Подземелье ведьм о чем
«Подземелье ведьм» — необычный фантастический фильм, снятый странами, которых больше нет
В 1989 году СССР переживал не самые лучшие времена. Перестройка закончилась, разрушив все, но ничего так и не построив. Почти все отрасли хозяйства лежали в руинах, а на полках магазинов было пусто. Несмотря на это, киностудия имени Довженко, совместно с чехословацкими кинематографистами, смогла снять фильм. «Подземелье ведьм» – смесь фантастики, фэнтези и эротики, стал настоящим событием для любителей кино.
Наш ответ Голливуду
Кинокартина, снятая в 1989 году двумя странами, которых сейчас нет на карте, стал «нашим ответом Голливуду». В конце 80‑х страну захлестнула мода на видеосалоны. На голову неизбалованных советских граждан обрушилась лавина боевиков, фантастики и эротики. Можно сказать, что «Подземелье ведьм» был откровенно слабым фильмом, на фоне американских шедевров. Но не стоит забывать, что это был «первый блин», увы, ставший и последним.
Автором сценария «Подземелья ведьм» стал советский фантаст Кир Булычев. По его произведениям уже были сняты сериалы «Гостья из будущего», фильмы «Через тернии к звездам», «Лиловый шар» и мультфильм «Тайна третьей планеты». К сожалению, Булычев был, в первую очередь, детским писателем. Поэтому первое советское фэнтези вышло немного сказочным и несерьезным.
Создатели фильма смело экспериментировали и, не стесняясь, заимствовали у западных коллег все, что понравилось. В картине заметно влияние «Звездных войн», «Конана-варвара» и других киношедевров. Сюжетная линия же напоминала роман «Трудно быть богом» братьев Стругацких.
Актерский состав: новые герои и старая школа
В фильме есть и актеры «старой школы», такие как Николай Караченцов. К сожалению, для того чтобы показать свой талант, актеру просто не хватило времени. Его герой – эпизодический и в сценарии его очень мало. Главный женский персонаж воплотила на экране Марина Левтова – она сыграла дочь вождя. С актрисой в фильме есть даже несколько эротических моментов.
Можно сказать, что с таким актерским составом снять откровенно плохой фильм не получится. Так и вышло. Хотя сейчас «Подземелье ведьм» регулярно попадает в хит-парады перестроечной «клюквы», для своего времени фильм был неплохим. Не помешало даже то, что он стал первым полнометражным в творчестве режиссера Юрия Морозова.
Атмосфера фильма
В конце 80‑х у кинематографистов не было возможности выезжать для съемок за рубеж. Да и не было необходимости. Все инопланетные локации легко нашли в Крыму – в его степной и горной зонах. Костюмы героев и декорации выполнены неплохо, хотя и сильно уступают зарубежным. Спецэффекты в картине ограничиваются работой каскадеров, которые в очередной раз не подвели. Действо получилось зрелищное, хотя и довольно наивное.
В «Подземелье ведьм» буквально всюду видна нехватка бюджета. В первую очередь это бросается в глаза из-за обилия прекрасных крымских пейзажей – это время можно было бы занять более интересными кадрами. Операторская работа тоже уступает американской школе, не исключено, что из-за возможностей аппаратуры.
Фильм «Подземелье ведьм» вышел неоднозначным. Хороший сюжет, отличный актерский состав и зрелищные трюки, контрастировали со слабой технической частью. Но больше всего раздражает в этой картине попытка авторов объять необъятное – ухватившись за разные жанры и подражая признанной классике фантастики.
Но для 1989 года «Подземелье ведьм» было настоящим прорывом и зрители приняли фильм благосклонно, несмотря на серьезную голливудскую конкуренцию. Сейчас посмотреть его стоит хотя бы потому, что это отличный пример постперестроечного кинематографа, со всеми его плюсами и минусами.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Подземелье ведьм
«Подземелье ведьм» — советско-чехословацкий научно-фантастический фильм 1990 года по одноимëнному роману Кира Булычёва.
Содержание
Сюжет
Будущее. Экспедиция землян-исследователей прилетает на далекую планету Эвур (Эволюционный урод), напоминающую Землю, с биосферой, близкой к земной, и не отличимыми от землян аборигенами, находящимися на стадии первобытного общества. Здесь много странностей, например, высшие млекопитающие соседствуют с невымершими крупными рептилиями типа динозавров, а вождь дикарей Октин-Хаш сражается стальным мечом, хотя местной цивилизации железо неизвестно.
После вероломного нападения племени Октин-Хаша на базу землян в живых остаются только этнолог Андрей Брюс и переводчик Жан, взятые в плен. Дикари отводят Жана на берег реки, к Святилищу Ведьм, где его забирают с собой таинственные люди в чёрном. Андрей же бежит из плена, и с помощью девушки-аборигенки Биллегурри (Белогурочки) отправляется спасать друга. Героям предстоит пережить много опасностей, чтобы в конце концов найти разгадку многочисленных тайн, связанных со странной планетой и узнать о беспрецедентном эксперименте по объединению различных эпох времени, поставленном здесь некогда высокоразвитыми инопланетянами.
В ролях
Интересные факты о фильме
См. также
Примечания
Ссылки
¹ По оригинальному сценарию.
Полезное
Смотреть что такое «Подземелье ведьм» в других словарях:
ПОДЗЕМЕЛЬЕ ВЕДЬМ — «ПОДЗЕМЕЛЬЕ ВЕДЬМ», СССР Чехословакия, Чехославацкое ТВ/Ладья (киностудия им. М. Горького), 1990, цв., 85 мин. Фантастика. По одноименной повести К.Булычева. Земляне астронавты, попав на планету с полным отсутствием признаков цивилизации,… … Энциклопедия кино
Подземелье ведьм (фильм) — Подземелье ведьм Режиссёр Юрий Мороз В главных ролях Сергей Жигунов, Дмитрий Певцов, Марина Левтова, Николай Караченцев Год 1989 … Википедия
Кир Булычёв — У этого термина существуют и другие значения, см. Булычёв (фамилия). Кир Булычёв Игорь Можейко (Кир Булычёв) в 1997 году Имя при рождении: Игорь Всеволодович Можейко Псевдонимы: Игорь Всеволодович Всеволодов, Николай Ложкин, Маун Сейн Джи, Лев … Википедия
Мороз, Юрий Павлович — Юрий Мороз Имя при рождении: Юрий Павлович Мороз Дата рождения: 29 сентября 1956(1956 09 29) (56 лет) Место рождения: Краснодон Ворошиловоградской области … Википедия
Булычев, Кир — Кир Булычёв Писатель фантаст Имя при рождении: Игорь Всеволодович Можейко Псевдонимы: Кир Булычёв Дата рождения: 18 октября 1934 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти … Википедия
Булычев Кир — Кир Булычёв Писатель фантаст Имя при рождении: Игорь Всеволодович Можейко Псевдонимы: Кир Булычёв Дата рождения: 18 октября 1934 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти … Википедия
Булычёв, Кир — Кир Булычёв Писатель фантаст Имя при рождении: Игорь Всеволодович Можейко Псевдонимы: Кир Булычёв Дата рождения: 18 октября 1934 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти … Википедия
Игорь Всеволодович Можейко — Кир Булычёв Писатель фантаст Имя при рождении: Игорь Всеволодович Можейко Псевдонимы: Кир Булычёв Дата рождения: 18 октября 1934 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти … Википедия
Игорь Можейко — Кир Булычёв Писатель фантаст Имя при рождении: Игорь Всеволодович Можейко Псевдонимы: Кир Булычёв Дата рождения: 18 октября 1934 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти … Википедия
Кир Булычев — Кир Булычёв Писатель фантаст Имя при рождении: Игорь Всеволодович Можейко Псевдонимы: Кир Булычёв Дата рождения: 18 октября 1934 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти … Википедия
15 занимательных фактов о фантастическом боевике «Подземелье ведьм»
В прошлом году исполнилось тридцать лет со дня выхода на экраны советского фантастического боевика «Подземелье ведьм».
Итак, представьте себе конец восьмидесятых годов, Советский Союз стремительно летит к окончанию своего существования. Перемены (и не всегда к лучшему) наблюдались невооруженным глазом фактически во всех вопросах, и киноискусство исключением понятное дело не было…
В те годы качество советского кинематографа стремительно падало, так как «творцы» получили возможность «творить» что хотят, и с энтузиазмом принялись за дело, снимая в большинстве своем полную ерунду и/или копируя голливудское кино с видеокассет. Но были ли исключения? Конечно же были!
Режиссер Юрий Мороз в одном из интервью честно признавался, что во время создания «Подземелья ведьм» он действительно вдохновлялся голливудской фантастикой. Кто бы сомневался.
Сценаристом фильма стал Кир Булычев, который самостоятельно адаптировал собственную повесть в формат сценария.
После недолгого выбора актера на главную роль, был утвержден Сергей Жигунов, отлично известный отечественному зрителю по приключенческому мини-сериалу «Гардемарины, вперед!».
К сожалению, мы уже вряд ли точно узнаем, по настоянию ли режиссера, или по собственному желанию Жигунов перед началам съемок пошел в «качалочку»…
Музыку к фильму «Подземелье ведьм» написал знаменитый советский и российский композитор Максим Дунаевский. Ну, а песню для финальных титров исполнила популярная тогда советская поп-певица Маша Распутина.
А знаете ли вы что главного героя, которого сыграл Сергей Жигунов, озвучил совсем другой актер — Владимир Антоник.
«Подземелье ведьм» было снято совместно киностудиями Советского Союза и Чехословакии.
Комбинированные съемки фильма проходили в Чехословакии, на студии «Баррандов», а натуральные съемки малость поближе — на территории Крыма (Коктебель, Белая скала и прочие локации).
По слухам сам Кир Булычев должен был появиться в эпизодической роли, но писатель эту информацию отвергал…
Язык варваров «далекой-далекой планеты» создал Лев Миронович Минц — профессор лингвистики и журналист знаменитого советского журнала «Вокруг света». Я помню, с большим удовольствием этот журнал читал!
По традиции советские фантасты верили в «счастливое будущее» по этой причине на комбинезонах мы видим флаги СССР. Прости нас Юра!
Любители компьютера ZX-SPECTRUM вскоре создали текстовую quest-игры по мотивам фильма.
После выхода «Подземелья ведьм» на экраны, началась критика. Любители книжной фантастики сразу приметили схожесть событий в фильме с романом Гарри Гаррисона «Конные варвары», который входит в цикл «Неукротимая планета».
Ну, а «профессиональные критики» (к примеру, такие как из журнала «Советский экран) выразили мнение, что фильм это вторичное зрелище в стиле Голливуда…
«Подземелье ведьм»
Фильм «Подземелье ведьм» основывается на одноименной фантастической повести Кира Булычева. И как все произведения этого любимого многими советского фантаста – добр, слегка наивен и захватывающе интересен.
1990 г.
Режиссер: Юрий Мороз.
В ролях: Сергей Жигунов, Николай Караченцов, Дмитрий Певцов, Марина Левтова
Крымские пейзажи в фильме Подземелье ведьм
Сюжет
Группа землян-астронавтов из космической экспедиции исследует таинственную, затерянную в глубинах космоса планету Эвур. Она населена животными разных исторических эпох и полудикими воинственными племенами. Здесь полностью нарушены законы эволюции – рядом охотятся динозавры и мамонты, люди каменного века и вооруженные средневековыми мечами кочевники. Экспедиции предстоит выяснить загадку этой планеты.
Подземелье ведьм, крымские съемки
Этот фильм можно с уверенностью назвать первым качественным советским фэнтэзи! Ведь кадры, показывающие полет в космосе исследовательских кораблей землян почти не уступают спилберговским «Звездным войнам». А шварцнейгеровский Конан-варвар выглядит понаивнее и попроще, чем наш Жигунов, размахивающий смертоносным мечем. Конечно, диплодоки, мамонты, птеродактили, гигантские насекомые, огромная акула, более уместны для детского кукольного театра. В фильме же их как-то не страшно. Но у Кира Булычева даже злодеи всегда выглядят не по-злодейски. Чудовища из «Лилового шара» (кстати, тоже снимался в Крыму – на Ай-Петри), Весельчак и Крыс, обижавшие Алису Селезневу, злыдни из «Подземелья ведьм»… Может, поэтому мы и любим его произведения и эти фильмы?
Крымские пейзажи в фильме «Подземелье ведьм»
В начале фильма показывают одну из битв между племенами. Тут с легкостью узнаются пейзажи окрестностей Коктебеля – Тихая бухта и склоны горы Кучук-Янышар (там, где могила Макса Волошина). Лаборатория и база исследователей, впоследствии разрушенная воинами Октин-Хаша, расположена у подножия Белой скалы (Ак-кая) у Белогорска. Тут же в окрестностях Белой скалы и, отделяющей ее с северо-запада Красной балки происходили съемки многих кадров фильма – погони, стойбища кочевников. Город племени располагался в криптах пещерного города Эски-кермен. Моменты погони снимались на Карадаге, а так же где-то на одной из крымских яйл и в старом буковом лесу. Так что на далекой планете Эвур типично крымский ландшафт!
Тихая бухта – одно из мест съемок фильма Подземелье ведьм
Ну а само подземелье ведьм находилось под гладью известного многим туристам озера под Мангупом. В фильме озеро у подножия Мангуп-кале еще не застроено заведениями восточного общепита, который сейчас разбросан у подножия этого популярного экскурсионного объекта. Вход в подземелье по задумке режиссера начинался на островке посредине озера. А подступы в подземелье таинственных ведьм, которые оказались роботами-андроидами, охраняла гигантская акула-людоед. Поэтому любителям искупаться в мутных водах мангупского озера стоит задуматься. А вдруг здесь как в любой сказке есть доля правды?
Озеро у Мангуп-кале, где проходили съемки
В итоге фильма стало все хорошо. Наши победили и влюбленные герои Жугунова с Левтовой страстно обнимаются на фоне Белой скалы. А еще сюрпризом для зрителя оказалась добрая песня «Я и ты» в исполнении Маши Распутиной, на стихи Леонида Петровича Дербенева и музыку Максима Дунаевского. Фильм хороший, добрый и очень крымский.
Рецензии на книгу «Подземелье ведьм» Кир Булычев
Ведьмы, динозавры и отважный агент Космофлота
– Хуже другое: Октин Хаш набрался опыта общения с пришельцами с неба. Он вкусил их крови. И это погубило наших с тобой товарищей. Опасно быть богом…
– Опасно полагать себя богом, – поправил Андрея Жан.
Еще одна отличная история от советского мэтра фантастики Кира Булычева. Чем больше я его читаю, тем больше я его люблю. Вот и прочитанное за один присест (оторваться невозможно, да и объем повести позволяет) «Подземелье ведьм» улетело в любимое.
Отличная смесь из приключений, тайн и загадок! И даже романтическая линия присутствует, но при этом не перетягивает одеяло повествования на себя, а потому не раздражает.
Итак, добро пожаловать на еще толком неизученную обитаемую планету Эвур. Планета эта уникальна.
– Знаешь, как кличут нашу планету в Управлении Исследований? Эвур. Эв-ур – Эволюционный урод. Здесь все сразу – триас и мезозой, кайнозой и хомо сапиенс. Новые виды здесь появлялись, а старые не вымирали. Этого не может быть, но это случилось. Ради того, чтобы здесь поработать, можно пойти на переговоры даже с Октином Хашем.
Как так получилось? Почему невозможное стало возможным? Для того, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, возникающие у ученых, нужно провести полноценное масштабное исследование всей планеты, но, как и всегда, бюрократические моменты мешают осуществить необходимое здесь и сейчас. А потому пока на Эвуре стоит только небольшая исследовательская станция с персоналом меньше десяти человек.
Местные воспринимают их как какое-то необычное, но очень богатое племя, и с таким подходом, конечно же, кто-то ищет у них защиты, а кто-то очень хочет уничтожить, ну или хотя бы поработить. И вот на станцию совершено нападение, причем вполне успешное. (Это не спойлер, это самое начало) Пока находящиеся на орбите в космическом корабле другие люди пытаются понять, что произошло и найти выживших, если они есть, Андрей Брюс, агент Космофлота и еще несколько человек оказываются в плену у местного «Аттилы».
Дальше про сюжет нет смысла рассказывать. Будет любовь, будут приключения, будут поиски (и вполне успешные) ответов на загадки и попытки выжить, будут загадочные ведьмы и их подземелье, будут смерти и трагедии, но при этом всегда будет надежда на то, что у тех, кто борется и сопротивляется, все будет хорошо!
Прекрасная повесть! Рекомендую всем, кто неравнодушен к фантастике и приключениям!
Если человек достиг уровня, позволяющего изучать не только собственную Землю, но и жизнь других планет, анализировать развитие внеземных цивилизаций, согласитесь, есть повод возгордиться и посчитать себя вУмным и неприкасаемым.
Мне было забавно наблюдать за самоуверенными покорителями планет. Все умеющие, прилетевшие изучить и научить, наверное, или, возможно, помочь.
Неприятно и досадно получить: да, диковатого, да, не совсем разумного, совсем не цивилизованного, но ловкого, хитрого, мудрого в плане достижения цели, врага. Октин Хаш способен сделать один и даже два шага назад, чтобы потом стремительно вырваться вперед и завоевать мир.
Если изучаемая тобой планете кажется недоразвитой, это еще не значит, что она не способна тебя поработить.
Опасно недооценивать противника, обидно сдаваться, спасаясь бегством, и самое страшное ощутить неожиданную беспомощность там, где еще вчера ты казался всем.
Неожиданно от Кира Булычёва получить такое произведение.
Безнадежно, реалистично, трезво.
Очень взрослая вещь, ребенку, скорей всего, очень досадно будет принять финал.
Степень разумности человека на разных эволюционных витках в космофантастике
Да и идея несколько другая, чем то представил Щербак-Жуков. Смысл не в бессилии развитого общества, но в его переоценке своей «развитости». Действительно, о чём речь, когда у тебя самолёты-космолёты, а противник бегает в халатах-набедренных повязках? И вдруг выясняется, что эти степняки-афганцы-октины-хаши могут уничтожить не только экспедицию Конрада Жмуды, но и куда более развитую цивилизацию, способную управлять ходом эволюции. Буквально сбить самолёт палкой, жестокостью свергнуть порядок.
Абсолютно прав Булычёв: не хочешь отступиться от своих гуманных принципов, так не лезь к этим степнякам, брось их, уходи прочь, их можно только изолировать или уничтожить.
Без сомнения, «Подземелье ведьм» куда глубже и сложнее, чем может показаться. Сам не ожидал такого, так как повесть прочитал впервые. Никакого сравнения с фильмом, который вышел обычным боевичком.
Отлично!
— Как тебя зовут?
— Биллегури, а твои люди зовут меня Белогурочка. Почему?
— Им лучше знать. Это хорошее имя.
Вашу дивизию, вы же цивилизованные высокоразвитые люди, вы в состоянии запомнить и произнести её имя, что за привычка всё коверкать на свой лад? Она же не кличет тебя каким-нибудь Андриулли. И аргументация железная, «им лучше знать». Вспоминается один мой знакомый по имени Наиль, которого все звали Федей. Подобные ситуации меня просто в тупик ставят.
Для человека, покорившего звёзды, смешна и нелепа сама мысль, будто грязный варвар может причинить ему вред, и это та самая причина, по которой грязный варвар для него по-настоящему опасен. Да ещё эта предательская склонность относиться к недоразвитым народам, как к братьям нашим меньшим, кормить их конфетками и современной моралью. В «Подземелье ведьм» появляются некие загадочные прогрессоры с весьма жалкой судьбой, своеобразное предостережение всем легкомысленным.
Все эти серьёзные размышления, интересные не только в фантастическом ключе, но и в приложении к реальности, завёрнуты в унылый сюжет с бедненьким антуражем. Многие эпизоды вызывали полнейшее неприятие. Скажем, дикари, сжегшие межпланетный катер. Факелами. Да ну блин, он что, деревянный был? Или главный герой, спасённый Белогурочкой и обиженно воротящий морду, потому что, видите ли, она его спасла не в силу страстной влюблённости, а ради своего племени. Брюс Ли недоделанный. Или та же самая Белогурочка, на протяжении всей повести боровшаяся за своего старенького отца и его народ, а в итоге наплевавшая на них всех ради прекрасных глаз агента Космофлота. Дело даже не в том, что я не очень верю в жертвенную романтическую любовь девушки-дикарки, а в том, как резво и необъяснимо у неё сменились приоритеты.
Так что в целом мне не понравилось, при всём уважении к Киру Булычёву и его здравым идеям.