Поэт лермонтов стих о чем
Стихотворение и анализ «Поэт»
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.
Краткое содержание
Н. Пуссен. Вдохновение поэта. 1630
Лирический герой всеми силами старается пробудить в конкретном поэте желание быть активным, много творить, не слушая пустых советов и мелочных требований жизни. Он интересуется: желает ли поэт, пробудиться от временного сна.
История создания
Данное произведение является логическим продолжением стихотворения «Смерть поэта», созданного раньше. Автор написал его в 1838 г., спустя год после кончины Пушкина. Опубликовано оно было в 1839 г. в «Отечественных записках». К этому времени автор уже вернулся из опасной ссылки на Северный Кавказ: он не сломился духом, а наоборот, закалился, окончательно утвердившись в собственных убеждениях по поводу особой предназначенности творца.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет элегию. Об этой принадлежности свидетельствуют следующие маркеры: высокая эмоциональность, особый ритмический рисунок, тематика, экскурс в прошлое, глубокое философское значение и пр. Помимо этого в смысловой сфере стихотворных строк заметны явные сатирические черты. Это замечательное произведение относится к литературному направлению «романтизм»: в нём роль отдельной творческой личности (поэта) противопоставляется участи других людей.
Поэтический размер – шестистопный ямб, порою переходящий в ямб четырёхстопный. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Композиция характеризуется наличием двух частей и линейностью. Сюжет развивается гармонично и последовательно: от частного – к общему:
Образы и символы
В стихотворении Лермонтов создал несколько важных смысловых образов, необходимых для донесения основной идеи. Мы видим следующие образы:
Темы и настроение
Настроенческий пафос произведения – сплошные вопрошания и горечь. Автор скорбит о том, что теперь люди ценят и любят лишь то, что блестит: они давно утратили духовный стержень. Лермонтов с горечью вопрошает: настанет ли счастливое время, когда поэт сможет вынуть свой клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и смело заговорить с миром на животрепещущие темы.
Основная идея
Основная идея стихотворения заключается в том, что редчайший поэтический дар утратил свою изначальную чистоту и бескомпромиссность в глазах миллионов читателей. Лермонтов с горечью утверждает: так как поэзию невозможно разменять на почести и деньги, она утратила интерес для людей, превратившись в пустой звук.
Средства выразительности
Лермонтов использует следующие выразительные средства:
«Поэт» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, эпитеты, метафоры, смысл
Изучение стихотворения “Поэт” предусмотрено программой в 9 классе. На уроках литературы будет необходим полный и краткий анализ “Поэт” по плану, эту информацию вы сможете почерпнуть в нашей статье.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.
История создания – написано в 1838 году. Поэт продолжает тему предназначения поэта, гибель Пушкина всё ещё сказывается на его творчестве.
Тема – поэта и поэзия, гражданская лирика.
Композиция – Стихотворение делится на две структурные части: повествование о кинжале и обращение к поэту. Состоит из 11 строф.
Жанр – элегия с чертами сатиры.
Стихотворный размер – шестистопный ямб.
Метафоры – “изнеженный век”, “покрытый ржавчиной презренья”.
Эпитеты – “таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”.
Синекдоха – “воспламенял бойца для битвы”, “не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье”.
Сравнение – “стих, как божий дух…, как колокол…”, игрушкой золотой (кинжал) он блещет на стене”, “Как ветхая краса, наш ветхий мир привык морщины прятать под румяны”, “звук(стихи)… как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.
История создания
Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки.
В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается “ржавчиной”, становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь словесного мастера.
Смысл произведения – без упорной работы, свободной, искренней, правдивой талант меркнет, перестаёт служить людям, а значит – достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прятаться за “блёстками” или приукрашать уродства общества “румянами”. Главная мысль произведения – поэт должен служить людям, истории, правде.
Композиция
Лирический герой дерзко и правдиво делится своими мыслями об эпохе, жизни, предназначении поэта и нравах общества. Заканчивается стихотворение восклицанием и вопросом, который глубже и сильнее риторического: “Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья, из золотых ножон не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презренья. ”
Произведение относится к жанру элегии, об этом говорит ритм, общий настрой, тематика, возвращение в прошлое, грусть и глубокий философский смысл. Черты сатиры также прослеживаются в смысловой сфере стихотворения. Оно написано шестистопным ямбом, временами переходящим в четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой. Это одно из лучший произведений поэта, относящихся к гражданской лирике. Все четыре стиха последней строфы содержат сильнейший эмоциональный накал, содержащий главную мысль стихотворения.
Средства выразительности
В произведении много эпитетов (“таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”), которые помогают создать исторический колорит, эмоциональную образность событий, описываемых автором.
По сути всё стихотворение является развёрнутым сравнением поэта и кинжала. Очень красивое и тонкое сравнение стихов, которые были написаны в прошлом, вдохновляли на подвиги, они нужны были людям, “как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.
Анализ и история создания стихотворения Лермонтова «Поэт»
В 1838 году Михаил Юрьевич написал произведение, посвящённое тем, кто создаёт поэтические строки. Поводом к его созданию послужила гибель Пушкина. Подробный анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова учащиеся выполняют в 9 классе. Представленный обзор по плану поможет написать сочинение и хорошо подготовиться к уроку литературы. Ознакомившись с особенностями содержания, рекомендуется прочесть оригинал.
История создания
Гибель А. С. Пушкина так потрясла Лермонтова, что в 1838 г. он создал небольшое стихотворение под названием «Поэт». Впервые творение было опубликовано в следующем году, в русском литературном журнале «Отечественные записки». До этого автор уже написал одно стихотворение, посвящённое гибели Александра Сергеевича, за что подвергся гонениям. Лермонтова сослали на Кавказ, однако это не сломило бунтарскую натуру.
Год написания был сложным для Лермонтова, он переосмыслил многое в жизни. Как и прежде, он думал, что талантливые люди наделены даром не случайно. Их предназначение состоит в том, чтобы влиять на судьбы других, а также на события. В жизни Лермонтова не было места праздным забавам, потому что его тяготили такие явления:
Будучи на Кавказе, он ещё раз убедился в том, как важно знать военное дело и владеть холодным оружием.
Недаром центральным образом в произведении становится кинжал.
Погружаясь в местную культуру, поэт не переставал искать смысл жизни и отстаивать свободу слова.
Прекрасная природа поспособствовала развитию творчества, и именно в такой обстановке были созданы сильные, проникновенные строки.
Основная тема
Темы стихов Лермонтова «поэт» и «поэзия» характерны для позднего периода творческой биографии. Текст, о котором идёт речь, написан в пору зрелости. Автор рассуждает о том, какую роль играют поэтические строки, как они могут воздействовать на государство в целом и каждого человека в отдельности. Вот какие задачи стояли перед мастерами пера много десятилетий назад:
В то время, когда жил Лермонтов, приходилось учитывать ограничения, налагаемые цензурой. Михаилу Юрьевичу казалось, что в такой обстановке его таланту нет достойного применения, поэтому он покрывается «ржавчиной».
По стилю повествования стихотворение «Поэт» похоже на новеллу или легенду. Это показывает, что на творчество Лермонтова оказали сильное влияние традиции романтизма. Во второй части содержится глубокий философский смысл.
Автор рассуждает о том, что мастера часто сворачивают со своего истинного пути в ту сторону, где находится богатство. По мнению Михаила Юрьевича, поэт, который не служит людям, может удостоиться лишь презрения. Вот что он считает самым важным для настоящего творца:
Лирический герой хочет донести свои убеждения до читателей, которых он видит такими же поэтами, как сам. Он взывает к их достоинству и чувству долга.
Лермонтов высказывает мысль, что творцу не пристало прикрывать пороки общества «румянами» и «блёстками». Его задаче — сеять правду и мудрость, и не прикрывать глупость и ложь.
Композиционные особенности
Анализ «Поэта» Лермонтова показывает, что композиция состоит из 2 частей. В первой рассказывается о славном прошлом и безрадостном настоящем кинжала.
Текст состоит всего из 11 строф, но автору удалось вложить у них мощную аллегорию. Он дерзко поделился своими мыслями с потомками, напомнил о предназначении и дал совет проснуться.
Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: «Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?» Автора в судьбе поэта привлекает именно возможность влиять на сердца и умы.
Жанр и средства выразительности
Стихотворный размер произведения Михаила Лермонтова «Поэт» — шестистопный ямб с переходами в четырёхстопный, рифмовка — перекрёстная. Произведение известно и под другим названием: «Отделкой золотой блистает мой кинжал…» Литературный жанр — элегия, в которой прослеживаются элементы сатиры. На жанровую принадлежность указывают следующие признаки:
Их всех кратких произведений, относящихся к гражданской лирике Михаила Юрьевича, это считается одним из лучших. Последние 4 строфы — очень выразительные, превосходящие по накалу остальные. В них автор кратко, но ёмко раскрыл главную мысль.
Автор мастерски использует средства изобразительно-выразительные средства и богатую лексику. С их помощью создаются образность, самобытность и исторический колорит. Виды и примеры тропов, которые есть в произведении:
Основная идея заключается в том, что поэт можно сравнить с кинжалом. Это он и делает на протяжении всего произведения.
Лермонтов проводит тонкую и красивую параллель между старинными и современными стихами, говоря о первых, что они были необходимы людям, как «фимиам в часы молитвы» и «чаша для пиров».
Анализ стихотворения «Поэт» М. Ю. Лермонтова
Автор: Guru · 25.07.2018
Каждого человека в определённый момент жизни начинает мучить вопрос своего предназначения, важности результатов проделанного труда для общества. Для творческих людей этот вопрос стоит еще острее, ведь, становясь кумирами миллионов, они чувствуют особую ответственность перед читателями. Исключением не стал Михаил Юрьевич Лермонтов, который в стихотворении «Поэт» представляет своё видение предназначения поэта и поэзии.
История создания
Ключевым этапом в творческой жизни Лермонтова становятся 1837-39 годы. В это время он пишет первое значимое произведение, открывшее ему двери в свет и сформировавшее вокруг него определённую литературную репутацию, — «Смерть поэта», приуроченное к гибели Пушкина. После литературного успеха на молодого поэта возлагаются огромные надежды, которые он с гордостью оправдывает, выпуская свои известнейшие произведения.
В это же время Михаил Юрьевич ищет своё предназначение в поэтической жизни, чему посвящает стихотворение «Поэт», написанное в 1838 году.
Жанр, направление и размер
Отнести данное произведение к какой-либо жанровой принадлежности сложно: можно рассматривать как послание (обращение к определённому лицу или группе лиц).
Стихотворение относится к философской лирике. Он излагает своё собственное мнение о предназначении поэта, и каждый сам решает, соглашаться с ним или нет.
Композиционно произведение делиться на две части с неким объединением в конце (первая состоит из шести четверостиший, вторая из пяти), написанные перекрёстной рифмой с чередованием шестистопного и четырёхстопного ямба.
Образы и символы
В произведении фигурирует два главных образа: грозный кинжал, ржавеющий в пыли, и поэт, утративший своё предназначение. Их на протяжении всего стихотворения сравнивает автор, показывая их схожую участь — уйти в забвение или висеть на потеху без практического применения.
Темы и настроение
Основная мысль стихотворения – утрата юными поэтами их истинного назначения. Тридцатые годы XIX века — время, когда общество находится в застое, для молодых людей отсутствуют духовные и нравственные идеалы, Лермонтов это чувствует и, как истинный творец, не принимает происходящего.
Стихотворение «Поэт» — протест инертному обществу, в нём красной нитью проходит главная мысль о высоком предназначении поэта, смысл деятельности которого сводится к борьбе с застоем умов и падением высоких нравов в обществе.
Средства художественной выразительности
В основу произведения положено развёрнутое сравнение: поэт и кинжал сопоставляются по своему прямому назначению. Язык настоящего стихотворца, как и остриё рабочего кинжала, способен наносить точные удары по проблемам общества. Однако бездействующий клинок и подкупный, равнодушный или же пустоголовый рифмоплет выполняют только декоративную функцию.
В стихотворении также использовано большое количество эпитетов (кинжал – золотой, надежный, таинственный, заброшенный, бесславный и безвредный). Поэт – мыслей благородных, осмеянный пророк, простой и гордый язык. Эти средства выразительности способствуют более острому восприятию сопоставляемых понятий.
В финале произведения Лермонтов использует метафору, сравнивая ветхий мир, прячущий морщины под румяна, со своим временем, в котором он жил и творил.
Среди других изобразительно-выразительных средств можно отметить аллитерацию (была б ему богатая резьба), инверсию (наезднику в горах служил он много лет) и риторические вопросы.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» по плану
1. История создания
Стихотворение «Поэт» было написано в продолжение «Смерти поэта», уже в новом, следующем за годом смерти Пушкина, 1838 году. Читатели познакомились с произведением в 1839 году, в журнале «Отечественные записки».
Лермонтов побывал в кавказской ссылке, но не сломался, а, скорее, закалился духом, окончательно утвердился в своих убеждениях относительно особого предназначения поэта.
2. Литературное направление
Стихотворение «Поэт» относится к романтическому направлению. Исключительная роль отдельной личности (поэта как проводника смыслов) противопоставлена участи других людей.
3. Род
Произведение «Поэт» — образец гражданской лирики. Также его можно отнести к философской лирике.
4. Жанр
Данное произведение тяготеет к жанру элегии, но, как это нередко бывает у Лермонтова, в лирический текст вкрадывается сатира.
5. Проблематика
Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта, выполняющего миссию их транслятора.
6. Тематика
Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что редкий дар поэзии потерял свою изначальную чистоту в глазах людей.
Стихи невозможно разменять на деньги или почести, и потому для многих поэзия стала пустым звуком.
8. Пафос
Пафос стихотворения – горечь и вопрошание. Поэта печалит человеческая любовь лишь к тому, что блестит, утрата истинных ценностей.
Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.
9. Система образов
Однако при всей своей красоте, кинжал бездействует. Он не участвует в битвах за правду и красоту, бездействует, не приносит пользы.
Наконец, Лермонтов сравнивает с кинжалом самого поэта, душа которого скрывается от внешних потрясений и перестаёт отзываться на потребности современников. Из-за этого люди теряют уважение к звучащему слову, забывают о духовных ценностях.
10. Центральные персонажи
Поэт – центральный персонаж стихотворения. Его дар сравнивается с кинжалом, прекрасным, но бесполезным.
Автор напоминает, какой мощью может обладать слово в умелых устах. Оно звучит, «как колокол на башне вечевой».
Лермонтова угнетает тот факт, что поэзия перестаёт играть ту исключительную роль, которую она имела во времена Пушкина.
11. Лирический герой
Лирический герой в стихотворении присутствует. Он заявляет о себе в первой строфе, рассказывая читателю о собственном кинжале, искусном оружии старинных мастеров, хранящем память о великих битвах. На эту деталь указывает местоимение «мой» (кинжал).
Далее предметом изображения становятся мысли лирического героя. Он больше не говорит о себе, но с глубоким трепетом произносит от первого лица слова о значимости поэта и поэзии.
12. Сюжет
Первая часть стихотворения представляет собой подробное описание отделки кинжала, его истории и назначения.
Во второй части автор обращается к поэту. Он не имеет в виду конкретного литератора, и говорит, скорее, о самом себе, своих современниках – всех тех, на кого выпала эта миссия после смерти Пушкина.
Лермонтов пытается разбудить в поэте желание действовать, творить высокие образцы искусства, не прислушиваясь к мелочным требованиям житейских обстоятельств. Он называет поэта-современника «осмеянным пророком» и спрашивает, намерен ли он проснуться от временного забытья.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная, двучастная. Развитие сюжета происходит от частного к общему.
В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о кинжале, который он внимательно рассматривает.
Следующая часть (со второго по шестое четверостишие) соответствует развитию действия (в данном случае – описания).
В седьмом четверостишии сюжет выходит на новый уровень. Автор переносит аналогию на поэта: «Не так ли ты, поэт. ».
Кульминация и развязка сосредоточены в конце произведения: в 10-11 строфах.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту добиться наглядности в изображении.
Лексический состав стихотворения демонстрирует преобладание книжной лексики, что продолжает трагический настрой стихотворения «Смерть поэта», выполненного в той же стилистике.
Синтаксис произведения отличается обилием вопросительных и восклицательных предложений, наличием обращений и других средств, выражающих интонацию побуждения.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано неравностопным ямбом (чередуются строки из шести и четырёх стоп). Такой «зазор» в ритмическом рисунке помогает удерживать внимание на каждой детали текста, акцентирует особо значимые моменты.
Используется перекрёстный способ рифмовки (АБАБ).
11 строф стихотворения представляют собой классические катрены.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
Когда же Лермонтов обращается к поэту, на смену шипящим приходят соноры, речь звучит более плавно, лениво. Этот контраст подчёркивает изменившееся положение поэта: прежде он действовал, теперь – спит.
Ассонансы с «о», «и», «у» усиливают напряжённость звучания, передают драматизм действия.
17. Значение произведения
Стихотворение «Поэт» – не обычное размышление на тему поэзии. Это творческий манифест Лермонтова, его личное видение образа поэта, взгляд на проблему его предназначения.
Поэт, по Лермонтову, должен быть решительным, мужественным, активным. Его голос не должен затихать в пору бурь и потрясений.
18. Актуальность
Стихотворение не потеряло своей актуальности. Сегодня удручающая ситуация с поэзией только усугубилась. Поэзия ушла уже не на вторые роли, а далеко за пределы сцены, в подполье, стала уделом немногих. Мы почти не знаем поэтов-современников, не слышим тех, кто мог бы подать голос, объединяющий поколения и трезво рассуждающий о проблемах сегодняшнего дня.
Роль глашатаев взяли на себя блогеры и рок-певцы. Они тоже работают со словом, но относятся к нему совсем не так, как во времена Пушкина и Лермонтова. Мало кто помнит о чистоте душевного движения, которая должна сопутствовать созданию текста, от этого люди перестают читать стихи и прислушиваться к голосам поэтов.
19. Моё отношение
20. Чему учит
Стихотворение «Поэт» учит бережности в отношении слов, которые мы произносим или пишем. Древняя сила, скрытая в каждом слове, очень велика. Нельзя забывать об этом, и тогда драгоценный кинжал сослужит нам добрую службу.