Пока говорит собеседник лучше подумать что ему возразить
Стратегия речевого поведения в беседе
I «Закрытая» стратегия монолога | II «Открытая» стратегия монолога |
1. Главное — не слушать, а говорить самому. Пока говорит собеседник, лучше подумать, что сказать, когда он закончит (или когда удастся его перебить). Нужно перебить собеседника, как только представится случай. | 1. Главное — хорошо слушать. Пока говорить собеседник, я внимательно слушаю и стараюсь понять, что он имеет в виду. Выслушав, я могу сопоставить его точку зрения со своей и сформулировать свой ответ так, что он со мной согласиться: «Да, я это и хотел сказать», — подтвердит он. Я не стремлюсь перебить собеседника. |
2. «Я-подход»; фразы типа: а) меня интересует то-то и то-то… я хотел бы… б) я считаю, что… в) хоть вам это и неизвестно… г) вы, конечно, еще не слышали (не знаете), что На первое место я ставлю свои интересы, свои мнения, свои желания и показываю это собеседнику с помощью «Я-подхода». | 2. «Вы (ты) –подход»; фразы типа: а) что вас интересует? Вероятно вы хотите… б) какого вы мнения о…? Или: вам будет интересно узнать, что… в) вам, конечно, известно, что… г) вы, конечно, знаете (уже слышали), что… На первое место я ставлю интересы, мнения, желания, вкусы собеседника и показываю это с помощью «вы-подхода» в беседе. |
3. Мне не важно, как зовут моего собеседника и кто он. В беседе я обращаюсь к нему просто: Вы или ты. | 3. Я сразу запоминаю, как зовут собеседника, и называю его по имени (имени и отчеству); я не забываю о его профессии, возрасте, интересах. |
4. В беседе я часто повторяю собственные фразы, наслаждаюсь тем, как хорошо они звучат. | 4. Я повторяю вслух основные мысли и высказывания собеседника и делаю это с уважением. |
5. Каждую реплику я начинаю или со слова я (см. выше, 2), или со слова нет. Идеал начала реплики: Нет, я считаю, что… или: Нет, вы не правы; я думаю, что… Прав могу быть только я сам | 5. Я стараюсь (хотя это и трудно) начинать свою реплику со слова да: Да, вы правы, хотя…; да, я с вами согласен во всем, кроме… и т.д. Если собеседник прав, я с готовностью подчеркиваю его правоту. |
6. Я задаю собеседнику такие вопросы, в ответ на которые он завопит: Нет, нет, нет! | 6. Я стараюсь формулировать вопросы так, чтобы собеседник имел возможность согласиться, а лучше — не имел возможности не согласиться со мной. |
7. Я резко, категорично выражаю свое мнение. Нечего церемониться! Я ведь самый умный («лучший специалист»). Пусть все видят это. | 7. Я стараюсь смягчить свои высказывания. Например, так: А не кажется ли вам, что… Возможно, правы те, кто думает, что…; Вероятно, справедливее считать, что… Все люди могут ошибаться: и он, и я. |
8. Я никогда не даю спуску в разговоре. Хвалить собеседника? Зачем это? Допустим, он умный человек, но я-то умнее! Напротив, если собеседник ошибся — нельзя упустить возможность показать ему это. | 8. Я при любом удобном случае выражаю одобрение собеседнику, поддерживаю его. Беседа — это не экзамен, а я — не экзаменатор. Ставить оценки — не моя задача. |
9. Чем больше отрицательных оценок я поставлю собеседнику и всему вокруг — тем справедливей: все плохо, один я хороший. Вот об этом и поговорим. | 9. Конечно, вокруг много плохого. Но и хорошее тоже есть: поговорим лучше об этом! |
10 Буду говорить о том, что мне интересно. Я знаю, что для приличия нужно поинтересоваться собеседником. Буду задавать ему любые вопросы, какие придут в голову: как родители? Как собака? Как здоровье? Как успехи? (Ах, да, собака, кажется сдохла — об этом я позабыл, ну ничего, переживет). | 10. Найду такую тему для беседы, чтобы нам обоим было интересно. «Личные вопросы» буду задавать, подумав: не огорчится ли? Не обидится ли? |
Однако речевой этикет – это симметричная стратегия речевой прагматики, поэтому эффективность общения во многом определяется и речевым поведением самого адресата речи.
Слушающий
1. Если к тебе обращена речь, то необходимо оставить все остальные занятия и выслушать собеседника.
2. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему, постараться выслушать внимательно и до конца. Если же в данный момент выслушать говорящего не представляется возможным, то необходимо тактично перенести время беседы, указав аргументы вашей занятости.
3. Доброжелательно, уважительно выслушивая собеседника, необходимо стараться не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.
4. Выслушивая, необходимо поставить в центр внимания говорящего и его интересы, дать ему проявить себя в речи. Следует постоянно проявлять свою коммуникативную роль с помощью междометий, жестов, мимики, подтверждая тем самым контакт внимания и понимания.
5. В роли слушателя надо уметь вовремя оценить речь собеседника. согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос, на побуждение среагировать действием или словесно. Иными словами, необходимо сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего, умело вступая в диалог.
6. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не к тебе. Но если тот, к кому направлена речь, не реагирует, то в этом случае можно взять на себя ответ.
Соотношение указанных стратегий речевого этикета говорящего/слушающего зависит и от прагматики определенной речевой сферы социальной интеракции. Так, в условиях делового общения особенно необходимо помнить следующие правила речевого поведения вежливых партнеров [Михальская 1996]:
Таблица 6
Для слушающего | Для говорящего |
1. Показывайте взглядом, позой свою доброжелательность, интерес, внимание | 1. Говорите заинтересованно, спокойно, смотрите доброжелательно |
2. Старайтесь не перебивать собеседника. Но, извиняясь, переспрашивайте, просите что-нибудь уточнить, объяснить, привести пример и т.д. При этом лучше это делать, когда собеседник закончит свою реплику | 2. Чаще обращайтесь к собеседнику; называйте его по имени (по имени-отчеству). Спрашивайте, все ли ясно, понятно, не нужно ли что-либо разъяснить и т.д. |
3. Не исправляйте во время разговора замеченных речевых ошибок. Не делайте замечаний партнеру о его речевом поведении | |
4. Цитируйте, передавайте своими словами, развивайте мысль, высказанную партнером, то, что показалось важным, или то, что является общим в ваших исходных позициях, особенно в спорных случаях |
При несоблюдении этих правил общения, а также при неверной оценке социальных характеристик собеседника и обстановки общения возникают этикетные ошибки. К их числу можно отнести следующие:
1) отсутствие этикетной формулы;
2) неудачный выбор этикетной формулы и или формы обращения;
3) неудачное звуковое оформление этикетной речи (например, общий нелюбезный тон речи. подчеркнуто равнодушная интонация и «проглатывание» этикетных формул, типа «Здрась!» и т.п.);
4) неудачное использование невербальных компонентов общения — жеста, мимики, движение (например, приветствие в небрежной позе, развалясь, или выражение благодарности с неприветливым выражением лица и пр.) (примеры этикетных ошибок взяты из [Соколова 1995: 158]).
Литература
Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000.
Вепрева И.Т. Рефлексия как аксиологическая основа формирования стилистической нормы // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.
Какорина Е.В. Стилистический облик современной прессы // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2000.
Коммуникативно-прагматические аспекты лингвистических исследований. Калининград, 1999.
Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.
Кочеткова Т.В. Эвфемистичность речи носителя элитарной речевой культуры // Речевое общение. Красноярск, 2000, вып 3 (11).
Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2000.
Крысин Л.П. Социолингвистический аспект изучения речевых «неправильностей» // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.
Культура русской речи. М., 1998.
Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.
Михальская А.К. Русский Сократ. М., 1996.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.
Речевое общение: Искусство убеждать. СПб, 1999.
Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.
Русский язык и культура общения для нефилологов. Саратов, 1998.
Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня, 1995, № 4.
Сиротинина О.Б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности // Языковая личность: Социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград – Саратов, 1998.
Сиротинина О.Б., Ягубова М.П. Русский язык и средства массовой информации // Речевое общение. Красноярск, 2000, вып. 3 (11).
Сковородников А.П. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации (опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Красноярск, 1997.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1984.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
Шалина И.В. Коммуникативно-речевая дисгармония: ее причины и виды // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.
Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. М., 1994.
Ширяев Е.Н. Типы норм и вопрос о культурно-речевых оценках // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.
Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
Разговор по телефону.
Разговор по телефону относится к дистантному типу делового общения. Коммуниканты (абоненты) отделены друг от друга пространством, они лишены зрительного контакта, поэтому в телефонном разговоре особое значение приобретает интонация. Если она не соответствует содержанию речи, то люди, считают психологи, склонны больше доверять именно ей.
Структура телефонного разговора:
Требования, предъявляемые к разговору по телефону.
Практикум
Задание 1. Как, по вашему мнению, должны вести себя собеседники, чтобы общение было эффективным? Изучите таблицу «Типы собеседников». К какому из них вы могли бы отнести себя, своего друга, своих родителей?
Закрытый тип собеседника
Открытый тип собеседника
с которым я хочу познакомиться в процессе беседы.
4. Хочу понять другого, слушать и слышать его.
Задание 2. Определите стратегию речевого поведения каждого из двух типов собеседников. Какому типу свойственны следующие варианты речевого поведения? Какие из речевых форм вы чаще употребляете в собственной речи?
1. Пока говорит собеседник, лучше подумать, что ему возразить. Надо перебить его, как только представится случай.
Задание 3. Познакомьтесь с рекомендациями, как надо и не надо
слушать, сформулированными английским психологом И. Ат-
ватером в книге «Я вас слушаю. ». Проанализируйте, какие
рекомендации чаще всего нарушаются в процессе общения.
Задание 4. Проведите игру «Какой я собеседник?». Каждый член группы сначала определяет тип собеседника, к которому он себя относит, а затем все присутствующие определяют тип собеседника каждого из сидящих в аудитории (анонимно).
«Нигилист» — часто выходит за профессиональные рамки беседы, нетерпелив, несдержан и возбужден своей позицией и подходом, он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не соглашались с его утверждениями.
«Позитивный» человек — самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы, спокойно и обоснованно провести дискуссию.
«Всезнайка» — думает, что знает все наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, которое он торопится высказать, всегда требует слова.
«Болтун» — часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады.
«Трусишка» — недостаточно уверен в себе во время публичных выступлений. Чаще молчит, боясь сказать что-нибудь глупое или смешное, на его взгляд.
«Хладнокровный, неприступный собеседник» — замкнут, часто чувствует себя вне происходящего, так как ему все кажется недостойным его внимания и ума.
«Незаинтересованный собеседник» — тема беседы его вообще не интересует. Он охотнее «проспал бы» всю беседу.
«Важная птица» — не выносит критики, ни прямой, ни косвенной, ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников.
«Почемучка» — все время задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся.
Задание 5. Проведите беседу, разыграв следующую ситуацию: вы приглашены на дружескую встречу, организованную коллективом ваших новых коллег. В этом коллективе все сотрудники знакомы друг с другом, а вы — «новенький». Вы входите в зал, выбираете себе собеседника из числа присутствующих и вступаете в разговор с ним. Остальные участники анализируют ход разговора.
Задание 6. Проведите деловую игру «Собеседование при приеме на работу». Разыграйте ситуацию: вы — начальник отдела (офиса). У вас есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать с тремя-четырьмя претендентами на это место. Они пришли по объявлению. Подготовьте вопросы, позволяющие получить информацию по каждому из направлений беседы:
Задание 7. Выскажите свое суждение по какому-либо вопросу, попросите собеседника перефразировать ваше сообщение, убедитесь в том, что он правильно вас понял. Затем поменяйтесь ролями.
Задание 8. Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении и разборе выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.
Задание 9. Познакомьтесь с тактическими приемами, которые рекомендуется использовать в процессе ведения переговоров. Опишите ситуации, в которых применение того или иного приема, по вашему мнению, целесообразно.
Уход. Этот прием связан с закрытием позиции. Например, оппонент просит отложить рассмотрение вопроса, перенести его на другую встречу. Уход может быть прямым (открыто предлагается отложить данный вопрос) или косвенным (ответ звучит неопределенно; вопрос оппонента не замечается и т.п.).
Затяжка. Одна из сторон по различным соображениям пытается затянуть переговоры.
Выжидание. Участники стараются выслушать мнение оппонента, а затем уже сформулировать собственную позицию.
Выражение согласия. Оппонент стремится подчеркнуть согласие с уже высказанным мнением партнера.
Выражение несогласия. Оппонент дистанцируется от высказывания партнера.
Выражение частичного согласия (да, но. ). Оппонент вначале соглашается с собеседником, а затем высказывает свою точку зрения, не совпадающую с мнением партнера (Да, вы, безусловно, правы, но если рассматривать этот вопрос с другой стороны, то. ). Таким приемом часто пользовался Сократ.
Пакетирование. Несколько вопросов предлагаются к рассмотрению в виде «пакета», т.е. обсуждаются не отдельные вопросы, а их комплекс. В «пакете» могут быть увязаны привлекательные и непривлекательные для оппонента предложения. Чаще всего такие «пакеты» используются в рамках торга. «Пакет» может представлять собой и размен уступок оппонентов друг другу при совместном решении проблем.
Постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов. Начинать переговоры рекомендуется с более легких вопросов.
Возражение партнеру. Указание на слабые стороны позиции оппонента: недостаточность полномочий; нервозность, возбужденное состояние; противоречивость высказываний и требований; отсутствие альтернативных вариантов и др.
Выдвижение требований в последнюю минуту. Один из участников выдвигает новые требования в самом конце переговоров, когда все вопросы уже решены. Если другая сторона стремится сохранить достигнутое, то она может согласиться и пойти на уступки.
Оптимистическое завершение. В конце переговоров вопросы ставятся таким образом, чтобы партнер обязательно ответил «да». Это создает впечатление благоприятного окончания переговоров.
Задание 10. Познакомьтесь с примерной схемой анализа переговоров. Какие еще вопросы можно поставить?
Достигнутый результат. Соответствует ли достигнутый результат поставленной цели? Устраивает ли он вашу организацию? Получила ли ваша команда какие-либо преимущества в ходе переговоров? Какие позиции оказались утраченными?
Причины успеха (неуспеха) команды. Какие действия, обстоятельства помогли или помешали достижению желаемого результата?
Трудности, возникшие на переговорах. С какими трудностями столкнулись участники переговоров? Каков характер этих трудностей? Как были преодолены эти трудности?
Уровень подготовки к переговорам. Хорошо ли были проработаны все организационные и содержательные аспекты подготовки? Удалось ли собрать необходимую для переговоров информацию? Какая информация об оппонентах подтвердилась, а какая — нет? Какой информации не хватило? Что нужно иметь в виду при подготовке к следующим переговорам?
Поведение участников переговоров (своих и чужих). Как участники переговоров справились со своей ролью? Как они взаимодействовали с другими членами своей и чужой команд? Были ли они сдержанны и корректны? Выслушивали ли они друг друга? Кто из участников проявлял большую активность? Каковы сильные и слабые стороны участников переговоров? Были ли убедительны и обоснованны их позиции? Какие тактические приемы они использовали? Какова эффективность этих приемов?
Извлеченные уроки и выводы. Какие уроки можно извлечь из проведенных переговоров? Какие выводы следует сделать? Какие шаги целесообразно предпринять на других переговорах?
Задание 11. Познакомьтесь с рекомендуемыми специалистами вопросами для оценки коммуникативного поведения участников совещания. Используйте эти вопросы при анализе поведения участников ролевой игры «Совещание».
Задание 12. Проведите ролевую игру «Совещание». Определите тип совещания, сформулируйте повестку дня, распределите роли. При подготовке используйте приведенные ниже характеристики совещаний. После проведения игры оцените поведение участников совещания.
Проблемное совещание проводится для того, чтобы найти оптимальное решение обсуждаемых вопросов. На таком совещании, как правило, слушается доклад (может быть, и содоклад), задаются вопросы по докладу, проводится его обсуждение и вырабатывается общее решение, которое принимается голосованием. Иногда доклад заранее представляют участникам совещания в письменном виде. Тогда докладчик сразу отвечает на поставленные вопросы.
Инструктивное совещание созывается с целью доведения до подчиненных распоряжений вышестоящих органов для их оперативного исполнения. На этих совещаниях конкретизируются отдельные положения документа, разъясняются возникающие вопросы, назначаются сроки выполнения заданий, обсуждаются пути и средства их реализации, определяются исполнители.
Оперативное (диспетчерское) совещание позволяет получать информацию «снизу вверх» о положении в организации. Участники совещания докладывают руководству, как обстоят дела на местах, какие есть проблемы, что требуется для их разрешения и т.п.
Задание 13. Изучите правила ведения телефонного разговора. Старайтесь соблюдать их на практике.
I. Инициатор телефонного разговора — ваш собеседник
Вас слушают — не несут конкретной информации о снявшем трубку, поэтому считаются неприемлемыми в служебной обстановке. К недопустимым относятся и такие формы ответа на звонок, как: Кто звонит?; Вам чего?’, Что вы хотите?
II. Инициатор телефонного разговора — вы
10. Не принято звонить домой незнакомым людям. В случае необходимости такого звонка следует объяснить, откуда у вас их номер телефона, по чьей рекомендации вы обращаетесь.
Задание 14. Изучите правила пользования мобильным телефоном. Приведите примеры нарушения этих правил.
Речевое взаимодействие. Коммуникативные и этические аспекты речевого взаимодействия
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Задание 1. Определите, какие максимы использованы и какие из них нарушены в приведённых выражениях.
1. – Вы довольны своей аспиранткой?
– У неё маленький ребёнок, который всё время болеет.
2. Принесите мне срочно документы!
3. Будьте добры захватить папку с договорами.
4. Я завораживаю зал – люди хлопают на каждую мою фразу.
5. Не судите, да не судимы будете.
Задание 2. Как, по вашему мнению, должны вести себя собеседники, чтобы общение было эффективным? Изучите таблицу «Типы собеседников». К какому из них вы могли бы отнести себя, своего друга, своих родителей?
Закрытый тип собеседника | Открытый тип собеседника |
1. Главная ценность – я сам. 2. Право на речь – это право на власть; надо захватить инициативу, выдвинуть свою тему, бороться и победить. 3. Мой собеседник – объект, которым я в разговоре командую. 4. Хочу любоваться собой, высказаться сам. | 1. Главная ценность – мой собеседник и тема разговора. 2. Не важно, кто главенствует, это мешает подлинному взаимодействию. 3. Мой собеседник – объект, с которым я хочу познакомиться в процессе беседы. 4. Хочу понять другого, слушать и слышать его. |
Стратегия – подчинение | Стратегия – сотрудничество |
Задание 3. Определите стратегию речевого поведения каждого из двух типов собеседников. Какому типу свойственны следующие варианты речевого поведения? Какие речевые формы вы чаще употребляете в собственной речи?
1. Пока говорит собеседник, лучше подумать, что ему возразить. Надо перебить его, как только представиться случай.
2. Пока говорит собеседник, я внимательно слушаю и стараюсь понять, что он имеет в виду. Выслушав, я могу сопоставить наши точки зрения.
3. Начну свою реплику, используя фразы: Меня интересует…; Я считаю, что…; Хоть вам это и неинтересно, но я хочу сказать; Вы, конечно, еще не слышали…
4. Начну свою реплику, используя фразы: Что вас интересует? Какого вы мнения о …? Вам будет интересно узнать, что…
5. Я сразу запоминаю имя моего собеседника, не забываю о его профессии, возрасте, интересах.
6. Мне не важно, кто мой собеседник, как его зовут. В беседе я обращаюсь к нему на вы (или ты).
7. Я повторяю в беседе собственные фразы, демонстрируя то, как хорошо они звучат.
8. Я повторяю высказывания моего собеседника в беседе и делаю это с уважением.
9. Я уверен, что прав могу быть только я сам.
10. Если собеседник прав, я с готовностью подчеркиваю его правоту.
Задание 4. Какие речевые тактики использованы журналистами во время интервью?
1. Из интервью Ларисы Васильевой с Патрисией Каас:
Л. В. – Я бы хотела, чтобы вы задержались в России. И тогда льдинка в вашем сердце растает. И вы уедете если не с мужем, то обретете друга.
П. К. – У меня в жизни было много мужчин, которые меня любили…
Л. В. – Милая, это была провокация, в чистом виде провокация. Я подумала: «Если она скажет на эту «льдинку» нет, значит, с ней все в порядке» (АиФ, № 32, 2007);
2. Из интервью с В. Машковым:
И. – Говорят, вы снимаетесь за 500000 Eur?
М. – Слабовато… (С улыбкой)
М. – Я бесценный! (Смеется)
И. – Значит, не у всех хороших режиссеров есть возможность вас пригласить! Снимаетесь ради денег?
М. – (Машков взвился.) – Назовите мне хоть одну мою роль, где я снимался ради денег, а не получал удовольствие от игры! («КП» 12.07.07).
3. Из интервью с Н. Михалковым:
М. – Знаю Эйнштейна, знаю Эйзенштейна, Рудина, а Рудинштейна, извините, нет. Человек пишет, что я его враг. Наверное, для него почетно как дружить, так и воевать со мной, но я-то здесь при чем? Это не мой выбор.
Ж. – Придавили вы Марка Григорьевича, размазали тонким слоем по асфальту вместе с «Золотым ангелом». Кажется, так изначально назывался кинофестиваль в Петербурге, которому вашими, Никита Сергеевич, стараниями перекрыли кислород на федеральных телеканалах?
М. – Что за больные фантазии? Какой кислород, где? Все, что сделал, это позвонил Валентине Матвиенко и объяснил: двух фестивалей класса «А» в одной стране быть не может.
4. Из интервью с Т. Дьяченко:
Ж. – Александр Коржаков утверждает, будто Борис Березовский регулярно использовал вас в качестве ретранслятора: вкладывал вам в уста то, что вы потом нашептывали Борису Николаевичу.
Д. – Неужели я произвожу впечатление дуры, которой вот так можно крутить и вертеть?
5.Из интервью с Е. Киселевым:
К. – Откровенно скажу, живу сейчас в долг.
Ж. – Не смешно. То есть, наоборот, смешно…
Ж. – Киселев ничего не смог накопить, отложить на черный день? Не верю.
6. Из интервью с О. Табаковым:
Т. – Да, вынужден констатировать: за год моей работы во МХАТе сделано не слишком много, хотя… Отменены коррупция, алкоголизм, срач, грязь, произведен ремонт закулисных помещений, части сцены и административного корпуса, построен гараж.
Ж. – Почему-то мне казалось, что вас во МХАТ приглашали не на роль завхоза…
Т. – Какая странная и дилетантская постановка вопроса! Когда ты наводишь порядок в собственной квартире, о чистоте сортира, полагаю, не забываешь? Почему же считаешь, что в театре может вонять нечистотами? Или, по-твоему, это помогает решению творческих задач.
Задание 5. Какие этикетные формулы используются при знакомстве:
а) если адресат незнаком субъекту речи;
б) если Вас представляет адресату третье лицо;
в) если имеют место неблизкие длительные отношения старых знакомых.
Справочный материал: Будем знакомы. Сколько лет, сколько зим! Давайте познакомиться. Позвольте представить Вам. Разрешите с Вами познакомиться.
Задание 6. Выделите официальные и неофициальные этикетные формулы приветствия.
Здравствуй! Приветствую всех! Здравствуйте! Салют! Добрый день!
Задание 7. Укажите, в какой ситуации звучат следующие формулы речевого этикета.
Задание 8. В каких из формул речевого этикета чувствуется излишнее заискивание:
С Вами приятно иметь дело. Будьте любезны, звоните в любое время. Не могу ли попросить Вас. Сделайте одолжение. Зная Вашу щедрость, осмелюсь попросить. Вы так находчивы. Если Вас это не затруднит.
Задание 9. Сформулируйте совет, рекомендацию своему партнёру, если Вас не устраивает решение вопроса.
Задание 10. Продолжите следующие фразы так, чтобы развить заключённые в них идеи.
1. Знание норм речевого этикета – это не только…, но и…
2. Нельзя считать вежливым человека, который…
3. Грубый человек никогда не сможет…
4. Выбор этикетных формул зависит как от…, так и от…
5. Вежливое обращение к собеседнику позволяет нам…
6. Не … собеседника, не …слушание в собственное говорение.
7. Отдайте предпочтение…, если хотите достичь согласованности в действиях.
8. Основу речевого этикета составляют…
Задание 11. Укажите, согласны ли вы с идеями, заключёнными в следующих изречениях. Какие функции и особенности речевого этикета отражены в этих высказываниях. Аргументируйте свои ответы.
1. «Мы все чувствительны к комплиментам» (А. Линкольн).
2. «Никакая причина не извиняет невежливости» (Т.Г. Шевченко).
3. «Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца» (С. Смайлс).
4. «Местоимение – как бы крохотное зеркало, в котором отражается система общественных отношений» (А.А. Леонтьев).
Задание 12. Составьте и запишите как можно больше вежливых обращений для каждой из перечисленных ситуаций. Какие обращения уместны в данных ситуациях.
1. К маме, чтобы попросить прощения за грубость.
2. К преподавателю с просьбой повторить задание.
3. К сокурснику с просьбой воспользоваться его конспектом лекций.
4. К продавцу овощного отдела, чтобы он подобрал вам самые крупные и спелые помидоры.
5. К пожилому соседу, которого вы знаете с детства, с просьбой забирать вашу корреспонденцию из почтового ящика.
6. К декану с вопросом, предоставить вам индивидуальный график сдачи экзаменов.
Задание 13. Замените высказанное в резкой, обидной для адресата форме, выражение на эвфемистическое.
2. Только сумасшедший может так поступить.
3. От тебя толку как от козла молока.
4. Сколько можно к тебе обращаться!?
5. Темнота! Этого-то не знать.
Орфограммы в корне слова
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Укажите проверочные слова. Расставьте ударения. Выделите слова-исключения. Объясните принцип выбора гласного в корне слова.
Ч..столюбие, вопл..щать, зар..ждение, озн..меновать, ут..шение, посв..щение в студенты, упл..тнить, объед..ниться, спл..титься, разоч..рование, р..скошный, зам..чать недостатки, насл..ждаться, просв..щение.
Ск..чок, заг..рать, укл..ниться от ответа, заск..чить на минутку, оп..здать, оз..рение, притв..риться, р..сток, выг..рки, з..рница, пл..вучесть, пор..сль, ур..внение с тремя неизвестными, попл..вок, нам всё р..вно, бл..стящий ответ.
Отр..сли промышленности, молодая ч..та, сильный ож..г лица, бл..стать талантом, словосоч..тание, расст..латься по лугу, выч..сть остаток, бескрайняя р.внина, пром..кательная бумага, разделить пор..вну, он ож..г себе руку.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Выделите ударный слог.
Туш..нка из говядины, сильная изж..га, новые ш..рты, горячее харч. многож..нство, парч..вая ткань, туш..нка поросёнка, алыч..вое варенье, ч..рствая душа, остановились на ноч..вку, груш..вый сок, трёхгрош..вая опера, ч..порный гость, старуш..нка в ч..рном, облуч..нный больной, закопч..нное мясо, бесш..вная сварка, непроходимые трущ..бы, кончились деньж..нки, он так смеш..н, сгодня свеж. выглядит неуклюж. ещ.. не вечер, я был пораж..н, он любит сгущ..нку, вёл себя вызывающ. знаком с Кузьмич. м, известный дириж..р, на балу много княж..н, кумач..вое знамя, говорит певуч. плеч..м к плечу.
Задание 3. Вставьте пропущенные согласные. Подберите проверочные слова. Выпишите слова с удвоенными согласными.
Грам..отный студент, ап..ел..яцион..ое заявление, искус..ный мастер, парал..ельные прямые, ок..упацион..ая зона, выйти в кор..идор, колон..ка в газете, город Кан..ы, интересная фин..ка, на ЕГЭ получил сто бал..ов, красивая тер..аса, прийти к компрмис..у, полный я..ств стол, провозвес..ник свободы, телеграфное аген..ство, они были ровес..никами, грамм..атическая норма, шеситбал..ьный шторм, сильное ж..ение, окрес..ные места, кос..ный мозг, ше..ствовать в колонне, ненас..ный день, бессловес..ное существо.
Задание 4. Выберите соответствующую букву.
Брош(у/ю)ра, ж(э/е)манство, осч(а/я)стливить, щ(ю/у)пальце, ч(у/ю)кча, ш(э/е)ф, ж(е/э)ле, прищ(ю/у)риться, пож(ю/у)рить, город Ш(а/я)уляй, пощ(я/а)да, ц(и/ы)ркуль, панц(ы/и)рь, ц(ы/и)новка, бац(ы/и)лла, ц(и/е)ллулоид, ц(ё/о)кот, ещ(о/ё), ц(ы/и)тата, рец(ы/и)див, иниц(ы/и)алы, ц(и/ы)кнуть, ц(и/ы)клевать, ч(я/а)ще, Ж(у/ю)ль Верн, Печ(ё/о)рин, Ц(у/ю)рупа, Дж(ё/о)уль, город Ц(у/ю)рих.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Задание 1. Определите по словарю значение каждого из приведённых слов. Составьте словосочетания и предложения с каждым из этих слов. Укажите, можно ли считать их синонимами.
Вежливый – учтивый – корректный – предупредительный – обходительный – любезный – галантный – воспитанный – культурный – благонравный – уважительный – тактичный – предусмотрительный – скромный.
Задание 2. Прочитайте следующий фрагмент текста. Какая языковая форма позволяет судить о личном отношении автора реплики к её адресату?
Я никак не могу забыть Вашего «звоните», брошенного мне со ступеньки трамвайного вагона. Для знакомого такое «звоните» – это разрешение на продолжение знакомства. Для меня, знающего Вас, это «звоните» – всего лишь «до свидания», а «до свидания», к сожалению, ни на какое свидание не намекает. Если бы Вы сказали «позвоните», это было бы не только Ваше разрешение, но и Ваше желание. Две буквы, а какая разница! «Позвоните» не говорится в первый день знакомства.