Поколение альфа что это
Поколение Альфа
1. Поколение Зет ру. ВИКИ
После Поколения Зет
Демограф Марк Маккрайндл высказал мнение что дети поколения Зет — то есть родившиеся после 2010 года — сформируют так называемое поколение Альфа. Несмотря на то что Поколение Зет называют в СМИ поколением 21 века, именно Альфа станет полноправным движением этого столетия, так как поколение Альфа — первое поколение, по-настоящему появившиеся в 21 веке. Поколение Альфа описывают как детей поколения Y и в меньшей степени Z, а также внуков поколения X.
3. Игрек неизвестный
(http://www.kommersant.ru/doc/2483995)
72% из тысячи молодых людей до 30 лет, опрошенных компанией Hays в 2014 году в России, отметили, что для них важна интересная работа. А для 41% важен гибкий график
примерно каждые 20 лет появляется новое поколение со своими ценностями, и молодежь ведет себя не так, как их родители в том же возрасте.
4. Как воспитать ребенка. Поколение Альфа
С началом третьего тысячелетия дрессура великого Дурова не действует. Страх перестал быть средством «воспитания» животных. Необходимо сотрудничество и поощрение — только «умница» и кусочек сахара. На — никакой реакции или агрессия! Представьте, насколько новая форма отношений актуальна в общении с современными детьми!
Итак, какие они, милые карапузы, шаловливые первоклассники и скептичные подростки, которых именуют индиго, кристаллами и поколением Альфа? Ученые, педагоги и родители единогласно заявляют; «Они другие!» В первую очередь — всесторонне одаренные и четко знают, чем бы не хотели заниматься. А еще имеют врожденную способность воспринимать колоссальный объем информации и за пять лет узнают больше, чем их бабушки-прабабушки за всю жизнь! В шесть-семь лет им известно, как устроена Солнечная система, они имеют представление об эволюции Земли и о круговороте жизни в природе. Развивающие игры и буквально с пеленок закачивают в их «базу данных» нужную информацию, a Google на любой вопрос отвечает быстрее, чем родители. При этом они гиперчувствительны и легкоранимы. И совершенно не терпят насилия над собой. Ни физического, ни морального.
Участники Быт A также должны были быть более материалистическая и технологии сосредоточены.
«Половина игрушек дети имеют в электрических или батарейках, которые являются более дорогими,» сказал он. «Эти дети» Google «на самом деле формируется в мире, технологии и потребительства.»
Это чувство вторит комментатор социального Neer Korn, который сказал, что может быть реакция против потребительства в поколение Alpha, некоторые родители с возвращаюсь к истокам, в надежде их дети будут держаться своей молодости дольше.
40 процентов получат высшее образованию.
Они будут работать дольше и имеют в среднем пять карьеры и 20 различных работодателей в их жизни, по данным исследований McCrindle.
6. Теория поколений
Теория поколений появилась в 1991 году. Разумеется, в США и — что не менее естественно — на стыке нескольких наук. Основателями этого учения сегодня принято считать Нейла Хоува, экономиста и специалиста в области демографии, и Уильяма Штрауса, историка, писателя и драматурга. Оба они практически одновременно (и, как считается, независимо друг от друга) взялись за изучение давно известного «конфликта поколений», с древности исследуемого философами, литераторами и прочими представителями умственного труда.
Проанализировав историю США, Хоув и Штраус сумели выявить временные периоды, в течение которых большинство людей вне зависимости от разницы в возрасте оказываются носителями сходных ценностей.
Термин «ценности» и стал основой теории поколений. По мнению социологов, поколенческие «ценности» формируются у ребенка до 12–14 лет под влиянием общественных событий (политических, экономических и социальных — определяющих в том числе темп и иные характеристики технического прогресса), а также семейного воспитания.
Важная деталь. Формирование этой группы ценностей происходит еще до того момента, когда ребенок начнет оценивать внешние события с позиции «хорошо/плохо» или «правильно/неправильно». Он просто живет в этих условиях и как губка впитывает контекст, тщательный анализ которого начнется чуть позже.
Ценности, сформированные до 12–14 лет, именуются «глубинными». Они являются подсознательными, чаще всего абсолютно незаметными и неявными (в том числе для самих представителей поколений). Но в течение всей жизни каждое поколение неизбежно живет и действует под их влиянием.
• 1900–1923. В это время родилось поколение GI (ну или «поколение победителей»).
• 1923–1943. Несмотря на громкие вопли, которыми всегда сопровождается появление на свет нового человека, в мир вошло «молчаливое поколение».
• 1943–1963. На арену начало выдвигаться поколение «беби-бумеров», или просто «бумеров».
• 1963–1984. Появилось поколение X..
• 1984–2000. Рождается «поколение Y». Представителей этой генерации именуют еще «поколением Сети» или «поколением Миллениума», поскольку они заканчивали школу уже в новом тысячелетии.
• 2000–2020. Об этих ребятах пока мало что известно. Прогнозов много, ясности — ноль. Пока их настороженно именуют «поколением Z».
7. Дети социальных сетей и смартфонов: какими они вырастут?
Поколением Альфа, названа та молодая группа, которая воспитывается взрослыми из поколений X и Y. Многие дети Альфа будут расти в домах с двумя доходами, и их родители будут людьми, которые решились на потомство после тридцати. Это предусматривает, что взрослые из поколения Альфа могут быть уязвимы в вопросах, связанных со своим здоровьем, — согласно прогнозам нарастать будет проблема ожирения, в т.ч. через сидячий образ жизни, связанный с вездесущей технологией, вытесняющей другие способы времяпрепровождения чем перед компьютером, и т.п.
Молодежь Альфа будет менять профессию несколько раз, потому что будет иметь больший выбор свободных должностей. Социологи из Австралии утверждают, что дети с молодых поколений не отвергнут возможности создания семьи и детей.
Воспитание детей с сознанием, что наше положение формирует индивидуальность и будущее наших детей может быть придавлено, но может быть также хорошей мотивацией, чтобы делать это так мудро, как только мы умеем.
8.Пять способов сделать ваш маркетинг молодежным
Молодые поколения современного мира – Y, Z и новое поколение Альфа – как правило, наследуя различные образы жизни, ценности и потребности своих предшественников, не ограничиваются при этом одной только технической грамотностью. Понимание потребностей этих сегментов будет иметь исключительно важное значение для достижения успеха на массовом рынке в ближайшее десятилетие.
Составляя 60% от общей численности населения мира, поколения Y, Z, и новое поколение Альфа породили новую дискуссию среди маркетологов о том, как продавать молодым. Эти новые потребители отличаются зависимостью от технологий, занятостью одновременно различными делами и большими расходами, чем их предшественники.
существует поколение Альфа (или малыши Google) – они рождаются в эпоху цифровых технологий беспроводной связи и вообще никогда не узнают, что когда-либо существовали какие-то компакт-диски, кассеты и прочие аналоговые устройства.
Распространение Интернета привело к возникновению мира без границ – мира, где процветают Поколения Y, Z и Альфа. Потребление больше не привязано к физически близким районам происхождения товаров и услуг. Молодые поколения интенсивно используют Интернет, ежедневно тратя в многозадачных средах онлайн более трех часов личного времени.
Молодые поколения интенсивно используют Интернет, ежедневно тратя в многозадачных средах онлайн более трех часов личного времени.
Позиционируясь как потребители будущего, поколения Y, Z и малыши Google будут подталкивать маркетологов поднимать важность таких атрибутов, как интерактивность, доступность, социальное воздействие и «зеленый» фактор. А поскольку покупательная способность поколений Y и Z существенно больше, рыночное преимущество достанется тому, кто выиграет битву за умы и сердца этих потребителей.
В любом случае, крайне важно отметить, что технология является всего лишь средством привлечения этих потребителей. Использование технологий в маркетинге является средством для достижения цели и никогда не должно становиться самоцелью. Различие между этими двумя подходами, по сути, является различием между истинным успехом, основанном на грамотном маркетинге, и простым использованием новейших маркетинговых «фишек».
Ноосфера (греч. — разум и — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»).
10. Альфа Поколение – кто они?
(http://rustamdushaev.com/alphageneration/)
Альфа поколение – Это сообщество молодых, умных, амбициозных людей. Готовых действовать. Готовых брать свою жизнь под свой контроль. Это парни и девушки, которые хотят получить от жизни больше, чем обычный среднестатистический молодой человек.
Можно много говорить и рассказывать, что мы из себя представляем. Что представляет собой Альфа поколение. Но лучше, как говориться, один раз увидеть и понять, хотите ли вы жить такой жизнью))
11. 5 Predictions For Generation Alpha
После Поколение Z возникло Поколение Альфа. Альфа являются те, кто родился после 2011 года и на сегодняшний день, есть 20,8 миллиона детей в возрасте до четырех лет только в Америке. В 2050 году, когда старшие Альфа превратить 40,
1. Они будут более предприимчивыми поколения
2. Они будут наиболее технически продвинутых и не знаю, мир без социальных сетей. Альфы будут представлены мобильные телефоны, прежде чем стать подростков и займет большую часть технологии мы используем сегодня как должное. Их мобильные телефоны будут настолько сложными, когда они становятся подростками, что они в первую очередь будут использовать свой телефон в течение ноутбука или настольного компьютера.
3.Они в первую очередь будут делать покупки в Интернете и имеют меньше контактов с людьми, чем предыдущие поколения.
4. Они будут чрезвычайно изнеженными и под влиянием своих родителей поколения Х и Y.. Альфы потенциально могут иметь пожилых родителей, потому что Gen Y являются ожидания больше жениться и иметь детей.
5. Они будут более самостоятельными, более образованными и готовы к больших проблем. Быт Альфа придется взять на многие из самых больших проблем в мире, в том числе глобального потепления и дефицита. Они не будут иметь социальной защиты или какие-либо предохранительные сетки, но пользоваться преимуществами здравоохранения. Они будут получать более надежную образования через онлайн-обучения ранее в жизни, и они будут в системе образования больше, но и создать свой собственный путь обучения.
(1. Более предприимчивым поколением.
2. Наиболее технически продвинутых и не знают мир без социальных сетей.
3. Будут, прежде всего, делать покупки в Интернете и имеют меньше контактов с людьми, чем предыдущие поколения.
4. Чрезвычайно изнеженными и под влиянием своих родителей Х и У.
5. Более самостоятельными, более образованными и готовыми к большим проблемам)
12. Пять способов сделать ваш маркетинг молодежным
Поколение Альфа (или малыши Google) – они рождаются в эпоху цифровых технологий беспроводной связи и вообще никогда не узнают, что когда-либо существовали какие-то компакт-диски, кассеты и прочие аналоговые устройства.
Generation «A»: инструкция к применению и обучению первого технологического поколения
«Конфликт отцов и детей вечный», — раздраженно скажут противники теории поколений. Это правда, но есть нюансы. В них мы и разберемся. Вероятно, впервые в истории человечества мы находимся в ситуации, когда люди предыдущих поколений — X (1965–1979 годов рождения), миллениалы (1981–1995) и Z (1996–2010) — так хорошо осведомлены о своих особенностях, осознают себя именно как группу с определенными паттернами поведения, ценностями и взглядами на жизнь и понимают, что воспитывают новых людей. Безусловно, вопрос отцов и детей всегда волновал общество, но воспринимался скорее с позиции «сверху вниз», где младшим нужно было бунтовать, а старшим — максимально сохранять устои, нормы и правила. В современном мире, благодаря интернету и доступности большого количества информации, исследований и мнений, взрослые наконец осознают неизбежность различий между поколениями и относятся к ним с уважением и ответственностью. А если еще не относятся, то технологический прогресс, благодаря которому их дети действительно живут в новой реальности по другим законам, их заставит.
Термин «поколение альфа» был придуман Марком Маккриндлом, австралийским демографом и исследователем. Рожденные после 2010 года — года выпуска первого iPad — растут в домах, где Siri и «Алиса» могут ответить на любой вопрос. Они учатся в школе на интерактивных поверхностях, и, возможно, им больше никогда не понадобится сдавать экзамен на получение водительских прав из-за достижений в области технологий автономных транспортных средств. Как общаться с альфами, чему мы их можем научить и от чего их стоит огородить? Инструкция по применению к первому технологическому поколению от основателя Монтессори-центра SAMI Натальи Макеновой.
Согласно исследованию Маккриндла (Generation next: Meet Gen Z and the Alphas), более 2,5 млн человек во всем мире рождается каждую неделю, а это означает, что к 2025 году представителей поколения альфа может быть около 2 млрд. Ожидается, что эти люди станут самыми образованными из всех предыдущих поколений.
В чем сила и слабость альфы?
Главная особенность этих детей — технологичность. Они не знают, каким был мир без телефона, интернета и гаджетов, без возможности оказаться на связи в любой момент и получить ответ на свой вопрос в ту же минуту. Скорость обратной связи и развития технологий, в которых живет поколение альфа, поражает. И это их сила и слабость одновременно. Возможности — такие, как персонализация, доступность и мобильность, которые дает им современный мир, — с одной стороны, безграничны, а с другой — непостоянны. Мы видим: как только происходит какой-то сбой в системных процессах, эти дети впадают в ступор, не понимая, что делать дальше.
Другая их отличительная черта — наличие так называемого бесшовного мира. Это отсутствие разницы между условными составляющими реального и виртуального пространства. Они могут легко перемещаться между мирами, выстраивать и поддерживать общение между континентами, в разных часовых поясах и на разных языках, не чувствуя себя при этом перегруженными. Исходя из этого, нужно понимать, что, когда взрослый говорит ребенку «ты слишком много сидишь в интернете», для альфы это звучит как «ты слишком долго гуляешь на улице» или «ты слишком много разговариваешь с друзьями». Находиться в интернете для них — естественная и базовая потребность.
Что они делают в интернете?
Если они проводят большую часть жизни онлайн, у родителей возникает важный вопрос: а чем они там занимаются? Чтобы ответить на этот вопрос, киностудия «Союзмультфильм» провела большое исследование детской интернет-культуры совместно с insights-консалтингом Signal by ONY. Команда изучила различные площадки (YouTube, Twitch, VK, Like, TikTok), просмотрела больше 100 российских и зарубежных мультфильмов и провела семиотический анализ собранных материалов. Результаты были эксклюзивно опубликованы в онлайн-версии Forbes Life в декабре 2019 года. Согласно исследованию Университета Айовы, к двум годам 90% современных детей обладают минимальными навыками использования планшета. Каждый пятый из поколения альфа имеет планшет в возрасте 3–4 лет, почти каждый второй — в возрасте 5–7 лет, по данным Ofcom. В основном гаджеты используются для видеоигр, просмотра мультфильмов и смешных видео. Это значит, что современные дети обладают большой долей самостоятельности при выборе контента. В «детском интернете» ки, челленджи, анпакинги, DIY, ситкомы и стримы. Дети трансформируют старые форматы, изобретая новые типы контента. Например, они не просто играют в компьютерные игры, а используют формат let’s play (пользователь записывает свое прохождение игры и выкладывает видеоблогом). Поколение альфа и младшие Z выбирают абсурдно-юмористический контент, даже если в нем совсем мало смысла. По данным Ofcom, смешные ролики — второй по популярности тип видео (53%) среди пользователей в возрасте от пяти до восьми лет. Яркий пример — российский блогер HiMan, число подписчиков которого превышает 11 млн. Популярность бессмысленного с точки зрения миллениалов контента — драйвер быстрого роста таких соцсетей, как TikTok и Like App (аналог первого). «Столкновение» нескольких вселенных — часть жизни нового поколения детей. Они легко сочетают героев из разных мультфильмов, видеоигр или мемов и создают с их помощью новую историю. Для современных детей у форматов нет границ — они свободно перетекают друг в друга, рождая странные коллаборации. Производители контента начинают учитывать этот тренд. На смену камерной реальности «Ледникового периода» с собственными законами времени и вселенной Marvel, где каждый персонаж изначально находился в индивидуальном мире, приходят мультфильмы вроде «Ральф против интернета», где все персонажи Диснея (от «Звездных войн» до мультфильмов про принцесс) встречаются в одном сюжете. Исследования говорят о том, что семейные привычки медиапотребления постепенно становятся отличительной чертой современного воспитания. Это может быть спровоцировано тем, что, по данным Ofcom, родители и дети часто имеют одинаковые предпочтения. В результате исследования руководство «Союзмультфильма» пришло к выводу, что большинство российских мультфильмов не работает на территории новой детской культуры. В интернете эта культура гораздо более свободная и искренняя.
Не агрессивные и толерантные
Поколение альфа растет в атмосфере уважения своих и чужих границ, высокой толерантности и персонализации окружающего мира. Из-за этого дети менее агрессивны, чем все предыдущие поколения. Это дети, которые не умеют ценить мир и мирное небо над головой. Просто потому, что
не знают, что может быть по-другому. Они не жили в военное время и не ощущали ни разу всепоглощающего страха за свою безопасность на том уровне, который переживали предыдущие поколения. У этого есть обратная сторона — они более ранимы. Представителей поколения альфа легко уколоть и обидеть, ведь у них нет сильных психологических защит, потому что они не натренированы на борьбу.
Альфа — сомневающееся поколение. Они постоянно готовы проверять и задавать вопросы. Это дети, которые легко могут отличить фальшь от правды. У них нет конкретного авторитетного источника знаний, которому можно доверять безоговорочно. Их не испугать бабайкой и страшилками о том, что если съесть снег, то заболеешь ангиной. Они сами прочитают о важности вакцинации и найдут ответы на любые вопросы, начиная с того, как поменять стержень в шариковой ручке, до законов термодинамики.
Как учить этих детей?
Сегодня нет достоверных исследований, которые бы показали, что дети, которые сидят в телефоне больше трех часов в сутки, отстают по каким-либо параметрам в развитии. Тем не менее стоит научить поколение альфа использовать технологии максимально продуктивно. Эти дети имеют возможность учиться не только на собственном опыте, но и при помощи выстраивания коммуникаций с другими культурами. Они могут виртуально посетить крупнейшие музеи мира и послушать лекции гениев современности. Это стоит поощрять.
С другой стороны, обучение должно быть разносторонним и помогать ребенку осваивать и реальный мир тоже. Дети должны уметь о себе позаботиться. Грубо говоря, при какой-то условной катастрофе выживут те, кто без интернета знает, как разводить огонь и как отличить ядовитое растение от съедобного. Получается, что умения, которые нашему поколению кажутся совершенно естественными, например навыки самообслуживания, связанные с базовыми бытовыми и жизненными потребностями, для поколения альфа становятся вещами, которым необходимо целенаправленно учиться. Им нужно научиться одеваться, готовить себе еду, завязывать шнурки, справляться со скукой, находиться в тишине. Потому что в мире, в котором они будут жить, это, вполне возможно, будет отдано на аутсорс искусственному интеллекту, а постоянная подпитка мозга новыми развлечениями и впечатлениями не даст возможности научиться быть наедине с собой.
Еще одна особенность поколения альфа, влияющая на обучение, — ценность репутации и моральных норм, которыми они руководствуются. В их мире, особенно виртуальном, зачастую агрессивно пропагандируют успех, высокие идеалы, экологические манифесты, заботу о себе, психологическую гигиену. Все это порождает тревожность и повышенную чувствительность к своей репутации, желание социального одобрения и разделения взглядов.
С одной стороны, мы видим, что эти дети способны на значительные поступки, ведь многие уже сейчас озабочены проблемами глобального потепления и экологии, бедности, экономического неравенства. А с другой — мы сталкиваемся с тем, что они становятся более ведомыми, зависимыми от оценок, лайков и внешней поддержки. Это поколение, которое подсело на похвалу и рейтинги и на то, чтобы быть лучше, выше, сильнее каждую секунду. Дети видят, как легко можно набрать обороты и стать популярным и значимым, а потом все потерять, потому что появился новый герой, за которым уже не поспеть.
Кроме того, быстрый и легкий доступ к информации создает иллюзию того, что если информация найдена, значит, ты ею овладел. Но на деле для правильного применения, понимания, анализа и обработки знаний нужно проделать долгую и монотонную работу. Именно поэтому сегодня стоит уделять внимание образованию детей.
Современные взрослые не знают, к какому миру готовить поколение альфа, поэтому пытаются дать все и сразу: на дополнительных курсах дети изучают пять иностранных языков, в Монтессори-классах осваивают навыки глажки утюгом и выращивания помидоров, а в школе программируют на Python.
Борис Машковцев, директор киностудии «Союзмультфильм»
«В нашем детстве показ мультфильма был событием, а фильмы делились лишь на взрослые и детские. Теперь ребенок с двух лет погружается в необъятное медиапространство. Дети поколения альфа развиваются очень быстро, меняются их вкусы и вопросы, на которые они ищут ответы. Гигантский массив информации неизбежно начинает структурироваться: мы делаем мультфильмы на возраст от 2 до 4 лет, от 4 до 6 и так далее. Современный ребенок воспринимает любимого героя не как творческое произведение, а как друга, соотносит себя с ним и хочет общаться с ним постоянно. Герои шагнули с экрана и стали частью материального мира через игрушки, принты, этикетки на продуктах. Но их ограничили в праве на приключения. Персонажам-детям нельзя все то же, что и их юным зрителям: быть на улице без взрослых, подвергать себя риску, хватать острые предметы. Современный ребенок очень буквально воспринимает вымысел, а авторитет родителей не всегда выше влияния любимого сериала. Границы между реальностью и виртуальностью становятся все менее очевидными».
Ольга Фогельсон, соосновательница программы «Учитель для России»
Поколение альфа: почему дети миллениалов разрушат гендер, спасут планету, освоят пять профессий и доживут до ста лет
Поколение альфа — это дети младше десяти лет и все те, кто родятся в ближайшие годы. Пока мы не можем с уверенностью сказать, каким будет это поколение. Но маркетологи, психологи и футуристы уже говорят о намечающихся трендах: альфы переживут цифровую революцию в образовании, будут жить в мире роботов, станут осваивать по пять профессий за жизнь, смогут жить до ста лет и возьмутся за экологию уже всерьез (потому что другого выхода не будет). Ведущая канала «Дети и плети» Маргарита Литовская рассказывает, что нам известно о людях будущего уже сейчас.
👀 Нет времени читать? Посмотрите видеоверсию статьи!
Основные признаки поколения сформируются тогда, когда его представители достигнут зрелости и переживут ряд мировых событий — социальных, политических, природных. Но хотя альфы еще маленькие, их активно изучают зарубежные исследовательские компании, в первую очередь маркетинговые, поэтому мы уже кое-что знаем об их поведении. Сейчас можно говорить не столько о постоянных свойствах, сколько о намечающихся тенденциях этого поколения — и предполагать, какими взрослыми станут сегодняшние дети.
Каждое следующее поколение — продолжение или даже углубление трендов предыдущего. Поэтому первый способ составить портрет поколения альфа — посмотреть на зумеров.
Представителей поколения Z (хотя они тоже пока не сформировались окончательно) называют космополитами, которые не знают границ и не обращают внимания на расу, национальность, религию или пол человека. Коммуникационное агентство Hotwire предполагает, что у альф будет обостренное чувство справедливости, а главной их ценностью станет возможность быть таким, какой ты есть.
Читайте также
Поколение, которое уничтожит гендер
Гендерные границы размываются уже сейчас. Эта тенденция будет актуальна и для альф.
Сыновья Меган Фокс, которые ходят в платьях, потому что им так нравится, кажется, пришли к нам из недалекого будущего — как и дочь Анджелины Джоли Шайло, которая уже в 4 года поняла, что живет не в своем теле. Можно было бы списать эти случаи на общую эпатажность знаменитостей и сложные психологические условия, в которых живут их дети. Однако у всех остальных тоже меняется отношение к гендеру и к стереотипам, связанным с ним.
Например, в сентябре 2019 года в инстаграме случился очередной скандал: соцсеть стала блокировать публикации с длинноволосыми мальчиками без рубашки, распознавая их как оголенных девочек.
Мама одного из таких детей решила бороться за право постить фотографии своего сына и опубликовала его фото с табличкой: «Дорогой инстаграм, я мальчик. У меня просто длинные волосы. Хватит удалять мои фотографии».
На волне более легкого отношения к гендеру меняется не только облик детей, но и их хобби.
Каждый пятый мальчик хотя бы раз в неделю потребляет фешен-контент, а 42% девочек увлекаются темой супергероев — такие данные обнародовало агентство Insight Kids, опросив детей 2–16 лет. Кажется, что девиз родителей-миллениалов — «Пусть ребенок будет тем, кем хочет быть!»
Альфа-интеллект: меньше читать, быстрее думать?
Будет ли следующее поколение глупее — вопрос, который интересует многих.
С одной стороны, люди всё больше оперируют только визуально-образной информацией — а это первый уровень распознавания. Второй — это умение различать буквы, составлять слова и соотносить их с абстрактными понятиями. В общем-то, чтобы не глупеть, следующим поколениям придется поддерживать любовь к чтению. Но за последние 10 лет, по данным ВЦИОМ, количество не читающих книги россиян выросло на 10%: теперь их ровно треть от всех граждан страны.
Но, возможно, видеоигры заставят человеческий мозг развиваться по-новому. Нейрофизиологи пришли к выводу, что аркады и шутеры ускоряют процесс обработки информации, тренируют внимание к деталям и воображение.
«Майнкрафт» часто рекламируют как отличный образовательный инструмент для детей, который развивает их творческие способности, поощряет сотрудничество в команде и желание обучиться программированию, математике и архитектуре. Чтобы укрепиться в этой сфере, компания Microsoft в 2016 году запустила образовательную версию игры, Minecraft Education Edition, специально разработанную для классных комнат.
Может быть интересно
Тренд на геймификацию может стать реальностью для всей системы обучения (которая уже порядком устарела). Согласитесь, строение человека интереснее изучать, собирая его органы по частям в каком-нибудь шутере, — звучит увлекательнее, чем урок Раисы Павловны в 8:30. Возможно, геймификация, дополненная реальность и доступ к новым технологиям могут пробудить новый интерес к образованию у следующих поколений и спасти человечество от деградации. Но это не точно.
Сергей Жданов, эксперт «Ножа» по IT:
«Молодые поколения в каком-то смысле будут более прокачаны как мыслящие организмы. Сейчас „расширителями мозга“ называют смартфоны, так как они действительно стали продолжением не только нашего тела (руки), но и нашей памяти или способности к самовыражению.
Мозг альф будет „расширяться“ еще дальше в окружающее пространство. Они будут связаны с бытовыми предметами благодаря интернету вещей. AR-технологии позволят насытить окружающее их пространство интерактивной информацией — так что люди будущего, вероятно, смогут учиться буквально везде, что, в свою очередь, приведет к пересмотру процесса образования. VR изменит представление будущих поколений о том, что такое мир — причем как внешний, так и внутренний.
Пока что эти технологии только начали развиваться, но они позволят людям взаимодействовать со своим воображением и психикой как с чем-то объективным — а это скажется на особенностях работы их сознания.
А в ближайшем будущем, если Илон Маск постарается, появятся нейроинтерфейсы — мозговые импланты, которые будут подключаться к облачному искусственному интеллекту.
Вряд ли массовое использование этих технологий придется на время формирования альф — скорее это для тех, кто родится позже. Но этот апгрейд мозга должен и вовсе качественно изменить то, что мы называем человеком в целом или своей личностью в частности — по крайней мере в том, что касается их пределов».
Поколение без постоянной профессии
Если три предыдущих поколения в детстве мечтали полететь в космос, то альфы хотят более приземленных вещей: помогать планете (67%), использовать технологии для изменения мира (51%) и работать на свежем воздухе (46%). Но надо понимать, что в 6–10 лет (таков возраст респондентов) не всегда есть точное понимание профессии — да это и не важно. Главное, как мы поняли, спасти планету.
Современным детям сложно думать о конкретных профессиях не только в силу возраста, но и из-за тех изменений, которые происходят в мире. Структура рынка труда динамично меняется, многие специальности исчезают, а какие появятся на их месте, пока предсказать сложно.
Поэтому они должны будут иметь множество софт-навыков и периодически оперативно получать новые хард-скиллы.
Многие из них уйдут в предпринимательство. Уже сейчас поколение Z вдохновляется Павлом Дуровым, Илоном Маском, Марком Цукербергом и Хидэо Кодзимой. Всех их объединяет стремление построить свою собственную вселенную — то есть бизнес на основе своего увлечения и таланта.
Читайте также
По данным сервиса Internships на 2015 год, 72% старшеклассников хотели бы создать собственную компанию, а не работать «на дядю». Эту эстафету и передадут зумеры следующему поколению. С учетом времени и героев речь, скорее всего, пойдет о цифровом предпринимательстве, биотехнических стартапах или каких-то других инновационных отраслях (инновационных для нас, миллениалов, но привычные в будущем для нового поколения).
Альфам придется постоянно получать новые навыки, обновлять свои знания и бороться с машинами за место под солнцем: роботизация, скорее всего, достигнет своего пика тогда, когда это поколение должно будет стать основной рабочей силой мира. Однако роботы, по крайней мере вначале, не смогут занимать креативные позиции — сценарист, креатор, художник. Они возьмут на себя все технические работы и процессы, а людям оставят творчество!
Читайте также
Натали Франке, глава сообщества на платформе управления бизнесом HoneyBook, считает, что диджитализация жизни альф даст им большие возможности для творчества и изменения мира. Когда умный холодильник заказал все необходимые продукты, робот-пылесос убрал квартиру, а диджитал-доктор поставил диагноз по цифровому следу, у человека есть много свободного времени, которое можно заполнить творчеством, образованием и заботой о себе.
Чем могли бы прямо сейчас заняться представители поколения альфа в свободное время?
Поколение, которое любит товары с «миссией»
Современные дети в западных семьях креативного класса начинают получать карманные деньги с 2 лет. Но большинство родителей начинают выделять на это финансы, когда ребенок идет в школу и у него появляются новые жизненно важные потребности (например, питаться вне дома в течение дня).
Но это не значит, что дошкольники не имеют покупательской способности — точнее сказать, они обладают покупательским влиянием. Коммуникационное агентство Hotwire в 2018 году исследовало диджитализацию современных детей.
65% родителей сказали, что привычки и потребности их детей повлияли на их последнюю покупку, а каждый четвертый спрашивал мнение ребенка перед покупкой нового телевизора, ноутбука, планшета или телефона. Кажется, что альфы уже разбираются в технологиях лучше своих родителей.
То, как альфы планируют подходить к покупкам, повторяет тренд, заданный представителями поколения Z: они не гедонисты и стремятся к разумному и осознанному потреблению. Пока на решения альф в большей степени влияют их друзья и инфлюенсеры (в основном блогеры). Почти 66% детей хотят покупать продукты у тех брендов, которые делают мир лучше, а 18% уже стремятся выбирать товары без пластиковой упаковки.
Поколение Digital native: как скажутся на альфах новые технологии
2010-е годы начались появлением айпада, инстаграма и первых представителей поколения альфа. Совпадение? Не думаю. Вездесущность технологий приводит детей к повышенной цифровой грамотности и быстрому вхождению в контакт с онлайн-миром. С младенчества у альф формируется многоканальность жизни: они бесшовно переходят из онлайна в офлайн и обратно.
Российские дети всё чаще знакомятся с интернетом в очень раннем возрасте — 4–5 лет. По моим наблюдениям, в этом возрасте рунетом или детским интернетом начинают пользоваться примерно 20% детей, остальные распределяются по двум другим пикам:
А вот взаимодействовать с гаджетами дети начинают значительно раньше: уже на первом году жизни родители знакомят их с планшетом для просмотра мультиков. К 2 годам 90% детей умеют обращаться с планшетом самостоятельно, а в 5 лет становятся автономными, то есть получают первый собственный гаджет.
По мере взросления детей в большинстве семей (более 80%) взаимодействие с гаджетами становится общим временем — и это не только совместный просмотр ютуба, но и общение с родственниками, живущими далеко, и онлайн-игры.
Альфы не только умеют пользоваться гаджетами и интернетом, но и имеют свое мнение о цифровой этике. Например, 45% детей считают, что родители не должны публиковать их фотографии без разрешения, а 62% — что ютуб-блогеры не всегда делают вещи, с которыми они согласны.
Раньше критическое мышление начинало развиваться у детей только к 10–12 годам. Но у альф нет времени так долго ждать: в их мире информации так много, что они не могут выделить на ее оценку и даже пресловутые 8 секунд, которые есть у поколения Z, поэтому с первых лет жизни учатся оценивать контент со суперскоростью.
В Hotwire считают, что главной технологией станет голос. Биометрия, как и другие технологии, развивается в сторону упрощения действий пользователя. Когда-то Apple произвел революцию, заменив несколько касаний при разблокировке телефона всего одним — отпечатком пальца. Теперь и одно касание — это ту мач.
Сергей Жданов:
«Развитие интернета вещей и технологий слежки делает альф поколением с самым подробным и совершенным цифровым следом в истории человечества. Биометрические и генетические данные, психографический профиль и амплитуда эмоциональных реакций, лояльность к брендам, социальный круг общения, политические и социальные предпочтения, история покупок и романтических отношений — вся эта информация об альфах будет доступна окружающим их взрослым и компаниям еще до того, как эти люди смогут сами себя осознать.
В отличие от предыдущих поколений информация о людях альфа и младше будет собираться с первых вздохов ребенка. Это создает беспрецедентно чистые условия для глобального эксперимента по модификации поведения, которым заняты компании вроде Google.
Это может привести к тому, что для новых поколений вопрос свободы воли окончательно закроется: поведение будет сводиться к выбору одного из предложенных сценариев, которые учитывают природные склонности и особенности работы мозга.
Государства будут всё активнее подключать к воспитанию детей большие данные и ИИ: например, в Китае уже устанавливают „умные системы менеджмента поведения в классе“, которые с помощью ИИ-камер определяют степень вовлеченности учеников в процесс обучения. А в школах США за школьниками следят системы распознавания лиц (аналогичные тем, которые используют спецслужбы) и трекеры поведения. За ее пределами наблюдение продолжается: мониторятся социальные сети учеников и собираются данные о том, где они находятся в данный момент. Школы и общественные организации призывают родителей следить за своими детьми ради их безопасности. Слежка в целом становится новой нормой как для родителей, так и для детей.
Как это может сказаться на особенностях психики новых поколений? Постоянная самоцензура? Умение виртуозно обманывать? Может быть, оруэлловское двоемыслие? Предсказать трудно.
Но уже в ближайшем будущем граница между онлайн-присутствием и реальной жизнью будет стремительно стираться, что может дать два диаметрально противоположных последствия.
С одной стороны, альфы, скорее всего, будут всё более космополитичными и по их геолокации нельзя будет судить об их круге общения, политических взглядах и культурных предпочтениях. С другой стороны, они будут еще сильнее подвержены эффектам эхо-камер, о которых я писал в статье „Тоннель реальности“, и поляризованы как никогда: цифровые пузыри будут сбивать их в группы по интересам и ограждать от всех враждебных — или просто иных — точек зрения».
«Сколько можно сидеть в гаджетах?» — еще один вопрос, который беспокоит общество. Ответ: скорее всего, до момента, пока финансовое положение семей не станет выше среднего. Такой вывод можно сделать из данных исследования Common Sense Census: дети в семьях с высоким доходом сидят в гаджетах в среднем на 2 часа меньше, чем их менее обеспеченные ровесники.
Здоровье: долгожители с психическими проблемами
Некоторые исследователи считают, что треть рожденных в 2012 году детей смогут дожить до 100 лет благодаря развитию медицины. Но есть более тонкий момент — психологическое и психическое здоровье.
В 2002 году Всемирная организация здравоохранения заявляла, что к 2020-му случаев психических расстройств будет на 50% больше и это станет одной из пяти основных причин детской заболеваемости. Это называли кризисом XXI века. Пока что ВОЗ не выступила с подтверждением своего прогноза, но есть исследования, которые фиксируют рост психологических проблем у детей. В 2017 году компания NHS Digital опубликовала итоги своего опроса: оказалось, что всё чаще у детей 5–15 лет появляются эмоциональные расстройства:
У 11,2% современных детей диагностированы психологические проблемы (в отчете 2004 года цифра была чуть меньше — 10,1%). Больше всего выявили случаев тревоги, депрессии, мании и биполярных аффективных расстройств — с 3,9% в 2004 году до 5,8% в 2017-м.
Исследователи считают основными причинами не только социальные сети, расцвет которых начался после 2004 года, и возросшую школьную нагрузку, но и медикализацию психологических состояний.
Вот 6-летний гиперактивный ребенок в 2000 году: он целыми днями носится по квартире, быстро переключается с занятия на занятие. Родители не понимают, откуда у него столько энергии и куда ее направить, но в целом рады, что малыш здоров и любопытен. А вот гиперактивный шестилетка в 2020-м: врач ставит ему СДВГ, родители покупают ему ноотропные препараты, водят к психологу и переживают, что их ребенок, став старше, не сможет воспринимать информацию так, как его «нормальные» сверстники.
С одной стороны, современные дети — самые изученные психотерапевтами и психиатрами по сравнению с другими поколениями. С другой, они и их родители готовы попасться в ловушку медикализации — представления о том, что существует очень строгая норма психического здоровья и если ты в нее не вписываешься, надо принимать препараты.
Американский психиатр Томас Сас резко высказывался об этом феномене:
«Медикализация — это не медицина и не наука, это социально-семантическая стратегия, которая выгодна одним лицам и несет угрозы другим».
Медикализацию можно рассматривать как институт социального контроля, а можно, наоборот, развернуть ее стороной «мы все разные и уникальные, и каждому из нас нужен уникальный микс медикаментов». Как всё повернется в реальности, неизвестно.
Питер Грей, профессор психологии Бостонского колледжа, считает: молодые люди всё меньше чувствуют, что могут контролировать собственную жизнь, а отсюда тревожность и депрессия. Если посмотреть на баллы молодежи в опроснике Роттера за период с 1938 по 2007 год, то мы увидим, как от утверждений «я сам творец своей жизни» ответы молодых людей меняются в сторону «я не могу повлиять на этот мир».
Возможно, это связано с тем, что от поколения к поколению мы движемся от личных целей и ценностей (например, стать профессионалом в своем деле) к общественным (скажем, спасти мир). И альфы уже начинают раскрывать свои глубокие намерения изменить человечество и очистить планету. Тревогу детей за будущее мира можно связать с их ранним входом в инфополе.
Исследование Сommon sense 2020 года говорит о том, что половина детей считают, что нужно постоянно следить за новостями, но при просмотре 63% испытывают тревожность, страх, гнев, печаль или депрессию. И это неудивительно при современной повестке дня — финансовый кризис, социальное и экономическое неравенство, экологические катастрофы, а теперь еще и пандемия.
«Мы хотели бы думать об истории как о прогрессе, но если прогресс измеряется психическим здоровьем и счастьем молодых людей, то мы идем назад по крайней мере с начала 1950-х годов».
Питер Грей, психолог
Как повлияют на альф родители-миллениалы
Мы стараемся быть «не такими, как наши родители», но «предки» очень сильно влияют на формирование каждого следующего поколения. На альф будут влиять миллениалы, которые как раз сейчас находятся в стадии активного деторождения.
Поскольку возраст, в котором миллениалы готовы родить первого ребенка, отодвигается всё дальше, пока мы можем лишь увидеть намечающиеся тренды и спрогнозировать, как будут различаться стили родительства миллениалов и их предшественников — ранних иксов и поздних бэби-бумеров.
Какими родителями были предыдущие поколения?
Миллениалы выбирают осознанное родительство, но не планируют погружаться в него полностью, стремясь сохранять баланс между своей взрослой жизнью и временем, проведенным с ребенком. Возможно, в будущем почти не останется людей, которые посвящают себя детям, а потом упрекают их за это и с трудом отпускают во взрослую жизнь. Новый стиль родительства подразумевает пространство для себя и своих увлечений.
При этом современные мамы и папы проводят с детьми в 3 раза больше времени, чем полвека назад. То есть дело не в том, что родители чаще оставляют детей одних, а в том, что они психологически лучше подготовлены к сепарации.
Кажется, что дети с каждым поколением всё раньше становятся самостоятельными — и такое воспитание органично вписывается в общую картину нового мира. Более того, новый тип родительства подразумевает тип отношений «дружба и поддержка», который сильно отличается от предыдущего типа «ведущий — ведомый». Если раньше родители говорили: «Я тебе не приятель, чтобы со мной так общаться», то современные мамы и папы именно к этому и стремятся — создавать дружеские отношения. Здесь нет места долгу и обременению типа «ращу детей, чтобы было кому мне подать стакан воды в старости».
Я спросила миллениалов о том, что они готовы взять от своих родителей (бэби-бумеров и иксов), а что нет. Вот несколько интересных цитат:
«Я буду стараться идти в ногу со временем, чтобы лучше понимать ребенка и его окружение (технологии, мировоззрение, тенденции и т. д.). Короче, не стать „Ок, бумер“, насколько это возможно».
«Буду вести себя на равных, учитывать мнение детей, поддерживать и говорить, что буду любить несмотря ни на что».
«Не буду осуждать/ставить под сомнение вопросы личной жизни, чтобы ребенок начинал делать что-то тайком (ходить на свидания и прочее). Буду стараться помогать/обсуждать/подсказывать».
«Не буду навязывать свое мнение, буду больше слушать и слышать своего ребёнка».
«Я не буду отговаривать детей стать ветеринарами / пожарными / режиссерами / уборщиками мусора / писателями / артистами и т. д.».
«Не буду лазить по карманам и в личную жизнь».
«Не буду кричать и бить».
Согласно исследованию ViacomCBS, миллениалы ожидают, что их дети вырастут более технически подкованными (в этом уверены 65% опрошенных родителей), будут чаще заботиться об окружающей среде (59%), не потеряют любопытство к миру (55%), окажутся умны (54%) и креативны (53%).
Анастасия Бутенко, психолог:
«У родителей-миллениалов есть две противоречивые установки, которые они пытаются примирить.
1. Понимание необходимости отдыхать, а не концентрироваться на детях. Это значит, что миллениалы дают себе право развиваться и иметь жизнь, независимую от своего ребенка.
Наши родители игнорировали себя как личностей, поэтому во многом им было непонятно, что делать с нами, детьми, и со своими жизнями. Новые родители лучше понимают себя и свои потребности и стараются строить свою жизнь в соответствии с ними. Миллениалы — это те люди, которые разрешают себе что-то хотеть и о чем-то мечтать.
2. Установка на „хорошее“ родительство и необходимость быть сконцентрированными на ребенке. Связано это с тем, что про детей сейчас очень много понятной и интересной информации. Миллениалы больше других поколений знают о детской психологии и том, что можно или нельзя делать при воспитании.
Кроме того, миллениалы стараются проводить время со своими детьми более качественно — что намного важнее количества. Это подразумевает включенность в игры, интерес к внутреннему миру и хобби ребенка. Такое же отношение у миллениалов и к своей жизни: ставка делается на качество жизни не только детей, но и их самих в период появления ребенка.
Поэтому забота о личном пространстве родителей-миллениалов — это скорее не нарциссическая Я-центрация, а попытка охватить две сущности: и растить ребенка, и не забывать о себе».
Но отношения родителей и детей не будут исключительно гладкими. Новые времена — новые конфликты. Например, может ли родитель делать посты о ребенке без его разрешения? Или что делать, если мама постоянно сидит в интернете? Можно ли родителю подписываться на социальные сети детей? Бывает ли кибербуллинг между родственниками?
Эти проблемы уже существуют. В 2014 году бренд Gerber опросил родителей 18–34 лет и выяснил, что 40% из них создают аккаунты в соцсетях для своих будущих детей.
Что скажут эти дети, когда смогут оценить эффект пожизненного сбора цифрового следа? Увидим.
Сергей Жданов:
«Само понятие личного и интимного в цифровую эпоху растворяется в публичном. Приватность подразумевает, что личная информация доступна только человеку и больше никому — а вот альфам предстоит столкнуться с проблемами „обратной приватности“.
Информация о них будет доступна третьим лицам, но не им самим. Когда альфы достигнут возраста, в котором смогут дать осознанное согласие на публикацию своих личных данных (фотографий, цитат и прочего), в интернете уже будет целая гора информации о них, которую они сами, может быть, предпочли бы не показывать.
Опять же, как скажется на психологии человека такой вынужденный эксгибиционизм, покажет время».
Так каким будет поколение альфа?
Как сказал бы Райан Рейнольдс — надеюсь, это будут люди.