Поэтический батл в библиотеке что это
Поэтический баттл – это «битва» поэтов
На днях в районной библиотеке впервые состоялся поэтический баттл, в котором приняли участие красносельские начинающие поэты. Что такое баттл? В английском языке это обозначает «битва, соревнование». Для шестерых юных любителей поэзии эти соревнования стали настоящим испытанием.
Самому старшему участнику поэтического состязания Павлу Стрюкову всего 20 лет, он студент технологического университета в Костроме. Младшей Насте Кузиной 14 лет, она ученица Красносельской основной школы. Всем участникам предстояло, согласно условиям баттла, представить на суд жюри по два своих стихотворения, а затем показать мастерство в буриме, за пятнадцать минут сложив стихотворение из четырех или восьми строф на заданную рифму.
После жеребьевки ребята стали читать свои стихи. Жюри, в которое вошли победители ежегодного поэтического конкурса им. П.Вяземского Наталья Курдюкова и Сергей Филиппов, а также корреспондент районной газеты Елена Майсеенко, предстояло оценить и ритм, и рифму, и образность, и богатство языка, и манеру исполнения авторов. Нужно сразу сказать, что ни один юный поэт не был похож на другого. Необычный стиль Павла Стрюкова, гражданская направленность и какой-то внутренний нерв стихотворных строк Александра Окунева, доброта и тепло поэтического слова Насти Кузиной, духовная основа творчества Татьяны Кудровой были высоко оценены членами жюри.
Но победила в первом туре соревнования 19-летняя Виктория Лебедева: яркий образный язык, грамотно построенная стихотворная фраза, красивые и точно раскрытые образы не оставили сомнения ни у кого – перед нами талантливый молодой поэт. Она же стала лидером и во втором туре — в буриме. Очень хотелось бы верить, что девушка с годами не перестанет писать стихи, а сумеет вырасти в зрелого поэта.
Именно Виктория Лебедева по итогам двух туров и стала победителем поэтического баттла, за что была отмечена Дипломом, денежной премией и литературным подарком – сборниками стихов местных поэтов. Приз зрительских симпатий путем голосования завоевала Анастасия Кузина.
Не остались без подарков и дипломов и остальные участники первого поэтического баттла. Ребята их заслужили в честной творческой борьбе.
Особо хотелось бы отметить один эпизод. В состязании поэтов участвовал Алексей Мезенцев, который стихи не пишет – он их читает. Парень просто не понял условия конкурса и пришел на баттл как декламатор. Жюри и организаторы дали возможность выступить молодому человеку вне конкурсной программы, естественно. Алексей прочитал стихотворения В.Гафта и Е.Евтушенко, и его яркое выступление стало украшением поэтического состязания.
Так, возможно, родилась новая форма баттла, когда на «битву» юных поэтов специально станут приглашать таких же юных талантливых декламаторов, которые своими выступлениями лишь подчеркнут красоту стихотворного слова. Главное, чтобы это первое поэтическое соревнование стало традиционным – наши «компьютерные» дети не должны забывать, что кроме «крутых» гаджетов есть еще и настоящая литература.
Поэтический баттл как новая форма взаимодействия автора и аудитории
Недавно во МХАТе им. Горького прошел первый поэтический баттл «В переплет!», по итогам которого можно сделать несколько далеко идущих выводов.
Во-первых, у нас по-прежнему любят стихи, у нас пишут стихи, у нас ждут хороших стихов – что бы ни твердили по этому поводу, к примеру, крупные издатели, которые при словах «сборник стихов» бледнеют и начинают мычать, что, мол, «это никто не покупает и потому мы не издаем».
Во-вторых, можно констатировать, что в России поэт действительно больше, чем поэт. Точнее, ему приходится также быть артистом, то есть уметь хорошо представлять свои стихи перед аудиторией. Надо признать, что это нечто новое. Да, Есенин, Блок, Цветаева и десятки других авторов читали стихи со сцены, но скорее эпизодически, потому что определяющими все равно оставались публикации на бумаге, за которые при этом платили, и зачастую – хорошие деньги.
Сейчас – будем честны – быть поэтом значит бросать вызов обществу, которое не слишком интересуется современной русской литературой и меньше всего – стихами. Тем не менее, как показал баттл, зрителя можно увлечь поэтическим состязанием, когда поэты выходят на сцену и мастерски читают свои произведения.
Баттл состоял из двух отделений: в первом попарно соревновались поэты, во втором – актеры, которые пишут стихи. Выигравший поэт переходил в следующий раунд, и так до финала, когда определялся победитель. В суперфинале встретились победитель среди поэтов и победитель среди актеров. Итог, к слову, оказался неожиданным, но об этом чуть позже.
Спонсоры заготовили для мероприятия синие и красные платки, которые стали маркером для соревнующихся – и позволили членам жюри эффектно выражать свое мнение о том, обладатель синего или красного платка кажется им сильнее.
Один раз голоса разделились поровну, и в следующий раунд были после совещания жюри допущены оба поэта. При наличии трех соревнующихся маркером для третьего становилось отсутствие платка.
Представьте себе, двух часов, которые были отведены для баттла, оказалось мало! Важной частью вечера должен был стать экспромт на заданную тему. Несмотря на то, что участникам первого отделения после антракта раздали планшеты для работы и многие успели сочинить экспромты, времени на то, чтобы их зачитать, уже не хватило.
По мере того как в первом отделении росло число раундов, атмосфера в зале заметно оживлялась. Первой парой второго раунда стали Сергей Золотарев и Югай Лета, второй – Ганна Шевченко и Валерия Манович, третьей – Мария Сакович и Дана Курская.
В финал прошли Сергей Золотарев, Ганна Шевченко и Дана Курская. По итогам финального поэтического соревнования жюри под председательством поэтессы Марии Ватутиной присудило победу Дане Курской. Также выяснилось, что двое остальных финалистов являются мужем и женой, и Сергей Золотарев, взяв слово, остроумно заметил:
– Хорошо, что нас с женой не поссорили…
После антракта состязались актеры, пишущие стихи. В первой паре Дмитрий Беседа выступил против Кристины Пробст (МХАТ), во второй – Аскар Нигамедзянов (театр на Малой Бронной) против Ольги Живикиной, в третьей – Екатерина Ишимцева (театр «Сфера») против Владимира Халтурина (МХАТ), а затем соревновались трое – Александр Удалов (МХАТ), Сергей Саркиц и Владимир Завикторин (Содружество актеров Таганки).
Именно тогда сделалось очевидно, что профессиональные навыки наших актеров позволяют им, во-первых, гораздо лучше читать стихи, а во-вторых, крепче удерживать внимание публики. Если во время первого отделения некоторые зрители, скучая, отвлекались на свои смартфоны, во время второго уже не скучал никто. Помимо того что актеры читали свои стихи куда более выразительно, следует отметить, что их произведения были ничуть не хуже тех, которые звучали в первом отделении.
По итогам первого раунда дальше прошли Дмитрий Беседа и Аскар Нигамедзянов, а когда после победы Екатерины Ишимцевой слово предоставили выбывшему Владимиру Халтурину и спросили у него, хочет ли он что-то сказать, он не без вызова ответил:
– Я скажу, что стихи буду продолжать писать! – и удалился под гром аплодисментов.
Также в следующий раунд вышел Владимир Завикторин, который в финальной битве с Дмитрием Беседой оказался сильнее и в суперфинале вышел на Дану Курскую. И тут-то и случилась та самая неожиданность, о которой я уже упоминала, потому что актер, пишущий стихи, одержал верх над поэтессой и получил главный приз «Хрустальная книга».
Конечно, тут сыграл свою роль и грамотный выбор стихотворения – как позже заметила Мария Ватутина, объясняя, почему она голосовала за него: «Когда он читал стихи, было слышно, как падают пылинки». Но не менее важным оказалось и профессиональное умение держаться перед зрителями и подать текст, не комкая впечатление. Мастерское исполнение делает хороший текст еще лучше, и для баттла, который происходит на публике, это оказалось существенно. Следует также отметить, что в первом отделении некоторые читали шуточные стихи, но заставить публику хихикать – не то же самое, что заставить ее поверить в свой талант.
Лично для меня первый поэтический баттл оказался полезен и тем, что привлек внимание к нескольким поэтам, не прошедшим в финал. Среди них Дмитрий Беседа и Мария Сакович, небольшое интервью с которой я предлагаю вашему вниманию.
– Мария, в соцсетях вы фигурируете под другой фамилией. Сакович – это псевдоним?
– Нет, это моя девичья фамилия. Все очень просто – я начала писать стихи еще в детстве, с этой фамилией. Потом вышла замуж, но в городе, где я жила, моя девичья фамилия была достаточно известной, поэтому я решила оставить ее в качестве псевдонима.
– Стихи для вас – это что?
– Я думаю, по стихам, которые я читала, это понятно… У меня узкая тематика, я пишу про какие-то свои личные переживания. Наверное, стихи – это способ выплеснуть свои эмоции. Как громоотвод – мой собственный, когда что-то очень сильно цепляет. Когда подходит какая-то критическая точка, какой-то критический момент, они начинают выплескиваться. «Когда б вы знали, из какого сора…» – и в моем случае это абсолютно верно.
– Вы часто выступаете с чтением своих произведений?
– Нет, честно говоря, так что это новый опыт… Но я надеюсь, этот баттл не последний, будут и другие.
– У вас выходили книги стихов?
– У меня вышла одна книга, «Стихи напоказ». Я ее сегодня хотела взять, потому что там есть стихотворения, которые, может быть, больше понравились бы публике. Но помешали разные обстоятельства, я опаздывала сюда, и получилось так, что я ее забыла дома. У меня только один экземпляр остался…
– Вы собираетесь сочинять дальше?
– А куда деваться? Это пишется само. Я почти всегда пишу экспромтом и не правлю. Вот как оно вышло, так и вышло.
– Какие у вас впечатления от сегодняшнего баттла?
– Я считаю, что для первого мероприятия подобного формата вышло очень хорошо!
По итогам баттла компания «Литрес», выступившая одним из спонсоров, планирует издать книгу «В переплет!». Кроме того, ввиду успеха первого поэтического состязания его решено продолжить – так что будем надеяться, что мы услышим еще немало хороших стихов.
Литературный баттл «Читать-это модно!»
Содержимое публикации
«Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно! »
Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, прививать любовь к чтению, слову; развивать любознательность, способствовать развитию творческих способностей школьников, формировать чувство коллективизма.
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
В настоящее время чтение книг кануло далеко в прошлое. Если раньше человек мог рассказать, какую книгу прочитал, или какой любимый автор книг, то теперь вряд ли и вспомнит. Особенно, это касается молодого поколения, которое в мире технологий совсем забыли, о книгах. Книги годами пылятся на полках, а тема: какую книгу читаешь, и вовсе не обсуждается среди молодёжи. Почему? Возможно потому, что в повседневных заботах мы не можем найти время, чтоб уединится за чтением книги, или зачем читать книгу, если можно погуглить в сети и узнать все что нам нужно, или же посмотреть фильм снят по сюжету книги. Наверное, большинство людей руководится именно этим, хотя так быть не должно.
К сожалению, в наш век высоких информационных технологий многие незаслуженно обходят чтение своим вниманием, недооценивают его значение, несправедливо считая книгу пережитком прошлого. В пользу книг в современном мире свидетельствует ряд весомых аргументов:
1. Люди, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием.
2. Чтение литературы продлевает жизнь. Ученые считают, чтобы прожить дольше, нужно уделять как минимум 30 минут ежедневно на чтение книг.
3. Чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению.
4. Чтение улучшает коммуникативные навыки, расширяет кругозор, развивает словарный запас: при чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни, находим новые темы для обсуждения с друзьями.
5. Чтение способствует повышению грамотности: читающий человек допускает гораздо меньше ошибок, нежели тот, кто не читает.
6. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. А без творчества нет самореализации, нет счастливого человека.
7. Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что человек отвлекается от негативных мыслей.
И это далеко не полный перечень преимуществ чтения.
С целью поддержки интереса к книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе в рамках недели русской филологии мы сегодня проводим литературный батл.
Ведущий: Здравствуйте уважаемые участники команд, зрители и наше многоуважаемое жюри. Я рада приветствовать вас на нашем литературном батле, который проходит под девизом «Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»
К сожалению, в наш век высоких информационных технологий многие незаслуженно обходят чтение своим вниманием, недооценивают его значение, несправедливо считая книгу пережитком прошлого. В пользу книг в современном мире свидетельствует ряд весомых аргументов:
1. Люди, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием.
2. Чтение литературы продлевает жизнь. Ученые считают, чтобы прожить дольше, нужно уделять как минимум 30 минут ежедневно на чтение книг.
3. Чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению.
Поэтому, уважаемые друзья, мы призываем вас: читайте!
Ну а сегодня в знаниях литературы за звание самой читающей, творческой и креативной команды будет соревноваться 2 команды (представление команд)
Ведущий: Мы благодарим команды за представление ипредставляем вашему вниманию наше компетентное жюри.
Первый конкурс «Продолжи пословицу»
Отвечают по очереди обе команды. Каждый правильный ответ 1 балл.
Без труда не вытащишь ……….. и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет ……… плода.
Книга мала, да ума ……….придала.
В тихом омуте ……..черти водятся.
Терпенье и труд…………. все перетрут.
Книга книге рознь: одна учит, другая……. мучит.
Не умел шить золотом, так бей……. молотом.
Сегодняшней работы на завтра ………… не откладывай!
Кто не работает,………. тот не ест.
Маленькое дело лучше большого………. безделья.
После драки …….. кулаками не машут.
В рабочее время – язык………. на засов.
На ловца ……..и зверь бежит.
Глаза страшатся, а руки………….. делают.
Дело мастера …….. боится.
Кто рано встает, тому……… Бог дает.
В труде рождаются………. герои.
Щи да каша …….пища наша.
За двумя зайцами погонишься……. ни одного не поймаешь.
Гром не грянет….…мужик не перекрестится.
От труда здоровеют, а от лени………. болеют.
Любишь кататься …….люби и саночки возить.
Не рой другому яму …….сам в нее попадещь.
Делу время …… потехе час.
Семь раз отмерь …….1 отрежь.
Нечего на зеркало пенять … коли рожа крива.
Три участника каждой команды читает первую строчку какого-либо стихотворения, участник второй команды должен закончить четверостишие, сказать, как называется произведение, кто его автор.
Полный правильный ответ 3 балла.
Третий конкурс «Поясни поговорку»
Поговорки на карточках перевернуты на столе. Капитаны команд выбирают любые три. На подготовку ответов командам дается три минуты. Каждый правильный ответ – 1 балл.
А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит, объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)
А воз и ныне там. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки в том, что несмотря на все разговоры и обещания по какому-либо делу, ничего кроме болтовни не сделано.)
А где щи, тут и нас ищи (Русская пословица, означает что человек пытается стремиться туда, где хорошо, где сытая, богатая жизнь.)
А ларчик просто открывался. (Цитата из басни И.А. Крылова. Говорится в том случае, когда на самом деле все было намного проще, чем думали и делали люди.)
А там хоть трава не расти. (Смысл поговорки, в том что, человек сказавший эту фразу, выражает полное безразличие к тому, что будет после его поступка или какой — либо ситуации, и к тем, кто пострадает в результате его действий.)
Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет охоты делать какое-либо дело. Смысл в том, что как только начнешь дело, так желание его продолжать обязательно придет само.)
Четвертый конкурс «Гонка за лидером»
За три минуты команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос. Каждый правильный ответ –
Вопросы для первой команды.
— Лицей в котором учился Пушкин? (Царскосельский)
— Автор «Приключений Чиполлино»? (Джани Родари)
— В каком веке родился Пушкин? (В 18 веке)
— Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)
— Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван
Московский университет? (М.В.Ломоносов)
— Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)
— Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители»?( А. Погорельский)
— Из какого произведения эти строки:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана… (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)
— Как называется момент наивысшего действия в художественном
— Автор произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки»?(Н.В.Гоголь)
— Что такое аллегория?(Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)
— Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)
— Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом
— Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)
— Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или
нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)
— Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и развязка)
— Автор произведения «Левша»? (Н.С. Лесков)
— Автор рассказа «Бежин луг»? (И.С.Тургенев)
— Из какого произведения эти строки:
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. ( Крылов. «Квартет»)
— Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор?
— В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
— Из какого произведения эти строки:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)
— Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных
— В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы?
(В.Распутин. «Уроки французского»)
— Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова?(Литература)
Вопросы для второй команды.
— Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)
— Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)
— Автор книги «Путешествия Лемюэля Гулливера»? (Дж. Свифт)
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! (Н. А. Заболоцкий)
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)
— Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность? (Инверсия)
— Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? ( А.С.Пушкин)
— Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого
— Назовите трехсложные стихотворные размеры.
(Дактиль, анапест, амфибрахий)
— Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)
— Речь одного человека в произведении? (Монолог)
— Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения?
— Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)
— Автор рассказа «Хамелеон»? (А.П.Чехов)
— Из какого произведения эти строки:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)
— Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”?
(В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)
— К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
— В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна освещает снег летучий.
Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)
— Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без
ножках» и «мужичок в мешочке»?
(М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)
— Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой
Задание 1-му капитану:
Вспомнить названия произведений, в которых встречается числительное «три».
1. «Три мушкетёра» А. Дюма.
2. «Три медведя» Л. Толстой.
3. «Три поросёнка» С. Михалков.
4. «Три толстяка» Ю. Олеша
5. «Три сестры» А.П. Чехов
6. «Трое в лодке…» Джером К. Джером
Задание 2-му капитану:
Вспомнить названия произведений, в которых встречается слово «белый» или однокоренные с ним.
1. «Белеет парус одинокий» В. Катаев.
2. «Белый пудель» А. Куприн.
3. «Белые ночи» Ф.М. Достоевский.
4. «Белый Бим Чёрное ухо» Г. Троепольский.
5. «Белый клык» Д. Лондон.
6. «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильев.
7. «Белоснежка и семь гномов» Б. Гримм.
Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде.
1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы в Полтавской губернии в семье небогатого помещика родился один из самых оригинальных русских писателей. Осенью 1818 года поступил в Полтавское волостное училище, после окончания которого поменял несколько мест службы. Постепенно литературная деятельность вытеснила все другие его занятия. Существует версия, что он был похоронен в летаргическом сне. (Николай Васильевич Гоголь)
Он родился в 1828 году в Тульской губернии. Создал автобиографические повести «Детство», «Отрочество», «Юность». Затем семья переехала в Казань, где будущий писатель поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевёлся на юридический факультет. Скончался в возрасте 82-х лет на стации Астапово, Рязано-Уральской железной дороги. (ЛевНиколаевич Толстой)
Ведущий: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное мероприятие. Обе команды показали отличные знания, но победитель всегда один. Я предоставляю слово жюри для оглашения результатов нашего литературного батла и награждения победителей.