Похороны у мусульман что говорят

Мусульманские погребальные обычаи

Мусульманская община в Санкт-Петербурге является одной из самых многочисленных. Нередко возникает необходимость провести похороны с учетом всех традиций. Религиозные обряды погребения в исламе отличаются широким разнообразием. Неудивительно, что даже глубоко верующие мусульмане порой не знаю всех тонкостей и нюансов.

В исламе похороны рассматривают как сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Для того, чтобы душа умершего обрела покой, все обряды должен проводить представитель духовенства.

Действия умирающего перед смертью

В отличие от христианства в исламе не существует такого понятия, как исповедь. Умирающие не просят вызвать духовное лицо, чтобы исповедаться в совершенных грехах. Вместо этого, осознавая приближение смерти, мусульмане начинаю читать Калима-и Шахада. В молитве умирающий прославляет имя Аллаха и признает его единым Богом. Если человек не способен самостоятельно произносить строки из священного текста, это делают за него близкие люди. Каноны ислама гласят, что если молитва Аллаху была последним, что произнес покойный, Бог проявит к нему милость.

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

По старинной мусульманской традиции родственники умирающего не могут оставлять его в одиночестве. Ведь он в любой момент может попросить подать ему воды. Неисполнения предсмертного желания человека является страшным грехом.

Подготовка тела к захоронению

Обычай гласит, что после смерти мусульманина его следует положить на правый бок лицом по направлению к Мекке – древнему религиозному центру. Иногда покойных располагают ногами вперед, но в этом случае голову умершего необходимо приподнять, чтобы лицо было обращено в нужную сторону. В этот момент члены семьи покойного должны вознести Аллаху молитвы о душе преставившегося и об отпущении его прегрешений.

Забота о телах покойных – важная часть мусульманских погребальных традиций. Первым делом после смерти человеку опускают веки. Затем тщательно разминают суставы, а на живот кладут увесистый груз, чтобы избежать повышенного газообразования. Усопшим обязательно подвязывают челюсть, чтобы рот оставался в закрытом положении.

Когда тело прошло предварительную подготовку, проводят его омовение. Из мечети родственники приносят жесткую скамью, на которой располагают умершего. Лицо при этом должно быть все так же обращено в сторону Мекки, а тело покойного в необходимых местах прикрыто отрезом ткани или полотенцем. Ритуальное омовение обычно осуществляет специально обученный человек – гассал. Однако выполнить его роль может и близкий родственник покойного. Во время процедуры омовения в помещении присутствует еще 4 человека того же пола, что и усопший. Они помогают справляться с телом во время его очищения. Помощник гассала на всем протяжении ритуала омовения должен лить воду на тело усопшего.

Перед началом омовения комнату обильно окуривают благовониями и ароматными травами. Во время процедуры первым делом опорожняют кишечник, после чего приступают к очищению поверхности тела: мытью волос и омовению лица. Затем водой обдают ноги усопшего по щиколотки. Ополаскивают и само тело, сначала с одной стороны, а затем с другой. В последнюю очередь покойному моют спину. Важно, что во время всего ритуала переворачивать умершего на живот категорически запрещено. Если требуется провести омовение в труднодоступных местах, тело приподнимают и проводят необходимые процедуры.

Ритуал омовения завершается облачением покойного в ритуальные одежды – кафан. Такой саван состоит из трех частей. Нижний слой покрывает все тело с головы до ног. Затем, вторым слоем ткани оборачивают нижнюю часть тела. Завершается одеяние ритуальной рубашкой, так называемой, камисой.

В отличие от мужского одеяния женский саван дополнительно включает платок, которым покрывается голова и ткань для того, чтобы прикрыть область грудной клетки. Материал, из которого сшит кафан обильно просыпают порошком из благовоний, чтобы избавиться от трупного запаха.

Чтение молитвы на похоронах и погребение

В исламе похороны проводят в день смерти до заката. Если покойный умер ночью, церемонию переносят на следующий день.

Подготовленное тело аккуратно перекладывают на похоронные носилки и доставляют к месту чтения джаназа – главной похоронной молитвы. Намаз проводят за стенами мечети. Тело покойного размещают перед священнослужителем – имамом. Остальные участники ритуала возносят молитвы, стоя на ногах. Все присутствующие обращаются к Аллаху и просят даровать покойному все блага. Без проведения такой службы о покойном похороны в исламе не признаются действительными.

После молитвы тело приносят на кладбище и проводят захоронение. В отличие от христианских традиций, ислам не предусматривает похороны в гробу. Тело умершего опускают в специально подготовленную яму, после чего прикрывают досками или камнями. Опускают останки в могилу под звучание аятов.

В мусульманской культуре не принято устанавливать надгробий на могилах. Ислам учит, что памятник должен быть скромным и без излишеств. Чаще всего устанавливают простые именные таблички с указанием дат рождения и смерти.

В ритуальных традициях ислама существует и несколько запретов. На мусульманских похоронах обычно не присутствуют женщины. Очень важным правилом также считается проведение похорон мусульман только на соответствующем кладбище. Хоронить представителей ислама и других религий в одном месте строго запрещено.

Поминовение покойных и выражение соболезнований родственникам

Церемонии, следующие за проведением похорон также строго определены исламом. Знакомые могут выражать соболезнование семье усопшего, но сделать это необходимо единожды и до истечения трех дней с момента смерти. Обычно слова поддержки произносят в мечети или семейном доме.

Траур в исламе принято носить в течение трех дней. После окончания этого срока бурно выражать свои эмоции считается неуместным. Исключением являются женщины, потерявшие супруга. В этом случае траур продолжается 4 месяца и 10 дней. Поминают умерших в исламе на третий, седьмой и сороковой дни.

Мусульманские кладбища в Санкт-Петербурге

Отдельные мусульманские кладбища стали появляться в Санкт-Петербурге и Ленинградской области относительно недавно. Раньше захоронения проводили на территории других некрополей, отделяя мусульманские участки от могил представителей других конфессий.

Сложность в организации погостов для мусульман состоит в строгости правил и ритуалов ислама. По традиции все участки следует обращать в сторону Мекки, а само кладбище должно располагаться за чертой города и любых населенных пунктов. Между могилами обязательно проектируют широкие дорожки, чтобы посетители не перешагивали через могилы.

Источник

Соболезнование

Соболезнования приносятся до захоронения и после него в течение трех дней со дня смерти[1]. Предпочтительно — сразу после захоронения, так как в этот момент близким покойного морально тяжелее всего[2]. Смысл соболезнования — успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах (Бог, Господь) воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто выразит соболезнование тому, кого постигла беда [смерть близкого человека; поддержит его морально, успокоит, призовет к терпению и помолится за покойного], тому [засчитается пред Богом] такое же вознаграждение [то есть подобное тому, будто он сам прошел через это тяжелое испытание]»[3]. В другом хадисе Пророк говорит: «Если верующий выразит соболезнование брату своему [по вере, по крови или общечеловеческому родству][4], тогда Всевышний в Судный День оденет его в одеяния великодушия (благородства) [то есть это будет особо отмечено Творцом]»[5].

Обычно, выражая соболезнование по случаю смерти близкого человека, говорят: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся). Могут быть и другие слова соболезнования, учитывающие местную культуру, традицию, язык. В Священном Коране Господь миров говорит:

«Поистине, и нет сомнений в том, что Мы будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства (имущества) (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, постоянен в благом, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки]. Они те, кто в случае несчастья (беды) скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше]. Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно]. О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[6]. Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога щедрых воздаяний в обоих мирах.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 288. Аргументом ученых по сроку в три дня является достоверный хадис: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282. По истечении трех дней соболезнование высказывать нежелательно (макрух), кроме как если человек вынужденно отсутствовал и не смог сделать этого ранее.

[2] Отмечу, что на этот счет нет однозначной рекомендации в Сунне.

[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 287; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 333, хадис № 1074; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 190, хадис № 1073, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1489 и пояснение к нему. Ученые относят хадис к словам самого Пророка, но степень достоверности данного хадиса низкая, хотя это не исключает принятие во внимание его смысла.

[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 289.

[6] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 33, хадис № 450, «сахих».

Источник

Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.

Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого, как настоящего мусульманина. Начиная от предсмертного состояния и в течение года после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них могут показаться необычными незнающему человеку, но для истинных мусульман обряды важны и священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.

Подготовка к похоронам

Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполняться, пока больной человек еще жив. Первым делом приглашают имама — мусульманского священника, чтобы над смертным ложем читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:

Умирающего укладывают на спину ногами к Мекке, что олицетворяет путь души к святому месту.

Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)

В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа — не готовой к встрече с Аллахом. Тахарат — это омовение, очищение материального тела, в то время, как гусуль — скорее, ритуальное обмывание.

Сперва выбирают Гассала — ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины — мужчин, но жена может омыть мужа. Еще, как минимум, три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд Таяммум — очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, камфорой и чистой водой. Все части тела омывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Окутывание в саван (кафан)

По обычаям мусульман мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

Мужской саван — это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Похороны у мусульман что говорят

Погребение (дафн)

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. Если мусульманин кремировал тело родственника, это значит, что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.

Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 и 40 дни после похорон, а также через год, проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать, как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.

Поминки в Исламе — это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.

Источник

Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи

Похороны у мусульман что говорят

Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи: Unsplash

Когда умирает мусульманин, его близкие собираются, чтобы проводить покойного в последний путь. Подготовка к похоронам и сам процесс захоронения проходит по законам шариата. Что обязательно нужно сделать до ритуала и как проходит традиционный обряд погребения у мусульман?

Какие обычаи перед похоронами у мусульман?

В исламе прощание с умершим проходит по строгим предписаниям, поскольку в каждом действии скрыт глубокий смысл. Чтобы отдать дань уважения покойному и помочь ему получить милость Аллаха, родные готовят тело к погребению. Прежде всего умершему человеку закрывают глаза и подвязывают подбородок, а на живот кладут тяжелый предмет.

Чистота имеет особое значение для мусульман, поэтому обряд омовения обретает сакральный смысл. Как объясняет А. Муслимов в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза», обмывание умершего принадлежит к шести святым обязанностям мусульманина.

Эта процедура символизирует очищение от материального мира и состоит из нескольких этапов:

Омовение у мусульман относится к внешнему тахарату (очищение), полное омовение тела — «гусль». Обряд проводится в мечети или в специальных помещениях на кладбищах. Покойного укладывают на жесткое ложе, половые органы накрывают тканью. Недопустимо укладывать покойника на землю — это мешает достигнуть цели очищения. Запрещено стричь волосы и ногти, изымать золотые зубные коронки. Все эти процедуру должны проводиться при жизни, но не после смерти. Считается, что после омовения душа усопшего готова к встрече с Аллахом.

Похороны у мусульман что говорят

Какие обычаи перед похоронами у мусульман: Unsplash

После очищения умершего облачают в погребальные одежды, которые состоят из нескольких покрывал (кафан). Цвет кафана по возможности должен быть белым. Для мужчин это правило обязательно, для женщин есть исключение — у них саван может быть цветным, но не синим или его оттенков.

Кафаном полностью укутывают тело. Ноги должны оставаться босыми. Мужской саван состоит из трех предметов — рубахи, отреза ткани для окутывания низа тела и для всего тела. Женский саван состоит из пяти предметов и дополнительно включает отрезы ткани для окутывания груди и волос. Детей окутывают одним отрезом ткани полностью. В саван покойного облачают близкие родственники, прежде всего те, кто принимал участие в омовении.

Как хоронят мусульман?

Мусульман хоронят только на кладбище. Кремация считается большим грехом, она запрещена и приравнивается к адским мукам. Хоронят умерших без гроба. Вместо него используются тобут — специальные носилки, оснащенные раздвижной крышкой. На тобут стелят одеяло, а крышку покрывают тканью. Сверху кладут одежду умершего. На этих носилках тело относят к могиле, возле которой имам начинает читать главную молитву — джаназу. Так, согласно определению Ефима Резвана в книге «Ислам. Энциклопедический словарь», называется и похоронный обряд в исламе.

В исламской традиции считается, что без этой молитвы похороны состояться не могут. Носилки должны быть установлены перпендикулярно направлению киблы (в сторону священной Каабы в Мекке в Аравии). В этом же положении умерший будет покоиться в могиле.

Могила должна быть просторной, но не прямоугольной. В ней должен быть ляхд — боковая ниша, куда укладывают тело усопшего.

Похороны у мусульман что говорят

Как хоронят мусульман: Unsplash

Как проходят похороны у мусульман? Тело умершего опускают в могилу ногами вниз с правой стороны могилы. Над женщинами принято держать покрывало, чтобы тело усопшей не попало на всеобщее обозрение — это запрещено даже после смерти.

Первым в могилу бросает горсть земли имам. Затем он читает суру таубу — молитву-покаяние, в которой звучит мольба Аллаху о прощении грехов, как пишет автор энциклопедического исламского словаря Айдын Али-Заде. После погребения могилу поливают водой семь раз и семь раз кидают землю. Все присутствующие после этого расходятся. Остается лишь один человек, чтобы прочитать молитву — талкин. Она содержит слова о вере умершего в Аллаха.

Поскольку покойного хоронят без гроба, то могилу укрепляют жженым кирпичом. Такой выход мусульмане нашли, чтобы защитить захоронение от диких животных и соблюсти требования шариата. Запах жженого кирпича отпугивает их и перекрывает остальные запахи.

Сразу после погребения не принято устраивать поминальные трапезы. Первые три дня после похорон родственники должны молиться об умершем, а остальные заботы, в том числе хозяйственные нужды, отложить. Роскошные поминки в исламе запрещены.

Похороны у мусульман что говорят

Традиции похорон у мусульман: Unsplash

Почему у мусульман не ходят на похороны? На похороны у мусульман не ходят женщины. Их не допускают на кладбище из опасений, что они могут громко плакать над могилой. Их считают излишне эмоциональными, несдержанными, что неуместно на церемонии прощания. Однако с разрешения мужчины и в его сопровождении женщина может посетить кладбище. Разрешение дают, если речь идет о прощании с близкими родственниками. При этом плакать женщинам запрещено. Ислам требует переносить горе смиренно и терпеливо, сдерживая страдания.

Похороны для последователей ислама — это не только прощание с человеком, но и помощь усопшему. Своими молитвами, соблюдением правил погребения родные и близкие говорят Аллаху о праведности мусульманина. Считается, что усопшие нуждаются в молитвах больше, чем живые в пище и воде.

Согласно Корану, после смерти человеческая душа проходит промежуточную жизнь, которая называется барзах. Затем она отправляется в загробный мир. Обретет ли она покой, зависит не только от земного пути, но и от родственников, которые должны соблюдать обряды и традиции перед погребением. В Коране сказано, что мусульманину, который честно выполнял свои обязанности, Аллах дарует благоденствие.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *