Покаяние что это значит у православных

Что такое покаяние в православии и как правильно покаяться

Истинное покаяние в православии является необходимым условием, предшествующим Таинству исповеди и причастия. Иисус Христос предупреждал всех людей, что без истинного раскаяния они погибнут. (Луки 13:5)

У покаяния и исповеди есть начало, но не может быть конца, пока мы живы. Иоанн Предтеча начал свое служение с призыва покаяться, ибо Царство Божье уже близко. (Мат. 4:17)

Каждый православный верующий обязан разобраться, в чем различие между покаянием и исповедью, почему без первого невозможно второе.

Покаяние и исповедь — в чем разница

Совершив нехороший поступок, будь то крик, обман, зависть или лицемерие, истинно верующий почувствует укор совести через Духа Святого. Осознав греховность, человек в тот же момент или дома во время молитвы, просит у Бога и человека прощение, искренне раскаиваясь в совершенных делах.

Как молиться о покаянии:

Раскаяние не предусматривает многократного возвращения к совершенному прегрешению, это истинное отрешение от греха и принятие решения больше так не поступать.

Самая умная из книг, Библия, в этом случае дает очень жесткое определение, сравнив кающегося и возвращающегося к своим плохим поступкам человека с собакой, которая возвращается на свою блевотину. (Притчи 26:11)

Для раскаяния православному христианину не нужен священник, он сам сознательно осуждает совершенный проступок и принимает решение никогда больше так не поступать. Таинство Исповеди происходит напрямую пред Богом, но в присутствии священника, ибо сказано в Святом Писании, что Иисус находится там, где собирается несколько человек. (Мат. 18:20)

Важно! Исповедь является заключительным актом раскаяния. Исповеданные грехи больше не имеют духовной сила в жизни христианина, о них запрещено даже вспоминать. После исповеди человек чист перед Богом и допускается к Таинству причастия.

О церкви и Таинствах:

Истинное покаяние в православии через Таинство Исповеди позволяется причаститься Телу и Крови Иисуса, наполниться его силой и благодатью, получить вход в Царство Небесное.

Священники о раскаянии

По словам Исаака Сирина искреннее раскаяние является широкими воротами для Божией благодати, и другого пути нет.

Силуан Афонский утверждал, что тому, кто невзлюбит свои греховные дела, Бог простит все прегрешения.

В своих «Письмах духовным детям» игумен Никон умолял оставшихся на земле православных верующих постоянно каяться, считая себя грешными мытарями, умоляя Бога о милости.

В книге «Пути ко спасению» Феофан Затворник пишет, что через раскаяние грешник учится любить ближнего, ведь при прощении уже нет гордости и превозношения, а если есть, тогда нет покаяния. Каждый проверяет себя сам.

Большое значение покаянию придавал и игумен Гурий, утверждавший, что только раскаянием можно очистить существующий мир.

Святой Ефрем Сириянин сравнивает покаяние с горнилом, в огне которого переплавляются простые металлы, а выходит золото и серебро.

Иисус оставил на земле две основных заповеди — любовь к Богу и человеку.

Три возможных пути покаяния

Только ангелы не падают, а бесы не могут подняться перед Творцом, а человеку дано как падать, так и пониматься. Человеческое падение не является приговором на всю жизнь. Иисус через прегрешения воспитывает христианский характер, которому свойственны:

Не родился еще на земле, кроме Спасителя Иисуса Христа, человек, который бы прожил свою жизнь в полной святости, не согрешая.

Ярким примером может быть жизнь апостола Петра, в гневе отрубившего воину ухо, преступив через повеления Иисуса, которого потом трижды отрекся. Христос, видя искреннее раскаяние Своего учения, сделал его краеугольным камнем христианской церкви.

Важно! Раскаяние перед Богом в уединении может исправить многие прегрешения, отпустить всякий стыд, который держит и не дает прийти на исповедь.

Только в мертвых сердцам не живет стыд, сожаление о содеянном, раскаяние и понимание тяжести проступка. Как только человек кается, на Небесах поют ангелы. (Луки 15:7)

Нераскаянный грех подобен болезни, если сразу не избавится от пагубных привычек, то со временем сгниет все тело. Поэтому откладывать раскаяние на потом очень опасно.

В течение дня Вседержитель много раз дает человеку возможность покаяться в совершенном проступке:

При раскаянии читается молитва каждый раз, когда христианин вспоминает о каком-то прегрешении, совершенном в течение дня.

Отец Небесный! Я прихожу к Тебе в молитве, сознавая всю свою греховность. Я верю Твоему Слову. Я верю, что Ты принимаешь всякого, приходящего к Тебе. Господи, прости все мои грехи, будь милостив ко мне. Я не хочу жить прежней жизнью. Я хочу принадлежать тебе, Иисус! Войди в мое сердце, очисти меня. Будь моим Спасителем и Пастырем. Руководи моей жизнью. Я исповедую Тебя, Иисус Христос, своим Господом. Я благодарю Тебя за то, что Ты слышишь мою молитву, и я верой принимаю Твое спасение. Благодарю Тебя, мой Спаситель, за то, что Ты принял меня таким, какой я есть. Аминь.

Всех ли прощает Бог

Апостол Павел подчеркивает, что нераскаянное сердце собирает гнев на голову грешника. (Рим.2:5-6)

Дьявол всеми силами будет препятствовать раскаянию, показывая, что грех не так страшен, стыдится нечего и все пройдет само собой.

При покаянии христиане должны не только мысленно раскаяться в совершенном грехе, но при этом простить людей, которые содействовали нечестивым проступкам.

Закоренелые грешники сами обкрадывают себя, поставив на своем прощении крест из-за множества злодеяний. Некоторые из них впадают в отчаяние и уныние, что является недоверием Творцу и новым прегрешением.

Падшие люди даже не догадываются, как милостив Отец на Небесах, который готов принять в Свои объятья всех, кто раскается в грехах. Господь прощает всякий грех, в котором человек искренне покаялся.

Другой частью людей, которые редко каются, являются самоправедные христиане. Они уже надели на головы венки святости, забыв слова Иисуса, что на земле все грешники.

В социальной сфере нет такого слова, как «покаяние», человек, совершивший нехороший поступок, раскаивается и просит прощение. Но здесь нет присутствия Святого Духа и осознания своего прегрешения перед Богом. С точки зрения православия раскаяние и покаяние имеют одинаковый смысл, когда грешник не только осознает свой грех, он его начинает ненавидеть.

В случае обмана, кражи, убийства падший христианин переступает через гордость, стыд, малодушие и просит прощение у тех, кто пострадал, старается возместить убытки, а только потом идет на исповедь и приносит свой грех перед престолом Творца.

Иисус знает падшую природу сего мира, но человек, созданный по образу и подобию Творца, призван жить в Царстве мира, покоя, благосостояния в любви и здоровье уже на земле. Царство Небесное сходит на землю по воле Божьей, по Его благодати для тех православных верующих, которые осознают силу раскаяния и исповедания.

Для некрещеного человека нет покаяния в православии, нет Бога, не открываются врата благодати. Как больному трудно излечиться от страшной болезни без помощи врачей, так и неверующему человеку невозможно познать милость и прощение Всевышнего без православного крещения.

Те люди, которым не открыта благодать понимания Исповеди и Причастия, говорят, что православным христианам хорошо жить, каются и грешат, и снова каются.

Важно! Во время покаяния, которое по-гречески означает изменение, приходит страх Божий, наступает ощущение своей нечистоты перед Богом. Любая вызывает отвращение к самому себе и желание поскорее отмыться перед лицом Творца.

Искренне покаявшись, люди уже никогда не вернуться к прежнему греху, они постоянно контролируют свои слова, эмоции, действия, сообразуя их с заповедями Господними.

Не надо обольщаться, порой и самые верные дети Творца падают морально, душевно, физически, но у них есть всегда рядом Божья рука, благословенная помощь, приходящая через раскаяние и исповедание.

Зачем каяться, если Богу известны все грехи человека

Творец создал на земле не роботов, а людей, у которых есть чувства, эмоции, дух, душа и тело. Вседержитель видит все прегрешения человека, совершенные не по Его воле, а при пособничестве бесов.

Пока человек не покается, дьявол имеет над ним силу, Создатель не касается к нечистой, грешной душе.

Только по воле православного верующего Спаситель дарует ему спасение и благодать в земной жизни, но для этого человеку нужно признаться в своих грехах, очиститься от них, как от сорняков и покаяться. Искреннее раскаяние слышит Бог и дьявол, перед которым захлопываются все двери и он лишается всех прав на кающегося некогда грешника, а после покаяния — и праведника.

Есть ли покаяние после смерти

В своем послании людям Иисус Сам дает ответ на вопрос, может ли человек освободиться от последствий падшей жизни после смерти. Ответ ужасен и категоричен для грешников: «Нет!»

Читайте внимательно послания Евреям, Галатам, Коринфянам! В каждом Евангелии апостолы передают слова Христа о том, что человек сеет, то и жнет. Закон сеяния и жатвы говорит о том, что грешник пожнет в 30,60 и 100 раз больше, чем посеял. (Галатам 6)

Апостол Лука четко пишет, что, не покаявшись, Царства Божьего увидеть невозможно. (Луки 3)

Там же Матвей передает слова Спасителя, что, только принесши достойный плод раскаяния, можно спастись. (Матвея 3:8)

Упорное, нераскаянное сердце собирает плоды гнева в день Суда, которые не минует ни один смертный, рожденный на земле. Эту страшную истинную подтверждает Иоанн Кронштадский, говоря что, умерев, оставив земную жизнь, грешнику уже не дается возможность что-то изменить, он отправляется в ад.

Важно! После смерти нет раскаяния, исповедания и причащения Святой Крови Иисуса, который есть входной билет в рай для истинно верующих, боящихся Бога христиан.

Падшие люди, живущие на земле без благодати Божьей, даже не понимают, как обкрадывают свои души. Не может человек не понимать, что грешит, самооправдание своих действий не приносит утешения, грех, как заноза, будет портить наслаждение мирскими утехами.

Утопая в самолюбии и гордости, грешники все глубже погружаются в болото сластолюбия, не понимая, что придет час Суда. Да будет поздно.

Источник

Таинство Покаяния: богословские аспекты

высо­ко­прео­свя­щен­ный Евге­ний, архи­епи­скоп Верей­ский

Пока­я­ние: содер­жа­ние поня­тия

Слово «пока­я­ние» про­ис­хо­дит от гла­гола, исход­ное зна­че­ние кото­рого «пони­маю впо­след­ствии, изме­няю свое мнение». В Ветхом Завете соот­вет­ству­ю­щее слово про­ис­хо­дит от еврей­ского гла­гола, озна­ча­ю­щего «воз­вра­щаться», т. е. отка­заться от греха и устре­миться к Богу (ср.: Иер.18:11 ). В Новом Завете термин сохра­няет зна­че­ние нрав­ствен­ного воз­вра­ще­ния. Но в духе ново­за­вет­ного учения пока­я­ние ока­зы­ва­ется уже необ­хо­ди­мым усло­вием для дости­же­ния Цар­ствия Божия: «Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное» ( Мф.4:17 ). В свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти появ­ля­ется целая гамма тол­ко­ва­ний и вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щих опре­де­ле­ний поня­тия «пока­я­ние». Согласно Кли­менту Алек­сан­дрий­скому, пока­я­ние — это исце­ле­ние1, согласно прп. Иоанну Лествич­нику, оно — «при­ми­ре­ние с Богом», «созна­тель­ное очи­ще­ние», «доб­ро­воль­ное пре­тер­пе­ва­ние всех скор­бей»2, согласно прп. Симеону Новому Бого­слову — «созна­тель­ная борьба с самим собой»3. В бого­слов­ских кате­го­риях, выра­бо­тан­ных в сред­не­ви­зан­тий­ской пат­ри­стике, пока­я­ние каса­ется не при­род­ной «воли», а «жела­ния, выбора, про­из­во­ле­ния»; не самой «при­роды», а «спо­со­бов» или «обра­зов» ее бытия. Прп. Максим Испо­вед­ник писал: «Достой­ные пока­я­ния пове­лел ему сотво­рить плоды. То есть изме­нить внеш­ние образы согласно скры­тому рас­по­ло­же­нию сердца»4.

Таково вообще зна­че­ние слова «пока­я­ние». Но в сакра­мен­то­ло­гии под Пока­я­нием как назва­нием таин­ства под­ра­зу­ме­ва­ется особое цер­ков­ное дей­ствие — испо­ведь греш­ника и совер­ше­ние опре­де­лен­ного чина свя­щен­но­слу­жи­те­лем. Так, блж. Симеон Солун­ский писал, что Пока­я­ние — это «одно из таинств»5.

Опре­де­ле­ния

В соот­вет­ствии с загла­вием, в насто­я­щем докладе будут затро­нуты именно бого­слов­ские аспекты таин­ства Пока­я­ния. Суще­ствует мно­же­ство спе­ци­аль­ных вопро­сов, каса­ю­щихся исто­ри­че­ского ста­нов­ле­ния совре­мен­ного чино­по­сле­до­ва­ния этого таин­ства, его свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний, допол­ня­ю­щих и обо­га­ща­ю­щих одно другое, а также кано­ни­че­ских аспек­тов (вклю­чая слож­ный вопрос о пока­ян­ной дис­ци­плине), — но все это пред­по­ла­га­ется отра­зить в отдель­ных сооб­ще­ниях, нас же в данном случае инте­ре­сует док­три­наль­ная сто­рона темы.

Тра­ди­ци­онно таин­ство Пока­я­ния рас­смат­ри­ва­ется как одно из семи таинств Церкви. Напом­ним его крат­кие опре­де­ле­ния:

«Пока­я­ние есть таин­ство, в кото­ром испо­ве­ду­ю­щий грехи свои, при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника, неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом»16.

«Таин­ство Пока­я­ния есть Бого­учре­жден­ный обычай, в нем Бог через иерея про­щает совер­шен­ные после Кре­ще­ния тем, кто искренно кается и испо­ве­дает их свя­щен­нику»7.

Струк­тура таин­ства

Рас­смот­рим состав­ля­ю­щие эле­менты таин­ства Пока­я­ния. В дог­ма­ти­че­ских бого­слов­ских систе­мах было при­нято отдельно рас­смат­ри­вать т. н. неви­ди­мую и види­мую сто­роны таинств. В Пока­я­нии т. н. неви­ди­мая сто­рона таин­ства вклю­чает, с одной сто­роны, рас­ка­я­ние хри­сти­а­нина в своих грехах, а с другой — про­ще­ние этих грехов Богом. Види­мая же сто­рона состоит, во-первых, в устном испо­ве­да­нии грехов перед свя­щен­ни­ком и, во-вторых, в раз­ре­ше­нии грехов каю­ще­гося со сто­роны свя­щен­ника.

Поэтому схе­ма­ти­че­ски струк­туру таин­ства можно пред­ста­вить сле­ду­ю­щим обра­зом:

(1) Рас­ка­я­ние — (2) Испо­ве­да­ние — (3) Раз­ре­ше­ние — (4) Про­ще­ние.

Оста­но­вимся подроб­нее на каждом из этих пунк­тов.

Таким обра­зом, таин­ство Пока­я­ния имеет целью удо­сто­ве­рить как искрен­нее рас­ка­я­ние хри­сти­а­нина в совер­шен­ных им грехах, так и непре­лож­ность про­ще­ния, даро­ван­ного каю­ще­муся Самим Богом. Рас­ка­я­ние явля­ется доста­точ­ным усло­вием для при­ня­тия про­ще­ния от Бога.

Бого­слов­ские аспекты

Теперь обра­тимся к основ­ным бого­слов­ским аспек­там таин­ства.

Необ­хо­ди­мость таин­ства Пока­я­ния

В таин­стве Кре­ще­ния, кото­рое явля­ется таин­ством вступ­ле­ния в Цер­ковь, дару­ется полное про­ще­ние всех грехов. Однако Кре­ще­ние не уни­что­жает гре­хов­ную повре­жден­ность чело­ве­че­ской при­роды, а потому и после Кре­ще­ния чело­век про­дол­жает совер­шать грехи, кото­рые отчуж­дают его от Бога и пути спа­се­ния, то есть от цер­ков­ного обще­ния. Поэтому в Церкви суще­ствует необ­хо­ди­мость осо­бого таин­ства для очи­ще­ния чело­века от посто­янно совер­ша­е­мых им грехов. По этой при­чине таин­ство Пока­я­ния име­ну­ется «Вторым Кре­ще­нием», или «Кре­ще­нием сле­зами», а также Таин­ством при­ми­ре­ния — при­ми­ре­ния с Богом и Его Цер­ко­вью.

Про­ще­ние грехов через Цер­ковь

Таин­ство Пока­я­ния явля­ется таин­ством осво­бож­де­ния чело­века от гре­хов­ного плена и воз­вра­ще­ния в состо­я­ние оправ­дан­но­сти и Бого­усы­нов­ле­ния.

О необ­хо­ди­мо­сти про­ще­ния грехов как осо­бого деяния гово­рил Сам Гос­подь Иисус Хри­стос во время Своего зем­ного слу­же­ния. Более того, Он запо­ве­дал и пору­чил совер­шать про­ще­ние грехов Своим апо­сто­лам, дав им для этого особую власть:

«Истинно говорю вам: что вы свя­жете на земле, то будет свя­зано на небе; и что раз­ре­шите на земле, то будет раз­ре­шено на небе» ( Мф.18:18 ).

Также и после Своего вос­кре­се­ния из мерт­вых, явив­шись Две­на­дцати, Гос­подь сказал им:

«Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посы­лаю вас. Сказав это, дунул, и гово­рит им: при­мите Духа Свя­таго. Кому про­стите грехи, тому про­стятся; на ком оста­вите, на том оста­нутся» ( Ин.20:21–23 ).

В клас­си­че­ских дог­ма­ти­че­ских систе­мах именно эти два еван­гель­ских рече­ния счи­та­ются уста­нов­ле­нием таин­ства Пока­я­ния.

Власть «вязать и решить», о кото­рой гово­рится в Еван­ге­лии, дана апо­сто­лам не каж­дому инди­ви­ду­ально, но всем вместе — во-первых, как пред­став­ля­ю­щим пер­во­на­чаль­ную Цер­ковь и, во-вторых, как осно­ва­те­лям и пред­сто­я­те­лям мест­ных Церк­вей. Об этом сви­де­тель­ствуют слова Гос­пода Иисуса Христа, ска­зан­ные пер­во­вер­хов­ному апо­столу Петру, главе Две­на­дцати:

«Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее; и дам тебе ключи Цар­ства Небес­ного: и что свя­жешь на земле, то будет свя­зано на небе­сах, и что раз­ре­шишь на земле, то будет раз­ре­шено на небе­сах» ( Мф. 16:19–20 ).

Апо­стол Петр здесь пред­стает как осно­ва­ние Церкви Хри­сто­вой, явля­ю­щей на земле Цар­ство Небес­ное. Соот­вет­ственно, все пре­ем­ники апо­стола Петра и других апо­сто­лов, то есть епи­скопы Церкви, вос­при­ни­мают эту власть «вязать и решить», дей­ствуя от имени Церкви как ее пред­сто­я­тели мест­ных Церк­вей.

С рас­про­стра­не­нием Церкви и умно­же­нием ее членов епи­скопы пере­дали право при­ни­мать пока­я­ние и раз­ре­шать каю­щихся от грехов также и пре­сви­те­рам, то есть руко­по­ло­жен­ным свя­щен­ни­кам, кото­рые совер­шают в Церкви бого­слу­же­ния и все таин­ства, кроме таин­ства Свя­щен­ства.

Таким обра­зом, в таин­стве Пока­я­ния пред­сто­я­тель (епи­скоп или пре­сви­тер) дей­ствует по пору­че­нию Самого Христа, Главы Церкви, сви­де­тель­ствуя об искрен­но­сти пока­я­ния, при­но­си­мого хри­сти­а­ни­ном, и при­ми­ряя его с Богом и Цер­ко­вью. В част­но­сти, свя­щен­ник допус­кает испо­ве­ду­ю­щего свои грехи к цер­ков­ному обще­нию, то есть уча­стию в Евха­ри­стии. Итак, таин­ство Пока­я­ния — как и другие таин­ства — имеет своей целью уча­стие в Евха­ри­стии.

Таин­ство Пока­я­ния и Евха­ри­стия

Таин­ство Пока­я­ния при­но­сит не только про­ще­ние, но и исце­ле­ние, совер­ша­е­мое дей­ствием бла­го­дати Божией, и потому в нем про­ис­хо­дит также и освя­ще­ние чело­века. Посто­ян­ным источ­ни­ком пре­и­зобиль­ного освя­ще­ния через соеди­не­ние со Хри­стом явля­ется в Церкви Святая Евха­ри­стия. Таин­ство Пока­я­ния тесно свя­зано с Евха­ри­стией, поскольку упразд­няет грех как пре­пят­ствие для при­ня­тия Тела и Крови Хри­сто­вых.

В то же время при­ня­тие хри­сти­а­ни­ном Святых Таин, согласно вере Церкви, выра­жен­ной в литур­ги­че­ских текстах, совер­ша­ется во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную. Поэтому таин­ство Евха­ри­стии явля­ется для веру­ю­щего запе­чат­ле­нием пока­я­ния, при­не­сен­ного на испо­веди.

Однако само по себе уча­стие в таин­стве Пока­я­ния не явля­ется доста­точ­ным осно­ва­нием для того, чтобы при­сту­пить к Святым Тайнам. Совер­ше­ние тяжких грехов тре­бует иногда про­дол­жи­тель­ной под­го­товки к При­ча­ще­нию.

Про­ще­ние грехов и Домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния

Все цер­ков­ные таин­ства имеют своим осно­ва­нием Домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния, совер­шен­ное Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом, и совер­ша­ются с целью сооб­щать его плоды членам Церкви Хри­сто­вой.

Кровь Хри­стова — Кровь Нового Завета, изли­ян­ная на Кресте, — есть источ­ник про­ще­ния грехов, пода­ва­е­мого в таин­стве пока­я­ния, а также в других таин­ствах: в Кре­ще­нии, в Евха­ри­сти­че­ском соеди­не­нии со Хри­стом, в таин­стве Еле­освя­ще­ния.

Гос­подь даро­вал апо­сто­лам и их пре­ем­ни­кам в Церкви власть про­щать грехи, ибо Он доб­ро­вольно принес иску­пи­тель­ную жертву за чело­ве­че­ский род и совер­шил дело при­ми­ре­ния с Богом всех, кто стре­мится к спа­се­нию и обре­те­нию вечной жизни.

Пока­я­ние и духов­ное руко­вод­ство

Когда мы гово­рим именно о таин­стве Пока­я­ния, сле­дует иметь в виду также и сле­ду­ю­щее. После при­ня­тия испо­веди и раз­ре­ше­ния от грехов свя­щен­ник может накла­ды­вать на каю­ще­гося епи­ти­мию. Однако епи­ти­мия как тако­вая не входит в состав таин­ства Пока­я­ния. Ибо, согласно пра­во­слав­ному пони­ма­нию, она явля­ется не нака­за­нием за совер­шен­ные грехи, а педа­го­ги­че­ским и испра­ви­тель­ным сред­ством, спо­соб­ству­ю­щим труду пока­я­ния и, соот­вет­ственно, осво­бож­де­нию чело­века от гре­хов­ных склон­но­стей, побуж­да­ю­щих его к повто­ре­нию греха.

В этой связи повто­рим: все, что каса­ется пока­ян­ной дис­ци­плины, отно­сится не к сакра­мен­то­ло­гии, а к сфере кано­ни­че­ского права.

Далее. Суще­ствует одно­вре­менно раз­ли­чие и связь между испо­ве­дью и духов­ным руко­вод­ством. Само по себе испо­ве­да­ние грехов как неотъ­ем­ле­мая часть таин­ства Пока­я­ния не пред­по­ла­гает духов­ных сове­тов и настав­ле­ний. В таин­стве свя­щен­ник должен прежде всего помочь каю­ще­муся выявить и глу­боко осо­знать свои грехи, чтобы очи­стить душу пока­я­нием, кото­рое с готов­но­стью при­ни­мает мило­серд­ный Гос­подь, по бла­го­дати дару­ю­щий про­ще­ние и духов­ное исце­ле­ние.

В то же время, духов­ник, име­ю­щий дело с непо­вто­ри­мой чело­ве­че­ской душой, при­зван не только отно­ситься к ней со вни­ма­нием и осто­рож­но­стью, но и осу­ществ­лять душе­по­пе­че­ние, руко­во­дить хри­сти­а­ни­ном на его духов­ном пути в Церкви. При этом сле­дует пом­нить, что само по себе духов­ное руко­вод­ство имеет вполне само­сто­я­тель­ное зна­че­ние и не огра­ни­чи­ва­ется при­ня­тием испо­веди.

Бого­слов­ские аспекты цер­ковно-прак­ти­че­ских вопро­сов

Здесь мы пере­хо­дим к цер­ковно-прак­ти­че­ским вопро­сам, свя­зан­ным с бого­сло­вием таин­ства Пока­я­ния.

Один из таких вопро­сов — вопрос о совер­ши­теле таин­ства пока­я­ния от лица Церкви. В Рус­ской Церкви право при­ни­мать испо­ведь имеет любой свя­щен­ник. В гре­че­ских Церк­вах испо­ведь при­ни­мают лишь особо назна­чен­ные и при­няв­шие спе­ци­аль­ную хиро­те­сию от архи­ерея духов­ники.

Иногда свя­щен­ника, при­ни­ма­ю­щего сакра­мен­таль­ную (то есть тай­но­со­вер­ши­тель­ную) испо­ведь, назы­вают учи­те­лем, врачом и судией. В то же время, как нам напо­ми­нает свт. Иоанн Зла­то­уст, испо­вед­ник — не столько судья, сколько именно врач:

«Здесь вра­чеб­ница, а не суди­лище, где тре­бу­ется не (столько) ответ­ствен­ность за грехи, сколько пода­ется остав­ле­ние грехов… Ибо там, где милость, там нет испы­та­ния, где милость, там судии не вос­се­дают…»8.

О том же гово­рится и в слове к каю­ще­муся из Чина испо­веди: «понеже бо пришел еси во вра­чеб­ницу, да не неис­це­лен оты­деши».

Однако учи­тель­ство явля­ется важной состав­ля­ю­щей вра­че­ва­ния души, а потому при­ни­ма­ю­щий испо­ведь свя­щен­ник должен обла­дать как личным духов­ным опытом, так и зна­нием чело­ве­че­ских душ, а также особым «педа­го­ги­че­ским» даром или искус­ством. Иными сло­вами, если власть «вязать и решить» и, соот­вет­ственно, при­ни­мать сакра­мен­таль­ную испо­ведь имеют все свя­щен­ники (епи­скопы и пре­сви­теры), это не значит, что рас­по­ря­же­ние этой вла­стью не может быть огра­ни­чено из пас­тыр­ских сооб­ра­же­ний.

Другой цер­ковно-прак­ти­че­ский вопрос связан с прак­ти­кой т.н. общей испо­веди. С силу исто­ри­че­ских и иных причин (недо­ста­ток свя­щен­ни­ков, внеш­ние огра­ни­че­ния цер­ков­ной дея­тель­но­сти) в опре­де­лен­ные пери­оды это явле­ние было рас­про­стра­нено и счи­та­лось вполне допу­сти­мым. Его можно также счи­тать оправ­дан­ным в исклю­чи­тель­ных слу­чаях9. Однако с бого­слов­ской точки зрения, таин­ство Пока­я­ния всегда пред­по­ла­гает устное испо­ве­да­ние грехов в обще­нии со свя­щен­ни­ком-духов­ни­ком.

В то же время суще­ствует и другой, тесно свя­зан­ный с преды­ду­щим, цер­ковно-прак­ти­че­ский вопрос, име­ю­щий бого­слов­ский аспект: соот­но­ше­ние таин­ства Пока­я­ния и таин­ства При­ча­ще­ния за Боже­ствен­ной литур­гией.

Поскольку это два разных таин­ства, между ними нет необ­хо­ди­мой связи. Если между ними и суще­ствует бого­слов­ская связь (о чем было ска­зано выше), тем не менее оче­видно, что воз­можна, а иногда и необ­хо­дима сакра­мен­таль­ная испо­ведь, за кото­рой не сле­дует При­ча­ще­ние. Слож­нее отве­тить на вопрос: верно ли обрат­ное — то есть должно ли уча­стие в Евха­ри­стии обя­за­тельно пред­ва­ряться таин­ством Пока­я­ния, или, иначе говоря, сакра­мен­таль­ным раз­ре­ше­нием от грехов? Из этого вопроса выте­кает еще один: как известно, в чине Боже­ствен­ной литур­гии есть целый ряд молит­во­сло­вий, име­ю­щих своим содер­жа­нием просьбу о раз­ре­ше­нии от грехов ради достой­ного При­ча­ще­ния 10; так каков статус этих молит­во­сло­вий в срав­не­нии с сакра­мен­таль­ной испо­ве­дью? Несо­мненно, эти вопросы тре­буют даль­ней­шего серьез­ного исто­рико-литур­ги­че­ского, бого­слов­ского и кано­ни­че­ского изу­че­ния.

С этими вопро­сами свя­зана и еще одна про­блема бого­слов­ско-литур­ги­че­ского харак­тера — про­блема т. н. «раз­ре­ши­тель­ной фор­мулы». Как известно, согласно при­ня­тому ныне в нашей Церкви Чину испо­веди свя­щен­ник про­из­но­сит эту фор­мулу от соб­ствен­ного лица: «Аз… прощаю и раз­ре­шаю тя от всех грехов твоих». Такая фор­мула соот­вет­ствует сред­не­ве­ко­вой като­ли­че­ской док­трине о совер­ше­нии таинств in persona Christi11. Однако воз­ни­кает вопрос: насколько выте­ка­ю­щая из этой док­трины фор­мула — несмотря на более чем трех­ве­ко­вую прак­тику ее исполь­зо­ва­ния — соот­вет­ствует пра­во­слав­ному пони­ма­нию таин­ства? Сле­дует иметь в виду, что раз­ре­ши­тель­ная молитва сла­вян­ского Треб­ника не входит в состав гре­че­ского Евхо­ло­гия12

Как этот, так и другие спе­ци­аль­ные, а также соб­ственно цер­ковно-прак­ти­че­ские вопросы тре­буют осо­бого обсуж­де­ния. В насто­я­щем докладе они лишь обо­зна­чены, так как, несо­мненно, имеют и бого­слов­ский аспект.

Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно при­вле­кать знания ком­пе­тент­ных ученых, а также опыт­ных духов­ни­ков. Но при обсуж­де­нии этих вопро­сов и в среде спе­ци­а­ли­стов, и в среде свя­щен­ни­ков-пас­ты­рей сле­дует всегда иметь в виду дог­ма­ти­че­ское учение Церкви о Святых Таин­ствах.

Доклад под­го­тов­лен Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мией
сов­местно с Сино­даль­ной Бого­слов­ской комис­сией

При­ме­ча­ния:

3 Слово нрав­ствен­ное. 10.

4 О бого­сло­вии. Сот­ница 1. 23.

6 Про­стран­ный хри­сти­ан­ский Кати­хи­зис Пра­во­слав­ной кафо­ли­че­ской восточ­ной Церкви / [Сост. свт. Фила­рет (Дроз­дов)]. М., 2006. С. 81.

7 Ἀνδρούτσας Χρ. Δογματικὴ τῆς Ὀρθοδόξου ἀνατολικῆς Ἐκκλησίας. Ἀθῆναι, 1956 2 Σ. 376.

9 Напри­мер, обще­из­вестна прак­тика св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского, когда общая испо­ведь иногда при­ни­мала черты пуб­лич­ной испо­веди, напо­ми­ная обычаи древ­ней Церкви

10 Соот­вет­ству­ю­щие про­ше­ния про­си­тель­ных екте­ний; молитва «Ослаби, остави, прости…», чита­е­мая свя­щен­но­слу­жи­те­лями в начале литур­гии и перед При­ча­ще­нием (при­ме­ча­тельно, что в иеру­са­лим­ском чине Боже­ствен­ной литур­гии, нося­щем имя ап. Иакова, эта молитва встав­лена прямо в ана­фору), неко­то­рые другие молит­во­сло­вия и даже молитва Гос­подня «Отче наш», кото­рая — как пока­зал Р. Тафт — была вклю­чена в чин литур­гии именно в каче­стве экви­ва­лента раз­ре­ши­тель­ной молитвы.

11 Из этой же док­трины выте­кает, напри­мер, и учение об уста­но­ви­тель­ных словах как фор­муле освя­ще­ния Святых Даров.

12 Можно также отме­тить, что древ­ней раз­ре­ши­тель­ной молит­вой на Востоке явля­ется молитва «Ослаби, остави, прости…», широко извест­ная и сейчас. Она, в част­но­сти, входит в состав второй молитвы испо­веди по совре­мен­ному сла­вян­скому Треб­нику — и именно эта молитва часто упо­треб­ля­ется в гре­че­ской прак­тике в каче­стве раз­ре­ши­тель­ной.

V Меж­ду­на­род­ная бого­слов­ская кон­фе­рен­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви «Пра­во­слав­ное учение о Цер­ков­ных Таин­ствах» Москва, 13–16 ноября 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *