Поэт пушкин о чем

«Поэт» Пушкина: Орел! вставать пора!

Александр Сергеевич Пушкин – одна из самых весомых фигур в русской литературе XIX века. Будучи не только поэтом, но и публицистом, литературным критиком и теоретиком, он внес огромный вклад в развитие современного литературного языка. Одной из ведущих тем его творчества являлась тема взаимоотношений Поэта и общества. Два его стихотворения с похожими названиями, «Поэту» и «Поэт», смысл которых в важности искренности творца, как нельзя лучше раскрывают данную проблему.

История создания

Произведение «Поэт» было написано в 1827 году. Устав от светской суеты богемной столицы, Пушкин переезжает сначала в Петербург, а затем возвращается в уединенное село Михайловское, где сразу ощущает сильнейший прилив вдохновения.

Интересно! В имение матери, расположенное в Михайловском, Пушкин был сослан в 1824 году. Именно там, в уединении, были созданы гениальные «Я помню чудное мгновенье…», «Цыганы», «К морю», «Пророк». Этот период характеризуется возникновением более 100 произведений.

Здесь, в удалении от шума и городской суеты, поэт погружается в раздумья о роли художника, созидателя в обществе.

Отвечая на эти терзающие его вопросы, Пушкин создает стихотворение «Поэт», смысл которого – в попытке разобраться в сути поэтического дара.

Анализ стихотворения «Поэт»

В этом произведении Пушкин будто переосмысливает предназначение поэта в целом и собственное предназначение в частности. Используя различные средства выразительности, поэт эмоционально окрашивает свои глубокие размышления, делая их убедительными и бескомпромиссными.

Жанром данного произведения является философская лирика. Автор отождествляет себя с главным героем, транслируя таким образом собственные мысли и переживания.

Композиционное разделение стиха «Поэт» на две части имеет весьма определенный смысл.

Поэт пушкин о чем

1 часть

Начало произведения будто описывает жизнь самого поэта в шумной Москве. Без дара вдохновения, который автор называет призывом Аполлона, творческий человек погружен в прожигание собственной жизни. Он обречен на бесцельное проведение дней в суетном мире. Когда мысли сосредоточены на телесных удовольствиях, у «святой лиры» просто нет шанса начать говорить. Она молчит.

Поэт щедро сдабривает негативными эпитетами такой образ жизни:

Пушкин-поэт отчаянно ищет смысл в такой жизни. И не находит его. Потому что лишь в созидании, лишь в творении заключается миссия певца. Его голос, его святая лира не могут быть услышаны, пока вокруг безумствует толпа.

Каждая строка, каждое слово этой части пронизаны пессимизмом. Автором хорошо передана атмосфера угнетения души, тусклого существования героя. Чувство нехватки воздуха от отсутствия творческого полета, который задавлен повседневностью, суетой и праздностью.

2 часть

Буквально первая же строчка второй части произведения создает совершенно другое настроение. Появляются эпитеты, имеющие иную эмоциональную окраску:

Автор будто встрепенулся и что-то переосмыслил. Поэт, смысл которого Пушкин видит в следовании за своим вдохновением, начинает творить. Здесь используется еще одно средство выразительности – сравнение. Душу стихотворца, пробудившуюся и наполненную вдохновением, автор сравнивает с орлом – свободной, мощной, сильной и гордой птицей. Птицей, способной подняться высоко над мирской суетой, способной к свободному полету, не ограниченному ничьим суждением. Птицей, не склоняющей гордую голову к ногам толпы, волной и не имеющей кумира. В этом смысл поэта, как такового. И в этом смысл стихотворения «Поэт».

Лишь свободному от суетности и обыденности поэту дан великий дар вдохновения, позволяющий ему творить. Позволяющий ему жить не ничтожно, а со смыслом.

Общая проблематика стихотворения

Таким образом, в произведении автор поднимает несколько основных проблем:

В стихотворении «Поэт» смысл заключается в умении, в жизненной необходимости даже подниматься над внешней суетой, отрешаться от повседневности. Чтобы освобождаться и творить.

Пушкин, как никто другой знал, насколько обыденность и суета этого мира убивают вдохновение. Разгульные периоды его жизни, проводимые в столице, были малопродуктивны творчески. Зато богаты на дуэли, ухаживания за женщинами и увеселительные мероприятия. Стихотворение «Поэт» передает именно эту особенность поэтической деятельности Пушкина.

Интересно! Часто даже вынужденные уединение и отрешенность от мира становились толчком вдохновения для Пушкина. В 1830 году карантин по холере задержал поэта в имении отца в Болдино. Именно этот период творчества Пушкина, названный Болдинской осенью и подаривший «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», заключительные главы «Евгения Онегина», является одним из самых плодотворных.

Поэт, то есть человек наделенный даром говорить, не должен идти на поводу у толпы. Не имеет права склонять голову перед кумирами. Не имеет права молчать. Его миссия – нести в этот мир, часто равнодушный и меркантильный, свет своего дара. Не прогибаться под мир, позволяя себя поглотить, а прогнуть мир под себя, освещая души вокруг своим словом.

Муза поэта своенравна и независима. Она приходит внезапно, когда считает нужным, касаясь «божественным глаголом». И покидает стихотворца так же внезапно. Тогда его лира замолкает. Вдохновение — это дар, с которым следует обращаться крайне бережно.

К Пушкину можно относиться по-разному: кто-то считает его гениальным поэтом и прозаиком, а кто-то не понимает той славы, которая ему приписывается. Но одно можно сказать совершенно точно: Пушкин – поэт, смысл жизни которого заключался в неутолимой жажде настоящей свободы творчества. Которое подобно орлу расправляет свои крылья и совершает неограниченный ничем полет.

Источник

Полный анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Поэт пушкин о чем

Делая полный анализ стихотворения «Поэт», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, стоит вспомнить о том, что написал его автор в свой достаточно спокойный период жизни. Команда Литеровед.ру расскажет о истории написания данного произведения, а так же поможет полностью проанализировать данный текст.

История создания

Стихотворение «Поэт» было написано Александром Сергеевичем в 1827 году. Первое полугодие, из которого он жил в Москве, где полностью окунулся в светскую жизнь. Постоянные приглашения на мероприятия отвлекали Александра Сергеевича от работы, что негативно сказывалось на его творчестве. Он не мог сконцентрироваться, и собраться с мыслями. Второе же полугодие автор проводит в Михайловском, где не так давно отбывал ссылку. Находясь именно там, автор публикует данное произведение.

Жанр, размер произведения

Поскольку в то время на пике популярности был романтизм, то и Александр Сергеевич не стал исключением данного направления. Автору было очень близко это направление литературы, поэтому немалое количество произведений были написаны именно в этом русле.

Безусловно, это лирика, где все действие происходит вокруг лирического героя. Его чувствам и мыслям так же отводится большое внимание. Это стихотворение можно так же назвать философским, поскольку поэтом были подняты размышления на весьма глобальные темы. Не обошла стороной тема поэта в обществе, отношение общества к творческой личности.

Размер произведения – это любимый размер поэта – пятистопный ямб. Используется перекрестная рифмовка, но во второй строфе встречается кольцевая.

Композиция

Композиционно данное стихотворение можно разделить на две смысловые части.

Первая часть описывает жизнь обычного человека, который живет повседневностью. Он не творит, и мысли его не летают далеко в облаках в поисках новой музы.

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Во второй же части перед нами предстает творец, который полностью растворяется в творчестве. Ему чужды человеческие проблемы, а миссия, которая стоит перед ним, очень высока. Творчество – это вся жизнь поэта, поэтому окунаясь в него, он перестает видеть все вокруг. Он полностью растворен в своих мыслях и написании шедевра.

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

Образы и символы

Конечно же все события происходят вокруг главного лирического героя. В его образе легко увидеть самого автора строк. Пушкин очень хорошо показывает то, что в обычной «мирской» жизни наш поэт ничем не выделяется среди толпы. Он такой же обычный человек, как и все вокруг. Ничего примечательного в нем нет.

Но это все только лишь на первый взгляд. Как только к нему приходит вдохновение и он начинает творить, то он превращается совершенно в другого человека. Ему становится безразличны все окружающие его проблемы, ему не интересно общество – он начинает его попросту избегать и сторониться.

Вторым образом показана природа – колыбель для творца. Уединившись от человеческой толпы, автор полностью растворяется в природе и занимается написанием шедевра. Природа действует на него умиротворяюще, успокаивает его самого и его мысли. Окунувшись с головой в природу – автор вдохновляется.

Темы и проблемы произведения

Главной темой произведения является поэт и его поэзия. Автор пытается донести до нас, насколько ценно в минуты вдохновения для творца уединение. Ему мешает общество, оно отвлекает его и не дает возможности сосредоточиться. То ли дело природа. В ней автор черпает вдохновение, успокаивается и готов творить.

Так же поднимается проблема непонимания, с которой сталкивался неоднократно каждый поэт. Не всегда творчество сразу же принимается толпой. Иногда приходится сталкиваться с негативом, непринятием произведения. Поэтому в минуты вдохновения автор старается уединиться и побыть наедине с собой.

Тема природы больше выступает в роли музы в данном произведении. Именно из неё автор черпает свое вдохновение и идеи.

Средства выразительности

В этом стихотворении Александр Сергеевич прибегает к помощи метафор, эпитетов и сравнений. С помощью них, произведение становится ярче и намного лучше доносит до нас мысли автора.

Основная мысль произведения

Одной из мыслей данного стихотворения, можно назвать роль природы в жизни творческой личности. Насколько общество может играть негативную роль на творчество. Находясь в нем, можно столкнуться с критикой, непониманием, что негативно влияет на творческую личность. Пропадает желание творить, появляется депрессивное состояние, выйти из которого не всегда легко. Находясь в толпе, творец практически ничем не выделяется из неё. Но это все происходит до той поры, пока к нему не приходит вдохновение. Это две абсолютно разные личности.

Когда поэта посещает муза, ему становится чуждо все то, что так увлекает толпу. Ему становятся не интересными проблемы окружающих, да и свои его начинают волновать не так уж и сильно. Он полностью растворяется в творчестве, в которое уходит с головой. Но для того, чтобы он смог творить и полностью отвлечься от суеты – ему необходимо полное уединение. Вот тут и приходит на помощь природа, которая всегда сможет помочь найти гармонию с самим собой.

Здесь показывается влияние природы на поэта. Её влияние всегда благотворно сказывается на написании произведений, поскольку природа всегда успокаивает, помогает сосредоточиться на творчестве и мыслях. Она вдохновляет на новые и новые свершения, за которые каждой творческой личности приходится платить одиночеством.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Источник

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Над местом поэта в обществе задумывается каждый, кто однажды взялся за перо. Многие творческие личности по-разному видели своё предназначение. Например, Николай Некрасов считал, что муза должна напоминать людям о том, что «бедствует народ»(стихотворение «Элегия»). А вот А.С. Пушкин затронул тему собственного предназначения в стихотворении «Поэт».

История создания

А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров.

После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).

Жанр, направление, размер

В начале XIX века расцветало такое литературное направление, как романтизм. Для него характерны такие черты, как исключительность главного героя, нетипичные обстоятельства. Многие произведения Пушкина написаны в русле романтизма, стихотворение «Поэт» — одно из них.

Жанр — лирическое стихотворение. В центре произведения находятся чувства и мысли лирического героя. Стихотворение «Поэт» можно отнести к философской лирике. А.С.Пушкин затрагивает важные темы: место поэта в обществе, предназначение творческой личности.

Стихотворение написано любимым размером поэта: ямбом (пятистопный), рифма — перекрёстная, а в первых четырёх строках второй строфы — кольцевая.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф, композиционно также делится на две смысловые части.

Образы и символы

Темы и проблемы

Тематика и проблематика текста весьма многогранны.

Основная идея

Главная мысль стихотворения А.С.Пушкина «Поэт» заключена в том, что такая творческая личность обладает особенным даром, с помощью которого выделяется среди обывателей. Когда поэт творит, ему становятся чужды людские забавы, он не приемлет кумиров. У поэта есть всегда определённая миссия, которой он готов посвящать все своё время, всю свою жизнь. Каждый творец самостоятельно определяет эту задачу.

Смысл посыла Пушкина заключается в том, что творчество преображает личность и возвышает ее, но ценою этого взлета является одиночество.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

Источник

Краткий анализ стихотворения Александра Пушкина «Поэт»

Александр Сергеевич Пушкин – одна из самых весомых фигур в русской литературе XIX века. Будучи не только поэтом, но и публицистом, литературным критиком и теоретиком, он внес огромный вклад в развитие современного литературного языка. Одной из ведущих тем его творчества являлась тема взаимоотношений Поэта и общества. Два его стихотворения с похожими названиями, «Поэту» и «Поэт», смысл которых в важности искренности творца, как нельзя лучше раскрывают данную проблему.

История создания

А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров.

После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).

Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.

Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.

Жанр, направление, размер

В начале XIX века расцветало такое литературное направление, как романтизм. Для него характерны такие черты, как исключительность главного героя, нетипичные обстоятельства. Многие произведения Пушкина написаны в русле романтизма, стихотворение «Поэт» — одно из них.

Жанр — лирическое стихотворение. В центре произведения находятся чувства и мысли лирического героя. Стихотворение «Поэт» можно отнести к философской лирике. А.С.Пушкин затрагивает важные темы: место поэта в обществе, предназначение творческой личности.

Стихотворение написано любимым размером поэта: ямбом (пятистопный), рифма — перекрёстная, а в первых четырёх строках второй строфы — кольцевая.

Композиция произведения

Анализ «Поэта» Пушкина следует продолжить особенностями композиции. Его можно поделить на две части. В самом начале показана жизнь поэта, когда в ней нет вдохновения. Когда он не творит, то ничем не отличается от простых людей. Поэту кажется, что он — лишь маленькая частица, а его душа пуста без вдохновения.

Далее поэт чувствует, что муза посетила его. Он слышит «божественный глас», который словно пробуждает ото сна. Ему становятся не нужны никакие материальные блага, развлечения. Он находился во власти вдохновения. Поэт стремился найти покой и уединение в отдалении от людей, в гармонии с природой.

Поэт пушкин о чем

Образы и символы

Характеристика героя

В основе сюжетной линии находится поэт, предстающий перед читателями в различных ипостасях. Сначала он представлен ничтожным человеком, частью серой массы. Но когда «божественный глагол» касается глубины души поэта, он пробуждается после сна и начинает постепенно расцветать. Теперь он не может жить по-старому, не смиряется с обывательским существованием, для него чужды материальные ценности и мелочные страсти.

Поэт пушкин о чем

Если до этого поэт был таким же слепцом, как и все, то сейчас по-настоящему прозрел, ему душно в мире корысти и обмана. Он пытается убежать от этого бренного общества на свободу.

В произведении автор затронул одну из основных проблем поэтов. Здесь говорится о творческой теме, перевоплощении человеческой души, что удалось сделать с помощью искусства. Пушкин показал, как лишь одним движением муза может изменять жизненные взгляды.

Помимо этого, писатель поднимает проблематику «слепоты» в обществе. Этой теме посвящается первая часть стихотворения. Мир здесь является ничтожным, меркантильным и равнодушным:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

Именно таким является равнодушный человек, у которого спит душа. Поэт так жить не может, у него острая реакция на все, что происходит вокруг, он тонко замечает порочность людей, находящихся рядом с ним, и не может с этим примириться. Мир, который был до этого привычным, начинает открываться для него в новом непристойном свете.

Кроме того, Александр Сергеевич рассказывает об особой специфике вдохновения: муза может прийти и покинуть поэта, она является своевольной и независимой.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика текста весьма многогранны.

Мнение критиков

Судьба автора стихотворения была сложной, ведь несколько лет он находился в ссылках. В произведении Пушкин пытался выразить стремление к творческой свободе, показать остальным, что писатель не является хозяином самому себе, им властвуют искусство, муза и творчество.

У современников к Александру Сергеевичу было разное отношение: одни им восторгались, другие не принимали славы писателя в том масштабе, что ему приписывали. Вот почему некоторые творения поэта подвергались нападкам. Например, Пушкина сильно критиковал Ф. Булгарин, работающий редактором правительственного издания «Северная пчела».

Но русский литературный критик и писатель Апполон Григорьев о нем хвалебно отзывался: «Пришел поэт, появилась огромная творческая сила, которая равна по задаткам всему, что в мире проявлялось не только великого, но и величайшего: Шекспира, Гетте, Гомера — появился Пушкин».

Извечная тема миссии поэта и поэзии раскрывается в стихотворении кратко и точно. Александр Сергеевич видел смысл искусства в пробуждении доброты в душах его почитателей. По смысловой нагрузке произведение напоминает стихотворение автора «Пророк», которое он сочинил годом раньше.

Основная идея

Главная мысль стихотворения А.С.Пушкина «Поэт» заключена в том, что такая творческая личность обладает особенным даром, с помощью которого выделяется среди обывателей. Когда поэт творит, ему становятся чужды людские забавы, он не приемлет кумиров. У поэта есть всегда определённая миссия, которой он готов посвящать все своё время, всю свою жизнь. Каждый творец самостоятельно определяет эту задачу.

Смысл посыла Пушкина заключается в том, что творчество преображает личность и возвышает ее, но ценою этого взлета является одиночество.

Смысл

В стихотворении, как уже было сказано, выделяются две части: жизнь «слепая» со спящей душой и удел человека прозревшего, который не заслоняется за бытовыми мелочами от бессмысленности прозябания, который готов прямо и смело смотреть в лицо всем невзгодам. Это идеал личности, его воспевает Пушкин. Главная мысль произведения заключается даже не в том, что автор возвышает свое мастерство, а в том, что любой человек может и должен стремиться стать выше, чем повседневные и бытовые мелочи, которые зачастую замещают все духовные потребности. Нужно не закрывать глаза, не примиряться со злом, а идти против него, чтобы и другие люди увидели, что надо менять ситуацию к лучшему.

Так, поэт призывает к неравнодушию. Поэт воспарил как орёл, как только смог услышать «божественный глагол». Главное — суметь открыть свою душу этому голосу, который раскроет мир перед тобой во всех его проявлениях.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

Автор: Анастасия Сметанова

Описание структуры

Маленькое стихотворение можно разделить на 2 главные части, которые описывают серую жизнь среди суеты, не представляющей никакой ценности, и радость от творческой работы лирического героя. К негативным оттенкам первых строк добавляются эпитеты, которые талантливо смог найти Пушкин:

Писатель не боится преувеличений и патетики, поскольку убежден в наивысшем предназначении поэтического творчества. В финале произведения общий настрой изменяется, для этого применяются следующие прилагательные:

В распространенном в то время стиле написания конкурируют два способа чередования рифм: перекрестный и кольцевой. Альтернативная рифмовка сделала акцент на изменении настроения рассказа.

Эмоциональные прилагательные, возвышенный стиль повествования, мотив независимости человека от общепринятых правил, противопоставление вдохновения и суеты — все это характерные черты романтизма.

Пронизывающая лирика автора, открывающая множество граней его неординарной души, красочно повествует о том, что волновало писателя, о чем он не хотел больше молчать.

Отношения талантливого человека и Вселенной, роль поэзии в разрешении общественных вопросов — важные темы, которые занимают основное место в стихотворении «Поэт».

Художественный талант, как считал Пушкин, обязывает его владельца к конкретным действиям. Силой слова писатель должен пытаться сделать мир чище, добавить в него жизненной реальности и красоты.

Краткий анализ стиха «Поэт» А. С. Пушкин

Вариант 1

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда А. С. Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении.

Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в этом плане не является исключением. В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе.

Проблема взаимоотношений певца чувств и общества очень важна для Пушкина, так как он сам поэт, который хочет донести людям прекрасное, сделать их серую жизнь цветной. Но вместе с тем он понимает, что в суете его талант, его благородная цель может погибнуть как сорванный и брошенный цветок.

Именно поэтому первая часть стихотворения написана в таком пессимистическом настроении. Понять все чувства автора читателю помогают эпитеты, яркие и точные, несущие огромную эмоционально-смысловую нагрузку. Например, «суетный свет», «хладный сон»,»детей ничтожных». И как противоположны по настроению эпитеты второй части стихотворения: «божественный глагол», «гордая голова», «широкошумные дубровы».

Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем:

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может всех ничтожней он.

А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос, проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

В первой части стихотворения способ рифмовки — перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй части – кольцевая, а во втором — перекрестная. Мне кажется, что способ рифмовки первой части и второго четверостишия второй части совпадают, потому что в них говориться об одном и том же — о взаимоотношениях поэта и общества.

Но все-таки, как бы ни различны были части стихотворения, в каждой из них Пушкин утверждает идею о том, что поэт – это необычный человек, живущей своей, ни на чью не похожей жизнью и обладающий сложной, но вместе с тем прекрасной судьбой. Недаром Пушкин сравнивает душу поэта с пробудившимся орлом – сильной, гордой и бесконечно свободной птицей…

Вариант 2

А. С. Пушкина на протяжении всей жизни интересовала тема назначения и смысла деятельности поэта. Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Этому вопросу он посвятил не одно стихотворение. В 1827 г. Пушкин вновь возвращается к этой теме в произведении «Поэт». Традиционно считается, что непосредственным поводом для написания был приезд поэта в Михайловское. Шумную светскую жизнь в Москве Пушкин сменил на деревенское уединение, сразу почувствовав мощный прилив вдохновения.

В произведении нет традиционных для Пушкина призывов к выполнению гражданского долга и высокопарных слов о великой миссии поэта. Он просто размышляет о различных состояниях творческого человека. В соответствии с этим стихотворение четко делится на две части.

В первой части описан поэт в состоянии душевного покоя. Пока он не ощутил божественного прикосновения Музы, над ним властвуют светские законы. Поэт «малодушно погружен» в традиционные для своего общества развлечения: балы и маскарады. Пушкин достаточно самокритичен в оценке такого состояния. Он считает, что в этот период поэт «всех ничтожней», так как рожден совершенно для другого. Уподобляясь окружающим его пустым людям, поэт идет наперекор своей природе.

Вторая часть посвящена преображению поэта под влиянием услышанного «божественного глагола», символизирующего вдохновение. Оно полностью охватывает душу поэта, превращая ее в «пробудившегося орла». Светские развлечения моментально становятся для него бесполезной суетой.

Он поднимается над толпой, равнодушно взирая на почитаемого всеми «народного кумира». Презрение к глупому обществу заставляет поэта искать уединения в диких и пустынных местах. На лоне девственной природы он может спокойно взять в руки свою «святую лиру» и выразить в словах и звуках переполняющие его творческие идеи.

Несмотря на критику спокойного состояния поэта, Пушкин признает, что вдохновение нельзя вызвать искусственно. «Божественный глагол» посещает человека произвольно, это может случиться в любой момент. Поэту остается лишь не упустить это состояние души. Попытка заглушить в себе вдохновение станет настоящим преступлением.

Стоит заметить, что стихотворение «Поэт» очень точно передает особенность творческой деятельности Пушкина. В периоды, когда поэт находился в светском обществе, его больше интересовали увеселения и ухаживания за женщинами. Творческая активность Пушкина значительно падала. Переезжая же в деревню (достаточно упомянуть знаменитые Болдинские осени), великий поэт с невероятной скоростью создавал свои самые лучшие произведения.

Вариант 3

Стихотворение «Поэту» посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества. Жанр этого произведения — сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена). Каждая строфа содержит в себе отдельную мысль. Посмотрите, как противопоставляются поэт и толпа: «суд глупца» и «царь». С одной стороны — «смех толпы», «в детской резвости», а с другой — «тверд, спокоен и угрюм».

Стоит обратить особое внимание на слово «угрюм»: несмотря на то, что А. С. Пушкин призывает не обращать внимания на мнение толпы, подобное отношение, непонимание ранят его, и он это осознает. Стихотворение призывает не допускать кого-либо в свое творчество, не поддаваться мнению и пожеланиям окружающих: «Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум». Повтор «свободною» — «свободной» подчеркивает необходимость творить самостоятельно.

А творчество поэта сравнивается со служением поэзии, как божеству: «алтарь, где твой огонь горит». Как и в оде «Пророк», в сонете «Поэту» поэт изображен как некое иное, высшее существо: он — «царь», ему дан высший дар, толпа же в «детской резвости» его не понимает, однако поэт снисходителен к ней. Я хочу отметить, что это стихотворение ни в коем случае не призывает перестать творить для толпы, оно лишь говорит, что творчество не должно подчиняться ее мнению, моде, то есть поэт должен творить самостоятельно, но для народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *