Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

Общий обзор организма человека, системы органов (Таблица, Схема)

Материал расматривает общий обзор организма человека: расположение внутренних органов, а также состав и функции всех систем органов человека.

Расположение внутренних органов человека схема

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

Системы органов человека

Название системы органов

Органы, из которых состоит система

Кожа и слизистые обо­лочки

Защита организма от внешних воздействий

Опора, защита внут­ренних органов, дви­жение

Органы ротовой полости, глотка, пищевод, желу­док, кишечник, печень, поджелудочная железа

Обеспечение орга­низма питательными веществами

Обеспечивает посто­янный обмен веществ в органах и тканях

Носовая полость, гор­тань, трахея, бронхи, легкие

Обеспечивает орга­низм кислородом и освобождает его от углекислого газа

Почки, мочеточники, мочевой пузырь, моче­испускательный канал

Удаление жидких продуктов обмена веществ

Половые железы (яични­ки и семенники) и поло­вые пути

Железы внутренней сек­реции

Регуляция функций всех клегок и тканей организма, координа­ция их совместной деятельности

Рецепторы, нервные во­локна, спинной мозг, го­ловной мозг

Системы органов чувств

Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожные рецепторы

Восприятие окружающего мира, раздражение

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

_______________

Источник

Строение, функции и особенности органа слуха человека

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.

Строение органа слуха

Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:

Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.

К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.

Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:

Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.

Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:

Что такое орган слуха и равновесия

Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.

Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.

Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.

От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

Функции органа слуха

Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:

Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.

Особенности органа слуха

Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.

Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.

Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.

При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

Удивительные возможности слуха человека

Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.

Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.

Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.

А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.

Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.

Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

Орлова Наталья Михайловна

Более 7000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.

Источник

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

1. Изучить понятия «органы» и «системы органов» и их функции;

2. Научиться распределять органы человека по системам;

3. Научиться распознавать органы и системы органов на рисунках.

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

Орган – это часть тела, имеющая определённую форму и строение, занимающая в организме определённое место и выполняющая определённую функцию. Обычно в образовании органа принимают участие все виды тканей, но одна из них всегда является главной, «рабочей». Например, для головного мозга главной является нервная ткань, для кожи – эпителиальная, для мышц – мышечная. Все остальные ткани выполняют вспомогательные функции.

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием различных органов, которые составляют системы органов.

Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т. е. все органы объединены в системы органов.

Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

В организме выделяют несколько систем органов

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

Скелетная система состоит из костей и их соединений. Скелет поддерживает тело, служит местом крепления мышц, выполняет защитную функцию.

Мышечная система образована скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве.

Через мочевыделительную систему происходит выделение из организма жидких продуктов обмена. К ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течёт кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела и удаляющая из них продукты обмена веществ.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды. К ней относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Эта система состоит из ротовой полости с её органами, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.

Половая система обеспечивает продолжение рода. Основными половыми органами мужчины являются семенники, женщины – яичники.

Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга и нервов.

Эндокринная система объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.

В теле человека выделяют также и аппараты органов. В аппарате органы или имеют различное строение и происхождение, но связаны выполнением общей функции (опорно-двигательный аппарат), или выполняют различные задачи, но имеют общее происхождение (мочеполовой аппарат). Например, к опорно-двигательному аппарату относят костную и мышечную системы.

Живой организм, состоящий из множества органов, объединённых в системы и аппараты, существует и функционирует как единое целое.

Источник

Органы. Системы органов. 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8

Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ

Формы работы на уроке: беседа, демонстрация слайдов, самостоятельная работа с учебником и тематическими таблицами, работа в группах, составление таблицы.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. За окном осень вступила в свои права, а мы сегодня собрались в этом уютном кабинете на открытый урок по биологии. Всем желаю получить только хорошие и отличные оценки.

2. Проверка домашнего задания

– Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Приготовьтесь отвечать на вопросы по этой теме.

1. О каких видах ткани идёт речь?

А) Наружный покров тела, а так же многие полости внутренних органов выстилает ткань… (эпителиальная)
Б) Обладает свойством возбудимости и сократимости ткань… (мышечная)
В) Самой разнообразной по строению и функциям тип ткани… (соединительная)
Г) Основную часть спинного и головного мозга образует ткань… (нервная)
Д) Жидкая соединительная ткань, состоит из форменных элементов и плазмы… (кровь)
Е) Образует слой жировой клетчатки над кожей… (жировая)
Ж) Клетки плотно прижаты друг к другу, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро замещаются новыми… (эпителиальная)
З) Эти ткани образуют скелет человека… (костная и хрящевая)
И) Ткань, образующая сердечную мышцу… (сердечная мышечная ткань)
К) Образуют скелетные мышцы… (поперечно-полосатые скелетные ткани)

2. По рисунку определите тип или вид ткани.

Ребята получают рисунки с видами тканей. Отвечают.

3. Новая тема

1. Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую. К первой относятся живые существа, ко второй неживые.
Скажите, что общего в строении всех живых существ? (Клеточное строение)
– Что образуют клетки в многоклеточном организме? (Ткани)
– Вспомните определение понятию – ткань. (Ткань – группа клеток, схожих по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом.)
– Что образуют ткани живых существ? (Органы)
– Попробуйте сформулировать определение понятию орган. (Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму и строение и выполняющая определённую функцию)
– Что в свою очередь образуют органы? (Системы органов)
– Что образуют системы органов? (Целый организм, который работает как единое целое)

На доске появляется схема.

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

– Какие звенья в этой цепочке мы уже изучили? Что предстоит изучить? Итак, тема нашего урока: Органы. Системы органов. Записываем в тетрадь.

Для выполнения задания использовать информацию учебника и тематические таблицы.

Результатом работы всех групп будет заполнение общей таблицы указанной на доске. Группы изучают и готовятся к выступлению. Время 10 мин.

Системы органовОрганы, из которых она состоитФункции
1Скелетная системаИз костейПоддерживает тело
Место прикрепления мышц
защитная
2Мышечная системаСкелетные мышцыПриводит в движение кости скелета
3мочевыделительнаяПочки,
Мочеточники
Мочевой пузырь
Мочеиспускательный канал
Выделение из организма жидких продуктов обмена
4Кровеносная системаСердце
сосуды
Обеспечивает движение крови, которая транспортирует кислород и питательные вещества и удаляет продукты обмена
5Дыхательная системаНосовая полость
Глотка
Гортань
Трахея
Бронхи
лёгкие
Обеспечивает поступление кислорода и выделение углекислого газа
6Пищеварительная системаРотовая полость
Глотка
Пищевод
Желудок
Кишечник
Печень
Поджелудочная железа
Переваривание пищи
7Половая системаЯичники
семенники
Обеспечивает продолжение рода
8Нервная системаГоловной мозг
Спинной мозг
нервы
Координирует работу всех органов нашего тела
9Эндокринный аппаратЭндокринные железыВлияет на обмен веществ и работу органов

Вопросы:

– Чем система органов отличается от аппарата органов? (Система органов состоит из органов одинаковых по происхождению и плану строения, а аппарат из органов разного происхождения и строения, но объединённых общими функциями.)
– Какие вы знаете аппараты органов? (Опорно-двигательный аппарат, эндокринный аппарат)
– Благодаря какой системе организм существует как единое целое? (Нервной)

3. Изучив расположение органов и их систем, ответьте на вопрос:

4. А знаете ли вы, что в строении и расположении человеческого тела имеются определённые закономерности? Послушайте сообщение (готовит ученик)

Перечисленные закономерности верны лишь приблизительно, у одних несоответствие будет больше, а у других меньше. Эти отклонения будут вариантами нормы и не являются недостатками фигуры.

5. Закрепление

Заключительное задание группам. Установить соответствие между органом и системой органов. Заполните таблицу, вставив букву соответствующей системы органов.

1) желудок А) скелетная система
2) мочевой пузырь Б) мышечная система
3) печень В) выделительная система
4) почки Г) дыхательная система
5) поджелудочная железа Д) пищеварительная система
6) сердце Е) нервная система
7) семенники Ж) кровеносная система
8) трахея З) половая система
9) гортань
10) головной мозг

6. Рефлексия

– Что было главным на уроке?
– Какие затруднения у вас возникли на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Что было интересно?
– Чему научились?

Учитель просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.

На экране появляется запись:

«5» – выполнил все данные мне задания.
«4» – выполнил все задания, но иногда ошибался.
«3» – часто ошибался, выполнил только половину.
«2» – ничего не смог выполнить правильно.

Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.

Спасибо всем за урок. Молодцы!

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание: подготовиться к зачёту «Общий обзор организма человека».

Источник

ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 20 Транспортные системы организма

Стр. 130. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Какие системы организма могут быть названы транспортными?

Транспортными системами в организме человека являются кровеносная и лимфатическая, которые не только связаны между собой, но и дополняют друг друга.

№ 2. Из каких частей состоит кровеносная система, из каких — лимфатическая?

Кровеносная система состоит из группы органов, которые принимают участие в циркуляции крови по всему организму (сердце, вены, артерии, капилляры).

Лимфатической системой является часть сосудистой системы, которая дополняет сердечнососудистую. Она состоит из лимфатических капилляров, сосудов, узлов, стволов и протоков.

№ 3. Как связаны обе системы между собой?

Благодаря кровеносной системе жидкость поступает к тканям только по артериям. Отток этой жидкости происходит либо в виде лимфы по лимфатическим сосудам, либо по венам в составе крови.

Стр. 133. Вопросы

№ 1. Какие сосуды называют артериями, венами и капиллярами? Сравните их строение. Как строение сосудов связано с процессами, которые в них происходят?

Артериями называют сосуды, по которым кровь от сердца поступает к тканям и органам. У них мышечный слой мощнее, чем у вен.

Венами называют сосуды, по которым кровь поступает от тканей и органов к сердцу. Внутренний слой вен, средних по размерам, образует кармановидные клапаны.

Капиллярами называют мелкие сосуды, через стенки которых осуществляется обмен веществ между тканями и кровью. Они отличаются тонкими стенками, которые состоят только из одного слоя эпителиальной ткани.

№ 2. Как образуются тканевая жидкость и лимфа?

Тканевая жидкость образуется из жидкой части крови – плазмы, которая проникает в межклеточное пространство через стенки кровеносных сосудов. Между кровью и тканевой жидкостью постоянно происходит обмен веществ. Часть тканевой жидкости в результате поступает в лимфатические сосуды. За счет этого образуется лимфа, которая продвигается по лимфатическим сосудам.

№ 3. Какое значение в организме имеют лимфатические узлы?

Лимфатические узлы – это небольшого размера бобовидные образования, которые находятся на лимфатических сосудах. Они выполняют роль фильтрующих, биологически активных приспособлений, которые борются с микроорганизмами и чужеродными структурами, попавшими в лимфу. Также они являются частью иммунной системы, ведь в них созревают лимфоциты.

Стр. 133. Задания

№ 1. Перечислите органы кровеносной и лимфатической систем.

К органам кровеносной системы относятся: сердце, кровеносные сосуды (вены, артерии, капилляры).

К органам лимфатической системы относятся: лимфатические сосуды, лимфатические капилляры, лимфатические узлы, лимфатические протоки и стволы.

№ 2. Если предплечье затянуть ремнём и преградить путь крови, с какой стороны набухнут вены: со стороны плеча или со стороны кисти? Можно ли этим способом узнать, куда движется кровь?

Так как кровь по венам движется от органов и тканей к сердцу, то, если затянуть ремнем предплечье и тем самым оградить путь крови, вены набухнут со стороны кисти.

№ 3. Составьте схему, иллюстрирующую взаимопревращение трёх основных компонентов внутренней среды организма.

Показать что строение органов находится в соответствии с их работой

№ 4. Рассмотрите рисунок 61, Б. Где расположено большинство лимфатических узлов? Попробуйте прощупать свои лимфатические узлы на шее или за ушами. Объясните, почему во время болезни лимфатические узлы увеличиваются.

Большинство узлов расположено на шее, в подмышечной и паховой области. Во время болезни лимфатические узлы задерживают в своих структурах патогены, которые уничтожаются лимфоцитами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *