Покажи что ты умеешь рисовать 1 класс
Вводный урок рисования «Знакомство с красками»
Цель: | Дать первое представления о красках и их назначении. |
Задачи: | 1. Выявить уровень знаний цветовой гаммы. |
2. Ввести понятие «палитра».
3. Формировать знания и умения различать основные цвета.
4. Формировать знания и умения работать с кистью.
5. Расширять кругозор учащихся.
6. Расширять активный словарный запас.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Формировать учебную мотивацию.
2. Изображение героев Н. Носова Незнайки и Знайки (см. Приложение).
4. Краски, кисточки, стакан с водой.
5. Емкость для слива использованной воды.
Ход урока
Да, правильно. С помощью карандашей (учитель демонстрирует называемые предметы), фломастеров, мелков и, конечно же, красок. Проверьте, готовы ли вы к уроку. Есть ли у вас на парте лист бумаги, карандаши, кисти и краски. Все готовы?
— объявление темы урока.
(На доске прикреплены «кляксы» разного цвета).
А как называют того, кто ничего не знает? Правильно, Незнайка. А вот и он!
(На доске появляется изображение Незнайки).
Так вот кто здесь напачкал. Посмотрите-ка ребята, что у него в руке?
Правильно, кисть. А в чем это она?
Да, верно, в краске. Так это Незнайка не знает, как пользоваться краской. А вы знаете?
Вот сегодня мы с вами будем учиться пользоваться красками. А поможет нам:
А как зовут того, кто все на свете знает?
Точно, Знайка! Знайка нам и поможет.
Знайка (учитель громко зовет персонажа) выходи!
— рассматривание рисунка (объекта);
— определение основных элементов рисунка (объекта).
— определение последовательности работы;
— определение цветовой гаммы;
— выделение особенностей и трудностей в работе.
Кто запомнил, что должно быть на палитре?
Правильно, краски. А краски бывают разных цветов.
Какие цвета знаете вы?
(Дети называют цвета).
Ох, как много цветов. Давайте посмотрим, кляксы какого цвета оставил нам Незнайка?
(Учитель показывает на кляксу, а дети называют цвет).
Ну, какие вы молодцы. Раз вы так хорошо знаете цвета, то заполнить ими палитру нам не составит никакого труда.
Посмотрите на мою палитру. Я уже наполнила ее красками. Каждая краска находится в своей ячейке. Посмотрите на свою палитру. Сколько здесь ячеек? Правильно шесть. Значит мы должны выбрать шесть цветов. Какие цвета вы здесь видите? (Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный.)
Теперь нам нужно взять краску на кисточку. Найдите в своих красках красный цвет. Теперь плавными движениями набираем краску. Посмотрите, стала ли ваша кисточка красной? Хорошо. Теперь найдем первый кружок на своей палитре.
Ставим кисточку в первый кружок и аккуратно закрашиваем. Наши движения плавные, мы стараемся не заходить за границу кружка.
Краской какого цвета заполнен следующий кружок на нашей палитре? Правильно, синим цветом. Найдем этот цвет в наших красках. И выполним ту же самую работу.
(Учитель проговаривает последовательно работы для каждого цвета.)
Давайте дадим ему настоящую палитру, с красками. Думаю, теперь Знайка доволен, а Незнайка будет знать, как правильно обращаться с красками, ведь он вместе с вами был на уроке. А что вы запомнили?
Какие цвета мы использовали на уроке? Чем мы рисовали? А как называется предмет, на котором художники подбирают краски? Правильно, палитра.
Сегодня мы познакомились с красками, с палитрой красок и вспомнили много разных цветов. А какой цвет вам нравится сегодня больше всех?
Закройте краски. Отложите их на край стола. Возьмите стаканчики с водой и кисточки. Сполосните кисточку и отложите ее в сторону, а воду аккуратно вылейте в ведро.
Урок рисования в 1 классе «Три волшебных цвета»
Урок изобразительного искусства в 1-ом классе по теме: «Три волшебных цвета»
Трофимова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 83», ЗАТО Северск, Томская область, 636070
Для дошкольников и учащихся младшего школьного возраста учиться, познавать новое наиболее свойственно в игровых ситуациях, поэтому объяснение нового материала, особенно в начальной школе, постоянно строится на основе сказок и игр.
Если верно утверждение, что ведущим видом деятельности в детстве является игра, то многое становится понятным в отношении ребенка к искусству, которое он включает в жизнь.
Урок рисования в 1-м классе проходит в виде игры-сказки. Дети учатся смешивать краски, фантазировать. На этом уроке они должны осознать, что цвет помогает раскрыть огромный мир эмоций. Этот урок, может быть исползован как, занятие по рисованию в подготовительной группе детского сада.
Тема:Три волшебных цвета.
Вид работы:
Цель:
развитие творческого мышления посредством психоэмоционального воздействия с помощью нестандартной тематики.
Задачи:
Оборудование:
для учителя: картинки героев – Красика, Синика, Желтика и Чёрника, шаблоны, палитра, краски гуашь, кисти, лист формат А3;
для учащихся: краски гуашь, кисти, лист формат А4, палитра.
Структурные элементы занятия (этапы)
Время прохождения этапа
Методические особенности, краткие указания по проведению занятия
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности воспитанников к занятию.
2. Настрой воспитанников на работу.
Сообщение темы, цели занятия, создание положительной мотивации под музыку.
3. Актуализация (воспроизведение) опорных знаний.
Актуализация проходит в виде рассказа сказки и трёх волшебных красках.
4. Закрепление знаний об основных и смежных цветах, навыков для получения нужного цвета путем смешивания красок
1 эт. – 3 мин
2 эт. – 17 мин
Закрепление знаний, навыков проходит в 3 этапа:
1 этап – смешивание красок на палитре.
2 этап – выполнение работ в технике гуашь.
5. Заключительный этап занятия.
Подведение итогов занятия.
Экспозиция работ, анализ.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Настрой учеников на работу
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
3. Актуализация новых знаний
Дорогие друзья, сегодня мы попадем с вами в сказку, но для этого нам нужен ключ. А ключом на уроке рисования служат инструменты для работы на уроке. Давайте их проверим (вывешиваю на доску предметы: карандаш, ластик, краски и т.д.)
Итак, готовы слушать сказку?
Учитель: Жили-были три волшебные Красочки. А почему они были волшебные, вы сами потом скажете.
Познакомьтесь ребята – это Красник-озорнишка, это Синик-шалунишка и Желтик-веселый мальчишка (на доске вывешиваю красную, синюю и желтую каплю).
И был у них друг – Карандаш. Жили они счастливо и весело. Каждый день они выходили на поляну, Карандаш рисовал бабочек, цветы, радугу, домики, а братья их раскрашивали. И все время на поляне раздавался веселый смех. Красник раскрашивал лепестки цветов, Синик – тучки, Желтик – одуванчики и солнышко. И все было бы хорошо, если бы не было у них еще одного брата – черной капли – Черника-чумазика. Черник всегда завидовал своим братьям, что у них всегда весело, но он очень не любил цветы и бабочек, а любил, когда на поляне было черно и тихо, он всячески мешал своим братьям: то что-нибудь замарает, то кого-нибудь толкнет. Придумал однажды Черник-чумазик завладеть этой поляной и выкрасить её в свой любимый черный цвет. Посадил он в темницу Карандаша, чтобы тот не смог больше нарисовать цветов, и ночью со своими друзьями кляксами вымазал всю поляну черным цветом, а самое главное, пока они спали, перемазал их черным цветом. Проснулись братья и видят, что все вокруг почернело, и руки их тоже черные, и все, к чему они прикасаются становиться только чернее. Сели братья на поляне и плачут черными слезами. (на доске крепятся черные кляксы). Черник ликовал. Наконец-то не щебечут птицы, не летают бабочки. Теперь можно и Карандаша выпустить, все равно он уже ничего не сможет сделать. Пришел Карандаш на поляну и увидел своих печальных друзей. Решил нарисовать красивый цветок. А раскрасили его братья все равно в черный цвет. Карандаш решил, во что бы то ни стало, спасти своих друзей, и нарисовал большую тучу, попросил своих друзей раскрасить её. Туча получилась черной, тяжелой, дождевой. И вдруг грянул гром, засверкали молнии, и полился дождь и всю черную краску смыл и с братьев, и с цветов. Опять засияло солнце, прилетели бабочки, стало ещё красивее. А братья так обрадовались, что стали, веселится и играть еще больше.
Взялись за руки Желтик и Синик и стали, кружится, и вдруг в разные стороны полетели цветные брызги и смешались, и получился совсем другой цвет.
4. Закрепление знаний об основных и смежных цветах
Учитель: А какой? Давайте возьмем палитру – трудолюбивую помощницу живописца и попробуем смешать эти две краски. Какой цвет получился?
Учитель: Решили, теперь покружится Желтик и Красник. Какого цвета получились брызги?
Учитель: А какой получится цвет, если смешаются Синик и Красник.
Учитель: краски развеселились, что решили покружиться все вместе красный, желтый и синий. Какой получился цвет?
Учитель: Кто теперь может сказать, почему красная, желтая и синяя краски называются волшебными?
Дети: Потому что из них можно сделать другие цвета. Новые Красочки.
Учитель: А теперь, ребята, давайте нарисуем волшебную поляну с её волшебными героями.
Приготовили и показали мне друга Карандашика. В левую руку взяли шаблон героя сказки. Положили на альбомный лист, обвели. На что еще похож этот шаблон?
(на капельку, на лепесток цветка, на крылышко бабочки и т.д.)
Физкультминутка: ритмическая пауза «Зверобика»
5. Практическая работа
Учитель: Дорогие друзья, я приглашаю приступить к работе тех детей, у кого на столе шаблон Красника-озорнишки, теперь начнут работу у кого Синик-шалунишка, и сейчас займут свои места у кого Желтик-веселый мальчишка.
Давайте, раскрасим эту поляну, так чтобы на ней появилось солнышко, запели птицы, прилетели бабочки и зацвели красивые цветы. И всем на этой поляне было радостно.
Физкультминутка: пальчиковая гимнастика.
6. Подведение итога урока
Учитель: Какое настроение навевают на вас эти работы? (Радость, ожидание чуда, приятные ощущения и т. д.) Что вам понравилось в этих работах? (Они очень красивы, грамотно выполнены, паспарту выделяет работу, соответствуют настроению). Позвольте, мне открыть наш выставочный зал (располагаю работы на доске). Дорогие друзья вы все справились с заданием. Ваши друзья и помощники инструменты напоминают вам, чтобы вы привили их в порядок.
Методика работы над учебным рисунком в 1 классе.(1 часть)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методика работы над учебным рисунком. Построение натюрморта из 2-х предметов.
Рисунок как учебная дисциплина является одной из базовых составляющих художественного образования в детской школе искусств. Принципы реалистического изображения предметов окружающего мира с передачей их пространственного положения, объема, конструкции, как с натуры, так и по памяти, представлению, развивают творческие способности, необходимые обучающимся для дальнейшей профессиональной деятельности. В процессе рисования развиваются и совершенствуются такие качества, без которых профессиональная деятельность невозможна: глазомер, чувство пропорций и гармонии, целостность видения, уверенность руки. Также формируется эстетическое отношение к действительности, активнее познается окружающий мир. Осваивая средства выразительности рисунка, дети учатся передавать форму предмета, его объем, положение в пространстве, фактуру и материальность, глубину пространственной среды.
Поэтому целью учебного предмета «Рисунок» являются освоение обучающимися законов, правил и приемов изобразительной грамоты при изображении окружающего мира, его предметов и человека, методики ведения длительного и краткосрочного рисунков.
Дело в том, что детская школа искусств принимает детей в возрасте
7-10 лет в 1 класс и при обучении их правилам рисования с натуры пришлось столкнуться с проблемой передачи пропорций и объема на предметах. Выяснилось, что не всегда дети понимают, как передать пропорции, т.е. как правильно соотнести размер действительный к размеру на листе бумаги, как правильно передать объем. Как правило, они изображают объем как тщательно сделанный контур, а свет и тень – как плоские пятна. Никакого осмысливания объемности формы, в сознании обучающегося при этом не происходит. Работа над рисунком сводится к механическому срисовыванию линий и пятен, видимых в натуре. Но если, по выражению Н.Н. Ге, «видеть значит понимать», то задача рисующего заключается вовсе не в бессмысленном срисовывании объема, а в том, чтобы на основе понимания строения формы построить форму в воображаемом пространстве. По этому поводу А.Барщ писал: «Усилия преподавателя должны быть направлены прежде всего на то, чтобы заставить ученика отрешиться от привычного отношения к лежащему перед ним листу как к плоскости и представить себе этот лист как «окно в пространстве», в котором необходимо построить средствами светотени и тона объемную форму».
Н.Н.Ростовцев в своей книге «Учебный рисунок» пишет: « Учебный рисунок со здается не самостоятельно учеником, а под руководством педагога. Начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного завершения рисунка, учащий ся с помощью педагога усваивает правила графического изображе ния и законы построения формы. С помощью педагога учащийся познает конструктивное строение формы предметов, анатомию, перспективу, законы распределения света на предметах».
В том случае, когда отсутствует руководство преподавателя, т. е. не осуществляется методическая работа (обучение умению правильно видеть, логически мыслить и правдиво изображать), учебный рисунок перестает быть учебным предметом. Оно становится предметом обучения только тогда, когда налицо систематическое руководство преподавателя, когда есть методическая последовательность в изложении учебного материала, когда ставятся учебно-аналитические задачи. Учебный рисунок не может превратиться в эксперимент и опыт, не может опираться на неизвестное и случайное, преподаватель передает обучающимся уже известные знания, а также приобретенный и проверенный опыт в искусстве рисунка.
После того как обучающийся начинает понимать задачи объемного изображения, тогда он начинает сознательно относиться к процессу рисования. Перелом в сознании ребенка, или, как принято выражаться, «перевод на объемное видение», важно произвести как можно скорее в младших классах. Это является актуальным на сегодняшний день.
Определение пропорций и построение формы, светотеневое решение и лепка формы тоном требует одновременной работы над всем рисунком, так как практически невозможно проводить необходимые сравнения, имея перед глазами разное состояние отдельных частей изображения (частично плоскостное, частично объемное). Для того чтобы развивать у обучающегося «способность видеть и изображать форму в пространстве», занятия в детской школе искусств должны соответствующим образом «поставить» его глаз. Преподаватель должен научить его объемно видеть форму и «рисовать формой», для чего ребенок, прежде всего, должен уметь определять размеры формы и соотношение этих размеров. Всем вопросам, входящим в общую задачу «постановки глаза», преподаватель должен уделять самое большое внимание при обучении рисунку с первого и до последнего года обучения. Для этого прежде всего следует привить детям те первоначальные навыки, без которых невозможна никакая практическая работа над рисунком и которые в целом могут быть названы как «постановка руки».
При обучении рисунку на постановку руки обращается, к сожалению, очень мало внимания, а между тем с правильно поставленной рукой связано не только овладение техникой рисунка, но и в какой-то мере воспитание способности целостного видения.
От того, как сидит ребенок за мольбертом и как он держит в руке карандаш, в зна чительной мере зависят выразительность и художест венное качество рисунка. Поэтому, прежде всего надо научить правильно держать карандаш, правильно сидеть за мольбертом, тем более, что это связано и с вопросами гигиены обучающегося. Эти первые навыки должны прививаться детям с самого начала.
Последовательность работы над учебным рисунком
Сознательное построение объемной формы на плоскости листа требует определен ной последовательности в работе.
Умение работать последовательно развивается у обучающихся постепенно. Оно появляется вместе со способностью критически оценивать свой рисунок на основе постоян ного сравнения его с натурой.
Но для того чтобы анализировать натуру, требуется, в свою очередь, известный профессиональный опыт, которого еще нет у детей 1 класса. Они, как правило, рисуют эмоционально, ни над чем, не задумываясь, как они привыкли делать это еще до школы. Поэтому в их рисунках много случайного, мешающего нормальному ходу работы, что, конечно, сказывается на ее результатах.
Неуверенность в своих силах, появляющаяся после ряда неудачных попыток изобразить предмет «как в натуре», может надолго задержать нормальное развитие ребенка и снизить его интерес к рисованию.
Поэтому на первых порах лучше заставлять детей вести работу по определен ному плану, предлагаемому преподавателем, и только после удовлетворительного решения одного этапа рисунка преподаватель может разрешить им переходить к следующему этапу.
Разделение процесса работы над рисунком, особенно в начале обучения, на отдельные этапы, органически связанные с основными принципами учебного рисования, имеет еще одно практическое значение. Обучающиеся 1 класса рисуют очень быстро. Не обладая способностью критически относиться к своей работе, не замечая своих ошибок, они торопятся скорее подвести рисунок к концу. Разделение рисунка на его логические этапы помогает им понять поставленные задачи, дисциплинирует их вни мание и систематизирует работу. Обучающимся разъясняется заранее, какие конкретные задачи решаются на каждом этапе рисунка, также указывается примерное время испол нения каждой задачи.
Привыкнув вести работу по этапам, ребенок начинает понимать, что рисовать — это не просто копировать модель, что рисунок прежде всего требует внимательного и последовательного изучения натуры, что каждый штрих, проведенный по бумаге, не может быть случайным, а должен быть заранее обдуман и решен.
Усвоение обучающимися основных принципов рисования в 1 классе затруднено теми необходимыми условностями, которые он должен понять: условно представлять себе лист как пространство, рисовать не линией, а формой и т. п. Переходя от задания к заданию, обучающийся преодолевает эти трудности, и чем скорее происходит процесс преодоления, тем большая последовательность появляется в его работе.
Ребенок начинает сознательней подходить к стоящим перед ним задачам и понимать принцип объемного рисования. Указанный порядок ведения рисунка перестает быть сдерживающим фактором и делается естественным, единственно возможным способом рисования с натуры.
Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисунка на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы. Разделение процесса на этапы дает возможность преподавателю выяснить, какая часть работы над изображением формы больше всего затрудняет обучающегося, а следовательно, дает возможность вовремя прийти ему на помощь.
Учебный рисунок делится на этапы в соответствии с основными программными положениями работы над рисунком: от общего к частному и от частного к общему, с последующим синтезом того и другого.
Компоновка производится в определенной последовательности. Первое, что нужно сделать, — установить размер будущего изображения исходя из размера заданного листа бумаги и расстояния рисующего от модели.
Для этого обучающиеся намечают высоту и ширину предмета (натюрморта). Далее, заключают каждый предмет или предметы в прямоугольники и находят их месторасположение, для того чтобы изображение получи лось органически связанным с остающимися незаполненными полями листа и со ставляло бы одно целое с ними. Здесь как раз уместно разобрать, какие «композиционные ошибки» могут быть допущены при компоновке.
При этом обучающемуся приходится следить внимательно за точностью размерных отношений форм предметов, а также за их взаимосвязью и правильностью их перспективного построения.
Следует отметить, что обучающиеся 1 класса, не вполне сознают значение компоновки для последующей работы над рисунком и уделяют ей сравнительно мало внимания. Между тем торопливость на этом этапе работы приводит в дальнейшем к значительным переделкам рисунка.
Строим конструктивную форму предметов: проводим осевые линии, уточняем пропорции и строим упрощенную форму каждого предмета, входящего в постановку. Далее строим эллипсы, учитывая их нахождение от линии горизонта и контур формы предметов.
Общими задачами для любого построения будут: нахождение линии горизонта, точек схода и линий их пересечений, определение плоскостей, лежащих параллельно картинной плоскости, и плоскостей, уходящих в глубину, и т. д., то есть всего, что относится к наглядной перспективе, а также уточнение размерных отношений объе мов. Построение ведется от руки и на глаз легкими штрихами и вспомогательными линиями, которые по исчезновении в них надобности убираются.
Затем, продолжая работу над рисунком, обучающийся переходит к построению меньших форм, учитывая все время их местоположение и размеры по отношению к более крупным формам и к целому и намечая при этом (очень легко) собственные и падающие тени. В этой стадии работы над рисунком на форме, нанесенной легкой светотенью, еще отсутствуют блики, полутона и рефлексы, то есть то, что может создать впечатление полной объемности формы, ее рельефа и ее фактуры. Но уже поэтому пока еще очень условно объемному изображению можно лучше судить о правильности отношений раз меров и расположении форм, составляющих всю массу натуры.
Последняя проверка пропорций должна быть произведена именно сейчас, перед переходом к следующему этапу работы. Проверку эту следует производить, обязательно отставив от себя рисунок и, очень быстро взглядывая с постоянной точки зрения на натуру и на рисунок, как бы сопостав ляя их, искать различие между рисунком и натурой. Сопоставлять следует формы большие и малые, взятые вместе и отдельно, ориентируясь все время на целое. Найденные ошибки должны быть немедленно исправлены.
По окончании построения перед обучающимися возникает задача сделать изображение более конкретным, приблизить его к натуре. Для этого надо, как говорят, выявить или вылепить форму. В этом и заключается содержание следующего этапа работы над учебным рисунком.
Одновременно определяется степень освещенности пространства позади натуры, иначе говоря, частично прокрывается тоном и фон.
Постепенно переходя от главных частей формы к деталям, обучающийся должен доби ваться точности тональных отношений, сопоставляя и отделяя второй план от первого плана, выражая тональные различия более резко в свету и мягко в тени. Блики должны оставаться не тронутыми карандашом. Вся градация тонов распределяется от самого темного пятна до белого цвета бумаги.
Работа тоном идет одновременно по всей форме, которая вылепляется до ее види мых границ. Одновременно разрабатывается тоном и пространство, окружающее форму (фон). Определением «касаний» границ формы с фоном заканчивается выявление формы в рисунке.
Предлагаемая разбивка рисунка на этапы, обеспечивающая плановость в работе, создает у начинающего уверенность в правильности решения выполняемого им задания, сохраняет драгоценное учебное время и гарантирует правильность выполнения рисунка.
В учебной программе задания по учебному предмету «Рисунок» расположены по нарастающей степени сложности; соответственно повышаются из года в год и требования к качеству испол нения рисунка. Поэтому педагогически правильным будет считать рисунок окончен ным в том случае, если в нем решено основное содержание задания и если исполнение рисунка отвечает требованиям данного класса. Поэтому преподаватель обязательно должен перед началом работы раскрыть обучающимся содержание задания.
Умением правильно вести работу над рисунком обучающийся овладевает на основе приоб ретаемых знаний и навыков и постоянно накопляемого опыта.
Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963
Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит, искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985
- Покажи что ты умеешь рисовать 1 класс прописи
- Покажи что ты умеешь рисовать