Покляпая береза что это значит
«Славна богатырями земля Русская»
Презентация к уроку
Цель: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.
Образовательный аспект – обобщить материал о былинном творчестве, расширить знания о богатырях и их обычаях.
Развивающий аспект – способствовать развитию интереса к русскому устному народному творчеству, прививать чувство гордости за свою страну.
Воспитательный аспект – разбудить желание учащихся соревноваться, воспитывать дух соперничества, состязательности.
Оборудование занятия: презентация, музыкальное сопровождение (гусли), набор карточек с заданиями.
Ход занятия
Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. И если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская (слайд 1).
Сегодня мы сможем увидеть, как команды готовы постоять за звание былинных богатырей. Ведь наше литературное состязание – своеобразный богатырский поединок, только с друзьями – соперниками, а не с врагами. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали богатыри жизненные невзгоды! Удачи вам!
(Играют три команды по три мальчика – богатыря и одна девочка).
– Древнерусский город, окруженный крепостной стеной. Раннее утро. Из ворот внезапно выезжает могучий всадник на таком же могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нем… Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь – дорогу? (слайд 2)
(Командам предлагаются карточки с перечнем предметов, из которых они должны выбрать богатырские доспехи; ответ нужно обосновать, объяснив значение слов).
Рогатина – разновидность копья с более широким, тяжелым, обоюдоострым железным наконечником, палица – тяжелая дубина с утолщенным концом, булава – палица булатная, стальная, глуздырь – птенец, не умеющий летать.
Пока команды готовят ответ, ведущий предлагает вопросы зрителям.
– Всем вам хорошо знакомо слово меч – обоюдоострый клинок. В одной из былин об Илье Муромце читаем: “А тут мечом Илюша подпоясался” Как понимать эти слова? Можно ли подпоясаться мечом? (ответ – подпоясаться мечом, конечно, нельзя. Меч можно лишь подпоясать, то есть привязать к ремню).
– Один из предметов воинского вооружения – щит – средство обороны, которое известно с глубокой древности. Какой воинский обычай связан со щитом? (ответ – укрепление щита в стане неприятеля является символом победы над врагом).
– Щит в древности (X – XIII) имел вид эллипса и изготавливался из дерева, чтобы легче было держать в руках. Дерево обтягивалось кожей, поверх которой крест – накрест проходили металлические полосы )обычно железные). Из чего были сделаны щиты русских богатырей? (ответ – щиты русских богатырей были не деревянные, а из слоновой кости.
– Верный помощник богатыря – его конь (слайд 6). Командам предложены карточки со следующими вопросами:
1. Как богатырь относится к своему коню?
2. Как богатырь седлает коня?
3. Что такое попоны? Для чего во всех четырех углах попоны было по “самоцветному яхонту”?
– В русском языке есть фразеологизм, связанный с одним из уже названных предметов богатырского одеяния. Какой это фразеологизм? Что он означает? (ответ – “ошеломить”: на шлеме остроконечное навершие (шишак) не позволяло нанести прямой удар; можно было ударить только сбоку, и сила удара уменьшалась; человек получал контузию, что называлось “ошеломить” – нанести неожиданный удар).
Использование постоянных эпитетов – одна из особенностей былин как произведения устного народного творчества. Командам предлагается ряд слов, к которым нужно подобрать постоянные эпитеты, используемые в былинах (слайд 10):
Дополнительные вопросы командам:
– Как вы понимаете выражение – звериная рогатина? (охотничья).
– Что означает ретивое сердце? (горячее, страстное).
– Объясните выражение “покляпая береза”? (нагнутая).
Илья Муромец – самый любимый народный былинный образ (слайд 11). В большинстве былин об Илье Муромце и Святогоре рассказывается о том, как, умирая, Святогор передал Илье свой заветный меч – кладенец и умножил его силы. Но есть варианты, где Илья Муромец отказывается от этого дара. Почему? На обдумывание ответа – 1 минута. Ответ: Илье Муромцу и своей силы достаточно, а от излишней силы его, как и Святогора, перестала бы держать мать – сыра земля.
Известно, что подвиги, которые совершает Илья Муромец, не по силам обычным людям. Может быть, он волшебник? (1 минута – ответ: Илья Муромец не волшебник, в былине используется прием гиперболы (преувеличение) (слайд 12).
– В какой былине Илья Муромец совершает свой первый богатырский подвиг? Ответ – в былине “Илья Муромец и Соловей – разбойник” богатырь побеждает “силушку великую” под Черниговом
– В устной народной поэзии каждая деталь имеет особое значение. Где Илья Муромец побеждает своего врага Соловья – разбойника?
Вопрос зрителям: Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, – не конкретное географическое название. Это эпическая река – река зловещая. Что означает её название? Ответ: Смородина значит Смрадная.
Перед вами (слайд 13) изображение предмета (макет камня), перед которым останавливается Илья Муромец в былине “Три поездки Ильи Муромца”. Как называется этот предмет? Что вы о нем знаете? Ответ: Это горюч камень или бел – горюч камень. В былинах он имеет зловещее значение. Обычно возле этого камня с богатырем случается несчастье. Это намогильный камень. В древности существовало представление о возможности воскрешения умерших людей. Для того чтобы эти люди не могли ожить и причинить зло живущим, могилы умерших закладывать камнями. Горючим намогильный камень назывался потому, что близкие умершего приходили на его могилу проливать горючие (горячие, жгучие) слезы. Намогильные камни чаще всего были из известняка – материала, распространенного на Руси, сравнительно легкого и твердого, легко обрабатываемого, потому камень имеет эпитет белый.
Вывод: Русский богатырь никогда не выбирал легких дорог. Но не был легким и ваш путь к победе в литературном состязании, но вы с достоинством преодолели его. Теперь все вправе называться богатырями. И пусть кто-то из вас оказался чуть-чуть позади, проигравших в нашей игре нет (слайд 14).
(Занятие заканчивается подведением итогов, награждением победителей, можно провести подвижные народные игры – перетягивание каната, толкание гирь и т. д.).
Где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын?
Вопросы на засыпку
Для начала вспомним былину об Илье Муромце и Соловье Разбойнике, тот классический вариант, который изучался в общеобразовательной школе.
На пути русского богатыря к стольному Киеву-граду возле Чернигова
«нагнано-то силушки черным-черно,
ай черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не проскакиват».
Много интересной информации содержится в приведенном отрывке. Но прежде взглянем на географическую карту, еще лучше на глобус Земли. От Мурома до Киева лучше, удобнее и ближе, ехать через Орел или Курск, а Чернигов не по пути. Если Илья Муромец спешил, а его конь мог скакать через реки и леса, то зачем же он сделал такой крюк?
Допустим, что Илья поехал через Чернигов, чтобы расправиться с черною силою. Мужик-то хитрый оказался. Совершив подвиг, он получил приглашение стать в Чернигове воеводою, но он за оказанную услугу спросил у черниговцев про прямоезжую дорогу. И хотя фактически от Чернигова до Киева менее ста двадцати километров, черниговцы, видимо, по простоте душевной, назвали ему аж пятьсот верст. Зачем же черниговцы обманули своего избавителя?
Не значит ли это, что у сказителей неверные представления о расстояниях? Похоже, что сказители не имеют представлений о том, какие расстояния между этими городами: почт еще нет, курьеры не ездят и не бегают, скороходов, похоже, еще не набирали. А может, автор хотел зачем-то обмануть читателя или на что-то намекнуть?
Кроме того, Чернигов внутренний русский город. Степняки могут угрожать с юга, татаро-монголы, кажется, еще не подошли, время их не наступило, но в былине сообщается, что под Черниговом стоят вражеские войска. Откуда? Почему? На ум приходит только один вывод, видимо, былина сообщает о географии того времени, когда царство Романовых сузилось до «овчинки» вокруг Москвы. Вот тогда и могли стоять вокруг Московии враги. А если это было более древнее Киевское государство, то откуда здесь, то есть под Черниговом, взяться огромной силе?
Если эта сила шла с Запада, то зачем ей пересекать Днепр и идти лишние сотни верст в обход, если можно пойти прямо на Киев? Немцы во время Второй мировой войны так и сделали. Они шли прямо на Киев, не делая никаких крюков и не забегая по пути в Чернигов. Удивительно: Илья Муромец делает гигантский крюк, враги с Запада, если, конечно, они оттуда, тоже не любят ходить напрямую, обязательно делают крюки. Помнится, что педагог Шаталов в свое время рисовал на классной доске крюк, который сделал Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Значит, это традиция такая!
Если темная сила, допустим, шла с юга или востока, то ей тоже незачем идти на Чернигов, проще было пойти прямо на Киев. Не надо быть математиком, чтобы выбрать короткий путь. А здесь враги Киева выбрали самые неудобные подходы к стольному городу. Да и опытный воин Илья Муромец, конь которого мог скакать через реки и озера, выбрал какой-то извилистый путь. Неужели наши предки были такими тупыми, что не имели никаких представлений о преимуществе прямого пути?
А теперь о самом главном. Я уверен, что сказитель знал о том, что тьма – это очень конкретное число, но он заменил слово синонимами, указывающими на беспросветную черноту. Скорее, это указание на ту угрозу, которая нависла над страною в целом в связи с оккупацией России Романовыми.
Чернигов, видимо, в силу своего названия, указывающего на черное, темное, оказался почему-то тем центром, из которого управляли Тьмутараканью. Если Тмутаракань это нынешняя Астрахань или нынешний Таманский полуостров, то какие расстояния отделяют их от Чернигова? Как же управлялись князья с руководством такими отдаленными территориями? Или там находились летние резиденции черниговских князей? И не потому ли автор-сказитель использовал другие корни, чтобы сказать о нависшей угрозе.
Давайте разбираться вместе. Угроза Киеву шла с севера. И действительно, при Екатерине Великой, этой просвещенной императрице, состоявшей в переписке с именитыми европейскими философами, в Малороссии было установлено крепостное право. Вообще, самые дикие формы закрепощения в России связаны с династией Романовых. Закрепощение Малороссии – это апофеоз. В те же годы, когда Северные Соединенные Штаты не без участия российской императрицы получили независимость, народ России – ужесточение крепостной зависимости.
Еще интересный эпизод в связи с этой былиной. Между Черниговом и Киевом на прямоезжей дороге указаны такие пункты, которые свидетельствуют совсем о другом. Что это за пункты, памятные топонимы прошлого?
Это гора у Черной Грязи.
Это береза покляпая, то есть согнутая.
Это речка Смородина.
Это Крест Леванидов.
Вот там-то и сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
Через пятьсот верст прямоезжею дорогою от Киева к северу будет примерно стоять Москва. Все зависит от того, какую шкалу принять. Напомню, что при Петре Первом верста стала 500 саженей, это около 2 км, а до него была 700 саженей, а еще раньше – 1000. Не указывает ли былина, что Соловей-то Разбойник сидит не где-то, а непосредственно в Москве, только цензоры и комментаторы этого не заметили. Или не захотели заметить?
В комментарии читаем:
«Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст». Представление о пути следования Ильи у поздних сказителей весьма туманное: от Чернигова до Киева расстояние по прямоезжей дороге оказывается в пятьсот верст, на самом же деле оно менее ста двадцати верст. Илья должен ехать в Киев мимо какой-то Грязи Черной и Креста Леванидова. Древние былины помнят путь Ильи из Мурома через леса Брынские (то есть Брянские, дебрянские, дремучие) и черные Грязи Смоленские. О Москве, поскольку она возвысилась позднее, былина не вспоминает».
Вот такой комментарий. Обращаю внимание, что Смоленск с его Черными Грязями вообще не по пути, это крюк в лишнюю сотню верст, да не одну. Похоже, что автор намекает проницательному читателю (Помните о таком из курса русской литературы ХIХ века?), что царская династия, ставшая по сути для России Соловьем Разбойником, вышла как раз из тех мест и зацепилась на речке Смородине.
Речка Смородина (Смородинка) довольно часто встречается и в сказках, и в былинах. Именно так до начала строительства столицы империи Москвы называли Москву-реку. Встречаются упоминания, что Неглинка впадала в Смородину. Кстати, смородина – очень вкусная ягода, без кустов которой не обходится ни один садовый участок в России, как ни один дом не обходится без смородинного варенья или наливки. В словаре Даля смородина дана в гнезде слова смородъ – смрад, вонь, сильный запах, гарь, угар, чад, дано уточнение, что черная ягода стала смородиной от резкого, удушливого запаха куста и ягод. Но удивительно не это, а то, что в немецком такую ягоду называют Johannisbeere, буквально ягода Иоханна, Йоханна. Почему? Не потому ли, что ханы-цари Иваны строили Москву на речке, прославленной смородиной?
А Крест Леванидов – это, похоже, символ Западной Европы, католический крест. Леванидов – принадлежащий Ливонии, той самой, с которой собирался воевать Иван Грозный, но из-за смуты в Москве отказался от замысла. Сегодня с Ливонией соотносят Литву, однако так называемые ливонские писатели и просветители проживали не в Прибалтике, а в Голландии.
Крест Леванидов упомянут, видимо, потому, чтобы указать, что Романовы победили в борьбе с регулярной армией-ордой и возвысились над Россией в результате помощи стран Западной Европы. На мой взгляд, на это указывает герб города Владимира, утвержденный Екатериной Второй в 1781 году: лев, встающий на дыбы, держит в правой лапе серебряный католический крест. Свирепая пасть льва на старых гербах заменена почти человеческим лицом, на голове льва железная корона. Карикатурный лев указывает на Леванидов крест.
А фраза сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын тоже указывает на прозападную ориентацию Романовых.
Одихмантьев, где о – это приставка-корень со значением вокруг, около, со всех сторон; дих – это дикий, от чего одышка, отчего трудно дышится, что стесняет дыхание; мант – это немецкий корень Mann, мужчина, человек, а это символ Западной Европы. Сравните: вариант этого слова басурман, сборщик налогов и податей. Однако авторы могли указать и на мантию – один из атрибутов царской власти, тогда мантия – пальто из дорогих мехов, от которых нет возможности дышать.
Вот она, зверская сущность самодержавной власти, и проявляется во всей полноте.
Удивительно, что в былине не признали острую сатиру на самодержавие в России. Кажется, я знаю почему. Публикация былин относится к 70-м годам ХIХ века. К этому моменту появилось немало явной критики самодержавия, особенно в Европе, потому на этот жанр, да еще на скрытую форму, просто не обращали внимания, а вопросом на засыпку, где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын, видимо, никто тогда не задавался.
Покляпая береза что это значит
Имеются все основания утверждать, что родиной Ильи Муромца является не село Карочарово у российского города Муром, а белорусская деревня Карчева у городского посёлка Мир.
Исследователи давно указывают на несостоятельность карачаровской версии и на «околобелорусские» следы, но почему-то, отказавшись от российской версии, обращают свой взгляд на Моравию: histline.narod.ru/il01.htm
Причиной белорусско-украинского следа считают первое упоминание о богатыре в Орше, и появление местных былин на 200 лет раньше, чем в России. Неясно и прозвище богатыря: Моровлин, Муровский, Моровский, и только в поздних российских вариантах Муромский. Село же именуется обычно Карачево, либо Карачирово.
Камнем преткновения для всех исследователей становится отрезок Чернигов – Киев, на котором и разворачиваются все события. Оба эти города упомянуты в былине прямо, и это делает все вразумительные варианты театра событий неприемлемыми.
Исследователи склоняются к версии, что и берёза покляпая, и калинов мост, и камень-богатырь, из-под которого Илья берёт свой меч, равно как Алатырь-камень в языческих мифах – не более чем литературный приём.
Для разрешения указанных противоречий предлагаю версию, заключающуюся в том, что изначально «город Чернигов» звучал, как «Новогород чернигов». Новогородов в Руси много, и рассказчик обязан уточнить, который из них имеется в виду. В рассматриваемое время город Новогрудок являлся столицей чёрной Руси, и мог характеризоваться не как Новогородок, а как «Новогород чернигов».
Предлагаемая версия решает все перечисленные вопросы разом. Из Мира Илья едет в Киев, предварительно приняв участие в защите Новогрудка. Новогрудок действительно рядом – от Карчева три коротких перехода. Огибать всё Полесье по пути из Новогрудка в Киев ему далеко, и он намерен форсировать топи в самом узком месте у города Берёзы, передвигаясь с холма на холм, что и отражено в тексте былины. При этом Илья делает нежелательный ему крюк на запад, а затем, уже по холмам Загородья, поворачивает на восток. Именно из-за этих поворотов Берёза и «покляпая». Предварительно богатырю ещё необходимо преодолеть и Кобрынскую пущу. Этот путь действительно в 500 вёрст.
Есть ещё вариант, по цепочке холмов на Калинковичи – «калинов мост». Полесские топи для врага всегда играли роль непреодолимого рубежа, и ключ от него находился на переправе, которую и охраняют богатыри. Именно поэтому кривое чахлое дерево и мостик удержались во всех вариантах былины и вошли во многие сказки. Пучай-река с Калиновым мостом – это Припять, а река Смородина – пахнущая болотом Ясельда.
Осаждает Новогрудок в это время Миндовг с братьями. Позже, захватив чёрную Русь, он прорывается через Калинковичи на Киев, но вынужден отступить. Илью он приглашает к себе, поскольку тот выходец с чёрной Руси, а это уже княжество Миндовга. Это Миндовг Калин-царь и Змей, угоняющий русских людей в плен. В стоявшем насмерть Новогрудке теперь собирают деньги на установку памятника Миндовгу, т.е. захватчику, а должны бы Илье-защитнику.
Муромским Илья стал в силу ритма стиха. В ритм укладывался только вариант Мировский, и село Карче́ево, а не Карчево. Леса ко́брынские, по той же причине, превратились в кобры́нские, а затем утеряли слабую приставку и стали бры́нскими.
Крест Леванидов – это три сливающиеся между посёлком Леошки (Лявошки) и г.Берёзой рукава Ясельды.
После утраты Русью «Новогорода чернигова» рассказчики перестали понимать истинное значение этого названия и восприняли его как «город Чернигов», что и завело в тупик всех исследователей.
Свой меч, в некоторых вариантах былины, Илья взял из-под могучего камня – а до «Алатырь-камня», ныне носящего имя «Филаретов», от деревни Карчева всего 500 м.
Он не дошёл до «индеи богатой», но победил «карелу проклятую» – т.о. соседний городской посёлок Кореличи взял название всё-таки от некой карелы. Иначе говоря от подвигов Ильи-Муромца.
Соловей-разбойник захвативший переправу около Берёзы – это польский отряд некого пана Охманьского. Отсюда и Одихмантьев сын. Поскольку Охманьский христианин, его после смерти отпевают – славу поют, т.е. «слава Отцу и Сыну…»
При таком рассмотрении былина перестаёт быть абстрактным произведением народного эпоса, а превращается в неоценимый исторический и идеологический документ.
Тел.: +375 29 672-89-38 _____________ Н.А. Чубрик
Как я в старинную былину попал или по следам Ильи Муромца. Часть 2/2.
5. В гостях у Соловья-разбойника
Я снова чувствую себя Ильёй Муромцем, хотевшим “поспеть в стольный Киев-град” и поехавшим “дорогой прямоезжею”, хотя “мужички черниговски” его честно предупреждали:
Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела. Ай по той ли по дорожке прямоезжей Да пехотою никто да не прохаживал, На добром коне никто да не проезживал. Как у той ли-то у Грязи у Чёрноей, Да у той ли у берёзы у покляпыя, Да у той ли речки у Смородины, Сидит Соловей-разбойник во сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. Былина “Илья Муромец и Соловей Разбойник”
Все признаки налицо. “Заколодела дорожка, замуравела” – это прямо в точку. “Грязь чёрная” тут везде, куда ни посмотри. Только по заморозкам и можно сюда добраться. “Речка Смородина” – вот она журчит. А на том берегу меня поджидает самая настоящая “берёза покляпая”, вот она:
Дальше еду с опаской, потому что где-то здесь, вполне возможно, затаился “Соловей-разбойник, Одихмантьев сын”.
Дорога выглядит всё так же аутентично, хотя столбы с проводами немного не вписываются в атмосферу древних былин.
И приводит она меня, разумеется, к очередной водной преграде.
Снова размытый полузамёрзший брод, снова треск льда под ногами, да ещё и подъём 45 градусов. Героически пыхтя и буксуя, втаскиваю байк наверх и застываю в изумлении…
6. Другой мир
Здесь просто другой мир! Белым-бело, вполне убедительный слой снега.
На снегу видны многочисленные следы “невиданных зверей”, заставляющие сторожко озираться.
Ничего не оставалось, как сесть на байк и ломиться по снегу сквозь заросли (уже который раз за сегодня?):
Тяжелый отрезок. Отнюдь не тонкие прутья, в изобилии проросшие прямо сквозь колею, хватают за руль и за спицы, хлёстко бьют по рукам, норовят зацепить глаза. Но я всё-таки не спешиваясь доезжаю до “нормальной” грунтовки.
По всему чувствуется, что цивилизация уже близко. Колея становится отчётливей, трава пониже, лесополоса аккуратней. Знакомый шум с воздуха. На этот раз не самолёт, а вертолёт:
Где-то в этом месте, форсируя очередную замёрзшую водную преграду, не попавшую на фото, байк таки поскальзывается на ледяной кочке (рельеф берегов и замёрзшей переправы очень неровный) и заваливается, сбросив меня на лёд.
Его добрый конь да богатырский А он на корни да спотыкается. А и как старый-то казак да Илья Муромец Берет плеточку шелковую в белу руку. А он бил коня да по крутым ребрам. Говорил-то он Илья таковы слова: – Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок! Али ты идти не хошь, али нести не можь? Что ты на корни, собака, спотыкаешься? Былина “Илья Муромец и Соловей Разбойник”
Делаю краткий привал с целью приёма пищи, ибо велорейды по морозу и пересечённой местности вызывают просто неимоверный расход топлива и чувство голода, которое в свою очередь быстро порождает чувство холода со всеми вытекающими последствиями. На этот раз я мудро захватил с собой два бутерброда с салом, которые меня ОЧЕНЬ выручили. Ну и два банана тоже лишними не были. Вода такая ледяная, что чуть только не замёрзла. От меня поднимается пар.Продолжаю движение, оглядываюсь назад, и – вот сюрприз! – трубы Костромской ГРЭС всё ещё отчетливо видны, несмотря на 15-километровое расстояние.
А впереди становятся различимы предместья Армёнок. Очень кстати, потому что время перевалило за 2 часа, и недолгое декабрьское солнце уже садится.
Впрочем, сюрпризы ещё не кончились: прямо посреди уже довольно плотно укатанной грунтовки, примерно за километр до въезда в село я вдруг вижу вот это:
Посещают две мысли: 1) Что здесь произошло? 2) Хорошо, что меня при этом не было! Тороплюсь достичь цели, подпрыгиваю на ухабах, буксую на замёрзших лужах и ровно в 14:20 въезжаю в тихие и почти безлюдные Армёнки по улице Школьной.
7. Он шёл на Армёнки, а вышел к Кулигам
Через пару минут я уже возле церкви Смоленской иконы Божией Матери.
Церковь на этом месте существовала ещё в 16 веке, а нынешнее кирпичное здание построено на рубеже 18-19 века. Обратите внимание на рельс, висящий вместо колокола на нижнем ярусе колокольни.
Из примечательного: в начале 18 века частью села Армёнки владел Иван Васильчиков, родственник Анны Григорьевны Васильчиковой, пятой (невенчанной) жены Ивана Грозного (“моя попытка номер пять”), сосланной им в монастырь.
Проезжаю и мимо традиционного воинского мемориала.
Собаки за заборами справа не дремлют и оглушительным брёхом своим портят окружающее благолепие. Сдаётся мне, что в утверждении “какой хозяин – такая и собака” много верного.
Казалось бы, цель похода достигнута, и самое время возвращаться по шоссе назад, тем более, что время уже к трём часам, и становится ясно, что последние километры по-любому придётся преодолевать по темноте, а фонаря у меня с собой нет. Но тут я внезапно вспоминаю про совет одного из читателей посетить заброшенное село Кулиги, а точнее Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в этом селе. Проблема в том, что я не очень точно помню, шла ли речь о Кулигах или чём-то ещё, а мобильная связь здесь не ахти, и я не могу полноценно свериться с картой. Решаю всё же выдвинуться. Пересекаю шоссе и вижу разбитую грунтовку, уходящую вниз на Кулиги, и – какая радость, какая приятность! – вдали слева белеет силуэт церкви.
На спуске меня озаряет, и я отчётливо вспоминаю, что в этом месте я был 4 года назад, летом 2015 года. И так же летел с горки, так же пытался достичь полуразрушенного храма, но никак не мог найти к нему дорогу, хотя вроде вот он стоит на пригорке, рукой подать, заехал в какие-то дебри, то ли помойку, то ли сгинувшую деревню, едва не задавил маленьких ежат, некстати вывернувшихся из травы мне прямо под колёса, а на обратном пути ещё и пребольно упал с велика – я как раз тогда осваивал контактные педали, а колеи и колдобины здесь были, как на танковом полигоне.
Нельзя сказать, что открытие это сильно меня обрадовало. Но я испытываю твёрдую решимость на этот раз достичь знаменитого храма. Спутниковая карта наконец-то соизволила загрузиться, и я вижу две едва различимые колеи, ведущие к храму с разных сторон. Выбираю правую, проезжаю здоровенный коровник (кругом всё истоптано копытами) в виде буквы “Н”, и дорога стремительно заканчивается. Вообще. Даже колеи нет. И Кулиг тоже нет. Тот коровник и был Кулигами. Есть только дикое поле, заросли, крутой спуск к руслу реки и на той стороне храм. Метров 400 до него. Наверное, спутнику объектив забыли протереть, потому что весь спирт пошёл известно куда.
Сначала спуск по отчаянно трещащим кустам к реке (ни намёка на тропинку), замаскированные кочки и ямы, цепкий репей, особенно мерзкий в декабре, потому что прицепившись тут же разваливается на десятки отдельных репеинок, а ты в перчатках. Потом поиски переправы через полузамёрзший ручей (пару метров шириной). Ставшая уже традиционной переправа при помощи сгнившего дерева и какой-то матери. Последний инструмент активно используется и при подъёме на крутой наглухо заросший берег. Летом здесь, конечно, не пройти.
Хватая ртом воздух, весь в сухих ошмётках продираюсь сквозь прутья какой-то дикой малины и, наконец, выхожу к церковной ограде.
8. Инфильтрация в Покровскую церковь
За оградой виднеются старинные надгробия и кресты. Медленно продвигаюсь к главному входу.
Замечаю, что дверь (ворота?) заперта лишь на щеколду. Такие жертвы – и не зайти внутрь? Не залезть на колокольню? Внутри царит атмосфера едва начатого и давно заброшенного ремонта, хотя в прихожей вроде сложена какая-то свежая краска и хозяйственная утварь.
Привычно нахожу узенькую каменную лестницу в застенке, карабкаюсь наверх, согнувшись в три погибели, поднимая колени чуть не к подбородку и цепляясь за стены, но подняться удаётся лишь до первого яруса, это метров 5 от земли. Чтобы продолжить подъём на колокольню, надо преодолеть завал из брёвен и строительных конструкций, всё это почти в полной темноте. На часах 14:52. Принимаю решение отступать на исходную позицию и вообще поворачивать оглобли. Поднимаюсь и спускаюсь, включив фонарик на телефоне, иначе вообще ничего не видно. Вот фотка каменной лестницы в свете вспышки.
Церковь Покрова в Кулигах стоит на высоком холме, на окраине существовавшего здесь ранее села, приблизительно в 1,5 км от соседнего большого жилого села Армёнки. Местность эта называлась “в Кулигах”, т.е. в кочковатом месте. До 1654 г. здесь стояло сельцо с барской усадьбой в нём. Sobory.ru
Часть сельца с соседними деревнями принадлежала С.Н. Годунову (близкому родственнику царя Б. Годунова), но при пришедшей к власти партии Романовых вотчины у Годуновых были отобраны. В 1637 г. село Кулиги с деревнями были отданы Троице-Сергиеву монастырю. В 1654 г. помещик А.В. Родионов построил здесь деревянную Преображенскую церковь. Sobory.ru
Существующая каменная церковь Покрова с приделами Николая Чудотворца и Тихвинской Божией Матери сооружена около 1794 года. Окружающая церковную территорию ограда с западными и северными воротами, а также две башни, поставленные между ними в линии северо-западных прясел, относятся, по-видимому, к середине 19 века. Западный притвор церкви пристроен в 1906 г. Sobory.ru
Отъезжаю от церкви другой дорогой, которая оказывается хотя и извилистой, но всё же приличной грунтовкой. Не повезло, что по пути туда не ту дорогу я выбрал. Обратно на Екатерининский тракт выбираюсь уже в начале четвёртого. Ощутимо темнеет, до дома ещё 34 километра по грунтовке и гравийке, поэтому последний банан съедаю прямо на ходу. На последнем ролике изображение уже отчётливо зернистое из-за недостатка света.
9. Country roads, take me home!
Почему дорога называется Екатерининским трактом?
Раньше эта полубезымянная ленточка была столбовой дорогой между Нерехтой и Середой, проложенной ещё в царствование Екатерины II. С 1762 года здесь стали гонять ямщину, используя дорогу в почтовых целях. С 1847 года дорога стала считаться торговой, поскольку в Середе она не заканчивалась, а вела далее на Шую ныне Ивановской области. И Нерехта, и Шуя – торговые центры того времени. Местные же до сих пор называют эту дорогу (точнее то, что от неё осталось) Екатерининским трактом. Куда Сусанин поляков не гонял или пампасы по-костромски
Вот это живописное озерцо рядом с деревушкой Сокерино – последнее, что я могу запечатлеть в надвигающихся сумерках. Время фото 15:11. Пришлось его значительно обработать, чтобы было смотрибельно.
Домой я попал в 17:20. Последний час ехал в полной темноте, соблюдая светомаскировку (забыл переднюю фару дома). Только кормовой фонарь мигал красным. Кстати, передний свет нужен не столько для того, чтобы освещать дорогу (лично мне, по крайней мере), столько для того, чтобы компенсировать слепящий эффект фар встречных автомобилей.
Strava бесстрастно зафиксировала результат. А погода вскоре опять испортилась – оттепель. Ждём новых отзаморозков для новых былинных фейлов рейдов!