Поэма илиада о чем она

Илиада

Поэма илиада о чем она

Мифы большинства народов — это мифы прежде всего о богах. Мифы Древней Греции — исключение: в большей и лучшей части их рассказывается не о богах, а о героях. Герои — это сыновья, внуки и правнуки богов от смертных женщин; они совершали подвиги, очищали землю от чудовищ, наказывали злодеев и тешили свою силу в междоусобных войнах. Когда Земле стало от них тяжело, боги сделали так, чтобы они сами перебили друг друга в самой великой войне — Троянской: «. и у стен Илиона / Племя героев погибло — свершилася Зевсова воля».

«Илион», «Троя» — два названия одного и того же могучего города в Малой Азии, возле берега Дарданелл. По первому из этих имён великая греческая поэма о Троянской войне называется «Илиада». До неё в народе существовали только короткие устные песни о подвигах героев вроде былин или баллад. Большую поэму из них сложил легендарный слепой певец Гомер, и сложил очень искусно: выбрал только один эпизод из долгой войны и развернул его так, что в нем отразился весь героический век. Этот эпизод — «гнев Ахилла», величайшего из последнего поколения греческих героев.

Троянская война длилась десять лет. В поход на Трою собрались десятки греческих царей и вождей на сотнях кораблей с тысячами воинов: перечень их имён занимает в поэме несколько страниц. Главным вождём был сильнейший из царей — правитель города Аргос Агамемнон; с ним были брат его Менелай (ради которого и началась война), могучий Аякс, пылкий Диомед, хитроумный Одиссей, старый мудрый Нестор и другие; но самым храбрым, сильным и ловким был юный Ахилл, сын морской богини Фетиды, которого сопровождал друг его Патрокл. Троянцами же правил седой царь Приам, во главе их войска стоял доблестный сын Приама Гектор, при нем брат его Парис (из-за которого и началась война) и много союзников со всей Азии. Сами боги участвовали в войне: троянцам помогал сребролукий Аполлон, а грекам — небесная царица Гера и мудрая воительница Афина. Верховный же бог, громовержец Зевс, следил за битвами с высокого Олимпа и вершил свою волю.

Началась война так. Справлялась свадьба героя Пелея и морской богини Фетиды — последний брак между богами и смертными. (Это тот самый брак, от которого родился Ахилл.) На пиру богиня раздора бросила золотое яблоко, предназначенное «прекраснейшей». Из-за яблока заспорили трое: Гера, Афина и богиня любви Афродита. Зевс приказал рассудить их спор троянскому царевичу Парису. Каждая из богинь обещала ему свои дары: Гера обещала сделать его царём над всем миром, Афина — героем и мудрецом, Афродита — мужем красивейшей из женщин. Парис отдал яблоко Афродите. После этого Гера с Афиной и стали вечными врагами Трои. Афродита же помогла Парису обольстить и увезти в Трою красивейшую из женщин — Елену, дочь Зевса, жену царя Менелая. Когда-то к ней сватались лучшие богатыри со всей Греции и, чтобы не перессориться, сговорились так: пусть сама выберет, кого хочет, а если кто попробует отбить ее у избранника, все остальные пойдут на него войной. (Каждый надеялся, что избранником будет он.) Тогда Елена выбрала Менелая; теперь же ее отбил у Менелая Парис, и все бывшие ее женихи пошли на него войной. Только один, самый молодой, не сватался к Елене, не участвовал в общем уговоре и шёл на войну только для того, чтобы блеснуть доблестью, явить силу и стяжать славу. Это был Ахилл. Так чтобы по-прежнему никто из богов не вмешивался в битву. Троянцы продолжают свой натиск, во главе их — Гектор и Сарпедон, сын Зевса, последний из сыновей Зевса на земле. Ахилл из своего шатра холодно наблюдает, как бегут греки, как подступают троянцы к самому их лагерю: вот-вот они подожгут греческие корабли. Гера с вышины тоже видит бегство греков и в отчаянии решается на обман, чтобы отвлечь суровое внимание Зевса. Она предстаёт перед ним в волшебном поясе Афродиты, возбуждающем любовь, Зевс вспыхивает страстью и соединяется с нею на вершине Иды; золотое облако окутывает их, а земля вокруг расцветает шафраном и гиацинтами. За любовью приходит сон, и, пока Зевс спит, греки собираются с духом и приостанавливают троянцев. Но сон недолог; Зевс пробуждается, Гера дрожит перед его гневом, а он говорит ей: «Умей терпеть: все будет по-твоему и греки победят троянцев, но не раньше, чем Ахилл усмирит гнев и выйдет в бой: так обещал я богине Фетиде».

Но Ахилл ещё не готов «сложить гнев», и на помощь грекам вместо него выходит друг его Патрокл: ему больно смотреть на товарищей в беде. Ахилл даёт ему своих воинов, свои доспехи, которых привыкли бояться троянцы, свою колесницу, запряжённую вещими конями, умеющими говорить и прорицать. «Отрази троянцев от лагеря, спаси корабли, — говорит Ахилл, — но не увлекайся преследованьем, не подвергай себя опасности! О, пусть бы погибли все и греки и троянцы, — мы бы с тобою одни вдвоём овладели бы Троей!» И впрямь, увидев доспехи Ахилла, троянцы дрогнули и поворотили вспять; и тогда-то Патрокл не удержался и бросился их преследовать. Навстречу ему выходит Сарпедон, сын Зевса, и Зевс, глядя с высоты, колеблется: «Не спасти ли сына?» — а недобрая Гера напоминает:

Наступает утро, Ахилл облачается в божественные доспехи и созывает греческое войско на сходку. Гнев его не угас, но теперь он обращён не на Агамемнона, а на тех, кто погубил его друга, — на троянцев и Гектора. Агамемнону он предлагает примирение, и тот с достоинством его принимает: «Зевс и Судьба ослепили меня, а сам я невинен». Брисеида возвращена Ахиллу, богатые дары внесены в его шатёр, но Ахилл почти на них не смотрит: он рвётся в бой, он хочет мстить.

Наступает четвёртая битва. Зевс снимает запреты: пусть сами боги бьются, за кого хотят! Ратница Афина сходится в бою с неистовым Аресом, державная Гера — с лучницей Артемидой, морской Посейдон должен сойтись с Аполлоном, но тот останавливает его печальными словами: «Нам ли с тобой воевать из-за смертного рода людского? / Листьям недолгим в дубраве подобны сыны человечьи: / Ныне цветут они в силе, а завтра лежат бездыханны. / Распри с тобой не хочу я: пускай они сами враждуют. »

Ахилл страшен. Он схватился с Энеем, но боги вырвали Энея из его рук: Энею не судьба пасть от Ахилла, он должен пережить и Ахилла, и Трою. Разъярённый неудачей, Ахилл губит троянцев без счета, трупы их загромождают реку, речной бог Скамандр нападает на него, захлёстывая валами, но огненный бог Гефест усмиряет речного.

Уцелевшие троянцы толпами бегут спасаться в город; Гектор один, во вчерашних Ахилловых доспехах, прикрывает отступление. На него налетает Ахилл, и Гектор обращается в бегство, вольное и невольное: он боится за себя, но хочет отвлечь Ахилла от других. Три раза обегают они город, а боги смотрят на них с высот. Вновь Зевс колеблется: «Не спасти ли героя?» — но Афина ему напоминает:

«Пусть свершится судьба». Вновь Зевс поднимает весы, на которых лежат два жребия — на этот раз Гекторов и Ахиллов. Чаша Ахилла взлетела ввысь, чаша Гектора наклонилась к подземному царству. И Зевс даёт знак: Аполлону — покинуть Гектора, Афине — прийти на помощь Ахиллу. Афина удерживает Гектора, и он сходится с Ахиллом лицом к лицу. «Обещаю, Ахилл, — говорит Гектор, — если я тебя убью, то сниму с тебя доспехи, а тела не трону; обещай мне то же и ты». «Нет места обещаньям: за Патрокла я сам растерзаю тебя и напьюсь твоей крови!» — кричит Ахилл. Копье Гектора ударяет в Гефестов щит, но тщетно; копье Ахилла ударяет в Гекторово горло, и герой падает со словами: «Бойся мести богов: и ты ведь падёшь вслед за мною». «Знаю, но прежде — ты!» — отвечает Ахилл. Он привязывает тело убитого врага к своей колеснице и гонит коней вокруг Трои, глумясь над погибшим, а на городской стене плачет о Гекторе старый Приам, плачет вдовица Андромаха и все троянцы и троянки.

Патрокл отомщён. Ахилл устраивает другу пышное погребение, убивает над его телом двенадцать троянских пленников, справляет поминки. Казалось бы, гнев его должен утихнуть, но он не утихает. Трижды в день Ахилл гонит свою колесницу с привязанным телом Гектора вокруг Патроклова кургана; труп давно бы разбился о камни, но его незримо оберегал Аполлон. Наконец вмешивается Зевс — через морскую Фетиду он объявляет Ахиллу: «Не свирепствуй сердцем! ведь и тебе уже не долго осталось жить. Будь человечен: прими выкуп и отдай Гектора для погребения». И Ахилл говорит: «Повинуюсь».

Ночью к шатру Ахилла приходит дряхлый царь Приам; с ним — повозка, полная выкупных даров. Сами боги дали ему пройти через греческий лагерь незамеченным. Он припадает к коленям Ахилла: «Вспомни, Ахилл, о твоём отце, о Пелее! Он так же стар; может быть, и его теснят враги; но ему легче, потому что он знает, что ты жив, и надеется, что ты вернёшься. Я же одинок: из всех моих сыновей надеждою мне был только Гектор — и вот его уже нет. Ради отца пожалей меня, Ахилл: вот я целую твою руку, от которой пали мои дети». «Так говоря, он печаль об отце возбудил в нем и слезы — / Оба заплакали громко, в душе о своих вспоминая: / Старец, простершись у ног Ахилла, — о Гекторе храбром, / Сам же Ахилл — то о милом отце, то о друге Патрокле».

Равное горе сближает врагов: только теперь затихает долгий гнев в Ахилловом сердце. Он принимает дары, отдаёт Приаму тело Гектора и обещает не тревожить троянцев, пока они не предадут своего героя земле. Рано на заре возвращается Приам с телом сына в Трою, и начинается оплакивание: плачет над Гектором старая мать, плачет вдова Андромаха, плачет Елена, из-за которой началась когда-то война. Зажигается погребальный костёр, останки собирают в урну, урну опускают в могилу, над могилой насыпают курган, по герою справляют поминальный пир. «Так воителя Гектора Трои сыны погребали» — этой строчкой заканчивается «Илиада».

До конца Троянской войны оставалось ещё немало событий. Троянцы, потеряв Гектора, уже не осмеливались выходить за городские стены. Но на помощь им приходили и бились с Гектором другие, все более дальние народы: из Малой Азии, из сказочной земли амазонок, из дальней Эфиопии. Самым страшным был вождь эфиопов, чёрный исполин Мемнон, тоже сын богини; он сразился с Ахиллом, и Ахилл его ниспроверг. Тогда-то и бросился Ахилл на приступ Трои — тогда-то и погиб он от стрелы Париса, которую направил Аполлон. Греки, потеряв Ахилла, уже не надеялись взять Трою силой — они взяли ее хитростью, заставив троянцев ввезти в город деревянного коня, в котором сидели греческие витязи. Об этом потом расскажет в своей «Энеиде» римский поэт Вергилий. Троя была стёрта с лица земли, а уцелевшие греческие герои пустились в обратный путь.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Анализ «Илиады» Гомера

Автор: Guru · Опубликовано 05.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

Илиада Гомера — полномасштабное художественное открытие, сделанное в колыбели мировой культуры — Древней Греции. Поэт воспел величественным гекзаметром (поэтическим размером) события троянской войны — противостояния греков и троянцев. Это одна из первых эпических поэм в истории человечества. Основу произведения составляет мифология, поэтому читателю представляется двухуровневая композиция, где ход борьбы на земле предопределен на Олимпе. Тем интереснее наблюдать характеры не только людей, но и Богов.

История в поэме

В 13 веке до н.э из северной части Греции пришли могущественные племена ахейцев, которые распространились по греческой земле, заняв южное побережье и острова эгейского моря. Микены, Тиринф и Пилос — крупнейшие города, в каждом из которых был свой царь. Ахейцы хотели заполучить малую Азию на восточном побережье, но там располагалось Троянское государство, столицей которого была Троя (Илион). Троянцы мешали свободной торговле греков в малой Азии, так как именно через Илион проходили товарные пути ахейцев. Жажда заполучения восточного побережья и свободного выхода для торговли и стала причиной войны 1200 года до н.э. Кровопролитная борьба вошла в историю под названием Троянская, а ее участниками стали ахейцы и троянцы. Троя была окружена стеной с зубцами, благодаря которой на осаждение этого города греки потратили 10 лет. Тогда ахейцы соорудили огромного коня, впоследствии названного Троянским, в знак преклонения царю Илиона, а ночью из деревянного дара вышли греческие воины, которые открыли ворота города и Троя пала.

Исследователи и ученые долгое время черпали сведения о событиях Троянской войны из трудов Гомера. История стала основой поэмы «Илиада».

Тематика и проблематика

Уже в первых строках поэмы Гомер раскрывает тематику «Илиады». Одна из тем — гнев Ахилла. Проблема ненависти выдвинута автором в своеобразной манере: он приветствует воинственность противоборствующих сторон, но в то же время сетует на бездумные потери. Недаром богиня раздора играет отрицательную роль в произведении. Так автор выражает свое стремление к миру. «Гнев Ахилла» направляет ход войны, поэтому мы полноправно можем назвать его эмоциональную возбужденность стержневой основой произведения. В ней сосредоточена человеческая слабость: мы не можем устоять, когда нами завладевает агрессия.

Впервые герой пылает ненавистью к Агамемнону. Вождь греков силой забирает Брисеиду – пленницу Ахилла. Герой отныне не учувствует в сражениях, таково наказание царю. Греки сразу начинают терпеть поражения одно за другим, а Ахилл не вступает в бой, даже когда Троянцы вплотную подходят к его лагерю. Агамемнон возвращает Брисеиду герою, в шатер заносят дары в качестве извинений, но Ахилл не смотрит на них. Светлые чувства не успевают занять голову героя, сюжетная линия вновь вспыхивает гневом Ахилла, на этот раз из-за убийства его друга Патрокла. Поскольку Ахилл не участвовал в сражениях, а греческая армия несла серьезные потери – Патрокл вызвался помочь воинам, облачившись в доспехи полубога, получив его воинов и колесницу. Жажда воинской славы помутняет сознание юного Патрокла, и, вступая в схватку с Гектором, он умирает.

Ахилл жаждет мести, теперь он объединяется с Агамемноном, ведь ни что так не сближает, как общий враг. Герой вызывает Гектора на бой, пронзает шею мечом и жестоко обходится с телом врага, привязав его к своей колеснице и протащив до самого лагеря. За свою жестокость он расплачивается сполна, ведь тоже падает на поле боя по воле богов. Так автор порицает агрессию и своенравие человека.

Тема судьбы тоже затронута автором. Герои Гомера не имеют свободы воли, все они — заложники своей судьбы, предначертанной богами. Жители Олимпа полностью контролируют жизнь людей, выясняя через них свои отношения. Мифологическое сознание современников Гомера так представляло себе мир — через призму мифа. Ни одно действие не считали они случайным, везде находя божий промысел.

Проблематика произведения вмещает в себя основные человеческие пороки: зависть, мстительность, честолюбие, жадность, блуд и так далее. Эти преступные страсти одолевают даже богов. Все начинается с зависти, мстительности и себялюбия богинь, продолжается благодаря честолюбию, гордыне, жадности и похоти людей, а заканчивается их жестокостью, хитростью и глупостью. Каждое из этих качеств — проблема, которая, тем не менее, вечна. Автор считает, что пороки родились вместе с людьми и исчезнут они тоже, как явления одного порядка. В дурных чертах он видит не только негатив, но и источник многогранности жизни. Поэт несмотря ни на что воспевает людей такими, какие они есть.

В каком переводе лучше читать?

Перевод «Илиады» Гомера, безусловно, можно считать тяжелым творческим трудом, каждый автор старался «дотронуться» до событий Древней Греции, чтобы в полной мере передать и приблизить читателя к оригинальной поэме. Существует 3 авторских перевода, пользующихся спросом среди читателей – А.А.Сальникова, В.В.Вересаева и Н.И. Гнедича.

Суть произведения

В «Илиаде» Гомера описывается ход Троянской войны. Начинается все на свадьбе Пелея и Фетиды (родители Ахилла), на которой богиня раздора бросает золотое яблоко для «прекраснейшей». Это служит предметом спора между Герой, Афиной и Афродиотой, которые просят троянского царевича Париса рассудить их. Он отдает яблоко Афродите, так как та пообещала ему красивейшую из жен. Тогда-то Гера и Афина становятся непримиримыми врагами Трои.

Поводом к войне послужила обещанная Афродитой прекраснейшая из жен Елена, которая была увезена Парисом от ее законного мужа Менелая. Он впоследствии соберет почти всю Грецию на войну против своего обидчика. Против Трои воюет Ахилл, но не ради восстановления справедливости и воссоединения семьи, он приехал в Трою за славой, ведь именно эта война разнесет его имя далеко за пределы Греции.

Сражения проходят под пристальным наблюдением Богов, которые, как марионетками, управляют людьми, верша исход битвы.

Царь Трои Приам просит отдать тело сына, взывая к чувствам Ахилла, ему удается пробудить сострадание в душе героя, и тот отдает тело, пообещав столько дней мира, сколько понадобится для погребения Гектора. Поэма заканчивается картиной погребения Троянского сына.

Главные герои

Чем заканчивается поэма?

«Илиада» Гомера заканчивается картиной погребения Гектора (сына Приама). В его лице видится предзнаменование падения Трои, хотя еще множество событий произойдет, прежде чем стены города будут захвачены.

Над телом павшего воина плачет Троя. Погребальный костер оставляет лишь прах от тела Гектора, который помещается в урну и опускается в могилу. Сцена заканчивается поминальным пиром.

Значение «Илиады» в культуре

Гомер поэмами «Илиада» и «Одиссея» открывает новую литературную страницу в истории.

В «Илиаде» сливаются воедино история и мифы, боги очеловечиваются, а люди прекрасны, как боги. Тема чести, поднятая здесь Гомером, потом неоднократно поднимется другими писателями. Поэты средних веков стали переделывать поэмы «на свой лад», дополнив «Илиаду» «Троянскими сказаниями». Эпоха ренессанса принесла большое число переводчиков, интересующихся творчеством Гомера. Именно в этот период произведение набирает популярность и за одно столетие принимает облик, приближенный к тому тексту, который мы можем прочитать сейчас. В век просвещения появляется научный подход к поэме, ее содержанию и автору.

Гомер не только открыл литературную страницу в истории, но и вдохновил и до сих пор вдохновляет читателей. От «Илиады» и «Одиссеи» появятся художественные приемы, став основой творчества Старого Света. А Образ слепого автора плотно войдет в представления о писателе Европейского типа.

Источник

Краткое содержание «Илиада»

Всего получено оценок: 2513.

О произведении

Поэма «Илиада» Гомера является одним из величайших произведений Древней Греции, оказавшим большое влияние на мировую литературу. Это классический образец эпической поэмы, в которой описаны события Троянской войны – противостояния троянцев и ахейцев.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Илиады» по главам (песням), а потом проверить знания при помощи теста. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе.

Поэма илиада о чем она

Место и время действия

События поэмы происходят на рубеже XIII–XII вв. до н. э., во время Троянской войны, в Древней Греции.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Песнь 1. Мор. Гнев

Отважный Ахиллес разгневан, и причиной его гнева стало нежелание ахейского вождя Агамемнона вернуть за вознаграждение украденную дочь жреца. В результате Аполлон наслал на ахейцев страшный мор.

Ахиллес потребовал, чтобы Агамемнон вернул девушку отцу, и тот согласился, но с условием, что Ахиллес взамен отдаст ему свою прекрасную наложницу. Оскорбленный воин решил покинуть ахейского вождя, чтобы не « умножать здесь богатств и запасов ». Он пожаловался своей матери, нимфе Фетиде, на нанесенную ему « злую обиду », и та попросила Зевса наказать Агамемнона.

Песнь 2. Сон. Испытание. Беотия, или перечень кораблей

Чтобы сдержать данное Фетиде обещание, Зевс ниспослал Агамемнону обманчивый вещий сон, согласно которому тот должен возглавить войско ахейцев и овладеть « широкоуличной Троей ».

Тем временем в Трое царь Приам узнал о предстоящем сражении и выдвинул собственную армию навстречу ахейцам.

Песнь 3. Клятвы. Обозрение ахейского войска со стены. Единоборство Париса и Менелая

От троянцев вышел вперед Парис и предложил самому храброму ахейцу « выступить против него и помериться в схватке ужасной ». Его противником стал Менелай, и перед битвой обе стороны условились, что победитель заберет Елену и все ее богатство, а война закончится.

Началось сражение между Парисом и Менелаем – настоящим и бывшим супругами Елены. Парис потерпел поражение, и богиня Афродита спасла его от неминуемой смерти. Агамемнон напомнил об условии этой битвы и потребовал выдать Елену.

Песнь 4. Нарушение клятв. Агамемнонов обход

На совете у Зевса богами было решено, чтобы война продолжилась. Зевс послал Афину помочь троянцам нарушить перемирие. Богине удалось внушить одному из воинов пустить « стрелу в Менелая, любимца Ареса ».

Агамемнон, возмущенный столь дерзким нарушением клятвы, поднял свое войско. Началась страшная битва, в ходе которой погибло немало отважных воинов с обеих сторон.

Песнь 5. Подвиги Диомеда

Песнь 6. Встреча Гектора с Андромахой

Когда же « яростный бой меж троян и ахейцев оставили боги », перевес сил оказался на стороне ахейцев. Прорицатель убедил Гектора, чтобы тот повелел всему своему народу молить о помощи богиню Афину Палладу. Исполнив это, Гектор отправился к Парису и упреками вынудил его вновь вернуться на поле боя. Также он встретился с супругой Андромахой, которая умоляла его отказаться от участия в войне. Гектор успокоил жену и напомнил, что « война же – забота мужчины каждого, кто в Илионе родился ».

Песнь 7. Единоборство Гектора и Аякса. Погребение мертвых

Гектор и Парис присоединились к своим воинам, желая « как можно скорее начать воевать и сражаться ». По совету прорицателя Гектор вызвал на бой самого храброго ахейца. Им стал Аякс, который в ходе сражения ранил Гектора, а затем сбил его с ног камнями. Воины готовы были биться до победного конца, но этому помешало наступление ночи. Агамемнон устроил пир в честь отважного Аякса.

Тем временем троянцы организовали собрание, где предложили вернуть ахейцам Елену и ее богатства. Парис высказал свою волю – оставить Елену, но вернуть все ее сокровища. Приам передал это решение ахейцам, а также просьбу временного перемирия для погребения убитых воинов.

Песнь 8. Прерванная битва

Зевс созвал « бессмертных богов на собранье » и запретил под угрозой страшной кары помогать обеим враждующим сторонам. С высоты Олимпа взирал он на битву, и после бросил молнию – признак скорого поражения ахейцев. Троянцы, воодушевленные поддержкой Зевса, обратили в бегство своих врагов. Гера и Паллада были возмущены несправедливостью Вседержателя и хотели было помочь ахейцам, но Зевс их вовремя остановил. С наступлением ночи бой между ахейцами и троянцами был прерван.

Песнь 9. Посольство к Ахиллесу. Просьбы

После поражения в битве ахейцы « объяты были великой тревогой ». В отчаянии Агамемнон решил спасаться бегством. Но соратники отговорили его от этого и посоветовали обратиться за помощью к Ахиллесу. Агамемнон согласился и отправил к Ахиллесу послов, однако ни одному из них не удалось уговорить его возглавить ахейское войско.

Песнь 10. Долония

После бессонной ночи Агамемнон и Менелай созвали всех вождей и на общем совете решили отправить разведчиков в стан врага. Выполнить сложное задание согласились Диомед и Одиссей. Тем временем Гектор также решил отправить лазутчика к ахейцам, и им оказался Долон. Диомед и Одиссей поймали его, выведали все подробности расположения троянского войска, а после убили. Они отправились к стану Реза, убили его и всех его сподвижников, а также увели « коней, величайших, прекраснейших видом ». К ахейцам Одиссей и Диомед вернулись настоящими героями.

Песнь 11. Подвиги Агамемнона

С восходом солнца Зевс послал на поле брани Вражду, и началось очередное сражение ахейцев и троянцев. Силы противников были равны, но к полудню ахейцам удалось разорвать вражеские ряды. Особым мужеством отличился Агамемнон, погубивший немало троянских воинов.

Песнь 12. Бой у стены

Ахейцы надежно укрепились за стеной, в то время как троянцы решили разделиться на пять отрядов и атаковать ее с разных сторон. В очередной раз показав себя бесстрашным воином, Гектор пробил ворота камнем, чем вызвал бегство ахейцев.

Песнь 13. Бой у судов

В этой битве Зевс откровенно благоволил троянцам, в то время как Посейдон « скорбел об ахейцах ». Ему удалось воодушевить их и помочь отразить очередное нападение Гектора. Перевес в битве оказывался то на одной, то на другой стороне, погибло множество отважных воинов.

Песнь 14. Обманутый Зевс

Гера, пожелавшая оказать помощь ахейцам, решила « обмануть эгидодержавного Зевса ». Соблазнив его своими прелестями, богиня ниспослала на Зевса « глубокий и сладкий сон ». Этим воспользовался Посейдон, который оказал существенную поддержку ахейцам. В результате Гектор оказался повержен камнем, и от верной смерти его спасли соратники, вовремя вынесшие его с поля боя. Воодушевленные ахейцы благополучно отразили все атаки троянцев и освободили свои корабли.

Песнь 15. Обратный напор от судов

Пробудившись ото сна, Зевс с удивлением обнаружил бегство троянцев и поверженного Гектора. Он потребовал объяснений от Геры, а после предсказал участь Троянской битвы, если не будет смыто оскорбление с Ахиллеса, как он ранее пообещал Фетиде. Зевс отозвал с поля брани Посейдона и направил Аполлона в качестве помощника Гектору. Отважному воину вновь удалось оттеснить ахейцев к своим кораблям.

Песнь 16. Патроклия

Песнь 17. Подвиги Менелая

Гектор хотел было забрать тело Патрокла на всеобщее поругание, но Менелай принялся рьяно защищать его. Разгорелась страшная битва. Гектору удалось снять доспехи Патрокла, принадлежавшие Ахиллесу, прежде чем ахейцы отвоевали его тело. Менелай отправил гонца к Ахиллесу, чтобы сообщить о смерти Патрокла.

Песнь 18. Изготовление оружия

Песнь 19. Отречение от гнева

Песнь 20. Битва богов

Когда троянцы и ахейцы схлестнулись в страшной битве, Зевс призвал богов принять участие в ней и помогать той или иной стороне по собственному усмотрению. Приближение богов к полю брани ознаменовалось громом, молниями и сотрясением земли. Из-за явного участия богов в сражении долгожданный поединок Ахиллеса и Гектора так и не состоялся, поскольку их всячески оберегали небесные покровители – Афина и Аполлон.

Песнь 21. Битва у реки

Песнь 22. Убийство Гектора

Все троянцы, за исключением Гектора, успели скрыться за спасительной стеной. Родители Гектора умоляли сына одуматься и спастись, но он намеревался сразиться с Ахиллесом. Зевс решил бросить жребий – кому из героев остаться в живых. Повезло Ахиллесу, который в бою смертельно ранил Гектора копьем. Желая как можно больше унизить врага и после смерти, он « к колеснице тело его привязал, голове ж предоставил влачиться ».

Песнь 23. Игры в честь Патрокла

Вернувшись в стан, Ахиллес отдал все возможные почести Патроклу, после чего устроил похоронный пир. Во сне к нему явилась душа усопшего Патрокла, которая потребовала скорейшего захоронения, поскольку ее не принимали в царство Аида. С восходом солнца Ахиллес завершил обряд погребения и в честь друга устроил различные воинские и спортивные состязания.

Песнь 24. Выкуп Гектора

Благодаря покровительству богов Приаму удалось уговорить Ахиллеса вернуть тело убитого им Гектора. Он привез его домой, где троянцы отдали герою заслуженные почести, родственники оплакали его, а после тело сожгли и погребли. Затем « блистательный пир пировали в доме великом Приама, владыки, вскормленного Зевсом ».

Поэма илиада о чем она

Заключение

В основе произведения Гомера лежит древнегреческая мифология, и битву троянцев и ахейцев невозможно представить без прямого участия богов. Красной нитью в поэме проходит тема ненависти, которая привела к многочисленным потерям с обеих сторон.

После ознакомления с кратким пересказом «Илиады» рекомендуем прочесть поэму Гомера в полной версии.

Тест по поэме

Проверьте знание краткого содержания с помощью теста:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *