Подземные галереи коридоры что это
Катакомбы
Катако́мбы (греч. κατω — внизу и греч. κομβος — сплетение). Первоначально катакомбами назывались подземные погребальные галереи под церковью Святого Себастьяна в Риме. Само происхождение слова катакомбы спорно и точно не установлено, но известно, что впервые оно стало употребляться в связи с этим местом погребения.
В настоящее время слово обозначает любые подземные ходы, лабиринты, помещения под землёй, главным образом в городах.
Наиболее известные примеры:
Римские катакомбы были найдены в 1578 году. Они представляют собой подземные переходы, которые иногда заканчиваются прямоугольными помещениями (кубикулами). В некоторых случаях такие системы располагаются ярусами, один под другим. Вдоль стен переходов находятся захоронения рядовых членов общины, в кубикулах — более знатных.
Также похожие на катакомбы погребальные подземные помещения найдены в Анатолии, Турция; в Сузах, Северная Африка; в Трир, Германия; Киев, Украина. Катакомбы в Палермо, Сицилия использовались в 1920-х годах. Катакомбы были популярны в Англии в XIX веке и их можно было увидеть на многих роскошных кладбищах того времени.
На Украине и в России катакомбами также называется сеть заброшенных пещер и туннелей. Эти катакомбы образовались на месте бывших каменоломен. Наиболее известны расположенные в Крыму и на черноморском побережье Одесские катакомбы, Аджимушкайские каменоломни и Николаевские катакомбы. В древности катакомбы использовались для совершения религиозных обрядов и погребения умерших. Позднее они использовались партизанами во время Великой Отечественной войны. Аджимушкайские каменоломни вмещали в себя около 10 тысяч бойцов и беженцев. Многие из них умерли и были похоронены там же. Сейчас на том месте установлены памятники и музеи (теперь это территория города Керчь).
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Катакомбы» в других словарях:
катакомбы — комб, мн. catacombes, нем. Katakombe <ит. catacomba <лат. catacumba <гр. kata под, вниз + kumbe чаша. 1. В древнем Риме и других городах Римской империи обширные подземелья в виде длинных и узких коридоров, служившие первым христианам… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАТАКОМБЫ — (греч. kata внизу, и kumbos свод, углубление). 1) подземелья, назначенная для погребения трупов. 2). Подвалы и особые строения при католических церквах, для погребения умерших. 3) подземные ходы и пещеры в некот. местах Италии. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
КАТАКОМБЫ — (итал. ед. ч. catacomba), системы подземных помещений, обычно искусственного происхождения. Часто служили в древности для отправления культа и захоронений (в Риме, Керчи, Киеве и др.). Некоторые катакомбы (каменоломни) использовались в… … Большой Энциклопедический словарь
Катакомбы — подземные своды, (собств.) погребальныя пещеры первыхъ христіанъ (съ IV и затѣмъ IX вѣка). Ср. Не далѣе какъ на третій день, она уже совершенно спокойно работала и разгуливала себѣ по катакомбамъ, перекидываясь веселыми шуточками. Вс. Крестовскій … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
катакомбы — Подземные полости, нередко образующие лабиринты, искусственного (каменоломни) или естественного происхождения, например, Римские или Одесские катакомбы … Словарь по географии
КАТАКОМБЫ — КАТАКОМБЫ, омб, ед. а, ы, жен. Подземные галереи, коридоры [первонач. те, в к рых спасались христиане от преследований в Древнем Риме]. | прил. катакомбный, ая, ое. Катакомбная церковь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
КАТАКОМБЫ — жен., мн. подземные своды или погребальные пещеры. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Катакомбы — (catacomb), подземная погребальная галерея эпохи раннего христианства в Риме. Получили назв. от св. Себастьяна Пещерника (St Sebastianus ad Catacumbas), принявшего в одной из них муки. В Риме известно 40 таких подземелий за пределами границ древн … Всемирная история
КАТАКОМБЫ — (лат. catacumba, итал. catacomba), подземные гробницы, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины; они состояли из коридоров и камер (крипт) для погребения. Христианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах… … Энциклопедия Кольера
катакомбы — комб; мн. (ед. катакомба, ы; ж.). [итал. catacomba] 1. Обширные подземелья искусственного или естественного происхождения, состоящие из галерей, коридоров и небольших помещений (в древнем Риме и других городах Римской империи служили первым… … Энциклопедический словарь
Мрачное путешествие под землю
Катакомбы святого Калиста, которые Папа Калист выбрал как место официальных папских захоронений, позднее стали местом паломничества и молитв, универсальным символом христианской веры.
Подземная галерея имеет очень сложное строение и уходит в глубину на несколько этажей, которые тянутся на десятки километров, образуя причудливый лабиринт, в котором легко заблудиться. Поэтому туристов в таких путешествиях всегда сопровождает гид, который, как правило, является духовным лицом.
В катакомбах святого Калиста галереи распложены одна над другой, в пять ярусов. В стенах галерей располагались могилы. Самые простые, прямоугольной формы, называются кубикулы. Более богатые носят название аркосоли. В галереях устраивались также особые пространства, называвшиеся криптами: в них хоронили мучеников веры и римских Пап.
Подземные галереи хорошо изучены, но не перестают удивлять исследователей. Так, летом 2003 года на окраине Рима прорвало водопровод и античные катакомбы святого Марцеллина и святого Петра оказались под угрозой затопления. Чтобы спасти святыню, к работам привлекли археологов. Они и обнаружили необычное массовое захоронение за одной из стен галереи. По мнению священников, это были христианские мученики, казненные за их веру. В защиту теории выступал ряд фактов. В частности, место было расположено рядом с хорошо задокументированными христианскими подземельями. Фреска у входа в секретный склеп была тоже явно христианской. За пару недель ученые нашли в братской могиле 46 скелетов и античную золотую монету, что еще раз доказывало, что останки принадлежат не современникам.
К XVII веку Париж настолько разросся, что катакомбы оказались прямо под улицами города. Это было чревато обрушениями, и в 1777 году по приказу Людовика XVI специально сформированная инспекция каменоломен начала укреплять подземелья. Правда, несмотря на все ухищрения, подземные воды Сены продолжают размывать пещеры, и вероятность обвалов сохраняется по сей день.
Катакомбы Парижа, как и их римские аналоги, представляют собой подземное кладбище, но судьба их складывалась иначе. Средневековая католическая церковь хоронила усопших на территории церквей и прилегающих землях. Соответственно, кладбища, как и сами соборы, находились в черте города. Так, с XI века началось массовое захоронение на кладбище Невинных, одном из крупнейших в Париже. Здесь, по данным историков, упокоилось порядка двух миллионов человек, в одной могиле могли находиться останки до полутора тысяч людей. При этом причиной смерти как минимум 50 тысяч усопших была чума. Кладбище Невинных со временем превратилось в рассадник смертельно опасной инфекции, и в 1763 году было решено перенести захоронение за черту города.
Современный турист может осмотреть 2,5 километра подземных ходов: именно такая протяженность катакомб оборудована для посещений. Находится в других частях пещер незаконно, хотя любители острых ощущений регулярно нарушают этот запрет и пробираются под землю через канализационные люки, станции метро и прочие лазейки.
Кстати, парижские подземелья служили не только пристанищем погибших, но и живых: здесь в 1944 году находился штаб участников Сопротивления, а в эпоху холодной войны подземные галереи использовались для защиты от ядерного нападения и были оснащены, как бомбоубежища.
Одесские катакомбы, как и парижские, остались после добычи строительного камня. Хотя бытует мнение, что часть ходов более старая и существовала еще до появления города. Известняк-ракушечник начал использоваться как строительный материал очень давно: люди, жившие более 4 тысячи лет назад на месте современной Одессы, строили из него жилища. С закладкой в 1794 году города-порта строительство развернулось широко, и потребность в строительном камне существенно возросла.
Первый обжитый людьми лабиринт датируется началом XIX века. Более точную дату ученым установить не удалось, поскольку в те далекие времена здесь были трущобы, в которых жители города прятались, в частности, от эпидемии чумы.
Известно, что в годы Великой отечественной войны в катакомбах скрывались партизаны. В наше время для туристов здесь сохранили свидетельства того времени: в 1969 году в поселке Нерубайское был создан подземный Музей партизанской славы. Здесь воссоздан партизанский лагерь, который знакомит с жизнью и бытом людей той эпохи, а в одном из разветвлений расположен мемориальный зал с группой скульптурных композиций, а также представлены оригиналы графических работ солдат, наивные трогательные рисунки.
По словам историков, катакомбы стали и могилой для многих партизан: не знавшие особенностей лабиринтов солдаты так и не сумели найти выход. Во тьме и сырости у человека нарушается восприятие пространства и времени. Здесь можно запросто сойти с ума, так и не дождавшись спасения. Чтобы не пойти по стопам несчастных, посещать катакомбы разрешено только с инструктором или гидом.
Катакомбы капуцинов находятся под Монастырем капуцинов за пределами исторического центра Палермо. К концу XVI века количество живущих в монастыре членов ордена возросло настолько, что возникла острая необходимость во вместительном кладбище. Для этой цели приспособили крипту под храмом. В 1599 году здесь был погребен первый монах, затем к нему «присоединились» несколько ранее скончавшихся братьев по вере. Когда почивших стало больше, капуцины вырыли длинный коридор, где хоронили монахов вплоть до 1871 года. Затем здесь же начали размещать тела благотворителей монастыря, оказывая, таким образом, уважение дарителям.
К XVIII веку катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо. После 1880 года здесь были положены еще несколько усопших. В частности, вице-консул США Джованни Патернити и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются достопримечательностями катакомб. Подземелья официально закрыли для погребений лишь в 1882 году. За три века здесь упокоились около 8 000 человек.
Особенностью местных катакомб являются свойства почвы и атмосферы: они препятствуют разложению. Поэтому тела, предварительно высушенные и обработанные уксусом, мумифицируются и на столетия сохраняются в таком виде в нишах или на полках вдоль стен.
Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Большинство помещенных здесь тел лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах. Останки наряжены в шелковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы, как диктовала мода тех веков.
Небольшая кубикула на пересечении Коридоров женщин и профессионалов отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь находятся тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, медиков, военных. Кстати, якобы именно тут покоятся и останки величайшего представителя золотого века испанской живописи Диего Веласкеса.
Подземная галерея на Баумана: как устроена самая закрытая улица Казани
Луч света в темном царстве никак не пробьется — выход для подземной галереи на Баумана не найден уже много лет. И это при том, что место регулярно притягивает молодежь. На неделе появилось множество снимков, вход туда официально закрыт, но желающие всегда могут найти лазейку. Путешествие под землю не всегда может быть безопасным — благоустройства там никакого нет. Зато планы были далекоидущие, так почему же не сдвинулись с места узнавал Айнур Валихаметов.
Главная пешеходная артерия Казани – улица Баумана, известна не только своим туристическим маршрутом, но и историей. Но мало кто знает, что улица на самом деле еще больше чем кажется, но не в длину, а в глубь.
Другая реальность улицы Баумана на глубине шести метров. Шумный людской поток наверху здесь, кажется, замирает вместе с еле сохранившимися очертаниями на кирпичных стенах.
Марк Шишкин, краевед, экскурсовод г.Казани
— Это место где шла бойкая торговля, и требовалось при себе иметь большие запасы провиантам, холодильников в 19 веке не было и вся еда хранилась в погребах…как раз здесь это представлено? Эти погреба были при доходных домах, частью это были хозяйственные помещения…
Большая проломная улица как называлась Баумана в 18 веке была главной торговой магистралью. В этом месте с одной стороны находилась крупная гостиница «казанское подворье», с другой — дома купцов Жарова, Иванова, Лисицина с общепитом внутри. Для хранения запасов – нужны были большие подвалы.
Древние подвалы торговых точек и трактиров выглядели вот так, большие стены – широкие проходы. И фактически на современной подземной улице – это единственное место, которое сохранилось еще со времен Большой проломной.
Сквозь мрачную завесу затопленного помещения признаки жизни сейчас едва заметны. Здесь давно не проводили никаких работ, а подземная галерея, как ее называют, превратилась в заброшенную свалку. Ее возраст в сравнении с древними подвалами небольшой. Выкапывать начали лишь в начале нулевых, под празднование Тысячелетия Казани. Однако, проект по созданию здесь торговых павильонов, так и не увидел свет – не реализовали.
Марк Шишкин, краевед, экскурсовод г.Казани
— Постройка подземной галереи была часть благоустройства улицы Баумана. По этапам по частям- улицу благоустраивали и вот в конце 90-х годов работы начались здесь. И здесь как раз творческой мастерской Евсеева-Новикова был разработан проект галереи. Ходили слухи, что даже до Булака хотели вывести часть галереи.
В подземном царстве успели сделать лишь свето-вентиляционные отверстия. Это решетки с уже выпавшими стеклами по периметру и купола, которые можно увидеть и на самой улице. Но света здесь все же недостаточно. Перемещаться по затопленным бетонным блокам приходится только с фонарем. Главный коридор предположительно ведет в сторону метро. Однако, железный забор дальше останавливает путь.
Все входы на подземную улицу их около 5 сейчас выглядят вот так, они закрыты и попасть сюда невозможно. Хотя если пройти чуть дальше, видно, что строители спуску уделяли особое внимание. Есть лестницы, которые дальше ведут в помещение.
Подземных катакомб на Баумана несколько. Коридоры дальше соединяются с еще одной улицей под Профсоюзной. Часть раньше принадлежала частной компании. Сейчас и у этой стороны муниципальной и у той статус незавершенного строительства. Доступ для прохода закрыт. Но судя по разукрашенным стенам, подземная галерея все же стала домом искусства, правда пока только для райтеров.
Айнур Валиахметов, Ренат Сахибгареев
alexandr_palkin
МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО
БУДУЩЕЕ РОССИИ РОЖДАЕТСЯ В КАЖДОМ ИЗ НАС
Недавно в Турции (Каппадокия) обнаружен огромный комплекс подземных городов, расположенных на нескольких ярусах и соединенных тоннелями. Подземные убежища сооружены неизвестным народом в незапамятные времена.
Эрик фон Дэникен в книге «По следам Всемогущих» так описывает эти убежища:
…были обнаружены гигантские подземные города, рассчитанные на многие тысячи жителей. Наиболее известные из них находятся под современной деревней Деринкую. Входы в подземный мир спрятаны под домами. Тут и там на местности встречаются вентиляционные отверстия, ведущие далеко вглубь. Подземелье прорезано тоннелями, соединяющими помещения. Первый от деревни Деринкую этаж занимает площадь четыре квадратных километра, а помещение пятого этажа вмещают 10 тысяч человек. По оценкам, в этом подземном комплексе могут одновременно поместиться 300 тысяч человек.
Только подземные сооружения Деринкую насчитывают 52 вентиляционные шахты и 15 тысяч входов. Самая большая шахта достигает глубины 85 метров. Нижняя часть города служила резервуаром для воды…
На сегодняшний день в этой местности обнаружены 36 подземных городов. Не все они имеют масштабы Каймакли или Деринкую, но их планы были тщательно разработаны. Люди, хорошо знающие эту местность, считают, что здесь существует еще множество подземных сооружений. Все известные на сегодняшний день города соединены между собой тоннелями.
Эти подземные убежища с огромными каменными задвижками, складами, кухнями и вентиляционными шахтами демонстрируются в документальном фильме Эрика фон Дэникена «По следам Всемогущих». Автор фильма предположил, что древние люди прятались в них от некоей угрозы, исходившей с небес.
Во многих регионах нашей планеты существуют многочисленные загадочные подземные сооружения непонятного для нас предназначения. В пустыне Сахара (оазис Гат) у алжирской границы (10° западной долготы и 25° северной широты) под землей расположена целая система тоннелей и подземных коммуникаций, которые вырублены в скальной породе. Высота главных штолен 3 метра, ширина – 4 метра. В некоторых местах расстояние между тоннелями составляет менее 6 метров. Средняя длина тоннелей – 4,8 километра, а общая их протяженность (вместе с вспомогательными штольнями) составляет 1600 километров.
Современный тоннель под проливом Ла-Манш выглядит детской забавой по сравнению с этими сооружениями. Существует предположение, что эти подземные коридоры предназначались для водоснабжения пустынных районов Сахары. Но было бы гораздо проще прорыть оросительные каналы на поверхности земли. К тому же в те далекие времена климат в этом регионе был влажным, выпадали обильные осадки – и особой нужды в орошении земель не было.
Чтобы прорыть эти ходы под землей, необходимо было извлечь 20 миллионов кубометров скальной породы – это во много раз превышает объем всех построенных египетских пирамид. Труд поистине титанический. Осуществить строительство подземных коммуникаций в таком объеме с применением даже современных технических средств почти невозможно. Ученые же относят эти подземные коммуникации к 5 тысячелетию до н. э., то есть к моменту, когда наши предки только научились строить примитивные хижины и пользоваться каменными орудиями труда. Кто же тогда построил эти грандиозные тоннели и для каких целей?
В первой половине XVI века Франциско Пизарро обнаружил в перуанских Андах вход в пещеру, закрытый скальными блоками. Он располагался на высоте 6770 метров над уровнем моря на горе Хуаскаран. Спелеологическая экспедиция, организованная в 1971 году, осматривая состоящую из нескольких уровней систему тоннелей, обнаружила герметичные двери, которые, несмотря на свою массивность, легко поворачивались, открывая вход. Пол подземных ходов вымощен блоками, обработанными таким образом, чтобы исключить скольжение (тоннели, ведущие к океану, имеют наклон около 14°). По различным оценкам, общая протяженность коммуникаций составляет от 88 до 105 километров. Предполагается, что ранее тоннели вели к острову Гуанапе, но проверить эту гипотезу достаточно сложно, потому что ходы заканчиваются озером соленой морской воды.
В 1965 году в Эквадоре (провинция Морона-Сантьяго), между городами Галаквиза, Сан-Антонио и Йопи, аргентинец Хуан Морич обнаружил систему тоннелей и вентиляционных шахт общей протяженностью несколько сотен километров. Вход в эту систему выглядит как аккуратный вырез в скале размером с амбарные ворота. Тоннели имеют прямоугольное сечение с изменяющейся шириной и иногда поворачивают под прямым углом. Стены подземных коммуникаций покрыты своеобразной глазурью, словно они обработаны каким-то растворителем или подверглись воздействию высокой температуры. Интересно, что у выхода не обнаружено отвалов породы из тоннелей.
Подземный ход последовательно приводит к подземным платформам и огромным залам, расположенным на глубине 240 метров, с вентиляционными отверстиями шириной 70 сантиметров. В центре одного из залов размером 110 x 130 метров расположен стол и семь тронов из неизвестного материала, похожего на пластик. Там же обнаружена целая галерея больших золотых фигур, изображающих животных: слонов, крокодилов, львов, верблюдов, бизонов, медведей, обезьян, волков, ягуаров, крабов, улиток и даже динозавров. Исследователи нашли также «библиотеку», состоящую из нескольких тысяч металлических тисненых пластин размером 45 x 90 сантиметров, покрытых непонятными знаками. Священник отец Карло Креспи, проводивший там археологические исследования с разрешения Ватикана, утверждает:
Все находки, вынесенные из тоннелей, относятся к дохристианской эпохе, а бОльшая часть символов и доисторических образов древнее времен Потопа.
В 1972 году Эрик фон Дэникен встретился с Хуаном Моричем и уговорил его показать древние тоннели. Исследователь согласился, но с одним условием – не фотографировать подземные лабиринты. В своей книге Дэникен пишет:
Чтобы мы лучше поняли происходящее, проводники заставили нас пройти последние 40 километров пешком. Мы очень устали; тропики измотали нас. Наконец мы подошли к холму, имеющему много входов в глубины Земли.
Выбранный нами вход был почти невидимым из-за закрывающей его растительности. По ширине он был больше железнодорожной станции. Мы прошли по тоннелю, имевшему примерно 40 метров в ширину; его ровный потолок не выказывал никаких признаков соединяющих устройств.
Вход в него располагался у подножия холма Лос-Тайос, и, по крайней мере, первые 200 метров шли просто вниз в направлении центра массива. Высота тоннеля равнялась примерно 230 сантиметрам, имелся пол, частично покрытый птичьим пометом, слоем примерно 80 сантиметров. Среди мусора и помета все время попадались металлические и каменные фигурки. Пол был сложен из обработанного камня.
Мы освещали себе дорогу карбидными лампами. Никаких следов копоти в этих пещерах не было. По преданию, их обитатели освещали дорогу золотыми зеркалами, отражавшими солнечный свет, или системой собирания света с использованием изумрудов. Это последнее решение напоминало нам принцип лазера. Стены покрыты тоже очень хорошо обработанными камнями. Восхищение, вызванное постройками Мачу-Пикчу, уменьшается, когда видишь эту работу. Камень гладко отполирован и имеет прямые кромки. Ребра не скруглены. Места соединения камней едва заметны. Судя по некоторым лежавшим на полу обработанным блокам, оседаний не было, поскольку окружающие стены закончены и полностью отделаны. Что это – неаккуратность создателей, которые, закончив работу, оставили за собой куски, или они думали продолжить свое занятие?
Стены почти полностью покрыты рельефами животных – как современных, так и вымерших. Динозавры, слоны, ягуары, крокодилы, обезьяны, раки – все направлялись к центру. Мы нашли вырезанную надпись – квадрат с закругленными углами, со стороной примерно 12 сантиметров. Группы геометрических фигур варьировались между двумя и четырьмя единицами различной длины, выглядевшими размещенными в вертикальной и горизонтальной форме. От одного к другому этот порядок не повторялся. Является ли это системой счисления или компьютерной программой? На всякий случай экспедиция была экипирована кислородоподаю-щей системой, но она не понадобилась. Даже сегодня вертикально врезанные в холм вентиляционные каналы хорошо сохранились и выполняли свою функцию. При выходе на поверхность некоторые из них накрыты крышками. Извне их обнаружить трудно, лишь иногда среди групп камней показывается бездонный колодец.
Потолок в тоннеле низкий, без рельефа. Внешне он выглядит как сделанный из грубого обработанного камня. Тем не менее на ощупь он мягкий. Жара и сырость исчезли, делая путь легче. Мы дошли до стены из обработанного камня, которая разделила наш путь. По обе стороны широкого туннеля, по которому мы спускались, открывался путь к более узкому проходу. Мы перешли к одному из тех, который шел налево. Позднее мы обнаружили, что другой проход вел в том же направлении. Этими проходами мы прошли примерно 1200 метров, и только для того, чтобы найти каменную стену, закрывавшую наш путь. Наш проводник протянул руку к какой-то точке, и одновременно открылись две каменные двери шириной 35 сантиметров.
Мы остановились, затаив дыхание, у зева огромной пещеры с размерами, которые невозможно определить невооруженным взглядом. Одна сторона была высотой около 5 метров. Размеры пещеры составляли примерно 110 x 130 метров, хотя ее форма не прямоугольная.
Проводник свистнул, и разные тени пересекли «жилую комнату». Летели птицы, бабочки, никто не понял, куда. Открылись различные туннели. Наш проводник сказал, что эта Большая Комната всегда остается чистой. Повсюду на стенах нарисованы животные и вычерчены квадраты. Причем все они соединяются друг с другом. В середине Жилой Комнаты стоял стол и несколько стульев. Мужчины садятся, откинувшись на спинки; но эти стулья для людей более высокого роста. Они сконструированы для статуй высотой примерно 2 метра. На первый взгляд стол и стулья сделаны из простого камня. Однако если прикоснуться, то они окажутся из пластического материала, почти изношенного и совершенно гладкого. Стол размером примерно 3 x 6 метров поддерживается только цилиндрическим основанием диаметром 77 сантиметров.
Толщина верха около 30 сантиметров. По одной его стороне стоят пять стульев, по другой – шесть или семь. Если коснуться внутренней части крышки стола, то чувствуется текстура и холод камня, заставляющие думать, что он покрыт неизвестным материалом. Сначала проводник повел нас к еще одной скрытой двери. И снова две секции камня открылись без усилий, давая вход еще в одно жилое помещение, но меньшего размера. В нем была масса полок с томами, а в середине между ними проход, как на современном книжном складе. Они тоже были сделаны из какого-то холодного материала, мягкие, но с краями, которые почти резали кожу. Камень, окаменевшее дерево или металл? Трудно понять.
Каждый такой том был 90 сантиметров высотой и 45 сантиметров толщиной и содержал около 400 обработанных золотых страничек. Эти книги имеют металлические обложки в 4 миллиметра толщиной, и цветом они темнее, чем сами страницы. Они не сшиты, но скреплены как-то иначе. Неосторожность одного из посетителей обратила наше внимание на еще одну деталь. Он схватил одну из металлических страниц, которая, несмотря на толщину в доли миллиметра, была крепкая и ровная. Тетрадь без обложки упала на пол и при попытке ее поднять морщилась, как бумага. На каждой странице была гравировка, такая ювелирная, что кажется, будто написано чернилами. Может, это подземное хранилище какой-то космической библиотеки?
Страницы этих томов разделены на различные квадраты со скругленными углами. Здесь, возможно, намного легче понять эти иероглифы, абстрактные символы, а также и стилизованные человеческие фигурки – головы с лучами, руки с тремя, четырьмя и пятью пальцами. Среди этих символов один похож на большую вырезанную надпись, найденную в музее церкви Богоматери в Куэнке. Наверное, она принадлежит к золотым предметам, предположительно унесенным из Лос-Тайос. Она имеет 52 сантиметра в длину, 14 сантиметров в ширину и 4 сантиметра в глубину, с 56 различными знаками, вполне могущими быть алфавитом… Посещение Куэнки оказалось очень важным для нас, потому что можно было увидеть предметы, выставленные отцом Креспи в церкви Богоматери, а также выслушать легенды о местных белых богах, светловолосых и голубоглазых, время от времени бывавших в этой стране… Местожительство их неизвестно, хотя предполагается, что обитали они в неизвестном городе близ Куэнки. Хотя темнокожее коренное население считает, что они приносят счастье, но боится их мысленной силы, так как те практикуют телепатию и, как говорят, могут бесконтактно левитировать предметы. Их средний рост 185 сантиметров у женщин и 190 – у мужчин. Им определенно подойдут стулья Большой Жилой Комнаты в Лос-Тайос.
Многочисленные иллюстрации удивительных подземных находок можно увидеть в книге фон Дэникена «Золото богов». Когда Хуан Морич сообщил о своей находке, для исследования тоннелей была организована совместная англо-эквадорская экспедиция. Ее почетный советник Нейл Армстронг сказал по поводу полученных результатов:
Признаки человеческой жизни под землей были найдены, и это, возможно, окажется главным всемирным археологическим открытием века.
После этого интервью информации о загадочных подземельях больше не поступало, а район, где они расположены, ныне закрыт для посещения иностранцев.
Убежища для защиты от катаклизмов, обрушившихся на Землю во время ее сближения с нейтронной звездой, а также от всевозможных бедствий, которые сопровождали войны богов, строились на всем земном шаре. Дольмены, которые представляют собой своеобразные каменные блиндажи, перекрытые массивной плитой и с небольшим круглым отверстием для входа, предназначались для тех же целей, что и подземные сооружения, то есть служили в качестве убежища. Эти каменные строения находят в разных частях света – Индии, Иордании, Сирии, Палестине, Сицилии, Англии, Франции, Бельгии, Испании, Корее, Сибири, Грузии, Азербайджане. При этом дольмены, расположенные в разных уголках нашей планеты, удивительно похожи друг на друга, словно изготовлены по типовому проекту. Согласно преданиям и мифам различных народов, их строили карлики, а также люди, но у последних постройки получались более примитивными, поскольку они использовали грубо обработанные камни.
При строительстве этих сооружений иногда делались специальные гасящие колебания прослойки под фундамент, которые защищали дольмены от землетрясений. Например, древнее строение, расположенное в Азербайджане около села Горикиди, имеет два демпфирующих яруса. В египетских пирамидах тоже обнаружены камеры, заполненные песком, которые служили для этих же целей.
Поразительна и точность подгонки массивных каменных плит дольменов. Даже с помощью современных технических средств собрать дольмен из готовых блоков очень сложно. Вот как А. Формозов описывает в книге «Памятники первобытного искусства» попытку перевезти один из дольменов:
В 1960 году решено было перевезти из Эшери какой-нибудь дольмен в Сухуми – во двор абхазского музея. Выбрали самый маленький и подвели к нему подъемный кран. Как ни закрепляли петли стального троса к покровной плите, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик им оказалось не по силам. Ровно год крыша лежала в Эшери, дожидаясь, когда в Сухуми прибудет механизм помощнее. В 1961 году с помощью нового механизма все камни погрузили на автомашины. Но главное было впереди: собрать домик заново. Реконструкция осуществлена лишь частично. Крышу опустили на четыре стены, но развернуть ее так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, не смогли. В древности плиты были пригнаны друг к другу настолько близко, что клинок ножа между ними не пролезал. Теперь тут остался большой зазор.
В настоящее время в различных регионах планеты обнаружены многочисленные древние катакомбы, неизвестно когда и кем вырытые. Существует предположение, что эти подземные многоярусные галереи образовались в процессе извлечения камня для строительства зданий. Но зачем было затрачивать титанический труд, выдалбливая блоки из крепчайших горных пород в узких подземных галереях, когда поблизости имеются такие же горные породы, причем располагающиеся непосредственно на земной поверхности?
Древние катакомбы найдены под Парижем, в Италии (Рим, Неаполь), Испании, на островах Сицилия и Мальта, в Сиракузах, Германии, Чехии, Украине, Крыму. Российским обществом спелеологических исследований (РОСИ) проведена огромная работа по составлению кадастра искусственных пещер и подземных архитектурных сооружений на территории бывшего Советского Союза. В настоящее время уже собраны сведения о 2500 объектах катакомбного типа, относящихся к различным эпохам. Самые древние подземелья датируются 14 тысячелетием до н. э. (урочище Каменная могила в Запорожской области).
Парижские катакомбы – сеть извилистых искусственных подземных галерей. Их общая протяженность – от 187 до 300 километров. Самые древние тоннели существовали еще до Рождества Христова. В эпоху Средневековья (XII век) в катакомбах стали добывать известняк и гипс, в результате этого сеть подземных галерей была значительно расширена. Позже подземелья использовались для захоронения умерших. В настоящее время под Парижем покоятся останки около 6 миллионов человек.
Подземелья Рима, возможно, очень древние. Под городом и его окрестностях найдено более40 катакомб, вырубленных в пористом вулканическом туфе. Протяженность галерей, по самым скромным оценкам, составляет от 100 до 150 километров, а возможно, и превышает 500 километров. Во времена Римской империи подземелья использовались для погребения умерших: в галереях катакомб и многочисленных отдельных погребальных камерах насчитывается от 600 тысяч до 800 тысяч захоронений. В начале нашей эры в катакомбах располагались церкви и часовни раннехристианских общин.
В окрестностях Неаполя обнаружено около 700 катакомб, состоящих из тоннелей, галерей, пещер и секретных ходов. Самые древние подземелья датируются 4500 годом до н. э.Спелеологи обнаружили под землей водопроводы, акведуки и цистерны для воды, помещения, где ранее хранились запасы продуктов. В годы Второй мировой войны катакомбы использовались в качестве бомбоубежищ.
Одной из достопримечательностей древней мальтийской культуры считается Гипогеум – подземное убежище катакомб-ного типа, уходящее на несколько этажей в глубину. На протяжении веков (между 3200 и 2900 годами до н. э.) его выдалбливали в твердой гранитной породе при помощи каменных орудий. Уже в наше время на нижнем ярусе этого подземного города исследователи обнаружили останки 6 тысяч человек, захороненных с различными ритуальными предметами.
Возможно, загадочные подземные сооружения использовались людьми в качестве убежищ от различных катаклизмов, происходивших на Земле неоднократно. Сохранившиеся в различных источниках описания грандиозных сражений между инопланетянами, происходивших в далеком прошлом на нашей планете, наводят на мысли о том, что подземелья могли служить бомбоубежищами или бункерами.
Симонов В. А. Внеземной след в истории человечества