Поклонный крест поклонный это что

Поклонный крест

Святой Руси Поклонные Кресты

Каретникова Наталия

Святой Руси Поклонные Кресты…
Каким бы ни был путь к ним долгий,
Быть может, до последней, до черты…
Они напомнят о святой княгине Ольге.

Под основание поклонного креста
Княгиня опустила горсть земли.
Как память о распятии Христа,
Голгофой новой место нарекли.

Все православные поднялись к ней.
Камнями крест священный обложив,
И возвышенье сделав из камней,
Молитву на горе той совершив.

Так в Киеве поставлен первый крест,
На взгорье, на крутом зелёном.
Он стал одним из заповедных мест.
К нему все шли всегда с поклоном.

Поклонный Крест святой Руси –
Страны родной духовный щит.
О милости господней попроси,
И у креста святого не ропщи.

Не дожидаясь грозного перста,
Средь праздников и серых буден
Покайся, помолись ты у креста,
Твори добро на радость людям.

О, как же ужаснулась вся страна!
Такого ещё не было на свете:
Руками падших рушит сатана
Поклонные Кресты столетий!

Доколе братья, сёстры нам терпеть?
Что ж власть не принимает должной меры?
Как горестно на это всё смотреть!
Пора встать на защиту нашей веры!

Поклонный крест

Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (тропарь Кресту Господню).

Обычай устанавливать поклонные кресты берет начало в глубокой древности. На Руси поклонные кресты ставили на особых памятных местах, на перекрестках дорог, неподалеку от сел и деревень, дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек вознес благодарственную молитву Господу и небесным заступникам. Поклонный крест — это духовный щит от всех врагов видимых и невидимых. Православные Поклонные Кресты чаще всего встречаются деревянные, реже — каменные четырехконечные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток.

В подножье Креста обычно укладывают камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Поклонные Кресты, означая собой какие-то памятные и знаменательные места, служат верующим местом для молитвы. В настоящее время Поклонные кресты в основном устанавливают на местах будущих храмов, на въездах и выездах в город, да бы выезжающий мог помолиться в дорогу.

На территории нашего прихода установлено много православных поклонных крестов,они соят при дороге,некоторые на перекречтках в самих деревнях.

И вот снова установлен поклонный крест возле деревни Обруб,вдоль трассы Брест-Гомель.

Поклонный крест поклонный это что

Поклонный крест поклонный это что

протоиерей Валерий благословение

Традиция установки Поклонных крестов

Отрадно видеть возрождение традиций русского Православия в современном мире. Многие верующие, прихожане больших и малых храмов, жители городов, сел, деревень начинают осознавать как это важно – сохранить православную веру, передать духовное начало своим детям и внукам.

Однако у многих людей возникает и ряд интересующих вопросов: откуда и с каких времен на Руси пошла традиция устанавливать Поклонные кресты, какие материалы используются в изготовлении, где они могут быть установлены и какое значение они имеют в духовной жизни населенного пункта?

По одной из версий первый Поклонный Крест был установлен на Руси святой равноапостольной княгиней Ольгой более тысячи лет тому назад на Киевских горах.

Поклонные кресты издревле устанавливались на Руси на въезде в города, станицы, и другие населенные пункты с молитвенным прошением у Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, о защите поселения сего силою животворящего Креста Господня. Многие крупные города огорожены с четырех сторон поклонными крестами.

Кресты в полях и у дорог часто напоминают о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.

Иногда кресты ставили, чтобы было, где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились панихиды по усопшим, молебны и другие службы.

Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов — там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое).

Православные Поклонные Кресты чаще всего встречаются деревянные, реже — каменные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье Креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Участники события укладывали несомую с собой от своего порога горсть земли под основание Креста.

В России возрождается традиция установления поклонных крестов. Сегодня их ставят при въезде в города, на месте разрушенных храмов, на возвышенностях, в память о жертвах репрессий.

Но в чем подлинный смысл Поклонного креста?

Как и тысячу лет тому назад, Поклонный крест напоминает людям об исконной Православной вере.

Поклонные Кресты, означая собой какие-то памятные и знаменательные места, служат верующим местом для молитвы, напоминанием всем проходящим и проезжающим о необходимости покаяния, нравственного очищения, жития по законам добра и любви к ближним.

Источник

ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ

Поклонные кресты изготовляются из дерева, реже из камня или металла, обычно двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье Креста часто укладывают камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь Иисус Христос.

Обетные, памятные, благодарственные

Ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые

Ставятся у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий и даже государств. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались голубцами. В начале XXI века стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог.

Поминальные

Ставятся на месте внезапной гибели христианина, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Один из наиболее известных поминальных крестов установленных в России последних лет был воздвигнут на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в 2007 году.

Приметные

Служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Они были распространены у поморов северной Руси. Приметный крест также стоит и на вершине Святой Горы Афон.

Заместители храма

Источник

Поклонные кресты в России: история вопроса

Приблизительное время чтения: 12 мин.

На волне недавних акций со спиливанием поклонных крестов к этой теме возник общественный интерес. При этом даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.

Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.

Как возникла традиция

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.

Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.

Вообще, отмечу, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы — как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.

На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» — кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.

Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соотечественники.

С какой целью?

Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест — тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов.Это известно из множества житий русских святых.

Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты — фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету — скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.

Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством северных народов — ненцев и сиртя (народа, который то ли был уничтожен ненцами, то ли ассимилирован ими к XVII веку). Приведу цитату из работы П. В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики», опубликованную в первом выпуске Ставрографического сборника: «Здесь веками складывалась, имея мощную подпитку из Соловецкого монастыря, особая православная островная культура мореходов. И морской “перекресток” востребовал свой вид межевых крестов на островах, архипелагах и побережье Арктики. Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на побережье выполняли разнообразные функции, порой глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил. Во многих северорусских преданиях остров воспринимался как место обитания иноземцев, как сакральный центр чужого мира. Здесь как бы существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском мире шаманской антикультуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привычном духовном пространстве. Центральным символом обустроенного для христианина пространства был восьмиконечный православный крест».

Кстати, как отмечается в этой же работе, ненцы переняли от поморов традицию ставить кресты на могилах.

Но были и внерелигиозные цели установки крестов. Прежде всего, это навигация. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Процитирую художника А. А. Борисова (1866–1934), занимавшегося помимо искусства еще и исследованиями Русского Севера и опубликовавшего в 1907 году книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Здесь, на Вайгаче и вообще на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянок судов. И сюда, если застигнет буря, идут, не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться».

Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.

Извивы традиции

В старину люди испытывали огромное уважение к уже поставленным крестам. Как пример можно привести историю креста, установленного царем Петром Первым. Местные жители на протяжении многих поколений обновляли этот крест — совершенно самостоятельно, без всякого понуждения со стороны светских и церковных властей.

Сейчас иногда сомневаются: а понимали ли наши предки надписи на таких крестах? Ведь они, дескать, были неграмотны. Тут можно ответить, что не надо преувеличивать неграмотность. Грамотных людей на Руси, причем и среди крестьян, было достаточно много, и такая проблема — невозможность прочитать надпись на кресте — просто не стояла. Всегда нашлись бы те, кто прочитал бы и разъяснил написанное. Другое дело, что надписи на крестах, особенно деревянных, за несколько веков могли стать трудноразличимыми — древесина на открытом воздухе неизбежно портится. Но в любом случае существовала и устная традиция: старики рассказывали детям, что это за крест стоит близ их деревни, кто его воздвиг, что там написано. Разумеется, эти рассказы могли со временем обрастать фольклорными элементами, но основа оставалась неизменной.

Ну а что касается общего отношения — оно было благоговейным. Кресты воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди собирались, устраивали молебны — особенно там, где поблизости не было храмов. Были ли случаи пренебрежительного отношения или тем более святотатства, я сказать не могу, такие сведения мне не встречались. Конечно, я сейчас говорю не о XX веке, а о более старых временах.

А вот в ХХ веке судьба крестов складывалась тяжело. Советская власть и церкви-то не щадила, что уж говорить о стоящих вне храмов «символах религиозного мракобесия». Кресты уничтожались воинствующими безбожниками. Вновь приведу несколько цитат. «Известнейший северный ученый, почетный житель города Архангельска Ксения Петровна Гемп (1894—1998) в своих воспоминаниях говорит: “. Я помню, как на площади перед Троицким собором молодежь с песнями и плясками жгла на костре крест. Нет, не церковный, а опознавательный крест, вытесанный и установленный Петром Великим на Красной горе, в устье Унской губы”». (цитирую работу В. Н. Абрамовского «Две заметки по историческим крестам». Неизвестно, действительно ли это был крест Петра Первого или его копия (тут исследователи не пришли к согласию), но что это меняет!

Вторая цитата — из уже упоминавшейся работы П. В. Боярского. «И почти на каждом мысу острова Матвеев мы обнаружили в 1991 г. останки поморских крестов. Они так почему-то мешали строителям геодезических знаков и активным атеистам, что спиливались, срубались или в лучшем случае использовались как надежная “несущая конструкция” триангуляционных знаков».

В результате традиция установки крестов на несколько десятилетий практически прервалась. Хотя и далеко не сразу. Да, советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам — но кресты до поры до времени продолжали ставить, пускай уже и не с религиозными целями. Так, в 1920-е годы научные экспедиции, исследовавшие Новую Землю, устанавливали четырехконечные кресты — как знак своего пребывания там. То есть, заметим, цели уже нерелигиозные, но форма еще прежняя.

Понятно, что в сталинские времена за установку поклонного креста можно было поплатиться жизнью, да и крест такой простоял бы недолго. Были ли такие случаи, мне неизвестно, но совершенно исключить это нельзя.

В постсоветские времена традиция установки крестов восстановилась. Порой спрашивают, чем эти современные кресты отличаются от старинных. Если говорить о технологиях, материалах — да, конечно, отличия могут быть, особенно что касается металлических крестов. Деревянные более традиционны. Ну а что касается мотивации их установки, тут можно лишь констатировать, что у всерьез верующих православных людей мотивация та же, что и столетия назад. Могу предположить, сейчас отходит на дальний план «охранная» мотивация, то есть защита от нечисти, а на первое место выступают благодарность Богу за Его милосердие и напоминание христианам об их вере.

ВАЖНО:

Что такое распятие? *

Крестное распятие, применявшееся римлянами во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публичных казней.

Распятие стало часто использоваться и в провинциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жертве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм — так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, †) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и горизонтальной перекладины (патибулума). Распинаемого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; распинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздями либо деревянными кольями (руки — в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорвали ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был найден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначальная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.

Крест в Евангелии

В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла — как вероучительный образ, позже — в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16:24; Мк 8:34; 10:21; Лк 9:23; 14:27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1:18, 23—24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1:7; Кол 1:14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2:4), а для апостола Иоанна Богослова — жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3:16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3:16).

Виды крестов

Поклонные кресты

Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.

Обетные кресты

Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.

Охранные кресты

Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.

Памятные кресты

Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей — с целью призвать к молитве за них.

Деление крестов на виды — довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.

Рождение символа

Несмотря на яркую вероучительную символику, ранние христиане избегали использовать графические изображения креста как символ своей веры, поскольку практика этих страшных казней продолжалась вплоть до IV века, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Однако после середины II века в христианских общинах появляется практика почитания Креста Христова, в том числе — богослужебная. Первое свидетельство об этом имеется у Марка Минуция Феликса, который на рубеже II и III вв. говорит, что враги обвиняют христиан в почитании «древа креста». Тертуллиан в 204 г. упоминает о том, что христиане в течение дня при разных обстоятельствах регулярно полагают знамение креста на лоб. Однако широкое богослужебное почитание Креста возникает уже после первой четверти IV века — после обретения Креста Христова святой императрицей Еленой.

Изображение так называемого «простого», или «греческого креста» (с одинаковой длиной всех перекладин, +), было найдено в римских катакомбах начала III века. В период до IV века в катакомбах широко используются изображения якоря как символа надежды, в том числе — с перекладиной, ясно напоминающей крест. Наиболее ранние изображения «латинского» креста (†) найдены на римских саркофагах знатных христиан середины и конца IV века по Р. Х. Большое количество различных изображений христианского креста появляется на монументальных памятниках с V века. Кресты с изображением на них фигуры Спасителя известны с конца VI века. Параллельно с богослужебным почитанием Креста к IV веку возникло и ношение нательных крестов. Хронологически первое упоминание об этом относится к концу этого столетия и имеется в одной из бесед святителя Иоанна Златоуста.

*Справки подготовил прот. Димитрий Юревич, проректор Санкт-Петербургской духовной академии по научной работе. — Ред.

Иллюстрации из книги «Крест в России», издательство «Даниловский благовестник», 2006

Источник

Крест поклонный

Поклон­ный крест – мону­мен­таль­ное соору­же­ние в виде креста, уста­нов­лен­ное вне здания, пред­на­зна­чен­ное для молитвы и покло­не­ния рас­пя­тому Спа­си­телю.

Поклонный крест поклонный это что

Поклон­ный крест могут иметь как вось­ми­ко­неч­ную так и четы­рех­ко­неч­ную форму. Иногда имеют «крышу» (т. н. голу­бец) и при­креп­лен­ные иконы. Своей плос­ко­стью такой крест ори­ен­ти­ро­вался на восток, при этом при­под­ня­тый конец его пере­кла­дины должен был ука­зы­вать на север. Изго­тав­ли­вают кресты из дерева или камня, очень редко – из металла. Высота обычно около двух или более метров в высоту, могут укра­шаться резь­бой и орна­мен­тами.

Часто при уста­новке креста у его под­но­жия дела­лось воз­вы­ше­ние, сим­во­ли­зи­ро­вав­шее Гол­гофу – место рас­пя­тия Гос­пода Иисуса Христа. Осно­ва­нием подоб­ного воз­вы­ше­ния слу­жили горсти земли, при­но­си­мые на место уста­новки креста участ­ни­ками этой хри­сти­ан­ской тра­ди­ции.

Поклон­ный крест воз­во­дится, как пра­вило, на откры­той часто воз­вы­шен­ной мест­но­сти из камня или дерева и может дости­гать высоты несколь­ких метров (4–12 м).

Когда начали уста­нав­ли­вать поклон­ные кресты на Руси?

Тра­ди­ция воз­ве­де­ния поклон­ных кре­стов воз­никла на Руси даже раньше ее кре­ще­ния в 988 году и воз­во­дится ко вре­ме­нам апо­стола Андрея. Согласно «Пове­сти вре­мен­ных лет» св. Нестора Лето­писца, во время своего пре­бы­ва­ния «на Киев­ских горах» апо­стол «сказал бывшим с ним уче­ни­кам: «Видите ли горы эти? На этих горах вос­си­яет бла­го­дать Божия, будет город вели­кий, и воз­двиг­нет Бог много церк­вей». И взойдя на горы эти, бла­го­сло­вил их, и поста­вил крест, и помо­лился Богу, и сошел с горы этой, где впо­след­ствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклон­ный крест на Руси, тогда еще язы­че­ской.

Тра­ди­ция уста­нов­ле­ния кре­стов на Русь пришла, по всей види­мо­сти, из Чехии и Мора­вии, где про­по­ве­до­вали святые Кирилл и Мефо­дий. В целом, тра­ди­ция воз­ве­де­ния памят­ных кре­стов общая для всей Восточ­ной Европы – как у пра­во­слав­ных, так и у като­ли­ков. Формы креста раз­ли­ча­ются, но моти­ва­ция одна и та же: испро­ше­ние у Гос­пода защиты, бла­го­дар­ность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспом­нить о Боге.

На Руси тра­ди­ция ста­вить кресты более всего была раз­вита на Севере, на побе­ре­жье Белого моря. Видимо, потому, что в Сред­ние века это был фор­пост Пра­во­сла­вия, рус­ские люди осва­и­вали эти про­стран­ства в борьбе и с труд­ными при­род­ными усло­ви­ями, и с язы­че­ской куль­ту­рой автох­тон­ных наро­дов Севера. Про­ис­хо­дила война рели­ги­оз­ных сим­во­лов – кресты воз­дви­га­лись там, где ранее стояли идолы.

Кроме того, если под Русью пони­мать именно мир рус­ской пра­во­слав­ной куль­туры, а не РФ в ее нынеш­них гра­ни­цах, то нельзя не ска­зать об Укра­ине. Там тра­ди­ция уста­нав­ли­вать кресты, осо­бенно при­до­рож­ные, всегда была крайне попу­лярна.

С какой целью уста­нав­ли­ва­ются поклон­ные кресты?

Древ­ние подвиж­ники, когда при­хо­дили в пустын­ное место, ста­вили там дере­вян­ный крест – тем самым, освя­щая эту пустыню, сви­де­тель­ствуя о бла­го­дати Божией и изго­няя бесов. Это известно из мно­же­ства житий рус­ских святых. Кроме того, поклон­ный крест мог являться знаком духов­ной войны с язы­че­ством, так было, напри­мер, на Севере Руси.

Однако кресты ста­вили не только святые подвиж­ники, но и обыч­ные люди из разных сосло­вий – от царей до кре­пост­ных кре­стьян. Кресты воз­дви­га­лись, напри­мер, для покло­не­ния в тех местах, где не было храмов и часо­вен. У таких кре­стов соби­ра­лись мест­ные жители и моли­лись Богу, такие кресты напо­ми­нали о Боге пут­ни­кам.

Часто поклон­ные кресты уста­нав­ли­ва­ются на месте уни­что­жен­ного или буду­щего храма и явля­ются его свое­об­раз­ным заме­сти­те­лем в деле мар­ки­ровки сакраль­ного про­стран­ства.

Ста­ви­лись и охран­ные кресты – фак­ти­че­ски такие кресты были зримым вопло­ще­нием молитвы к Гос­поду об избав­ле­нии от вся­кого зла. Постав­ля­лись кресты и по лич­ному обету – скажем, в бла­го­дар­ность за исце­ле­ние, по случаю избав­ле­ния от напа­стей, на месте гибели хри­стиан (-ина), за избав­ле­ние от моро­вого повет­рия, за спа­се­ние от гибели.

Но были и вне­ре­ли­ги­оз­ные цели уста­новки кре­стов – для ори­ен­ти­ровки на мест­но­сти. Напри­мер, мно­го­мет­ро­вые (до 10 метров в высоту) при­мет­ные кресты, рас­по­ло­жен­ные по бере­гам Белого моря, были своего рода мая­ками, нави­га­ци­он­ными зна­ками, ука­зы­вали море­хо­дам путь к спа­си­тель­ной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ста­ви­лись и по бере­гам рек в каче­стве ори­ен­ти­ров и меже­вых знаков. Напри­мер, Стер­жен­ский и Лопа­стиц­кий кресты XII века, сейчас они нахо­дятся в Твер­ском госу­дар­ствен­ном объ­еди­нен­ном музее-запо­вед­нике. Эти камен­ные кресты явля­ются одно­вре­менно и охра­ни­тель­ными, и меже­выми, и памят­ными зна­ками.

Каково было отно­ше­ние к поклон­ным кре­стам в совет­ское время?

Совет­ская власть с первых же дней своего суще­ство­ва­ния объ­явила войну кре­стам, в резуль­тате тра­ди­ция уста­новки кре­стов на несколько деся­ти­ле­тий пре­рва­лась. Кресты раз­би­ва­лись, сжи­га­лись, спи­ли­ва­лись. Неко­то­рым кре­стам повезло больше – они выстав­ля­лись в музеях как «сим­волы рели­ги­оз­ного мра­ко­бе­сия».

Какие молит­вен­ные пра­вила при­нято совер­шать около поклон­ных кре­стов?

Кресты всегда вос­при­ни­ма­лись как знак Божи­его при­сут­ствия здесь, в данной мест­но­сти, как напо­ми­на­ние о вере. Поэтому возле кре­стов соби­ра­лись люди, они устра­и­вали молебны или пани­хиды — осо­бенно там, где побли­зо­сти не было храмов. В случае отсут­ствия свя­щен­но­слу­жи­теля, веру­ю­щие совер­шали (и нередко совер­шают в насто­я­щее время) чтение кано­нов и ака­фи­стов. А, напри­мер, у неко­то­рых вала­ам­ских палом­ни­ков и труд­ни­ков суще­ствует тра­ди­ция читать у поклон­ных кре­стов утрен­нее и вечер­нее пра­вила, каноны и После­до­ва­ние ко Свя­тому При­ча­ще­нию.

По мате­ри­а­лам: статьи Е.М. Гуре­ева «Поклон­ные кресты Рус­ского Севера XVI–XVII вв.: обзор оте­че­ствен­ной исто­рио­гра­фии»; статьи П.В. Бояр­ского «Рус­ский крест в сакраль­ном про­стран­стве Арк­тики»; статьи «Поклон­ные кресты в России: исто­рия вопроса» / Пра­во­слав­ный журнал ФОМА; сво­бод­ной энцик­ло­пе­дии Вики­пе­диЯ; откры­тых источ­ни­ков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *