промежутки времени.
Сейчас теория поколений используется в демографии, социологии и маркетинге. Но везде фигурируют примерные даты. Давайте разберёмся, какие черты свойственны каждому из поколений согласно теории Хоува и Штрауса.
Поколение X
Согласно теории поколений Штрауса и Хоува, эти люди родились с 1961 по 1981 год. В этот период произошли ключевые события: холодная война со странами Запада, конфликт в Афганистане, перестройка, падение Берлинской стены.
Люди поколения X в России родились ещё при Советском Союзе. Многим представителям свойственно стремиться к лучшей жизни и стабильности, работать по профильному образованию, ценить классическое образование.
Кумиры этого поколения — The Beatles, Виктор Цой, Егор Летов, Алла Пугачёва, Майкл Джексон.
Поколение Y — миллениалы
Эти люди родились приблизительно с 1982 по 2004 год. Они застали развитие интернета, поэтому больше вовлечены в цифровые технологии, чем предыдущее поколение. Многие представители поколения Y хотят «быть не таким, как все» и ярче выделяться из толпы.
Эксперты отмечают, что для большинства миллениалов создание семьи не приоритет — в поколении Y больше чайлдфри. Вообще для многих миллениалов характерно оттягивать переход во взрослую жизнь — если их предшественники уже в 22–23 года обзаводились семьёй, то среди миллениалов это не так распространено.
Кумиры этого поколения — Земфира, резиденты Comedy Club, Сергей Бодров, Юрий Дудь.
Поколение Z — зумеры
Согласно теории поколений Штрауса и Хоува, период зумеров начинается с 2005 года и продолжается по настоящее время. Про них говорят: родились со смартфоном в руках.
Подростки поколения Z живут в ином мире по сравнению со своими предшественниками. Сегодня цифровые сервисы и технологии кажутся чем-то естественным. Для зумеров VR и 3D-реальность — обыденное развлечение. С помощью Google они находят ответ на любой вопрос за 0,35 секунды и не представляют себе жизнь без интернета. Некоторые из детей ещё не умеют разговаривать, но уже способны найти и включить нужный мультфильм в приложении YouTube.
Большинство зумеров не любят концентрироваться на длинных академических текстах. Но многие интересуются наукой и технологиями — биомедициной, робототехникой, программированием и экологией.
Зумеры чаще задают вопрос: «А смысл?». Они чувствуют, что взрослые зачастую сами расфокусированы, и пытаются найти ответы самостоятельно. Наладить контакт с зумерами поможет честность. Интересуйтесь их мнением, обсуждайте происходящее в семье и мире «без купюр».
Большинство подростков отдают предпочтение престижным занятиям, где не требуется тяжёлый физический труд. Для зумеров характерен культ лёгкого успеха — многие представители поколения Z уже успели раскрутиться в интернете, заработав миллионы. Взгляды на образование тоже изменились — всё больше зумеров замечают недостатки современной школьной системы.
Кумиры этого поколения — Билли Айлиш, Моргенштерн, блогеры TikTok, Ариана Гранде, BTS.
Резюме
С каждым поколением особенности большинства людей меняются, и за этим безумно интересно следить. Распространённое мнение, что в предыдущих поколениях что-то было лучше или хуже, нельзя назвать верным — просто каждое новое отличается от предыдущего.
Различия нужно учитывать, чтобы лучше понимать происходящее в мире, тенденции и события. Остаётся лишь гадать, насколько сильно будут отличаться от нас люди будущего, которые родятся через несколько десятилетий.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Поколение z что это такое и какие года
Теория поколений была разработана американцами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Она опирается на экономические циклы развития государств и подразумевает, что каждый поколенческий период длится около пятнадцати-двадцати лет. Разбираемся, почему «зумеры» не похожи на «бумеров» и других своих предшественников.
Точкой отсчета в XX веке принято считать так называемое «великое» поколение — то есть людей, рожденных между 1901 и 1924 годами. Именно они в основном сражались на полях Второй мировой (а в России — Великой отечественной) войны и видели глобальные политические потрясения первой четверти столетия. Тем не менее, им удалось сохранить твердость духа и открыто смотреть в будущее. «Великое» поколение — это поколение героев.
На смену ему пришло поколение «тихое», или «молчаливое», к которому относят тех, кто родился между 1925 и 1942 годами. Их детство пришлось на Великую депрессию, многие из них потеряли родителей на фронте и в результате политики репрессий. «Тихому» поколению нужно было затаиться, чтобы выжить, а потом начать восстанавливать мировую экономику и дать дорогу «бейби-бумерам». Если связь современных подростков с их «великими» и «молчаливыми» предками практически утеряна, то с «бумерами» их все еще сравнивают, как и с поколениями X и Y. А значит, на них стоит остановиться подробнее и заодно попробовать понять, как бизнесу выстраивать с ними коммуникацию.
«Бейби-бумеры»
(1943-1961)
Психологические характеристики: оптимизм, командный дух, амбициозность, активность, бережливость, патриотизм.
Ролевая модель: Стив Джобс.
Ценности и стремления: ключевой целью для «бейби-бумеров» была успешная стабильная карьера. Они рано заводили семью, но, несмотря на то, что в годы их взросления формировалась культура потребления, построить идеологию и укрепить ее «бумерам» казалось делом более важным, чем построить дом.
Где они сейчас: несмотря на солидный возраст, многие «бумеры» до сих пор занимают высокие посты в крупных корпорациях. Они пытаются осваивать технологии, но часто это дается им с трудом. Дети и внуки обвиняют их в консерватизме, наплевательском отношении к экологии и упорном нежелании замечать, что мир изменился.
На что они тратят деньги: семейный отдых, занятия спортом, походы в театр и кино, качественные продукты, медицинская помощь.
Как бизнесу найти к ним подход: «бумеры» очарованы воспоминаниями о своей славной молодости, поэтому направленный на них маркетинг должен играть либо на чувстве ностальгии, либо на стремлении сохранить бодрость и здоровье.
Поколение X
(1962-1981)
Психологические характеристики: самостоятельность, индивидуализм, недоверие к власти, гибкость, независимость, аполитичность, скептицизм.
Какие события и явления повлияли: падение Берлинской стены и социалистических режимов, снижение рождаемости, перестройка, появление ранних компьютерных и мобильных технологий, рост этнического разнообразия.
Ролевая модель: Курт Кобейн.
Ценности и стремления: хотя для поколения X характерен всплеск разводов, они все еще ценят семейные связи. Вместе с тем им хочется сохранять баланс между рабочей и личной жизнью, и они в большей степени стремятся к индивидуальному предпринимательству, нежели к тому, чтобы стать частью большой корпорации. В отличие от «бумеров», «иксы» не консервируют, а раскачивают устои и надеются не на коллектив, а на себя.
Где они сейчас: именно поколения X в первую очередь коснется пенсионная реформа, принятая российским правительством в 2018 году. А значит, сегодня им приходится осваивать новые профессии и пересматривать давно сложившиеся планы на будущее. Пластичность мышления, свойственная «иксам», станет в этом процессе отличным помощником.
На что они тратят деньги: концерты, кино, рестораны, бытовые приборы, позволяющие сэкономить время, благотворительность.
Как бизнесу найти к ним подход: «иксы» заинтересованы в комфорте, они готовы потратить время и изучить этикетки, прежде чем купить тот самый пакет молока. Для них важны гарантии и функциональность, так что, пытаясь им что-то продать, обязательно объясните, какую пользу принесет им этот товар.
Поколение Y
(1982-1996)
Психологические характеристики: космополитизм, толерантность, свободолюбие, спонтанность, утонченность, информированность.
Какие события и явления повлияли: развитие социальных сетей, теракты, глобализация, движение за равноправие, видеоигры, индустриализация.
Ролевая модель: Марк Цукерберг.
Ценности и стремления: миллениалы, как их еще называют, высоко ценят свободу, постоянно гонятся за новыми впечатлениями и ставят саморазвитие во главу угла. Они позже взрослеют, дольше живут с родителями и проще относятся к идее собственности: «игреки» скорее предпочтут снимать квартиру, нежели копить деньги на ее покупку.
Где они сейчас: важной особенностью поколения Y является то, что оно, в отличие от предшественников, более или менее однородно вне зависимости от страны и локальной истории. Именно миллениалы в наши дни находятся в активной фазе карьерного и личностного роста: получив высшее образование, они ищут себя в профессии, заводят семьи и рожают детей.
На что они тратят деньги: путешествия, гаджеты, компьютерные игры, психотерапия, самообразование.
Как бизнесу найти к ним подход: чтобы покорить миллениала, его нужно удивить и развлечь. Традиционные маркетинговые ходы вроде телевизионной рекламы представителей поколения Y раздражают. «Игреки» обращают внимание на уровень сервиса и, если им что-то не понравится, обязательно сообщат об этом в соцсетях и будут ждать от бренда решения проблемы и вежливой коммуникации.
Поколение Z
(1997-2017)
Психологические характеристики: вдумчивость, способность к многозадачности, прямолинейность, экономность, замкнутость.
Какие события и явления повлияли: экономический спад, бум стартапов, глобальное потепление, внедрение технологий во все сферы жизни, переход на онлайн-общение.
Ролевая модель: Грета Тунберг.
Ценности и стремления: едва ли не больше всего поколение Z ценит безопасность, причем во всех сферах: начиная с романтических отношений и заканчивая перепиской в мессенджере. Если миллениалы призывают друг друга выйти из зоны комфорта, то «зумеры», наоборот, прилагают усилия, чтобы эту зону создать. Для них в приоритете — инклюзивность, равенство и возможность получать удовольствие от того, чем они занимаются в повседневной жизни.
Где они сейчас: пока значительная часть представителей поколения Z все еще учится в школе или в колледже. Но уже в наши дни вчерашние дети активно меняют облик привычного мира.
На что они тратят деньги: этично произведенные продукты, косметика, музыкальные и сериальные онлайн-платформы. «Зеды» рациональны и склонны делать сбережения.
Как бизнесу найти к ним подход: завоевать поколение Z можно, во-первых, технологичностью, а во-вторых, искренностью. Если у вашей марки нет Инстаграм-аккаунта, «зеды» вряд ли обратят на нее внимание. А если аккаунт есть, то в нем должны быть фотографии не отфотошопленных моделей, а обычных людей.
Поколение Z: 16 особенностей людей, о которых вы ничего не знали
Из этого материала вы узнаете:
Поколение Z — волна по-новому мыслящих молодых людей, которые наступают на пятки миллениалам и обещают доставить немало хлопот работодателям и всей индустрии потребления. Чтобы общаться с ними на равных, продуктивно сотрудничать, нужно для начала научиться их понимать.
Сеть стала вторым родным домом для поколения Z, высокие технологии и навороченные гаджеты они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Им непонятно, как их родители, бабушки и дедушки вообще могли существовать без Интернета. Ведь здесь, в виртуальном пространстве, они делают всё: получают информацию, покупают товары и услуги, общаются, играют. Существование в Интернете для них так же естественно, как дыхание. Они — поколение Z, и в рамках нашей статьи вы узнаете о них много интересного.
Поколение X Y Z: ху из ху
Очень часто в статьях на тему маркетинга, HR, социологии, демографии можно встретить словосочетания «поколение Х», «поколение Y», «поколение Z». Что означают эти термины?
Первыми тему особенностей возрастных отличий в 1991 году подняли два американских исследователя: Нейл Хоув и Уильям Штраус. Именно они стали авторами теории, в основу которой легли отличия в ценностях, которыми руководствуются поколения X, Y, Z. Теория поколений основана на отличиях представителей этих поколений друг от друга и причинах, которые их обуславливают, в частности экономической и политической ситуации, техническом прогрессе и т. д. Через определенное время эти теоретические знания нашли практическое применение, поскольку оказались очень эффективны в бизнес-отрасли. Сейчас этой теорией пользуются все чаще.
Население России на сегодняшний день составляют следующие поколения (годы рождения указаны в скобках):
По словам исследователей, границы варьируются в пределах 3 лет в обе стороны, и люди, рожденные на стыке поколений, часто обладают характеристиками и одной, и второй группы. Ниже мы рассмотрим поколения X, Y, Z, их характерные особенности и черты.
Представители X-поколения родились в период 1963–1983 гг. По отношению к ним часто используют термин «потерянное» или «неизвестное» поколение. Люди, рожденные в это время, пережили холодную войну, начало перестройки, дефицит. Многие представители Х росли в неполных семьях, и родители позволили им жить самостоятельно. Также это поколение называют «дети с ключом на шее». Люди Х малоактивны в политическом плане в силу своего индивидуализма. По сравнению с их родителями их нельзя назвать патриотичными.
Отличительные черты Х-поколения — полагаются только на себя, альтернативно мыслят, всегда в курсе мировых событий, готовы делать выбор, не боятся изменений. По большей части это одиночки, которые привыкли упорно трудиться и нацелены на личный успех. Стабильно движутся в выбранном карьерном направлении долгие годы.
Поколение Y называют «осенним». Его представители родились в период с 1983 по 1995 (2003) годы. Их детство сопровождали глобальные потрясения: теракты, эпидемии, развал СССР. Но стали стремительно развиваться информационные технологии. Из-за Интернета и мобильной связи людей Y стали называть «поколением большого пальца» (благодаря умению писать сообщения пальцем одной руки).
Люди Y не испытывают трудностей при общении с незнакомыми людьми в Интернете, однако в жизни у них есть проблемы с коммуникацией. В интернет-пространстве создают свою идеальную жизнь с собственными правилами и законами. Поэтому они очень наивны и слабо приспособлены к реальной жизни.
Людей Y часто баловали родители, которые росли в период дефицита. Поэтому поколение Y нельзя назвать самостоятельным. Для его представителей характерно стремление к получению хороших эмоций. Они любят делать покупки, гулять по развлекательным центрам, проходить квесты, посещать кинотеатры.
Эти люди не хотят начинать карьеру с малого. Им нужно признание и высокий доход прямо в эту минуту, просто потому, что они есть. При этом стараются стать профессионалами сразу в нескольких отраслях, получить разносторонние знания, что в современных реалиях, конечно, прекрасно.
Люди, родившиеся в период с 1995 по 2010 годы, — поколение Z. Они были свидетелями того, как Россия возвращала былые позиции, болели за наши команды на чемпионатах мира и олимпиадах. Они учатся в отремонтированных школах, гуляют по чистым дворам с новыми современными спортивными и детскими площадками.
Люди Z пользуются планшетами, айпадами, 3D- и VR-реальностью. Часто понятие «поколение Z» используется в качестве синонима к определению «цифровой человек». Представителям Z-поколения интересны технология и наука (есть предположения, что многие Z посвятят себя биомедицине, инженерно-техническим вопросам, робототехнике), искусство. По прогнозам, они будут рационально расходовать деньги и придерживаться ЗОЖ.
Кто они — взрослые и дети поколения Z
В начале 90-х гг. XX века Нейл Хоув и Уильям Штраус выдвинули теорию, согласно которой смена поколений происходит приблизительно раз в 25 лет. Представители каждого поколения обладают определенными качествами, которые сформировались благодаря опыту, полученному в детстве. Если поколение стало свидетелем войны или диктаторского режима, значит, во взрослой жизни будет стремиться к свободе и т. д. Бэби-бумеры, например, патриотичны, поколение Х стремится к индивидуальному успеху, миллениалы обладают сильной энергией. В наши дни подрастают дети Z, не представляющие жизни без Интернета. Когда они родились, высокие технологии активно распространялись. Именно поэтому виртуальная реальность для них столь же привычна, как и реальная.
Поколение Z включает в себя линкстеров, iПоколение, центениалов, Digital Natives, «цифровиков», ЯЯЯ, художников. Все это поколение Z. Характерные черты, позволяющие говорить о них как о поколении, следующие:
Рекомендуемые статьи по данной теме:
Клиповое мышление. Школьные преподаватели жалуются, что ученики стали меньше читать. Это и правда, и нет. Да, представителям Z неинтересны длинные описания архитектуры или чьей-то биографии. Но зато они легко воспринимают небольшие лаконичные тексты со смыслом, где эмоции обозначаются смайлами. Дети Z хотят читать маленькие тексты с большой пользой. Однако если какая-то тема им особенно интересна, осилят и лонгрид (но лучше все же с изображениями).
Общие черты характера поколения Z
Каково поколение Z? Перечислим характеристики людей Z, рожденных в годы развития технологий:
Чтобы грамотно выстроить контакт с клиентом — представителем Z-поколения, продавцу следует помнить, что основное время «цифровики» все же проводят в Интернете, где чаще всего общаются в социальных сетях и смотрят видеоролики. Не нужно забывать о блогерах, на которых равняются подростки, перенимая их стиль и отношение к жизни. И, как уже было отмечено, важен индивидуальный подход. Для Z-поколения он обязателен.
10 характерных особенностей поколения Z, с которыми стоит считаться
Z-поколение не случайно называют цифровым. Нередко границы между двумя реальностями стираются, а информатика из сложного предмета в школе становится повседневностью. Телефон для представителей поколения Z — не просто устройство, а средство перемещения в виртуальную реальность, где можно вести коммуникации, узнавать о событиях в мире, получать новую интересную информацию. Центениалы не знают об «одиночестве в Сети», поскольку все время с кем-то общаются.
То, что сегодня модно, завтра уже неактуально. Очередное видео заставляет смеяться и становится темой для обсуждения, стильная куртка подчеркивает индивидуальность, а новые часы, как у известной медийной личности, вызывают зависть друзей. Но проходит 2-3 недели, и видео больше не в тренде, новая куртка висит в шкафу, а популярный блогер поменял часы. Представители поколения Z не имеют устойчивых личных убеждений.
И никак иначе. Финансовый достаток значим не сам по себе, а позволяет получать максимум удовольствия от жизни и как можно скорее. Рост по карьерной лестнице людей Z не интересует: они не будут тратить время на нелюбимую работу, статус не имеет значения. Они никогда не станут работать 24 часа в сутки, чтобы вырасти до начальника. Представители поколения Z стремятся к быстрому успеху, работе в удовольствие и достаточному доходу. Им важно, чтобы оставалось время на путешествия и развлечения. Занятость на фрилансе и дистанционная работа — форматы, которые сегодня доступны далеко не всем. Но когда поколение Z выйдет на рынок труда, именно они станут основными.
Все представители поколения Z считают себя исключительными. Это истина, которая не нуждается в доказательствах. В людях Z она заложена с рождения. Именно поэтому «зетам» еще сложнее найти свой путь в жизни, чем другим. При этом, считая себя уникальными, «зеты» видят исключительными и других людей.
Центениалы мыслят фрагментарно и поэтому очень дозированно воспринимают информацию. Им хватает 8 секунд (например, при просмотре публикации в новостной ленте), чтобы понять, стоит ли читать весь текст. Но если людей Z интересует какой-то вопрос, они будут изучать его детально.
Счастье ассоциируется у «зетов» в том числе с браком по любви и крепкой семьей. Семейные ценности поколения Z традиционны: мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага. При этом в семье должно быть минимум двое детей.
Люди Z в хороших отношениях с родителями. Они с удовольствием рассказывают о своих мамах и папах, которые предоставляют им право выбора, дают личное пространство, гордятся их успехами. Для людей Z родители — партнеры в делах. К минусам можно отнести отсутствие традиционного авторитета родителей. «Зеты» несколько свысока смотрят на родителей, живущих, как они считают, скучно и однообразно. Они прикладывают максимум усилий к тому, чтобы жить по-другому.
С детства родители хвалят «зетов» за самые простые действия, постоянно говорят, насколько их ребенок красив и исключителен. В результате жажда получить одобрение начинает довлеть над любым поступком и мыслью «зетов» в будущем. К этому прибавляется необходимость признания. Чем больше лайков, подписчиков в соцсетях, чем чаще узнают «зета», тем сильнее он ощущает себя популярным.
Один из девизов центениалов: «жить здесь и сейчас». Они не хотят забегать далеко вперед (там все очень неопределенно) и предпочитают ставить цели на ближайшую перспективу. Им нужны яркие впечатления, эмоции, удовольствия. «Зеты» боятся жить скучно, как их родители.
Несмотря на то, что «зеты» живут в эру глобализации, они не хотят изменить мир и человечество. Их желания более простые и приземленные. Они стремятся к простому человеческому счастью, комфортному быту и достатку.
Как применить теорию поколений Y и Z в маркетинговой практике
Представители поколения Z требуют существенно пересмотреть подходы к рекламным кампаниям и сменить рекламные площадки: с контекстной рекламы и лендингов — в соцсети. На первый взгляд, это сложно, поскольку многие проверенные концепции теряют эффективность. При этом реклама в соцсетях требует намного меньше затрат, в связи с чем маркетологи могут достигать высокой эффективности при минимальных вложениях. Чтобы четко понимать, как адаптировать маркетинговые кампании под людей Z, нужно знать, чем они отличаются от Y.
1. Смартфоны опережают компьютеры
Представители предыдущего поколения предпочитали выходить в Интернет с ноутбуков и ПК. Людям Z удобнее использовать для этой цели смартфон. Приведем данные статистики GlobalWebIndex.
В течение дня люди Z проводят в Интернете больше 7 часов — 3 часа 45 минут с компьютера и 4 часа 1 минуту с телефона. Миллениалы в целом тратят на Сеть примерно столько же времени, но при этом 4 часа 1 минуту сидят в Интернете с компьютера и 3 часа 38 минут — со смартфона. Люди Z в среднем на 17 минут дольше каждый день слушают музыку — 1 час 40 минут и на 18 минут меньше смотрят ТВ.
Остались неизменны 6 основных соцсетей, но при этом люди Z проводят в них на 21 минуту в день больше.
Социальные сети «зеты» используют по 5 основным причинам:
4. Поиск информации
Стараясь найти информацию о товарах и услугах, «зеты» меняют привычные сайты на соцсети. По сравнению с предыдущим поколением активность поиска там выше на 6 %. На 2 % стали чаще использоваться мобильные приложения для решения этих же задач. По остальным способам показатели снизились.
Топ-5 информационных источников:
Для Z-поколения очень важен социальный статус, что отражается на предпочтениях по брендам.
Топ-5 производителей смартфонов:
6. Желания и платежеспособность
Ввиду возраста Z-поколение нельзя назвать очень платежеспособным, в связи с чем «зеты» не могут купить многое из того, что доступно миллениалам. Исключение составляют лишь смартфоны.
7. Топ-5 используемых гаджетов:
Люди Z не воспринимают традиционную рекламу, а контекстные объявления их утомили. Поэтому слушают лидеров мнений, которые у себя на страницах в соцсетях рекомендуют, где покупать авиабилеты и одежду.
Показатель эффективности Influencer Marketing: процент пользователей, которые сказали, что открывали новые бренды по совету медийных персон и блогеров:
Еще 6 важных особенностей поколения Z, зная которые вы лучше поймете молодежь
1. Для поколения Z нет разницы между реальным и виртуальным миром
Типичная беседа отца с ребенком «зетом»:
«Зеты» живут в другой реальности, где стремительный научно-технический прогресс почти стер границы между реальным миром и Интернетом. Это пространство называется фиджитал-миром.
Сейчас можно приобрести ту или иную вещь как в интернет-магазине, так и в офлайне. Можно отправить письмо обычной почтой, а можно по email. Работать как в офисе, так и дистанционно. Продолжать можно долго. Когда есть выбор, это замечательно, но его наличие порождает очень много вопросов. Обычно эти вопросы сводятся к выяснению того, что именно лучше — онлайн или офлайн.
«Зеты» отличаются тем, что не видят отличий между онлайн- и офлайн-пространством. О чем здесь говорить?
Чему можно поучиться у Z-поколения: попробуйте понаблюдать за «зетами», чтобы узнать, как у них получается сочетать реальность с виртуальным миром для работы, жизни и удовлетворения своих покупательских потребностей.
2. Поколению Z очень важна персонализация
Обычная беседа отца с ребенком «зетом»:
Представители поколения Z, как и любого другого, знают, что такое подростковая неуверенность, желание найти свой путь и одновременно показать свою исключительность. Некоторые вещи остаются неизменными. Но для «зетов» намного проще создать целую презентацию, которая подчеркнет их индивидуальность, ведь они росли в персонализированной среде.
Человек Z уверен в следующем:
У его поколения масса вариантов — от публикаций в «Твиттере» и «Инстаграме» до страницы «ВКонтакте» — рассказать о личном бренде всему миру и индивидуализировать его. Для этого нужно просто просмотреть его страницу в социальной сети, и уже через пару секунд люди узнают о предпочтениях «зета».
Представители поколения Z обладают широкими возможностями в выборе СМИ, информации о политике и других сферах. Они могут контролировать свои предпочтения, используя современные информационные технологии. Это прекрасно, если использовать передовые технологии во благо.
Чему следует поучиться у поколения Z: открытости техническому прогрессу, готовности воспринимать новое, решительности.
3. Людей Z характеризует практичность
Типичная беседа матери с дочерью — представителем Z-поколения:
Миллениалы в возрасте «зетов» оптимистично смотрели на мир и были уверены в себе. Они хотели покорить мир, повторить историю успеха Марка Цукерберга или хотя бы основать небольшую компанию, которая бы превратилась в международный концерн. У них не было сомнений в том, что они именно то поколение, которому все удастся.
Родителям нравился оптимистичный настрой миллениалов и готовность выйти за рамки (они и сейчас одобряют такое мышление), поэтому они всячески поддерживали детей. Особенно это относится к идеалистам — родителям-бумерам. Но все же большинство родителей знало, что мечты их детей на определенном этапе карьеры разобьются о суровые реалии и придется делать что-то большее, чем вставать по утрам и идти на работу.
Особенно остро помогает ощутить нехватку времени и средств для основания своего проекта необходимость выплачивать кредит или копить деньги на образование детей.
Однако миллениалы искренне верили в успех и обладали достаточной мотивацией для того, чтобы как минимум встать с дивана и попробовать.
Поколение Z думает так:
Лучше оставить детские мечты о карьере президента и успехе олигарха и понять, как добиться хотя бы каких-то высот. Чтобы достойно жить и даже преуспевать, нужно смотреть на мир реалистично.
С появлением поколения Z сформировался более разумный взгляд на карьерный рост и лидерство, причем произошло это задолго до его выхода на рынок труда.
Чему следует поучиться у поколения Z: трезвому взгляду на жизнь.
4. Поколение Z страдает синдромом упущенной выгоды
Люди Z в курсе всех событий в мире. Они знают, что происходит в другой стране и на соседней улице. В этом нет ничего странного, ведь информацию они параллельно получают минимум с 5 устройств: из телевизора, ноутбука, ПК, планшета и, конечно, смартфона. Достаточно кликнуть на экран телефона, чтобы узнать последние новости. Всегда быть на связи для «зета» так же естественно, как дыхание.
Простой и быстрый доступ к информации сегодня есть у всех поколений, а не только у Z. Но у представителей старшего еще свежо в памяти время, когда таких технических возможностей не было. Из рассказов традиционалистов, бумеров, поколения X и даже миллениалов можно узнать, как долго приходилось ждать свежих новостей, так как появлялись они намного реже, чем сегодня. Представителям других поколений также нравился быстрый доступ к новостям, однако их информационная зависимость была слабее по сравнению с Z-поколением.
Представитель Z-поколения думает так:
Мои сверстники просто не знают, как это — быть без Интернета и доступа к любой информации. Возможность постоянно получать информацию и находиться в контакте с друзьями — для нас жизненная необходимость. Когда мы не в контакте, то чувствуем что-то не то.
При этом постоянный доступ в Интернет порождает зависимость от людей и окружающей среды. «Зеты» понимают: даже если они отключатся от Интернета, земля так же продолжит свой ход. Наличие быстрого доступа в Сеть формирует стойкое желание оставаться в курсе всего, что происходит, что со временем становится все труднее.
Вот как думает «зет»:
Результаты общенационального исследования показали, что 44 % представителей Z-поколения заходят на свои страницы в соцсетях минимум раз в час, 7 % — чаще чем раз в 15 минут. Примечательно, что один из 5 «зетов» чаще обновляет ленту в «Твиттере», чем читает ее.
5. Поколение Z — это поколение «сделай сам»
Типичная беседа матери с дочерью из Z-поколения:
Любой представитель Z-поколения предпочитает все делать самостоятельно. Тот же спортсмен Джулиус Йего из Кении был самоучкой, который смотрел ролики на YouTube и выиграл чемпионат мира. Такие люди значительно повысили планку знакомого всем выражения «сделай сам».
Другие люди воспринимают суть этой фразы по большей части как руководство к самостоятельным бытовым делам и, может быть, выполнению художественных и ремесленных проектов. Но «зеты» опираются на этот девиз во всех аспектах жизни, включая карьеру.
Чему следует поучиться у поколения Z: уверенности в собственных силах.
Как продавать людям поколения Z
Чтобы превратить представителей Z-поколения в покупателей, нужно соблюдать определенные правила:
Нужно сделать технологии естественным элементом маркетинга. Значимость виртуальной, дополненной реальности, мультиэкранности и кроссплатформенности возрастает.
3 непростительных ошибки по отношению к представителям нового поколения Z
iGeneration, Homelanders, Z-поколение не имеют ничего общего с миллениалами, детство которых пришлось на эпоху приставки Sega и порнокассет. Представители поколения Z по-другому видят и воспринимают реальность, и взаимодействовать с ними нужно по-особенному. Ниже мы рассмотрим 3 ошибки, которые допустили 6 разных людей в 6 разных сферах деятельности, общаясь с «зетами».
Начальник отправил по email очень важные сведения 20-летнему практиканту, но получил ответ только спустя две недели? Неудивительно, ведь поколение Z на работе почти не пользуется электронной почтой. Для них это устаревший формат общения. Поколение Z активно использует мессенджеры на смартфонах и свои диджитал-привычки понемногу переносит в рабочий процесс.
Результаты исследования консалтинговых компаний из США 8×8 и Koski Research показали, что лишь 68 % молодых сотрудников убеждены: через 5 лет электронная почта еще будет востребована для решения рабочих вопросов, и только 19 % активно используют ее в этих целях. Что касается старшего поколения, у них эти показатели 83 % и 40 % соответственно. Разница очевидна.
И если вам кажется, что 68 % —высокий показатель, помните: поколение Z по большей части на подходе. А тот факт, что корпоративная культура не возьмет верх над привычками поколений, очевиден, и это успешно доказали миллениалы, привнеся в нее опенспейс, коворкинги и фриланс. Поэтому топ-менеджерам не стоит игнорировать грядущие изменения: они все равно наступят.
Бытует мнение, что телевизор смотрят все меньше людей. И это правда. Согласно данным TNS, в 2017 году YouTube впервые на 1 % опередил Первый канал по охвату аудитории. При этом подрастающее поколение смотрит видео в Интернете в 2,5 раза чаще, чем телевизор. Это всеобщая тенденция, и ничто ее не остановит, даже деньги всего мира — максимум замедлят.
Профессионалы в медиасфере действуют умнее: не лезут из кожи вон и даже не дублируют контент в Интернет. Они просто создают параллельные медиаструктуры, которые выпускают продукт специально под интересы и запросы поколения Z.
Наиболее яркий пример — Great Big Story, документальный онлайн-проект с 2 миллионами подписчиков, авторы которого — группа журналистов CNN. Проект был основан в 2015 году. Сейчас его стоимость — 250 млн долларов. CNN он принес прибыль в размере около 70 млн.
Удачные примеры есть и в России, например популярное шоу Big Russian Boss Show, занимающее 42 место на YouTube. Авторы проекта — деятели ComedyClub Production, те же, кто создает большую часть контента для канала ТНТ.
Продюсерам есть у кого поучиться.
Представители поколения Z очень не любят владельцев энергетических предприятий, ведь это из-за них планета понесла такой серьезный ущерб. С начала XXI века произошла 231 маленькая и крупная авария нефтяных танкеров. Ошибочно полагать, что желающих работать в вашей компании окажется достаточно, ведь уже к 2020 году каждый пятый соискатель будет из Z-поколения. Следовательно, для всех «зетов» вы потенциально станете врагом.
Почему поколение Z стоит на защите природы? Дело в том, что представители Z родились тогда, когда Земля начала мстить человечеству, нанесшему ей урон. Вопросы изменения климата и экологии волнуют 70 % подростков во всем мире.
Все это напрямую сказывается на репутации очень популярных работодателей. В 2017 году среди 15 привлекательных компаний для студентов по версии авторитетного в этой отрасли агентства Universum не оказалось ни одного энергетического предприятия. С 2014 года из топ-15 исчезли такие монстры, как Shell (19-е место) и Exxon Mobil (25-е). Британская BP и вовсе наверняка уйдет из ТОП-50 (48-е место). А в региональном рейтинге России «Яндекс», занимающий 3 место, наступает на пятки «Газпрому».
Представители поколения Z, которые были вынуждены объяснять преподавателям, что значит «расшарить», намного меньше доверяют взрослым, чем миллениалы. Поэтому, чтобы сохранить их доверие, стоит действовать в соответствии с их интересами и пожеланиями. При этом не имеет значения, о чем мы говорим: о воспитании детей, продаже обуви или политике.
На первый взгляд, нравиться во всем — задача, которую невозможно решить. Но у маркетологов нет другого выхода, кроме как справиться с ней. А ошибки рекламодатели допускают лишь потому, что не интересуются тем, какая музыка нравится «зетам», на кого они равняются и что собой представляют. При этом представители поколения Z уже сегодня активно меняют нашу реальность в разных сферах — от СМИ до биохимии.
Джейсон Дорси абсолютно правильно сказал: «От привычек молодого поколения зависит наша жизнь в старости».
ТОП-3 фильмов и сериалов о поколении Z, чтобы понять кто они и как с ними работать
Каждый руководитель рано или поздно сталкивается с наймом сотрудников из поколения Z. И обнаруживает, что привычные методы мотивации на них не работают — у этих ребят совершенно другое представление о мире, ценности и жизненные цели. А от того, что для них норма, порой волосы встают дыбом.
Понять как взаимодействовать с поколением Z проще всего через фильмы и сериалы, где нужные нам качества и особенности психологии подростков показаны очень ярко и часто даже гипертрофированно. Все это помогает понять и правильно выстроить мотивацию для поколения Z в компании.
Мы выделили основополагающие тренды, на которые стоит обратить внимание руководителю:
Для того, чтобы сделать свои наблюдения и взять в работу сразу набор методов воздействия на поколение Z, посмотрите хотя бы один фильм или сериал из нашей подборки:
Euphoria
Откровенный и провокационный сериал о жизни американских подростков, который лучше и доходчивее минздрава предупреждает о последствиях принятия неверных решений.
Очень гипертрофированный и не о нашем менталитете, но все глобальные тренды и поиск подростками смысла жизни отражены очень точно.
В сериале много всего, что кажется на первый взгляд «ту мач» — количество обнаженки, наркотиков, алкоголя. Так и хочется спросить: «Ну а родители где?».
Однако как бы мы не закрывали глаза, у поколения Z совершенно другие понятия «нормы».
Для них виртуальная жизнь и общение становится реальнее настоящей жизни и настоящих людей. Отправка «нюдсов» (обнаженных фотографий) является обычной частью переписки наравне с «привет» «как дела», а смена половых партнеров проходит незаметно из-за насыщенной онлайн-жизни.
Не говоря о времени на просмотр роликов, сериалов и соцсетей.
Все это даже не часть, это уже их реальная жизнь, в которой часто не остается месту настоящему общению 1 на 1.
В сериале достаточно смыслов и посылов как детям, так и родителям.
Норвежский сериал о подростках, снятый в стиле документального кино. Все герои настоящие подростки: утром они просыпаются без макияжа, даже могут появиться в кадре с грязной головой и без грима, как в жизни.
Реалистичность поддерживается во всем: ребята используют Facebook, Instagram, iMessage. Зависают в соцсетях, общаются, и любой может найти профили главных героев в сети. Скрины переписок есть в основном аккаунте сериала.
В этом сериале точно отражен дух времени. Здесь нет стремительно развивающегося сюжета, эффектных переходов между кадрами. Обычная жизнь. Соцсети, школа, прогулки, вечеринки, разговоры ни о чем.
Несмотря на размеренность сюжета, затронуты все основные темы от феминизма до гомосексуализма и религии.
Можно спокойно понаблюдать за жизнью поколения Z со стороны и понять, что действительно их волнует каждый день.
Sex Education
Один из лучших сериалов о подростках за последние 2 года. Злободневный, с прекрасным балансом драмы и юмора, и затрагивающий все вопросы, с которыми только могут столкнуться подростки.
Очень хорошо показана разница между поколениями и причины почему современные подростки другие.
От всего этого подросткам становится еще сложнее найти себе пару, а главное — самих себя.
Родителям зачастую нечего сказать своим детям и в сериале показан полный провал всех методик воспитания. Особенно хорошо высмеяны нравоучительные беседы с шаблонными фразами по психологическим рекомендациям.
В итоге, самая главная проблема подростков — это не отсутствие сексуального воспитания, а неумение общаться, строить отношения и разговаривать о своих чувствах и эмоциях.
Смотрится сериал на одном дыхании, очень остроумный, интересный и наполненный яркими персонажами.