Поэтический эпиграф что это
Что такое эпиграф
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращать особое внимание на эпиграф перед началом чтения – признак хорошего тона и высокой читательской культуры.
Благодаря эпиграфу автор произведения вписывает свой труд в ту или иную литературную традицию, подготавливает нас к восприятию определённой темы или идеи.
Сегодня мы поговорим о том, для чего необходим эпиграф в художественном тексте и как он помогает понять авторский замысел.
Эпиграф — это.
Данное слово пришло к нам из древнегреческого и переводится как «надпись».
Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения или его главы.
Это, как правило, фрагмент другого литературного произведения в стихах или прозе (что это такое?), отсылающий к предшествующим образцам жанра или более ранним обращениям к теме повествования.
Иногда в качестве эпиграфа используются пословицы, поговорки, загадки, лирические напевы и другие элементы фольклора. Так, практически каждая глава романа М.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни.
Эпиграф не следует смешивать с предисловием. Их отличие в том, что предисловие к произведению пишет сам автор, а эпиграф (за редким исключением) заимствуется из чужих текстов. При этом указание авторства обязательно.
Учитывайте это при написании экзаменационного сочинения, которое тоже можно украсить роскошным эпиграфом, соответствующим теме. Пользуйтесь цитатами из проверенных источников. Неверное указание авторства повлечёт за собой фактическую ошибку, а анонимный фрагмент текста в эпиграфе заставит сомневаться в подлинности фрагмента.
Помните, что на письме эпиграф традиционно выделяется особой разметкой: его помещают в правом верхнем углу страницы и не заключают в кавычки. Фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край.
Функции эпиграфа
Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?
Ответов может быть несколько:
Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.
Как подобрать эпиграф к сочинению
Чтобы эпиграф стал украшением, а не позором вашей работы, следуйте нескольким простым советам:
К примеру, если речь пойдёт о теме любви и привычки на материале романа А.Пушкина «Евгений Онегин», уместно будет поместить в начале крылатые строки:
Привычка свыше нам дана
Замена счастию она
Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл вашей работы. Хороший эпиграф и вдохновит вас, и подскажет, о чём писать.
Творите так, чтобы ваши собственные произведения разбирали на эпиграфы!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сочинение хоть и является в своем роде произведением, но эпиграф в него добавлять, по мне, так это лишнее, тем более время ограничено, пока будешь вспоминать хорошие строки, на саму работу времени не останется.
Иногда пропускаю эпиграф, каюсь. Сейчас стараюсь читать, эпиграф может многое сказать.
Структура поэтического текста
Эпиграф — это фрагмент текста, предшествующий стихотворению (или книге стихов, или ее разделу, или главе поэмы) и каким-то образом (шрифтом, отступом — 14. Графика стиха) выделенный, чтобы не сливаться с основным текстом. Эпиграф представлен в тексте как «чужое слово», принадлежащее не тому субъекту, который высказывается в основном тексте. В большинстве случаев эпиграф и есть чужое слово — размещенная на самом видном месте цитата, источник которой указывается здесь же (хотя порой этот источник настолько очевиден, что цитата остается без подписи).
Однако бывают эпиграфы, источник которых обнаружить трудно, и эпиграфы, сочиненные самим автором стихотворения (хотя иногда и приписываемые кому-то другому). Главное в эпиграфе — именно его отделенность от авторского текста: благодаря этому стихотворение прочитывается как ответ, реплика в диалоге (будь то возражение или согласие).
На что отвечает такое стихотворение? В самом простом случае — на то, что сказано в эпиграфе. Например, Анна Ахматова в стихотворении «Данте» говорит об итальянском поэте прежде всего как об изгнаннике из его родного города Флоренции. Ахматова восхищается тем, что даже глубокая тоска по оставленной родине не вынуждает Данте забыть о том, как эта родина с ним обошлась. Судьба Данте, таким образом, сопоставляется с судьбой русских поэтов- эмигрантов. Эпиграф к этому стихотворению — слова Данте «Мой прекрасный Сан-Джованни», вырвавшиеся у поэта при беглом упоминании в «Божественной комедии» его любимого здания во Флоренции.
В других случаях стихотворение отвечает не одному только эпиграфу, а всему тому тексту, из которого этот эпиграф взят. Так, последнее стихотворение Марины Цветаевой «Все повторяю первый стих. » предварено неподписанным эпиграфом: «Я стол накрыл на шестерых. » — и построено как ответ на эту фразу. Субъект стихотворения говорит о себе как о седьмом госте, которого забыли позвать к столу. Этот эпиграф взят из стихотворения Арсения Тарковского, и Цветаева отвечает на все его стихотворение целиком: А среди гостей моих / Горе да печаль — пишет Тарковский, и Цветаева откликается: Невесело твоим гостям. Интересно, что в эпиграфе Цветаева неточно цитирует Тарковского: в его тексте «Стол накрыт на шестерых», но хорей Тарковского Цветаева превращает в ямб, которым написано ее стихотворение-ответ. Такие неточности нередко встречаются в эпиграфах: причина этого в том, что эпиграф хоть и чужое слово, но в то же время слово присвоенное. Оно уже не вполне принадлежит первоначальному автору.
Отчетливой границы между эпиграфом, отсылающим только к самому себе, и эпиграфом, отсылающим к тексту-источнику, нет. Память о том, откуда заимствован эпиграф, всегда может расширять наше понимание всего стихотворения. Так, Софья Парнок, взяв к стихотворению памяти другой поэтессы, Аделаиды Герцык, эпиграф из «Адели» Пушкина, использует в своем тексте повторяющуюся фразу-цитату «Играй, Адель». Пушкинское радостное приветствие юной девушке она переадресует умершей немолодой женщине, сопоставляя восприятие человека, воскресающего к посмертной новой жизни, с мировосприятием открывающего жизнь ребенка. Это сопоставление прочитывается и без обращения к пушкинскому источнику, но если все же вспомнить его целиком, то станет видна вся напряженность текста Парнок: девочка Адель для наслажденья / рождена и веселится в шуме света, а перед старой Аделью из стихотворения Парнок рай предстает в смутных, мистических тонах. Это противопоставление подчеркнуто контрастом музыкального мотива: пушкинской девочке сопутствует свирель, а пожилой Герцык — струны арф:
Играй, Адель! Не знай печали,
играй, Адель, — ты видишь сны,
какими грезила в начале
своей младенческой весны.
Ты видишь, как луна по волнам
мерцающий волочит шарф,
ты слышишь, как вздыхает полночь,
касаясь струн воздушных арф. [240]
Порой прямой связи с эпиграфом в тексте, который за ним следует, увидеть не удается — и это значит, что диалог, в котором они участвуют, устроен сложнее. Например, в стихотворном цикле Ольги Седаковой «Старые песни» первому разделу также предпослан эпиграф из Пушкина: «Что белеется на горе зеленой?» — однако ни в одном из стихотворений раздела ответа на этот вопрос нет, ни на какой горе ничего не белеет. Чтобы понять, в чем тут дело, надо помнить, откуда взята пушкинская строчка: ею начинается неоконченное переложение боснийской народной песни, сделанное Пушкиным для цикла «Песни западных славян». Ритмически и интонационно Седакова следует пушкинскому образцу (а тематикой и характером субъекта — спорит с ним) и взятым эпиграфом обращает на это внимание читателя.
Эпиграф может выступать представителем не только произведения или цикла, но и всего творчества того автора, у которого он заимствован. Михаил Еремин, предваряя стихотворение «От храмов до хором, от теремов до тюрем. » эпиграфом из оды Державина «Водопад», в последней строке своего текста цитирует уже другую оду Державина, «Бог», — тем самым предлагая читать свое стихотворение как бы на фоне державинской поэзии вообще.
Мы видим, что отношения между текстом и эпиграфом — это всегда определенный баланс сходства и различия: в чем-то они сопоставляются друг с другом, а в чем-то противопоставляются. Это справедливо и для автоэпиграфа — эпиграфа, который автор сочинил сам (и не приписывает никому другому). Порой поэт берет эпиграф из собственного более раннего произведения для того, чтобы раскрыть тему иначе, поспорить с самим собой. Но бывает и так, что автоэпиграф пишется нарочно, как особая выделенная часть стихотворения (отсюда уже один шаг до многочастного стихотворения, цикла).
Такой автоэпиграф призван подчеркнуть многомерность авторского голоса, своеобразное несогласие автора с самим собой, — при этом зазор между автоэпиграфом и собственно текстом может проявляться как стилистическое расхождение, контраст интонаций (например, вопроса и утверждения), взгляд на один предмет с разных точек зрения. В новейшей поэзии своим фирменным знаком этот прием сделал Андрей Поляков, постоянно снабжающий свои стихи автоэпиграфами и к тому же выстраивающий из них лирические циклы, в которых отдельные части тоже на разные лады друг друга оспаривают и друг другу противоречат. Так затрагивается очень важная для Полякова тема: любое суждение неокончательно, никаким высказыванием невозможно исчерпать все, что человек думает и чувствует по тому или иному поводу.
Можно сказать, что автоэпиграф в наибольшей степени подчеркивает различие в сходном (в том, что написано одним автором). А какие эпиграфы в наибольшей степени сближают различное? С одной стороны — эпиграфы на иностранном языке: иностранная речь в этом случае может функционировать как вдвойне чужая (22.2. Межъязыковое взаимодействие). С другой — эпиграфы из нехудожественного текста, будь то фрагмент научной монографии, или словарная статья, или фраза из разговора: тут важно, что перед нами не просто чужая речь, а речь, устроенная совсем не так, как стихотворная. Такой эпиграф нередко заставляет задуматься о том, насколько по-разному ведет себя слово в нехудожественном тексте и в стихотворении.
эпиграф
Полезное
Смотреть что такое «эпиграф» в других словарях:
ЭПИГРАФ — (греч.; этим. см. пред. слово). 1) текст какого нибудь писателя, выставляемый в начале книги, отдела, главы. 2) надпись на книге, памятнике, здании и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПИГРАФ… … Словарь иностранных слов русского языка
Эпиграф — ЭПИГРАФ фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Так, например,… … Словарь литературных терминов
эпиграф — а, м. épigraphe f. нем. Epigraph <гр. epigraphe надпись. 1. У древних греков надпись на памятнике. БАС 1. У нас его <александрийский стих> недавно стали гнать.. Он годен, говорят, для эпиграфа Да можно им порою украшать Гробницы или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭПИГРАФ — (эпиграф устар.), эпиграфа, муж. (греч. epigraphe надпись). 1. У древних греков надпись на надгробном памятнике. 2. Короткий текст (обычно цитата откуда нибудь, пословица, изречение и т.п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его… … Толковый словарь Ушакова
эпиграф — и устарелое эпиграф. В литературном языке XVIII начала XIX века вариант эпиграф был употребителен. Например, у А. Пушкина: «Он знал довольно по латыни, Чтоб эпиграфы разбирать» (Евгений Онегин) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ЭПИГРАФ — (от греческого epigraphe надпись), 1) в античности надпись на памятнике, здании. 2) Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его частей. Эпиграф поясняет… … Современная энциклопедия
эпиграф — изречение, цитата, надпись, мотто Словарь русских синонимов. эпиграф сущ., кол во синонимов: 4 • изречение (26) • … Словарь синонимов
Эпиграф — (греч. epigraphe – надпись) 1) в античности надпись на памятнике, здании; 2) цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического) произведения или его части. Эпиграф поясняет основную идею… … Энциклопедия культурологии
Эпиграф — (от греческого epigraphe надпись), 1) в античности надпись на памятнике, здании. 2) Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его частей. Эпиграф поясняет… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭПИГРАФ — ЭПИГРАФ, а, м. Изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее. Э. к роману. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Что такое эпиграф в литературе? Примеры использования.
После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф.
Что означает слово «эпиграф»?
Что такое эпиграф и в чём его смысл?
Примеры использования эпиграфа в литературе
Как написать эпиграф в сочинении?
Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.
Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.
Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.
Эпиграф используется авторами в следующих целях
– Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.
– Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.
– Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.
– Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.
В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:
– в лирических произведениях;
– в художественной прозе;
– в романах в стихах;
– в статьях, письмах, очерках.
Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.
Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.
Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:
«Мне отмщение, и Аз воздам».
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.
Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.
Основные правила написания эпиграфов
– Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.
– Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.
– Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.
– Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.
– Эпиграф в кавычки не заключается.
– В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.
– Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.
– При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.
Авторское право при написании эпиграфа
Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов.
При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.
ЭПИГРАФ
Смотреть что такое ЭПИГРАФ в других словарях:
ЭПИГРАФ
(греч. επιγραφή — надпись) — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. См. смотреть
ЭПИГРАФ
(от греч. epigraphé — надпись) с 14 в. короткий текст, помещаемый автором перед сочинением или его частью. Источниками Э. служат произведения на. смотреть
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ
эпиграф м. Короткий текст, цитата, изречение, помещаемые автором перед своим произведением или перед отдельной его частью и характеризующие их основную идею.
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ
Эпиграф (греч. επιγραφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. Смотря по литературному и общественному настроению, Э. входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. В первой половине прошлого века ими охотно блистали, как выражением начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле. Известны Э. в «Esprit des Lois» Монтескье — «Prolem sine maire creatam», к «Histoire nature l le» Бюффона — «Naturam amplectimur omnem», Э. девизы Руссо («Vitam impendere vero»), Бернарден-де Сен-Пьера («Miseris succurrere disco»). У нас известны Э. Пушкина ко второй главе «Евгения Онегина»—»О, rus. О, Русь», Гоголя к «Ревизору» — «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива», Льва Толстого к «Анне Карениной» — «Мне отомщение и Аз воздам», Тургенева к «Фаусту» — «Entbehren sollst du, sollst entbehren», Достоевского к «Бесам», Шиллера в «Песне о колоколе» (и Герцена к «Колоколу»): «Vivos voco, mortuos p lango, fulgura frango». A. Горнфельд.
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ(греч.; этим. см. пред. слово). 1) текст какого-нибудь писателя, выставляемый в начале книги, отдела, главы. 2) надпись на книге, памятнике, зда. смотреть
ЭПИГРАФ
(греч. epigraph? – надпись), 1) в античной Греции надпись на памятнике. 2) В европейской литературе помещённое после заглавия произведения и пред. смотреть
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, сл. смотреть
ЭПИГРАФ
ЭПИ́ГРАФ (от греч. epigraphē надпись), надпись, короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения или его части и представляющая собой цитату из к.-л. авторитетного для него источника произведения художественной литературы, народного творчества, изречений. В афористически-краткой форме Э. часто выражает основную коллизию, тему, идею или настроение произведения, способствуя его восприятию читателем. Например, Э. к «Анне Карениной» Л. Н. Толстого из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам». Н. В. Гоголь через 6 лет после 1-го издания и постановки «Ревизора», в издании 1842, в ответ на критику предварил комедию Э.: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица». Иногда авторы сами сочиняют Э., снабжая их ложной отсылкой, мистифицирующей читателя (например, у Стендаля и В. Скотта).
Э. обладает всеми свойствами цитаты, создает сложный образ, рассчитанный на восприятие также и того контекста, из которого Э. извлечен. Э. может выполнять и роль экспозиции, вводя действие, давая предварительные разъяснения. Так, Э. к стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» представляет собой маленькую интермедию («Разговор в вагоне»), без которой были бы непонятны субъект и характер последующего повествования.
При пародиях Э. характерная цитата из пародируемого сочинения, которая затем и обыгрывается в пародии.
Э. таит в себе опасность публицистически-прямолинейного истолкования основной мысли сочинения, и поэтому писатели иногда снимают его (И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» или А. А. Блок, отказавшийся от Э. из Тютчева к стихотворению «Русь»).
ЭПИГРАФ
(от греч. epigraphe — надпись) — цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом художественного (публицистического, научного) произведе. смотреть
ЭПИГРАФ
греч. epigraphЕ – надпись), 1) в античной Греции надпись на памятнике. 2) В европейской литературе помещенное после заглавия произведения и предпосланное тексту или его структурно выделенной части (главе, тому) краткое высказывание, смысл которого приоткрывает читателям содержание следующего за ним повествования. Эпиграф указывает на тему произведения (А. А. Блок, «Сольвейг»: «Сольвейг прибегает на лыжах»), подчеркивает его основную идею (А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду»), выделяет важные обстоятельства сюжетного действия (М. Ю. Лермонтов, «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»). Чаще всего эпиграфом оказывается точно или неточно цитируемое чужое изречение (фрагмент произведения автора-предшественника, крылатая фраза), однако им может служить и собственное авторское высказывание (такова стихотворная миниатюра, предпосланная А. С. Пушкиным тексту «Пиковой дамы»). Эпиграфы отличаются афористичностью, лаконизмом. смотреть
ЭПИГРАФ
Эпиграф (греч. epigraphe – надпись) 1) в античности надпись на памятнике, здании; 2) цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед тексто. смотреть
ЭПИГРАФ
надпись Ср. Он знал довольно по-латыни,Чтоб эпиграфы разбирать,Потолковать о Ювенале,В конце письма поставить Vale. А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 1, 6. С. смотреть
ЭПИГРАФ
1) Орфографическая запись слова: эпиграф2) Ударение в слове: эп`играф3) Деление слова на слоги (перенос слова): эпиграф4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ
ЭПИГРАФ
Надпись, помещаемая автором перед текстом сочинения и представляющая собой цитату из общеизвестного текста, пословицу или изречение; Элемент произведения/издания, который представляет собой короткий текст, выражающий основную мысль произведения или его фрагмента, и помещается в его начале. Краткий толковый словарь по полиграфии.2010. Синонимы: изречение, мотто, надпись, цитата. смотреть