Показания одпу что это
Общедомовой прибор учета. Определение объёма потреблённых КУ
Общедомовой прибор учета, определение которому дает Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг» №307, является техническим средством, предназначенным для измерения объема коммунальных ресурсов, использованных жителями многоквартирных домов.
Общедомовой прибор учёта. Определение объёма КУ
Монтаж оборудования позволяет сократить расходы, связанные с оплатой услуг коммунальных служб, так как жителям многоквартирных построек не придется оплачивать потери ресурсов, которые возникают в магистральных сетях при их транспортировке.
Не менее важным моментом является выявление потребителей «скручивающих» показатели счетчиков. После установки коллективного оборудования осуществлять такие действия становится практически невозможным.
Монтаж коллективных технических средств учета заставил жителей многоквартирных домов более серьезно относиться к утеплению построек. Многие из них всерьез задумываются о необходимости замены окон и дверей, утепления подвалов и чердаков. Массово осуществляется замена осветительных приборов на энергосберегающие.
Установка общедомового оборудования окупается достаточно быстро. После проведения процедуры потребители получают возможность по факту оплачивать использованные ресурсы, а поставщики услуг вынуждены более внимательно относиться к их качеству.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Азбука потребителя: Изучаем услуги ЖКХ. Урок 5
Азбука потребителя: Изучаем услуги ЖКХ
Урок 5: Порядок учета коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН)
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники жилых помещений и помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких помещений коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, и их ввод в эксплуатацию до 1 июля 2012 года (ст. 13 № 261-ФЗ).
С 1 января 2015г. утрачивают силу Правила № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в связи с чем, при обращении потребителей по вопросам предоставления коммунальных услуг (в том числе на общедомовые нужды) необходимо руководствоваться ПП РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).
Основные понятия:
Коллективный (общедомовой) прибор учета (далее-ОДПУ) – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды – норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Распределитель – устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в котором установлены распределители.*
*Комментарий. Распределитель учитывает потребление тепловой энергии в целях определения затрат на отопление в зависимости от фактического потребления. Распределители устанавливаются во всех комнатах, где есть отопление и на все радиаторы. В процессе использования, распределитель производит измерение температуры поверхности отопительного радиатора и температуры окружающего пространства квартиры. В зависимости от теплоотдачи определяется показатель потребления каждым радиатором, установленным в конкретном жилом помещении, что позволяет регулировать комнатную температуру при необходимости и поддерживать потребление тепла в разумных пределах. Показания являются основанием для распределения теплопотребления и применяются в расчетах при последующей корректировке за коммунальную услугу.
Исполнитель при оказании коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды обязан :
— осуществить установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением;
— ежемесячно снимать показания ОДПУ в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний ОДПУ;
— обеспечивать сохранность информации о показаниях ОДПУ в течение не менее 3 лет.
Порядок расчета коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (далее-ОДН)
Расчет платы за общедомовое потребление коммунальных услуг проводится пропорционально площади занимаемого помещения. Отсюда, чем больше площадь жилого помещения потребителя, тем больше доля потребителя в общем имуществе дома, и соответственно, больше начислений за общедомовое потребление. Если в многоквартирном доме площадь жилых помещений является одинаковой, то сумма за потребление коммунальной услуги на ОДН для всех потребителей должна быть одинаковой.
Вид коммунальной услуги
Расчет коммунальной услуги при наличии ОДПУ
Отопление
Особенности предоставления коммунальной услуги по отоплению на ОДН
1. В платежных документах, выставляемых потребителю на оплату коммунальных услуг, отопление указывается отдельной строкой в виде одной единой суммы, включающей в себя как индивидуальное, так и общедомовое потребление. С 01.06.2013г. общедомовые нужды по отоплению отдельно от индивидуального потребления не рассчитываются.
2. Показания индивидуальных приборов учета по отоплению не учитываются, если хотя бы в одной квартире нет индивидуального счетчика и в доме установлен ОДПУ.
3. Условия, влияющие на порядок расчета и размер платы за коммунальную услугу:
1. если не во всех жилых и нежилых помещениях дома есть индивидуальные приборы учета, то определяется по формуле 3 Правил №354 ;
4. Если объемкоммунальной услуги по отоплению и газоснабжению для нужд отопления, зафиксированный ОДПУменьше индивидуального суммарного объема потребления во всех помещениях дома, то такая разница распределяется между потребителями коммунальной услуги пропорционально размеру общей площади принадлежащего им помещения (например, наступление таких случаев возможно, при экономии ресурса в квартирах не оборудованных ИПУ (где фактическое потребление меньше норматива), либо при неправильной или несвоевременной передачи показаний по ИПУ собственниками дома).
Холодное водоснабжение
Расчет объема потребления холодной воды
Определяется по формуле 11 Правил №354
Рассмотрим пример расчета, исходя из общей площади квартиры потребителя – 31 кв. м:
Объем по ОДПУ – 236,79 куб.м
Объем в квартирах не оборудованных ИПУ – 175,36 куб.м
Объем в квартирах оснащенных ИПУ – 10 куб.м
Объем в нежилых помещениях – 0 куб.м
Тариф за единицу объема – 20,38 руб./куб.м
Площадь жилых и нежилых помещений в доме – 1501,99 м 2
Численность жителей, проживающих в доме— 96
Расчет платы за холодную воду
Рассчитывается по формуле 10 Правил №354 :
1,06 куб.м*20,38 руб./куб. м = 18,78 руб.
Ограничения по порядку оплаты
Объем потребления по ХВС не может превышать объема потребления на ОДН, рассчитанного по нормативу (с 01.06.2013г.).
Рассмотрим пример расчета:
Для определения норматива вычисляем отношение К/Sои = 96/165,2 =0,58
Согласно п. 10 П РЭК №131-ПК норматив потребления по ХВС = 0,054 куб. м
Объем потребления определяется по формуле 15 Правил №354 :
(0,054*165,2)* 31/1501,99 = 0,18 куб. м
Расчет платы по нормативу:
0,18 куб.м *20,38руб./куб.м = 3,67 руб.
Таким образом, к оплате по услуге потребителю должна быть предъявлена сумма 3,67 руб., а не 18,78 руб., поскольку расчет платы по ОДПУ превышает расчет по нормативу (исключения см. ниже).
Внимание!Если объем коммунальной услуги по ХВС по показаниям ОДПУменьше индивидуального суммарного объема потребления во всех помещениях дома, то такая разница распределяется между потребителями коммунальной услуги пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в принадлежащих им помещениях.
Горячее водоснабжение
Расчет объема потребления горячей воды
Рассмотрим пример расчета с этой же квартирой:
Объем горячей воды по ОДПУ – 225,25 куб.м
Объем горячей воды потребленный в нежилых помещениях – 45,14 куб.м
Объем горячей воды в квартирах не оборудованных ИПУ – 121,92 куб.м
Объем горячей воды в квартирах оснащенных ИПУ – 2 куб.м
Тариф за единицу объема – 36,08 руб./куб.м
Расчет платы за горячую воду
Рассчитывается по формуле 10 Правил №354:
1,16 куб.м * 36,08 руб./куб.м = 41,85 руб.
Ограничения по порядку оплаты
Объем потребления по ГВСне может превышать объема потребления на ОДН, рассчитанного по нормативу (с 01.06.2013г.).
Расчет платы по нормативу:
Норматив потребления по ГВС (п. 10 П РЭК №131-ПК) = 0,054 куб. м
Объем потребления по ГВС определяется аналогично объему потребления по ХВС = 0,18 куб.м
0,18 куб.м * 36,08 руб./куб.м = 6,49 руб.
Таким образом, к оплате за услугу ГВС потребителю должна быть предъявлена сумма 6,49 рублей (исключения см. ниже).
Внимание! Если объем коммунальной услуги по ГВС по показаниям ОДПУ меньше индивидуального суммарного объема потребления во всех помещениях дома, то такая разница распределяется между потребителями коммунальной услуги пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в принадлежащих им помещениях.
Газоснабжение
Определяется по формуле 12 Правил № 354.
На сегодняшний день, норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на общедомовые нужды принимается равным 0 (п. 8 Правил №306), в связи с чем, оплата за газоснабжение по показаниям ОДПУ потребителю не должна начисляться.
Электро-снабжение
Расчет объема потребления электроэнергии
Определяется по формуле 12 Правил № 354.
Рассмотрим пример расчета исходя из общей площади квартиры потребителя – 60 кв. м:
Объем электроэнергии по ОДПУ – 6500 кВт.ч
Объем электроэнергии потребленный в нежилых помещениях – 900 кВт.ч
Объем электроэнергии в квартирах не оборудованных ИПУ – 1400 кВт.ч
Объем электроэнергии в квартирах оснащенных ИПУ – 2100 кВт.ч
Тариф за единицу объема – 2,97руб./кВт.ч
Площадь жилых и нежилых помещений в доме – 6000 м 2
Площадь помещений общего имущества – 210, 3 м 2
Расчет платы за электроэнергию
Расчет осуществляется по формуле 10 Правил №354:
21кВт.ч * 2,97 руб./кВт.ч = 62,37 руб.
Ограничения по порядку оплаты
Объем потребления коммунальных услуг по электроснабжениюне может превышать объема потребления на ОДН, рассчитанного по нормативу.
Норматив потребления по электроснабжению на ОДН установлен П РЭК №130-ПК (определяется с учетом формулы 10 Правил №306 ):
Тогда, объем потребления по нормативу в домах с лифтом (формула 15 Правил №354):
(5*210,3)* 60/6000 = 10,52 кВт.ч
Расчет платы по нормативу:
10,52кВт.ч*2,97руб./кВт.ч = 31,24 руб.
Таким образом, к оплате за услугу по электроснабжению потребителю должна быть предъявлена сумма 31,24 рублей (исключения см. ниже).
Внимание!Если объем коммунальной услуги по электроэнергии по показаниям ОДПУ меньше индивидуального суммарного объема потребления во всех помещениях дома, то такая разница распределяется между
потребителями коммунальной услуги пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в принадлежащих им помещениях.
Расчет размера платы за водоотведение (сточные бытовые воды) определяется по формуле 12 Правил № 354.
При вычислении объема потребления по водоотведению на общедомовые нужды необходимо суммировать объемы потребления по холодному и горячему водоснабжению.
Если объем коммунальной услуги по водоотведению по показаниям ОДПУменьше индивидуального суммарного объема потребления во всех помещениях дома, то такая разница между потребителями коммунальной услуги не распределяется (с 01.06.2013г. возврат жильцам отрицательной суммы отменен).
Исключения : Если объем потребления коммунальной услуги, превышает норматив, то он оплачивается за счет средств исполнителя, кроме случаев, если (п. 44 Правил №354):
· собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании приняли решение распределять сверхнормативное потребление между всеми жильцами;
· исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
При отсутствии централизованной подачи теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения (в случае самостоятельного производства (свои котельные) исполнителем коммунальных услуг с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме), расчет размера платы для потребителей осуществляется исходя из объема коммунального ресурса, использованного при производстве такой услуги и тарифа (цены) на использованный коммунальный ресурс (п. 54 Правил №354).
Размер платы потребителя за коммунальные услуги (при отсутствии централизованной подачи) определяется:
· по ГВС по формуле 20 Правил № 354 .
· по отоплению по формуле 18 Правил № 354 .
Расходы за содержание и ремонт оборудования, входящего в состав общего имущества подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а не в плату за соответствующую коммунальную услугу.
Внимание! Потребитель несет установленную законодательством РФ гражданско-правовую ответственность за невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги (п. 158 Правил № 354).
· досудебный порядок
Потребитель имеет право:
1. Предъявить исполнителю требование о предоставлении возможности ознакомиться со сведениями о показаниях ОДПУ. При этом, исполнитель обязан предоставить такую возможность в течение 1 рабочего дня со дня обращения потребителя.
2. Запросить у исполнителя письменную информацию об интересующих расчетных периодах за ОДН. При этом, исполнитель обязан предоставить любому потребителю со дня получения соответствующего заявления в течение 3 рабочих дней следующую информацию:
— о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии);
— о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме;
— об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг;
— об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
3. При несогласии с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги на ОДН потребовать от исполнителя проведения проверки правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, имеющихся задолженностей или переплат, а также правильности начисления неустоек (штрафов, пеней). В таком случае, исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. По требованию потребителя документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (п. 31 Правил).
· судебный порядок
Если исполнителем коммунальных услуг нарушается порядок расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, то потребителю необходимо обратиться к исполнителю с претензией, а в случае отказа удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке обратиться с исковым заявлением в суд.
· административная ответственность
Нарушение исполнителем коммунальных услуг порядка расчета размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги (например, холодное водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и др.) предоставленной на общедомовые нужды (по нормативу, без учета показателей ОДПУ), влечет административную ответственность по ч. 1, 2 ст. 14.6 или ст. 14.7 КоАП РФ. Проверку по фактам выявленных нарушений осуществляет Государственная жилищная инспекция по Свердловской области, которая по результатам проверки направляет материалы в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области для составления протокола об административном правонарушении по вышеназванным статьям.
Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации ОДПУ используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения также влечет за собой административную ответственность по ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ. С целью привлечения исполнителя к административной ответственности по указанной статье, потребителю рекомендуется обратиться с письменным заявлением в Государственную жилищную инспекцию по Свердловской области.
5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла
Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ
специально для ГАРАНТ.РУ
Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?
По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).
Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.
В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.
Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?
Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).
Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?
Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.
Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.
Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.
ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.
Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).
В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.
Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).
Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?
Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.
В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?
Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:
Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.