Подумайте в чем смысл произведения как

Подумайте, в чем смысл произведения «Слово о полку Игореве».

Обсуждение вопроса:

Подумайте в чем смысл произведения как

Подумайте в чем смысл произведения как

Вторая часть «Слова. » — идейный центр произведения. Без исторического комментария невозможно понять высокий и трагический пафос обращения автора к князьям, постичь ту глубину страдания, которая наполняет сердце русских людей при виде княжеских распрей.

Во всём произведении используется композиционный принцип переплетения триад. Во второй части «Слова. » мы, в свою очередь, можем выделить три части: сон Святослава и толкование его боярами, «Золотое слово» Святослава и обращение автора к князьям.

Сон Святослава — предчувствие беды. «Два солнца померкли» — двух русских князей впервые за всю историю отношений русских и половцев взяли в плен, «Два молодых месяца» — младшие князья.

В «Золотом слове» Святослав воздаёт честь храбрости и силе Игоря и Всеволода, но осуждает их самочинный поход на половцев: «Но не по чести одолели, не по честй кровь поганых пролили». Святослав обращается к Игорю и Всеволоду, называя их «сыновчя», то есть племянники. На самом деле они были ему двоюродными братьями. Такое обращение мог позволить себе старший князь в роду, великий князь Киевский.

Святослав сожалеет: «А уже не вижу власти сильного и богатого брата моего Ярослава, с воинами многими, и с черниговскими боярами. ». Ярослав Всеволодович, черниговский князь, родной брат Святослава, в ответ на призыв великого князя собрал своих воинов и встал около Чернигова, защищая только свою землю: «. а Ярослав в Чернигове, совокупивъ вой свои, стоя- шеть» (из Киевской летописи). Святослав восклицает: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прежнюю славу сами похитим, а нынешнюю меж собой разделим».

Вспомним, что сильное войско Давида Ростиславича Смоленского, пришедшее на призыв Святослава, стояло в тылу у киевского князя и отказывалось двигаться дальше. «Когда сокол возмужает, высоко птиц взбивает, не даст гнезда своего в обиду. Но вот мне беде, — восклицает Святослав, — княжеская непокорность, вспять времена повернули. Вот у Римова снова кричат под саблями половецкими, а Владимир изранен. Горе и беда сыну Глебову!»

Владимир Глебович, о котором говорит Святослав, — это брат «прекрасной Глебовны», жены Яр-Тур Всеволода, попавшего в плен. Киевская летопись говорит, что Владимир Глебович был «дерзок и крепок в рати». Защищая Переяславль от половцев, он выехал из города с малой дружиной и крепко бился с половцами. Враги обступили его. Воины, увидев из города, что половцы окружили князя, «выринушася из города» и отбили своего князя, который был ранен тремя копьями. Израненный Владимир Глебович послал к русским князьям за помощью, но Давид со смолянами решил возвратиться домой, а Святослав с Рюриком охраняли броды через Днепр. В результате половцы по дороге напали на беззащитный Римов и уничтожили город: «Вот у Римова снова кричат под саблями половецкими, а Владимир изранен».

Собственным израненным сердцем чувствует автор страшное горе, постигшее Русь, — глубокое разобщение русских князей.

Подумайте в чем смысл произведения как

Вслед за словом Святослава автор обращает к занятым собственными интересами князьям своё взволнованное, горькое слово. Первый, к кому обращается автор, — Всеволод Большое Гнездо, князь Владимирский, первенство которого над всеми русскими князьями было неоспоримо (см. материал первого урока): «Великий князь Всеволод! Не помыслишь ли ты прилететь издалека, отцовский золотой стол поберечь?» Но не прилетит на помощь великий князь Всеволод.

Следующее обращение — к двум братьям, Рюрику и Давиду Ростиславичам. Рюрик на момент событий 1185 года — соправитель Святослава в Киевской земле, его воины вместе с войсками Святослава «и со инеми помочьми» заняли позиции на берегу Днепра против половцев. Воины Давида не услышали призыва вступить в золотые стремена «за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!» и вернулись в Смоленск (отметим возникновение нового рефрена). Соблюдая историческую объективность, скажем, что Давид и его войско не сумели перешагнуть личной обиды: с 1171 года Давид был князем Киевским, но Андрей Боголюбский потребовал от всех четырёх братьев Ростиславичей убираться из Киева в Смоленск, а Давиду и Мстиславу Храброму вообще велел не появляться в Русской земле. Понятно, что оскорблённые смоляне не захотели защищать Киева, из которого их незадолго до того изгнали.

Третье обращение — к Осмомыслу Ярославу, князю Галиц- кому. Автор ярко описывает могущество этого князя, отца Ярославны — жены князя Игоря: «Высоко сидишь на своём злато- кованном престоле, подпёр горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота, меча бремена через облака, суды рядя до Дуная. Страх перед тобой по землям течёт, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с золотого отцовского престола в султанов за землями». В этих словах содержится намёк на события 1159 года, когда Ярослав Осмомысл в союзе с волынскими полками захватил Киев: «отворяеши Киеву врата». В словах автора слышится урок могучему Ярославу Осмомыслу: ты сумел захватить Киев, сумей же его защитить! Но автору хочется верить в помощь русских князей своим братьям: «Стреляй же, господин, в Кончака, поганого половчанина, за землю Русскую, за раны Игоревы, храброго Святославича!»

«А ты, храбрый Роман, и Мстислав! Храбрые замыслы влекут ваш ум на подвиг!» — обращается автор к двум братьям Рости- славичам, потомкам Мстислава Великого. Их полки под предводительством Мстислава Храброго после изгнания Ростиславичей из Киева наголову разбили Андрея Боголюбского, показав свою силу. На 1185 год Ростиславичи княжили в Смоленской земле, их ближайшими соседями были литва, ятвяги и деремелы (имеются в виду названия племён). Автор отдаёт должное отваге и уму братьев. Но что их отвага, проявленная в сражениях с русскими князьями, если Русская земля стонет от половцев, если «Игорева храброго полка не воскресить»!

«Ингварь и Всеволод и все три Мстиславича — не худого гнезда шестокрыльцы!» — обращается автор к другим русским князьям: «Загородите Полю ворота своими острыми стрелами, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!» В третий раз упруго и остро, словно выкликаемый князем перед началом боя, звучит призыв встать за землю Русскую — это самый знаменитый рефрен в «Слове о полку Игореве».

В следующих строках автор говорит о том, что опасность надвигается на Русь не только с Поля, но и со стороны литвы: «Один только Изяслав, сын Васильков, прозвенел своими острыми мечами о шлемы литовские, поддержал славу деда своего Всеслава, а сам под червлёными щитами на кровавой траве литовскими мечами изрублен. » Изяслав, князь полоцкий (горо- денский), правнук Всеслава Полоцкого, погиб в битве 1183 года, за два года до похода Игоря на половцев. Автор словно хочет предупредить своих читателей об опасности нападения со стороны Литвы. Опасность эта, предсказанная автором «Слова. », станет явной несколько десятилетий спустя.

Подвиг Изяслава Василькова описывается лирически: «. так он один и изронил жемчужную душу из храброго своего тела через золотое ожерелие».

Подумайте в чем смысл произведения как

Желая понять истоки сегодняшнего бедственного состояния Русской земли, автор обращается взором к событиям, которые стали первопричиной этого состояния, — к событиям более чем столетней давности. Он вспоминает князя Всеслава Брячиславича полоцкого, выступившего против Ярославичей. Ярославичам пришлось объединиться и двинуться на него в поход. В результате Всеслав был схвачен и брошен в темницу в Киеве. Но пока Ярославичи воевали с Всеславом, половцы напали на Русь (1068). Ярославичи вышли им навстречу и были побеждены.

Всеславу всё же удалось покняжить в Киеве: киевляне взбунтовались против Ярославичей, выгнали их и провозгласили князем Всеслава: «Тот хитростью поднялся. достиг града Киева и коснулся копьём своим золотого престола киевского». Изяслав Ярославич сумел изгнать его и отобрать Полоцк, Всеслав бежал: «А от них бежал, словно лютый зверь в полночь из Белгорода, бесом одержим в ночной мгле. » Но Всеслав набрал дружину и сумел отвоевать отцовский престол. До конца XI века, до смерти последнего Ярославича (1093), продолжалась борьба братьев с Всеславом. Он умел одерживать победы над Ярославичами, нападал на Псков, грабил и жёг Новгород и Смоленск, но эти победы приносили Русской земле только горе: «На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не на добро засеяны, засеяны костями русских воинов».

Всеслава называли чародеем и шептали, будто бы он был рождён от волхования. Он умел делать то, что было недоступно другим людям, имел огромные силы, но потратил их на борьбу со своими родственниками, братьями Ярославичами: «Хоть и вещая душа была у него в дерзком теле, но часто от бед страдал. Ему вещий Боян ещё давно припевку молвил, смыслённый: «Ни хитрому, ни удачливому. суда божьего не избежать!»

Автор показывает первопричину горького положения Руси: раздоры отвлекли князей от обороны границ, и в образовавшиеся бреши стали проникать половцы. Поход Игоря Святославича 1185 года — показательный результат раздробленности Русской земли: четыре князя попадают в плен, половцы безнаказанно грабят и сжигают русские города, а князья думают о своих интересах и отказываются выступать против кочевников. Поход Игоря на половцев — это не просто незначительный неудачный поход новгород-северского князя против поганых, но та капля, которая переполняет чашу терпения. Раздробленность Русской земли — не просто факт, но факт, угрожающий самому её существованию. Пройдёт всего тридцать восемь лет, и горестный, не услышанный князьями призыв автора «Слова. » к единению отзовётся в страшном разгроме на Калке.

Тяжким пророчеством звучат строки «Слова. »: «О, печалиться Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским; а ныне одни стяги Рюриковы, а другие — Давидовы, и порознь их хоругви развеваются. Копья поют. » (Флаги двух родных братьев развеваются порознь, нет единства даже между ближайшими родственниками.)

Первая часть создана в традициях воинской повести. Вторая часть — образец торжественного красноречия (жанр «слова»). Это страстная речь оратора, обращающегося к русским князьям. Автор соблюдает старшинство в обращении, упоминает о заслугах и доблести князей, ищет причины современного положения, заглядывая в прошлое, и, говоря современным языком, выдвигает долгосрочные прогнозы. Мы видим автора — человека, блестяще знающего историю Русской земли, глубокого политика и истинного патриота Русской земли.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Слово о полку Игореве (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 8-10, стр. 33-34)

Вопросы и задания (10 стр.)

1. Подготовьте пересказ очерка Д. С. Лихачева по учебнику или по книге «Слово о полку Игореве» (серия «Литератур­ные памятники»), подчеркнув главные мысли автора.

Главными мыслями очерка Дмитрия Сергеевича Лихачева «Слово о полку Игореве» являются:

2. Как охарактеризовать годы, когда создавалось произведе­ние?

События «Слова о полку Игореве» происходили более восьми веков назад, и, чтобы понять произведение, необходимо разобраться в них.

Раздробленность Руси начинается после смерти Ярослава Мудрого (1054), который завещал своим пятерым сыновьям жить в мире, слушаться старшего брата и укреплять страну. Но на деле получилось обратное: князья стали соперничать между собой за земли, иногда обращаясь за подмогой к половцам, и начались усобицы.

В 1113 году киевским князем становится Владимир Мономах, который еще 20 лет назад показал себя человеком особенным: он добровольно отдал Чернигов своему двоюродному брату Олегу Святославовичу, приведшему под стены города половцев, что грозило смертью мирным жителям. За двенадцать лет княжения Владимира Мономаха в Киеве единство Руси было отчасти восстановлено. После его смерти Русью правил Мстислав Великий (сын Мономаха), и еще семь лет никто из князей не решался на распри.

Спокойствие Руси было нарушено с 1132 года – начались усобицы среди потомков Мономаха, вражду подхватили потомки Олега Святославовича, и раздробленность стала фактом.

До событий, описанных в «Слове…», оставалось еще более 50 лет. За это время много произошло событий: княжества укреплялись и ослаблялись, даже Киев подвергался разгрому и потерял свое могущество. Борьба князей за первенство продолжалась.

Несмотря на раздробленность, русские земли объединяла православная вера, общая пись­менность и язык, но в разных княжествах уже возникали свои особенности, князья ставили себе разные цели. А народ ещё пом­нил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора «Слова о полку Игореве».

И вот в 1185 году, не посоветовавшись с другими князьями, Игорь со своим сыном Владимиром, с братом Всеволодом, кня­жившим в Трубчевске, и со своим племянником Святославом Ольговичем из Рыльска выступает в поход на половцев. Исторический поход Игоря имел ярко выраженный грабительский характер.

Что касается времени создания «Слова о полку Игореве», то академик А.А. Зализняк и профессор А.Н. Ужанков установили время написания –1200 год, спустя 15 лет после трагический событий похода Игоря. В 2020 году А.Н. Ужанков выпустил книгу «Слово о полку Игореве» и его автор», где называет автором древнего памятника игумена Моисея Выдубицкого, который до монастыря был боярином, дружинником, участвовал в походе с Игорем и оказался среди тех 15 человек, которым удалось вернуться на родину.

3. Прочитайте текст «Слова о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого (о творчестве Н. А. Заболоцкого Вы може­те прочитать на с. 134-152 второй части учебника), позна­комьтесь с историей рукописи по рассказу литературоведа Н. Гудзия. Расскажите о своих впечатлениях.

«Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке, но перевести его точно не удается до сих пор, потому что древний язык отражал мировоззрение того времени, которое современным людям и даже людям XIX века оказалось недоступно. Мир изменился. Художественный перевод Николая Заболоцкого – это его интерпретация исторических событий, где действия и переживания героев наделяются современным мироощущением, так что сравнивать первоисточник и вольный перевод ни в коем случае нельзя.

История рукописи впечатляюща. Почти пять веков пролежала она в безызвестности, что в общем-то и неудивительно, потому что, как мы знаем, историческая наука в России появилась только в XVII веке. И, несмотря на пожар в Москве и уничтожение подлинника, это произведение осталось жить и направлять ученых на исследование древней Руси, ее языка и понимание мировоззрения.

До сих пор ученые надеются, что когда-нибудь найдутся и другие тайные хранилища, например, библиотека Ивана Грозного.

Вопросы и задания (стр. 33-34)

1. Подумайте, в чем смысл произведения. Как проявляется идея автора в тексте «Золотого слова» Святослава и поче­му оно получило такое название? Каким Вы представляете себе автора?

Смысл «Слова…», прежде всего, в патриотической идее объединения Руси. Князья должны думать о русской земле и народе, а не соперничать друг с другом за власть. Поход Игоря, не имеющий никакого смысла, кроме личных амбиций князя, открыл половцам дорогу на Русь, привел к гибели пяти тысяч человек, сам Игорь Святославович оказался в плену. Но тем не менее автор, осуждая Игоря, уважает его, и прежде всего за то, что князь Игорь осознал свои ошибки и раскаивается. Раскаивается не только за этот неудачный поход, но и за совершенные ранее в усобицах злодеяния. И только поэтому Бог помогает Игорю бежать из плена, а в дальнейшем в 1197 году стать князем в Чернигове. «Слово…» – это и глубоко религиозное православное произведение.

Идейный центр повествования заключен в «Золотом слове» Святослава, в котором проявляется авторский замысел. В «Золотом слове» Святослав воздаёт честь храбрости и силе Игоря и Всеволода, но осуждает их самочинный поход на полов­цев. Святослав сожалеет, что сила и храбрость князей пропадают в усобицах. Святослав призывает князей думать не только о своих землях, но и о Руси. Святослав готов прийти на помощь пленникам.

Все, что говорит Святослав, близко и автору произведения. После важных, веских, мудрых, отеческих слов Святослава (золотого слова) автор сам обращается к князьям. И его слово можно назвать горьким, потому что не о славных победах идет речь, а о разобщенности русских князей. Автор обращается к Всеволоду-Большое Гнездо, который не спешит на помощь. Второе обращение – к братьям Давиду и Рюрику Ростиславовичам, которые не могут перешагнуть личные обиды и тоже остаются в стороне от происходящего. Третье обращение направлено отцу Ярославны, Осмомыслу, князю Галицкому. И далее автор перечисляет многих славных князей Руси, прославляя их подвиги и призывая к единению. В своих обращениях автор «Слова…» доходит до первопричины раздробленности и разрозненности русских княжеств и напоминает князьям о кровном родстве.

Автор «Слова о полку Игореве» очень образованный человек, он знает историю всех княжеств, подвиги князей и их родословные. Автор описывает битву Игоря с половцами не с чьих-то слов, а как участник сражения. «Золотое слово» Святослава он передает, как будто сам был рядом с киевским князем, когда тому принесли весть о гибели дружины Игоря. События, описанные в произведении, и для самого автора находятся уже в далеком прошлом, поэтому с высоты лет и жизненной мудрости точно расставлены акценты и дана оценка происходящему на Руси с точки зрения православия.

2. Какие приемы помогают автору «Слова. » создать харак­теры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности?

Сравнения: Всеслав «вы­скочил из Белгорода зверем», Ярославна кличет, как «кукуш­ка раннею весною» (в тексте Н. А. Заболоцкого повторяется это не очень понятное сравнение. В изначальном тексте Яро­славна названа некоей «зигзицей», то есть, скорее всего, чай­кой), князь Игорь в зависимости от ситуации сравнивается (превращается) то в горностая-белку, то в серого волка, то в сокола;

Повторы: «О Русская земля! Уже ты за холмом!».

3. В. Белинский пишет, что «плач Ярославны дышит глубо­ким чувством. Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без угла и без куска. это. лю­бящая душа тоскливо порывается к своему милому, к сво­ей ладе, чтобы омочить в Каяле-реке бобровый рукав и оте­реть им кровавые раны на теле возлюбленного». (В. Белин­ский. Статьи о народной поэзии.)

Согласны ли Вы с мнением знаменитого критика? Каким Вам представляется образ Ярославны?

В.Г. Белинский услышал в плаче Ярославны любящую душу, страдающую от неизвестности о судьбе мужа, готовой броситься на помощь любимому. И никак по-другому слова жены Игоря и невозможно понять, ведь в них только любовь к человеку, а не к его положению и состоянию.

В моем воображении предстает образ высокой, статной, красивой женщины, на ней длинные черно-красные одежды, отороченные мехами. У нее сильный характер, она исполнена веры в то, что ее любовь спасет мужа.

4. Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьте рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова. ».

Князь Игорь и Всеволод, отправляясь в поход на половцев, искали славы только для себя, и поэтому лично они никакого вклада не сделали. А вот их поражение болью откликнулось на Руси и стало одной из причин того, что русские князья задумались об объединении, как минимум для борьбы с внешними врагами.

5. Какую роль играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, наклика­ют, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, мо­лит, величать, запричитала? Объясните их смысл.

Сложить песнь – увековечить, восславить подвиги в слове (песня, былина, легенда, повесть).

Отвагою запалил себя – стал смелым, настроился на яростное противостояние.

Заострил сердце – направил все помыслы и действия на задуманное.

Накликают – совершать действия, которые приведут к беде.

Грозу суля – обещая грозу.

Крамолу ковал – готовил измену, за спиной вёл предатель­скую деятельность.

Изронил золотое слово – произнёс редкое по мудрости суж­дение, которого долго ждали.

Молит – уговаривает, просит.

Величать – с уважением называть.

Запричитала – заголосила, зарыдала, произнося слова сожаления.

Эти слова и словосочетания играют роль художественных и выразительных средств, раскрывающих эмоциональное напря­жение повествования и создающих определенные образы у чи­тателей.

6. Известна ли Вам опера А. Бородина «Князь Игорь»? В чем ее сходство и в чем отличие от литературного памятника «Слово о полку Игореве»?

Опера А.П. Бородина написана по мотивам «Слова о полку Игореве» и поэтому не воспроизводит событий произведения. В опере есть герои, которых нет в «Слове…», например, Ерошка и Скула. Также в музыкальном произведении много отступлений от текста: брат Ярославны хочет стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь, нет в опере киевского князя Святослава, также у Бородина по-другому заканчивается произведение: встречей Ярославны и Игоря.

7. Рассмотрите внимательно иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Какими представляет себе художник-иллюстра­тор портреты героев и что подчеркивает в них (мужество, красоту, величие и т. д.)?

На гравюре «Солнечное затмение» мы видим, что Игорю зовет дружину двигаться вперед, и практически все воины смотрят на князя, полностью доверяя ему, веря в его доблесть. Иллюстрация украшена орнаментом, в верхней части выше орнамента летят хищные птицы, предвещающие беду. На гравюре «Плач Ярославны» мы тоже видим орнамент и птицу, с которой сравнивает автор «Слова…» жену Игоря. Обе иллюстрации отражают поэтику произведения, воплощая в рисунке связь природы и человека, как это мы видим у автора XII века. Художник подчеркивает в портретах героев черты, на которые обращает внимания и автор: решимость и мужество Игоря, женскую тревогу и решимость Ярославны.

Развивайте дар слова

1. Составьте предполагаемый диалог с автором об особеннос­тях «Слова о полку Игореве», о героях, их поступках, идее произведения.

Закрываю глаза и вижу его, автора «Слова…» в маленькой келье. Он перебирает огромные книги и свитки. Седовласый, крепкий старик в рясе встает, его ясные, мудрые глаза устремлены куда-то в пространство… Мне кажется, что он видит меня, и я решился:

– Отче, восемь веков нас разделяют, можем ли мы понять друг друга?

– Отчего же не понять?! Коли Русь стоит, коли жива вера православная, значит, и мы не зря землю топтали и хлеб ели. Значит, во всех последующих поколениях были такие, как я раб божий, кто хотел разбудить в людях хорошее: совесть да любовь.

– Но ведь князь Игорь ни за что погубил свою дружину, открыл дорогу половцам, какая там любовь и совесть?

– Гордость чрезмерная да себялюбие привели Игоря к плену и позору. Такое с каждым может случиться. Но не каждый может не только осознать свои ошибки, но раскаяться, покаяться в них и направить сердце свое на служение людям. Таких и Бог прощает, и человек уважает, и другим он наука.

– Так главное в твоем «Слове…» это?

– Чтобы главное в «Слове…» понять, надобно Бога принять, Родину любить и людям служить, а иначе слова так и останутся пустым звуком – открываются они только когда сердцем человек читает.

2. Подготовьте похвальное слово Ярославне в духе поэтики «Слова о полку Игореве».

Солнце красное всю землю освещает, всё живое на ней согревает.

А сердце, любовью полное, душу освещает и надежду согревает.

Ярославне наше слово похвальное за любовь ее безграничную,

за характер ее стойкий, слово нежное.

На таких, как она, Русь держалась в веках,

и поныне Россия на такой любви держится.

3. Введите выражения «растекался мыслию по древу», «ковал крамолу», «изронил свое златое слово» в предложения соб­ственной конструкции.

В современном русском языке данные выражения являются устойчивыми, но приобрели они ироничный подтекст. Когда человек долго и нудно что-то объясняет, сам получая удовольствие от говорения, то про него и говорят: растекался мыслию по древу.

Начальник долго думал над предложением сотрудников и наконец изронил свое золотое слово. Как видим, и в этом предложении смысл «золотого слова» снижен, потому что совсем не обязательно то, что скажет начальник, будет мудрым и долгожданным.

Как мы узнали позже: Сидоров ковал крамолу против нашего отдела лет пять, сливая информацию конкурентам.

Письменно:

Какой план сочинения, доклада, эссе можно составить на темы: «Ярославна – героиня «Слова о полку Игореве»; «В чем пафос памятника «Слово о полку Игореве»?»; «В чем актуальность этого произведения в наши дни?»; «Мое отношение к героям «Слова о полку Игореве»?

«В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве»?»

«В чём актуальность этого произведения в на­ши дни?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *